Калпанасварам
В карнатической музыке калпанасварам ( также называемый сваракальпана (иногда пишется как сваракальпана), манодхармасвара или просто сварас) представляет собой мело-ритмическую раги импровизацию в определенной тале . В рамках сваракалпаны музыкант исполняет все более сложные импровизированные последовательности индийского сольфеджио (са, ри, га, ма, па, да, ни) внутри или ближе к концу композиции. Сваракальпана является неотъемлемой Паллави частью Рагам Танам Паллави и обычно следует за неравалом. Опытные артисты также часто исполняют сваракалпану во время исполнения различных других крити .
Факты
[ редактировать ]Калпанасварам . может начинаться в любом месте талы, но артист всегда должен закончить импровизацию на первой ноте первой фразы композиции, в том месте ритмического цикла, где находится эта нота Чтобы добраться до этой ноты, нужно подойти к ней с ближайшей ноты ниже. Однако бывают случаи, когда кальпана свары изображаются в различных начальных точках композиции, которые могут не совпадать с началом цикла Тала. В таких случаях калапана свары всегда должны заканчиваться в одном и том же месте, независимо от того, где они начинаются. Например: через 2 или 4 счета после начала цикла Тала.
Интенсивность импровизации Калпанасварам увеличивается с использованием циклов тала. Один полный цикл тала называется авартанам . Импровизируя, музыкант должен соблюдать правила раги и следить за тем, чтобы свары, используемые в образных фразах, включали в себя базовую структуру Арохана (восхождение) и Аварохана (нисхождение) раги. В некоторых рагах ноты отсутствуют, а в других есть зигзагообразные подъемы или спуски. Великие музыканты развивают словарный запас фраз в калпанасвараме, как и в алапане , особенно при выполнении калпанасварам на низких скоростях, которые позволяют использовать больше гамаки . Место, где в ритмическом цикле находится первая нота первой фразы композиции, называется эдуппу .
Калпанасварам исполняется на Карнатическом концерте в качестве основной песни, певец решает исполнить Рагу Алапана . Однако на концертах артисты часто выбирают для исполнения Калпанасварам сложную рагу. Хотя установленных правил не существует, художник может решить изложить выражения конкретной раги в Калпанасвараме, а не в Алапане.
Возьмите Рага Сахану ( джанья из 28-й Мелакарта -раги Харикамбходжи ):
- Ароханам : SRGMPMDNS
- Авароханам : SNDPMGMRGRS
В этой раге, когда артист импровизирует, при повышении высоты звука после Па (Панчамам) необходимо петь Ма (Мадхьямам), иначе рага будет неправильной. Таким образом, с такими рагами, как Сахана или Анандабхайрави , Пурви Кальяни и т. д., в ароханам и/или авароханам которых есть дхатту (прыгающие) сварамы , Калпанасварам труднее освоить и выполнить.