Jump to content

Шенуте

Сен-Шенут
Архимандрит
Рожденный 348 (неопределенно)
Египет
Умер 1 июля 465 г. [1]
Сохаг , Египет
Почитается в Восточные православные церкви
Главный храм Белый монастырь
Праздник 7 эпизодов

Шенуте из Атрипе , также известный как Шенуте Великий или святой Шенуте Архимандрит ( коптский : Ⲁⲃⲃⲁ Ϣⲉⲛⲟⲩϯ ⲡⲓⲁⲣⲭⲓⲙⲁⲛ'ⲇⲣⲓⲧⲏⲥ ) был настоятелем Белого монастыря в Египте . Он считается святым Восточных Православных Церквей и является одним из самых известных святых Коптской Православной Церкви .

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Жизнь Шенуте, сахидско-коптское письмо, папирус, VI-VII века н.э. Из Египта. Британский музей

Шенуте родился в середине четвертого века нашей эры. [2] (дата 348 г. н.э., часто упоминаемая, но не общепринятая, основана на надписи в его монастыре, датируемой 12 или 13 веком. [3] ).

Около 385 г. н.э. Шенуте стал отцом Белого монастыря в Верхнем Египте . [4] Часто предполагалось, что Шенуте был непосредственным преемником основателя Белого монастыря Пакола. Однако реконструкция литературного корпуса Шенута позволила понять, что Паколь умер в 370-х годах, и на смену ему тогда пришел не Шенуте, а другой отец, Эбо, и что духовный кризис во время пребывания Эбо на посту главы Белого монастыря, кризис, который похоже, был связан с плотским грехом, что позволило Шенуту добиться известности и стать непосредственным преемником Эбо. [5]

На Эфесском соборе

[ редактировать ]

Из-за своей популярности в Верхнем Египте и ревности к православию Шенуте был выбран святым Кириллом Великим, чтобы сопровождать его в представлении Александрийской церкви на Вселенском соборе в Эфесе в 431 году нашей эры. [6] Там он оказал моральную поддержку, необходимую святому Кириллу для победы над ересью Нестория , епископа Константинопольского . Последующее изгнание последнего в Ахмим , на задний двор Шенуте, было свидетельством того впечатления, которое Шенуте произвел на участников этого совета.

7 эпипа (14 июля) 466 г. н. э., после непродолжительной болезни, возможно, вызванной преклонным возрастом, Шенуте умер в присутствии своих монахов.

Влияние на монашеское движение

[ редактировать ]

От своего дяди, святого Пигола , Шенуте унаследовал монастырь, основанный на пахомианской системе, хотя и более строгий и строгий. Это сделало его последователей немногочисленным и, вероятно, способствовало упадку, а не росту. Шенуте внедрил более комплексную систему, которая была менее строгой и более подходящей к окружающей среде и происхождению людей. В этой новой системе был необычный компонент — завет (диатека), который новые послушники должны были повторять и соблюдать буквально. Оно гласило следующее:

Я клянусь перед Богом в Его Святом месте, и слово, которое я произнес своими устами, является моим свидетелем; Никак не оскверню тела своего, не украду, не лжесвидетельствую, не солгу, не сделаю ничего льстивого тайно. Если я преступлю свой обет, то увижу Царство Небесное, но не войду в него. Бог, перед которым я заключил завет, уничтожит мою душу и мое тело в огненном аду за то, что я нарушил завет, который заключил.

- Белл, Жизнь Шенуте Бесы, стр. 9–10.

Нарушителей этого завета вообще изгоняли из монастыря. Для крестьянских монахов это считалось чуть ли не смертным приговором.

Еще одной интересной особенностью монашеской системы Шенуте было требование к новым послушникам жить вне монастыря в течение определенного периода времени, прежде чем они будут признаны достойными посвящения в монахи. Казалось, это противоречило нитрийской монашеской системе, которая позволяла монахам жить вдали от монашеских поселений только после того, как они приобрели опыт монашеской жизни. Шенуте также использовал время монахов, помимо молитв и богослужений, для более разнообразных задач внутри монастыря, чем те, нитрийские с которыми сталкивались монахи. Помимо традиционных промыслов плетения веревок и корзин, монахи занимались ткачеством и пошивом белья, выращиванием льна, кожевенным и сапожным делом, письмом и переплетным делом, столярным делом, металлообработкой и гончарным делом. В общем, Шенуда старался, насколько это было возможно, использовать монахов в их старых профессиях. Такая деятельность превратила монастырь в огромный самостоятельный комплекс, занимавший площадь около 20 квадратных миль (52 км2). 2 ) земли.

Будучи лидером монастыря, Шенуте осознавал необходимость грамотности среди монахов. Поэтому он потребовал, чтобы все его монахи и монахини научились читать, и призвал больше из них заниматься искусством написания рукописей. Это делало монастырь все более привлекательным для принадлежности и, следовательно, делало угрозу изгнания более болезненной.

Наследие как национального лидера

[ редактировать ]

В своем хвалебном «Житии святого Шенута » его ученик и биограф святая Висса (Беса) рассказывает о нескольких случаях, когда Шенуте приходил на помощь бедным коптским крестьянам. Однажды он отправился в Ахмим, чтобы наказать язычника за притеснения, которым тот подвергал бедняков (Житие №81-2). В другой раз он действовал, чтобы устранить причину горя крестьян, заключавшуюся в том, что помещики-язычники Панелеу заставляли их покупать у последних испорченное вино (Житие № 85-6). В третий раз он рисковал своей жизнью, чтобы добиться освобождения пленников в Псое из рук воинов Блемми (Vita #89). Он также время от времени обращался от имени крестьян к власть имущим, в том числе к римскому императору Феодосию I. Таким образом, Шенуте полностью осознал страдания своего народа и стал его искренним защитником и популярным лидером.

Жизнь как писатель

[ редактировать ]

Говорить о творчестве Шенуте — значит обсуждать коптскую литературу в ее лучшем виде. Он писал в своем собственном стиле, основанном на тщательном изучении схоластической риторики того времени, что отражало широкий и глубокий диапазон знаний, которыми он обладал. Они были украшены бесконечными цитатами из Священного Писания, что является типичной особенностью святоотеческих сочинений. Священные Писания цитировались всякий раз, когда представленный аргумент нуждался в поддержке. При этом Шенуте также продемонстрировал удивительную память, передавая эти отрывки с поразительной точностью.

Знания Шенуте не ограничивались Священной Библией , как это было у большинства монахов Египта . Он свободно говорил на коптском и греческом языках и был достаточно хорошо знаком с греческой мыслью и богословием. Использование греческих заимствований в его произведениях было одновременно обширным и изощренным, и это определенно не было продуктом его жизненной среды. Он также выразил знание работ Аристотеля , Аристофана , школы Платона и даже некоторых греческих легенд. Он, конечно, читал некоторые произведения святого Афанасия , такие как «Житие святого Антония» и некоторые из его гомилетических произведений. Шенуте знал также письма святого Антония, некоторые письма святого Пахомия и, скорее всего, некоторые сочинения Евагрия . Его знания далее распространились на такие популярные неканонические тексты, как Деяния Архелая и Евангелие от Фомы .

Написание Сен-Шенута можно разделить на четыре категории:

  • Нравственные проповеди: в эту категорию входит самая богатая сохранившаяся коллекция сочинений Шенуте. Среди его работ есть работа о неповиновении священнослужителям De Disoboedientia ad Clericos , в которой он подчеркивал пользу послушания и наказание непослушных. Он также писал о Рождестве и прославлении Господа, где рассуждал о свободной воле и месте целомудрия в монашеской жизни De Castitate et Nativitate .
  • Проповеди против язычников. Эта категория представляет собой важную сторону мышления Шенуте. В одном месте он изобразил язычников хуже демонов, чьи идолы по праву должны быть уничтожены христианами . В другой проповеди он напал на язычника, вероятно, магистрата, который беспокоил монахов Adversus Saturnum . В третьей проповеди он нападает на концепцию судьбы, по мнению идолопоклонников, как управляющего фактора в жизни человека. Он сталкивается с учением о том, что на самом деле ничего не происходит без воли Бога Contra Idolatras, de Spatio Vitae .
  • Проповеди против еретиков. Эта категория концептуально аналогична предыдущей. Здесь Шенуте направляет свою атаку на еретиков, развративших веру. В этой категории можно встретить одно из самых длинных произведений Шенуте, которое, вероятно, было написано как трактат, а не просто проповедь. Это работа против оригенистов и гностиков Contra Origenistas et Gnosticos . Целью этой работы было противодействие еретикам вообще и оригенистам в частности, в отношении их апокрифических книг, которые они использовали и распространяли. Он также затронул темы множественности миров, положения и дела Спасителя, значения Пасхи . Другие темы, упомянутые в трактате, включали отношения между Отцом и Сыном, происхождение душ, Христа зачатие , Евхаристию , воскресение тела и четыре элемента. Среди других работ этой категории были и против мелитиан , по поводу многократного празднования Евхаристия в один день; против манихеев по поводу ценности Ветхого Завета наряду с Новым Заветом ; и против Нестория в отношении предсуществования Христа до Его рождения от Девы .
  • Проповеди, основанные на интервью с посетившими его судьями: эта последняя категория представляет собой проповеди, основанные на различных интервью, которые он провел с судьями, которые посетили его вследствие его известности и большого авторитета. В этих проповедях Шенуте затрагивает такие аргументы, как уместность исправления даже генералов в духовных вопросах, размеры неба и земли, дьявол и свободная воля, а также наказание грешников. Он также обсудил обязанности судей и других таких важных личностей, как епископы, богатые люди и генералы.

По мере того, как делается все больше и больше идентификаций литературных произведений святого Шенута, его вклад в коптскую литературу оказывается даже большим, чем предполагалось ранее. С одной стороны, становится ясно, что он рассматривал широкий круг тем, не только монашеских. Это предполагает более благоприятную оценку богословского характера его произведений, его духовности, морального и националистического поведения. С другой стороны, он согласился с включением литературной деятельности в религиозную сферу. Это отличает его от системы Пахома , которая имела тенденцию рассматривать религиозную литературу как простые письменные инструкции, не обращая внимания на стиль. В дальнейшем он развил стиль, который явно является продуктом тщательного изучения схоластической греческой риторики его времени.

Монастыри имени Святого Шенута

[ редактировать ]
Монастырь Св. Шенуда, Новый Южный Уэльс, Австралия

Четыре коптских православных монастыря по всему миру названы в честь святого архимандрита Шенуды, а именно:

Есть также коптская православная церковь – Св. Марии и Св. Шенуда – в Колсдоне , Англия.

Работы и переводы

[ редактировать ]

Были трудности с доступом и реконструкцией произведений Шенуте для различных чтений. Количество разборчивых рукописей, в которых сохранились его произведения, невелико, и он писал на коптском языке, который перестал использоваться в начале истории христианства, что еще больше увеличивало неясность его сочинений. На долгое время его произведения перестали передаваться, а оставшиеся рукописи с тех пор подверглись разрушению. Шенуте отвечал за сбор своих собственных литературных произведений в два сборника, которые затем были переданы. Это были Каноны и Беседы (или Логосы ). [7] Йоханнес Лейпольдт опубликовал несколько томов своих работ, хотя он сделал это, не имея доступа ко всем рукописям, и поэтому не выпустил критического издания. [8] Передача и структура этих двух коллекций были впервые реконструированы в диссертации Стивена Эммеля. [9] Дуайт Янг опубликовал несколько коптских изданий этой работы с английским переводом. [10] Бентли Лейтон дополнительно опубликовал новые коптские тексты своего правления и их переводы. [11]

  1. ^ Эммель (2004), с. 11
  2. ^ Эммель (2004), стр.6
  3. ^ Эммель (2004), с. 12
  4. ^ Эммель (2004), с. 7
  5. ^ Эммель (2004), с. 9–10 и с. 558-564
  6. ^ Эммель (2004), с. 8
  7. ^ Кравец, Ребекка. Шенуте и женщины Белого монастыря: египетское монашество в поздней античности. Издательство Оксфордского университета по запросу, 2002, стр. 4.
  8. ^ Йоханнес Лейпольдтс В.Е. Крамом, Жизнь и труды архимандрита Синутия, 3 тт. [Париж: Imprimerie nationale, 1906–13]. См . здесь и здесь два тома «Архива». За латинским переводом последовал Х. Вайсман, Sinuthii Archimandritae Vita et Opera Omnia [Париж: Imprimerie nationale, 1931–36].
  9. ^ Эммель, Стивен. Литературный корпус Шенуте. Том. 1. Издательство Питерс, 2004.
  10. ^ Янг, изд., Коптские рукописи из Белого монастыря: Работы Шенуте, 2 тома. [Вена: Брюдер Холлинек, 1993]
  11. ^ Лейтон, Бентли. Каноны наших отцов: монастырские правила Шенуте. Издательство Оксфордского университета, 2014.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бельмер, Хайке (1996). Schenute von Atripe: De iudicio (Турин, Египетский музей, кат. 63000, код IV) (на немецком языке). Турин: Министерство культурного и экологического наследия, Управление Музея египетских древностей.
  • Белл, Дэвид Н. Беса: Жизнь Шенута . цистерцианских исследований Серия , том. 73. Каламазу: Цистерцианские публикации, 1983.
  • Бракке, Дэвид. Демоны и создание монаха: духовная битва в раннем христианстве . Кембридж, Массачусетс, и Лондон: Издательство Гарвардского университета, 2006. [Esp. глава 5, «Пророк: Шенуте и Белый монастырь».]
  • Эммель, Стивен. Литературный корпус Шенуте . 2 тома. Корпус Восточно-христианских Священных Писаний, тт. 599–600 (= Subsidia, т. 111–112). Левен: Петерс, 2004. [С обширной библиографией по Шенуте до 2004 года.]
  • Эммель, Стивен. «Место Шенуте в истории монашества». В: Христианство и монашество в Верхнем Египте , т. 1, с. 1: Ахмим и Сохаг , под редакцией Гавдата Габры и Хани Н. Таклы, стр. 31–46 (с библиографией на стр. 321–350). Каир и Нью-Йорк: Американский университет в Каире Press, 2008.
  • Грипеу, Эммануэла (2007). « Видения Апа Шенуте из Атрипе»: анализ истории традиций восточнохристианских апокалиптических мотивов». В Монферрер-Сале, Хуан Педро (ред.). Восточный перекресток: очерки средневекового христианского наследия . Горгий Восточно-христианские исследования. Том. 1. Пискатауэй: Gorgias Press. стр. 157–168.
  • Косак, Вольфганг, изд. Schenute из Atripe De judicio Finale (на немецком языке). Кодекс папируса 63000.IV в Египетском музее Турина. Введение, редактирование и перевод текста. Берлин: Издатель Бруннер Кристоф. ISBN  978-3-9524018-5-9 .
  • Вольфганг Косак: Шенуте из Атрипе «De vita christiana» : M 604 Pierpont-Morgan-Library New York/Ms. ИЛИ 12689 Британская библиотека/Лондон и г-жа Кларендон Пресс b. 4, Фрг. Бодлианская библиотека/Оксфорд. Введение, редактирование текста и перевод на немецкий язык Вольфганга Косака / Verlag Christoph Brunner, Базель, 2013 г. ISBN   978-3-906206-00-4
  • Кравец, Ребекка (2002). Шенуте и женщины Белого монастыря: египетское монашество в поздней античности . Оксфорд и др.: Издательство Оксфордского университета.
  • Лейтон, Бентли (2007). «Правила, закономерности и осуществление власти в монастыре Шенуте: проблема замены мира и сохранения идентичности». Журнал ранних христианских исследований . 15 (1): 45–73. дои : 10.1353/earl.2007.0015 . S2CID   143481705 .
  • Лейтон, Бентли (2014). Каноны наших отцов: Монашеские правила Шенуте . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Шредер, Кэролайн Т. (2007). Монашеские организации: дисциплина и спасение в Шенуте из Атрипе . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета.
  • Английский перевод арабской жизни
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9a50eabc608627949b25c77fca1084b7__1711299960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9a/b7/9a50eabc608627949b25c77fca1084b7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shenoute - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)