Стасс Параскос

Стасс Параскос ( греч . Στας Παράσκος ; 17 марта 1933 — 4 марта 2014) был художником из Кипра , хотя большую часть своей жизни он провел, преподавая и работая в Англии.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Параскос родился в Анафотии , деревне недалеко от города Ларнака , Кипр , в 1933 году, был вторым из шести сыновей обедневшего крестьянина-фермера. [1] Он уехал в Англию в 1953 году, работая сначала мойщиком посуды и официантом в чайной ABC на лондонской Тоттенхэм-Корт-роуд , а затем переехал в город Лидс на севере Англии, чтобы стать поваром в недавно открытом греческом ресторане своего брата. . [2] Ресторан стал популярным местом среди местных студентов-художников, которые побудили Параскоса записаться на занятия в Колледж искусств Лидса (позже Университет искусств Лидса ). Несмотря на то, что у Параскоса не было обычных вступительных требований для поступления на курс колледжа, его заметил вдохновляющий руководитель отдела изящных искусств колледжа Гарри Туброн , который позволил Параскосу поступить без обычных вступительных требований. [3] Там он подружился с такими художниками, как Деннис Креффилд , Терри Фрост и Вильгельмина Барнс-Грэм , причем Фрост и Барнс-Грэм убедили Параскоса переехать в Сент-Айвс в Корнуолле в 1959 году. В Сент-Айвсе Параскос делил студию с Барнс-Грэм до тех пор, пока он вернулся в Лидс в 1961 году и начал преподавать в Лидском колледже искусств . [4]
Суд по делу о непристойности
[ редактировать ]В 1966 году Параскос был вовлечен в печально известное судебное дело, которое стало известно как Суд над Стассом Параскосом о непристойности , в ходе которого утверждалось, что он демонстрировал «непристойные и непристойные» картины в нарушение Закона о бродяжничестве 1838 года . Судебное дело было одним из ряда важных юридических вызовов свободе искусства в 1960-х и 70-х годах, начиная с суда над леди Чаттерли в 1960 году и заканчивая процессом над журналом «Оз» в 1971 году. В защиту Параскоса, включая сэра Герберта Рида и Норберта Линтона , а также послания поддержки от министра внутренних дел Великобритании Роя Дженкинса , Параскос проиграл суд и был оштрафован на пять фунтов. [5]
Куратор ретроспективной выставки работ Параскоса, состоявшейся в Лидсе в 2009 году, Теренс Джонс, сказал: «По иронии судьбы, рассматриваемая картина сейчас висит в галерее Тейт. Когда вы ее видите, вы действительно задаетесь вопросом, из-за чего был весь этот шум. Это довольно экспрессионистское произведение, в котором вы можете увидеть просто женщину, держащую мужской пенис, но это чрезвычайно скучно по сравнению с тем, что произошло с тех пор в мире искусства». [6]
После этого в 1967 году Параскоса пригласили принять участие в групповой выставке « Фантазия и фигура» вместе с Пэтом Даутвейтом , Гербертом Киченом и Яном Дьюри в Институте современного искусства в Лондоне. [7] Позже Дьюри стал близким другом, поскольку они оба начали преподавать в Кентерберийском колледже искусств в 1970 году. [8] Параскос стал последним британским художником, которого успешно привлекли к ответственности за непристойность в соответствии с Законом о бродяжничестве 1838 года. [9] Выставка, воссоздающая выставку Лидса 1966 года, была организована в Центре искусств Тетли в Лидсе в 2016 году, чтобы отметить пятидесятую годовщину оригинальной выставки и судебного преследования, а в 2021 году судебный процесс был показан в телевизионном документальном фильме BBC « Запретное искусство», представленном Мэри Берд .
Преподавательская карьера
[ редактировать ]Параскос начал преподавать по совместительству в Колледже искусств Лидса (Университет искусств Лидса) в середине 1960-х годов после возвращения из Сент-Айвса в Корнуолле. Он также преподавал в Лестерском политехническом институте, а затем в 1969 году стал преподавателем Кентерберийского колледжа искусств (Университет творческих искусств) .
Когда Кентерберийский колледж искусств был переименован в Кентский институт искусства и дизайна , Параскос был назначен старшим преподавателем изобразительного искусства, а затем главой отдела живописи, прежде чем вернуться на Кипр в 1989 году, чтобы руководить Кипрским колледжем искусств вместе со своей дочерью Маргарет Параскос . [10] Используя свои связи в британском мире искусства, Параскос смог привлечь в Кипрский колледж искусств большое количество известных международных художников, в том числе Энтони Каро , Денниса Креффилда , Дженнифер Даррант , Терри Фроста , Клайва Хэда , Майкла Киднера , Мали. Моррис , Юэн Аглоу , Рэйчел Уайтрид и другие, а также многие сотни студентов-художников из Великобритании и других стран, что привело к тому, что Джон Корналл в статье в The London Magazine в 1996 году назвал заметным влиянием кипрских элементов в британском искусстве того периода. . [11]
Эти визиты всемирно признанных художников привели к тому, что Кипрский колледж искусств был назван одним из культурных достопримечательностей Кипра несколькими президентами Кипра и другими правительственными министрами в 1970-х и 1980-х годах. Однако, по словам сына Паракоса, историка искусства Майкла Параскоса , Стасс Параскос считал, что он намеренно пренебрегал учеными Кипрского университета после его основания в 1989 году. Хотя Параскос получил многочисленные заверения от министров правительства Кипра в 1970-х и 1980-х годах. что Кипрский колледж искусств станет ядром нового факультета изящных искусств в будущем Университете Кипра , при его создании он оказался в стороне от руководства нового университета. По словам Майкла Параскоса, его отец расценил это как личное предательство со стороны государственных властей, что подтолкнуло Стаса Параскоса занять еще более анти-истеблишментскую позицию в своем искусстве, сочинениях и управлении Кипрским колледжем искусств. [12]
Стиль и влияния
[ редактировать ]Стиль живописи Параскоса фигуративный, но ненатуралистический, он использует яркие цвета для описания сцен, которые часто кажутся корнями из его детства на Кипре. Он также находится под влиянием византийского церковного искусства Кипра и современных мастеров, таких как Поль Гоген и Анри Матисс . Работы включают «Языческую весну» в Государственной галерее современного искусства в Никосии, «Влюбленные и романсы» в галерее Тейт в Лондоне и «Купание» в коллекции Совета по делам искусств Англии .
По словам Доминика Аузиаса и Жана-Поля Лабурдетта, картины Параскоса «иллюстрируют кипрскую сельскую жизнь, мучительную историю острова, любовь, жизнь, смерть, всегда в лирическом, романтическом ключе». [13]
Несмотря на то, что в первую очередь он был художником, в 1992 году он начал работу над амбициозной стеной скульптур в деревне Лемпа, на западном побережье Кипра. Эта стена сделана из найденных и переработанных предметов повседневного обихода и представляет собой смесь абстрактных и фигуративных форм, в том числе гориллу размером с Кинг-Конга, карликового слона и гигантскую пару приветливых рук. Стена длиной двадцать метров и высотой до четырех метров образует сад скульптур, окружающий студии Кипрского колледжа искусств . [14]
Параскос последовательно был политическим художником с левыми, а затем и анархистскими симпатиями. Будучи членом Коммунистической партии Кипра ( АКЕЛ ) в юности, он использовал свое искусство, чтобы взглянуть на такие темы, как политическое и социальное угнетение, права женщин и ужасы войны на Кипре и на Ближнем Востоке. [15] Эта политическая активность выходила за рамки его живописи: в кипрских газетах часто появлялись статьи Стасса, критикующие то, что он считал разрушением кипрской культуры, общества и окружающей среды капитализмом. О поддерживаемом Европейским Союзом международном фестивале искусств «Манифеста 6» , который планируется провести на Кипре в 2006 году, он написал, что это «капиталистический заговор с целью захватить и уничтожить то, что является уникальным кипрским в нашей культуре, и заменить это мягким глобализмом». ' [16]
Художественная карьера
[ редактировать ]После его скандальной выставки в 1966 году в галерее Института Лидса, на которую совершила обыск местная полиция, Параскос был приглашен в 1967 году принять участие в групповой выставке «Фантазия и фигурация » вместе с Пэтом Даутвейтом , Гербертом Киченом и Яном Дьюри в Институте искусств. Современное искусство в Лондоне. [17]
Его первая выставка на Кипре состоялась годом позже в отеле Four Lanterns в Ларнаке. [18] после чего он регулярно выставлялся в галереях Великобритании и Кипра. В его опубликованном резюме также указаны выставки в Греции , США, Бразилии , Индии и Дании . [19]
В 2003 году Параскос стал предметом книги историка искусства Норберта Линтона , опубликованной Orage Press. Его работы представлены в Государственных коллекциях Кипра, Национальной галерее Греции, Коллекции Совета по делам искусств Англии, Художественной коллекции Университета Лидса, Городской художественной галерее Лидса и Галерее Тейт ( Tate Britain ), Лондон.
В 2008 году он был удостоен звания почетного доктора Болтонского университета за заслуги перед искусством и художественным образованием. [20]
В 2017 году он стал предметом крупной выставки в Художественной галерее Пафоса на Кипре в рамках празднования города как культурной столицы Европы . [21]
Сочинения
[ редактировать ]Параскос был плодовитым писателем, написавшим множество статей, преимущественно на греческом языке, для кипрских газет , сборников стихов и книг по греческой мифологии, в том числе «Медного Кипра» в 1969 году и «Афродиты: Мифология Кипра» в 1981 году. [22]
В предисловии к книге Параскоса «Афродита: Мифология Кипра » покойный Джордж Томас, 1-й виконт Тонипанди , частый путешественник на Кипр , прокомментировал: « Греческая мифология представляет собой вечное очарование.... Стасс Параскос, один из самых выдающихся художников Кипра, представляет захватывающий рассказ о влиянии греческой мифологии В этой книге представлен на развитие киприотов-греков ». [23]
Книга Параскоса «Мифология Кипра» была опубликована в греческом и турецком переводах в 2018 году.
Смерть
[ редактировать ]Параскос умер 4 марта 2014 года в Пафосе , Кипр, от сепсиса, вызванного гангреной ног, вызванной диабетом. Ему был 81 год. улица в деревне Лемпа, где сейчас находится Кипрский колледж искусств В его честь названа .
См. также
[ редактировать ]- Маргарет Параскос , его дочь и художница.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хасте, Дэвид (28 марта 2014 г.). «Некролог Стаса Параскоса» . Хранитель . Проверено 15 ноября 2022 г.
- ^ Паникос Панайи, Придание остроты Британии: мультикультурная история британской еды (Лондон: Reaktion Books, 2008), стр. 158
- ^ Хасте, Дэвид (28 марта 2014 г.). «Некролог Стаса Параскоса» . Хранитель . Проверено 15 ноября 2022 г.
- ^ Норберт Линтон, Стасс Параскос (Митчем: Orage Press, 2003) 7f
- ^ Бенедикт Рид (редактор), Герберт Рид: британское видение мирового искусства (Лондон: Лунд Хамфрис, 1993) 18
- ^ Цитируется из статьи «Луч кипрского солнца, вызвавший скандал в Лидсе 60-х годов» в The Yorkshire Post (британская газета), 27 февраля 2009 г.
- ^ ICA, Fantasy and Figuration , выставка, Лондон, 1967, Архив Тейт (Лондон), ссылка. ЛОН-ИНС (СК)
- ^ Ричард Боллс, Секс, наркотики и рок-н-ролл (Лондон: Omnibus Press, 2001), стр. 79 и passim.
- ^ «Художник Стасс Параскос будет удостоен чести на световом шоу в Лидсе», в The Egypt Mail (кипрская газета), 4 сентября 2014 г.
- ^ Дэвид Хасте, Стасс в Кентербери , Майкл Параскос (редактор), Стасс Параскос (Mitcham: Orage Press, 2009) 36f
- ^ Джон Корналл, «Земная мудрость: кипрские связи в британском искусстве: Джеффри Ригден и Стасс Параскос» в The London Magazine, февраль 1996 г.
- ^ Майкл Параскос, Стасс Параскос: Праздник Пафоса 2017 - европейского города культуры (Лондон: Orage Press, 2017) с. 8
- ^ Доминик Аузиас и Жан-Поль Лабурдетт, Petit Futé: Кипр (Нэнси, Editions Petit Futé, 2018), стр.35
- ^ Джон Корналл, Стасс и киприотность , в Майкле Параскосе (редактор), Стасс Параскос (Mitcham: Orage Press, 2009) 16f
- ^ Майкл Параскос, Стасс Параскос: Праздник Пафоса 2017 - европейского города культуры (Лондон: Orage Press, 2017), стр. 4
- ↑ Цитируется по Майклу Параскосу, «На самом темном Кипре: Манифеста 6» в The Egypt Weekly (кипрская газета), 20 января 2006 г.
- ^ ICA, Fantasy and Figuration , выставка, Лондон, 1967, Архив Тейт (Лондон), ссылка. ЛОН-ИНС (СК)
- ↑ Дневник Стасса Параскоса, опубликованный в книге Майкла Параскоса, «В поисках шестипенсовика» (Лондон: Orage Press, 2016), стр.102.
- ^ Эви Пападопулос (редактор), Оранжевый мир Кина (Лимассол: Kean Ltd, 2009) 42
- ^ Эви Пападопулос (редактор), Оранжевый мир Кина (Лимассол: Kean Ltd, 2009) 42
- ^ Пафос 2017: Европейский город культуры, Стасс Параскос: Праздник (Лондон: Orage Press, 2017) Веб-ссылка
- ^ Майкл Параскос, Новое введение в мифологию Кипра Стасса Параскоса (Лондон: Orage Press, 2016) pi-iii
- ^ Предисловие к Стассу Параскосу, Афродита: Мифология Кипра (Лондон: Interworld, 2000) 1f
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1933 рождения
- смертей в 2014 г.
- Британские художники 20-го века
- Британские художники-мужчины
- Британские художники XXI века
- Художники-греки-киприоты
- Британские современные художники
- Художники Сент-Айвса
- Академики Университета Де Монфор
- Академики Университета искусств Лидса
- Академики Университета творческих искусств
- Выпускники Университета искусств Лидса
- Споры о непристойности в живописи
- Кипрские эмигранты в Соединенном Королевстве
- Британские художники-мужчины 20-го века
- Британские художники-мужчины XXI века