Solid (проект веб-децентрализации)
![]() | |
Разработчик(и) | Группа сообщества W3C Solid |
---|---|
Первоначальный выпуск | 10 августа 2016 г |
Репозиторий | github |
Написано в | JavaScript |
Лицензия | С |
Веб-сайт | солидпроект |
Solid ( с социальными данные , связанные сетями ) [1] — это проект децентрализации сети, возглавляемый сэром Тимом Бернерсом-Ли , изобретателем Всемирной паутины , первоначально разработанный совместно Массачусетским технологическим институтом (MIT). Проект «стремится радикально изменить способ работы веб-приложений сегодня, что приведет к подлинному владению данными, а также к повышению конфиденциальности». [2] путем разработки платформы для приложений связанных данных , которые полностью децентрализованы и полностью находятся под контролем пользователей, а не под контролем других организаций. Конечная цель Solid — предоставить пользователям полный контроль над своими данными, включая контроль доступа и место хранения. С этой целью Тим Бернерс-Ли основал компанию Inrupt, чтобы помочь построить коммерческую экосистему для поддержки Solid.
История [ править ]
Спустя два десятилетия после того, как Бернерс-Ли изобрел Всемирную паутину в 1989 году, он изложил проблемы проектирования того, что позже стало проектом Solid, в черновиках, которые он написал для Консорциума Всемирной паутины . [3] [4] Бернерс-Ли все больше встревожился, увидев, что его изобретением злоупотребляют, например, когда российские хакеры вмешались в выборы в США в 2016 году , когда стал достоянием общественности скандал с данными Facebook и Cambridge Analytica , когда Facebook в 2012 году тайно провел психологические эксперименты над почти 700 000 пользователями, и когда Google и Amazon подали заявки на патенты на устройства, которые улавливают эмоциональные изменения человеческих голосов. [5]
Бернерс-Ли чувствовал, что Интернет нуждается в ремонте, и задумал проект Solid как первый шаг к его исправлению, как способ предоставить отдельным пользователям полный контроль над использованием своих данных. [6] К проекту Solid может присоединиться каждый и внести свой вклад, хотя Бернерс-Ли советует людям, не имеющим навыков программирования, вместо этого публично выступать за изменение Интернета. [7]
В 2015 году MIT получил подарок от Mastercard на поддержку разработки Solid. Исследовательская группа Бернерса-Ли сотрудничала с Катарским научно-исследовательским институтом вычислительной техники и Оксфордским университетом над Solid. [8]
В 2018 году Бернерс-Ли взял творческий отпуск в Массачусетском технологическом институте, чтобы запустить коммерческое предприятие на основе Solid под названием Inrupt. [9] [10] Миссия компании — «предоставлять коммерческую энергию и экосистему, которая поможет защитить целостность и качество новой сети, построенной на Solid». [11]
начался процесс открытой стандартизации В 2018 году через Консорциум World Wide Web спецификаций Solid. [12]
В декабре 2021 года Inrupt привлек $30 млн от серии А. инвестиций [13]
Дизайн [ править ]
Согласно видению Бернерса-Ли, для децентрализации сети необходимо преодолеть ряд технических проблем. [14] Вместо использования централизованной парадигмы распределения «луч-концентратор» , децентрализованная одноранговая сеть реализуется таким образом, что добавляет больше функций управления и производительности, чем традиционные одноранговые сети, такие как BitTorrent . Другие цели заключаются в том, чтобы система была простой в использовании, быстрой и позволяла разработчикам легко создавать приложения. [14]
Основной целью Solid является обеспечение возможности обнаружения и обмена информацией таким образом, чтобы сохранить конфиденциальность. Пользователь хранит личные данные в «капсулах» ( личных онлайн-хранилищах данных ), размещенных там, где пожелает пользователь. Приложениям, аутентифицированным Solid, разрешено запрашивать данные, если пользователь предоставил приложению разрешение. Пользователь может распределять личную информацию между несколькими модулями; например, разные модули могут содержать данные личного профиля, контактную информацию, финансовую информацию, сведения о здоровье, планы поездок или другую информацию. Затем пользователь может присоединиться к проверенному приложению социальной сети, предоставив ему разрешение на доступ к соответствующей информации в определенном модуле. Пользователь сохраняет полное право собственности и контроль над данными в модулях пользователя: какие данные содержит каждый модуль, где хранится каждый модуль и какие приложения имеют разрешение на использование данных. [1]
Более подробно Solid состоит из следующих компонентов: [15]
- Организованный набор стандартов и форматов/словарей данных, предоставляющий те же возможности, которые предлагают централизованные службы социальных сетей, такие как идентификация, аутентификация, вход в систему, списки разрешений, управление контактами, обмен сообщениями, подписка на каналы, комментарии, обсуждения и другие.
- Спецификации и примечания к проектированию, описывающие REST API для расширения существующих стандартов и помогающие разработчикам создавать серверы или приложения.
- Серверы, реализующие спецификацию Solid.
- Набор тестов для тестирования и проверки реализаций Solid.
- Экосистема социальных приложений, поставщиков удостоверений и вспомогательных библиотек, работающих на платформе Solid.
- Сообщество, предоставляющее документацию, обсуждения, учебные пособия и презентации.
См. также [ править ]
- Что
- Распространенная социальная сеть
- Закон о цифровых услугах
- ИндиВеб
- Межпланетная файловая система
- Урбит
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дэвид Вайнбербер (10 августа 2016 г.). «Как отец Всемирной паутины планирует отвоевать ее у Facebook и Google» . Цифровые тенденции . Архивировано из оригинала 6 июля 2018 года . Проверено 30 июля 2018 г.
- ^ «Надежный сайт проекта» . Массачусетский технологический институт . Архивировано из оригинала 29 июня 2018 года . Проверено 30 июля 2018 г.
- ^ Тим Бернерс-Ли (17 августа 2009 г.). «Социально ориентированное облачное хранилище» . Консорциум Всемирной паутины.
- ^ Тим Бернерс-Ли (11 октября 2009 г.). «Чтение-запись связанных данных» . Консорциум Всемирной паутины.
- ^ Катрина Брукер (1 июля 2018 г.). « Я был опустошен»: Тим Бернерс-Ли, человек, создавший всемирную паутину, сожалеет» . Ярмарка тщеславия . Архивировано из оригинала 4 июля 2018 года . Проверено 30 июля 2018 г.
- ^ Клинт Финли (4 апреля 2017 г.). «Тим Бернерс-Ли, изобретатель Интернета, замышляет радикальную переработку своего творения» . Проводной . Архивировано из оригинала 30 июня 2018 года . Проверено 30 июля 2018 г.
- ^ Кэтрин Кравчик (2 июля 2018 г.). «Всемирные перемены: создатель Интернета понимает, что его изобретение пошло не так» . Неделя . Архивировано из оригинала 9 июля 2018 года . Проверено 30 июля 2018 г.
- ^ «Следующий проект веб-изобретателя Тима Бернерса-Ли: платформа, которая дает пользователям контроль над своими данными» . Лаборатория компьютерных наук и искусственного интеллекта . Массачусетский технологический институт. 2 ноября 2015 г.
- ^ Катрина Букер (29 сентября 2018 г.). «Эксклюзив: Тим Бернерс-Ли рассказывает нам о своем новом радикальном плане перевернуть Всемирную паутину» . Компания Фаст .
- ^ «Инрупт» . Проверено 7 января 2019 г. Веб-сайт.
- ^ Тим Бернерс-Ли (28 сентября 2018 г.). «Один маленький шаг для Интернета…» Inrupt.
- ^ «Надежные технические отчеты» .
- ^ «Стартап Inrupt, созданный веб-создателем Тимом Бернерсом-Ли, привлек 30 миллионов долларов» . ТехКранч . 9 декабря 2021 г. Проверено 16 декабря 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джон Леонард (27 июля 2018 г.). «Децентрализация Интернета: OmiseGO о важности пользовательского опыта для новых платформ» . Вычисление . Архивировано из оригинала 30 июля 2018 года . Проверено 30 июля 2018 г.
- ^ «О Солиде» . Гитхаб. Архивировано из оригинала 3 июля 2018 года . Проверено 30 июля 2018 г.