Зейн аль-Абидин Великий
Зейн аль-Абидин Зейн Аль-Абидин | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() Монета Сасну , выпущенная Зейном аль-Абидином, ок. 1464 | |||||||||||||
Султан Кашмира | |||||||||||||
Царствование | 20 февраля 1418 г. - декабрь 1419 г. | ||||||||||||
Коронация | 20 февраля 1418 г. | ||||||||||||
Предшественник | Али Шах | ||||||||||||
Преемник | Али Шах | ||||||||||||
Царствование | 7 июля 1420 г. - 5 апреля 1470 г. | ||||||||||||
Коронация | 7 июля 1420 г. | ||||||||||||
Предшественник | Али Шах | ||||||||||||
Преемник | Хайдер Шах | ||||||||||||
Вазир Кашмира | |||||||||||||
В офисе 30 декабря 1416 г. - 20 февраля 1418 г. | |||||||||||||
Монарх | Али Шах | ||||||||||||
Предшественник | Хамса Бхат | ||||||||||||
Преемник | офис приостановлен | ||||||||||||
Рожденный | Шах Рукх 25 ноября 1395 г. Шринагар , Кашмирский султанат (современные Джамму и Кашмир , Индия ) | ||||||||||||
Умер | 5 апреля 1470 г. Шринагар , Кашмирский султанат (современные Джамму и Кашмир , Индия ) | ||||||||||||
Похороны | 12 апреля 1470 г. Мазари-Салатин, Зайна Кадал, Сринагар , Кашмирский султанат | ||||||||||||
Супруга | Тадж Хатун | ||||||||||||
Проблема | Адам Хан Хаджи Хан Хасан Хан Бахрам Хан Джасрат Хан две дочери | ||||||||||||
| |||||||||||||
Дом | Шах Мир | ||||||||||||
Династия | Гибари (оспаривается) | ||||||||||||
Отец | Сикандар Шах Мири | ||||||||||||
Мать | Mira Khatun | ||||||||||||
Религия | Суннитский ислам ( Страница ) |
Гият ад-Дин Шах Рукх Шахи Хан ( персидский : Гият ад-Дин Шах Рукх Шахи Хан , латинизированный : Гият ад-Дин Шах Рукх Шахи Хан ; 25 ноября 1395 - 5 апреля 1470), широко известный как Зайн аль-Абидин Великий , [ а ] был девятым султаном Кашмирского султаната называли его Будшахом (Великим королем). , правившим сначала с 1418 по 1419 год, а затем с 1420 по 1470 год . Его подданные [ 2 ] [ 3 ]
Первые 35 лет его правления описаны Джонараджем в «Раджатарангини Двитии» , тогда как последующие годы описаны его учеником Шриварой в «Раджатарангини Тритье» . [ 2 ] Султан также сочинял стихи на персидском языке под псевдонимом Кутб . [ 4 ]
За полвека правления Зейна аль-Абидина Кашмир имел стабильную экономику, что привело к коммерческому расширению. Дипломатические миссии были отправлены в различные страны, расширяя торговлю и коммерцию. Это увеличило центральные рынки в Шринагаре и Анантнаге . В его правление получили распространение образование и культура , а также литературные традиции, такие как поэзия. Кашмирская архитектура нашла свое отражение в индо-исламской архитектуре .
Зейну аль-Абидину на посту султана наследовал его сын Хаджи Хан, позже известный как Хайдер Шах .
Ранние годы
[ редактировать ]После того, как султан Кашмира Сикандар-шах победил вождя Охинда Фируза в начале своего правления, Сикандар женился на его дочери Мире Хатун в качестве формы суверенитета. Гият ад-Дин Шахрукх Шахи Хан родился у них 25 ноября 1395 года (одиннадцатый день Сафара , 798 года хиджры ) в королевском дворце в Сринагаре.
30 декабря 1416 года (в день Курбан-байрам мятежного везира султана Али -шаха Хамсабхатту ) Шахи-хан убил в Эйдге . Али-шах, который был рад его падению, назначил Шахи-хана своим визирем.
Прийти к власти
[ редактировать ]Шахи-хану было поручено управлять султанатом, когда его старший брат Али Шах отправился в паломничество в Мекку . Именно в это время Али-шах дал Шахи-хану титул Зайн аль-Абидин (украшение верующих). Несмотря на то, что Али Шах был религиозным человеком, он был слабовольным, и его желание достичь Мекки пошатнулось из-за описаний предстоящего трудного путешествия. Он отказался от своего паломничества, когда прибыл ко двору своего тестя, раджи Джамму Бхим Дева, и собрал армию, состоящую из солдат из Джамму и Раджаури, чтобы вернуть себе трон. Древние тексты различаются относительно того, почему Зейн аль-Абидин без боя отказался от своего недавно приобретенного статуса, но нет никаких разногласий в том, что именно это и произошло. [ 5 ]
Удалившись в Сиалкот , Зейн аль-Абидин искал поддержки его правителя Джасрата . Али Шах разозлился, когда такая поддержка последовала, и он опрометчиво выступил со своей армией, чтобы бросить вызов Хохару, что привело к гражданской войне . Войска встретились в Танне , и Джасрат разгромил свои войска, которые проигнорировали совет своего тестя сдерживаться, пока армия Джамму не сможет присоединиться к нему. По словам Шривары , Али Шах был убит Джасратом. Однако более поздние персидские хроники утверждают, что ему удалось бежать с поля боя. Затем Зейн аль-Абидин смог вернуться в столицу Шринагар , где его приветствовали его подданные. Однако это не положило конец гражданской войне, поскольку Али Шах при поддержке раджи Джамму вошел в долину. Зейн аль-Абидин выступил против него через перевал Барамулла . Обе силы встретились у Ури, но Али Шах снова потерпел поражение. Судьба Али Шаха неизвестна: возможно, он умер в плену или был казнен Хохаром. [ 5 ]
Царствование
[ редактировать ]Хотя по своей сути Зейн аль-Абидин был мирным человеком, он защищал свою территорию. Он собрал и возглавил армию, чтобы стабилизировать неспокойные районы Ладакха и Балтистана , которые первоначально были завоеваны его дедом Шихабуд-Дином Шахом , а затем стали независимыми после его смерти, пока Сикандер не восстановил контроль. С приходом на трон Али-шаха территории снова начали отстаивать свою независимость, и Зейн аль-Абидин признал, что они имеют экономическое и стратегическое значение, а это означает, что им нельзя позволить отделиться. Точно так же он восстановил контроль над Охиндом , глава которого был побежден Сикандером, но затем объявил о независимости в период правления Али-шаха. [ 6 ]
Он был в дружеских отношениях с правителями территорий, над которыми он не унаследовал исторического контроля. Древние записи указывают, что он дарил и получал подарки, а также обменивался посольствами с теми, кто правил Египтом, Гвалиором , Меккой , Бенгалией , Синдом , Гуджаратом и другими местами. Многие подарки демонстрировали культурный характер Зейна аль-Абидина; они включали произведения о музыке, рукописи и людей, которые были учеными, причем последние были отправлены ему, когда он заметил, что оригинальный подарок из драгоценных камней представлял для него меньший интерес, чем подарок ученого характера. [ 7 ]
В последние дни его правления трое его сыновей, Адам-хан, Хаджи-хан и Бахрам-хан, восстали против него, но он принял энергичные меры, чтобы подавить их. Ему наследовал его сын Хаджи-хан, принявший титул Хайдар-хана. [ 8 ]
Административная политика
[ редактировать ]Зейн аль-Абидин ввел в действие систему ответственности деревенских общин за местные преступления. Он регулировал цены на товары. Он стабилизировал валюту, обесценившуюся во время правления его предшественников. На его счету было большое количество общественных работ. [ 9 ] Он основал несколько новых городов, построил множество мостов и прорыл множество оросительных каналов. Он также запретил местным губернаторам взимать незаконные налоги и предоставил крестьянам столь необходимые налоговые льготы. [ 10 ]
Религиозная политика
[ редактировать ]Зейн аль-Абидин заработал себе имя своей политикой религиозной терпимости и деятельностью по обеспечению общественного благосостояния. Он отменил Джазию у индусов Кашмира. Хотя он был мусульманским правителем, он запретил забой коров. Он распространил либеральное покровительство на санскритский язык и литературу. [ 11 ] Он знал персидский , санскрит и тибетский языки. « Махабхарата » и » Калханы «Раджатарангини По его приказу на персидский язык были переведены . Он был известен своей религиозной терпимостью. Он призвал индусов, покинувших Кашмир во время правления его отца. [ 9 ] [ 12 ] Он позволил индусам строить свои храмы и следовать личному закону согласно Дхармашастрам . Он прекратил убийство коров с помощью яда и издал некоторые правила употребления в пищу говядины. Он вновь ввел выплату стипендий ученым брахманам. [ 10 ]
Строительные проекты
[ редактировать ]За время своего правления Зейн аль-Абидин осуществил множество строительных проектов, хотя до сих пор сохранились только два или три его здания. Он основал новый город Наушахр, который сейчас является частью Шринагара, который стал его столицей. Жемчужиной новой столицы стал впечатляющий дворец с 50 комнатами , построенный из дерева. Мирза Хайдар Дуглат описал этот дворец как имеющий 12 этажей, купол из золота и залы, облицованные стеклом. [ 13 ]
Помимо Наушахра, Зейн аль-Абидин основал как минимум еще три города: Зайнапур, Зайнагир и Зайнакот. Зайнагир мог похвастаться собственным впечатляющим дворцом, окруженным живописным садом. Этот дворец, вероятно, был разрушен в более поздний период Шах Мира. Зайнакот до сих пор существует как деревня в 4 км к западу от Сринагара. Еще одним проектом, предпринятым Зейном аль-Абидином, было освоение острова в северо-восточной части озера Вулар . Остров существовал и раньше, но к его времени он был затоплен. В 1443–1444 годах он построил дворец, мечеть и сад на освоенном острове, получившем название Зайналанк. [ 14 ]
Единственные здания, построенные по заказу Зейна аль-Абидина, которые до сих пор существуют, - это могила его матери, а также мечеть и гробница Мадани. [ 13 ]
Смерть
[ редактировать ]
В конце карьеры султан страдал амнезией . Он пренебрег своими служебными обязанностями и предоставил министрам заниматься бумажной работой. У него также развилась мания преследования, поскольку он воздерживался от еды, которую давали ему его министры, опасаясь отравления. Султан умер на своей кровати 5 мая 1470 года и был похоронен в Мазари-Салатине в Сринагаре 12 мая. После кончины Будши в Кашмире на несколько дней царил траур. [ 15 ]
Наследие
[ редактировать ]Зейн аль-Абидин признан учеными великим правителем Кашмира. Историк Мохиббул Хасан называет его величайшим из всех султанов Кашмира, который обеспечил народу Кашмира полвека «мира, процветания и доброжелательного правления». [ 16 ]
Из всех султанов, восседавших на кашмирском троне, Зайнул-Абидин, несомненно, был величайшим.
- Мохиббул Хасан, Кашмир при султанах
Примечания
[ редактировать ]- ^ Персидский : Зайн аль-Абидин , латинизированный : Зайн аль-Абидин-э-Азам -е-Азам
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хасан, Мохиббул (26 сентября 2023 г.). Кашмир при султанах . Лондон: Рутледж. п. 294. ИСБН 978-1-032-66670-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Шарма, Тедж Рам (2005). Историография: История исторического письма . Концептуальное издательство. ISBN 978-81-8069-155-3 .
- ^ Уолтер Сладже, Три Бхатты, Два Султана и Кашмирская Атхарваведа. В: Атхарваведа и ее Паиппаладашакха. Историко-филологические статьи о ведической традиции. Эд. Арло Гриффитс и Аннетт Шмидхен. [Гейстовая культура индейцев. Тексты и исследования.11. = Studia Indologica Univer-sitatis Halensis.] Аахен 2007: 329–353.
- ^ Хасан, Мохиббул (26 сентября 2023 г.). Кашмир при султанах . Лондон: Рутледж. п. 91. ИСБН 978-1-032-66670-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Хасан, Кашмир при султанах (2005) , с. 70
- ^ Хасан, Кашмир при султанах (2005) , с. 78.
- ^ Хасан, Кашмир при султанах (2005) , с. 80.
- ^ Маджумдар 1967 , стр. 383.
- ^ Перейти обратно: а б Махаджан, В.Д. (1991, переиздание 2007 г.). История средневековой Индии , Часть I, Нью-Дели: С. Чанд, ISBN 81-219-0364-5 , стр.277.
- ^ Перейти обратно: а б Маджумдар 1967 , стр. 382.
- ^ Мехта, младший, Расширенное исследование истории средневековой Индии , Sterling Publishers Pvt. Ltd, стр. 86–, ISBN. 978-81-207-1015-3
- ^ Хасан, Кашмир при султанах (2005) , с. 87.
- ^ Перейти обратно: а б Хасан, Кашмир при султанах (2005) , с. 97-8.
- ^ Хасан, Кашмир при султанах (2005) , с. 98, 105.
- ^ Хасан, Мохиббул (26 сентября 2023 г.). Кашмир при султанах . Лондон: Рутледж. стр. 79–80. ISBN 978-1-032-66670-9 .
- ^ Хасан, Кашмир при султанах (2005) , с. 71.
Библиография
[ редактировать ]- Хасан, Мохиббул (2005) [впервые опубликовано в 1959 году], Кашмир при султанах (переиздание), Дели: Aakar Books, стр. 78, ISBN 978-81-87879-49-7
- Маджумдар, А.К. (1967), «Глава XIII, Часть C: Кашмир», в Маджумдаре, Колорадо; Пусалкер, А.Д.; Маджумдар, А.К. (ред.), Делийский султанат (второе изд.), Бхаратия Видья Бхаван
