Глаз в небе (роман)
![]() Обложка первого издания (мягкая обложка) | |
Автор | Филип К. Дик |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | научная фантастика |
Издатель | Эйс Книги |
Дата публикации | 1957 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать (в твердом и мягком переплете) |
Страницы | 255 |
«Глаз в небе» — научно-фантастический роман американского писателя Филипа Дика , впервые опубликованный в 1957 году.
После аварии на Бельмонтском Беватроне восемь человек попадают в несколько различных альтернативных вселенных . Позже выясняется, что эти эрзац-вселенные являются солипсическими проявлениями сокровенных страхов и предубеждений каждого человека, что приводит историю в соответствие со склонностью Дика к субъективным реалиям . Помимо его будущих теологических дискуссий и опасений по поводу эпохи Маккарти авторитаризма , роман искажает несколько человеческих слабостей.
Название отсылает к глазу Бога, который появляется как персонаж из вселенной религиозного фундаменталиста Артура Сильвестра.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Во время посещения (вымышленного) Бельмонта Беватрона в ближайшем будущем, 1959 году, описанном в романе 1957 года, восемь человек застревают в череде тонко и не очень тонко нереальных миров. Инициатором инцидента стала неисправность ускорителя частиц , в результате чего все пострадавшие оказались в состоянии полной или частичной бессознательности .
Джек Гамильтон, главный герой, уволен с работы в Калифорнийских лабораториях технического обслуживания из-за паранойи его жены Марши эпохи Маккарти по поводу левых политических симпатий ; это увольнение инициировано начальником службы безопасности Чарли Макфейффом. Билл Лоуз, афроамериканец, имеющий докторскую степень по физике, работает скромным гидом на Беватроне. Артур Сильвестр — пожилой политический консерватор и сторонник устаревшей геоцентрической космологии , произошедшей от раскольнического ответвления Баби . Джоан Рейсс — патологически параноидальная женщина, а Эдит Притчет — пожилая женщина, любящая материнскую позицию, но придирчивая. Ее сын Дэвид вместе с Чарли Макфейффом составляют гастрольную группу из восьми человек.
После выхода из строя Беватрона все восемь членов туристической группы получили ранения из-за обрушившегося прохода и высокого уровня радиации . Они пробуждаются в мире, где чудеса , молитвы и проклятия являются обычным явлением. Гамильтон и Чарльз Макфейфф отправляются на небеса и видят гигантский глаз Бога. Они обнаруживают, что находятся внутри разума Артура Сильвестра, и сбивают его с толку, надеясь, что это вернет их к реальности. Вместо этого они продолжают путь в другую вселенную. Следующая вселенная представляет собой карикатуру на викторианскую мораль, в которой Эдит Притчетт отменила все, что она считает неприятным, а третья вселенная раскрывает параноидальные заблуждения Джоан Рейсс.
Наконец, группа представляет собой марксистскую карикатуру на современное американское общество. Персонажи обнаруживают, что Марша Гамильтон не создавала этот мир. Вместо этого Чарльз Макфейфф оказывается коммунистом , который использует свое положение главного офицера безопасности для продвижения идеалов Коммунистической партии.
После того, как Макфейфф потерял сознание, группа считает, что они вернулись в реальный мир. Джек Гамильтон и Билл Лоуз создают небольшой бизнес, который занимается развитием стереофонических технологий. Раскрытие марксистской приверженности Макфейфа отвергается как недоказуемое. Роман заканчивается неоднозначно, так как неясно, вернулась ли группа в реальность или все еще живет в чужой вселенной. Но если это так, то кто бы это ни был, он кажется невмешающимся божеством, довольным тем, что позволяет людям жить так, как им заблагорассудится, и возделывать свои собственные сады.
Прием
[ редактировать ]Энтони Баучер похвалил роман как «хорошо рассчитанный и ловко раскрытый», заявив, что он «никогда не видел, чтобы [его] тема рассматривалась с большей технической ловкостью или придавалась большему психологическому смыслу». [ 1 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]20-я серия научно-фантастического аниме «Эрго Прокси » под названием « Священный глаз пустоты/Прощай, Винсент » основана на «Гне в небе» . В этом эпизоде главный герой просыпается и обнаруживает, что застрял в чьем-то подсознании, предположительно одного из главных героев, и ему приходится пробираться сквозь реальности внутри реальностей, придумывая, как сбежать, и одновременно подтвердить, что он больше, чем просто воображаемый плод мозг, в котором он заперт.
Ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Нати, Маурицио. «Страх перед другим: фобии из-за границы в «Глазе в небе », в книге Де Анжелис и Росси (ред.), Трансмиграции: миры Филипа К. Дика , Флоренция, Ле Монье, 2006, стр. 131–41.