Жаклин Роке
Жаклин Пикассо | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Жаклин Роке 24 февраля 1927 г. Париж , Франция |
Умер | 15 октября 1986 г. Мужен , Франция | (59 лет)
Супруги | |
Дети | 1 |
Жаклин Пикассо или Жаклин Роке (24 февраля 1927 — 15 октября 1986) — муза и вторая жена Пабло Пикассо . Их брак продлился 12 лет до его смерти, за это время он создал более 400 ее портретов, больше, чем любой из других любовников Пикассо. [1]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Она родилась в 1927 году в Париже, Франция. Ей было всего два года, когда ее отец бросил мать и пятилетнего брата. Мать вырастила ее в тесной квартирке консьержа недалеко от Елисейских полей, а также много часов работала швеей. Жаклин было 18, когда ее мать умерла от инсульта. В 1946 году Жаклин вышла замуж за инженера Андре Ютена, от которого у нее родилась дочь Катрин Ютен-Блей. Молодая семья переехала в Верхнюю Вольту (ныне Буркина-Фасо) в Западной Африке, где работал Утин, но Жаклин вернулась во Францию с Кэти в 1952 году и развелась с Хутином в ноябре 1954 года. [2] Она поселилась на Французской Ривьере и устроилась на работу в магазин своей кузины, гончарную мастерскую Мадура в Валлорисе . [3]
Отношения с Пикассо
[ редактировать ]Пабло Пикассо встретил Роке летом 1952 года, когда она работала в гончарной мастерской Мадуры. [4] В 25 лет она взяла на себя роль продавца в магазине компании и расположилась недалеко от входа, где ее легко заметил Пикассо. [5] Он завел с ней роман, нарисовав мелом на ее доме голубя и принося ей по одной розе в день, пока она не согласилась встречаться с ним. [6]
Франсуаза Жило , тогдашняя партнерша Пикассо, разорвала отношения в конце сентября 1953 года и уехала в Париж с двумя детьми. Жило вспоминала, что когда она навещала его в июле 1954 года, Пикассо продолжал жить один, но Роке навещал его почти каждый день. [5] Она жила со своей дочерью Кэти на вилле в Гольф-Жюан под названием Ле Зике. По словам биографа Пикассо Джона Ричардсона , большинство друзей Пикассо не одобряли Роке, в то время как он установил с ней взаимопонимание и считал ее превосходной парой для Пикассо из-за ее «покорного и благосклонного» темперамента и того факта, что она была «одержимой». влюблена в него». [7]
Летом 1954 года Пикассо поехал остановиться в большом доме графа Жака де Лазарма в Перпиньяне . Он прибыл туда 6 августа со своей дочерью Майей и двумя другими детьми Клодом и Паломой . Там к ним присоединились Дуглас Купер , Джон Ричардсон, а позже Роланд Пенроуз . Роке и ее дочь Кэти также присоединились к группе, но им пришлось остановиться в местной гостинице. [5] Когда Майя уехала в конце августа, Роке разрешили остаться в комнате Пикассо. Две ночи спустя Пикассо и Роке сильно поссорились. Патрик О'Брайан , друг Лазермес, вспоминал, что на следующее утро Роке уехал в Гольф-Жуан , но каждый час останавливался, чтобы поговорить с Пикассо. К тому времени, когда она добралась до Безье , Роке был на грани самоубийства. Она вернулась в тот же вечер, но спор вызвал между ними раскол. О'Брайан вспоминал: «В течение следующих недель отношение Пикассо к ней было смущающе неприятным, в то время как ее отношение было смущающе покорным - она называла его своим Богом, говорила с ним в третьем лице и часто целовала ему руки». Ричардсон высказал мнение: «Пикассо проверял пределы мазохистской преданности Жаклин. На этот раз он не мог позволить себе еще один неудачный роман. Жаклин должна была доказать силой своей любви, что она была лучшим кандидатом на его руку». . [7]
В октябре 1954 года Пикассо и Роке начали жить вместе, когда ей было 27 лет, а ему 72. [3] Вернувшись в ее дом в Гольф-Жуан, Роке и Пикассо сочли виллу слишком маленькой и переехали в Париж. За три дня до завершения серии картин « Алжирские женщины » умерла бывшая жена Пикассо Ольга Хохлова , в результате чего Роке и Пикассо вернулись в Канны. [7] Пара нашла уединенное убежище на вилле Ла Калифорния недалеко от Мужена . [8] К концу 1957 года Пикассо искал новый дом из-за развития близлежащих застроек и в 1958 году купил замок Вовенарг . [7] Они поженились в Валлорисе 2 марта 1961 года. [9] Чтобы отпраздновать свою свадьбу, пара переехала на виллу под названием Нотр-Дам-де-Ви, расположенную на склоне холма недалеко от Мужена, где Пикассо провел свои последние 12 лет. [7]
муза Пикассо
[ редактировать ]Образ Роке начал появляться на картинах Пикассо в 1954 году. Для этих портретов характерны преувеличенная шея и кошачье лицо, искажения черт Рока. Со временем ее темные глаза и брови, высокие скулы и классический профиль стали знакомыми символами в его поздних картинах. [10]
Пикассо сделал первый портрет своей второй жены 2 июня 1954 года. В июле он был выставлен в Maison de la Pensée Français в Париже как «Портрет мадам Z» , вдохновленный названием дома Жаклин Le Ziquet. Второй портрет сидящей Жаклин был завершен 3 июня. [5]
Вполне вероятно, что серия картин Пикассо « Женщины Алжира» , созданная по мотивам Эжена Делакруа картины « Алжирские женщины» , была вдохновлена красотой Рока; художник отметил, что «Делакруа уже встречался с Жаклин». [10] Джон Ричардсон прокомментировал: «Франсуаза не принадлежала к типу Делакруа. Жаклин, наоборот, олицетворяла это... И еще, есть связь с Африкой: Жаклин много лет жила как жена колониального чиновника [Ютина] в Верхняя Вольта Как заметил Пикассо: «Уагадугу, возможно, и не Алжир, тем не менее, Жаклин имеет африканское происхождение». [5]
28 декабря 1955 года он создал Жаклин с шарфом , линогравюру Жаклин как «Лолы де Валанс», которая была отсылкой к картине Эдуарда Мане 1862 года, изображающей испанскую танцовщицу. [11] [12] В 1963 году он написал ее портрет 160 раз и продолжал писать ее во все более абстрактных формах до 1972 года. [11]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Роке была предана Пикассо на протяжении всего их брака, и когда он умер в 1973 году, она была глубоко потрясена горем. Искусствовед Ричард Дормент заявил: «Она сидела в затемненной комнате, рыдая, или обращалась к фотографии своего мужа, как если бы он был еще жив». [13] Ричардсон заметил, что всякий раз, когда он навещал Роке после смерти Пикассо, она была в крайнем смятении, и ей часто требовался врач для введения транквилизаторов. В 1980 году ее состояние, казалось, улучшилось, и она полетела в Нью-Йорк на ретроспективу Пикассо в Музее современного искусства . Ричардсон отметил, что во время его визита в Нотр-Дам-де-Ви в 1984 или 1985 годах она выглядела еще более измученной, часто заявляя: «Пабло не умер». [7]
После смерти Пикассо Жаклин не позволила его детям Клоду и Паломе Пикассо присутствовать на его похоронах. [14] внуку Пикассо Паблито Пикассо (сыну Паоло, сына Пикассо от брака с украинской танцовщицей Ольгой Хохловой Жаклин также запретила присутствовать на службе ). Паблито был настолько обезумел, что выпил бутылку отбеливателя и умер через три месяца. [15]
Франсуаза Жило , спутница Пикассо с 1943 по 1953 год. [16] и мать двоих его детей, Клода и Паломы, [17] поссорился с Жаклин из-за раздела имущества художника. Жило и ее дети безуспешно оспорили завещание на том основании, что Пикассо был психически болен. [ нужна ссылка ]
После судебных баталий и смерти сына Пикассо Паоло Пикассо французский суд постановил, что наследниками поместья Пикассо стали Жаклин, его дети и внуки: Клод, Палома, Майя, Бернар и Марина Пикассо . [18]
В конце концов Клод, Палома и Жаклин согласились основать Музей Пикассо в Париже. [11]
Смерть
[ редактировать ]Жаклин Пикассо так и не оправилась от смерти мужа. Она посещала могилу Пикассо восьмого числа каждого месяца и сказала, что он хочет, чтобы она присоединилась к нему. [7] Она застрелилась 15 октября 1986 года. [7] в их доме в Мужене , замке, где они вместе провели супружескую жизнь; [13] ей было 59 лет. [19] Она была похоронена вместе с мужем на террасе замка Вовенарг. [7] Незадолго до смерти она подтвердила, что будет присутствовать на предстоящей выставке своей частной коллекции работ Пикассо в Испании. [19]
Наследие
[ редактировать ]Пикассо создал больше портретов своей второй жены, чем любая другая женщина в своей жизни. Джон Ричардсон , биограф Пикассо, описал последние годы Пикассо перед его смертью как «Эпоху Жаклин». Арне Глимчер , основатель галереи Pace, прокомментировал: «Размах интерпретации ее образа весьма необычен [...] трансформацию его позднего стиля можно увидеть только через эти портреты Жаклин». [20]
См. также
[ редактировать ]- Бюст сидящей женщины (Жаклин Роке) , портрет Роке 1960 года работы Пикассо.
- Женщина с собакой , портрет Роке Пикассо 1962 года.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хоэнадель (2004).
- ^ Мэдлин, Лоуренс (2023). Пикассо: 8 женщин . Ванв: Хазан. ISBN 978-2-7541-1234-5 .
- ^ Jump up to: а б «Обитатели музея: Жаклин Роке» . Музей Пикассо в Барселоне . 4 мая 2017 г. Проверено 1 декабря 2022 г.
- ^ «Средиземноморские годы» . Музей Пикассо в Париже . Проверено 12 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Пабло Пикассо (1881–1973)» . Кристи . Проверено 20 декабря 2022 г.
- ^ Миллард, Эллен (22 января 2020 г.). «Женщины Пабло Пикассо: раскрытие муз, стоящих за выдающимися портретами художника» . Роскошный Лондон . Проверено 12 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ричардсон, Джон (1 ноября 1999 г.). «При дворе Пикассо» . Ярмарка тщеславия . Проверено 18 декабря 2022 г.
- ^ «Пабло Пикассо Пейзаж» . Сотбис . Проверено 17 декабря 2022 г.
- ^ «Искусство: Художники и модели» . Время . 24 марта 1961 г. ISSN 0040-781X . Проверено 20 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Джонс (2001), с. 461.
- ^ Jump up to: а б с Джонс (2001), с. 462.
- ^ "Табличка Жаклин: C.5-1960" . Музей Фицуильяма . Проверено 20 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Норт, Шарлотта (25 сентября 2018 г.). «Музы Пикассо и женщина, которая сказала нет» . Сотбис . Проверено 17 декабря 2022 г.
- ^ Забель, Уильям Д. (1996). Богатые умрут богаче, и вы тоже можете . Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья. стр.11. ISBN 0-471-15532-2 . Доступно онлайн 15 августа 2007 г.
- ^ Райдинг, Алан (24 ноября 2001 г.). «Дедушка Пикассо: ужасно знаменитый, но не очень приятный (опубликовано в 2001 году)» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 11 октября 2020 г.
- ↑ Казанджян, Доди (27 апреля 2012 г.). « Жизнь после Пикассо: Франсуаза Жило ». Мода . Проверено 24 сентября 2015 г.
- ^ Йоакум, Мел (2012). « Введение: Франсуаза Жило ». Сайт архива Ф. Жило . Проверено 24 сентября 2015 г.
- ^ Эстероу, Милтон (7 марта 2016 г.). «Битва за многомиллиардную империю Пикассо» . Ярмарка тщеславия . Проверено 11 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Киммельман, Майкл (28 апреля 1996 г.). «Семейный альбом Пикассо» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 сентября 2015 г.
- ^ Кино, Кэрол. «Жаклин Роке: жена, любовь и муза Пикассо» . ВСЖ . Проверено 17 декабря 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Дюпон, Пепита (2007). Правда о Жаклин и Пабло Пикассо . Париж: В поисках полудня
- Хоэнадель, Кристин (21 марта 2004 г.). « Смешение искусства и коммерции ». Лос -Анджелес Таймс
- Хаффингтон, Арианна Стассинопулос (1988). Пикассо: Создатель и разрушитель . Нью-Йорк: Саймон и Шустер
- Джонс, Кэти (2001). « Роке, Жаклин ». (стр. 458–462). В: Джилл Берк Хименес (ред.) и Джоанна Бэнхэм (доцент редактора). Словарь моделей художников . Чикаго: Фицрой Дирборн. ISBN 1-57958-233-8
- Ричардсон, Джон (2001). Ученик чародея: Пикассо, Прованс и Дуглас Купер . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-71245-1