Три стигмата Палмера Элдрича
![]() Обложка первого издания (твердый переплет) | |
Автор | Филип К. Дик |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Роман-антиутопия , научно-фантастический роман, философская фантастика |
Издатель | Даблдэй |
Дата публикации | 1964 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать (в твердом и мягком переплете) |
Страницы | 278 |
ISBN | 978-0-575-07997-7 (перепечатка 2007 г.) |
«Три стигмата Палмера Элдрича» — научно-фантастический роман американского писателя Филипа Дика , вышедший в 1964 году . В 1965 году он был номинирован на премию «Небьюла» за лучший роман . [1] Как и многие романы Дика, он использует ряд научно-фантастических концепций и исследует неоднозначный разрыв между реальностью и нереальностью. Это одна из первых работ Дика, посвященная религиозным темам.
Действие романа происходит в будущем 2016 года, когда человечество колонизировало все пригодные для жизни планеты и луны Солнечной системы . Чтобы справиться с трудной жизнью вдали от Земли, колонисты полагаются на нелегальный галлюциноген Can-D, тайно распространяемый главой корпорации Лео Булеро. Новая напряженность возникает из-за слухов о том, что торговый исследователь Палмер Элдрич вернулся из экспедиции с новым инопланетным галлюциногеном, чтобы конкурировать с Can-D.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]История начинается в мире будущего, где глобальные температуры поднялись настолько высоко, что в большинстве стран мира находиться на улице без специального охлаждающего оборудования в дневное время небезопасно. В отчаянной попытке сохранить человечество и облегчить демографическое бремя на Земле, ООН инициировала «проект» колонизации близлежащих планет, где условия настолько ужасны и примитивны, что не желающие этого колонисты стали жертвой своего рода эскапизма, включающего использование незаконного наркотика (Can-D) в сочетании с «макетами». Макеты — это физические реквизиты, предназначенные для имитации своего рода альтернативной реальности, где жизнь проще, чем мрачное существование колонистов в их маргинальных колониях за пределами планеты или даже Земля, где глобальное потепление достигло такой степени, что Антарктида стала главным курортом для отдыха. территория. Нелегальный наркотик Can-D позволяет людям «делиться» своим опытом раскладов «Веселая Пэт» (имя главной героини в симулируемом мире). Это «обмен» привело к тому, что вокруг макетов и употребления наркотика вырос псевдорелигиозный культ или серия культов.
К моменту начала романа компания Perky Pat (или PP) Layouts, Inc., базирующаяся в Нью-Йорке, владела монополией на этот продукт, а также на нелегальную торговлю наркотиком Can-D, который делает возможны галлюцинации.
Роман начинается вскоре после того, как Барни Майерсон, главный предсказатель PP Layouts , получил от ООН «проект уведомления» о принудительном переселении в качестве колониста на Марс . Майерсон спит со своей помощницей Рони Фугейт, но по-прежнему находится в противоречии по поводу развода, который он сам инициировал, со своей первой женой Эмили, художницей по керамическим горшкам. Тем временем второй муж Эмили пытается продать ее конструкции горшков компании PP Layouts в качестве возможных аксессуаров для виртуальных миров Веселого Пэта, но Барни, узнав в них принадлежащие Эмили, отвергает их из злости.
Тем временем ООН спасает корабль Палмера Элдрича от крушения на Плутоне . Лео Булеро, глава PP Layouts и «развитый» человек (имеется в виду тот, кто прошел дорогостоящее генетическое лечение у немецкого «доктора», которое должно подтолкнуть клиента «вперед» по эволюционной шкале и которое приводит к грубым физическим, а также ментальные модификации), доходит до слухов о том, что Элдрич обнаружил в системе Прокс инопланетный галлюциноген со свойствами, аналогичными Can-D, и что он планирует продавать его как «Chew-Z» с одобрения ООН за пределами мира. колонии. Однако Chew-Z не требует поддержки внешних макетов и, похоже, обладает определенными неопределенными качествами, которые делают использование Chew-Z еще более захватывающим, чем Can-D. Это фактически устранило бы необходимость в макетах PP. Булеро пытается связаться с Элдричем, но тот находится на карантине в больнице ООН. И Майерсон, и Фугейт предвидели сообщения о том, что Булеро будет нести ответственность за убийство Элдрича.
Под видом репортера Булеро отправляется в поместье Элдрича на Луне , где Элдрич проводит пресс-конференцию. Булеро похищают и заставляют ввести Chew-Z внутривенно. Он попадает в психический преисподний мир, над которым, по-видимому, и он, и Элдрич имеют некоторый контроль. После споров о делах с Элдричем, Булеро отправляется на Землю, где-то в не столь отдаленном будущем. Развитые люди идентифицируют его как призрака и показывают ему памятник самому себе в память о его роли в смерти Элдрича, «врага Солнечной системы».
Булеро возвращается на Землю и увольняет Майерсона, потому что Майерсон боялся отправиться на Луну, чтобы спасти его. Майерсон в отчаянии принимает призыв ООН на Марс, но Булеро вербует его в качестве двойного агента. Майерсон должен ввести себе токсин после того, как принял Chew-Z в заговоре с целью обмануть ООН, заставив ее думать, что Chew-Z вреден, и заставить их запретить его.
На Марсе Майерсон покупает Chew-Z у Элдрича, который появляется в голографической форме. Майерсон пытается представить себе мир, в котором он все еще находится с Эмили, но обнаруживает, что не контролирует свою кажущуюся галлюцинацию. Как и Булеро, он попадает в будущее. Через два года Майерсон прибывает в Нью-Йорк, где разговаривает с Булеро, Фугейтом и самим собой в будущем о смерти Палмера Элдрича.
Он также встречает несколько проявлений Элдрича, которых можно узнать по роботизированной правой руке, искусственным глазам и стальным зубам. Элдрич предлагает помочь Майерсону стать тем, кем он хочет, но настолько контролирует альтернативную реальность Chew-Z, что Майерсон в конечном итоге решает, что он скорее умрет, чем продолжит манипулировать Элдричем. Когда отчаявшийся Майерсон выбирает смерть, он оказывается втянутым в тело Элдрича прямо в тот момент времени, когда Булеро готов выстрелить торпедой по кораблю Элдрича. Похоже, что план Элдрича состоит в том, чтобы сохранить свою собственную жизненную сущность, находящуюся в теле Майерсона, позволяя самому Майерсону умереть вместо Элдрича. Тем временем Элдрич намерен жить в форме Майерсона и наслаждаться простой, но трудной жизнью марсианского колониста. Майерсон, застрявший в теле Элдрича и ошибочно принятый за него, действительно чуть не был убит Булеро в ближайшем будущем, но прежде чем смертельный выстрел может быть произведен, его пробуждает от транса Chew-Z в настоящем Булеро, который только что прибыл на Землю. Марс.
Булеро готов забрать Майерсона обратно на Землю, но отказывается сделать это, узнав, что Майерсон не вводил себе токсин. Майерсон теперь уверен, что Булеро убьет Элдрича, поэтому жертвовать принятием токсина ради того, чтобы разрушить бизнес Элдрича, нет необходимости, но он не пытается убедить Булеро в этом. Позже Майерсон обсуждает свой опыт с неохристианским колонистом, и они приходят к выводу, что либо Элдрич стал богом в системе Прокс, либо какое-то богоподобное существо заняло его место. Майерсон убежден, что какой-то аспект Элдрича все еще находится внутри него, и что, пока он откажется снова принять Чу-Зет, именно Элдрич на самом деле будет убит Булеро в ближайшем будущем; Майерсон наполовину смирился, наполовину надеется на то, что сможет без отсрочки принять жизнь марсианского колониста. Майерсон считает, что Элдрич может быть тем, кого люди всегда считали богом, но враждебным или, возможно, просто низшим аспектом более крупного и лучшего бога.
У романа неоднозначный финал: Булеро возвращается на Землю, и очевидное распространение « стигматов » тела киборга Элдрича, что может означать, что Булеро все еще находится в ловушке галлюцинаторных владений Элдрича, или что Чу-Z становится все более популярным среди терранов и Марсианские колонисты.
Материал использован из предыдущей работы.
[ редактировать ]- Продукты Веселого Пэта и Конни Компаньона были представлены в новелле « Дни Веселого Пэта », опубликованной в 1963 году. Однако роман не является продолжением (например, « Что говорят мертвецы » и роман «Убик ») или расширением (например, новелла и более поздний роман «Молот Вулкана» ) более раннего и более короткого произведения.
- В начале главы 3 делается ссылка на «...принтеры, формы жизни Билтонг...», взятые из рассказа « Плата за принтер », опубликованного в 1956 году.
- Предвидение как признанное призвание широко фигурирует в сюжете рассказа Дика « Отчет меньшинства » (впервые опубликованного в 1956 году) и в его романе 1970 года « Наши друзья из Фриликса»8 .
Прием и наследие
[ редактировать ]Альгис Будрис из Galaxy Science Fiction описал роман как «важную, прекрасно управляемую, плавно созданную книгу, которая перевернет ваше сознание, если вы дадите ему хотя бы малейший шанс». Он похвалил достижение Дика, заявив, что «все творение резонирует с прикосновением единственного нынешнего писателя-фантаста, который мог бы это сделать», и характеризует результат как «остроумное, иногда беззаботное и всегда увлекательное произведение художественной литературы». [2] Позже Будрис назвал эту книгу лучшим научно-фантастическим романом за свой первый год работы рецензентом журнала, сообщив, что другие «называют ее своего рода полусознательным провалом». [3]
Писатель странных фантастов Чайна Мьевиль назвал эту книгу одной из своих лучших книг в жанре странной фантастики всех времен, сказав: «Приходится выбирать только одно из произведений Дика, это бесит – он выдающаяся фигура в научной фантастике. В конце концов я выбрал «Стигматы», потому что Помню, что я почувствовал, когда положил его и избил, все время думал: «Все, с литературой покончено » . [4]
В ретроспективном обзоре 2003 года писатель-фантаст и фэнтези Майкл Муркок раскритиковал «Три стигмата Палмера Элдрича » как тематически «бессвязные», пожаловавшись на отсутствие у Дика «своеобразной структуры или стиля». [5]
См. также
[ редактировать ]- Имитированная реальность
- Существование (фильм, 1999 г.)
- Начало (фильм, 2010 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Лауреаты и номинанты премии 1965 года» . Миры без конца . Проверено 27 сентября 2009 г.
- ^ Будрис, Альгис (август 1965 г.). «Книжная полка Галактика» . Галактическая научная фантастика . стр. 186–194.
- ^ Будрис, Альгис (февраль 1966 г.). «Книжная полка Галактика» . Галактическая научная фантастика . стр. 131–139.
- ^ Посох стражей (15 мая 2002 г.). «10 лучших фантастических фантастических книг Чайна Мьевиля» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 5 сентября 2019 г.
- ^ Муркок, Майкл (14 марта 2003 г.). «Трудный подарок» . Хранитель . Проверено 13 мая 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Росси, Умберто. «Дик и вопрос техники (или технологии)», Технология и американское воображение: постоянный вызов , Материалы XII конференции AISNA, проводимой раз в два года, под ред. Мамоли Зорзи и Бисутти де Риз, Венеция: Сверхновая звезда, 1994, с. 473–83.
- Так, Дональд Х. (1974). Энциклопедия научной фантастики и фэнтези . Чикаго: Адвент. п. 142. ИСБН 0-911682-20-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Американские романы 1964 года
- Научно-фантастические романы 1964 года
- Американские научно-фантастические романы
- Романы об изменении климата
- Киборги в литературе
- Книги Doubleday (издатель)
- Антиутопические романы
- Фантастика о сверхчеловеческих способностях
- Фантастика о Боге
- Фантастика о голографии
- Романы, действие которых происходит на Марсе
- Метафизические фантастические романы
- Романы о наркотиках
- Романы Филипа К. Дика
- Романы, действие которых происходит на Луне
- Художественная литература, действие которой происходит вокруг Проксимы Центавра.
- Постмодернистские романы
- Психоделическая литература
- Психотерапия в художественной литературе
- Религия в научной фантастике
- Фантастика о времени