Малыш
Сикхские верования |
---|
|
Хаумаи ( Гурмукхи : ਹਉਮੈ , букв. «Я-я») — это концепция эгоцентризма (эгоизма) в сикхизме , которая препятствует духовному развитию и совершенствованию человечества. [ 1 ]
Этимология
[ редактировать ]Это комбинация слов Хау (ਹਉ), означающего «я», и Май (ਮੈ), означающего «я».
Описание
[ редактировать ]Эту концепцию учил Гуру Нанак , основатель сикхизма, как источник пяти зол: похоти , алчности , гнева , гордости и привязанности . [ 2 ] Согласно учению сикхских гуру, именно Хаумаи приводит к бесконечным циклам перерождений ( перерождений ; сансары ), и делает человека « манмукхом ». [ 1 ] [ 3 ] Они заявляют, что нужно отвернуться от Хаумаи , стать « гурмукхом » и следовать путем Гуру, чтобы получить милость Бога. [ 1 ] [ 4 ]
В сикхизме Хаумаи можно преодолеть только посредством медитации на имя Бога ( Наам ), Симран и Сева .
Противоположностью Хаумаи является смирение (или Нимрата ), которое в сикхизме считается добродетелью. Бескорыстное служение, называемое Сева , и полное подчинение Вахегуру (Богу) – это сикхский путь к освобождению. [ 1 ]
Связанные понятия
[ редактировать ]Концепция деструктивного эгоцентризма и жадной привязанности, подобная Хаумаи в сикхизме, важна и в других индийских религиях. В буддизме , индуизме и джайнизме его называют «Аханкар (Эго), Ахаммана (Ахамман), ( Ахаммати), Маматта (Маматта) и Маминкара. Ахаммати [ 5 ] [ 6 ]
Разница с Аханкаром
[ редактировать ]Сикхские гуру в своих гимнах проводят различие между Хаумаи и Аханкаром . [ 7 ] Хаумаи отличается от Аханкаара, поскольку последний является продуктом первого. [ 8 ] [ 7 ] Хаумаи доверяет себе, а не верит в Бога . [ 8 ] По словам Джеймса Д. Холта, разница заключается в следующем: «Хаумаи касается природы существования человека и его места в нем, тогда как аханкар предназначен для изучения взгляда человека на свою собственную значимость». [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д В. Оуэн Коул; Пиара Сингх Самбхи (2005). Популярный словарь сикхизма: сикхская религия и философия . Рутледж. стр. 9–10. ISBN 978-1-135-79760-7 .
- ^ Майкл Л. Хэдли (2001). Духовные корни восстановительного правосудия . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 202. ИСБН 978-0-7914-4851-9 .
- ^ В. О. Коул; Пиара Сингх Самбхи (2016). Сикхизм и христианство: сравнительное исследование . Спрингер. стр. 75–77. ISBN 978-1-349-23049-5 .
- ^ WH Маклеод (2004). Сикхи и сикхизм: Гуру Нанак и сикхская религия, ранние сикхские традиции, эволюция сикхской общины, кто такой сикх? . Издательство Оксфордского университета. п. 182. ИСБН 978-0-19-566892-6 .
- ^ Томас Уильям Рис Дэвидс; Уильям Стед (1921). Палийско-английский словарь . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1144-7 .
- ^ Сэр Монье Монье-Вильямс (1990). Санскритско-английский словарь: этимологически и филологически составленный с особым упором на родственные индоевропейские языки . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-864308-1 .
- ^ Jump up to: а б с Холт, Джеймс Д. (2022). Понимание сикхизма: Руководство для учителей . Преподавание религий и мировоззрений. Издательство Блумсбери. стр. 25–28. ISBN 9781350263185 .
Аханкар, или эго/гордость, похож на концепцию хаумаи и отличается от нее. Эти два термина используются отдельно в учениях Гуру, поэтому будет полезно изучить разницу между ними, если она действительно существует. Термин «аханкар» переводится как эго или гордость. Термин хаумаи переводится как эго/эгоцентризм, но он также является родственным словам «я» и «мне» — возможно, отражая его как часть мировоззрения майи. Это неразрывно связано в том смысле, что гордость может привести к хаумаи. Хаумаи занимается природой существования человека и его местом в нем, а аханкар - исследованием взгляда человека на свою собственную значимость. В некотором смысле это можно рассматривать как распутывание волосков. В этом контексте внимание человека к своему месту в мире является одновременно эгоистичным и самовосхваляющим. Гордость – это антитеза равенства (см. главу 5). Он стремится возвысить себя и принизить других. Это заставляет человека чувствовать ответственность за все, что он имеет и за все, чем он является; при этом это означает, что человек забывает Вахегуру и делает себя самым важным существом в своей жизни. Гордость можно считать худшим из Пяти Воров. возможно, потому, что оно является источником каждого из остальных. Все они коренятся в том, как человек испытывает влияние или удовлетворен жизнью.
- ^ Jump up to: а б Коул, В. Оуэн; Самбхи, Пиара Сингх (2005). Популярный словарь сикхизма: сикхская религия и философия . Рутледж. стр. 84–85. ISBN 9781135797607 .
Гуру Амар Дас заявил: «Внутри этого тела скрыты пять воров: это похоть, гнев, жадность, привязанность и эгоизм. Они крадут нектар внутри нас... На пенджабском языке пять пороков называются кам, крод, лоб, мох и ханкар. ... Ханкар, как известно, трудно переводить. Используются эго, гордость, но ученые не могут договориться об удовлетворительной интерпретации. Ханкар — результат слова «хаумаи», слова, создающего равные и похожие проблемы, но подразумевающего уверенность в своих силах, а не веру в Бога. Некоторая часть смысла, возможно, передается через следующие цитаты Гуру Нанака: «Настоящие ослы — это те, кто полны гордости за себя, но на самом деле не имеют добродетели, которыми можно было бы гордиться». (АГ 1246). «Ты не можешь оставаться в этом мире навсегда, так почему же ты ходишь по нему, надутый ханкаром?» (АГ 473).