Разработка коллекции
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2021 г. ) |
библиотечного Развитие фонда — это процесс систематического создания фонда конкретной библиотеки удовлетворения информационных потребностей пользователей библиотеки для своевременного и экономичного (обслуживающего населения) с использованием информационных ресурсов, имеющихся на местном уровне, а также ресурсов других организаций. [1] [2] [3] «По мнению (Эванса и Замоскки), это динамический цикл или процесс самосохранения , состоящий из шести определяемых стадий, а именно: анализ сообщества, политика отбора, отбор , приобретение , отсеивание и оценка .
По данным Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), комплектование и развитие коллекций сосредоточено на методологических и актуальных темах, касающихся приобретения печатных и других аналоговых библиотечных материалов (путем покупки, обмена, дарения, обязательного экземпляра), а также лицензирования и приобретение электронных информационных ресурсов. [4] Развитие коллекции включает в себя действия, для которых требуется библиотекарь или специалист по информационным технологиям, специализирующийся на улучшении библиотечной коллекции. Этот процесс включает в себя отбор информационных материалов, которые отвечают потребностям пользователей или посетителей, а также отмену отбора нежелательных информационных материалов, называемую «отсеиванием» . [3] [5] Это также включает в себя стратегию планирования постоянного приобретения, оценку новых информационных материалов и существующей коллекции, чтобы определить, насколько хорошо конкретная библиотека обслуживает своих пользователей. [2] [6]
Процесс [ править ]
Разработка коллекции — это непрерывный процесс, состоящий из шести элементов или этапов: [7]
- Анализ потребностей пользователей
- политики Разработка
- Выбор
- Приобретение
- Прополка
- Оценка
Анализ потребностей пользователей [ править ]
потребностей пользователей Анализ — это процесс получения дополнительной информации о целевой группе населения/посетителях с целью выявления их информационных потребностей. Следовательно, это понятие также упоминается; Анализ сообщества , исследования пользователей, анализ информационных потребностей, оценка потребностей и информационный аудит. При проведении анализа пользователей следует учитывать следующие факторы; имеющиеся средства, количество и квалификация имеющегося персонала, глубина и широта исследования. Однако есть варианты выбора того, кто может проводить исследование; учреждение может выбрать или нанять людей, которые смогут провести анализ информационных потребностей, используя квалифицированного опытного консультанта или создав комитет, состоящий из собственных сотрудников или комбинации двух упомянутых лиц.
квалифицированного и опытного консультанта дает несколько преимуществ Таким образом, наем по следующим причинам:
Исследование будет проведено профессионально, этот вариант обеспечит своевременное завершение исследования, перерывов в оказании услуг не будет, поскольку персонал сможет свободно выполнять свои обычные обязанности.
Политика [ править ]
Разработка и реализация политики развития фондов является передовой практикой для библиотек и архивов и решает такие проблемы, как:
- выбор и приобретение материала
- замена изношенных или утраченных материалов
- удаление ( прополка ) материалов, которые больше не нужны в коллекции
- планирование новых коллекций или зон сбора
- институциональная миссия
- совместное принятие решений с другими библиотеками или внутри библиотечных консорциумов
По мнению ИФЛА, существует четыре основных причины политики создания письменных коллекций: отбор, планирование, связи с общественностью и более широкий контекст. Письменные инструкции по отбору предоставляют сотрудникам инструменты для доступа и оценки потенциальных дополнительных коллекционных материалов, а также основания для отказа в принятии материалов. [8] Помимо добавления новых материалов, в этом разделе также можно определить параметры прополки материалов, стандарты хранения и сохранение нестабильных объектов коллекции. Во-вторых, планирование помогает принимать решения по дальнейшему улучшению библиотечной инфраструктуры и правильному распределению средств учреждения. [3] В-третьих, в нынешних условиях ограниченного финансирования и конкуренции между департаментами и агентствами письменная политика сбора средств помогает библиотеке в связях с общественностью. Этот документ может стать инструментом, который поможет потенциальным донорам или спонсорам оценить потребности библиотеки, включая активы и услуги. Наконец, в более широком контексте документ может помочь в сотрудничестве с другими учреждениями в стремлении удовлетворить потребности своих покровителей и сообщества. Каждое учреждение будет лучше понимать планы каждого и то, как они могут помочь друг другу в достижении этих целей. [9]
Прополка [ править ]
Удаление, также известное как отмена отбора информационных материалов, представляет собой запланированную и систематическую практику удаления или передачи на хранение лишних копий и редко используемых книг и материалов. [6] [5] Это также предполагает удаление библиотечных материалов из коллекций на основании определенных условий. [10] [11]
Исторически сложилось так, что и посетители , и другие библиотекари критикуют книги по прополке. Некоторые считают, что библиотеки должны держать все материалы в обращении, независимо от их состояния или необходимости наличия в помещении места для новых материалов. [12] Спорный характер прополки коллекций требует обучения сотрудников библиотеки. Он предоставляет им «инструменты, необходимые для противодействия распространённым представлениям или заблуждениям относительно прополки», особенно тем, с которыми сталкиваются преподаватели академической библиотеки. [13] Обучение персонала с помощью семинаров и презентаций о качестве коллекции, ее поддержании, а также о важности и положительных преимуществах очистки коллекции – это важные компоненты, которые следует учитывать библиотеке.
Методы оценки коллекции [ править ]
Некоторые методы оценки библиотеки включают метод контрольных списков, статистику тиражей и межбиблиотечного абонемента , анализ цитирования , анализ использования сети, статистику, предоставляемую поставщиками, и мнение преподавателей. Поэтому без постоянной программы прополки коллекция может быстро состариться и стать трудной для использования.
Однако для того, чтобы иметь непрерывную программу удаления, используется метод, называемый непрерывным обзором, оценкой и удалением. [6] Этот метод упрощает регулярное удаление устаревших и неиспользованных материалов из коллекции, а также позволяет узнать, где в коллекции есть пробелы или нужны новые элементы. [5] [10]
Отбор цензуры против
При приобретении новых материалов для коллекции библиотеки может быть сложно отличить отбор от цензуры. Американская библиотечная ассоциация рассматривает развитие коллекций как отбор материалов, которые нужны сообществу, а также соответствие другим образовательным и развлекательным критериям. Организация отмечает, что библиотекарю не следует намеренно отказываться от покупки книг или других предметов из-за их противоречивого характера, религиозных или политических взглядов автора или личных убеждений библиотекаря. На веб-сайте ALA они продолжают аргумент, заявляя, что «Библиотеки должны предоставлять материалы и информацию, представляющие все точки зрения на текущие и исторические проблемы. Материалы не должны быть запрещены или удалены из-за партийного или доктринального неодобрения». [14]
Метод контрольных списков [ править ]
Этот метод оценки коллекции представляет собой практику сверки библиотечной коллекции со списком известных книг или материалов, чтобы увидеть, включает ли коллекция эти названия. Это старейший метод оценки коллекций, и его первое зарегистрированное использование произошло в 1849 году Чарльзом Коффином Джуэттом из Смитсоновского института .
Анализ цитирования [ править ]
Анализ цитирования — метод, наиболее часто используемый на уровне колледжей и университетов. Этот метод рассматривает часто используемые цитаты из библиографий, указателей и ссылок, чтобы определить, включены ли используемые ресурсы в партнерскую библиотеку учебного заведения. [15] Цель состоит в том, чтобы выяснить, можно ли выполнить письменную работу, используя только библиотеку, расположенную в колледже или университете. Анализ цитирования — хороший исследовательский метод, который можно использовать в академических библиотеках на уровне университетов и колледжей при оценке коллекций. Этот метод осуществляется путем изучения библиографии из многих источников, таких как студенческие статьи, научные публикации факультетов, а также диссертации и диссертации. Эта информация затем используется для определения того, какой процент предметов, цитируемых в библиографии, взят из коллекции академической библиотеки. Анализ цитирования используется, чтобы определить, была ли работа, созданная в университете или колледже, написана с использованием источников, в основном из академической библиотеки этого учебного заведения.
Сетка коллекций [ править ]
Сетка коллекций — это модель для обсуждения предметов в коллекции с точки зрения их уникальности, а также степени заботы или управления, которые они привлекают. [16] Например, редкие книги и материалы по местной истории хранятся в немногих библиотеках и привлекают к себе большую заботу, как жемчужины коллекции, тогда как книги и DVD-диски хранятся во многих библиотеках и не требуют такой заботы.
Журналы [ править ]
Академические журналы о развитии коллекций включают:
- Против шерсти
- Управление коллекцией
- Коллекция и курирование (ранее Здание коллекций )
- Журнал библиотечного дела электронных ресурсов (ранее - Библиотекарь по закупкам )
- Библиотечные коллекции, приобретения и технические услуги (ранее «Библиотечные приобретения: практика и теория» )
- Библиотекарь сериалов
См. также [ править ]
- Управление электронными ресурсами § Анализ данных
- Управление библиотекой
- Приобретение по инициативе патрона
Ссылки [ править ]
- ^ Эванс, Дж. Эдвард (2000). Развитие коллекций Библиотеки и Информационного Центра . Библиотеки без ограничений. стр. 15–16 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Аберкромби, Седли (30 мая 2018 г.). «Зачем вам нужен план развития коллекции?» . Квест знаний . Архивировано из оригинала 7 июля 2022 года . Проверено 26 декабря 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Около, Стэнли Эфе; Эсерада, Речел Э; Угбо, Мир Н; Нгбо, Дороти (11 января 2019 г.). «Коллекции и упражнения по созданию коллекций в библиотеках: перспектива» . Библиотечная философия и практика . Архивировано из оригинала 7 мая 2022 года . Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ «О отделе комплектования и развития коллекций» . Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений . Проверено 20 июня 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Практическое руководство для библиотекаря по формированию фондов» . Журнал американских библиотек . 20 мая 2014 года. Архивировано из оригинала 14 ноября 2022 года . Проверено 26 декабря 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Клеттер, Мелани (6 июня 2021 г.). «Прополывая книги, библиотекари заботятся об инклюзивности и разнообразии, как показывает опрос SLJ» . Журнал школьной библиотеки . Архивировано из оригинала 16 августа 2022 года . Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ Хан, Галиб; Бхатти, Рубина (01 января 2016 г.). «Анализ развития фондов университетских библиотек Пакистана» . Коллекционное здание . 35 (1): 22–34. дои : 10.1108/CB-07-2015-0012 . ISSN 0160-4953 .
- ^ Гудинг-Колл, Анна (24 февраля 2020 г.). «Раскрыты секреты формирования фондов публичных библиотек» . Букриот . Архивировано из оригинала 24 сентября 2022 года . Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ «Руководство по политике разработки коллекций с использованием модели конспектуса» (PDF) . Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений . 2001 . Проверено 20 июня 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Поддержание коллекции и прополка» . Американская библиотечная ассоциация . Январь 2018. Архивировано из оригинала 12 декабря 2022 года . Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ НДСЛ, ИТ. «LibGuides: Разработка и обслуживание коллекций: прополка» . библиотека-nd.libguides.com . Проверено 25 мая 2022 г.
- ^ Джонсон, П. (2013). Является ли прополка противоестественным действием? Технические подробности, 33(5), 2-4.
- ^ Харвеленд, Дженнифер (2017). «Методы инвентаризации библиотеки: использование гибкости и творчества для достижения общей цели в рамках федеративной библиотечной системы». Совместное библиотечное дело . 9 (3): 168–174.
- ^ «Разнообразие в развитии коллекций» . Американская библиотечная ассоциация . Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 года . Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ ЛаБонте, Кристен (лето 2005 г.). «Анализ цитирования: метод формирования коллекции для быстро развивающейся области» . Проблемы научно-технического библиотечного дела (43). дои : 10.5062/F4TX3CB1 . Проверено 13 октября 2014 г.
- ^ Демпси, Лоркан ; Мальпас, Констанция; Лавуа, Брайан Ф. (июль 2014 г.). «Направления коллекционирования: эволюция библиотечных коллекций и коллекционирования» (PDF) . Портал: Библиотеки и Академия . 14 (3): 393–423. дои : 10.1353/pla.2014.0013 . S2CID 62595774 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Ашейм, Лестер (1957). Гуманитарные науки в библиотеке: проблемы интерпретации, оценки и использования библиотечных материалов . Чикаго: Американская библиотечная ассоциация.
- Альбитц, Бекки; Эйвери, Кристина; Забель, Дайан (2014). Переосмысление разработки и управления коллекциями . Библиотеки без ограничений.
- Ассоциация библиотечного обслуживания детей (ALSC) (2017). Награды Ньюбери и Калдекотта: Путеводитель по книгам медалей и почета . издание 2017 года. Издания Amer Library Assn.
- Эванс, Дж. Эдвард (1987). Развитие коллекций Библиотеки и Информационного Центра . Второе изд. В «Серии текстов по библиотековедению». Литтлтон, Колорадо: Безлимитные библиотеки. ISBN 0-87287-546-6
- Участие факультета в разработке коллекции . (февраль 2013 г.). Библиотека Лоуренса МакКинли Гулда. Получено с http://apps.carleton.edu/campus/library/for_faculty/working/collection_development/.
- Грегори, В. (2011). Развитие коллекций и управление ими для библиотечных коллекций 21 века: Введение. Нью-Йорк: Нью-Йорк. Издательство Нила Шумана, Inc.
- Хикс, Уоррен Б. и Альма М. Тиллин (1970). Разработка мультимедийных библиотек . Нью-Йорк: RR Bowker Co. SBN 8352-0265-8.
- Дишер, Уэйн (2014). Ускоренный курс разработки коллекций . 2-е издание. Библиотеки без ограничений.
- Мардис, Марсия (2016). Программа сбора средств в школах: концепции и практика (текст по библиотечным и информационным наукам). 6-е издание. Библиотеки без ограничений.
- Монсон, Джейн (2017). «Начало работы с цифровыми коллекциями: масштабирование под вашу организацию» . Американская библиотечная ассоциация.
- Хьюз-Хассел, Сандра. (2005). Управление коллекциями для молодежи: отвечая потребностям учащихся . Издания Amer Library Assn.
- Джонсон, Пегги (2013). « Разработка электронных коллекций и управление ими: основы» . Издания Amer Library Assn.
- Патти, Эми (2013). Развитие библиотечных коллекций для современной молодежи . Пугало Пресс.
- Павук, Майкл (2017). Графические романы: Путеводитель по комиксам, манге и многому другому . 2-е издание. Библиотеки без ограничений.
- Росс, Шери (2016). Руководство по управлению электронными ресурсами . Библиотеки без ограничений.
- Сантамария, Дэниел (2014). Расширяемая обработка для архивов и специальных коллекций: сокращение задержек обработки . АЛА Нил-Шуман.
- Скалл, Аманда (2017). Разработка динамических взаимосвязей между созданием коллекций и обучением информационной грамотности (инновации в информационной грамотности). Издательство Rowman & Littlefield.
- Стивенс, Клэр (2012). Развитие коллекции школьной библиотеки: только основы: только основы . Библиотеки без ограничений.
- Тринкнер, Чарльз Л. (1963). Основные книги для библиотек младших колледжей: 20 000 важнейших наименований . Нортпорт, Алабама: Колониальная пресса.
- Вульфекеттер, Гертруда (1961). Работа по комплектованию: процессы, связанные с созданием библиотечных коллекций . Сиэтл: Вашингтонский университет Press.
- Внук, Ребекка (2015). Справочник по прополке: подробное руководство . Издания Amer Library Assn.
- Интнер, С. (2016). «Запретные жанры». Технические подробности , 36(1), 14-16.
- Мангрум С. и Поццебон Мэн (2012). «Использование политики развития коллекций в управлении электронными ресурсами». Коллекторский дом , 31(3), 108-114.
- Хоффманн, Ф.В., и Вуд, Р.Дж. (2007). Политика развития библиотечных фондов: школьные библиотеки и центры учебных ресурсов . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press, 2007.
- Чант, И. (2015). «Искусство прополки». Библиотечный журнал , 140(11), 34-37.
- Линк, Флорида, Тосака, Ю.т., и Венг, К.в. (2015). «Извлечение и анализ данных о циркуляции и ILL для создания обоснованных коллекций». Библиотеки колледжей и научных исследований , 76 (6), 740–755.
- Вестервельт, Т. (2015). «Приобретение и управление цифровым контентом в Библиотеке Конгресса». Библиотекарь сериалов , 68 (1–4), 269–273.
Внешние ссылки [ править ]
- Развитие коллекции – Американская библиотечная ассоциация
- Разнообразие в развитии коллекций , Американская библиотечная ассоциация
- Рекомендации ИФЛА по политике развития коллекций
- Определение развития коллекции , Онлайн-словарь по библиотечным и информационным наукам (ODLIS)