Ближайшее будущее в художественной литературе

Ближайшее будущее использовалось в качестве места действия во многих произведениях, обычно, но не ограничиваясь жанром научной фантастики . Начиная с XVIII века, он становится все более распространенным в произведениях, причем классическими произведениями этого жанра являются Жюля Верна » « Путешествие к центру Земли (1864 г.) и Герберта Уэллса » «Война миров (1898 г.). В 20-м веке появились такие произведения, как Джорджа Оруэлла « Девятнадцать восемьдесят четыре» (1949) или романы Уильяма Гибсона , последние олицетворяют появление популярного жанра киберпанк . В то время как некоторые, особенно ранние, произведения этого жанра являются оптимистической демонстрацией технологического и социального прогресса, многие другие обсуждают возникающие социальные проблемы, такие как экологические проблемы, перенаселение , репрессивные политические режимы или возможность ядерной катастрофы .
Темы
[ редактировать ]В отличие от произведений о далеком будущем , действие которых происходит на тысячи или более лет вперед и часто затрагивает такие философские концепции, как окончательная судьба Вселенной , художественная литература, действие которой происходит в ближайшем будущем, грубо определяемом как ближайшие несколько лет или десятилетий, а был описан как более реалистичный и содержащий темы, которые были описаны как более социально значимые. [1] [2] [3] [4] С другой стороны, произведения, действие которых происходит в ближайшем будущем, также несут в себе риск быстрого устаревания из-за тенденций или событий, которые их авторы не смогли правильно предсказать. [4] В статье в «Энциклопедии научной фантастики» делается вывод, что «реалистической спекулятивной фантастики о ближайшем будущем мало, и она, несомненно, останется таковой. Такая фантастика слишком пугающая, чтобы быть популярной», даже среди любителей ужасов , которые склонны предпочитать более сверхъестественное и невероятные сценарии; [1] с другой стороны, Гэри Вестфаль утверждал, что действие в ближайшем будущем может сделать произведения более привлекательными для читателей, которых могут оттолкнуть такие образы классической научной фантастики, как в пространстве или путешествия во времени . [2]
Хотя чаще всего произведения о будущем связаны с жанром научной фантастики , ближайшее будущее также является местом действия произведений массовой фантастики или произведений, бросающих вызов жанрам (таких как технотриллеры, такие как военная фантастика Тома Клэнси , о Джеймсе Бонде фильм 1979 года «Лунный гонщик» , или произведения не научной, а политической фантастики , такие как » Джека Лондона 1906 «Железная пята года или фильм «Маньчжурский кандидат» 1962 года ). [2] [4] [5] а также научно-популярными произведениями из области будущих исследований . [1]
Ранние примеры футуристической фантастики предшествовали жанру современной научной фантастики и включают такие произведения, как «Правление короля Георга VI 1900–1925» (1763) или Луи-Себастьяна Мерсье ( «Мемуары двух тысяч пятисотого года» 1771). [1] Когда жанр научной фантастики начал набирать популярность, действие многих его произведений происходило в ближайшем будущем, начиная с таких классических произведений XIX века, как Джейн К. Лаудон » «Мумия ! «Повесть двадцать второго века» (1827), «Путешествие Жюля Верна к центру Земли» (1864) и Герберта Уэллса « Война миров» (1898). [2] Некоторые ранние работы в этом жанре подвергались критике за одномерность, как, например, другая классическая работа Герберта Уэллса « Человек-невидимка» (1897), которая отказывается от обсуждения более широкого социального воздействия новых технологий (в данном случае невидимости), вместо этого сосредотачиваясь на заурядное приключение, просто улучшенное с помощью нового гаджета. [4]
Первоначально большинство работ, действие которых происходило в ближайшем будущем и описывалось как научные романы или утопии , были более оптимистичными, прославляя ожидаемые достижения технического прогресса ; примером этой тенденции является Жюля Верна » « Париж в двадцатом веке (1863). [1] [2] Появились также более осторожные и пессимистические работы, посвященные растущей опасности войны, предвидящие опустошение мировых войн , хотя некоторые авторы также размышляли о том, будет ли следующая война, к лучшему или к худшему, последней (сам Уэллс придумал сформулируйте войну, чтобы положить конец войне ). [1] Примерно в середине 20-го века пессимистические и осторожные произведения стали становиться все более распространенными, поскольку все больше писателей начали использовать художественную литературу о ближайшем будущем как способ обсуждения возникающих социальных проблем . [1] [2] Эти работы касались таких проблем, как деградация окружающей среды ( Дж. Балларда » «Затонувший мир , 1962), перенаселение (« Позиция Джона Бруннера в отношении Занзибара », 1968) и репрессивные политические режимы ( Джорджа Оруэлла , «Девятнадцать восемьдесят четыре» 1949, 1949). Фредерика Пола и Сирила М. Корнблута » «Космические торговцы , 1952, или 1959 , «Время вышло из строя» Филипа К. Дика ). [1] [2] [6] Однако в ту же эпоху некоторые произведения вернулись к более ранним традициям Золотого века будущего как первозданные и упорядоченные, например мультсериал «Джетсоны» (1962). [1] [4]
Ряд работ прямо предсказал уничтожение человечества в результате ядерной войны , в частности, классический фильм «Доктор Стрейнджлав» (1964). [1] [4] Некоторые из этих произведений можно охарактеризовать как сатиру или антиутопию. [1] и многие принадлежат к научной фантастике «Новой волны» . [7] Другие распространенные образы, связанные с художественной литературой о катастрофах, кометами и астероидами включают события столкновения с ( Ларри Нивена и Джерри Пурнелла » «Молот Люцифера , 1977), вышеупомянутые экологические катастрофы или более надуманные вторжения инопланетян сценарии ( «Война миров » Уэллса , Роберт А. Хайнлайн « Кукловоды» , 1951, «Вторжение похитителей тел» , 1956). [4]
В конце 20-го века произошел подъем жанра киберпанка , связанного с новыми проблемами компьютерного века , и новые работы часто затрагивают такие темы, как ускорение изменений , генная инженерия , искусственный интеллект или нанотехнологии . [1] Яркие примеры жанра ближайшего будущего в научно-фантастических произведениях начала прошлого века включают Фредерика Пола » «Годы города (1984), » Брюса Стерлинга ( «Острова в сети 1988), многочисленные произведения Уильяма Гибсона , Дэвида Брина » « Земля (1990) и Грега Беара » «Королева ангелов (1990). [1] [4]
Научная фантастика ближайшего будущего также встречается в некоторых играх, таких как серия Ace Combat , действие которой происходит в альтернативной вселенной, где технологии немного продвинуты по сравнению с реальным миром, с полуфутуристическим оружием и транспортными средствами, такими как сверхманевренные дроны .
Примечания
[ редактировать ]- ^α Дон Д'Аммасса определил «ближайшее будущее в научной фантастике» как «неточный термин, используемый для обозначения романов, действие которых происходит достаточно далеко в будущем, чтобы допустить определенные технологические или социальные изменения, но при этом они не настолько отличаются, что необходимо объяснить, что общество читателю». [8]
См. также
[ редактировать ]- Земля в научной фантастике
- Далекое будущее в фантастике
- Будущая история
- Список фильмов, действие которых происходит в будущем
- Список историй, действие которых происходит в будущем, которое уже прошло
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Темы: Ближайшее будущее: СФЭ: Энциклопедия научной фантастики» . sf-энциклопедия.com . Проверено 13 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Манн, Джордж (1 марта 2012 г.). Гигантская энциклопедия научной фантастики . Литтл, Группа Брауновой книги. п. 494. ИСБН 978-1-78033-704-3 .
- ^ Вестфаль, Гэри (2005). Энциклопедия научной фантастики и фэнтези Гринвуда: темы, произведения и чудеса . Издательская группа Гринвуд. стр. 281–282. ISBN 978-0-313-32951-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Вестфаль, Гэри (2005). Энциклопедия научной фантастики и фэнтези Гринвуда: темы, произведения и чудеса . Издательская группа Гринвуд. стр. 558–559. ISBN 978-0-313-32952-4 .
- ^ Барли, Тони (1 мая 1995 г.). «Предсказание, программа и фантазия в «Железной пяте» Джека Лондона» . В «Семени», Дэвид (ред.). Ожидания: очерки ранней научной фантастики и ее предшественников . Издательство Сиракузского университета. стр. 153–. ISBN 978-0-8156-2632-9 .
- ^ Логан, Питер Мелвилл; Джордж, Олакунле; Хегеман, Сьюзен; Кристалл, Ефрем (11 февраля 2014 г.). Энциклопедия романа Уайли. стр. 100-1 728–. ISBN 978-1-118-77907-1 .
- ^ Муди, Никианн (декабрь 1998 г.). «Социальная и временная география ближайшего будущего» . Фьючерсы . 30 (10): 1003–1016. дои : 10.1016/S0016-3287(98)00102-5 .
- ^ Д'Аммасса, Дон (22 апреля 2015 г.). Энциклопедия научной фантастики . Обучение информационным базам. п. 2055. ISBN 978-1-4381-4062-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пирси, Мардж (2003). Предвидя будущее: научная фантастика и следующее тысячелетие . Издательство Уэслианского университета. ISBN 978-0-8195-6652-2 .
- Канто, Кристоф; Фалиу, Одиль (1993). История будущего: образы XXI века . Фламмарион. ISBN 978-2-08-013544-5 .