Андре Дерен
Андре Дерен | |
---|---|
![]() Дерен в 1903 году | |
Рожденный | |
Умер | 8 сентября 1954 г. Гарш , Верхняя де-Сен , Иль-де-Франс, Франция | ( 74 года
Образование | Академия Камилло, Академия Джулиана |
Известный | Живопись , скульптура |
Движение | фовизм |
Андре ( / dəˈræ̃ ˈr / Дерен , Французский: [ɑ̃dʁe dəʁɛ̃] ; 10 июня 1880 — 8 сентября 1954) — французский художник, живописец, скульптор и один из основателей фовизма вместе с Анри Матиссом . [1]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Дерен родился в 1880 году в Шату , Ивелин , Иль-де-Франс , недалеко от Парижа. В 1895 году он начал учиться самостоятельно, вопреки утверждениям, что встреча с Вламинком или Матиссом положила начало его попыткам рисовать, и иногда ездил за город со старым другом Сезанна , отцом Жакоменом, вместе с двумя его сыновьями. [2] В 1898 году, учась на инженера в Академии Камилло, [3] он посещал уроки живописи у Эжена Карьера и там познакомился с Матиссом. В 1900 году он встретился и делил студию с Морисом де Вламинком , и вместе они начали рисовать сцены по соседству, но это было прервано военной службой в Коммерси с сентября 1901 по 1904 год. [4] После его освобождения от службы Матисс убедил родителей Дерена позволить ему отказаться от карьеры инженера и посвятить себя исключительно живописи; впоследствии Дерен посещал Академию Жюлиана . [5]
фовизм
[ редактировать ]
Дерен и Матисс работали вместе летом 1905 года в средиземноморской деревне Коллиур , и Дерен завершил картину «Горы в Коллиуре» . [6] Позже в том же году они представили свои весьма новаторские картины на Осеннем салоне . Яркие, неестественные цвета побудили критика Луи Вокселя насмешливо окрестить их работы les Fauves , или «дикими зверями», что положило начало движению фовистов . [7] В марте 1906 года известный арт-дилер Амбруаз Воллар отправил Дерена в Лондон для создания серии картин, посвященных городу. В 30 картинах (29 из которых сохранились до наших дней) Дерен представил портрет Лондона, который радикально отличался от всего, что было сделано предыдущими художниками города, такими как Уистлер или Моне . Используя смелые цвета и композиции, Дерен написал несколько картин Темзы и Тауэрского моста . Эти лондонские картины остаются одними из самых популярных его работ. Искусствовед Т. Г. Розенталь: «Никогда со времен Моне никто не заставлял Лондон казаться таким свежим и в то же время оставаться типично английским. Некоторые из его видов Темзы используют пуантилистскую технику множества точек, хотя к этому времени, потому что точки стали больше, это гораздо проще разделение цветов, называемое дивизионизмом , и оно особенно эффективно передает фрагментацию цвета в движущейся воде под солнечным светом». [8]


В 1907 году арт-дилер Даниэль-Генри Канвейлер приобрел всю студию Дерена, обеспечив Дерену финансовую стабильность. Он экспериментировал с каменной скульптурой и переехал на Монмартр, чтобы быть рядом со своим другом Пабло Пикассо и другими известными художниками. Фернанда Оливье, в то время любовница Пикассо, описала Дерена [9] как:
Стройная, элегантная, с ярким цветом лица и черными, покрытыми эмалью волосами. С английским шиком, несколько бросающимся в глаза. Необычные жилеты и галстуки грубых цветов: красного и зеленого. Всегда с трубкой во рту, флегматик, насмешливый, холодный, спорщик.
На Монмартре Дерен начал переходить от блестящей фовистской палитры к более приглушенным тонам, проявляя влияние кубизма и Поля Сезанна . [10] (По мнению Гертруды Стайн , Дерен, возможно, находился под влиянием африканской скульптуры до Пикассо.) [11] Дерен выполнил гравюры на дереве в примитивистском стиле для издания Гийома Аполлинера первой книги прозы «L'enchanteur pourrissant» (1909). В 1910 году он выставлял свои работы в Neue Künstlervereinigung в Мюнхене . [12] в 1912 году в сепаратистской газете Der Blaue Reiter. [13] и в 1913 году на знаковой выставке Armory Show в Нью-Йорке. Он также иллюстрировал сборник стихов Макса Джейкоба в 1912 году.
На пути к новому классицизму
[ редактировать ]Примерно в это же время работы Дерена начали открыто отражать его изучение старых мастеров . Роль цвета уменьшилась, формы стали строгими; 1911–1914 годы иногда называют его готическим периодом. В 1914 году он был мобилизован на военную службу во время Первой мировой войны , и до своего освобождения в 1919 году у него было мало времени для живописи, хотя в 1916 году он предоставил набор иллюстраций для Андре Бретона первой книги « Мон де Пьете» .
После войны Дерен получил новое признание как лидер обновленного классицизма, набиравшего тогда силу. Несмотря на то, что дикие годы его фовизма остались далеко позади, им восхищались как хранителем традиций. [14] В 1919 году он оформил балет «Фантастический бутик» для Дягилева , руководителя « Русского балета» . [15] Большой успех привел к тому, что он создал множество балетных проектов.
1920-е годы ознаменовали собой пик его успеха: он был удостоен премии Карнеги в 1928 году за свой «Натюрморт с мертвой дичью» и начал активно выставляться за границей — в Лондоне, Берлине, Франкфурте , Дюссельдорфе , Нью-Йорке и Цинциннати , штат Огайо . [9]
Во время немецкой оккупации Франции во Второй мировой войне Дерен жил в основном в Париже, и немцы очень обхаживали его, поскольку он представлял престиж французской культуры. Дерен принял приглашение совершить официальный визит в Германию в 1941 году и вместе с другими французскими художниками отправился в Берлин, чтобы посетить нацистскую выставку официально одобренного художника Арно Брекера . [10] Присутствие Дерена в Германии эффективно использовалось нацистской пропагандой , а после Освобождения заклеймили его как коллаборациониста и подвергли остракизму. многие бывшие сторонники [16]
За год до смерти он заразился глазной инфекцией, от которой так и не выздоровел. Он умер в Гарше , О-де-Сен , Иль-де-Франс , Франция, в 1954 году, когда его сбил движущийся автомобиль. [17]
Лондонские картины Дерена были предметом крупной выставки в Институте Курто с 27 октября 2005 года по 22 января 2006 года. [18]
Галерея
[ редактировать ]- Автопортрет в мастерской , гр. 1903 , холст, масло, 42,2 × 34,6 см, Национальная галерея Австралии.
- Сосновый лес в Кассисе (Пейзаж) , 1907, холст, масло, 54×65 см, Музей Кантини , Марсель
- Пейзаж в Кассисе , 1907, холст, масло, 54 × 64 см, Музей современного искусства Труа.
- Пейзаж в Провансе (Paysage de Provence) , ок. 1908, холст, масло, 32,2×40,6 см, Бруклинский музей , Бруклин
- Купальщицы ( Эскиз ), гр. 1908 , холст, масло, 38 × 46 см, Musée d’Art Moderne de la Ville de Paris.
- Вид на Кань , 1910, холст, масло, Музей Фолькванг , Эссен, Германия
- La Table ( Стол ), 1911, холст, масло, 96,5×131,1 см, Метрополитен-музей , Нью-Йорк
- Тайная вечеря , 1911, холст, масло, 227,3 × 288,3 см, Институт искусств Чикаго.
- Окно в парк 1912 , , холст, масло, 130,8 × 89,5 см, Музей современного искусства.
- Nature morte ( Натюрморт ), 1912, холст, масло, 100,5 × 118 см, Государственный Эрмитаж , Санкт-Петербург, Россия. Воспроизведено в Du "Cubisme" , 1912 г.
- Ле Самеди , 1913–14, холст, масло, 181 × 228 см, ГМИИ , Москва
- Портрет девушки в черном , 1913, Эрмитаж.
- Портрет мужчины с газетой , 1911–1914, Эрмитаж.
- Стоящая обнаженная , 1907 (Осень), известняк, 95 х 33 х 17 см, Национальный музей современного искусства.
- Фотография Дерена опубликована в журнале Gelett Burgess, «Дикие люди Парижа», Architectural Record , май 1910 года. Скульптура: Nu debout ( Стоящая женщина ), 1907 год.
Публичные коллекции
[ редактировать ]Среди публичных коллекций, в которых хранятся работы Андре Дерена:
Искусство, украденное нацистами
[ редактировать ]три картины Дерена: «Paysage à Cassis» (ou Vue de Cassis ), «La Chapelle-sous-Crécy». В 2020 году французский суд постановил отреставрировать [19] и Пинеда, Кассис должен быть возвращен наследникам Рене Гимпеля , у которого они были разграблены во время нацистской оккупации Франции. [20] Семья Гимпеля подала иск в 2013 году. [21] Дерена В 2023 году «Натюрморт с бутылкой» был возвращен наследникам датчанина Райхсмана, убитого в Освенциме вместе с женой. [22] [23]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сабина, Ревальд. «Фовизм» . из «Хронологии истории искусств». Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. Архивировано из оригинала 14 декабря 2007 года . Проверено 17 декабря 2007 г.
- ^ Диль 1977, стр.8
- ^ Коулинг и Манди 1990, стр.92.
- ^ Диль 1977 стр.14
- ^ «Международная живопись и скульптура — Le Cavalier au cheval blanc» . Национальная галерея Австралии . Проверено 17 декабря 2007 г.
- ^ «Горы в Коллиуре Андре Дерена в Национальной галерее искусств» . Рольфес . Проверено 1 июля 2012 года .
- ^ «Жиль Блас / реж. А. Дюмон» . Галлика . 17 октября 1905 г. Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ Том Розенталь , обзор лондонских картин Дерена, выставленных в галерее Курто, The Independent, 4 декабря 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б Клемент 1994, с. 396
- ^ Перейти обратно: а б «Работы на виду: Андре Дерен» . Музей Гуггенхайма Эрмитаж. Архивировано из оригинала 25 января 2008 года . Проверено 18 декабря 2007 г.
- ^ Штейн, Гертруда (ноябрь 2000 г.). Штейн, Автобиография Алисы Б. Токлас . Издательство Random House. ISBN 9780679641957 .
- ^ Гамильтон 1993, с. 207
- ^ Сотриффер 1972, с. 59
- ^ Коулинг и Манди 1990, стр. 92–93.
- ^ «Австралийские танцы прыгают в Trove» . Архивировано из оригинала 8 августа 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Дорлеак, Лоуренс Бертран (2008). Искусство поражения: Франция 1940-1944 гг . Лос-Анджелес: Исследовательский институт Гетти. стр. 83–87. ISBN 978-0-89236-891-4 . Проверено 14 февраля 2012 г.
- ^ «Биография Андре Дерена» . Имя дер Кунст . Арт-Директор ГмбХ . Проверено 3 января 2008 г.
- ^ Бреттелл, Ричард Р., Пол Хейс Такер и Натали Хендерсон Ли (2009). Коллекция Роберта Лемана. III, III . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Музей искусств Метрополитен совместно с издательством Принстонского университета. п. 253. ISBN 9781588393494 .
- ^ «Решение вернуть три картины Андре Дерена семье Рене Гимпеля» . www.cultural.gouv.fr (на французском языке) . Проверено 10 ноября 2023 г.
- ^ «Марсель: картина художника-фовиста Дерена, добытая нацистами, вернулась к своим владельцам» . Франция 3 Прованс-Альпы-Лазурный берег (на французском языке). 28 января 2021 г. Проверено 10 ноября 2023 г.
- ^ Лабори, Аврора. «Борьба одной семьи за воссоединение с произведениями искусства, разграбленными нацистами» . lootedart.com . Проверено 10 ноября 2023 г.
- ^ «Во-первых, Хорватия возвращает украденные произведения искусства внуку жертвы Холокоста» . www.lootedart.com . Проверено 10 ноября 2023 г.
- ^ «Хорватия возвращает несколько произведений искусства, украденных у внука жертвы Холокоста | Gazette Drouot» . gasette-drouot.com (на французском языке). 28 сентября 2023 г. Проверено 10 ноября 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Клемент, Рассел (1994). Les Fauves: Справочник . Гринвуд Пресс. ISBN 0-313-28333-8 .
- Коулинг, Элизабет; Манди, Дженнифер (1990). На классической почве: Пикассо, Леже, де Кирико и новый классицизм 1910–1930 гг . Лондон: Галерея Тейт. ISBN 1-85437-043-X
- Диль, Гастон (1977). Дерен . Краун Паблишерс, Инк. ISBN 0517037203 .
- Гамильтон, Джордж Херд (1993). Живопись и скульптура в Европе, 1880–1940 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 0300056494 .
- Сотрифер, Кристиан (1972). Экспрессионизм и фовизм . МакГроу-Хилл. ОСЛК 1149407 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Андре Дерен в Национальной галерее искусств
- Работы Андре Дерена или о нем в Интернет-архиве
- Работы Андре Дерена [ мертвая ссылка ] (общественное достояние в Канаде)
- Каталоги выставок Андре Дерена
- Гелетт Берджесс, «Парижские дикари, Матисс, Пикассо и фовисты», 1910, Architectural Record
- Андре Дерен, Музеи и общественные художественные галереи по всему миру, Artcyclepedia
- Андре Дерен в американских публичных коллекциях, на сайте Французской переписи скульптуры.