Библиотека 2.0
Библиотека 2.0 — это предлагаемая концепция библиотечных услуг, которая облегчает вклад пользователей и другие функции Web 2.0 . [1] который включает в себя онлайн-сервисы, такие как системы OPAC . Термин «Библиотека 2.0» был придуман Майклом Кейси в 2006 году в его блоге Library Crunch. [1]
Обзор [ править ]
Кейси предположил, что библиотеки, особенно публичные , находятся на перепутье, когда многие элементы Web 2.0 имеют применимую ценность в библиотечном сообществе, как в сфере услуг, основанных на технологиях, так и в сфере услуг, не основанных на технологиях. В частности, он описал необходимость принятия библиотеками стратегии постоянных изменений, одновременно продвигая роль участия пользователей библиотек.
Библиотека 2.0 дебютировала на конференции Internet Librarian 2005 в октябре 2005 года, когда Майкл Стивенс из публичной библиотеки округа Сент-Джозеф рассмотрел эту идею применительно к типичному библиотечному веб-сайту.
Статья в журнале Library Journal за сентябрь 2006 года под названием «Библиотека 2.0: Сервис для библиотеки следующего поколения» начинается с описания преимуществ Библиотеки 2.0 для администраторов библиотек и налогоплательщиков, поскольку она предоставляет «более эффективные способы предоставления услуг для достижения большей отдачи от финансовых инвестиций. " Далее в статье утверждается, что широко обсуждаемая Библиотека 2.0 важна для библиотекарей, поскольку она может радикально изменить наше обслуживание клиентов и взаимодействие. [1]
Основное развитие произошло в эпоху библиотек 2.0, которую другие ученые связывают с Интернетом 2.0. и это было между 2005 и 2010 годами (Но, 2015). Именно здесь библиотека начала использовать Интернет для предоставления услуг цифровой библиотеки. Например, использование публичного онлайн-доступа (OPAC), социальных сетей, таких как вики, подкастов, которые предоставляют возможность взаимодействовать с посетителями с помощью платформ социальных сетей, что делает библиотечные услуги более интерактивными и совместными. [2] Этот феномен помог сократить разрыв между посетителями и библиотекарями и предоставил возможность отмечать и рецензировать книги.
Благодаря Библиотеке 2.0 библиотечные услуги часто оцениваются и обновляются в соответствии с меняющимися потребностями пользователей библиотеки. «Библиотека 2.0» также призывает библиотеки поощрять участие пользователей и обратную связь в разработке и обслуживании библиотечных услуг. Активный и уполномоченный пользователь библиотеки является важным компонентом Библиотеки 2.0. Поскольку информация и идеи движутся в обоих направлениях – от библиотеки к пользователю и от пользователя к библиотеке – библиотечные услуги имеют возможность развиваться и совершенствоваться на постоянной и быстрой основе. Пользователь является участником, соавтором, строителем и консультантом независимо от того, является ли продукт виртуальным или физическим.
Преимущество предоставления цифровых услуг заключается в том, что библиотека может охватить больше людей, включая тех, кто ранее не пользовался библиотечными услугами. [1]
Проблема, которую пытается решить Библиотека 2.0, заключается в том, что потенциальные пользователи обращаются к Google и Википедии , потому что они «достаточно хороши», и воспринимают библиотеки как медленные и ненужные. [3]
Ключевые принципы [ править ]
- Браузер + приложения Web 2.0 + возможность подключения = полнофункциональный OPAC
- Используйте пользователей библиотеки как при проектировании, так и при реализации услуг.
- Пользователи библиотеки должны иметь возможность создавать и модифицировать услуги, предоставляемые библиотекой.
- Собирать и интегрировать идеи и продукты из периферийных областей в модели библиотечного обслуживания.
- Продолжайте изучать и улучшать услуги и будьте готовы заменить их в любое время более новыми и лучшими услугами.
В 2009 году Холмберг и др. определил семь ключевых принципов Библиотеки 2.0: «интерактивность, пользователи, участие, библиотеки и библиотечные услуги, Интернет и Интернет 2.0, социальные аспекты, а также технологии и инструменты», и предложил следующее определение Библиотеки 2.0: «Библиотека 2.0 — это изменение в взаимодействие между пользователями и библиотеками в новой культуре участия, катализируемой социальными веб-технологиями». [4]
Алекс Бирн утверждает, что использование стратегий Web 2.0 в библиотечном контексте меняет роль библиотекаря на человека, который может помочь поддерживать информационную грамотность клиентов в «во многом неизвестной информационной вселенной», а не помогать им ориентироваться в собственной коллекции библиотеки. [5]
Проблемы и соображения [ править ]
Некоторые опасения по поводу Библиотеки 2.0 связаны с доступом к технологиям и конфиденциальностью. [1] и безопасность. Например, Кейси и Савастинюк предлагают разрешить посетителям анонимно ставить теги или вести блог. В 2006 году Стив Лоусон, библиотекарь по связям с гуманитарными науками, написал в блоге сообщение под названием «Список чтения для скептиков библиотеки 2.0», в котором были собраны ссылки на блоги, в которых обсуждаются эти проблемы. Лоусон говорит: «Я не против Библиотеки 2.0… Мне нравится думать о Библиотеке 2.0 как о продолжающемся разговоре о будущем библиотек, и для меня имеет смысл попытаться собрать голоса, которые бросают вызов общепринятым представлениям о Библиотеке 2.0. ." [6]
Другая проблема заключается в том, что внедрение технологий Web 2.0 может позволить пользователям распространять разжигание ненависти и киберзапугивание в библиотечной системе. Предлагается, чтобы библиотекари определили язык вражды в своей политике в отношении пользовательского контента и выявляли его, когда он возникает. [7]
При использовании социальной сети через Facebook в шведской публичной библиотеке библиотекари были описаны как «всегда на побегушках Facebook» и способные потерять отношения, которые они построили со своими клиентами через сайт, из-за сбоев в Facebook. [8]
Интернет-каталог публичного доступа (OPAC) [ править ]
Интернет-каталог публичного доступа (OPAC) предоставляет библиотечную коллекцию своим пользователям, обычно это делается путем поиска и просмотра библиотечного каталога в Интернете. Это может быть расширение Интегрированной системы управления библиотекой (ILS) или независимое программное обеспечение.
Библиотека 2.0 – это новый способ предоставления библиотечных услуг посредством новых Интернет-технологий с упором на изменения и взаимодействие, «ориентированные на пользователя». Как и Web 2.0, полнофункциональная библиотека 2.0 OPAC становится лучше по мере того, как пользователи вовлекаются в процесс взаимодействия с каталогом и обмена контентом.
Библиотекари работают над переоснащением библиотечных каталогов, чтобы сделать их более полезными для посетителей при поиске, организации и взаимодействии с информацией таким образом, который имеет безграничный потенциал для пользовательской настройки. Эти новые типы каталогов представляют собой переход от «изолированных информационных хранилищ» к «взаимосвязанным вычислительным платформам». Раньше поток информации был в основном односторонним: от библиотеки к пользователю. С помощью новых веб-инструментов информация может передаваться во всех направлениях (от библиотеки к пользователю, от пользователя к библиотеке, от библиотеки к библиотеке и от пользователя к пользователю).
Джессамин Уэст на своем веб-сайте librarian.net написала книгу «Чего мы хотим: манифест OPAC», в которой изложены потребности сотрудников библиотеки, компьютерных специалистов и пользователей в их OPAC. Эти ценные предложения информируют библиотекарей о гибкости, настраиваемости и простом языковом подходе, которые нужны пользователям в их OPAC. Библиотекари должны знать об этих проблемах, чтобы можно было начать планирование улучшений. [9]
Нишат Кази рекомендует регистрировать область интересов клиентов, когда они присоединяются к библиотеке, и когда они входят в свою учетную запись в OPAC, им должны отображаться новые элементы, соответствующие их интересам. Кази также рекомендует разрешить клиентам ранжировать и просматривать элементы в OPAC, а также предоставить другим клиентам возможность отвечать на эти отзывы. Ключевые слова также могут добавляться клиентами в дополнение к ключевым словам, добавленным библиотекарем, для облегчения поиска. [10]
интеллект и совместная библиотека Искусственный
В Китае Университет Цинхуа разработал совместную библиотеку под названием «Сяоту». Xiaotu — это библиотека искусственного интеллекта, которая позволяет пользователям взаимодействовать с ней, разговаривая или общаясь через мобильное приложение или социальную сеть. Он предоставляет виртуальную справочную службу в режиме реального времени, сочетающую возможности библиотеки Университета Цинхуа с социальными сетями и сторонними ресурсами. Система состоит из функции самообучения, которая получает обновления от пользователей, когда они обнаруживают недостающую или неверную информацию. Подключенный к крупнейшей социальной сети в Китае, он обеспечивает легкий доступ и владеет группой чтения книг, к которой имеют доступ студенты Университета Цинхуа в Китае. Его база знаний включает Википедию и ее китайский аналог, контент, проверенный профессорами университета, часто задаваемые вопросы (FAQ), накопленные в университетской библиотеке, и другие сторонние ресурсы, представленные в китайском Интернете. [11]
Дебаты [ править ]
Библиотека 2.0 стала источником дискуссий в блогосфере . Некоторые библиотечные блоггеры утверждают, что эти ключевые принципы не новы и являются частью философии обслуживания многих библиотечных реформаторов, начиная с XIX века. Другие призывают предоставить более конкретные примеры того, как библиотеки могут перейти на Библиотеку 2.0. Уолт Кроуфорд , например, утверждает, что Библиотека 2.0 включает в себя комбинацию инструментов и подходов, которые являются прекрасными идеями и не являются новыми для библиотечного дела, несколько подходов, ориентированных на бизнес и инструменты, которые не будут служить всем пользователям и сообществам пользователей, и неправильно размещает библиотеки. в качестве подходящего источника для всех пользователей для сбора всей информации. [12]
Сторонники библиотеки 2.0, такие как Стивен Абрам, [13] Майкл Стивенс, [14] Пол Миллер [15] и другие, высказались в ответ на эту критику, утверждая, что, хотя отдельные части Библиотеки 2.0, возможно, не являются совершенно новыми, сближение целей и идей этих услуг со многими новыми технологиями Web 2.0 привело к новому поколению библиотечных услуг. Это включает в себя использование социальных сетей библиотеками .
Библиотека 4.0 была предложена как включающая в себя рабочие пространства , контекстно-зависимые технологии , открытый исходный код , большие данные , облачные сервисы , дополненную реальность и современные дисплеи. [16]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Перейти обратно: а б с д и Майкл Э. Кейси; Лаура С. Савастинюк (1 сентября 2006 г.). «Библиотека 2.0: сервис для библиотеки нового поколения» . Библиотечный журнал .
- ^ Но (2005). «Изучение влияния программ библиотечной творческой зоны на способности творческого мышления». Журнал библиотечной информатики (4): 1–7.
- ^ Миллер, П. (октябрь 2005 г.). «Web 2.0: Создание новой библиотеки» . Ариадна , № 45.
- ^ Холмберг К., Хувила И., Кронквист-Берг М. и Виден-Вульф Г. (2009). « Что такое Библиотека 2.0? ». Журнал документации , 65(4): 668-681.
- ^ Бирн, Алекс (ноябрь 2008 г.). «Стратегия Web 2.0 в библиотеках и информационных услугах» . Австралийский библиотечный журнал . 57 (4): 365–376. дои : 10.1080/00049670.2008.10722517 .
- ^ Стив Лоусон (май 2006 г.). «Список чтения скептика Библиотеки 2.0» . Архивировано из оригинала 16 июня 2008 года.
- ^ Библиотека 2.0 и проблема языка ненависти.
- ^ Карлссон, Ханна (январь 2012 г.). «Работа с Facebook в публичных библиотеках: закулисный взгляд на риторику библиотеки 2.0». Либри . 62 (3). дои : 10.1515/libri-2012-0016 . S2CID 146224797 .
- ^ Джессамин Уэст. «Чего мы хотим: манифест OPAC» .
- ^ Кази, Нишат (январь – март 2012 г.). «На пути к обслуживанию пользователей 2.0». Международный журнал распространения информации и технологий . 2 (1): 74–76. ISSN 2229-5984 .
- ^ Яо, Фэй; Чжан, Чэнъюй; Чен, Ву (15 июня 2015 г.). «Умный говорящий робот Сяоту: коллективное библиотечное обслуживание на основе искусственного интеллекта». Библиотека высоких технологий . 33 (2): 245–260. дои : 10.1108/lht-02-2015-0010 . ISSN 0737-8831 .
- ^ Уолт Кроуфорд (2006). «Библиотека 2.0 и «Библиотека 2.0» » (PDF) . Цитирует и идеи . 6 (2).
- ^ С. Абрам; М. Кейси; Дж. Блайберг; М. Стивенс (2006). «Разговор Института SirsiDynix: Мем 2.0 — Интернет 2.0, Библиотека 2.0, Библиотекарь 2.0» . Архивировано из оригинала 11 марта 2008 г.
- ^ М. Кейси; М. Стивенс (2006). «Лучшие библиотечные услуги для большего числа людей» . Блог ALA TechSource . Архивировано из оригинала 5 сентября 2015 г. Проверено 8 мая 2015 г.
- ^ П. Миллер; К. Чад (2005). «Имеют ли библиотеки значение? - Развитие библиотеки 2.0» (PDF) . Талис . Архивировано из оригинала (PDF) 25 ноября 2005 г.
- ^ Но, Ёнхи (ноябрь 2015 г.). «Представляя библиотеку 4.0: создание модели для будущих библиотек». Журнал академического библиотечного дела . 41 (6): 786–797. дои : 10.1016/j.acalib.2015.08.020 .
- Хаммонд, Сара (сентябрь 2009 г.). Как публичные библиотеки взаимодействуют с Библиотекой 2.0? (PDF) (Магистр искусств). Шеффилд, Великобритания: Университет Шеффилда. OCLC 966520331 . Проверено 10 июня 2021 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Абдулла, Нуридавати; Чу, Сэмюэл; Раджагопал, Сандхья; Тунг, Эбигейл; Квонг-Ман, Юнг (31 января 2015 г.). «Изучение усилий библиотек по инклюзивной и информационно-пропагандистской деятельности с использованием социальных сетей». Либри . 65 (1). дои : 10.1515/libri-2014-0055 . hdl : 10722/214683 . S2CID 143828371 .
- Анттиройко, Ари-Вейкко; Саволайнен, Рейо (январь 2011 г.). «На пути к библиотеке 2.0: внедрение технологий Web 2.0 в публичных библиотеках». Либри . 61 (2). дои : 10.1515/libr.2011.008 . S2CID 143337256 .
- Блайберг, Джон (2005). Билль о правах клиентов ILS , Blyberg.net
- Блайберг, Джон (2006). 11 причин, почему Библиотека 2.0 существует и важна , Blyberg.net
- Буг, Дж. (2005). Движение «Библиотека 2.0» видит преимущества в сотрудничестве с посетителями, публикация , ноябрь 2005 г. [ мертвая ссылка ]
- Боксен, Дж. (2008). Библиотека 2.0: Обзор литературы . Справочный библиотекарь, 49 (1), 21–34.
- Кейси, Майкл (2005). Работа над определением библиотеки 2.0 , LibraryCrunch, 21 октября 2005 г.
- Кейси, М. и Стивенс, М. (2005). С чего начать? Разговор о библиотеке 2.0 с Майклом Кейси , блог ALA TechSource, декабрь 2005 г.
- Кейси, Майкл и Савастинюк, Лаура (2007). Библиотека 2.0: Руководство по совместному библиотечному обслуживанию , Information Today Press, 2007. ISBN 978-1-57387-297-3 ISBN 1-57387-297-0
- Кортни, Нэнси. (2007) Библиотека 2.0 и далее: инновационные технологии и пользователь завтрашнего дня , Libraries Unlimited, 2007. ISBN 978-1-59158-537-4
- Деодато, Джозеф (2 сентября 2014 г.). «Меценат как производитель: библиотеки, Интернет 2.0 и культура участия». Журнал документации . 70 (5): 734–758. дои : 10.1108/JD-10-2012-0127 .
- Фаркас, Мередит Г. (2007). Социальное программное обеспечение в библиотеках: налаживание сотрудничества, общения и онлайн-сообщества . Информация сегодня, 2007 г. ISBN 978-1-57387-275-1 ISBN 1-57387-275-X
- Харрис, Кристофер (2006). Неделя библиотеки 2.0 (обновлено), Infomancy, январь 2006 г.
- Харрис, Кристофер (2006) «Школьная библиотека 2.0» , Журнал школьной библиотеки , 1 мая 2006 г.
- Кванья Т., Стилвелл К. и Андервуд П.Г. (2009). «Библиотека 2.0: революция или эволюция?» Южноафриканский журнал библиотек и информатики , 75 (1), 70–75.
- Кванья, Т.; Стилвелл, К.; Андервуд, П.Г. (10 ноября 2011 г.). «Библиотека 2.0 в сравнении с другими моделями библиотечного обслуживания: критический анализ» . Журнал библиотечного дела и информатики . 44 (3): 145–162. дои : 10.1177/0961000611426443 . S2CID 206596602 .
- Левин, Дженни (2005). Привет, Библиотека (1.0) Мир! , Блог ALA TechSource, 10 октября 2005 г.
- Танди Львога, Эдда (23 августа 2013 г.). «Измерение успеха библиотечных технологий 2.0 в контексте Африки». Общекампусные информационные системы . 30 (4): 288–307. дои : 10.1108/CWIS-02-2013-0011 .
- Манесс, Дж. (2006). Теория библиотеки 2.0: Web 2.0 и ее последствия для библиотек . Вебология, 3 (2), 2006.
- Миллер, П. (2006). Библиотека 2.0: Проблема подрывных инноваций , Талис, февраль 2006 г.
- Содт, Джилл М.; Сумми, Терри Педерсен (26 февраля 2009 г.). «За стенами библиотеки: использование инструментов библиотеки 2.0 для охвата всех пользователей». Журнал библиотечного управления . 49 (1–2): 97–109. дои : 10.1080/01930820802312854 . S2CID 62593488 .
- Стивенс, Майкл (2006). «Web 2.0 и библиотеки: лучшие практики для социального программного обеспечения» , «Отчеты о библиотечных технологиях» , 42:4.
- Талис Ток (31 января 2006 г.). «Подкаст с Томасом Бревиком, Майклом Кейси, Кеном Чадом, Полом Миллером, Т. Скоттом Плутчаком, Майклом Стивенсом и Ричардом Уоллисом» .
- Циммер, М. (2013). «Оценка соблюдения конфиденциальности посетителей в литературе Библиотеки 2.0» . Информационные технологии и библиотеки , 32(2), 29–41.
- Циммер, М. (2013). «Конфиденциальность посетителей в эпоху «2.0»: как избежать фаустовской сделки с библиотекой 2.0» . Журнал информационной этики .
- https://core.ac.uk/download/pdf/11884331.pdf