Jump to content

Далекое будущее в фантастике

Вымышленное видение плавучего города через 10 000 лет 1922 года, иллюстрирующее спекулятивную статью Хьюго Гернсбака .

Далекое будущее использовалось в качестве места действия во многих произведениях научной фантастики. Действие далекого будущего возникло в конце 19 века, поскольку более ранние авторы плохо понимали такие концепции, как глубокое время и его значение для природы человечества . Классическими примерами этого жанра являются такие произведения, как Герберта Уэллса » «Машина времени (1895) или Олафа Стэплдона » «Последние и первые люди (1930). Повторяющиеся темы включают такие темы, как утопии , эсхатология или окончательная судьба вселенной . Многие произведения также пересекаются с другими жанрами, такими как космическая опера , научная фантастика или апокалиптическая и постапокалиптическая фантастика .

Истоки жанра

[ редактировать ]

Брайан Стейблфорд и Дэвид Лэнгфорд утверждают, что этот жанр не мог существовать до тех пор, пока не будут полностью поняты истинные масштабы геологического времени , а также теория эволюции и ее последствия для природы человечества . [1] Точно так же Рассел Блэкфорд связал возникновение этого жанра с более поздней концепцией глубокого времени . [2]

В результате самые ранние рассказы в этом жанре датируются концом XIX века и включают У.Х. Хадсона » «Хрустальный век (1887) и Герберта Уэллса » «Машину времени (1895). [1] Классические примеры жанра первой половины 20-го века включают Олафа Стэплдона » « Последние и первые люди (1930) и Кларка Артура «Против наступления ночи» (1948). [1] [2] Более поздние примеры включают Брайана Олдисса » «Долгий полдень на Земле (1962), Майкла Муркока » серию «Танцоры в конце времени (1972–1976), Бакстера Стивена серию «Последовательность Xeelee» (1986–), книгу Пола Дж. Маколи . Трилогия Confluence (1997–1999) и Аластера Рейнольдса ( Revelation Space серия 2000–), а также многочисленные работы Роберта Сильверберга , Дорис Пизерчиа и Майкла Г. Кони . [1] [2] [3]

Поджанр фэнтези о далеком будущем начался с рассказов Кларка Эштона Смита « Зотик » (представляющих поджанр фэнтези о далеком будущем), причем первая работа из этой серии была опубликована в 1932 году, а другими влиятельными авторами здесь были Джек Вэнс Умирающая Земля », 1950) и Дэмиан Бродерик. ( «Мир волшебника» , 1970) и Джин Вулф ( «Книга нового солнца» , 1980). [2] [3]

Короткие рассказы о далеком будущем собраны в ряде антологий, таких как «Далекое будущее» (1997) и «Миллион нашей эры» (2006). [1]

Концепцию далекого будущего трудно определить точно, но общим элементом таких историй является показ общества, которое «настолько полностью трансформировалось по сравнению с сегодняшним днем, что стало почти неузнаваемым». [2] Джордж Манн отметил, что общими темами в работах далекого будущего являются « энтропия и растворение». [3]

Будущее человеческой эволюции считается классической темой, отсылающей к книге Герберта Уэллса » «Машина времени и разделению человеческой расы на два подвида: элоев и морлоков . Многие более поздние работы основываются на этой идее, исследуя будущее, в котором люди сами развиваются в постматериальные формы энергии или программного обеспечения, и эту тему. [2] [3] [4]

Другая повторяющаяся тема — постапокалиптическая , связанная с жанром Dying Earth или подавлением человечества более могущественными существами, такими как роботы , искусственный интеллект , технологически продвинутые инопланетяне или богоподобные существа из чистой энергии. [1] [2] [3] Там, где человечество не искореняется, темы космических путешествий и путешествий во времени также появляются относительно часто как инструменты достаточно развитых будущих цивилизаций; первая тема также отмечает совпадение с более эпическими произведениями жанра космической оперы . [1]

Некоторые писатели пытаются обрисовать будущую историю человечества или даже вселенной, причем одной из первых работ, пытающихся сделать это, является Олаф Стэплдон , чья классическая работа 1930 года называлась « Последние и первые люди : история ближайшего и далекого будущего» . [3]

Иногда жанр далекого будущего переходит от научной фантастики к фэнтези, показывая общество, в котором цивилизация регрессировала до такой степени, что старые технологии больше не понимаются и рассматриваются как волшебство . Этот поджанр иногда называют «фэнтези далекого будущего». [2] и частично пересекается с жанром научного фэнтези . [3] В то же время реликвии технологического прошлого, «выступающие в более примитивный... ландшафт», тема, известная как « Разрушенная земля », были описаны как «одни из самых мощных икон научной фантастики». [5]

Голландский историк и социолог Фред Полак различал две категории работ о будущем: «будущее пророчества» и «будущее судьбы». Первый обеспокоен настоящим и использует будущее как возможность предупредить об опасностях настоящего, которых следует избегать, часто затрагивая антиутопические темы. Последняя категория шире и больше связана с исследованием философских тем, таких как утопии , эсхатология или окончательная судьба вселенной . [1]

Джордж Манн заметил, что этот жанр породил «много превосходных аллегорических или моральных рассказов». [3] Рассел Блэкфорд согласился с этим мнением, однако также отметил, что «некоторые критики» указывали на «существенный консерватизм» и «отсутствие социальной значимости» в повествованиях о далеком будущем, в отличие от повествований о ближайшем будущем , и что эти реалистичные предсказания далекого будущего невозможны. , поскольку человечество в далеком будущем, если оно существует, скорее всего, окажется за пределами нашего понимания. [2]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Стейблфорд, Брайан ; Лэнгфорд, Дэвид (2018). «Далекое будущее» . В Клюте, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Слейт, Грэм (ред.). Энциклопедия научной фантастики (4-е изд.) . Проверено 2 октября 2020 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Блэкфорд, Рассел (2005). «Далекое будущее» . В Вестфале, Гэри (ред.). Энциклопедия научной фантастики и фэнтези Гринвуда: темы, произведения и чудеса . Издательская группа Гринвуд. стр. 280–282. ISBN  978-0-313-32951-7 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Манн, Джордж (2012). «Далекое будущее» . Гигантская энциклопедия научной фантастики . Литтл, Группа Брауновой книги. стр. 481–482. ISBN  978-1-78033-704-3 .
  4. ^ Вестфаль, Гэри (2021). «Далекое будущее» . Научно-фантастическая литература через историю: энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 283–285. ISBN  978-1-4408-6617-3 .
  5. ^ Николлс, Питер ; Клют, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид (2023). «Разрушенная земля» . В Клюте, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Слейт, Грэм (ред.). Энциклопедия научной фантастики (4-е изд.) . Проверено 29 декабря 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Пирси, Мардж (2003). Предвидя будущее: научная фантастика и следующее тысячелетие . Издательство Уэслианского университета. ISBN  978-0-8195-6652-2 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3862c0d1e9c9098c587dfa085a73e8cf__1719763740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/cf/3862c0d1e9c9098c587dfa085a73e8cf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Far future in fiction - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)