Jump to content

Консервация и реставрация артефактов кораблекрушений.

Бронзовое зеркало с космологическим декором и надписью, найденное на месте кораблекрушения Белитунг.

Консервация и реставрация предметов кораблекрушения – это процесс заботы о культурном наследии , ставшем частью кораблекрушения . Часто эти культурные артефакты находились под водой в течение длительного времени. Без консервации большинство артефактов погибло бы, а важные исторические данные были бы утеряны. [1] С точки зрения археологии , ответственность за обеспечение надлежащего ухода за материалом, извлеченным после кораблекрушения, обычно лежит на археологе и реставраторе. Этап консервации часто занимает много времени и стоит дорого (иногда стоит больше, чем первоначальные раскопки ), что является одним из наиболее важных соображений при планировании и реализации любых действий, связанных с восстановлением артефактов после кораблекрушения.

Предыстория [ править ]

Места подводных кораблекрушений находятся как в пресноводной , так и в соленой воде. Важно различать, что обе среды по-разному реагируют на кораблекрушение и содержащиеся в нем артефакты. Это может относиться к происходящим химическим реакциям или коррозии, скорости разрушения и распада, а также к окончательной сохранности артефактов кораблекрушения. Когда затонувшие корабли находятся в пресноводной среде, они, как правило, находятся в лучшем состоянии сохранности из-за отсутствия солености в воде и в целом имеют меньшую степень деградации по сравнению с морской средой. Однако в пресноводной среде различные бактерии могут представлять собой серьезную угрозу кораблекрушениям, поскольку они, как известно, вызывают гниение и образование плесени на деревянных кораблях.

Артефакты, извлеченные из соленой воды, насыщены солью, которую необходимо удалить при извлечении артефактов. [2] явление, называемое конкрецией В соленой воде происходит . «Конкреция возникает, когда смесь продуктов коррозии железа, песка и морской жизни образует твердую оболочку вокруг разъедающих железные артефакты и может охватывать другие нежелезные артефакты, которые могут находиться поблизости». [3] Хотя они часто сохраняются естественным путем, они также хрупкие и рыхлые . Как только эти артефакты подвергаются воздействию воздуха и света, они быстро разрушаются. [4] проблема, которая подчеркивает важность своевременных усилий по сохранению. Тип материала является ключевым фактором при выборе правильных методов консервационной обработки. Органические материалы, такие как дерево , кожа и текстиль , могут испортиться и рассыпаться в течение нескольких часов, если им дать высохнуть без соответствующей обработки. Другие материалы, такие как кость , стекло и керамика , если их не консервировать, будут медленно расстекловываться и в крайних случаях превращаться в груду осколков . [1]

Агенты ухудшения состояния [ править ]

Агенты разрушения состоят из нескольких типов сил, которые могут радикально повлиять на артефакты и привести к их ухудшению. Чтобы защитить артефакт от порчи и разрушения, реставраторы должны использовать методы консервации и консервации, чтобы снизить потенциальные риски для артефакта. Объем повреждений, причиняемых агентами порчи, может варьироваться от незначительного истирания до полного разрушения артефакта. Существует десять факторов ухудшения состояния: физическая сила; воры и вандалы; огонь; вода; вредители; загрязняющие вещества; свет, ультрафиолет, инфракрасный; неправильная температура; неправильная относительная влажность; и диссоциация.

Физическая сила [ править ]

Когда дело доходит до консервации, сохранения и восстановления артефактов кораблекрушений, физическая сила является серьезной проблемой. Агенты физической силы постоянно присутствуют во всех процессах консервации и сохранения артефактов кораблекрушений. Извлечение артефактов кораблекрушения со дна моря — чрезвычайно сложный и хрупкий процесс. Артефакты чрезвычайно хрупки, и любое незначительное движение или неправильный физический контакт может нанести непоправимый ущерб. Когда артефакт поднимается на поверхность с помощью плавучих устройств, размещение и стабилизация артефакта имеют первостепенное значение. Это делается для того, чтобы артефакты были хорошо защищены от любого потенциального ущерба, причиненного водой и/или оборудованием. Кроме того, обращение с артефактом, его перемещение и транспортировка создают дополнительный риск контакта с применением физической силы. Крайне важно, чтобы реставратор принял меры предосторожности и соответствующие меры для защиты каждого артефакта на каждом этапе перемещения и/или перемещения.

Воры и вандалы [ править ]

Как и во всех археологических памятниках, воры и вандалы всегда будут главной проблемой. Поскольку подводное плавание становится все более популярным, а охотники за сокровищами стремятся разбогатеть, места кораблекрушений стали постоянными местами грабежей и незаконных спасательных операций. Для борьбы с разграблением затонувших кораблей законодательство США приняло Закон о заброшенных затонувших кораблях . Основная функция закона — защитить затонувшие корабли, находящиеся в американских водах, от несанкционированного спасения, незаконного грабежа и полного разрушения. Это достигается путем предоставления защиты затонувшему кораблю путем предоставления права собственности на него государству, в водах которого находится затонувшее судно.

Огонь [ править ]

Как только артефакты кораблекрушения поднимаются на поверхность, они становятся чрезвычайно уязвимыми для огня. Это особенно актуально для артефактов кораблекрушения, которые состоят из органических материалов, таких как текстиль, кожа и дерево.

Вода [ править ]

Хотя большинство артефактов кораблекрушения находятся в воде, вода может стать серьезной проблемой, которую необходимо решать. Вода оказывает серьезное воздействие на артефакты, которые находились под водой в течение длительного периода времени. Если органические материалы удалить слишком быстро и дать им полностью высохнуть без надлежащей обработки, артефакты быстро распадутся. Крайне важно, чтобы артефакты оставались в воде до тех пор, пока к ним не будут применены соответствующие методы консервации и консервации, обеспечивающие их защиту, стабилизацию и адаптацию к новой окружающей среде.

Вредители [ править ]

Вредителей можно встретить как на суше, так и под водой. Неудивительно, что кораблекрушения чрезвычайно подвержены обоим типам, поскольку они могут нанести значительный ущерб затонувшим кораблям и окружающим их артефактам. Пример подводного вредителя можно найти во время кораблекрушения « Титаника» , где недавно идентифицированный микроб был обнаружен внутри «шелушений, пористых и нежных сосулькообразных структур, образующихся на ржавом железе... фактически питающихся ржавым железом». металл». [5] Поскольку эти микробы продолжают поедать ржавый металл, кораблекрушения Титаника скоро не будет. Еще одним подводным вредителем, который может пожирать затонувшие корабли, являются корабельные черви, питающиеся древесиной. Эти маленькие существа могут быстро прогрызать деревянные обломки кораблей и, если их не остановить, могут нанести затонувшим кораблям значительный ущерб. Более того, поверхностные вредители, такие как грызуны, насекомые и плесень, могут нанести еще больший ущерб артефактам кораблекрушения, которые не хранились в безопасных условиях и за которыми не ухаживали. Реставраторы должны знать, какие вредители могут быть занесены в результате кораблекрушения и его артефактов, и планировать соответствующим образом.

Загрязнители [ править ]

Загрязнители могут относиться к химическим реакциям, качеству воздуха и коррозии. Поскольку артефакты проходят различные методы консервации для их защиты и сохранения, реставраторы должны быть осведомлены и постоянно контролировать эти артефакты, чтобы гарантировать отсутствие дальнейшей деградации, которая могла бы быть вызвана нежелательными химическими реакциями или загрязнителями в воздухе. Реставраторы также должны быть хорошо осведомлены о химических реакциях, которые уже произошли с восстанавливаемыми артефактами, таких как конкреция и окисление металлов.

Свет [ править ]

Когда артефакты кораблекрушения обнаруживаются, реставраторам важно оценить, как создать подходящую среду с правильным освещением. Это чрезвычайно важно для заболоченной древесины и других органических материалов, поскольку прямое присутствие ультрафиолетового света/инфракрасного излучения может привести к деградации и возможному распаду. Лучше всего хранить артефакты кораблекрушения в более прохладном месте с минимальным доступом света, что может вызвать нежелательный нагрев и колебания температуры, что приведет к чрезвычайно вредным результатам.

Температура [ править ]

Как и другие исторические и культурные артефакты, неправильная температура может оказать разрушительное воздействие на артефакты кораблекрушения, особенно на дерево. Резкие изменения температуры могут привести к необратимому повреждению артефактов, например к деформации, разрушению или фрагментации. В частности, более высокие температуры могут привести к значительному повышению уровня влажности, что может вызвать дальнейшее ухудшение качества, заражение насекомыми, плесенью, гнилью и бактериями.

Относительная влажность [ править ]

Как обсуждалось ранее, высокая относительная влажность может привести к появлению плесени, заражению вредителями, гниению и даже нежелательным химическим реакциям или коррозии, в зависимости от условий окружающей среды. Неправильная относительная влажность может вызвать биологическое разрушение артефактов кораблекрушения, что приведет к растрескиванию, разрушению или полному распаду артефактов, особенно органических материалов. Даже металлические изделия необходимо защищать от коррозионного воздействия, вызванного более высокой относительной влажностью.

Диссоциация [ править ]

Важно обеспечить, чтобы записи об артефактах кораблекрушения были точными и подробными. Без точной документации артефакт может быть неправильно маркирован и связан с неверным местом крушения. Это жизненно важно для открытий кораблекрушений, поскольку они могут стать предметом спора в международных юридических баталиях по поводу права собственности. Кроме того, артефакты кораблекрушения, удаленные без должного ухода и наугад, подвергаются диссоциации и теряют свое происхождение. Эта диссоциация приводит к большой потере информации об артефакте и его отношении к кораблекрушению.

артефактов кораблекрушения по материалов Базовая консервация типам

Кость и слоновая кость [ править ]

Примерно 70% костей и слоновой кости состоит из неорганической решетки, состоящей из фосфата кальция и различных карбонатов и фторидов , и не менее 30% — из оссеина , который является органическим . Их трудно отличить без микроскопического исследования . [6] И кость, и слоновая кость легко деформируются под воздействием тепла и влаги и портятся при длительном воздействии воды.

Уборка [ править ]

Удаление растворимых солей [ править ]

Кость и слоновая кость, находящиеся в соленой воде, поглощают растворимые соли и кристаллизуются при удалении из воды по мере высыхания объекта. Кристаллизация соли приведет к отслаиванию поверхности и может разрушить предмет. В некоторых случаях, когда кость и слоновая кость теряют оссеин из-за гидролиза, из него остается известковое вещество; известковое вещество может привести к окаменению материалов, и как только органическое содержимое потеряется, что приведет к кристаллизации, может образоваться кварц. [7] Растворимую соль необходимо удалить, чтобы сохранить и стабилизировать объект при его извлечении из морской среды. Из материалов такого типа рекомендуется удалять все растворимые соли с использованием воды. [6]

Удаление пятен [ править ]

Рекомендуется использовать механические методы вместо химической обработки. Если химическая обработка неизбежна, всегда убедитесь, что материал тщательно смачивается водой, прежде чем применять какие-либо химикаты. [6] Если на предмете имеются пятна железа, для их удаления используют щавелевую кислоту. Если на предмете имеются сульфидные пятна, используют щавелевую кислоту.

Пропитка и сушка [ править ]

Для сушки костей и слоновой кости требуется серия спиртовых ванн. Кость — это материал, склонный к образованию трещин и расколов в процессе обезвоживания. Если кость установлена ​​как слабая и нестабильная и обезвоживание может вызвать трещины и расколы костной структуры, кость перед высушиванием пропитывают 50% раствором поливинилацетата ( ПВС(С 4 Н 6 О 2 )). н ) в дистиллированной воде. [8] Для слоновой кости иногда необходимо пройти более длительные ванны для обезвоживания, чтобы гарантировать, что поверхность обработанного материала не расслаивается и не трескается. [6]

Стекло [ править ]


Стекло изготавливается из кремнезема и множества других компонентов, придающих стеклу цвет. Стекло обычно также относят к наиболее стабильным из археологических материалов, но стеклянные артефакты, а также стекло 17 века, могут подвергаться сложному распаду. Обычно стекло состоит из 70–74% кремнезема, 16–22% щелочи и 5–10% флюса. Другие компоненты и минеральные соединения из стекла могут со временем вымываться, вызывая переливающиеся радужные узоры и отслаивание внешней поверхности стекла. [9]

Сохранение [ править ]

Выбор материалов и обработка стекла зависит от уровня сохранности стекла. Для удаления поверхностной коррозии необходимо индивидуально изготавливать основания. Удаление коррозии на поверхности стекла может значительно уменьшить толщину стен и существенно ослабить ее. Удаление поверхностной коррозии также может привести к размытию поверхности и/или изменению ее деталей. Слои коррозии на стекле могут быть частью истории объекта, и их не следует удалять без веских причин. [10]

Уборка [ править ]

При необходимости очистки сильно поврежденного стекла первоочередной задачей является закрепление материала, а затем проведение очистки. Отложения можно удалить мягкой щеткой, скальпелем и/или ватными палочками, смоченными растворителями, пока стеклянный предмет влажный. Окрашенные краски и украшения на поверхности стекла необходимо защитить закрепителем. [8] Отложения оксидов металлов также можно удалить механическим или контролируемым применением химикатов; однако оксиды металлов часто прочно прикрепляются к поверхности стекла, и иногда их лучше не удалять. Известковые отложения на поверхности стекла могут представлять собой серьезную проблему; для очистки рекомендуется использовать скальпель, пока предмет еще влажный. [8]

Удаление растворимых солей [ править ]

Когда стекло извлекается из морской среды, оно должно пройти процесс, называемый опреснением. Опреснение – это процесс удаления растворимых солей. Стакан можно погружать в ванну с водопроводной водой и дистиллированной водой, регулярно меняя воду. После завершения процесса удаления растворимой соли объект можно высушить на воздухе или подвергнуть консолидации. [8]

Связывание [ править ]

При фрагментации стекла его необходимо склеить, чтобы обеспечить устойчивость и эстетическую целостность объекта. Клеи, используемые для склеивания фрагментов стекла, должны быть прозрачными, двусторонними, иметь хорошую адгезию и не повреждать стекло. Акриловая смола Paraloid B72 и эпоксидная смола Araldite 2020 предпочтительны из-за ее большей долговечности. Фрагменты стекла необходимо очистить и сначала соединить с помощью клейкой ленты или металлических зажимов «омега» перед использованием клея. [8]

Кожа [ править ]


Кожа – пористый материал, изготовленный из шкуры животного. Находясь в морской среде, кожа со временем может испортиться. Водорастворимые материалы , такие как дубильные вещества, жиры и масла, входящие в состав кожи, могут растворяться в морской среде из-за того, что коллагеновые волокна подвержены гидролизу .

Уборка [ править ]

Кожу необходимо промыть, чтобы удалить въевшуюся грязь; Идеально мыть кожу только водой. В зависимости от состояния кожи могут быть использованы различные методы механической чистки. Такие материалы, как мягкие щетки, водяные струи, ультразвуковые очистители и ультразвуковые стоматологические инструменты, являются эффективными средствами чистки кожи. [11] При механической чистке кожи мягким водным паром также можно использовать мягкую щетку и губки. В случае стойких загрязнений кожу можно очистить химическими средствами с использованием небольшого количества неионогенных моющих средств. За химической очисткой необходимо промыть под струей воды. [8]

Удаление растворимых солей [ править ]

Необходимо удалить растворимые соли из кожи при ее выведении из морской среды. Удаление растворимых солей (опреснение) с кожи осуществляется водопроводной водой в течение длительного периода времени.

Металл [ править ]


Астролябии, монеты и другие предметы, найденные после кораблекрушения на острове Падре.
Золотой дукат (1724 г.) с места кораблекрушения Голландской Ост-Индской компании (VOC) в Акерендаме.

Металл — это твердый материал, твердый, непрозрачный и блестящий, обладающий хорошей электро- и теплопроводностью . Металлы также податливы , это позволяет их ковать и менять форму, не ломаясь и не растрескиваясь.

Сохранение [ править ]

Сохранность металлических артефактов во многом зависит от имеющихся на них повреждений и коррозии, общего состояния объекта. Прежде чем применять методы консервации к металлическому артефакту, важно знать о продуктах коррозии, возникающих в результате воздействия различных сред. Характер коррозии определяет, в том числе понимание характеристик металла, из которого изготовлен объект, а также определяет методы и выбор материалов, которые можно эффективно использовать. [8] [12] Коррозия металлов – этоспонтанный процесс непреднамеренного разрушения, вызванный физическими, химическими и/или биологическими агентами. Большинство металлов, находящихся в подводной среде, будут в определенной степени корродировать, пока не достигнут равновесия с окружающей средой. Как только металлические предметы станут устойчивыми, они смогут какое-то время выжить под водой, если только их окружающая среда не изменится. [9]

Чистое золото обычно сохраняется под водой в течение длительного периода времени, не подвергаясь коррозии. Серебряные слои предметы довольно легко подвергаются коррозии, становятся очень хрупкими и образуют конкремента . Медь , латунь и бронза могут иметь блестящую ямчатую поверхность и покрыться слоем конкреции, а также зеленой или черной коррозией. Черные металлы, такие как чугун, кованое железо и сталь, обычно подвергаются коррозии с образованием толстых конкрементов, которые могут полностью покрыть металлический предмет. [9] Ржавые артефакты кораблекрушения, сделанные из железа, можно сохранить с помощью электролиза. Электролиз — это метод, в котором электрический ток используется для создания химической реакции, которая очищает объект и удаляет ржавчину. Морские организмы, такие как блюдечки и моллюски, могут цепляться за металлические поверхности и вызывать коррозию - коррозию. [8]

Уборка [ править ]

Процесс очистки металлов зависит от уровня коррозии, оксидов и/или накопления морских организмов (блюдечек, моллюсков, известняка и т. д.) на поверхности металла. Существует несколько методов, таких как пескоструйная обработка и электролитическое восстановление, включая другие методы, выполняемые механически и химически. [8]

Керамика и камень [ править ]


Керамическая посуда, найденная после Белитунг кораблекрушения

Керамика изготавливается из глины и затвердевает под воздействием тепла. Керамику также можно покрыть защитным покрытием для обеспечения непроницаемости. Глина образуется в результате изменения полевошпатовых пород под воздействием атмосферных агентов, таких как дождь, реки, ветры и газовые выбросы из земной коры. [8]

Существует три типа горных пород, различающихся по физическим характеристикам, возникающим в результате соответствующих процессов образования. Этими тремя категориями являются: магматические или вулканические породы (базальт, гранит и т. д.), осадочные или отложения породы (известняк, песчаник, аренит и т. д.) и метаморфические породы (мрамор, сланец, гипс и т. д.). Магматические породы образуются в результате охлаждения и/или затвердевания магмы и образования плотной сети кристаллов — под поверхностью Земли в виде интрузивной породы или на поверхности в виде эффузивной породы. Осадочные породы образуются в результате отложения остатков других горных пород, вызванного действием атмосферных воздействий. Метаморфические породы образуются в результате трансформации существующей породы под действием температуры и давления, что вызывает глубокие физические и/или химические изменения. [8]

Сохранение [ править ]

Сохранность керамики и камней зависит от сохранности объекта, окружающей среды, в которой предметы были обнаружены, а также типа и количества отложений. Любой тип консервационного вмешательства и обработки должен быть минимальным, чтобы не допустить повреждения объектов и не оставить следов, вызывающих их стресс.

Уборка [ править ]

Чистка керамики и камня производится механическим или химическим способом. Это также зависит от типов накоплений из морской среды, сохранности и материалов, из которых изготовлен объект. Когда керамика и камни добываются из моря, они могут содержать известковые и кремнистые отложения морских организмов, отложения и/или инфильтрацию оксидов железа и меди, а также органические отложения (водоросли, бактерии, губки и т. д.). [8]

Удаление растворимых солей [ править ]

Удаление растворимых солей, опреснение керамики и камня осуществляется путем погружения предметов в чистую воду, которую периодически меняют. В процессе опреснения сначала используется водопроводная вода, а затем дистиллированная вода в последующих ваннах. Крайне важно действовать постепенно, чтобы избежать слишком быстрого выделения солей, которые могут нанести дополнительный ущерб объекту. [8]

Удаление известковых и кремнистых отложений [ править ]

Известковые и кремнеземистые отложения, хотя их и трудно удалить, поскольку они расплавлены на поверхности объекта, можно удалить механически с помощью хирургических скальпелей, ультразвуковых долот и штифтов, пневматических долот, струй воды под давлением и другими средствами, поскольку кремниевые связи очень устойчивы к химикаты и не реагируют на слабые кислоты и основания. [8] Если известковые отложения невозможно удалить механически, применяют химические средства. Очистку химическими составами необходимо контролировать и использовать мягкие вещества, не способные повредить физическую и химическую структуру объекта. [8]

Удаление оксидов железа и меди [ править ]

Пятна оксидов железа и меди возникают, когда окисленные металлы располагаются рядом или в контакте с керамическим или каменным предметом и частицы оксидов металлов переходят в структуру камня или керамики. Оксиды железа и меди могут проникать глубоко в поры керамики и камня и образовывать пятна от красновато-коричневого до черного цвета (оксид железа) и сине-зеленые пятна (оксиды меди). Для удаления оксидов можно использовать раствор соли ЭДТА. Мягкий раствор состоит из 3–5% ЭДТА; 15-20% раствор в воде для удаления пятен с керамики. Оксиды железа можно удалить с предметов с помощью воды в 10-25% растворе перекиси водорода. Время, необходимое для удаления пятен, может варьироваться от нескольких секунд до нескольких часов. [8]

Связывание [ править ]

Когда объекты обнаруживаются во фрагментированном состоянии, фрагменты склеиваются клеями для достижения устойчивости и целостности объекта. Перед склеиванием фрагменты удерживаются бумажной клейкой лентой в точном положении для их соединения перед окончательным склеиванием. Предметы с чувствительными поверхностями, такие как глазурь и расписные украшения на камне и керамике, должны быть особенно защищены, чтобы избежать отлома и/или разрыва поверхности бумажной клейкой лентой. После точного расположения фрагментов их соединяют клеем. Для склеивания крупной керамики и большинства камней следует использовать прочные клеи. [8]

и керамики Разрушение камня

Деградация и изменение — естественные процессы в течение жизни любого материала. Этот процесс является постоянным и неудержимым, хотя реставраторы и реставраторы могут провести ряд обработок объектов, чтобы попытаться замедлить процесс деградации. Деградация материалов обычно происходит, когда объекты удаляются из среды, в которой они находились и достигли состояния равновесия, даже если среда несовершенна, и объекты перемещаются в другую среду. Под альтерацией понимается старение объектов, сопровождающееся изменениями, не влияющими непосредственно на их сохранность и не ухудшающими их читабельность. К этой категории изменений относятся изменения цвета, образование поверхностной патины на предметах и ​​т. д. [8]

Текстиль [ править ]


Текстиль — ткани и тканые изделия, являющиеся продуктами других видов переплетения нитей, плетения, петель, вязания, кружевоплетения, плетения. К категории текстиля также относятся такие материалы, как войлок и нетканые материалы, в которых волокна приобретают целостность в результате процесса, отличного от прядения. [13] Наиболее распространенными текстильными материалами на археологических памятниках являются лен, хлопок, шерсть и шелк.

Сохранение [ править ]

Консервация текстиля ограничивается следующими видами текстиля: натуральными волокнами животных и растений. Текстиль может быть изготовлен из шерсти, волос, шелка, хлопка, льна, джута, конопли, крапивы и других материалов. Текстильные изделия, изготовленные из волокон животных, в основном состоят из белка, что делает их более устойчивыми к разложению по сравнению с растительными волокнами, состоящими в основном из целлюлозы. Свет, насекомые, микроорганизмы и загрязнение могут привести к порче текстиля; что приводит к потере прочности и гибкости . Обычное воздействие атмосферных условий может привести к ослаблению и распаду текстиля. [13]

Консервацию текстиля всегда следует доверить специалисту по консервации. Перед любой консервационной обработкой необходимо определить состав текстиля. Тестирование текстиля, такое как сжигание образца, позволяет быстро определить наличие животного волокна, животное волокно не горит легко и сморщивается до углеродистого остатка. Растительные волокна легко сгорают до мелкого пепла. В целом, простые тесты могут позволить реставратору определить тип текстильного волокна. Правильная обработка текстиля требует использования плоских неглубоких кастрюль, плит и подставок или других устройств, которые могут поддерживать хрупкие ткани во время полоскания, обработки и сушки.

Очистка (удаление грязи, обесцвечивания и пятен) [ править ]

Текстильные изделия можно мыть водой, многие вещества можно удалить с помощью воды (предпочтительна деионизированная вода). Для лучшего результата добавьте в воду смесь от 0,4% до 1% гидроксида аммония. При необходимости нейтрального неионного моющего средства для удаления стойких загрязнений. В процессе чистки можно добавить отбеливатель в 4%-ном растворе перекиси водорода. Для удаления стойких пятен, таких как плесень, грибок, пятна от черного сульфида и органические пятна, ткань замачивают в растворе, состоящем из 1 литра деионизированной воды, 60 мл 30% перекиси водорода и 2,5 г силиката натрия, растворенных в 100 мл горячей воды. деионизированная вода. Имейте в виду, что последние растворы повреждают волокна, они могут уменьшить видимые пятна, но это происходит за счет отбеливания, которое также портит волокна и со временем делает их более ломкими. [13]

Для тканей, которые нельзя очистить водой (например, тканей с водорастворимыми красками), рекомендуется химическая чистка с использованием органических растворителей, таких как перхлорэтилен или трихлорэтилен, или нефтяных растворителей, таких как уайт-спирит.

Стерилизация [ править ]

Для тканей, зараженных плесенью (в том числе насекомыми), зараженные ткани необходимо закрыть в контейнере с кристаллами тимола . раствор 0,5–1% лизола После обработки кристаллами тимола применяют . Другой дезинфицирующий раствор, состоящий из 0,1% доцида 1 (ортофенилфенола), 68% этанола и 30% деионизированной воды; раствор смертелен для большинства бактерий, грибковых спор и поверхностной плесени. [13]

Дерево [ править ]


Древесина, органический материал, вырабатываемый растениями, по химическому составу состоит из: углеводов (целлюлозы и гемицеллюлозы), лигнина и других компонентов (алифатических кислот, спиртов, белков и неорганических веществ) в меньшем количестве. Важнейшим составом растения является целлюлоза. Целлюлоза составляет большую часть клетки, от 40% до 50% общей массы древесины. Гемицеллюлоза представляет собой второй по важности углевод, на его долю приходится от 20% до 30% клеток древесины. [8]

Сохранение [ править ]

Древесину, извлеченную из морской среды, относят к археологически заболоченной древесине. Под переувлажненной древесиной понимают древесину, которая не содержит или содержит небольшое количество воздуха внутри своих клеток (капилляров и микрокапилляров). Археологический затопленный объект обычно выглядит хорошо сохранившимся; однако он очень слабый и портится из-за растворимого в воде вещества, заставляющего его растворяться в морской среде. [8] Целлюлоза древесины подвергается процессу гидролиза и подвергается воздействию анаэробных бактерий, которые разлагают древесину, оставляя в ней только сеть лигнина. В течение длительного периода времени сеть лигнина также разложится. В результате разложения целлюлозы и лигнина увеличится пространство между клетками и молекулами внутри клеток, это сделает древесину более пористой и проницаемой для воды. Все полости древесины будут заполнены водой, а поглощенная вода и остатки лигнина сохранят первоначальную форму древесины, а это означает, что древесина сохранит свою первоначальную форму только под водой. При обнаружении древесины в морской среде рекомендуется обеспечить необходимые условия для ее консервации (бассейн или сосуд, наполненный водой), для извлечения древесины из воды, предотвращения обезвоживания древесины. [8] Если заболоченную древесину извлечь из морской среды и подвергнуть воздействию воздуха, вода испарится, а возникающие в результате силы поверхностного натяжения испаряющейся воды заставят ослабленные стенки клеток разрушиться, что приведет к значительной усадке и деформации. [14]

Уборка [ править ]

Заболоченная древесина, извлеченная из морской среды, может быть покрыта примесями и отложениями. Эти отложения можно удалить водой, используя мягкую щетку и повышая температуру до 30 °C (86 °F), чтобы удалить более твердые налеты. Известковые раковины морской среды могут быть частым компонентом скоплений на поверхности переувлажненной древесины. Известковый налет можно удалить механическим путем с помощью скальпелей различного профиля и размера. Железо также может присутствовать в переувлажненной древесине. Накопление железа можно удалить обработкой древесины 5%-ным раствором динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты в воде. [8]

Удаление растворимых солей [ править ]

Удаление растворимых солей и опреснение древесины, извлеченной из морской среды, имеют решающее значение. Опреснение проводится чистой водой с добавлением дезинфицирующего средства для предотвращения развития вредных организмов. Дезинфицирующий фунгицид, альгицид, ортофенилфенол; однако наиболее часто используемой и рекомендуемой из-за ее меньшей токсичности является смесь борной кислоты и буры. Процесс опреснения занимает длительный период времени и необходимо менять воду до тех пор, пока концентрация выделяемых растворимых солей не достигнет максимума. [8]

Пропитка [ править ]

Консервация переувлажненной древесины – сложный процесс, включающий пропитку. Процесс пропитки включает замену воды материалом, который укрепит структуру древесины, не вызывая ее сжатия или разрушения. [8] Для пропитки древесины используются разные методы: [14]

  1. Метод полиэтиленгликоля (ПЭГ)
  2. Сахарозный метод
  3. Ацетон-канифольный метод
  4. Спирто-эфирный метод
  5. Камфорно-спиртовой метод

Современные практики [ править ]

Фотограмметрия [ править ]

Фотограмметрия все чаще используется в морской археологии для создания цифровых 3D-карт и моделей. «Фотограмметрия — это процесс сбора серии неподвижных изображений или видео объекта, например кораблекрушения, а затем загрузки этих изображений в программное обеспечение, которое может триангулировать сфотографированные точки для создания 3D-модели». [15] «Подводная фотограмметрия является хорошей альтернативой традиционным археологическим раскопкам, которые зачастую менее точны и очень разрушительны для подводных артефактов. Кроме того, принципы фотограмметрии, применяемые с помощью дистанционно управляемых транспортных средств, позволяют нам исследовать объекты, находящиеся на очень большой глубине». [16]

3D modeling [ edit ]

3D-моделирование культурного наследия , включая артефакты кораблекрушений, можно создавать и использовать для исследований без необходимости физического доступа. были созданы 3D-модели, выполненные с использованием методов фотограмметрии Для артефактов кораблекрушения Мэри Роуз .

Кораблекрушение [ править ]

было Транспортное судно «Тистлегорм» потоплено немецким бомбардировщиком во время Второй мировой войны.
Вид на нос Титаника

Кораблекрушение — это останки потерпевшего крушение корабля, найденные на суше, выброшенные на берег или затонувшие на дне моря. По оценкам Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры , по дну океана разбросано более 3 миллионов затонувших кораблей. [17] Кораблекрушения происходят не только в океанах, они распространены и на внутренних водных путях. «В Великих озерах произошло более 6000 кораблекрушений, в результате которых, по оценкам, погибло 30 000 моряков». [18] Среди затонувших кораблей можно найти множество артефактов, включая золото, украшения, копья, мечи, церемониальные топоры и сотни других предметов. [19] Артефакты кораблекрушения можно использовать для рассказа значимых историй, выходящих далеко за рамки интерпретации судна. Темы морской истории включают военные действия, пиратство, китобойный промысел, рабство, иммиграцию, мореплавание коренных американцев, искусство, инженерное дело, навигацию и многое другое. «Есть ощущение срочности, чтобы запечатлеть предыдущие эпохи и культуры, а также ощущение людей, судов и их торговли». [20]

Причины кораблекрушения [ править ]

Причинам кораблекрушения могут способствовать многие факторы: плохой проект и конструкция, нестабильность, навигационная ошибка, военные действия или перегрузка, а также другие факторы. Другие причины кораблекрушений связаны с природой, например атмосферной ( тропический шторм , ураган , дождь и т. д.), климатической ( айсберг ), океанической ( течение , прилив , риф и т. д.) или тектонической ( землетрясение , вулкан , цунами , и т. д.). Затопление , преднамеренное затопление корабля, является еще одной причиной кораблекрушений.

археология Морская

Изучение затонувших кораблей и других подводных артефактов — это дисциплина, известная как морская археология. Морская археология — это раздел археологии . Эта дисциплина изучает историю и культурный материал, связанный с человеческим взаимодействием на море, под ним, вблизи или в связи с ним. [21] От изучения кораблей и кораблекрушений, морской инфраструктуры, морской эксплуатации, морской самобытности и ландшафтов, морских пейзажей и других видов наследия, как материального, так и нематериального. Существуют и другие субдисциплины, такие как морская и подводная археология , но они больше связаны с меньшими и более конкретными областями дисциплины. Например, морская археология в первую очередь сосредоточена на «корабле», включая его технические и социальные аспекты, независимо от того, находится ли корабль на суше, под водой или в музее. Подводная археология сосредоточена на археологических памятниках, расположенных под водой, независимо от их связи с морем; сюда входят, среди прочего, места кораблекрушений, обломки самолетов, затонувшие города, затопленные места проживания коренных народов. [22]

Местонахождение кораблекрушения артефактов

При обнаружении кораблекрушения крайне важно, чтобы место кораблекрушения было тщательно нанесено на карту, нанесено на сетку и зафиксировано размещение артефактов, чтобы обеспечить наиболее точную и подробную запись о происхождении/происхождении. Происхождение /Происхождение имеет первостепенное значение, если морские археологи хотят понять обломки и их отношение к истории и человеческой культуре. Без надлежащих процедур проверки происхождения огромное количество исследовательских данных об этом месте может быть неизбежно потеряно. Это исключительно важно при идентификации места кораблекрушения по его местоположению, исторической связи артефактов, а также при попытке подтверждения законного владения. В 2001 году Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) учредила Конвенцию ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия . Этот договор был разработан для защиты подводного культурного наследия как в образовательных, научных, так и в развлекательных целях. В договоре говорится: «Подводное культурное наследие означает все следы человеческого существования культурного, исторического или археологического характера, которые частично или полностью находились под водой, периодически или постоянно, в течение как минимум 100 лет, такие как: места, сооружения, здания, артефакты и человеческие останки вместе с их археологическим и природным контекстом; суда, самолеты или другие транспортные средства или любая их часть, их груз или другое содержимое, а также их археологический и природный контекст и объекты доисторического характера». [23] Этот договор является глобальным признанием важности сохранения затонувших кораблей и связанных с ними артефактов, чтобы нынешнее и будущие поколения могли их изучать и узнавать о них.

История открытий кораблекрушений была наполнена юридическими баталиями между отдельными людьми, компаниями и странами, пытавшимися предъявить права на кораблекрушение и связанные с ним артефакты. Одна из самых спорных юридических баталий по поводу прав собственности на затонувший корабль развернулась вокруг испанского галеона «Сан-Хосе» , затонувшего у берегов Картахены, Колумбия. На момент обнаружения в 2015 году чистая стоимость затонувшего корабля и его груза составила более 20 миллиардов долларов. Однако, «несмотря на то, что галеон «Сан-Хосе» был найден в водах Колумбии, нет никакой гарантии, что он останется в ее границах. Вице-королевство Перу) « Сан-Хосе были похищены богатства ». Более того, « Сан-Хосе» уже почти 40 лет вовлечен в судебные тяжбы. Американская спасательная компания Sea Search Armada (SSA) заявила, что нашла корабль в начале 1980-х годов. и заявил права на 50% его содержания». [24] В настоящее время продолжается судебная тяжба по поводу законного владения затонувшим кораблем Сан-Хосе и его грузом.

Еще один пример кораблекрушения, ставшего центром судебной тяжбы, можно увидеть в обширном судебном разбирательстве по поводу кораблекрушения испанского фрегата « Нуэстра-Сеньора-де-лас-Мерседес» , обнаруженного у берегов Португалии. В 2007 году компания Odyssey Marine Exploration, Inc обнаружила обломки «Мерседеса», в которых содержалось почти миллион монет и другие впечатляющие артефакты. Американская компания в конечном итоге спасла затонувшее судно и перевезла все сокровища кораблекрушения в Соединенные Штаты. Это решение Odyssey Marine Exploration спасти и удалить артефакты кораблекрушения было еще более подвергнуто сомнению и осложнилось местоположением обломков. «Когда судно обнаружено, страна, в которой судно было зарегистрировано, может указать на так называемый суверенный иммунитет (в дополнение к претензиям на право собственности). Это относится к конкретной категории кораблей, которые обладают иммунитетом от судебных разбирательств со стороны другого государства. Военные корабли и другие правительственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются суверенным иммунитетом». [25] В 2012 году федеральный суд США вынес решение в пользу Испании в соответствии с международным законом о суверенном иммунитете, что заставило Odyssey Marine Exploration, Inc. полностью вернуть улов испанскому правительству. Битва за право собственности на затонувший корабль «Мерседес» демонстрирует, насколько сложными и запутанными могут стать юридические претензии и споры, когда речь идет о кораблекрушениях и их артефактах.

Законы кораблях о заброшенных

В двадцатом веке поиск подводных ресурсов и затонувших кораблей стал более прибыльным занятием. Правительство Соединенных Штатов стремилось создать более устоявшуюся систему для определения права собственности на определенные воды. Закон о затопленных землях 1953 года был федеральным законом Соединенных Штатов, который установил право собственности штата на затопленные земли в пределах его юрисдикции, включая озера, реки и на расстоянии до трех морских миль от береговой линии штата. Это раннее законодательство, определяющее право собственности государств на подводные ресурсы, способствовало принятию более позднего Закона о заброшенных кораблекрушениях 1987 года , который обеспечил государственную собственность на затонувшие корабли в пределах их санкционированных полномочий. Закон о заброшенных кораблекрушениях 1987 года «устанавливает государственную собственность на большинство затонувших кораблей, находящихся в водах Соединенных Штатов Америки, и создает основу для управления затонувшими кораблями. Принятый в 1988 году, он подтверждает полномочия правительств штатов предъявлять претензии и управлять ими. оставленных кораблекрушений на затопленных землях штата. Он делает законы о спасении и находках неприменимыми к каким-либо кораблекрушениям, подпадающим под действие Закона, и утверждает, что кораблекрушения являются ресурсами многократного использования». [26] Именно благодаря этому акту исторические кораблекрушения считаются многоцелевыми. Кораблекрушения не только предоставляют научные и археологические данные и информацию, но и служат хранителями морских экосистем, рекреационного подводного плавания и образовательных ресурсов для общественности.

Святилища затонувших кораблей [ править ]

В последние десятилетия программа «Морское наследие» сосредоточилась на сохранении подводных исторических и культурных ресурсов. Это включало создание морских заповедников вокруг конкретных мест кораблекрушений. «Программа морского наследия NOAA была начата в 2002 году, чтобы помочь сохранить множество историй истории Америки, скрытых под водой. Сотрудники заповедника и NOAA работают с многочисленными партнерами, чтобы найти, документировать и сохранить десятки исторически значимых кораблекрушений и артефактов из прошлого Америки». [27] Эти морские заповедники кораблекрушений, такие как заповедник Тандер-Бей и Национальный морской заповедник Монтерей-Бей, ориентированы на сохранение этих затонувших исторических сокровищ, одновременно работая над документированием кораблекрушений и информированием общественности о них.

климата Изменение

Изменение климата влияет на все аспекты жизни на Земле, и кораблекрушения не являются исключением. По мере усиления глобального потепления, последствия кораблекрушений также будут ухудшаться. Поскольку атмосфера становится все жарче, наблюдается значительное увеличение количества сильных тропических штормов. Благодаря своей огромной силе эти разрушительные стихийные бедствия могут легко уничтожить затонувшие корабли на мелководье. В результате разрушений ключевая информация о затонувших кораблях и их артефактах может быть потеряна навсегда.

По мере увеличения содержания углекислого газа в атмосфере «одна четверть углекислого газа, выделяющегося при сжигании угля, нефти и газа, не остается в воздухе, а вместо этого растворяется в океане. С начала индустриальной эпохи океан поглотил около 525 миллиардов тонн CO 2 из атмосферы, в настоящее время около 22 миллионов тонн в день». [28] Это значительное увеличение растворения углекислого газа в океанах меняет химический состав воды и баланс pH, вызывая подкисление . Повышенное содержание кислоты в океанах приводит к резкому изменению минерального состава воды. Одним из таких изменений, вызванных более высоким содержанием кислоты в океане, является растворение конкрементов, обнаруженных на большинстве артефактов кораблекрушений. По мере того как конкременты разрушаются и растворяются, артефакты кораблекрушения обнажаются и становятся еще более восприимчивыми к высокому содержанию кислоты и дальнейшему разрушению.

Поскольку изменение климата привело к повышению температуры, уровень моря начинает повышаться, вызывая резкие изменения глубины во всех водах Земли. Пример последствий изменения глубины можно увидеть: «Например, во многих затонувших кораблях вокруг Флориды морская трава действует как якорь, удерживая осадок на месте и покрывая хрупкую древесину. Некоторые из этих видов исчезают на глубине примерно 30 футов; все, что глубже, тоже холодно, слишком темно и слишком мало кислорода. Повышение уровня моря всего на несколько метров теоретически может затопить эти затонувшие корабли достаточным количеством воды, чтобы поставить под угрозу выживание видов, которые удерживают их на месте». [29] Кораблекрушения стабилизировались по отношению к окружающей среде и экосистеме, воздействию которых они подверглись. Однако эти кораблекрушения, вероятно, слишком хрупкие, чтобы их можно было восстановить в новой подводной среде, и со временем они будут уничтожены.

Наконец, новой угрозой кораблекрушений, вызванной потеплением вод Земли, является миграция и вторжение корабельного червя, питающегося древесиной, в новые экосистемы. Пример можно увидеть в Балтийском море: «Прохладные, солоноватые воды моря на протяжении веков защищали затонувшие корабли от червеобразных моллюсков. Но теперь глобальное потепление делает Балтийское море более комфортным для животных». [30] Эта миграция вредителей угрожает всем значительным затонувшим кораблям, находящимся в Балтийском море. «Корабельные черви, которые могут уничтожить место крушения за десять лет, уже атаковали около сотни судов, построенных в 13 веке, в водах Балтийского моря у берегов Германии, Дании и Швеции». [30]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гамильтон, Д. (1996). Введение и обзор консервации в археологии. В сб. «Основные методы сохранения подводной археологической материальной культуры» (с. 1–7). Вашингтон, округ Колумбия: Министерство обороны США, Программа управления устаревшими ресурсами.
  2. ^ Гамильтон, Д. (1996). Основная процедура консервации. В книге «Основные методы сохранения подводной археологической материальной культуры» (стр. 8–11). Вашингтон, округ Колумбия: Министерство обороны США, Программа управления устаревшими ресурсами.
  3. ^ Пейдж, К. (15 июня 2017 г.). Основные моменты консервации: Конкреции. Основные моменты консервации: Конкреции | Проект мести королевы Анны (qaronline.org)
  4. ^ Мартин, К. (nd). Введение в морскую археологию. Получено с: http://www.bbc.co.uk/history/ancient/archaeology/marine_01.shtml#four.
  5. ^ «Новые виды бактерий обнаружены в «деревешках» Титаника » . Новости Би-би-си . 06.12.2010 . Проверено 28 июля 2023 г.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гамильтон, Д. (1996). Кость, слоновая кость, зубы и рога. В книге «Основные методы сохранения подводной археологической материальной культуры» (стр. 16–18). Вашингтон, округ Колумбия: Министерство обороны США, Программа управления устаревшими ресурсами.
  7. ^ Сохранение подводного культурного наследия. (без даты). Получено с: http://www.mecd.gob.es/cultura-mecd/en/dms/mecd/cultura-mecd/areas-cultura/patrimonio/mc/libroverde/capitulos/capitulo6EN.pdf.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Лука Б., Мартина Ч., Анита Дж., Антония Дж., Младен М., Таня П. и Младен П. (2011). Сохранение подводных археологических находок. Получено с: http://icua.hr/images/stories/publikacije/Conservation_of_underwater_archaeological_finds_Manual.pdf.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Информационный листок: Уход за артефактами кораблекрушения в музеях. (без даты). Получено с: http://www.mavic.asn.au/assets/Information_Sheet_Caring_for_Shipwreck_Artefacts.pdf. Архивировано 27 февраля 2015 г. в Wayback Machine.
  10. ^ Гамильтон, Д. (1996). Консервация стекла. В книге «Основные методы сохранения подводной археологической материальной культуры» (стр. 22–24) Вашингтон, округ Колумбия: Министерство обороны США, Программа управления устаревшими ресурсами.
  11. ^ Гамильтон, Д. (1996). Консервация кожи. В книге «Основные методы сохранения подводной археологической материальной культуры» (стр. 33–36). Вашингтон, округ Колумбия: Министерство обороны США, Программа управления устаревшими ресурсами.
  12. ^ Гамильтон, Д. (1996). Консервация металла. В книге «Основные методы сохранения подводной археологической материальной культуры» (стр. 42–48). Вашингтон, округ Колумбия: Министерство обороны США, Программа управления устаревшими ресурсами.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гамильтон, Д. (1996). Сохранение текстиля. В книге «Основные методы сохранения подводной археологической материальной культуры» (стр. 37–41). Вашингтон, округ Колумбия: Министерство обороны США, Программа управления устаревшими ресурсами.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гамильтон, Д. (1996). Сохранение древесины. В книге «Основные методы сохранения подводной археологической материальной культуры» (стр. 25–32). Вашингтон, округ Колумбия: Министерство обороны США, Программа управления устаревшими ресурсами.
  15. ^ «Оживляя затонувшие корабли» . Сеть оповещения дайверов . Проверено 13 мая 2022 г.
  16. ^ Гавлик, Наталья (30 июня 2013 г.). «3D-моделирование подводных артефактов» (PDF) . Норвежский университет науки и технологий .
  17. ^ Обломки. (без даты). Получено с: http://www.unesco.org/new/en/cultural/themes/underwater-cultural-heritage/the-underwater-heritage/wrecks/.
  18. ^ «Кораблекрушения Великих озер» . Историческое общество кораблекрушения Великих озер . Проверено 13 мая 2022 г.
  19. ^ Анисимов М. и Харрис Б. (nd). Что такое кораблекрушение? Получено с: http://www.wisegeek.com/what-is-a-shipwreck.htm.
  20. ^ Интерпретация морской истории в музеях и исторических местах . Джоэл Стоун. Лэнхэм. 2017. ISBN  978-1-4422-7907-0 . OCLC   962890415 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )
  21. ^ Морская археология. (без даты). Получено с: http://www.maritimearchaeologytrust.org/whatismaritimearchaeology. Архивировано 18 апреля 2015 г. в Wayback Machine.
  22. ^ Что такое морская археология? (без даты). Получено с сайта: http://www.aima-underwater.org.au/what-is-maritime-archaeology/.
  23. ^ ЮНЕСКО. (2021, 2 ноября). Конвенция об охране подводного культурного наследия. Конвенция об охране подводного культурного наследия. | ЮНЕСКО
  24. ^ Стант, В. (9 сентября 2019 г.). На протяжении веков галеон Сан-Хосе лежал на дне океана, но теперь он оказался в центре спора об опеке, и несколько сторон претендуют на его богатства. Кораблекрушение стоимостью в миллиарды долларов у берегов Картахены - BBC Travel
  25. ^ «Кораблекрушения: кому принадлежат сокровища, спрятанные под водой?» . Новости Би-би-си . 03.06.2018 . Проверено 28 июля 2023 г.
  26. ^ Служба национальных парков. (2022). Программа археологии: Закон о заброшенном кораблекрушении. Программа археологии NPS: Закон о затонувших кораблях (ASA)
  27. ^ Национальное управление океанических и атмосферных исследований. (2005). Национальные морские заповедники. sosreport2005.pdf (windows.net)
  28. ^ Беннетт, Дж. (апрель 2018 г.). Закисление океана. Закисление океана | Смитсоновский институт океана (si.edu)
  29. Хестер, Дж. (27 июля 2018 г.). Вторая гибель затонувших кораблей. Вторая гибель затонувших кораблей - Atlas Obscura
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Оуэн, Дж. (20 января 2020 г.). Затонувшие корабли викингов подвергаются разрушению из-за вторжения странных червей. Затонувшие корабли викингов столкнулись с руинами из-за вторжения странных «червей» (nationalgeographic.com)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2b39ae8501acefea28e806a6145dc5d4__1713686880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/d4/2b39ae8501acefea28e806a6145dc5d4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Conservation and restoration of shipwreck artifacts - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)