Последний из мастеров
«Последний из мастеров» | |
---|---|
Рассказ Филипа К. Дика | |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Жанр (ы) | научная фантастика ( постапокалиптический / социальные науки ); политическая фантастика |
Публикация | |
Опубликовано в | Орбитальная научная фантастика №5 |
Тип публикации | Периодическое издание |
Издатель | Ханро Корпорация |
Тип носителя | Журнал целлюлозы |
Дата публикации | Ноябрь/декабрь 1954 г. |
«Последний из мастеров» (также известный как «Агентство защиты» ) — научно-фантастический роман американского писателя Филипа К. Дика . Оригинал рукописи рассказа был получен Литературным агентством Скотта Мередита 15 июля 1953 года. [ 1 ] и этот рассказ был опубликован корпорацией Hanro в последнем выпуске журнала Orbit Science Fiction в 1954 году. С тех пор он был переиздан в нескольких сборниках рассказов Филипа К. Дика, начиная с «Золотого человека» в 1980 году.
«Последний из мастеров» изображает общество спустя 200 лет после того, как глобальная анархическая революция свергла национальные правительства мира (точный год не указан). Цивилизация застопорилась из-за утраты научных знаний и промышленности во время легендарного восстания. В другом месте последнее государство , управляющее высокоцентрализованным и эффективным обществом, скрывается от Анархической Лиги, глобальной милиции, препятствующей воссозданию любого правительства. Когда трех агентов Лиги отправляют расследовать слухи о существовании микрогосударства , правительство устраивает их убийство, что приводит к гибели одного и захвату другого. Напряженность стремительно нарастает после того, как представители государства понимают, что третий сбежал. Предполагая, что он сообщит о существовании государства, правительство мобилизуется для тотальной войны . На самом деле выживший анархист решает попытаться спасти своих товарищей и убить главу государства : последнего выжившего «правительственного робота ».
Основная тема рассказа — конфликт между анархизмом и этатизмом , политические и этические аспекты которого исследуются посредством диалога персонажей. Хотя внимание, уделяемое этой истории, было ограниченным до смерти автора в 1982 году, с тех пор она получила большее распространение в сборниках рассказов Филипа К. Дика, а также была рассмотрена и проанализирована на предмет постмодернистской критики технологий и их политических последствий.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Последнее правительство
[ редактировать ]Здесь, в кольце холмов, Борс построил точную и детальную копию общества двухвековой давности. Мир, каким он был в старые времена. Время правительств. Время, разрушенное Анархической Лигой.
Филип К. Дик ,
«Последний из мастеров» [ 2 ]
Главный герой , Борс, 200-летний «робот правительственной интеграции» — последний из существующих — просыпается после планового технического обслуживания и узнает, что его двигательная система находится в состоянии упадка. Машина с искусственным интеллектом , проявляющая определенную степень эмоций и даже психологическую сложность. Фаулер, личный механик, сообщает ему, что его тело начало разрушаться из-за возраста. Его ноги больше не работают, двигательный аппарат станет невосстановимым уже через несколько месяцев, а полный паралич наступит менее чем через год.
Из всего его тела только пять «синаптических катушек» еще не начали деградировать. Эти блоки памяти незаменимы из-за отсутствия квалифицированных специалистов и редких компонентов, необходимых для их воссоздания. В них он хранит последние записи передовой науки и техники, которые он использует, чтобы управлять своим обществом с высокой эффективностью как великодушный диктатор , действующий в соответствии с утилитарными принципами. Хотя он осуществляет гегемонистский контроль над своим обществом, он рассматривает свою диктатуру как последний бастион научного прогресса человечества и считает себя хранителем, который наблюдает и защищает этот прогресс. Это заставляет его втайне отчаиваться, что он — и те знания, которыми обладает только он — скоро умрут. Он также становится все более параноиком, боясь довериться верному помощнику Питеру Грину и доверяя только Фаулеру, своему личному механику.
Спрятанный в отдаленной горной долине, Борс командует последним в мире правительством. Микрогосударство достижения жестко централизовано вокруг него, и он управляет им бюрократически для оптимальной эффективности во всех секторах экономики и армии. Результатом является «точное и детальное воспроизведение общества двухсотлетней давности». [ 2 ] Борс сразу же становится совершенно необходимой фигурой в своем обществе, и Фаулер быстро возвращает его на службу в качестве лидера правительства. Личный помощник и механик Борса, Фаулер претендует на лояльность к роботу, но в частном порядке признает, что его общество находится в застое, а его лидер становится психически неуравновешенным. Пессимистично, он выражает цинизм относительно подчиненной роли людей в его обществе по отношению к Борсу. Его контрастируют с Питером Грином, искренне преданным помощником робота, который входит в число немногих людей, которым доверяют присматривать за его телом, пока оно находится без сознания и требует ремонта. Несмотря на верность своему лидеру, Грин, тем не менее, вызывает недоверие Борса, поскольку паранойя робота неуклонно растет.
Анархическая лига
[ редактировать ]В другом месте трое членов «Лиги анархистов» выполняют миссию по расследованию слухов о существовании правительства вблизи отдаленной горной долины. Лига — это глобальная организация, занимающаяся поиском и искоренением правительств. Основанная в какой-то неизвестный момент во время или после глобального восстания, Лига организована вокруг «лагерей Лиги», разбросанных по всему ландшафту. Членов Лиги легко узнать по их «железным посохам»: металлическим тростям , которыми их обучают использовать в качестве оружия. Эти инструменты являются символом Лиги — «ходячих анархистов, патрулирующих мир пешком, агентства по защите мира». [ 3 ]
«Вы должны знать, — сказал Толби, — как образовалась Лига. Вы должны знать, как мы свергли правительства в тот день. Свергли их и уничтожили. Сожгли все здания. И все записи. Миллиарды микрофильмов. и бумаги, огромные костры, которые горели неделями».
Филип К. Дик,
«Последний из мастеров» [ 4 ]
В состав команды из трех человек входят Эдвард Толби, его дочь Сильвия Толби (неустановленного возраста, но неопределенно описываемая как подросток или молодой человек) и их общий друг Роберт Пенн. По пути в долину команда прибывает в небольшой сельский городок по имени Фэрфакс. Фэрфакс завален древними, разлагающимися гаджетами; последние остатки эпохи правительств и общества высоких технологий , которые никто из местных не знает, как исправить или воспроизвести. Взволнованные незнакомцами местные жители расспрашивают о Лиге. Толби по очереди отвечает на их вопросы, заканчивая объяснением хронологии событий, которые привели к великому восстанию. Резюмируется, что это событие началось с восстаний в Европе, которые свергли национальные правительства. После того, как Франция просуществует месяц без правительства, миллионы людей присоединятся к уже явно анархистскому движению за разоружение ядерных держав . В каждом свергнутом правительственном центре сжигаются миллионы записей и уничтожаются правительственные интеграционные роботы. Эти события определяют место действия истории; мир, полный анахроничные высокие технологии, перемежающиеся с аграрной доиндустриальной культурой .
Конфликт и разрешение
[ редактировать ]Пересказывая историю анархистской революции, Толби привлекает внимание местной жительницы, которая приглашает троицу анархистов к себе домой, но которая тайно является правительственным шпионом, которому было приказано их убить. Последующий заговор с убийством провалился, поскольку шпион умирает в процессе, но ему удается убить Пенна. Сильвия также тяжело ранена и осталась без сознания. Однако ее отец пережил трагедию практически невредимым и просыпается, когда прибывает патруль военных разведчиков. Разведчики паникуют после короткой контратаки Толби и отступают с пленницей Сильвией. Перевооружившись, Толби отправляется ее спасать.
— Боже мой, — сказала она тихо. «Вы нас не понимаете. Вы управляете всем этим и не способны к сочувствию. Вы всего лишь механический компьютер».
Филип К. Дик,
«Последний из мастеров» [ 5 ]
Борс предупрежден о ситуации и слишком остро реагирует, узнав, что один из трех анархистов сбежал. Опасаясь, что агент предупредит мир об их существовании, он инициирует планы военной экономики и решает допросить Сильвию в ее больничной палате. Их диалог раскрывает историю его побега во время краха правительства и создания микрогосударства. Он был поврежден и отправлен на ремонт, когда 200 лет назад началась анархистская революция, что позволило ему выжить, скрываясь. Разъяренная его спокойным безразличием к перспективе войны, Сильвия нападает на него и пытается сбежать, но ее сдерживают охранники.
Толби проникает в горную долину, пробираясь мимо быстро мобилизующейся армии штата. Убив и перехитрив неопытных солдат, он прибывает в правительственный центр и встречает Фаулера. Фаулер намекает на свое желание свергнуть правительство и подстегивает Толби двигаться вперед. В конце концов, Толби противостоит Борсу и убивает его, приводя здание в замешательство, а граждане реагируют истерией и горем. Предполагается, что это заболевание распространится за пределы города на войска на холмах, что приведет к массовому дезертирству . Охранники больше не сопротивляются, Толби воссоединяется с Сильвией. История завершается тем, что Фаулер тайно спасает три оставшиеся синаптические катушки из останков Борса, «на случай, если времена изменятся».
История публикаций
[ редактировать ]Точная дата написания Филипом К. Диком «Последнего из мастеров» неизвестна, но оригинал рукописи повести был получен Литературным агентством Скотта Мередита 15 июля 1953 года. В то время Дику было 25 лет. привычка еженедельно отправлять в агентство новую историю. Непосредственно перед получением «Последнего из мастеров» агентство получило « Вращающееся колесо » 8 июля, а вслед за первым агентство получило « Отец » 21 июля. [ 1 ] «Последний из мастеров» был опубликован более года спустя, в ноябрьско-декабрьском номере журнала Orbit Science Fiction №5 за 1954 год. [ 6 ] Этот выпуск был последним в серии научно-фантастических антологий под редакцией Дональда А. Уоллхейма . Orbit Science Fiction рекламировала «Последнего из мастеров» на своей обложке и включила Дика в рекламируемый список выдающихся авторов, среди которых были Август Дерлет , Гордон Р. Диксон и Чад Оливер . [ 7 ] Повесть была переиздана в 1958 году для австралийского рынка издательством Jubilee Publications Pty. в книгах «Космическая станция 42» и «Другие истории» , входящих в серию «Спутник» . [ 6 ]
Повесть не публиковалась до выхода «Золотого человека» в 1980 году . [ 6 ] шестой сборник классических рассказов Дика. В этот сборник также вошел единственный комментарий, который Дик когда-либо написал по поводу этой истории. [ 8 ] После этого «Последний из мастеров» был включен еще в шесть печатных сборников, большинство из которых вышло несколько тиражей, и в две аудиокниги.
Прием
[ редактировать ]Хотя «Последний из мастеров» был мало замечен в первые годы после его публикации, рецензия на него была сделана после публикации в 1980 году в сборнике «Золотой человек» . Коллега-писатель-фантаст Томас М. Диш рассмотрел сборник Дика «Золотой человек» среди других работ в эссе «Пух и шипения», датированном 1979 годом, но опубликованном в выпуске журнала « Журнал фэнтези и научной фантастики» 1980 года . Отмечая несколько рассказов в сборнике и провозглашая читателям « категорический императив » покупки экземпляра, он, тем не менее, высмеивал большую часть его содержания, называя его «индейками», приводя в качестве примера «Последнего из мастеров». Называя эту историю «гиперкинетическим набегом на грабителя-обнимателя с волосатой грудью», Диш также высмеял ее «насыщенную событиями развязку » с участием Эдварда Толби как пример «фальшивого мачизма». [ 9 ]
В своем обзоре «Золотой человек» коллекции 1982 года Хейзел Пирс высоко оценила сложность истории, резюмируя тему «Последнего из мастеров» как исследование «парадоксальной природы человеческого существования». [ 10 ]
Тематический анализ
[ редактировать ]Технологическая критика
[ редактировать ]В своем комментарии к этой истории в 1980 году Дик также предположил, что его доводы в пользу того, что он вызвал симпатию к Борсу, были результатом определенной формы доверия, которое он проявлял к роботам, а не к андроидам . «Возможно», предположил он, «это потому, что робот не пытается обмануть вас относительно того, что это такое». [ 8 ] Одной из тем, которая проходит через всю художественную литературу Дика, является «сила сочувствия», и он использует ее как «ключевой элемент, определяющий подлинного человека». [ 11 ] Например, когда Сильвия встречает робота, который управляет правительством, она восклицает: «Боже мой, ты нас не понимаешь. Ты управляешь всем этим и не способен к сочувствию. Ты всего лишь механический компьютер». [ 12 ]
В этих историях настоящий враг — это гипертрофированные технологии и подходы, которые придают им силу. Природные ресурсы Земли были уничтожены или истощены, а технологии не просто переживают этот процесс, но и становятся все более доминирующими.
Кристофер Палмер,
Филип К. Дик: Радость и ужас постмодерна . [ 13 ]
Кристофер Палмер из Университета Ла Троб написал постмодернистские литературные темы ранних рассказов Дика, анализируя рассказы, в которых «распад и невежество» являются результатом социальных потрясений. Палмер предположил, что Дик часто создавал постапокалиптические сценарии разрушенных миров, в которых находились высокотехнологичные гаджеты, в попытке представить взгляд на постмодернистский материализм . Общим для многих рассказов Дика были ситуации, в которых результатом современности стал мир, в котором все естественное находится в руинах, а искусственное преобразуется с помощью науки в фантастически высокотехнологичную форму. В качестве примера Палмер представил «Последнего из мастеров», а также « Изменчивого человека » и «Предпоследнюю истину » , две другие постапокалиптические работы Дика. Палмер утверждал, что эти общие темы были «... не просто выражением антиутопического недуга или луддизма, предательски поселившегося в популярной научной фантастике... Это указывает на последовательную интерпретацию индустриализма и постиндустриализма». [ 14 ]
Предполагая, что многие философские и политические основы рассказов автора проистекают из его взглядов на домашнюю жизнь, Палмер сосредоточил внимание на обычном использовании Диком бесплодия как метафоры . В « Пистолете », « Второй разновидности », «Предпоследней истине » и «Последнем из мастеров» люди, а иногда и сама земля, доведены до бесплодия. Как заметил Палмер в «Последнем из мастеров», Борса можно интерпретировать как символ бесплодия : «Непонятно, почему он не копирует себя и не обучает своих слуг-людей: это просто данность, что он бесплоден. Старая, технологически развитая, высокоорганизованная цивилизация — это цивилизация производства, но теперь, под властью Борса, она не может делать ничего, кроме как поддерживать себя». [ 15 ] После изучения других рассказов с аналогичными ссылками на бесплодие Палмер утверждает, что произведения Дика представляют собой социальный и экзистенциальный протест. Палмер интерпретировал социальную критику Дика следующим образом: если акт творения подтверждает существование и искренне выражает форму индивидуальности, то процесс воспроизводства является отчуждающим, угнетающим и ограничивает свободу человека. Как объясняет Палмер, «...этот процесс лишает потребителей и даже технократов возможностей, делая их зависимыми от процесса, о котором они стали совершенно невежественными». Экзистенциально Палмер истолковал Дика как означающий, что воспроизведение нарушает концепцию автора о том, что делает объект уникальным и ценным: «Вещь не может быть реальной вещью, если она не является в некотором смысле индивидуальной вещью». [ 16 ]
Отношение Дика к высокоразвитой и умной технике... гораздо сложнее, чем сплошная подозрительность или враждебность.
Брайт Стейблфорд,
Маленькие победы: Филип К. Дик . [ 17 ]
При написании биографии автора Брайан Стейблфорд поместил несколько рассказов Дика в контекст, который установил их связь с личными трудностями автора. «...ему [Филипу К. Дику] всегда казалось, что его карьера представляет собой каталог незаслуженных разочарований, а записи его опубликованных работ - пародию на его истинные амбиции». Личные проблемы, с которыми Дик боролся на протяжении всей своей жизни, послужили топливом для нескольких тревожных тем его рассказов. В ранних работах Дика Стейблфорд выделил повторяющиеся темы в самых популярных произведениях. В их число входили параноидальные подозрения; опасная враждебность «на первый взгляд невинных существ»; и «механизация окружающей среды и компьютеризация принятия политических решений». К историям, в которых андроиды и роботы представляют опасность для главного героя, относятся « Автофак », « Колония » и «Молот Вулкана » . Однако «Последний из мастеров», как утверждает Стейблфорд, был исключением из обычных антиутопических изображений технологий Диком, учитывая интерпретацию Стейблфордом Борса как альтруиста, который был «милостивым» в своей роли. [ 17 ]
Политические интерпретации
[ редактировать ]В своем комментарии 1980 года Филип К. Дик указал на моральную двусмысленность этой истории, изложив ее политические последствия: «Должен ли у нас быть лидер или мы должны думать сами? В принципе, очевидно, последнее. пропасть между тем, что теоретически правильно, и тем, что практично». [ 8 ] Эта цитата стала частью более широкого политического анализа работы Дика в книге « Насколько вас пугает хаос?» Аарон Барлоу , доцент кафедры английского языка Нью-Йоркского технологического колледжа . Анализируя рассказы Дика, Барлоу представил их темы на фоне Америки после 11 сентября 2001 года . В частности, Барлоу сравнил многие философские основы неоконсерватизма и его подъем к известности во время администрации Джорджа Буша-младшего с философией Филипа К. Дика. «Для Дика, — пишет Барлоу, — элиты были одновременно чуждыми и опасными. Для него фокус видения и политических дебатов никогда не должен быть на правителях, а на маленьком человеке, лавочнике, механике». [ 18 ] Анализируя работы Дика, Барлоу сравнил несколько историй, в которых нормальные люди теряют некоторую форму свободы в своем обществе, с элитной группой. Представленные примеры включают «Autofac», « Null-O » и « Некоторые виды жизни ». Из этих историй Барлоу выделил три темы, важные для антиправительственных произведений Дика: во-первых, человечество часто обречено институтами власти, созданными самими людьми; во-вторых, паранойя является естественным аспектом управления, поскольку «ни одна элита никогда не сможет полностью доверять людям, которыми она управляет», и это недоверие оставляет управляемый народ в постоянной опасности; и в-третьих, что вера в то, что индивидуальностью нужно жертвовать – либо ради социальной стабильности, либо ради выживания – представляет собой постоянную угрозу. «Для Дика, — добавляет Барлоу, — мало что может быть более опасным, чем это». Каждая из этих тем будет вновь рассмотрена в «Последнем из мастеров». [ 19 ]
Никто не должен стремиться делать что-то для масс; в конце концов, массы более чем способны постоять за себя.
Аарон Барлоу,
Насколько вас пугает хаос? . [ 20 ]
Продолжая свой анализ, Барлоу обратился к «Последнему из мастеров», противопоставив его более ранней работе Дика « Защитники ». В «Защитниках» человечество было обмануто благородной ложью , предоставленной роботами-солдатами, и заставило поверить в войну, которой на самом деле не происходит. В последней истории Барлоу утверждает, что Дик неожиданно согласился с такими неоконсервативными теоретиками, как Лео Штраус, в эффективности обмана. «Здесь [роботы] спасли человечество… «Благородная ложь» сыграла свою роль». Однако Барлоу признает: «[b]но это чрезвычайно ранняя история, и Дик еще не прояснил свое собственное мировоззрение…» [ 21 ] Сравнивая эту историю с «Последним из мастеров», Барлоу обратил внимание на комментарий Дика из сборника «Золотой человек» («...иногда лежит пропасть между тем, что теоретически правильно, и тем, что практично»). [ 8 ] и пришел к выводу, что эта история отражает понимание Диком «проблем другой крайности…» в политике. [ 22 ] В то время как в большинстве рассказов Дика правительство представлено скептически, чтобы предупредить читателя о потенциальных злоупотреблениях, «Последний из Мастеров» представляет аргумент в пользу полезности правительства.
Барлоу проанализировал Анархистскую лигу и «противоречивую природу их организации», патрулирующей «бедный и грязный» мир, и сопоставил это с «богатой организацией (государства)». В частности, он выделил диалог мастера роботов Борса как иллюстрацию важности его лидерства для успеха микрогосударства. По сюжету разговор с механиком приводит к тому, что робот заявляет: «Вы знаете, я единственный, кто может удержать все это вместе. Я единственный, кто знает, как поддерживать запланированное общество, а не беспорядочный хаос». Если бы не я, все это рухнуло бы, и у вас были бы пыль, руины и сорняки! [ 23 ] Барлоу пришел к выводу, что, хотя эта история закончилась триумфом анархистов, она не зашла так далеко, чтобы утвердить их общество. [ 24 ] «Дик не оправдывает их, — пишет Барлоу, — давая понять, что робот определенно добился чего-то в этой долине, хотя в конечном итоге зашел слишком далеко». [ 25 ]
Духовная аллегория
[ редактировать ]В комментарии, сделанном для антологии 1980 года «Золотой человек », Филип К. Дик кратко затронул несколько тем повести, в том числе христианскую аллегорию « страдающего слуги », проявленную в персонаже Борса. Это было затронуто в биографии Дика «Божественные вторжения » мемуариста и биографа Лоуренса Сутина . Опираясь на комментарий Дика, Сутин рассматривает Борса как часть религиозного образца в рассказах Дика как «христоподобного робота» и сравнивает робота с персонажами других рассказов Дика, которые страдают от болезней. [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Рикман 1989 , с. 389
- ^ Перейти обратно: а б Воллхейм 1954 , с. 42
- ^ Воллхейм 1954 , с. 53
- ^ Воллхейм 1954 , с. 39
- ^ Воллхейм 1954 , с. 49
- ^ Перейти обратно: а б с Левак 1981 , с. 106
- ^ Воллхейм 1954 , с. крышка
- ^ Перейти обратно: а б с д Дик 1980 , с. 186
- ^ Перейти обратно: а б Диш 2005 , с. 107
- ^ Пирс 1982 , с. 52
- ^ Уоррик 1987 , стр. 196–98.
- ^ Уоррик 1987 , стр. 198.
- ^ Палмер 2003 , стр. 91.
- ^ Палмер 2003 , стр. 18.
- ^ Палмер 2003 , стр. 92.
- ^ Палмер 2003 , стр. 94.
- ^ Перейти обратно: а б Стейблфорд 2008 , с. 102
- ^ Барлоу 2005 , с. 214
- ^ Барлоу 2005 , с. 216
- ^ Палмер 2003 , стр. 214.
- ^ Барлоу 2005 , с. 219
- ^ Барлоу 2005 , с. 220
- ^ Воллхейм 1954 , с. 43
- ^ Барлоу 2005 , с. 221
- ^ Барлоу 2005 , с. 222
- ^ Имя 2005 , с. 297
Источники
[ редактировать ]- Левак, Дэниел (1981). PKD: Библиография Филипа К. Дика . Андервуд-Миллер . ISBN 0-934438-33-1 .
- Барлоу, Аарон (2005). Насколько вас пугает хаос?: Политика, религия и философия в произведениях Филипа К. Дика . Моррисвилл, Северная Каролина. США: Лулу . ISBN 1-4116-3349-0 .
- Дик, Филип К. (1980). Херст, Марк (ред.). Золотой Человек . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. США: Книги Беркли. ISBN 0-425-04288-Х .
- Диш, Томас М. (2005). На СФ . Анн-Арбор, Мичиган. США: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-06896-2 .
- Палмер, Кристофер (2003). Филип К. Дик: Радость и ужас постмодерна . Ливерпуль, Мерсисайд, Великобритания: Издательство Ливерпульского университета. ISBN 0-85323-618-6 .
- Пирс, Хейзел (сентябрь 1982 г.). Филип К. Дик . Руководство для читателей Starmont № 12. Остров Мерсер, Вашингтон: Дом Стармонт. ISBN 0-916732-34-7 . OCLC 8494810 .
- Рикман, Грегг (1989). В Высокий замок: Филип К. Дик, Жизнь 1928–1962 гг . Лонг-Бич, Калифорния. США: Фрагменты Запада / The Valentine Press. ISBN 0-916063-24-0 .
- Стейблфорд, Брайан (30 апреля 2008 г.). За пределами человеческого аквариума . Доктор медицины, США: Wildside Press. ISBN 978-0-89370-457-5 .
- Имя, Лоуренс (2005). Божественные вторжения: жизнь Филипа К. Дика . Издательство Кэрролл и Граф. ISBN 0-7867-1623-1 .
- Уоррик, Патрисия С. (1987). Разум в движении: Художественная литература Филипа К. Дика . Карбондейл: Издательство Университета Южного Иллинойса. ISBN 0-8093-1326-Х .
- Воллхейм, Дональд А. , изд. (ноябрь – декабрь 1954 г.). Орбитальная научная фантастика, том 1, №5 . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. США: Корпорация Ханро.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Название «Последний из магистров» внесено в базу данных Интернет-спекулятивной фантастики.
- Анархизм и научная фантастика. Архивировано 1 декабря 2010 года в Wayback Machine . Содержит оценку истории с анархистской точки зрения.