Jump to content

Ближайшее будущее в художественной литературе

Обложка романа Жюля Верна « С Земли на Луну» (1865), одного из первых научно-фантастических романов ближайшего будущего.

Ближайшее будущее использовалось в качестве места действия во многих произведениях, обычно, но не ограничиваясь жанром научной фантастики . Начиная с XVIII века, он становится все более распространенным в произведениях, причем классическими произведениями этого жанра являются Жюля Верна » « Путешествие к центру Земли (1864 г.) и Герберта Уэллса » «Война миров (1898 г.). В 20-м веке появились такие произведения, как Джорджа Оруэлла « Девятнадцать восемьдесят четыре» (1949) или романы Уильяма Гибсона , последние олицетворяют появление популярного жанра киберпанк . В то время как некоторые, особенно ранние, произведения этого жанра являются оптимистической демонстрацией технологического и социального прогресса, многие другие обсуждают возникающие социальные проблемы, такие как экологические проблемы, перенаселение , репрессивные политические режимы или возможность ядерной катастрофы .

В отличие от произведений о далеком будущем , действие которых происходит на тысячи или более лет вперед и часто затрагивает такие философские концепции, как окончательная судьба Вселенной , художественная литература, действие которой происходит в ближайшем будущем, грубо определяемом как ближайшие несколько лет или десятилетий, а был описан как более реалистичный и содержащий темы, которые были описаны как более социально значимые. [1] [2] [3] [4] С другой стороны, произведения, действие которых происходит в ближайшем будущем, также несут в себе риск быстрого устаревания из-за тенденций или событий, которые их авторы не смогли правильно предсказать. [4] В статье в «Энциклопедии научной фантастики» делается вывод, что «реалистической спекулятивной фантастики о ближайшем будущем мало, и она, несомненно, останется таковой. Такая фантастика слишком пугающая, чтобы быть популярной», даже среди любителей ужасов , которые склонны предпочитать более сверхъестественное и невероятные сценарии; [1] с другой стороны, Гэри Вестфаль утверждал, что действие в ближайшем будущем может сделать произведения более привлекательными для читателей, которых могут оттолкнуть такие образы классической научной фантастики, как в пространстве или путешествия во времени . [2]

Хотя чаще всего произведения о будущем связаны с жанром научной фантастики , ближайшее будущее также является местом действия произведений массовой фантастики или произведений, бросающих вызов жанрам (таких как технотриллеры, такие как военная фантастика Тома Клэнси , о Джеймсе Бонде фильм 1979 года «Лунный гонщик» , или произведения не научной, а политической фантастики , такие как » Джека Лондона 1906 «Железная пята года или фильм «Маньчжурский кандидат» 1962 года ). [2] [4] [5] а также научно-популярными произведениями из области будущих исследований . [1]

Ранние примеры футуристической фантастики предшествовали жанру современной научной фантастики и включают такие произведения, как «Правление короля Георга VI 1900–1925» (1763) или Луи-Себастьяна Мерсье ( «Мемуары двух тысяч пятисотого года» 1771). [1] Когда жанр научной фантастики начал набирать популярность, действие многих его произведений происходило в ближайшем будущем, начиная с таких классических произведений XIX века, как Джейн К. Лаудон » «Мумия ! «Повесть двадцать второго века» (1827), «Путешествие Жюля Верна к центру Земли» (1864) и Герберта Уэллса « Война миров» (1898). [2] Некоторые ранние работы в этом жанре подвергались критике за одномерность, как, например, другая классическая работа Герберта Уэллса « Человек-невидимка» (1897), которая отказывается от обсуждения более широкого социального воздействия новых технологий (в данном случае невидимости), вместо этого сосредотачиваясь на заурядное приключение, просто улучшенное с помощью нового гаджета. [4]

Первоначально большинство работ, действие которых происходило в ближайшем будущем и описывалось как научные романы или утопии , были более оптимистичными, прославляя ожидаемые достижения технического прогресса ; примером этой тенденции является Жюля Верна » « Париж в двадцатом веке (1863). [1] [2] Появились также более осторожные и пессимистические работы, посвященные растущей опасности войны, предвидящие опустошение мировых войн , хотя некоторые авторы также размышляли о том, будет ли следующая война, к лучшему или к худшему, последней (сам Уэллс придумал сформулируйте войну, чтобы положить конец войне ). [1] Примерно в середине 20-го века пессимистические и осторожные произведения стали становиться все более распространенными, поскольку все больше писателей начали использовать художественную литературу о ближайшем будущем как способ обсуждения возникающих социальных проблем . [1] [2] Эти работы касались таких проблем, как деградация окружающей среды ( Дж. Балларда » «Затонувший мир , 1962), перенаселение Позиция Джона Бруннера в отношении Занзибара », 1968) и репрессивные политические режимы ( Джорджа Оруэлла , «Девятнадцать восемьдесят четыре» 1949, 1949). Фредерика Пола и Сирила М. Корнблута » «Космические торговцы , 1952, или 1959 , «Время вышло из строя» Филипа К. Дика ). [1] [2] [6] Однако в ту же эпоху некоторые произведения вернулись к более ранним традициям Золотого века будущего как первозданные и упорядоченные, например мультсериал «Джетсоны» (1962). [1] [4]

Ряд работ прямо предсказал уничтожение человечества в результате ядерной войны , в частности, классический фильм «Доктор Стрейнджлав» (1964). [1] [4] Некоторые из этих произведений можно охарактеризовать как сатиру или антиутопию. [1] и многие принадлежат к научной фантастике «Новой волны» . [7] Другие распространенные образы, связанные с художественной литературой о катастрофах, кометами и астероидами включают события столкновения с ( Ларри Нивена и Джерри Пурнелла » «Молот Люцифера , 1977), вышеупомянутые экологические катастрофы или более надуманные вторжения инопланетян сценарии ( «Война миров » Уэллса , Роберт А. Хайнлайн « Кукловоды» , 1951, «Вторжение похитителей тел» , 1956). [4]

В конце 20-го века произошел подъем жанра киберпанка , связанного с новыми проблемами компьютерного века , и новые работы часто затрагивают такие темы, как ускорение изменений , генная инженерия , искусственный интеллект или нанотехнологии . [1] Яркие примеры жанра ближайшего будущего в научно-фантастических произведениях начала прошлого века включают Фредерика Пола » «Годы города (1984), » Брюса Стерлинга ( «Острова в сети 1988), многочисленные произведения Уильяма Гибсона , Дэвида Брина » « Земля (1990) и Грега Беара » «Королева ангелов (1990). [1] [4]

Научная фантастика ближайшего будущего также встречается в некоторых играх, таких как серия Ace Combat , действие которой происходит в альтернативной вселенной, где технологии немного продвинуты по сравнению с реальным миром, с полуфутуристическим оружием и транспортными средствами, такими как сверхманевренные дроны .

Примечания

[ редактировать ]
Дон Д'Аммасса определил «ближайшее будущее в научной фантастике» как «неточный термин, используемый для обозначения романов, действие которых происходит достаточно далеко в будущем, чтобы допустить определенные технологические или социальные изменения, но при этом они не настолько отличаются, что необходимо объяснить, что общество читателю». [8]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Темы: Ближайшее будущее: СФЭ: Энциклопедия научной фантастики» . sf-энциклопедия.com . Проверено 13 октября 2020 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Манн, Джордж (1 марта 2012 г.). Гигантская энциклопедия научной фантастики . Литтл, Группа Брауновой книги. п. 494. ИСБН  978-1-78033-704-3 .
  3. ^ Вестфаль, Гэри (2005). Энциклопедия научной фантастики и фэнтези Гринвуда: темы, произведения и чудеса . Издательская группа Гринвуд. стр. 281–282. ISBN  978-0-313-32951-7 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Вестфаль, Гэри (2005). Энциклопедия научной фантастики и фэнтези Гринвуда: темы, произведения и чудеса . Издательская группа Гринвуд. стр. 558–559. ISBN  978-0-313-32952-4 .
  5. ^ Барли, Тони (1 мая 1995 г.). «Предсказание, программа и фантазия в «Железной пяте» Джека Лондона» . В «Семени», Дэвид (ред.). Ожидания: очерки ранней научной фантастики и ее предшественников . Издательство Сиракузского университета. стр. 153–. ISBN  978-0-8156-2632-9 .
  6. ^ Логан, Питер Мелвилл; Джордж, Олакунле; Хегеман, Сьюзен; Кристалл, Ефрем (11 февраля 2014 г.). Энциклопедия романа Уайли. стр. 100-1 728–. ISBN  978-1-118-77907-1 .
  7. ^ Муди, Никианн (декабрь 1998 г.). «Социальная и временная география ближайшего будущего» . Фьючерсы . 30 (10): 1003–1016. дои : 10.1016/S0016-3287(98)00102-5 .
  8. ^ Д'Аммасса, Дон (22 апреля 2015 г.). Энциклопедия научной фантастики . Обучение информационным базам. п. 2055. ISBN  978-1-4381-4062-9 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Пирси, Мардж (2003). Предвидя будущее: научная фантастика и следующее тысячелетие . Издательство Уэслианского университета. ISBN  978-0-8195-6652-2 .
  • Канто, Кристоф; Фалиу, Одиль (1993). История будущего: образы XXI века . Фламмарион. ISBN  978-2-08-013544-5 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b8564847fb7d643cbf304a6485c005d6__1717700100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b8/d6/b8564847fb7d643cbf304a6485c005d6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Near future in fiction - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)