~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ B0A85FEA644BAD1BBE4B0FA744F7465D__1715204460 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ Digital library - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ Электронная библиотека — Википедия, свободная энциклопедия. ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/Digital_library ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/b0/5d/b0a85fea644bad1bbe4b0fa744f7465d.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/b0/5d/b0a85fea644bad1bbe4b0fa744f7465d__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 08.06.2024 12:17:45 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 9 May 2024, at 00:41 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Arc.Ask3.ru: далее начало оригинального документа

Электронная библиотека — Википедия, свободная энциклопедия. Jump to content

Цифровая библиотека

Из Википедии, бесплатной энциклопедии
Веб-сайт Библиотеки наследия биоразнообразия , пример цифровой библиотеки.

Цифровая библиотека (также называемая онлайн-библиотекой , интернет-библиотекой , цифровым хранилищем , библиотекой без стен или цифровой коллекцией ) — это онлайн-база данных цифровых объектов, которая может включать текст, неподвижные изображения, аудио, видео, цифровые документы , или другие цифровые медиа- форматы или библиотеку , доступную через Интернет . Объекты могут состоять из оцифрованного контента, такого как распечатки или фотографии , а также изначально созданного цифрового контента, такого как файлы текстового процессора или сообщения в социальных сетях . Помимо хранения контента, цифровые библиотеки предоставляют средства для организации, поиска и извлечения контента, содержащегося в коллекции. Цифровые библиотеки могут сильно различаться по размеру и объему и могут поддерживаться отдельными лицами или организациями. [1] Цифровой контент может храниться локально или доступен удаленно через компьютерные сети. Эти информационно-поисковые системы способны обмениваться информацией друг с другом благодаря совместимости и устойчивости . [2]

История [ править ]

Ранняя история цифровых библиотек плохо документирована, но к появлению этой концепции причастны несколько ключевых мыслителей. [3] Предшественниками являются Поля Отле и Анри Лафонтена » «Мунданеум , попытка, начатая в 1895 году, для сбора и систематической каталогизации мировых знаний с надеждой на установление мира во всем мире. [4] Идеи цифровой библиотеки во многом были реализованы столетие спустя, во время бурного расширения Интернета. [5]

Ванневар Буш и Дж. К. Р. Ликлайдер — два автора, которые внедрили эту идею в современные технологии. Буш поддержал исследования, которые привели к созданию бомбы, сброшенной на Хиросиму . Увидев катастрофу, он захотел создать машину, которая показала бы, как технологии могут привести к пониманию, а не к разрушению. Эта машина будет включать в себя стол с двумя экранами, переключателями и кнопками, а также клавиатуру. [6] Он назвал это место « Мемекс ». Таким образом, люди смогут получить доступ к хранящимся книгам и файлам на высокой скорости. В 1956 году Фонд Форда профинансировал Ликлайдера для анализа того, как библиотеки можно улучшить с помощью технологий. Почти десять лет спустя его книга под названием « Библиотеки будущего » включила его видение. Он хотел создать систему, которая будет использовать компьютеры и сети, чтобы человеческие знания были доступны для человеческих нужд, а обратная связь была бы автоматической для машинных целей. Эта система содержала три компонента: корпус знаний, вопрос и ответ. Ликлайдер назвал это прокогнитивной системой.

В 1980 году роль библиотеки в электронном обществе была сосредоточена на изучении библиотечных приложений обработки данных . Среди участников были Фредерик Уилфрид Ланкастер , Дерек Де Солла Прайс , Джерард Солтон и Майкл Горман) . [7]

Ранние проекты были сосредоточены на создании электронного карточного каталога, известного как Интернет-каталог публичного доступа (OPAC). К 1980-м годам успех этих начинаний привел к тому, что OPAC заменил традиционный карточный каталог во многих академических, публичных и специальных библиотеках. Это позволило библиотекам предпринять дополнительные полезные совместные усилия для поддержки совместного использования ресурсов и расширения доступа к библиотечным материалам за пределами отдельной библиотеки.

Ранним примером цифровой библиотеки является Информационный центр образовательных ресурсов (ERIC), база данных цитат, рефератов и текстов по образованию, которая была создана в 1964 году и стала доступна онлайн через DIALOG в 1969 году. [8]

В 1994 году цифровые библиотеки стали широко известны в исследовательском сообществе благодаря NSF программе, управляемой стоимостью 24,4 миллиона долларов, поддерживаемой совместно программой DARPA «Интеллектуальная интеграция информации» (I3), НАСА и самим NSF. [9] Успешные исследовательские предложения поступили из шести университетов США. [10] В число университетов входили Университет Карнеги-Меллона , Калифорнийский университет в Беркли , Мичиганский университет , Университет Иллинойса , Калифорнийский университет в Санта-Барбаре и Стэнфордский университет . В статьях проектов резюмировался их прогресс на полпути в мае 1996 года. [11] Стэнфордские исследования Сергея Брина и Ларри Пейджа привели к созданию Google .

Ранние попытки создания модели цифровых библиотек включали Справочную модель цифровой библиотеки DELOS. [12] [13] и система 5S. [14] [15]

Терминология [ править ]

Термин «цифровая библиотека» был впервые популяризирован Инициативой цифровых библиотек NSF / DARPA / NASA в 1994 году. [16] Ожидается, что при наличии компьютерных сетей информационные ресурсы будут распределяться и получать к ним доступ по мере необходимости, тогда как в Ванневара Буша эссе «Как мы можем думать» исследователя (1945) они должны были собираться и храниться в мемексе .

Термин «виртуальная библиотека» первоначально использовался как синоним «цифровая библиотека», но теперь в основном используется для библиотек, которые являются виртуальными в других смыслах (например, библиотек, которые объединяют распределенный контент). На заре цифровых библиотек обсуждались сходства и различия между терминами «цифровой» , «виртуальный » и «электронный» . [17]

Часто проводится различие между контентом, созданным в цифровом формате, известным как « рожденный в цифровом формате» , и информацией, которая была преобразована с физического носителя, например, бумаги, посредством оцифровки . Не весь электронный контент представлен в формате цифровых данных . Термин «гибридная библиотека» иногда используется для обозначения библиотек, имеющих как физические, так и электронные коллекции. Например, American Memory — это цифровая библиотека в составе Библиотеки Конгресса .

Некоторые важные цифровые библиотеки также служат долгосрочными архивами, например arXiv и Интернет-архив . Другие, такие как Цифровая публичная библиотека Америки , стремятся сделать цифровую информацию из различных учреждений широко доступной в Интернете. [18]

Виды электронных библиотек [ править ]

Институциональные репозитории [ править ]

Многие академические библиотеки активно участвуют в создании хранилищ книг, статей, диссертаций и других работ своих учреждений, которые могут быть оцифрованы или «рождены цифровыми». Многие из этих репозиториев доступны широкой публике с небольшими ограничениями в соответствии с целями открытого доступа , в отличие от публикации исследований в коммерческих журналах, где издатели обычно ограничивают права доступа. Независимо от прав доступа институциональные, подлинно бесплатные и корпоративные репозитории можно назвать цифровыми библиотеками. Программное обеспечение институционального хранилища предназначено для архивирования, организации и поиска содержимого библиотеки. Популярные решения с открытым исходным кодом включают DSpace , Greenstone Digital Library (GSDL) , EPrints , Digital Commons и на базе Fedora Commons системы Islandora и Samvera . [19]

Коллекции национальной библиотеки [ править ]

Обязательный экземпляр часто подпадает под действие законодательства об авторском праве , а иногда и законов, касающихся обязательного экземпляра, и требует, чтобы одна или несколько копий всех материалов, опубликованных в стране, были отправлены на сохранение в учреждение, обычно в национальную библиотеку . С появлением электронных документов в законодательство пришлось внести поправки, чтобы охватить новые форматы, например, поправка 2016 года к Закону об авторском праве 1968 года в Австралии. [20] [21] [22]

С тех пор были созданы различные типы электронных хранилищ. национальной библиотеки Портал подачи издателей Британской библиотеки и немецкая модель Немецкой имеют один депозитный пункт для сети библиотек, но публичный доступ доступен только в читальных залах библиотек. Австралийская национальная система депозитов имеет те же функции, но также обеспечивает удаленный доступ широкой публики к большей части контента. [23]

Цифровые архивы [ править ]

Физические архивы отличаются от физических библиотек по нескольким причинам. Традиционно архивы определяются как:

  1. Содержит первичные источники информации (обычно письма и документы, непосредственно созданные отдельным лицом или организацией), а не вторичные источники, найденные в библиотеке (книги, периодические издания и т. д.).
  2. Содержимое организовано в группы, а не в отдельные элементы.
  3. Наличие уникального контента.

Технология, используемая для создания электронных библиотек, является еще более революционной для архивов, поскольку она нарушает второе и третье из этих общих правил. Другими словами, «цифровые архивы» или «онлайн-архивы» по-прежнему обычно содержат первоисточники, но они, скорее всего, будут описываться индивидуально, а не (или в дополнение) в группах или коллекциях. Кроме того, поскольку они являются цифровыми, их содержимое легко воспроизводится и действительно может быть воспроизведено откуда-либо еще. Оксфордский текстовый архив обычно считается старейшим цифровым архивом академических физических первоисточников.

Архивы отличаются от библиотек характером хранящихся материалов. Библиотеки собирают отдельные опубликованные книги и сериалы или ограниченные наборы отдельных предметов. Книги и журналы, хранящиеся в библиотеках, не уникальны, поскольку существует множество экземпляров, и любая отдельная копия обычно оказывается столь же удовлетворительной, как и любая другая копия. Материалы в архивах и библиотеках рукописей представляют собой «уникальные записи корпоративных организаций и документы отдельных лиц и семей». [24]

Фундаментальной характеристикой архивов является то, что они должны сохранять контекст, в котором были созданы их записи, и сеть связей между ними, чтобы сохранить их информативное содержание и предоставлять понятную и полезную информацию с течением времени. Фундаментальная характеристика архивов заключается в их иерархической организации, выражающей контекст посредством архивных связей .

Архивные описания являются основным средством описания, понимания, поиска и доступа к архивным материалам. На цифровом уровне архивные описания обычно кодируются с помощью формата XML «Закодированное архивное описание» . EAD — это стандартизированное электронное представление архивных описаний, которое позволяет предоставить профсоюзу доступ к подробным архивным описаниям и ресурсам в репозиториях, распределенных по всему миру.

Учитывая важность архивов, была разработана специальная формальная модель под названием NEsted SeTs for Object Hierarchies (NESTOR). [25] построено вокруг их специфических составляющих. NESTOR основан на идее выражения иерархических отношений между объектами через свойство включения между множествами, в отличие от бинарного отношения между узлами, используемого деревом. НЕСТОР использовался для формального расширения модели 5S и определения цифрового архива как особого случая цифровой библиотеки, способного учитывать особенности архивов.

Библиотека САПР [ править ]

Библиотека автоматизированного проектирования или библиотека САПР — это облачное 3D - хранилище моделей или деталей для автоматизированного проектирования (САПР), автоматизированного проектирования (CAE), автоматизированного производства (CAM) или информационного моделирования зданий (BIM). ). Примерами библиотек САПР являются GrabCAD , Sketchup 3D Warehouse , Sketchfab , McMaster-Carr , TurboSquid , Chaos Cosmos , [26] и Тингиверс . [27] [ спам-ссылка? ] Модели могут быть бесплатными, с открытым исходным кодом или проприетарными необходимо оплатить подписку , и для доступа к 3D-моделям библиотеки САПР . Библиотеки генеративного искусственного интеллекта разрабатываются с использованием связанных открытых схем диаграмм и . данных [28]

Активы [ править ]

Библиотеки САПР могут содержать такие ресурсы, как 3D-модели , материалы/ текстуры , карты рельефа , деревья/растения, HDRI и различные освещения компьютерной графики источники для рендеринга . [29] [ спам-ссылка? ]

графики цифрового искусства Хранилище 2D -

См. Также: Список хранилищ 2D-цифрового искусства.

Репозиторий/библиотека 2D-графики представляет собой векторной или растровой графики изображения/ значки , которые могут использоваться бесплатно или являться собственностью . [30] [ спам-ссылка? ]

Особенности электронных библиотек [ править ]

Преимущества цифровых библиотек как средства легкого и быстрого доступа к книгам, архивам и изображениям различных типов в настоящее время широко признаны как коммерческими кругами, так и государственными органами. [31]

Традиционные библиотеки ограничены местом для хранения; цифровые библиотеки способны хранить гораздо больше информации просто потому, что для ее хранения цифровой информации требуется очень мало физического пространства. [32] Таким образом, стоимость содержания цифровой библиотеки может быть намного ниже, чем стоимость традиционной библиотеки. Физическая библиотека должна тратить большие суммы денег на оплату персонала, обслуживание книг, аренду и дополнительные книги. Цифровые библиотеки могут снизить или, в некоторых случаях, отменить эти сборы. Оба типа библиотек требуют входных данных для каталогизации, чтобы пользователи могли находить и извлекать материалы. Цифровые библиотеки могут с большей готовностью внедрять технологические инновации, предоставляя пользователям усовершенствованные технологии электронных и аудиокниг, а также предлагая новые формы коммуникации, такие как вики и блоги; обычные библиотеки могут счесть достаточным предоставление онлайн-доступа к их каталогу OP AC. Важным преимуществом цифрового преобразования является повышенная доступность для пользователей. Они также повышают доступность для людей, которые не могут быть традиционными посетителями библиотеки из-за географического положения или организационной принадлежности.

  • Никаких физических границ: пользователю цифровой библиотеки не нужно физически ходить в библиотеку; люди со всего мира могут получить доступ к одной и той же информации, если доступно подключение к Интернету.
  • Круглосуточная доступность. Основным преимуществом цифровых библиотек является то, что люди могут получить доступ к информации круглосуточно и без выходных.
  • Множественный доступ: одни и те же ресурсы могут использоваться одновременно несколькими учреждениями и покровителями. Это может быть не так в случае с материалами, защищенными авторским правом: библиотека может иметь лицензию на «предоставление во временное пользование» только одной копии за раз; это достигается с помощью системы управления цифровыми правами , где ресурс может стать недоступным после истечения периода кредитования или после того, как кредитор решит сделать его недоступным (эквивалентно возврату ресурса).
  • Поиск информации: пользователь может использовать любой поисковый запрос (слово, фразу, заголовок, имя, тему) для поиска по всей коллекции. Цифровые библиотеки могут предоставлять очень удобные интерфейсы, предоставляя доступ к своим ресурсам с помощью щелчка мыши.
  • Сохранение и сохранение: Оцифровка не является решением для долгосрочного сохранения физических коллекций, но позволяет обеспечить доступ к копиям материалов, которые в противном случае пришли бы в упадок в результате многократного использования. Оцифрованные коллекции и изначально цифровые объекты создают множество проблем с сохранением и консервацией, которых нет у аналоговых материалов. Примеры см. в следующем разделе «Проблемы» на этой странице.
  • Пространство: В то время как традиционные библиотеки ограничены местом для хранения, цифровые библиотеки могут хранить гораздо больше информации просто потому, что для хранения цифровой информации требуется очень мало физического пространства, а технологии хранения мультимедиа стали более доступными, чем когда-либо прежде.
  • Добавленная ценность: некоторые характеристики объектов, в первую очередь качество изображений, могут быть улучшены. Оцифровка может улучшить читаемость и устранить видимые дефекты, такие как пятна и обесцвечивание. [33]

Программное обеспечение [ править ]

Электронные библиотеки предлагают разнообразные пакеты программного обеспечения, в том числе специально предназначенные для детских обучающих игр. [34] (известные из них см. в разделе «Категория: Программное обеспечение для цифровых библиотек »). Программное обеспечение институциональных репозиториев, которое ориентировано в первую очередь на прием, сохранение и доступ к документам местного производства, особенно академическим результатам местного производства, можно найти в программном обеспечении институциональных репозиториев . Это программное обеспечение может быть проприетарным, как в случае с Библиотекой Конгресса, которая использует Digiboard и CTS для управления цифровым контентом. [35]

Проектирование и реализация электронных библиотек построены таким образом, чтобы компьютерные системы и программное обеспечение могли использовать информацию при обмене ею. Их называют семантическими цифровыми библиотеками. Семантические библиотеки также используются для общения с разными сообществами из массы социальных сетей. [36] DjDL — это разновидность семантической цифровой библиотеки. Двумя основными типами поиска являются поиск по ключевым словам и семантический поиск. В семантическом поиске предусмотрен инструмент, который создает группу для расширения и уточнения поиска по ключевым словам. Концептуальные знания, используемые в DjDL, сосредоточены вокруг двух форм; предметную онтологию и набор шаблонов поиска понятий, основанных на этой онтологии. Три типа онтологий, связанных с этим поиском, — это библиографические онтологии , онтологии, известные сообществу, и предметные онтологии.

Метаданные [ править ]

В традиционных библиотеках возможность найти интересующие произведения напрямую связана с тем, насколько хорошо они каталогизированы. В то время как каталогизация электронных произведений, оцифрованных из существующих фондов библиотеки, может быть столь же простой, как копирование или перемещение записи из печатной формы в электронную форму, сложные и изначально цифровые произведения требуют значительно больше усилий. Чтобы справиться с растущим объемом электронных публикаций, необходимо разработать новые инструменты и технологии, обеспечивающие эффективную автоматизированную семантическую классификацию и поиск. Хотя для некоторых элементов можно использовать полнотекстовый поиск , существует множество распространенных поисков по каталогу, которые невозможно выполнить с использованием полнотекстового поиска, в том числе:

  • поиск текстов, которые являются переводами других текстов
  • различение изданий/томов текста/периодического издания
  • противоречивые описания (особенно предметные рубрики)
  • отсутствующие, недостаточные или некачественные таксономии практики
  • привязка текстов, опубликованных под псевдонимами, к реальным авторам ( Сэмюэлу Клеменсу и Марку Твену ) например,
  • отличие научной литературы от пародии ( The Onion из The New York Times )

Поиск [ править ]

Большинство цифровых библиотек предоставляют интерфейс поиска, позволяющий находить ресурсы. Эти ресурсы обычно представляют собой ресурсы глубокой сети (или невидимой сети), поскольку их часто не могут обнаружить поисковых систем сканеры . Некоторые цифровые библиотеки создают специальные страницы или карты сайта , позволяющие поисковым системам находить все их ресурсы. Цифровые библиотеки часто используют протокол Инициативы открытых архивов для сбора метаданных (OAI-PMH), чтобы предоставлять свои метаданные другим цифровым библиотекам и поисковым системам, таким как Google Scholar , Yahoo! и Scirus также может использовать OAI-PMH для поиска этих ресурсов глубокой сети. [37] Как и в случае с физическими библиотеками, о том, как пользователи на самом деле выбирают книги, известно очень мало. [38]

Существует две общие стратегии поиска в объединении цифровых библиотек: распределенный поиск и поиск ранее собранных метаданных .

Распределенный поиск обычно включает в себя отправку клиентом нескольких поисковых запросов параллельно нескольким серверам в федерации. Результаты собираются, дубликаты удаляются или группируются, а оставшиеся элементы сортируются и возвращаются клиенту. Такие протоколы, как Z39.50, часто используются в распределенном поиске. Преимущество этого подхода заключается в том, что ресурсоемкие задачи индексации и хранения передаются соответствующим серверам в федерации. Недостатком этого подхода является то, что механизм поиска ограничен различными возможностями индексирования и ранжирования каждой базы данных; следовательно, это затрудняет получение объединенного результата, состоящего из наиболее релевантных найденных предметов.

Поиск по ранее собранным метаданным включает поиск в локально хранящемся индексе информации, которая ранее была собрана из библиотек федерации. При выполнении поиска механизму поиска не требуется устанавливать соединения с электронными библиотеками, которые он ищет — у него уже есть локальное представление информации. Этот подход требует создания механизма индексирования и сбора данных, который будет работать регулярно, подключаясь ко всем цифровым библиотекам и опрашивая всю коллекцию в целях обнаружения новых и обновленных ресурсов. OAI-PMH часто используется цифровыми библиотеками для сбора метаданных. Преимущество этого подхода заключается в том, что механизм поиска имеет полный контроль над алгоритмами индексирования и ранжирования, что, возможно, позволяет получить более согласованные результаты. Недостатком является то, что системы сбора и индексации более ресурсоемки и, следовательно, дороги.

Цифровая сохранность

Сохранение цифровых данных направлено на обеспечение того, чтобы цифровые медиа и информационные системы оставались интерпретируемыми в неопределенном будущем. [39] Каждый необходимый компонент должен быть перенесен, сохранен или эмулирован . [40] Обычно эмулируются более низкие уровни систем ( например , дискеты ), битовые потоки (фактические файлы, хранящиеся на дисках) сохраняются, а операционные системы эмулируются как виртуальные машины . Только там, где смысл и содержание цифровых медиа и информационных систем хорошо поняты, миграция возможна, как в случае с офисными документами. [40] [41] [42] Однако по крайней мере одна организация, Wider Net Project, создала автономную цифровую библиотеку eGranary , воспроизводя материалы на емкостью 6 ТБ жестком диске . Вместо среды битового потока цифровая библиотека содержит встроенный прокси-сервер и поисковую систему , поэтому доступ к цифровым материалам можно получить с помощью интернет-браузера . [43] Также материалы не сохраняются на будущее. eGranary предназначен для использования в местах или ситуациях, когда подключение к Интернету очень медленное, отсутствует, ненадежно, неподходяще или слишком дорого.

За последние несколько лет процедуры оцифровки книг с высокой скоростью и сравнительно низкими затратами значительно улучшились, в результате чего теперь можно оцифровывать миллионы книг в год. [44] Проект сканирования книг Google также работает с библиотеками, предлагая оцифровку книг, продвигая вперед сферу оцифровки книг.

Авторские права и лицензирование [ править ]

Цифровым библиотекам мешает закон об авторском праве , поскольку, в отличие от традиционных печатных произведений, законы о цифровом авторском праве все еще формируются. Для повторной публикации материалов в Интернете библиотеками может потребоваться разрешение правообладателей, и существует конфликт интересов между библиотеками и издателями, которые могут захотеть создать онлайн-версии приобретенного ими контента в коммерческих целях. По оценкам 2010 года, двадцать три процента существующих книг были созданы до 1923 года и, следовательно, не защищены авторским правом. По состоянию на 2010 год из тех, что были напечатаны после этой даты, только пять процентов все еще находились в печати. Таким образом, примерно семьдесят два процента книг были недоступны для широкой публики. [45]

Существует размывание ответственности, которое происходит в результате распределенного характера цифровых ресурсов. Могут возникнуть сложные вопросы интеллектуальной собственности, поскольку цифровые материалы не всегда принадлежат библиотеке. [46] Во многих случаях контент является общественным достоянием или является только контентом, созданным самостоятельно. Некоторые цифровые библиотеки, такие как Project Gutenberg , работают над оцифровкой произведений, на которые не распространяются авторские права, и делают их бесплатными для общественности. Была сделана оценка количества отдельных книг, которые все еще существовали в библиотечных каталогах с 2000 г. до н.э. по 1960 г. [47] [48]

Положения о добросовестном использовании содержат конкретные рекомендации , (17 USC § 107) Закона об авторском праве 1976 года при которых библиотекам разрешается копировать цифровые ресурсы. Четырьмя факторами, которые составляют добросовестное использование, являются «Цель использования, Характер работы, Объем или существенность использования и Влияние на рынок». [49]

Некоторые цифровые библиотеки приобретают лицензию на предоставление своих ресурсов во временное пользование. Это может включать ограничение выдачи только одной копии за раз для каждой лицензии и применение для этой цели системы управления цифровыми правами (см. также выше).

Закон об авторском праве в цифровую эпоху 1998 года был законом, созданным в Соединенных Штатах с целью борьбы с появлением цифровых произведений. Этот Закон включает в себя два договора от 1996 года. Он криминализирует попытку обойти меры, ограничивающие доступ к материалам, защищенным авторским правом. Он также криминализирует попытку обойти контроль доступа. [50] Этот закон предоставляет освобождение некоммерческим библиотекам и архивам, которое позволяет делать до трех копий, одна из которых может быть цифровой. Однако это не может быть обнародовано или распространено в Интернете. Кроме того, он позволяет библиотекам и архивам копировать произведение, если его формат устаревает. [50]

Проблемы с авторскими правами сохраняются. Таким образом, были выдвинуты предложения об освобождении цифровых библиотек от закона об авторском праве. Хотя это было бы очень полезно для общественности, это может иметь отрицательный экономический эффект, и авторы могут быть менее склонны создавать новые произведения. [51]

Еще одним вопросом, который усложняет ситуацию, является желание некоторых издательств ограничить использование цифровых материалов, таких как электронные книги, приобретаемые библиотеками. В то время как в случае печатных книг библиотека владеет книгой до тех пор, пока она не перестанет распространяться, издатели хотят ограничить количество раз, когда электронная книга может быть получена, прежде чем библиотеке придется выкупить эту книгу. «[HarperCollins] начала лицензировать использование каждого экземпляра электронной книги максимум на 26 экземпляров. Это затрагивает только самые популярные издания и не оказывает практического влияния на другие. После достижения лимита библиотека может выкупить права доступа по более низкой цене. стоимость выше первоначальной цены». [52] Хотя с издательской точки зрения это выглядит как хороший баланс между предоставлением библиотечных услуг и защитой от опасающегося снижения продаж книг, библиотеки как таковые не созданы для мониторинга своих коллекций. Они признают растущий спрос на цифровые материалы, доступные для читателей, и желание расширить цифровую библиотеку, включив в нее бестселлеры, но лицензирование издателей может помешать этому процессу.

Рекомендательные системы [ править ]

Многие цифровые библиотеки предлагают рекомендательные системы , позволяющие уменьшить информационную перегрузку и помочь пользователям находить нужную литературу. Некоторыми примерами цифровых библиотек, предлагающих рекомендательные системы, являются IEEE Xplore , Europeana и GESIS Sowiport . Рекомендательные системы работают в основном на основе контентной фильтрации, но также используются и другие подходы, такие как совместная фильтрация и рекомендации на основе цитирования. [53] Бил и др. сообщают, что существует более 90 различных подходов к рекомендациям для цифровых библиотек, представленных в более чем 200 исследовательских статьях . [53]

Обычно цифровые библиотеки разрабатывают и поддерживают свои собственные рекомендательные системы на основе существующих платформ поиска и рекомендаций, таких как Apache Lucene или Apache Mahout .

Недостатки электронных библиотек [ править ]

Цифровые библиотеки или, по крайней мере, их цифровые коллекции также принесли с собой свои проблемы и трудности в таких областях, как:

Существует множество крупномасштабных проектов по цифровизации, которые увековечивают эти проблемы.

Будущее развитие

Крупномасштабные проекты по оцифровке реализуются в Google , Million Book Project и Internet Archive . Благодаря постоянному совершенствованию технологий обработки и представления книг, таких как оптическое распознавание символов и разработке альтернативных хранилищ и бизнес-моделей, популярность цифровых библиотек быстро растет. Точно так же, как библиотеки отважились создавать коллекции аудио и видео, то же самое сделали и цифровые библиотеки, такие как Интернет-архив. В 2016 году проект Google Книги одержал победу в суде, продолжая проект по сканированию книг, который был остановлен Гильдией авторов. [55] Это помогло библиотекам открыть путь к сотрудничеству с Google, чтобы лучше охватить читателей, привыкших к компьютеризированной информации.

По словам Ларри Лэннома, директора по технологиям управления информацией некоммерческой Корпорации национальных исследовательских инициатив (CNRI), «все проблемы, связанные с цифровыми библиотеками, заключаются в архивировании». Далее он заявляет: «Если через 100 лет люди все еще смогут читать вашу статью, мы решим проблему». Дэниел Акст , автор The Webster Chronicle , предполагает, что «будущее библиотек и информации – в цифровом формате». Питер Лайман и Хэл Вариант , ученые-информатики из Калифорнийского университета в Беркли , подсчитали, что «всемирное ежегодное производство печатного, кино, оптического и магнитного контента потребует примерно 1,5 миллиарда гигабайт памяти». Поэтому они полагают, что «скоро для обычного человека технологически станет возможным доступ практически ко всей записанной информации». [56]

Цифровые архивы представляют собой развивающуюся среду, и они развиваются при различных обстоятельствах. Помимо крупномасштабных хранилищ, другие проекты цифрового архивирования также развивались в ответ на потребности в исследованиях и исследовательской коммуникации на различных институциональных уровнях. Например, во время пандемии COVID-19 библиотеки коллективных и высшие учебные заведения запустили проекты цифрового архивирования, чтобы документировать жизнь во время пандемии, создавая тем самым цифровую культурную запись воспоминаний об этом периоде. [57] Исследователи также использовали цифровое архивирование для создания специализированных исследовательских баз данных . В этих базах данных собираются цифровые записи для использования на международном и междисциплинарном уровнях. COVID CORPUS, запущенный в октябре 2020 года, является примером такой базы данных, созданной в ответ на потребности научной коммуникации в свете пандемии. [58] Помимо академических кругов, недавно были разработаны цифровые коллекции, ориентированные на более широкую аудиторию, как в случае с избранным контентом для широкой аудитории издания Internet-First University Press, разработанным Корнельским университетом. Эта база данных, предназначенная для широкой аудитории, содержит специализированную исследовательскую информацию, но организована в цифровом формате для обеспечения доступности. [59] Создание этих архивов облегчило специализированные формы цифрового ведения записей, которые заняли различные ниши в онлайн- коммуникациях, основанных на исследованиях.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Виттен, Ян Х.; Бейнбридж, Дэвид Николс (2009). Как создать цифровую библиотеку (2-е изд.). Морган Кауфман. ISBN  9780080890395 .
  2. ^ Ланаган, Джеймс; Смитон, Алан Ф. (сентябрь 2012 г.). «Цифровые видеобиблиотеки: платные и децентрализованные». Международный журнал цифровых библиотек . 12 (4): 159–178. дои : 10.1007/s00799-012-0078-z . S2CID   14811914 .
  3. ^ Линч, Клиффорд (2005). «Куда нам идти дальше? Следующее десятилетие для цифровых библиотек» . Журнал D-Lib . 11 (7/8). doi : 10.1045/июль 2005-линч . ISSN   1082-9873 . Это область с невероятно богатой и пока еще плохо изученной предысторией и ранней историей. Существует поток работ и идей, который восходит, по крайней мере, к началу 20-го века и включает в себя таких мыслителей, как Герберт Уэллс и Пол Отлет; Среди более поздних авторов, внесших вклад в предысторию представлений о новых, технологически доступных средствах организации, доступа и распространения знаний, также были Ванневар Буш и Дж. К. Р. Ликлайдер.
  4. ^ Стокер, Герфрид (1 января 2014 г.). «За пределами архивов (или Интернет за 100 лет до Интернета)» . В Магальяйнсе – Ана Гонсалвес; Бейгельман, Жизель (ред.). Возможное будущее: искусство, музеи и цифровые архивы . Редактор Пейрополис LTDA. ISBN  9788575963548 . Проверено 30 апреля 2018 г. На самом деле это был 1895 год, когда Поль Отле вместе с Анри Лафонтеном, который позже был удостоен Нобелевской премии мира, начали проект – Mundaneum – который был инициирован и движим их идеей о том, что, если они смогут собрать все человеческие знания и создать оно будет доступно каждому во всем мире, тогда это принесет мир на Земле.
  5. ^ Шац, Брюс (1997). «Поиск информации в цифровых библиотеках: поиск в сети» . Наука . 275 (5298): 327–334. дои : 10.1126/science.275.5298.327 . ПМИД   8994022 .
  6. ^ Буш, Ванневар (июль 1945 г.). «Как мы можем думать» (PDF) . The Atlantic Monthly : 101–108. Архивировано из оригинала (PDF) 21 апреля 2018 года . Проверено 30 апреля 2018 г.
  7. ^ Ланкастер, FW (1980), изд. Роль библиотеки в электронном обществе. Труды клиники 1979 г. по библиотечным приложениям обработки данных, апрель 1979 г., Университет Иллинойса. Урбана-Шампейн, Иллинойс: Университет Иллинойса, Высшая школа библиотечного дела.
  8. ^ Борн, Чарльз П.; Хан, Труди Беллардо (2003). История информационных онлайн-сервисов, 1963–1976 гг . МТИ Пресс. стр. 100-1 169–170. ISBN  9780262261753 . Проверено 30 апреля 2018 г. 1696 Веха – DIALOG с базой данных ERIC предоставил первый случай широкой доступности рефератов в Интернете для поиска.
  9. ^ Видерхольд, Джио (1993). «Интеллектуальная интеграция информации». Запись ACM SIGMOD . 22 (2): 434–437. дои : 10.1145/170036.170118 . S2CID   215916846 .
  10. ^ Бессер, Ховард (2004). «Прошлое, настоящее и будущее электронных библиотек» . В Шрайбмане, Сьюзен; Сименс, Рэй; Ансворт, Джон (ред.). Компаньон по цифровым гуманитарным наукам . Blackwell Publishing Ltd., стр. 557–575. дои : 10.1002/9780470999875.ch36 . ISBN  9781405103213 . Архивировано из оригинала 10 августа 2017 года . Проверено 30 апреля 2018 г.
  11. ^ Шац, Брюс (1996). Чен, Синьчунь (ред.). «Создание крупномасштабных цифровых библиотек». IEEE-компьютер . 29 (5): 22–25. дои : 10.1109/2.493453 . hdl : 10150/106127 .
  12. ^ Кандела, Леонардо; Кастелли, Донателла; Пагано, Паскуале; Танос, Константино; Иоаннидис, Яннис; Коутрика, Грузия; Росс, Симус; Шек, Ханс-Йорг; Шульдт, Хайко (2007). «Создание основ цифровых библиотек» . Журнал D-Lib . 13 (3/4). ISSN   1082-9873 . Архивировано из оригинала 16 января 2018 года . Проверено 1 мая 2018 г.
  13. ^ Л. Кандела и др.: Справочная модель цифровой библиотеки DELOS: основы цифровых библиотек . Версия 0.98, февраль 2008 г. ( PDF заархивировано 19 февраля 2014 г. на Wayback Machine )
  14. ^ Гонсалвес, Маркос Андре; Фокс, Эдвард А.; Уотсон, Лэйн Т.; Кипп, Нил А. (2004). «Потоки, структуры, пространства, сценарии, общества (5 с): формальная модель цифровых библиотек». Транзакции ACM в информационных системах . 22 (2): 270–312. дои : 10.1145/984321.984325 . S2CID   8371540 .
  15. ^ Исайя, Абдулмумин; Серема, Ищу запятую; Мутшева, Атуланг; Кеноси, Общество (2013). «Цифровые библиотеки: анализ эталонной модели Delos и теории 5S» . Журнал теории и практики информатики . 1 (4): 38–47. дои : 10.1633/jISTaP.2013.1.4.3 .
  16. ^ Фокс, Эдвард А. (1999). «Инициатива цифровых библиотек: обновление и обсуждение» . Бюллетень Американского общества информатики . 26 (1). ISSN   2373-9223 . Архивировано из оригинала 3 апреля 2018 года . Проверено 30 апреля 2018 г.
  17. ^ «цифровые библиотеки, электронные библиотеки и виртуальные библиотеки» . www2.hawaii.edu . Архивировано из оригинала 07 марта 2016 г. Проверено 18 января 2016 г.
  18. ^ Йи, Эстер, В поисках размещения мировых библиотек в Интернете . Архивировано 19 ноября 2016 г. в Wayback Machine . Атлантический океан. 26 июля 2012 г.
  19. ^ Кастанье, Мишель (2013). Сравнение программного обеспечения институциональных репозиториев: DSpace, EPrints, Digital Commons, Islandora и Hydra (Отчет). Университет Британской Колумбии. дои : 10.14288/1.0075768 . Проверено 25 апреля 2016 г.
  20. ^ «Что такое обязательный экземпляр?» . Национальная библиотека Австралии . 17 февраля 2016 года . Проверено 3 мая 2020 г.
  21. ^ «Обязательный экземпляр в Австралии» . Национальные и государственные библиотеки Австралии . 1 июня 2019 года. Архивировано из оригинала 21 марта 2020 года . Проверено 3 мая 2020 г.
  22. ^ «Закон о пересмотре статутного права (№ 1) 2016 г.» . Федеральный реестр законодательства . 12 февраля 2016 года . Проверено 3 мая 2020 г.
  23. ^ Лимон, Барбара; Блинко, Керри; Сомес, Брендан (8 апреля 2020 г.). «Создание NED: открытый доступ к цифровому документальному наследию Австралии» . Публикации . 8 (2): 19. doi : 10.3390/publications8020019 . ISSN   2304-6775 . Специальный выпуск 14-й Международной конференции по открытым репозиториям 2019 – Все, что нужно пользователю
  24. ^ Питти, Д. и Дафф, WM (2001). Введение. Питти, Д. и Дафф, В.М., редакторы, «Закодированное архивное описание в Интернете», страницы 1–6. Хауорт Пресс, Инк.
  25. ^ Н. Ферро и Дж. Сильвелло. НЕСТОР: Формальная модель цифровых архивов. Обработка информации и управление (IP&M), 49(6):1206–1240, 2013.
  26. ^ «Космос Хаоса» .
  27. ^ https://all3dp.com/2/best-sites-for-free-3d-cad-models-cad-libraries/
  28. ^ «Сократите время создания CAD-моделей с помощью новой методологии создания деталей на основе искусственного интеллекта | GlobalSpec» .
  29. ^ «12 лучших плагинов и программного обеспечения для рендеринга SketchUp на 2023 год» . 9 мая 2023 г.
  30. ^ «7 лучших векторных сайтов для графических дизайнеров» . 21 марта 2022 г.
  31. ^ Европейская комиссия активизирует усилия по сохранению памяти Европы . Архивировано 16 октября 2007 г. в Wayback Machine . Пресс-релиз «Европейской цифровой библиотеки» Европы. 2 марта 2006 г.
  32. ^ Померанц, Джеффри; Маркионини, Гэри (2007). «Цифровая библиотека как место». Журнал документации . 63 (4): 505–533. CiteSeerX   10.1.1.112.2139 . дои : 10.1108/00220410710758995 .
  33. ^ Герт, Джанет. «Отбор на сохранение в эпоху цифровых технологий». Библиотечные ресурсы и технические услуги 44 (2) (2000): 97–104.
  34. ^ Библиотеки, район Манавату (04 апреля 2023 г.). «Детские обучающие игры» . Библиотеки района Манавату . Архивировано из оригинала 30 мая 2023 г. Проверено 31 мая 2023 г.
  35. ^ «Учебная программа DPOE – Управление и внедрение требований для долгосрочного управления» . Библиотека Конгресса. Архивировано из оригинала 29 января 2013 года . Проверено 27 февраля 2013 г.
  36. ^ Нишева-Павлова Мария; Шукеров, Дичо; Павлов, Павел (2016). «Проектирование и реализация социально-семантической цифровой библиотеки» (PDF) . Информационные услуги и использование . 35 (4): 273–284. дои : 10.3233/ИСУ-150784 . S2CID   1557700 . Архивировано из оригинала (PDF) 12 декабря 2020 г.
  37. ^ Келер, Эми ЕС (2013). «Некоторые мысли о значении открытого доступа для технических служб университетских библиотек». Обзор сериалов . 32 (1): 17–21. дои : 10.1080/00987913.2006.10765020 . S2CID   220292279 .
  38. ^ Хинце, Анника , Дана Маккей, Николас Вандершанц, Клэр Тимпани и Салли Джо Каннингем. «Поведение при выборе книг в физической библиотеке: последствия для коллекций электронных книг». В материалах 12-й совместной конференции ACM/IEEE-CS по цифровым библиотекам, стр. 305–314. 2012.
  39. ^ Росс, Шеймус (2006), «Целостный подход к сохранению цифровой информации» , Мосс, Майкл; Карролл, Джеймс (ред.), Управление и сохранение информации , Оксфорд: Chandos Press, стр. 115–153, ISBN.  978-1-84334-186-4
  40. ^ Перейти обратно: а б Каин, Марк. «Управление технологиями: быть библиотекой записей в эпоху цифровых технологий», Журнал академического библиотечного дела 29:6 (2003).
  41. ^ Разведение, Маршалл. «Сохранение цифровой информации». Информация сегодня 19:5 (2002).
  42. ^ Лтапер, Томас Х. «Куда дальше? Долгосрочные соображения в отношении цифровых инициатив». Библиотеки Кентукки 65 (2) (2001): 12–18.
  43. ^ «Более широкая сеть: об электронном зернохранилище» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2012 г.
  44. ^ Комитет по институциональному сотрудничеству: объявлено о партнерстве между CIC и Google , Архивировано 14 июня 2007 г. в Wayback Machine , 6 июня 2007 г., дата обращения 7.
  45. ^ Ван Ле, Кристофер, «Открытие дверей для цифровых библиотек: предложение освободить цифровые библиотеки от Закона об авторском праве», Case Western Reserve Journal of Law, Technology & The Internet , 1.2 (весна 2010 г.), 135.
  46. ^ Пимм, Боб. «Создание коллекций на все времена: проблема значимости». Австралийские академические и исследовательские библиотеки 37 (1) (2006): 61–73.
  47. ^ Антикварные книги . Архивировано 27 октября 2005 г. в Wayback Machine .
  48. ^ Келли, Кевин (14 мая 2006 г.). «Отсканируйте эту книгу!» . Журнал Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 12 октября 2012 г. Проверено 7 марта 2008 г. Когда в декабре 2004 года Google объявила, что будет сканировать в цифровом формате книги пяти крупных исследовательских библиотек, чтобы сделать их содержимое доступным для поиска, обещание создания универсальной библиотеки было возрождено. ... Со времен шумерских глиняных табличек и по сей день люди «опубликовали» не менее 32 миллионов книг, 750 миллионов статей и эссе, 25 миллионов песен, 500 миллионов изображений, 500 000 фильмов, 3 миллиона видеороликов, телешоу и короткометражных фильмов. и 100 миллиардов общедоступных веб-страниц.
  49. ^ Хиртл, Питер Б., «Цифровая сохранность и авторские права» . Архивировано 19 апреля 2008 г. в Wayback Machine . Библиотеки Стэнфордского университета . Проверено 24 октября 2011 г.
  50. ^ Перейти обратно: а б Бюро авторских прав США, «Закон об авторском праве в цифровую эпоху 1998 г. – Краткое изложение Бюро авторских прав США» . Архивировано 8 августа 2007 г. в Wayback Machine , 1998, 2.
  51. ^ Ван Ле, Кристофер, «Открытие дверей для цифровых библиотек: предложение освободить цифровые библиотеки от Закона об авторском праве», Case Western Reserve Journal of Law, Technology & The Internet , 1.2 (весна 2010 г.), 145.
  52. ^ Стросс, Рэндалл (6 марта 2013 г.). «Для библиотек и издателей: перетягивание каната электронных книг» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 26 июня 2017 года.
  53. ^ Перейти обратно: а б Бил, Джоран; Гипп, Бела; Ланге, Стефан; Брайтингер, Коринна (26 июля 2015 г.). «Системы рекомендаций научных работ: обзор литературы» . Международный журнал цифровых библиотек . 17 (4): 305–338. дои : 10.1007/s00799-015-0156-0 . ISSN   1432-5012 . S2CID   207035184 .
  54. ^ Робинсон, Джон Д. (2015). «Собаки лают, а цирк продолжается» (PDF) . Нижняя линия . 28 (1/2): 11–14. дои : 10.1108/BL-01-2015-0002 .
  55. ^ «Триумф добросовестного использования: Верховный суд США отклонил иск против проекта Google по сканированию книг» . Цифровой читатель . 18 апреля 2016 г. Архивировано из оригинала 5 июля 2022 г.
  56. ^ Акст, Д. (2003). «Цифровая библиотека: ее будущее уже наступило». Репортер Карнеги , 2 (3), 4–8.
  57. ^ Зулки, Клэр (2 ноября 2020 г.). «Собираем истории о коронавирусе» . Журнал американских библиотек . Проверено 15 ноября 2020 г.
  58. ^ Хендерсон, Эмили (14 октября 2020 г.). «Новая исследовательская база данных может помочь сформировать наиболее эффективный и действенный ответ на COVID-19» . Новости-Medical.net . Проверено 15 ноября 2020 г.
  59. ^ «Цифровой репозиторий расширяет коллекцию для широкой аудитории» . Корнеллские хроники . 4 июня 2020 г. Проверено 15 ноября 2020 г.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Харви, Росс; Уэзерберн, Джей (2018). Сохранение цифровых материалов (3-е изд.). Роуман и Литтлфилд. ISBN  9781538102985 .
  • МакКормак, Эллисон и Рэйчел Виттманн. (2022) «Редко анализируемая связь между цифровыми и физическими коллекциями редких книг». Информационные технологии и библиотеки 41,2; 1–13.
  • Померанц, Джеффри и Гэри Маркионини. 2007. «Цифровая библиотека как место». Журнал документации 63 (4): 505–33.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: B0A85FEA644BAD1BBE4B0FA744F7465D__1715204460
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/Digital_library
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Digital library - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)