фовизм

Фовизм ( / f oʊ v ɪ z əm / ) — стиль живописи и художественное направление , возникшее во Франции в начале 20 века. Это был стиль les Fauves ( -французски по дикие звери ), группы современных художников , чьи работы подчеркивали живописные качества и сильный цвет, а не репрезентативные или реалистические ценности, сохраняемые импрессионизмом . Хотя фовизм как стиль зародился примерно в 1904 году и продолжался после 1910 года, движение как таковое продлилось всего несколько лет, 1905–1908, и имело три выставки. [ 1 ] [ 2 ] Лидерами движения были Андре Дерен и Анри Матисс .
Художники и стиль
[ редактировать ]Помимо Матисса и Дерена, среди других художников были Робер Деборн , Альбер Марке , Шарль Камуан , Бела Чобель , Луи Вальта , Жан Пюи , Морис де Вламинк , Анри Манген , Рауль Дюфи , Отон Фрис , Адольф Вансар , Жорж Руо , Жан Метцингер , Кес ван. Донген , Эмили Шарми и Жорж Брак (впоследствии партнер Пикассо по кубизму ). [ 1 ]
Картины фовистов отличались, казалось бы, дикой работой кисти и резкими красками, а их тематика имела высокую степень упрощения и абстракции . [ 3 ] Фовизм можно классифицировать как крайнее развитие Ван Гога , постимпрессионизма смешанного с пуантилизмом Сёра . [ 3 ] и другие художники -неоимпрессионисты , в частности Поль Синьяк . Другим ключевым фактором, оказавшим влияние, был Поль Сезанн. [ 4 ] и Поль Гоген , чье использование областей насыщенного цвета — особенно в картинах с Таити — сильно повлияло на работу Дерена в Коллиуре в 1905 году. [ 5 ] В 1888 году Гоген сказал Полю Серюзье : [ 6 ] «Как вы видите эти деревья? Они желтые. Итак, нанесите желтый цвет; эту тень, скорее синюю, покрасьте ее чистым ультрамарином ; эти красные листья? Нанесите киноварь ». Фовизм сравнивают с экспрессионизмом как в использовании чистого цвета, так и в непринужденной манере письма. [ 3 ] Некоторые из фовистов были одними из первых художников-авангардистов, которые собирали и изучали африканское и океаническое искусство, наряду с другими формами незападного и народного искусства, что привело некоторых фовистов к развитию кубизма . [ 7 ]
Происхождение
[ редактировать ]
Гюстав Моро был вдохновляющим учителем движения; [ 8 ] скандальный профессор Школы изящных искусств в Париже и художник-символист , он преподавал Матиссу, Марке, Мангену, Руо и Камуэну в 1890-х годах и считался критиками философским лидером группы, пока Матисс не был признан таковым в 1904. [ 8 ] Широчайший кругозор, оригинальность и подтверждение выразительной силы чистого цвета Моро вдохновляли его учеников. [ 9 ] Матисс сказал о нем: «Он не направил нас на правильные дороги, а сбил с дорог. Он нарушил наше самоуспокоенность». [ 9 ] Этот источник сопереживания исчез со смертью Моро в 1898 году, но художники обнаружили другие катализаторы своего развития. [ 9 ]
В 1896 году Матисс, тогда еще никому не известный студент-искусствовед, посетил художника Джона Рассела на острове Бель-Иль у побережья Бретани . [ 10 ] Рассел был художником -импрессионистом ; Матисс никогда раньше не видел работ импрессионистов напрямую и был настолько потрясен их стилем, что ушел через десять дней, сказав: «Я больше не мог этого терпеть». [ 10 ] В следующем году он вернулся в качестве ученика Рассела и отказался от своей палитры земляных цветов в пользу ярких цветов импрессионистов, позже заявив: «Рассел был моим учителем, и Рассел объяснил мне теорию цвета». [ 10 ] Рассел был близким другом Винсента Ван Гога и подарил Матиссу рисунок Ван Гога. [ 10 ]

В 1901 году Морис де Вламинк впервые столкнулся на выставке с работами Ван Гога, заявив вскоре после этого, что любит Ван Гога больше, чем своего отца; он начал работать, выдавливая краску прямо на холст из тюбика. [ 9 ] Параллельно с открытием художниками современного авангардного искусства пришло понимание французского искусства до Возрождения , которое было показано на выставке 1904 года « Французские примитивы» . [ 9 ] Еще одним эстетическим влиянием была африканская скульптура, ранними коллекционерами которой были Вламинк , Дерен и Матисс. [ 9 ]
Многие черты фовизма впервые проявились в картине Матисса « Luxe, Calme et Volupté» («Роскошь, спокойствие и удовольствие»), которую он написал летом 1904 года, когда он был в Сен-Тропе с Полем Синьяком и Анри-Эдмоном Кроссом. . [ 9 ]
Осенний салон 1905
[ редактировать ]
После просмотра ярких полотен Анри Матисса , Андре Дерена , Альбера Марке , Мориса де Вламинка , Кеса ван Донгена , Шарля Камуана , Робера Деборна и Жана Пюи на Осеннем Салоне 1905 года, [ 12 ] Критик Луи Воксель пренебрежительно называл художников « фовистами » (дикими зверями), тем самым дав этому движению название, под которым оно стало известно, — фовизм . Художники представили свою первую выставку на Осеннем салоне 1905 года. Группа получила свое название после того, как Воксель описал свою выставку работ фразой « Donatello chez les fauves » (« Донателло среди диких зверей»), противопоставив свою «оргию чистых тонов» скульптуре ренессанс в стиле Альбера Марка , которая разделяла комната с ними. [ 13 ] [ 14 ]
Анри Руссо не был фовистом, но его большая сцена в джунглях «Голодный лев бросается на антилопу» выставлялась рядом с работами Матисса и, возможно, оказала влияние на использованное уничижительное слово. [ 15 ] Комментарий Воселя был напечатан 17 октября 1905 года в журнале Gil Blas . [ 13 ] ежедневная газета и вошла в народное употребление. [ 14 ] [ 16 ] Картины вызвали серьезное осуждение: «В лицо публике бросили горшок с краской», - писала критик Камилла Моклер (1872–1945), - но также и некоторое положительное внимание. [ 14 ] Нападкам подверглась картина Матисса « Женщина в шляпе» ; Покупка этой работы Гертрудой и Лео Стайнами оказала очень положительное влияние на Матисса, который страдал от деморализации из-за плохого приема его работ. [ 14 ] Неоимпрессионистский пейзаж Матисса « Роскошь, спокойствие и сладострастие » уже был выставлен в Салоне Независимых весной 1905 года. [ 17 ]
Салон Независимых 1906 г.
[ редактировать ]
После Осеннего салона 1905 года, ознаменовавшего начало фовизма, Салон независимых 1906 года стал первой совместной выставкой всех фовистов. Центральным экспонатом выставки стала монументальная картина Матисса « Le Bonheur de Vivre» («Радость жизни»). [ 18 ] Критики пришли в ужас от ее плоскостности, ярких красок, эклектики стиля и смешанной техники. [ 18 ] Треугольная композиция тесно связана с Поля Сезанна » «Купальщицами , серией, которая вскоре стала источником вдохновения для «Авиньонских девиц» Пикассо . [ 19 ] [ 20 ]
В число избранных членов комитета по подвешиванию вошли Матисс, Синьяк и Метцингер. [ 21 ] [ 22 ]
Осенний салон 1906
[ редактировать ]
Третья групповая выставка фовистов состоялась в Осеннем салоне 1906 года, проходившем с 6 октября по 15 ноября. Метцингер выставил свой фовистско-дивизионистский портрет г-на Робера Делоне (№ 1191), а Робер Делоне выставил свою картину «Человек в тюльпане» (Портрет г-на Жана Метцингера) (№ 420 каталога). [ 23 ] Матисс выставил свою «Лизезу» , два натюрморта ( «Тапис румяный» и «а-ля статуэтка» ), цветы и пейзаж (№ 1171–1175). [ 18 ] [ 23 ] Робер Антуан Пинчон показал свои «Затопленные прерии» ( Сент-Этьен-дю-Рувре , недалеко от Руана) (№ 1367), ныне находящиеся в Музее Лувье , [ 23 ] написан в стиле фовизма, с использованием золотисто-желтых, ярких синих тонов, густой импасты и более крупных мазков. [ 24 ]
Поль Сезанн, погибший во время выставки 22 октября, был представлен десятью работами. Среди его работ — «Дом на деревьях» (№ 323), «Женский портрет» (№ 235) и «Поворотная тропа» (№ 326). Ван Донген показал три работы: «Монмартр» (492), «Мадемуазель Леда» (493) и «Парижанка» (494). Андре Дерен выставил 8 работ: «Вестминстер-Лондон» (438), «Деревья на полой тропе» (444), а также 5 работ, написанных в Эстаке . [ 23 ] [ 18 ] Камуан представил 5 работ, Дюфи — 7, Фриш — 4, Манген — 6, Марке — 8, Пюи — 10, Валта — 10, а Вламинк — 7 работами. [ 23 ] [ 18 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Робер Антуан Пинчон , 1904, Триль-сюр-Сен, железнодорожный мост , 46×55 см
-
Жорж Брак , 1906, L’Olivier pres de l’Estaque ( «Оливковое дерево близ Эстака »). Брак написал как минимум четыре версии этой сцены, одна из которых была украдена из Музея современного искусства де ла Виль де Пари в мае 2010 года. [ 25 ]
-
Андре Дерен, Пристань в Эстаке , 1906, холст, масло, 38 × 46 см.
-
Анри Матисс , Портрет мадам Матисс ( Зеленая полоса ) 1906, Государственный музей искусств , Копенгаген, Дания
-
Морис де Вламинк , Река Сена в Шату, 1906, Метрополитен-музей.
-
Кес ван Донген , Женщина в большой шляпе , 1906 год.
-
Жан Метцингер , 1907, Красочный пейзаж с водоплавающими птицами , холст, масло, 74 × 99 см, Musée d'Art Moderne de la Ville de Paris.
-
Отон Фрис , 1907, Пейзаж в Ла-Сьота , холст, масло, 59,9 × 72,9 см
См. также
[ редактировать ]- История искусства
- История живописи
- Неофовизм
- Изобразительное искусство
- Западная живопись
- Экспрессионизм
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Джон Элдерфилд , Фовизм «Дикие звери» и его сходство, 1976, Музей современного искусства , стр.13, ISBN 0-87070-638-1
- ^ Фриман, Джуди и др., Фовистский пейзаж , 1990, Abbeville Press, стр. 13, ISBN 1-55859-025-0 .
- ^ Jump up to: а б с Тейт (2007). Глоссарий: Фовизм. Получено 19 декабря 2007 г., Fauvism, Tate. Архивировано 31 июля 2020 г. в Wayback Machine.
- ^ Фриман, 1990, с. 15.
- ^ Тейтель, Александра Дж. (2005). «История: Как появились фовисты?». «Фовизм: выражение, восприятие и использование цвета», Университет Брауна . Получено 28 июня 2009 г., Курсы Брауна. Архивировано 16 ноября 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Коллинз, Брэдли, Ван Гог и Гоген: электрические аргументы и утопические мечты , 2003, Westview Press, стр. 159, ISBN 0-8133-4157-4 .
- ^ Джошуа И. Коэн, «Фовистские маски: переосмысление современного« примитивистского »использования африканского и океанического искусства, 1905-8». Художественный бюллетень 99, вып. 2 (июнь 2017 г.): 136–65.
- ^ Jump up to: а б Фриман, с. 243
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Демпси, Эми (2002). Стили, школы и движения: энциклопедический путеводитель по современному искусству , стр. 66–69, Лондон: Thames & Hudson Ltd.
- ^ Jump up to: а б с д «Разговор о книге: Неизвестный Матисс...» Архивировано 12 октября 2011 г. в Wayback Machine , ABC Radio National , интервью с Хилари Сперлинг , 8 июня 2005 г. Проверено 1 января 2008 г.
- ^ «Матисс, Роскошь, спокойствие и сладострастие , 1904» . musee-orsay.fr . Париж: Музей Орсе. Архивировано из оригинала 31 мая 2013 г. Проверено 14 марта 2013 г.
- ^ «Осенний салон, 1905 год» . Архивы американского искусства .
- ^ Jump up to: а б Луи Воксель, Осенний салон , Жиль Блас, 17 октября 1905 года. Экраны 5 и 6. Галлика, Национальная библиотека Франции. Архивировано 21 октября 2020 года в Wayback Machine . ISSN 1149-9397
- ^ Jump up to: а б с д Чилвер, Ян (ред.). «Фовизм». Архивировано 9 ноября 2011 г. в Wayback Machine , Оксфордский словарь искусств, Oxford University Press, 2004. Получено с сайта enotes.com, 26 декабря 2007 г.
- ^ Смит, Роберта (2006). «Анри Руссо: В воображаемых джунглях скрывается ужасная красота». Архивировано 12 июня 2022 г. в Wayback Machine The New York Times , 14 июля 2006 г. По состоянию на 29 декабря 2007 г.
- ^ Элдерфилд, стр.43
- ^ Осенний салон; Société du Salon d'Automne , Каталог произведений живописи, скульптуры, графики, гравюры, архитектуры и декоративного искусства. Выставка в Большом дворце Елисейских полей, 1905 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Рассел Т. Клемент, Les Fauves: Справочник , Greenwood Publishing Group, 1994. Архивировано 30 декабря 2022 г. в Wayback Machine. ISBN 0-313-28333-8
- ^ Авиньонские девицы: влияние Пикассо на создание шедевра , заархивировано из оригинала 21 февраля 2008 г. , получено 10 марта 2008 г.
- ^ Тернер, Джейн (1996), Художественный словарь Grove , Macmillan Publishers , стр. 372, ИСБН 1-884446-00-0
- ^ Дэниел Роббинс, Жан Метцингер: В центре кубизма , 1985, Джин Метцингер в ретроспективе, Художественный музей Университета Айовы, J. Paul Getty Trust, University of Washington Press, стр. 9-23
- ^ «Общество независимых художников: каталог 22-й выставки 1906 года» . Архивировано из оригинала 5 августа 2018 г. Проверено 05 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Осенний салон; Société du Salon d'Automne , Каталог произведений живописи, скульптуры, графики, гравюры, архитектуры и декоративного искусства. Выставлено в Большом дворце Елисейских полей, 1906 г.
- ^ Франсуа Леспинасс, Робер Антуан Пинчон: 1886–1943 , 1990, респ. Руан: Ассоциация друзей школы Руана, 2007 г., ISBN 9782906130036 (на французском языке)
- ^ «Интерпол объявляет глобальное предупреждение об украденных произведениях искусства». Архивировано 9 сентября 2020 г. в Wayback Machine , CNN Wire Staff, 21 мая 2010 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гердтс, Уильям Х. (1997). Цвет модернизма: американские фовисты . Нью-Йорк: Галереи Холлиса Таггарта. Архивировано из оригинала 27 мая 2017 г. Проверено 11 октября 2017 г.
- Спайви, Вирджиния, фовизм , умная история в Академии Хана
- Уитфилд, Сара (1991). Фовизм . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-20227-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Фовистская живопись из постоянной коллекции Национальной галереи искусств.
- Фовизм: дикие звери искусства начала двадцатого века
- Ревальд, Сабина. Фовизм . В хронологии истории искусств. Нью-Йорк: Метрополитен-музей (2004).
- Гелетт Берджесс, «Дикие люди Парижа: Матисс, Пикассо и фовисты», Architectural Record , 1910 г.