Бела Чобель

Бела Чобель (4 сентября 1883 — 30 января 1976) — венгерский художник , известный своим сотрудничеством с «Восьмеркой» в начале 20 века в Будапеште. Они были известны тем, что привнесли в Венгрию постимпрессионистские стили, а также фовизм , кубизм и экспрессионизм .
Биография
[ редактировать ]Бела Чобель родился в еврейско-венгерской семье в Будапеште в 1883 году. [ 1 ] Он стал учеником Белы Ивани-Грюнвальда в бесплатной школе Надьбанья , проходившей в колонии художников на территории нынешней Бая-Маре , Румыния . В 1902 году он поехал учиться в Мюнхен, где подружился с Жюлем Паскином , Рудольфом Леви и Вальтером Бонди . [ 1 ] В 1904 году, как и многие другие молодые художники Венгрии, он отправился в Париж для дополнительного обучения; он посещал Академию Жюлиана как ученик Жана Поля Лорана .
Его стиль сначала отражал принципы натурализма школы Надьбанья. После встречи с художниками группы фовистов в 1905 году в Париже и просмотра их работ на влиятельной выставке Осеннего салона в том же году он начал включать в свои работы яркие цвета.

Вернувшись в Будапешт, Чобель присоединился к другим молодым художникам, сначала известным как «Неос», которые двигались в направлениях, отличных от традиций Надьбаньи. К 1909 году они организовались как «Восьмёрка» . В том же году у них была первая выставка « Новые картинки» , первая под названием «Восьмёрка» в 1911 году. Среди участников были лидер Карой Кернсток , Роберт Берени , Дежё Цигань , Одон Марфи , Дежё Орбан , Берталан Пор и Лайош Тиханьи .
Чобель дал интервью Гелетту Берджессу перед публикацией книги «Дикие люди Парижа » в журнале Architectural Record , май 1910 года. [ 2 ] В издании воспроизведены картина Чобеля « Портрет женщины » и фотография художника, а также текст о творчестве художника. [ 2 ]
Во время Первой мировой войны Чобель уехал в Нидерланды , где продолжил работать в стиле фовизма . Он также провел время в Берлине, где стал частью движения «Новый сецессион» . [ 1 ]
В 1925–1939 годах Чобель поселился в Париже, где у него была студия на Монпарнасе . После войны он выставлялся и работал как в Будапеште, так и в Париже. Наконец, в 1965 году он навсегда вернулся в Венгрию. [ 1 ]
Его племянница Анна Чобель стала известным кинематографистом. [ 3 ] [ 4 ]
Экспонаты
[ редактировать ]
- 1991–1992, Стоя во время бури: венгерский авангард 1908–1930 годов , Художественный музей Санта-Барбары, Санта-Барбара, Калифорния. [ 5 ]
Наследие
[ редактировать ]Крупнейшие выставки XXI века в Европе посвящены фовистам и влиянию «восьмерки» в Венгрии.
- 2006, Венгерские фовисты от Парижа до Надьбани, 1904–1914 , 21 марта — 30 июля 2006 г., Венгерская национальная галерея. [ 6 ]
- 2010, «Восемь: столетняя выставка», 10 декабря 2010 г. - 27 марта 2011 г., Музей Януса Паннониуса, Печ. [ 7 ]
- 2012, Восьмёрка. «Венгерское шоссе в современном мире» , 12 сентября – 2 декабря 2012 г., Bank Austria Kunstforum, Вена , сотрудничество с Музеем изящных искусств и Magyar Nemzeti Galéria, Будапешт. [ 8 ]
- Музей Белы Чобеля был основан в Сентендре , Венгрия, где он часто работал.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Адриан М. Дармон, Вокруг еврейского искусства: Энциклопедия художников, фотографов и скульпторов , Париж: Карно, 2003, с. 50, по состоянию на 1 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Гелетт Берджесс, Дикие люди Парижа: Матисс, Пикассо и фовисты , Architectural Record, май 1910 г.
- ^ «ПРИВЕТСТВИЕ ОТ ПРОШЛЫХ И НАСТОЯЩИХ КИНОСТУДЕНТОВ» (на венгерском языке). Горный регион. 28 января 2009 г. Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ MTI Who's Who 2009. Ред. Питер Германн. Будапешт: Венгерский телеграф. 2008 год ISBN 978-963-1787-283
- ^ Стоя во время шторма: Венгерский авангард 1908-1930 годов , Венгерские исследования , Том. 19, № 1-2, 1994 г., по состоянию на 2 февраля 2013 г.
- ↑ Венгерские фовисты из Парижа в Надьбанью, 1904–1914: Выставка в Венгерской национальной галерее, 21 марта — 30 июля 2006 г. , Кристина Пассут и Дьёрдь Соч, Лоранд Беречки, 2006 г.
- ^ «Восемь: столетняя выставка», Музей Януса Паннониуса, Печ, Каталог 10 декабря 2010 г. - 27 марта 2011 г., Печ: JPM, 2011. с. 544. ISBN 9639873241
- ^ Беч, Арт-форум: Восемь. Дорога Венгрии в современность. Архивировано 8 сентября 2012 г. в Wayback Machine , 2012 г., Bank Austria Kunstforum, по состоянию на 29 января 2013 г.