Jump to content

Марсианский сдвиг времени

Марсианский сдвиг времени
Обложка первого издания (мягкая обложка)
Автор Филип К. Дик
Язык Английский
Жанр научная фантастика
Философская фантастика
Издатель Книги Баллантайна
Дата публикации
1964
Место публикации Соединенные Штаты
Тип носителя Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке )
Страницы 220

«Марсианский сдвиг времени» научно-фантастический роман американского писателя Филипа Дика , вышедший в 1964 году . В романе используется распространенная научно-фантастическая концепция человеческой колонии на Марсе . Однако он также включает в себя темы психических заболеваний , физики времени и опасностей централизованной власти.

Роман был впервые опубликован под названием « Все мы, марсианцы » в августовских, октябрьских и декабрьских выпусках журнала Worlds of Tomorrow за 1963 год . Последующая публикация 1964 года под названием «Марсианский сдвиг времени» практически идентична, с разными разрывами глав. [ 1 ]

Краткое содержание сюжета

[ редактировать ]

Джек Болен — ремонтник, эмигрировавший на Марс , спасаясь от приступов шизофрении . Он живет с женой и маленьким сыном и живет на приграничной окраине одного из поселений. Марс — это переживающая трудности колония, где конфликты, возникающие на перенаселенной Земле (в основном основанные на отношениях времен холодной войны ), слабо проецируются на планету. Однако, чтобы стимулировать инвестиции и миграцию с Земли, самые большие проблемы колонии держатся в секрете. Одна из этих проблем заключается в том, что космические путешествия вызывают генетические мутации и «аномальные рождения».

У Болена есть случайная встреча с Арни Коттом, упрямым лидером Профсоюза работников водоснабжения, когда вертолеты Болена и Котта вызываются на помощь группе критически обезвоженных Бликменов, коренных жителей Марса, которые, как полагают, генетически похож на Кхэкхо Земли. Болен упрекает Котта в его нерешительности помочь Бликменам, что злит Котта. За его помощь Бликмены дарят Болену священную «водяную ведьму», которая, по их словам, защитит его.

После встречи со своей бывшей женой Анной Эстерхази по поводу их собственного «аномального» ребенка Котт слышит о теориях доктора Милтона Глауба, психотерапевта в лагере Бен-Гурион, учреждении для людей, страдающих первазивными нарушениями развития . Глауб считает, что психические заболевания могут представлять собой измененные состояния восприятия времени. Котт интересуется Манфредом Штайнером, мальчиком- аутистом из лагеря БГ, в надежде, что мальчик сможет предсказывать будущее - навык, который Котт нашел бы полезным для своих деловых предприятий. Отец Манфреда, Норберт Штайнер, был популярным импортером контрабандных предметов роскоши и только что покончил жизнь самоубийством. Затем Котт пытается взять на себя управление бизнесом без ведома помощника Норберта Отто Зитте.

Затем Котт просит доктора Глауба одолжить ему Манфреда (теперь без отца), чтобы он мог построить машину, которая замедлит его взаимодействие с людьми и позволит Манфреду общаться с ними (и, таким образом, чтобы Котт также знал будущее). Для этой задачи Котт арендует (и в конечном итоге выкупает) контракт Болена у своего нынешнего работодателя, чтобы тот мог работать над созданием устройства полный рабочий день. Болену нравится Манфред, но это задание вызывает у него стресс, потому что он боится, что контакт с психически больным может вызвать у него рецидив. Болен также заводит роман с любовницей Котта, Дорин Андертон.

Повествование обращается к Манфреду, который боится будущего, которое может видеть только он, в котором он - дряхлый старик, прикованный к кровати и подключенный к системе жизнеобеспечения, живущий в заброшенном медицинском комплексе под названием AM-WEB, свалка для забытых людей вроде него. Позже мы узнаем, что он одержим этим видением и поэтому не может сосредоточиться на настоящем.

Тем временем отец Болена, Лео - богатый спекулянт землей с Земли - прибывает, чтобы заявить права на, казалось бы, бесполезный Франклина Д. Рузвельта горный массив , получив инсайдерскую информацию о том, что Организация Объединенных Наций планирует построить там огромный жилой комплекс. Котт узнает, что прибыл спекулянт с вымышленным именем, и одержим идеей выяснить, где покупают землю, чтобы он мог купить ее первым (прогнозы Манфреда становятся основным механизмом решения этой задачи).

Во время поездки на полигон со своим отцом Болен берет с собой Манфреда, который рисует картину, пока они заявляют о своих правах на землю. На чертеже изображены будущие жилые комплексы, но в полуразрушенном состоянии, в далеком будущем. Болен понимает, что Манфред действительно может предсказывать будущее, и связывает название «AM-WEB» на здании с тем, как на Земле называются кооперативные жилые комплексы. [ 2 ]

Во время предыдущего задания по ремонту Болена отправили обслуживать симулякры в государственной школе, где уроки преподаются с помощью роботизированных симуляций исторических личностей. Эти фигуры глубоко тревожат Болена, поскольку напоминают ему его собственные шизоидные эпизоды, когда он воспринимал людей вокруг себя как неживых роботов. Когда он ведет Манфреда в школу во время задания, симулякры начинают вести себя странно, поскольку кажется, что Манфред изменяет их функциональность. Болена просят забрать Манфреда, но затем у него случается психотический срыв, он видит мир с точки зрения Манфреда и впоследствии страдает изнурительной панической атакой . Доктор Глауб прибывает, чтобы сопровождать их обоих, и предупреждает Болена избегать Манфреда, потому что это заставит его вернуться в постоянный психоз.

Затем повествование переходит к сути истории - встрече Котта, Болена и любовницы Котта, Дорин, в доме Котта с Манфредом на буксире. Болен показывает Котту будущий рисунок Манфреда и объясняет, что его отцом был спекулянт с Земли, который уже зарегистрировал покупку всего диапазона ФДР. До этой встречи он понятия не имел, что задумал Котт, и приносит свои извинения за недоразумение. На самом деле этот эпизод просматривается трижды, в последовательных главах, с точки зрения каждого персонажа (хотя частично глазами Манфреда — и, возможно, Болена), прежде чем он действительно произойдет в реальной временной шкале повествования. Однако в каждом повторении события становятся все более сюрреалистическими, а восприятия - более галлюцинаторными. Когда события истории наконец достигают решающего момента, когда Болен объясняет плохие новости (чего он сильно боится, предвидя смертельный исход), он сам не переживает их (или, по крайней мере, не может вспомнить их позже). Сознание Болена прекращается, когда он и Дорин приходят в дом Котта, и возобновляют работу после того, как они уходят. Он знает только, что их пути с Коттом расстались, на первый взгляд друзья (Котт его простил), но на самом деле враги.

В ходе повторения этого эпизода становится ясно, что Гелиогабал, слуга Бликмана Котта, легко способен общаться с Манфредом (в основном посредством телепатии ). Гелиогабал объясняет, что, с точки зрения Манфреда, (земные) люди — это странные существа, которые живут в мире раздробленного времени, где они исчезают из одного места и вновь появляются в другом, а в остальном движутся рывками и нескоординированно. Гелиогабал, по мнению Манфреда, движется плавно и изящно (позже мы узнаем, что все бликмены для Манфреда такие же).

Под давлением Котта Гелиогабал показывает, что священный камень Бликменов, «Грязный Нобби», возможно, может быть использован в качестве портала для путешествий во времени , который Манфред сможет открыть. Котт сосредотачивает свой интерес в изменении прошлого на двух целях: отомстить Болену и захватить горы Рузвельта раньше, чем это сделает его отец Лео. Гелиогабал предупреждает Котта, что нападать на Болена было бы опасно, потому что у него есть «водяная ведьма». (Интересно, что во второй половине истории доктор Глауб все чаще пытается вмешаться от имени Болена, и неясно, связано ли это как-то с водяной ведьмой, манипулированием временем Манфреда или же спускается доктор Глауб. в свой собственный психотический срыв). Гелиогабал также объясняет, что Манфред поможет ему только в том случае, если Котт пообещает отправить его обратно на Землю, изменив будущее, чтобы он никогда не оказался в ужасающем здании AM-WEB.

Котт берет Манфреда в паломничество к «Грязному Нобби» и переносится назад во времени, в тот момент, когда он впервые появился в романе (выйдя из сибаритской бани, которой управляет Союз). Вскоре он обнаруживает, что повторяет действия, которые привели его к встрече с Боленом, одновременно имея дело с искажениями восприятия (по сути, холодным, темным восприятием реальности Манфреда). Он не может добраться до гор Рузвельта, чтобы заложить свой кол, и по закону вынужден пойти на помощь обезвоженному Бликмену, как он это делал раньше. Там он снова встречает Болена, как и изначально, но, пытаясь застрелить его, Котт сначала поражается отравленной стрелой Бликмана. В своей боли и муках он желает только вернуться в свою первоначальную временную шкалу и клянется отказаться от мести.

Котт просыпается в Грязном Нобби и понимает, что ему не удалось изменить прошлое. Благодарный за то, что вернулся домой, он решает отказаться от своих планов, бросить Дорин и позволить Болену продолжить свою жизнь. Он все еще желает помочь Манфреду, но Манфред ушел во время предполагаемого эпизода «путешествия во времени» (т. е. ничто из того, что Котт делал в «прошлом», похоже, не влияет на текущую временную шкалу).

Покидая Грязного Нобби, Котт машет рукой вертолету над головой, думая, что это Болен и Дорин. Вместо этого это Отто Зитте, чей бизнес он ранее взорвал. После самоубийства Норберта Штайнера Котт, его лучший клиент, решил взять на себя контрабандный бизнес Норберта. Зитте, помощник Норберта, опередил его, поэтому люди Котта разрушили склад контрабандиста и прилегающую территорию, оставив сообщение, что «Арни Котту не нравится то, за что вы выступаете». Затем Зитте стреляет в Котта, который считает, что находится в другой искаженной реальности Манфреда. Болен и Дорин приземляются в собственный вертолет Котта и забирают Котта обратно в Льюистаун. Котт умирает по дороге, до последнего веря, что испытал всего лишь очередную галлюцинацию. Тем временем Манфред встретился с группой Бликменов, покидающих горы Рузвельта после начала строительства ООН.

Болен возвращается к своей жене Сильвии, которую Зитте соблазнил во время продаж. Несмотря на то, что оба признались в измене (Джек с Дорин и Сильвия с Зитте), они решают сохранить свой брак. По соседству у Штайнеров происходит волнение, и вдова Норберта с криком убегает в ночь. Ворвавшись внутрь, Болен и Сильвия видят дряхлого старика в инвалидной коляске, увешанного трубками, в сопровождении Бликмена. Болен понимает, что это будущий Манфред. Он спасся от AM-WEB и теперь вернулся во времени, чтобы увидеть свою семью и поблагодарить Болена.

В приглушенной финальной сцене Болен и его отец ищут в темноте вдову Штайнера, их голоса «деловые, компетентные и терпеливые», очевидно намереваясь помочь Манфреду попрощаться с его матерью.

Адаптации

[ редактировать ]

Брайан Олдисс пытался убедить Стэнли Кубрика снять фильм по роману, но Кубрик не заинтересовался, напомнив: «Стэнли просто отмахнулся от моего предложения. Никаких обсуждений. Нельзя терять время». [ 3 ]

В 2013 году сценарист и режиссер Ди Рис планировал создать экранизацию « Марсианского сдвига времени». [ 4 ] Хотя в конечном итоге она не завершила фильм, ее усилия познакомили ее с Изой Диком Хэкеттом , дочерью Дика, и привели к созданию нашумевшего телесериала «Электрические мечты» , основанного на произведениях Дика. [ 5 ]

Аудиокнига

[ редактировать ]
  • Аудиокнига «Марсианский сдвиг времени» , прочитанная Гровером Гарднером (возможно, под псевдонимом Том Паркер), полная, продолжительностью около 9 часов на шести аудиокассетах , была выпущена в 1998 году.
  • Вторая полная аудиокниги версия «Марсианский сдвиг времени» была выпущена в 2007 году. Ее также читает Гровер Гарднер, она длится около 9,5 часов на 8 компакт-дисках . Он был выпущен под названиями «Марсианский сдвиг времени» и «Золотой человек» , а также включает в себя чтение рассказа Дика « Золотой человек ».

Критический прием

[ редактировать ]

Критики восприняли « Марсианский сдвиг времени» в основном положительно: критики хвалили роман за то, как он обращается с историческими стираниями, колониализмом, иммиграцией и психическими заболеваниями. Сьюзан Вибер [ 6 ] утверждает, что колонизация Марса бликменами является метафорой западной колонизации коренных народов. Усилия государственной школы по поддержанию «правильной» версии истории, оправданные в романе желанием предотвратить психические заболевания, рассматриваются Уибером как попытки стереть маргинализированные точки зрения. Сеттинг « Марсианского сдвига времени » в « ближайшем будущем », культурно схожий с Америкой 1960-х годов, укрепляет его позиции как современной критики. Елена Кориони [ 7 ] утверждает, что Martian Time-Slip опередил свое время в плане борьбы с изменением климата. Она отмечает, что возможность того, что люди смогут избежать последствий изменения климата путем колонизации Марса, становится более вероятной, чем научная фантастика, и что роман представляет собой эффективную критику этой идеи. Колонисты вытесняют Бликменов, которые могли устойчиво жить на Марсе в течение неопределенного времени, в пользу создания разрушенной капиталистической антиутопии, которой суждено разрушить климат Марса так же, как она разрушила климат Земли.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Все мы, марсиане» . Архивировано из оригинала 31 октября 2019 г. Проверено 16 января 2015 г.
  2. ^ AM-WEB на самом деле является сокращением немецкой фразы «Все люди становятся братьями» (Все люди становятся братьями) из » Шиллера « к Оды радости .
  3. ^ «Целлулоидные воспоминания – Брайан Олдисс» . 5 июня 2011 г. Архивировано из оригинала 28 августа 2021 г. Проверено 28 августа 2021 г.
  4. ^ Ямато, Джен (17 октября 2013 г.). «Ди Рис адаптирует «Марсианский сдвиг времени» Филипа К. Дика » . Крайний срок . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 г. Проверено 21 марта 2021 г.
  5. ^ Роффман, Мариса (5 июня 2018 г.). «Как выборы 2016 года повлияли на адаптацию «Электрических мечтаний» Филипа К. Дика» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 26 ноября 2020 г. Проверено 21 марта 2021 г.
  6. ^ Уибер, Сьюзан Кук (19 октября 2016 г.). «Архивные импульсы, исторические тревоги: сохранение и стирание в марсианском сдвиге времени Филипа К. Дика» . Критика: исследования современной художественной литературы . 57 (5): 579–588. дои : 10.1080/00111619.2016.1149796 . ISSN   0011-1619 . S2CID   163417573 .
  7. ^ Кориони, Елена (31 мая 2020 г.). «Апокалиптические видения из прошлого: колонизация Марса в марсианском сдвиге времени Дика» . Варенье! (Журнал американских исследований в Италии) (3): 87–108. дои : 10.13135/2612-5641/4142 . ISSN   2612-5641 . Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 г. Проверено 1 апреля 2021 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d1b3b77e84a14bb8bda4e38f63cb0633__1720328940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d1/33/d1b3b77e84a14bb8bda4e38f63cb0633.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Martian Time-Slip - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)