Христианская библиотека
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2009 г. ) |

Христианская библиотека или теологическая — это своего рода библиотека, берущая свое начало в еврейской религии, практика и передача которой зависели от хранения и копирования священных текстов. Как и иудаизм, христианство фундаментально зависит от сохранения и изучения священного текста . Из этого следует, что тексты и вторичная литература будут собираться для использования грамотными членами религиозных общин и передаваться последующим поколениям.
Раннехристианские библиотеки [ править ]
Интегральная связь между христианством и его текстами всегда обеспечивала центральное место книгам, обучению и библиотекам среди христиан. Прошедшие два тысячелетия стали свидетелями изменений в характере и интенсивности христианской науки, однако всегда было так, что богословское обучение немыслимо без библиотек и библиотекарей, выполняющих работу как по сбору богословских идей прошлого, так и по предвидению будущих богословских и религиозные направления.
Установление христианского канона традиционно было предметом центрального интереса христианской религии (хотя в последние годы оно стало предметом специального исследования теологов и текстологов). Это также имеет прямое отношение к зарождению христианских библиотек. Когда был достигнут предварительный консенсус в формировании канона, раннехристианские общины обычно поручали члену общины задачу обеспечения заботы и безопасности тех документов, которые достоверно представляли идентичность и сплоченность каждой общины в этом выскочке (и часто подвергающиеся ссорам) религия.
Стремление сохранить ценные тексты и документы в безопасности, но при этом доступными сформировало модели ранних коллекций, и первое письменное упоминание о раннехристианской библиотечной деятельности дошло до нас из контекста враждебности. При императоре Диоклетиане (III век) серия указов против христиан включала приказы конфисковывать и уничтожать христианские книги. Из этого можно разумно заключить, что для местного христианского собрания было характерно обладать собранием текстов того или иного рода, и что власти считали уничтожение таких материалов существенной частью подавления христианской веры.
Библиотека в Иерусалиме [ править ]
Епископ Иерусалимский Александр во время своего пребывания в должности (первая половина III века) основал библиотеку: об этом известно из записей фактического «читателя» Евсевия Кесарийского , который упоминает некоторые из найденных им там произведений. Возможно, образцом для библиотеки Александра послужила выдающаяся Александрийская классическая коллекция : возможно, еще находясь в египетском городе, Ориген призвал своего ученика Александра основать учебный центр в Иерусалиме .
Библиотека в Кесарии [ править ]
Ориген повлиял на создание самой известной раннехристианской библиотеки в Кесарии , основанной на его собственной частной коллекции. Позднее с этой библиотекой был связан великий Иероним , хотя большая часть конкретной библиотечной работы, судя по всему, была задачей Памфила , который, по словам Иеронима, «искал по всему миру образцы, которые были истинными и вечными памятниками одаренным писателям». [1] Благодаря этим усилиям библиотека выросла и теперь насчитывает тысячи томов, что является ошеломляющим достижением, если учесть трудозатраты, связанные с копированием вручную. О широте и качестве этой коллекции свидетельствует ряд источников, на которые ссылался Евсевий, который опирался на эту библиотеку при исследовании своих произведений. Первичные коллекции включали все произведения Оригена, а также современников, таких как Климент Александрийский , Аполлинарий , Юстин , Ириней и практически всех важных церковных писателей того периода. Поскольку библиотека выполняла важнейшие функции по копированию, редактированию и сбору текстов в удобные для использования подборки, тексты Священных Писаний присутствовали в изобилии.
Также возникли проблемы с сохранением: у нас есть записи о проектах по «преобразованию» библиотеки (или, по крайней мере, ее наиболее часто используемых сегментов) из папируса в пергамент. Кесария была почти во всех современных смыслах преимущественно исследовательской, а не общинной или литургической библиотекой. В этом помещении размещались амбициозные критические труды, и писались еще более амбициозные и критические труды, и пройдет некоторое время, прежде чем какая-либо христианская библиотека снова поднимется до стандартов, установленных в Кесарии.
Библиотека в Александрии [ править ]
О специфически христианской библиотеке в Александрии (в отличие от знаменитой Александрийской классической библиотеки предыдущих веков) известно меньше. Учитывая выдающееся положение города в греческом письменном мире, вполне возможно, что такие авторитетные педагоги, как Пантен и Климент, предоставили в распоряжение студентов свои личные библиотеки, и что со временем сформировалась христианская библиотека. [2]
Ранняя библиотека епископа Рима [ править ]
Лишь в IV и V веках, когда позволили политические условия, в Риме оформились «епископские» библиотеки , расположенные в Латеранском дворце . Здесь размещались не только богословские труды, но, в соответствии с административной функцией, и архивы.
Библиотека в Hippo Regius [ править ]
Из всех христианских библиотек на Западе в первые шесть веков больше всего известно о библиотеке в Гиппоне , доме Августина . В современных отчетах не делается никакого различия между его личной библиотекой и библиотекой церкви, поэтому вполне вероятно, что они располагались вместе. [3] Библиотекарь записал более тысячи экземпляров под личным авторством Августина, и в коллекцию наверняка входили книги Священных Писаний, произведения других латинских и греческих христианских писателей, а также богатый выбор «светских» произведений. Коллекция была полностью каталогизирована, но, как и остальная часть коллекции, этот указатель утерян.
Дальнейшие улучшения [ править ]
Когда это было безопасно, христианство максимально использовало достижения римской цивилизации в отношении книг и библиотек: если обладание хорошо укомплектованной библиотекой считалось завидным украшением римского дома, вполне вероятно, что подобное Элемент престижа был придан тем христианским местам сбора, которые обладали лучшими коллекциями писем и текстов. Иероним (IV и V века), например, мог предположить, что везде, где есть собрание, можно найти книги. При этом лучшие коллекции собирали те церкви, которые становились областными административными центрами.
Ближний Восток [ править ]
О раннехристианских библиотеках на Востоке известно гораздо меньше. Императорская Константинопольская библиотека на пике своего развития насчитывала более 100 000 единиц хранения, но ни в коем случае не была в первую очередь богословской библиотекой.
Библиотеки в монастырской обстановке [ править ]

Самые ранние примеры происходят из Египта. Монастыри под руководством Пахомия (4 век) и Шенуда (5 век) требовали, чтобы члены учились читать, а также ожидалось, что они будут заимствовать и изучать тексты из коллекции общины. (Археологические открытия двадцатого века — например, Фобаиммон и Наг-Хаммади — показали, что существовала огромная деятельность по написанию и копированию текстов, а в одном библиотечном «каталоге» того периода насчитывается восемьдесят наименований.) Коллекции состояли из библейские тексты, лекционарии, церковные каноны, агиографии/биографии и т. д.

В восточно-христианском мире монастырские библиотеки развивались по аналогичной схеме. «Каталоги» представляли собой просто описи предметов, принадлежащих сообществу. В тех редких случаях, когда благодетель общины жертвовал свою личную коллекцию, не было тенденции избавляться от сомнительных или даже еретических произведений: учитывая нехватку текстов, почти любой экземпляр считался «редкой книгой». Обычной практикой в монашеской жизни было возложение на настоятеля (или его эквивалента) ответственности за сохранность коллекции и уход за ней.
Кассиодор , монах из южной Италии, оставил краткий библиографический труд Institituiones divinarum et saecularum litterarum (Институты божественной и светской литературы), в котором исследуются сначала христианские, а затем светские тексты, попутно предоставляя примечания и комментарии. Более ранняя попытка в Риме основать богословскую школу потерпела неудачу, и поэтому в поместье своей семьи в Калабрии он основал «Виварий» как место, где «включать систематическое богословское изучение в монашескую жизнь». (Gamble, 1990) С этой целью он собрал большую библиотеку христианских и классических текстов и разработал учебную программу. Он приступил к своей монашеской и библиографической работе только после долгой и хорошо вознагражденной карьеры на службе готов , и, следовательно, работу, по которой мы его помним, можно рассматривать как стремление «бороться с растущим хаосом мира» («Южный», « Бенедиктинцы», 167). Мы узнаем от Institutiones, как он разместил эти субколлекции, что они включали и как они были получены.
Позднее Средневековье [ править ]

Кассиодор, возможно, знал о создании библиотеки в Монте-Кассино под влиянием святого Бенедикта (ЛеДжей и Оттен, «Кассиодор»). В любом случае, поскольку Имперский город все чаще подвергался нападениям, локус библиотечной деятельности все больше менялся. в сельские монашеские дома. Бенедикт поддерживал и укреплял место библиотеки в обществе, поручая одному или двум старшим братьям ходить в «патрулирование» в установленный час, чтобы следить за тем, чтобы никто не занимался пустой болтовней, а не усердно читал. (Тёрстон, «Библиотеки», 228–232.)
В последующие столетия такие библиотеки играли все более важную стратегическую роль в защите традиции обучения от упадка, разграбления и даже исчезновения. По меркам позднего Средневековья монастырская коллекция, насчитывающая более тысячи человек, считалась бы очень большой. Больше всего желали качества и полезности, а не массы. Каталоги различались по сложности и объему, а «связанные книги» были достаточно распространены, что указывало на то, что безопасность является серьезной проблемой.
Обычно большой зал с колоннами служил читальным залом со встроенными шкафами для хранения книг. По периметру часто устанавливали камеры для учебы, чтобы использовать доступный свет. На дополнительном этаже может разместиться скрипторий .
В этот же период приходится расцвет монастырских библиотек в Британии. Когда в середине пятого века римская оккупация закончилась, Колумба основал центр медитации и копирования в Ионе у побережья Шотландии. Столетие спустя стало свидетелем прибытия Августина Кентерберийского , посланного в Англию Григорием Великим , и это положило начало установлению большего подчинения воле Рима со стороны английской церкви. Побочным эффектом этой гармонии стал заметный рост развития монастырских библиотек в Англии, и ключевой фигурой в этом развитии был Бенедикт Бископ из Уэрмута на побережье Северного моря. Следуя традиции Памфилия и Кассиодора, Бископ путешествовал далеко, чтобы получить нужные ему произведения: «он искал [книги] там, где их лучше всего было найти среди пустынных останков древней цивилизации в Италии». (Южный, 168) Самое главное, что то, что он добыл с континента, содержало все необходимое для понимания основных контуров христианского учения древнего мира (Южный, 168). Эти книги поддержали стипендию [Беды], «величайшего примера бенедиктинской науки и того, как можно использовать бенедиктинскую библиотеку». (Южная, 170)
Возникновению университетов и их библиотек во многом способствовали завещания: Еп. Роберта Гроссетеста в Оксфорд , Хамфри, герцога Глостера в Кембридж , Роберта де Сорбона в Парижский университет и т. д. Возникающие университетские библиотеки, какими бы небольшими они ни были поначалу, быстро взяли на себя иную функцию, чем монастырские библиотеки. Преобладала исследовательская деятельность, а не копирование и сохранение. Появление новой технологии – печатного станка – в конце XIV века помогло еще больше продвинуть это различие (зарождение модели «спроса»).
Во Франции до 1200 года все основные богословские школы возникли в окрестностях соборов: Св. Виктора , Св. Женевьева , Нотр-Дам . Это объединение собора и академии оказало решающее влияние на определение того, где и как будут проводиться богословские исследования и образование на протяжении столетий.
К 1500 году в Западной Европе насчитывалось от 75 до 85 университетов. Большинство из них начиналось без официальных библиотек, но с течением времени пользователи коллекций частных преподавателей на теологических факультетах и в других местах уступили место более методичным и устойчивым схемам сбора.
Европа времени Нового раннего
Ренессанс [ править ]

Если позднее Средневековье характеризовалось «спасением и сохранением» христианских текстов монахами на окраинах мира, то Возрождение (14-17 вв.) было эпохой восстановления. Ренессанс принес больше интереса к греческим и латинским классическим текстам, чем к христианским произведениям, но общий эффект был положительным для библиотек.
Появление печатного станка оказало прямое и быстрое влияние на библиотеки. Это давало не только перспективу появления на рынке большего количества копий большего количества томов, но и учитывало беспрецедентный диапазон доступных изданий: «желанная классика появлялась в версиях, более надежных, чем их предшественники, благодаря гуманистической учености и гораздо большему количеству стабильнее, чем все, что могла бы создать эпоха рукописей». [4]
Эта смена фокуса впервые проявилась в Италии: Петрарка , Боккачо , Салютати и другие заново открыли, агрессивно собирали и копировали рукописи из почти утерянных коллекций XIV века. Примечательно, что когда этот аппетит перерастал в нечто вроде «золотой лихорадки», в такие места, как бенедиктинская библиотека Монте-Кассино охотники за текстами почти всегда обращались . По экономическим и другим причинам центром такой деятельности стала Флоренция. По всей Европе центром расширения и деятельности библиотек стали королевские или княжеские библиотеки: агрессивная деятельность по сбору, сбору и защите текстов в их разрозненных местах характеризовалась отдельными людьми, а не церквями или даже университетами.

Величайшие из этих охотников за книгами были личными агентами богатых дворян. Возможно, именно поэтому величайшим наследием богословского библиотечного дела этого по существу гуманистического культурного движения стало влияние, которое оно оказало на Библиотеку Ватикана . была рассеяна Его более ранняя коллекция во время перерыва в Авиньоне , так что при своем воцарении на престоле Папа Николай нашел сохранившиеся только 350 томов. Библиотека Ватикана была восстановлена, по сути, как комбинация личных библиотечных коллекций, таких как коллекция герцога Урбино (1120 томов добавлено к библиотеке Ватикана после его смерти).
В Нидерландах и Англии влияние Возрождения было несколько иным: Эразм в Роттердаме был не только самостоятельным коллекционером, но и объединил лучшее из специфически христианской традиции с зарождающимся гуманизмом континента.
Протестантская Реформация [ править ]
Беспорядки, вызванные разрывом английской монархии с Римом в XVI веке, оказали разрушительное воздействие на коллекции богословских библиотек. В одном лишь Йоркшире, например, под эгидой различных религиозных орденов могло существовать более пятидесяти аббатств, монастырей и т. д., каждое из которых имело по крайней мере скромную библиотеку. Однако в течение немногим более одного поколения вся эта структура была демонтирована. Разрешенные государством посещения во времена правления Генриха VIII и Эдуарда VI означали распад коллекций не только в монастырях, но и в университетах. [5] Поскольку этот процесс руководствовался каким-либо принципом, он должен был подавить то, что было средневековым, и возвысить то, что было классическим и гуманистическим по своему характеру. В значительной степени это имело желаемый эффект: освободило британские библиотеки от литературной традиции, связанной с Римом, и обратило интерес к англосаксонской церкви. Есть некоторые свидетельства того, что резкое «изменение моды» в богословской литературе и образовании, вызванное Генрицианской Реформацией, имело любопытный эффект: значительная часть монашеских коллекций была извлечена из чисто религиозной среды. Материалы, присущие католической традиции, так быстро обесценились (монархия была агрессивна и довольно безжалостна в продвижении Церкви в направлении протестантского гуманизма), что перемещенным монахам, монахам и аббатам нередко удавалось взять их с собой. бесплатно предметы из монастырских библиотек.
Кроме того, некоторые частные коллекционеры ( Джон Леланд , Мэтью Паркер , Уильям Сесил , Роберт Коттон и др.) смогли спасти часть монастырских владений от разрушения. [6] Именно в духе такой личной щедрости попытки опровергнуть наиболее разрушительные импульсы Реформации побудили Томаса Бодли помочь восстановить библиотеку в Оксфорде .
Подобные течения можно наблюдать и в ходе континентальной Реформации, когда некоторые книги, взятые из монастырей, были перенесены в лютеранские церкви . Более продолжительным эффектом стал перевод сохранившихся монастырских коллекций в университеты. Библиотеки многих университетов, основанных в 16 веке, значительно обогатились произведениями, взятыми, в частности, из библиотек доминиканцев и иезуитов. Коллекция Лейпцига, например, получила таким образом 1500 рукописей и 4000 печатных книг. Базель получил содержимое городской кафедральной библиотеки и близлежащей доминиканской библиотеки. Вряд ли монахи и писцы имели в виду именно это во время своих прежних трудов, но, по крайней мере, произведения продолжали активно использоваться. Многие библиотеки пострадали или были разрушены во время Тридцатилетней войны в 17 веке, но в целом 17 и 18 века были периодом замечательного роста богословских коллекций в континентальной Европе: снова единая тенденция была направлена от монастырей к академия.
Просвещение [ править ]
Великобритания [ править ]
Религиозное инакомыслие в Англии побудило некоторых инакомыслящих уехать в Америку, где их взгляды на церковь, государство и образование нашли выражение в новых колледжах. Многим из тех, кто остался в Англии, было отказано в доступе к университетам в соответствии с Актами о единообразии (1549 г. и позже). В ответ они основали свои собственные «академии», 35 из которых были созданы между 1680 и 1780 годами. Библиотечные ресурсы для этих школ в основном поставлялись из частных коллекций благотворителей академий.
В тот же период были созданы благотворительные библиотеки для использования прихожанами. В данном случае создается впечатление, что литература была доступна для того, чтобы удержать читателей от впадения в «легкие моральные пути», которые считались характерными для эпохи Реставрации.
Труды преподобного Томаса Брея демонстрируют, насколько далеко иногда может простираться «филантропическое» видение христианских библиотек. Внимание Брея привлекло то, что многим служителям, как англиканским, так и инакомыслящим, в Британии и в колониях просто не хватало средств для приобретения богословских книг, и их фактически отправляли в сельские приходы, где они не находились на разумном расстоянии от книг, которые можно было бы взять напрокат. Результатом стала формулировка «Приходских и абонементных библиотек». Он составил шестистраничный список наименований, которые необходимо было включить, и намеревался создать такой сборник для каждого благочиния в Англии. [7] и призвал аристократию пожертвовать книги и деньги. В конце концов SPCK (которую он помог основать в конце 17 века) достаточно хорошо отнесся к предприятию, чтобы взять на себя его спонсорство.
Новая идея региональной или даже выдаваемой напрокат библиотеки богословской литературы была развита еще дальше шотландцем-нонконформистом Джеймсом Кирквудом , который предложил поддерживать такие предприятия налогом на недвижимость. Кирквуд заручился поддержкой ученого Роберта Бойля для перевода и распространения гэльских переводов Библии на севере Шотландии. В этом ранее бедном регионе он также помог создать 77 «абонентских библиотек» в первые десятилетия 18 века.
Франция [ править ]
Напротив, пароксизм, потрясший Францию в конце XVIII века, первыми ощутили библиотеки иезуитов. То ли из-за зависти других орденов, то ли антиклерикальные настроения были просто взрывом, ищущим место для возникновения, иезуиты приняли на себя основной удар. Ряд указов, призванных обуздать их влияние и владения, завершился фактическим роспуском ордена в 1773 году. Большинство французских университетов, имевших тесные связи с церковью, не пережили революцию. Как и в эпоху Реформации, их коллекции книг и рукописей были рассредоточены в основном по университетским или частным библиотекам в Вене, Граце, Инсбруке и т. д.
Французская революция принесла аналогичные изменения и в церковные библиотеки, хотя в основе изменений, казалось, лежал более явно деструктивный импульс. Идея заключалась в том, чтобы конфисковать коллекции и перераспределить их на благо общества. По современным оценкам, количество изъятых книг составило 12 миллионов. [8] Однако стремление защитить свою литературную собственность вновь возымело свое действие, и многие произведения попали в подпольные или частные коллекции.
Северной Библиотеки семинарии Америки
и развитие Происхождение
Богословские коллекции почти всегда были составной частью, а зачастую и центральной частью кафедральных или университетских библиотек. В Северной Америке эта ситуация навсегда изменилась под действием нескольких факторов:
1. После эпохи Просвещения теология получила статус одного из многих предметов исследования, а не сохранила за собой место «королевы наук».2. Эмиграция в Америку дала возможность пересмотреть всю систему богословского образования.3. В Северной Америке богословское образование больше не будет направляться, доминировать или информироваться государственной церковью. Другие факторы – новые школы мысли, а также «рыночные силы», личная филантропия и т. д. – будут играть более сильную роль, чем раньше. [9]
Это правда, что идея независимой семинарии время от времени имела предшественников в Европе, но модель, возникшая в Америке, была почти во всех отношениях уникальной. Гарвардский, Йельский и другие колледжи были созданы для подготовки священнослужителей, но в то время это не считалось специализированным и профессиональным образованием. Границы между светским и богословским образованием не были четкими. Из 400 книг, подаренных Джоном Гарварду вскоре после основания колледжа , около двух третей были богословскими, и поскольку рост коллекции во многом зависел от пожертвований духовенства, эта пропорция не менялась быстро. «Список полок» Гарварда сравнивали с рекомендуемым списком того времени, «Христианским справочником» Ричарда Бакстера , который указывал на то, что коллекция в Гарварде была в лучшем случае скудной. (Бакстер, а также Сэмюэля Уилларда » « Краткие указания молодому ученому , Коттона Мэзера » «Manductio ad Ministryium , «Наставления для кандидата в служение » и Джонатана Эдвардса). « Проповедник как беседа… к которому добавлен Каталог некоторых авторов, в котором содержались некоторые из обзоров богословской литературы, которые использовались в то время» .)
В Америке XVIII века консенсус по вопросам богословия и богословской подготовки оказался под значительным напряжением. Традиционно считалось, что богословскую подготовку лучше всего осуществлять посредством строгой программы по академическим предметам. Но тенденции возрождения за пределами академии и теологическое брожение внутри нее привели к росту недоверия.
Возможность личного ученичества в доме уважаемого священнослужителя – то, что стали называть «Школами Пророков» – приобрела популярность после Второго Великого Пробуждения (1740 г. и позже) Джозефа Беллами из Вифлеема, Коннектикут. был, вероятно, лучшим примером: его личная библиотека состояла примерно из 100 книг и как минимум 350 брошюр (важное средство для «трансляции» проповедей в то время). Есть некоторая ирония в том, что, хотя этот «неортодоксальный» подход и отстранил от академии многих лучших студентов богословия, благодаря эрудиции «Пророков», сила примера и, возможно, иногда качество их личных библиотек.
Эта «неортодоксальная» тенденция в подготовке протестантских служителей помогла подготовить почву для другого развития теологических библиотек: учреждения «автономных» богословских школ. Некоторые из них ( Гарвард , Йель ) остались связанными с первоначальными колледжами, другие ( Андовер , Принстон , Питтсбург ) стали независимыми образованиями. Некоторые остались независимыми, но были связаны с более крупным учреждением ( Союз теологической семинарии при Колумбийском университете ). Но что особенно важно во всех случаях, так это то, что здесь собирались сборники по теологии и богословию, и ничего больше. Опять же, пожертвования частных богословских коллекций послужили основой [10] На этой основе к концу 18 в. было сформировано несколько семинарских библиотек (Нью-Брансуик, Служебная семинария в Пенсильвании, Сент-Мэри-Балтимор). В первой половине XIX века превосходные богословские коллекции собирались в Андовере (позже объединенном с Гарвардской богословской коллекцией), Хартфорде (гораздо позже проданном богословской школе Кэндлера при Университете Эмори ), Йельском университете, Оберне/Юнионе в Нью-Йорке ( Позже библиотека Берка объединилась в систему библиотек Колумбийского университета ), Колгейт-Рочестер (и последующие слияния Бексли-Холла и Теологической семинарии Крозера ), Генерала , Дрю , Принстона, Геттисберга, Сент-Чарльза Борромео и т. д. На Среднем Западе библиотека Св. Семинария Марии Озерной была основана в 1844 году, а на западном побережье Тихоокеанская религиозная школа в 1866 году возникла .
Ситуация в девятнадцатом и двадцатом веках [ править ]
В Северной Америке к середине XIX века как конфессиональные, так и внеконфессиональные богословские школы получили значительное распространение. Когда в 1924 году было предпринято первое комплексное исследование министерского образования, в списке была 161 протестантская школа. Всего десять лет спустя это число увеличилось до 224. В своем важном обзоре богословских библиотек в 1930 году Рэймонд Моррис из Йельского университета указал, что коллекции богословских библиотек варьируются от нескольких сотен томов до почти 200 000. Это был впечатляющий количественный рост, но он обнаружил, что библиотеки почти всегда испытывают недостаточную финансовую поддержку, что отражается на фондах, оборудовании и персонале. [11]
Внутри католической общины Северной Америки темпы роста также были феноменальными. В обзоре 1960 года было перечислено 93 епархиальные семинарии (50 из которых считались «крупными»), а также 294 «учебных дома», в которых в общей сложности обучалось почти 20 000 студентов. [12] Хотя в то время ни одна из католических коллекций не имела такого масштаба, как крупнейшие протестантские библиотеки, многие из них содержали более 100 000 единиц хранения.
Теперь ясно, что к тому времени, когда были проведены исследования Бича и Харрингтона (1960 г.), водораздел был перейден, и что демографические показатели богословского образования и посещаемости церкви находились в процессе быстрых изменений. Среди католических семинарий число кандидатов в священники за последние тридцать лет резко сократилось (по некоторым оценкам, на 2/3). Что касается протестантов, то, несмотря на то, что общее количество студентов остается высоким, в то же время посещаемость резко снизилась, что резко сократило число выпускников, которые в конечном итоге служат в приходах. Вторая половина 20-го века резко контрастировала с первой, и число теологических колледжей и библиотек росло слишком быстро и слишком широко, чтобы соответствовать тенденциям последних трех десятилетий века. Это создало огромные и сложные проблемы для семинарий и их библиотекарей: серьезные перестановки и слишком много неравномерно распределенных школ.
современных Характер коллекций
Великолепное богатство ресурсов, наблюдаемое сегодня, является результатом сложного и длительного процесса развития. Это еще один способ сказать, что для достижения того уровня, которым сегодня обладают многие коллекции, были выбраны несколько разные пути. Некоторые полагались главным образом на быстрый рост конфессий (который породил спрос на духовенство и обеспечил необходимое финансирование от конфессий и благотворителей); некоторые преуспели благодаря навыкам и видению исключительного библиотечного руководства; некоторые библиотеки построили свою репутацию на изысканных коллекциях, купленных, а затем подаренных частными лицами; третьи преуспели в создании нишевых коллекций или услуг.
Отдельные коллекции уникальны и являются результатом множества обстоятельств, поэтому дать здесь адекватное обобщение будет сложно. (Хотя более ранние обзоры Эллисона, Уокера, Гаппа и Хадидиана устарели, они по-прежнему дают полезное описание сильных сторон большинства коллекций. Полезным централизованным источником текущей информации о семинариях и их библиотеках является указатель Американской теологической библиотечной ассоциации .
С наступлением XXI века справедливо будет сказать, что наследие остается сильным, но структура, поддерживающая его, демонстрирует признаки напряжения.
Например:
- Снижение членства в церкви во многих конфессиях.
- Меньшее количество студентов в семинарии (и доход от обучения, который они приносят).
- Постоянно растущие затраты на пополнение коллекций, из-за чего всем библиотекам, за исключением нескольких, становится трудно поддерживать бюджеты на приобретение.
- Быстрое проникновение коммуникационных технологий и электронных ресурсов начинает ставить под сомнение сохраняющуюся потребность в физических библиотечных коллекциях.
- Растущий спрос на программы дистанционного обучения заставляет семинарию изменить способ предоставления доступа к учебным материалам.
Никто не может предсказать, какое влияние эти события могут оказать на теологические библиотеки в 21 веке. В тех случаях, когда головные учреждения оказывались неспособными продолжать работу, библиотеки продавались в целости и сохранности или рассредоточивались. Если в определенном районе существует несколько достаточно совместимых школ, в некоторых случаях библиотеки полностью объединялись или сохраняли отдельные библиотеки, но создавали консорциум. В последнем случае эффективность достигается за счет взаимных привилегий заимствования и избежания дублирования приобретений, где это возможно.
Кажется предрешенным вывод о том, что в ближайшие годы будут и другие подобные сокращения, вполне вероятно, на более широкой основе. Учитывая такие тенденции, возникающие в последние годы, роль Американской теологической библиотечной ассоциации (основанной в 1947 году) приобрела жизненно важное значение. Основная функция ассоциации заключалась в координации и поддержке деятельности теологических библиотек в США и Канаде.
Другим заметным вкладом ATLA стала разработка и выпуск «Указателей религии» (1949 г. и далее) в печатном виде, а в последнее время и в электронных версиях, а также инициативы по сохранению основных богословских коллекций в микроформах (1973 г. и позже).
Последней инициативой ATLA стал проект сериальных изданий ATLAS, который выведет на рынок пятьдесят ключевых богословских периодических изданий в альтернативном электронном формате. ATLA поддерживает постоянные отношения с дочерними агентствами, такими как CONSEIL (Международный совет ассоциаций теологических библиотек) и ANZTLA (Ассоциация теологических библиотек Австралии и Новой Зеландии).
Двадцатый век и последующие годы: рост, переопределение сокращение ,
В зависимости от точки зрения, тенденции ХХ века можно рассматривать как свидетельство светлого или неопределенного будущего теологических библиотек.
В Европе к концу XIX века богословское образование и подготовка к служению почти повсеместно перешли под эгиду университетов. Помимо прочего, это обычно означало упадок отдельных богословских коллекций внутри отдельных учреждений, хотя это не обязательно означало обесценивание таких коллекций. Действительно, справедливо будет сказать, что к началу XX века не только лучшие богословские собрания, но и самые эрудированные и выдающиеся центры богословских исследований находились в Германии и Великобритании (Гейдельберг, Тюбинген, Геттинген, Берлин, Оксфорд и Кембридж, чтобы назовите лишь некоторые).
Чего никто не мог предсказать, так это опустошения, вызванные войнами с начала до конца века. Университет Нанси во Франции лишился своей библиотеки в 1914 году, как и Лувен в том же году. Великие богословские библиотеки в Монте-Кассино, Дрездене и Кане были разрушены в 1944 году. Совсем недавно, в 1992 году, государственная библиотека в Сараево стала жертвой ракетного обстрела. Численные потери здесь и в других местах были высокими: Гамбург и Франкфурт потеряли по 600 000 томов каждый, Вюрцбург — по 350 000 и так далее.
Политические, а также военные потрясения оказали негативное влияние на коллекции и деятельность европейских богословских библиотек. Библиотеки Восточной Европы ярко иллюстрируют это: вряд ли можно сказать, что приоритеты коллекционирования в таких местах, как Йена, Росток и Лейпциг, благоприятствовали богословским исследованиям в 1945–1990 годах. Более того, после воссоединения двух немецких государств стало нелегко найти огромные суммы денег и сотрудников, которые потребуются для приведения теологических коллекций в соответствие с приемлемыми стандартами. [13] Тем не менее, эти сложные условия привели к значительному сотрудничеству между библиотеками, в частности, через BETH – Европейскую ассоциацию теологических библиотек. [14]
Из всех континентальных богословских коллекций немногим удалось лучше разобраться в различных катастрофах века, чем Библиотеке Ватикана . Постоянно обогащаясь чередой выдающихся даров на протяжении нескольких столетий, даже Французская революция и эпоха Наполеона не принесли большого вреда. К концу XIX века библиотека насчитывала около полумиллиона книг и десятки тысяч рукописей. Некоторые Папы ( Лев XIII и Пий XI ) проявили живой и активный интерес к библиотеке, и были предприняты большие усилия и средства, чтобы гарантировать, что коллекции не только продолжают расти, но и о них хорошо заботятся. Как и во многих крупнейших богословских библиотеках Европы, библиографический поиск теперь возможен по всему миру через Интернет. Хорошо финансируемые библиотеки, такие как Ватиканская, активно разрабатывают планы по загрузке цифровых версий некоторых своих сокровищ (чаще всего архивных материалов) на веб-серверы.
Резюме [ править ]
Этот обзор показал, что роль и функции теологических библиотек всегда характеризовались преемственностью в условиях беспорядков, находчивостью в условиях часто нехватки ресурсов и пропагандой того, что имеет непреходящую ценность в условиях постоянных церковных, социальных и политических изменений. По словам Кассиодора:
Мы стремимся как сохранить старое, так и построить что-то новое; мы хотим возродить современное, не умаляя при этом творений наших предков. (цитируется по Южному, 169)
Лишь в очень редких случаях наследие и вклад богословских библиотек были замечены, и то, как правило, спустя много времени после этого. (Работа Томаса Кэхилла «Как ирландская спасенная цивилизация» представляет собой приятное исключение.) Но длительное признание совершенно не имеет значения: начиная с Памфилия Кесарийского и далее, богословские библиотеки чаще всего активизировались усилиями тех, кто наслаждался определенной степенью анонимности.
«Век информации» обычно рассматривается как представляющий серьезную угрозу (или, по крайней мере, правдоподобную альтернативу) вечности печатных текстов и бумажных библиотечных коллекций. Но, конечно, это также обещает беспрецедентное сотрудничество между прекрасными коллекциями и проницательными библиотекарями, которые с ними работают. Отсюда есть основания надеяться, что лучшие дни для богословских библиотек не в прошлом, а в будущем.
Стюарт, Дэвид (2001). «Христианские библиотеки». Международный словарь библиотечных историй . Том. 1. Лондон: Фицрой Дирборн. стр. 48–54.
Список христианских онлайн-библиотек [ править ]
- Библиотека Ватикана. Архивировано 11 ноября 2014 г. в Wayback Machine.
- Постреформационная цифровая библиотека
- Интернет-библиотека Свободы
- Библиотека НТС
- Евангелическо-христианская библиотека
- Библиотека Святых [ постоянная мертвая ссылка ]
- Эфирная библиотека христианской классики
Ссылки [ править ]
- ^ Гэмбл, Книги , 156.
- ^ «Древняя Александрийская библиотека» . Общество библейской археологии . 28 мая 2019 г. Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ Гэмбл, 167
- ^ Джексон, Библиотеки , с. 112
- ^ Крест, «Монашеский», с. 256
- ^ Клемент, Библиотеки эпохи Возрождения , с. 551
- ^ Джексон, с. 208
- ^ Джексон, 275
- ^ Энди, «Теология и обучение в ранней Америке», в: Генри, Школы мысли , стр. 125-51.
- ^ Хадидиан, «Семинария», стр. 220 и далее.
- ^ Моррис, Библиотеки , стр. 149-91.
- ^ Харрингтон. Католик , стр. 155-57.
- ^ Харрис, История , стр. 215
- ^ «История | БЕТ» . Проверено 28 мая 2019 г.
- Стюарт, Дэвид (2001) «От тех пор до наших дней: краткий исторический обзор Американской ассоциации теологических библиотек». Журнал Британской ассоциации теологических и философских библиотек ; том. 8 (1), июнь 2001 г.: 9–17.
- Дэвид Стюарт, Теологические библиотеки: исторические источники
Дальнейшее чтение [ править ]
- Эллисон, WH, 1908 г., «Богословские библиотеки», в Новой энциклопедии религиозных знаний Шаффа-Герцога ; Том. 11: 336–341. Нью-Йорк и Лондон: Фанк и Вагналлс -. [1]
- Бич, Роберт Ф. 1960 «Протестантские теологические семинарии и их библиотеки» в журнале Library Trends ; 9 (2), октябрь 1960 г.: 131–148. [2]
- Клемент, Ричард В. 1994 «Библиотеки эпохи Возрождения», в Энциклопедии истории библиотек , В. А. Виганд и Д. М. Дэвис, ред. Нью-Йорк, Гарленд [3]
- Кросс, Клэр. 1991 «Монашеское обучение и библиотеки в Йоркшире шестнадцатого века», в книге « Гуманизм и реформа: Церковь в Европе, Англии и Шотландии, 1400–1643» , изд. Джеймс Кирк. Оксфорд: Блэквелл: 225–69. [4]
- Дэйр, Филип Н. 1994 «Богословские библиотеки», в Энциклопедии истории библиотек , изд. Уэйн А. Виганд и Дональд М. Дэвис. Нью-Йорк и Лондон: Гарленд [5]
- Гэмбл, Гарри Ю. 1995. Книги и читатели в ранней церкви: история раннехристианских текстов . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета [6]
- Гапп, Кеннет С. 1955 «Богословские библиотеки», в Энциклопедии религиозных знаний двадцатого века , том. II. Гранд-Рапидс: Бейкер [7]
- Хадидиан, Дикран Ю. [дата?] «Библиотеки семинарий», в Энциклопедии библиотечной и информационной науки , изд. Аллен Кент и др.; Доп. Том 26: 215-51. [8]
- Харрингтон, Джон Х. 1960 «Католические теологические семинарии и их библиотеки», в журнале Library Trends ; 9 (2), октябрь 1960 г.: 149–167. [9]
- Харрис, Майкл. 1995 История библиотек в западном мире ; 4-е изд. Метучен: Пугало [10]
- Генри, Патрик, изд. 1998 Школы мысли в христианской традиции . Филадельфия: Крепость [11]
- Идризович, Ненад. 2012 г. «Библиотека святого Августина Блаженного», в «Читальном зале». Панчево: 44-48. [12]
- Идризович, Ненад. 2011 «Раннехристианская библиотека в Кесарии Палестинской», в «Читальном зале». Панчево: 32-39. [13]
- Джексон, Сидни Л. 1974. Библиотеки и библиотечное дело на Западе: краткая история. Нью-Йорк: МакГроу-Хилл [14]
- ЛеДжей, Джозеф и Оттен, Пол. [дата?] «Кассиодор», в Католической энциклопедии (онлайн-изд.: http://www.newadvent.org/cathen/03405c.htm )
- МакМахон, Мелоди Лейтон и Стюарт, Дэвид Р. 2006. Расширенный разговор: классические чтения в богословском библиотечном деле . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press [15]
- Моррис, Рэймонд. 1934 г. «Библиотеки теологических семинарий», в «Образовании американских служителей» . Нью-Йорк: Институт религиозных и социальных исследований: 149-91. [16]
- Роквелл, Уильям Уокер. [дата?] «Богословские библиотеки в Соединённых Штатах». в «Религия в жизни» 13 (4): 1–11. [17]
- Южный, Ричард. 1976 «Бенедиктинская библиотека в неупорядоченном мире», в Downside Review ; 94 (июль 1976 г.): 163–177 [18]
- Стюарт, Дэвид Р. 2000 «Библиотеки западных христиан», в Энциклопедии монашества , изд. Уильям Дж. Джонстон. Чикаго: Фицрой-Дирборн. [19]
- Терстон, Герберт. [c. 1910] «Библиотеки» в Католической энциклопедии : (VIII), 228–32. (Интернет-изд.: http://www.newadvent.org/cathen/09227b.htm )