Далекое будущее в фантастике
Далекое будущее использовалось в качестве места действия во многих произведениях научной фантастики. Действие далекого будущего возникло в конце 19 века, поскольку более ранние авторы плохо понимали такие концепции, как глубокое время и его значение для природы человечества . Классическими примерами этого жанра являются такие произведения, как Герберта Уэллса » «Машина времени (1895) или Олафа Стэплдона » «Последние и первые люди (1930). Повторяющиеся темы включают такие темы, как утопии , эсхатология или окончательная судьба вселенной . Многие произведения также пересекаются с другими жанрами, такими как космическая опера , научная фантастика или апокалиптическая и постапокалиптическая фантастика .
Истоки жанра
[ редактировать ]Брайан Стейблфорд и Дэвид Лэнгфорд утверждают, что этот жанр не мог существовать до тех пор, пока не будут полностью поняты истинные масштабы геологического времени , а также теория эволюции и ее последствия для природы человечества . [1] Точно так же Рассел Блэкфорд связал возникновение этого жанра с более поздней концепцией глубокого времени . [2]
Примеры
[ редактировать ]В результате самые ранние рассказы в этом жанре датируются концом XIX века и включают У.Х. Хадсона » «Хрустальный век (1887) и Герберта Уэллса » «Машину времени (1895). [1] Классические примеры жанра первой половины 20-го века включают Олафа Стэплдона » « Последние и первые люди (1930) и Кларка Артура «Против наступления ночи» (1948). [1] [2] Более поздние примеры включают Брайана Олдисса » «Долгий полдень на Земле (1962), Майкла Муркока » серию «Танцоры в конце времени (1972–1976), Бакстера Стивена серию «Последовательность Xeelee» (1986–), книгу Пола Дж. Маколи . Трилогия Confluence (1997–1999) и Аластера Рейнольдса ( Revelation Space серия 2000–), а также многочисленные работы Роберта Сильверберга , Дорис Пизерчиа и Майкла Г. Кони . [1] [2] [3]
Поджанр фэнтези о далеком будущем начался с рассказов Кларка Эштона Смита « Зотик » (представляющих поджанр фэнтези о далеком будущем), причем первая работа из этой серии была опубликована в 1932 году, а другими влиятельными авторами здесь были Джек Вэнс (« Умирающая Земля », 1950) и Дэмиан Бродерик. ( «Мир волшебника» , 1970) и Джин Вулф ( «Книга нового солнца» , 1980). [2] [3]
Короткие рассказы о далеком будущем собраны в ряде антологий, таких как «Далекое будущее» (1997) и «Миллион нашей эры» (2006). [1]
Темы
[ редактировать ]Концепцию далекого будущего трудно определить точно, но общим элементом таких историй является показ общества, которое «настолько полностью трансформировалось по сравнению с сегодняшним днем, что стало почти неузнаваемым». [2] Джордж Манн отметил, что общими темами в работах далекого будущего являются « энтропия и растворение». [3]
Будущее человеческой эволюции считается классической темой, отсылающей к книге Герберта Уэллса » «Машина времени и разделению человеческой расы на два подвида: элоев и морлоков . Многие более поздние работы основываются на этой идее, исследуя будущее, в котором люди сами развиваются в постматериальные формы энергии или программного обеспечения, и эту тему. [2] [3] [4]
Другая повторяющаяся тема — постапокалиптическая , связанная с жанром Dying Earth или подавлением человечества более могущественными существами, такими как роботы , искусственный интеллект , технологически продвинутые инопланетяне или богоподобные существа из чистой энергии. [1] [2] [3] Там, где человечество не искореняется, темы космических путешествий и путешествий во времени также появляются относительно часто как инструменты достаточно развитых будущих цивилизаций; первая тема также отмечает совпадение с более эпическими произведениями жанра космической оперы . [1]
Некоторые писатели пытаются обрисовать будущую историю человечества или даже вселенной, причем одной из первых работ, пытающихся сделать это, является Олаф Стэплдон , чья классическая работа 1930 года называлась « Последние и первые люди : история ближайшего и далекого будущего» . [3]
Иногда жанр далекого будущего переходит от научной фантастики к фэнтези, показывая общество, в котором цивилизация регрессировала до такой степени, что старые технологии больше не понимаются и рассматриваются как волшебство . Этот поджанр иногда называют «фэнтези далекого будущего». [2] и частично пересекается с жанром научного фэнтези . [3] В то же время реликвии технологического прошлого, «выступающие в более примитивный... ландшафт», тема, известная как « Разрушенная земля », были описаны как «одни из самых мощных икон научной фантастики». [5]
Голландский историк и социолог Фред Полак различал две категории работ о будущем: «будущее пророчества» и «будущее судьбы». Первый обеспокоен настоящим и использует будущее как возможность предупредить об опасностях настоящего, которых следует избегать, часто затрагивая антиутопические темы. Последняя категория шире и больше связана с исследованием философских тем, таких как утопии , эсхатология или окончательная судьба вселенной . [1]
Джордж Манн заметил, что этот жанр породил «много превосходных аллегорических или моральных рассказов». [3] Рассел Блэкфорд согласился с этим мнением, однако также отметил, что «некоторые критики» указывали на «существенный консерватизм» и «отсутствие социальной значимости» в повествованиях о далеком будущем, в отличие от повествований о ближайшем будущем , и что эти реалистичные предсказания далекого будущего невозможны. , поскольку человечество в далеком будущем, если оно существует, скорее всего, окажется за пределами нашего понимания. [2]
См. также
[ редактировать ]- Далекое будущее в религии
- Тяжелая научная фантастика
- Ближайшее будущее в художественной литературе
- Омега-Пойнт
- Технологическая особенность
- Хронология далекого будущего
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Стейблфорд, Брайан ; Лэнгфорд, Дэвид (2018). «Далекое будущее» . В Клюте, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Слейт, Грэм (ред.). Энциклопедия научной фантастики (4-е изд.) . Проверено 2 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Блэкфорд, Рассел (2005). «Далекое будущее» . В Вестфале, Гэри (ред.). Энциклопедия научной фантастики и фэнтези Гринвуда: темы, произведения и чудеса . Издательская группа Гринвуд. стр. 280–282. ISBN 978-0-313-32951-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Манн, Джордж (2012). «Далекое будущее» . Гигантская энциклопедия научной фантастики . Литтл, Группа Брауновой книги. стр. 481–482. ISBN 978-1-78033-704-3 .
- ^ Вестфаль, Гэри (2021). «Далекое будущее» . Научно-фантастическая литература через историю: энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 283–285. ISBN 978-1-4408-6617-3 .
- ^ Николлс, Питер ; Клют, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид (2023). «Разрушенная земля» . В Клюте, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Слейт, Грэм (ред.). Энциклопедия научной фантастики (4-е изд.) . Проверено 29 декабря 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пирси, Мардж (2003). Предвидя будущее: научная фантастика и следующее тысячелетие . Издательство Уэслианского университета. ISBN 978-0-8195-6652-2 .