Устад Мансур
Устад Мансур | |
---|---|
![]() Надир-аль-Аср («Непревзойденный века») Устада Мансура | |
Умер | 1624 |
Годы активности | в. 1590–1624 гг. |
Известный |
|
Движение | Живопись животных Живопись Природы Живопись Великих Моголов |
Устад Мансур (умер в 1624 г.) был индийским художником и натуралистом семнадцатого века, служившим придворным Великих Моголов художником . В этот период он преуспел в изображении растений и животных. Он был первым художником, изобразившим дронта в цвете, а также первым, кто проиллюстрировал стерха . К концу правления Акбара он получил титул устада ( мастера), а во время правления императора Великих Моголов Джахангира его шедевры принесли ему титул Надир-аль-Аср (Непревзойденный века). Хотя он был широко известен своими иллюстрациями по естествознанию, он также изображал людей на различных иллюстрациях рукописей.
Жизнь и работа
[ редактировать ]

Год рождения Мансура неизвестен. В некоторых ранних миниатюрах к его имени добавлялось как Наккаш , что может относиться к художнику, живописцу или резчику, что указывает на то, что он происходил из семьи, занимавшейся художественной профессией. [ 1 ] Единственная миниатюра , изображающая «Бабур встречает свою сестру» (лист 8, Национальный музей), приписывается Мансуру, но в других мемуарах Бабура ( «Бабурнама » он не упоминается ). [ 2 ] Он был связан с другими художниками того периода, включая Басавана , Мискину и Нанху. Во время правления Акбара он, судя по всему, участвовал только в качестве колориста в создании листов для Книги Акбара ( Акбарнама ), и его имя не упоминается Абу'л-Фазлом в списке художников. Акбар следовал принципу, согласно которому все произведения искусства должны содержать имя художника на полях. (1604 г.) , хранящаяся в Британском музее, Копия Акбарнамы включает несколько листов (35,110a,110b и 112a), где к его имени добавлена префикс «устад» (=мастер), что указывает на его восхождение к совершенству. [ 2 ]
Ранние работы включали части портретов и других сцен. Самые ранние работы были созданы в рамках « Бабурнамы» (1590–1595 гг.), и большинство из них — в качестве ассистента или колориста. [ 3 ] Его вина-игрок (ок. 1595 г.) и коронационный портрет Джахангира (ок. 1605 г., выполненный совместно с художником Манохаром) являются ранними работами. В 1612 году Джехангир получил индюка из Гоа, и это проиллюстрировал Мансур. В 1619 году Джехангир получил берберийского сокола в подарок от персидского шаха Аббаса ; Джехангир нашел ее редкой и с красивым узором, а когда она умерла, он приказал сделать ее изображение. В 1620 году Джехангир посетил Кашмир и заметил коричневую медведицу , которую он описал в своих мемуарах ( Тузк-е-Джахангири ), что переводится как: [ 4 ]

«...В этом ручье я увидел птицу, похожую на саджа . Она ныряет и долго остается внизу, а затем поднимается из другого места. Я приказал им поймать и принести двух или трех таких птиц, чтобы я мог выяснить, были ли они водоплавающими и перепончатыми, или у них были открытые лапы, как у наземных птиц. Они поймали двоих... Один сразу умер, а другой прожил сутки. Я приказал Надирулу-асру. Устад Мансур нарисовать его подобие».
За этот период Мансур нарисовал не менее ста цветов из Кашмирской долины. [ 5 ] Красный тюльпан из Кашмира — более известная картина. Однако идентичность тюльпана обсуждается с конкурирующими предложениями, в число которых входят Tulipa lanata , T. montana и T. lehmanniana . [ 6 ] В 1621 году Джехангиру подарили зебру, и, возможно, она стала предметом последней миниатюрной картины Мансура. Предполагается, что его карьера закончилась во время правления Джехангира в 1627 году. [ 7 ] Несколько других подписанных работ, например, одно изображение стерха (теперь уже не зимующего в Индии) и другое - бенгальского флорикана, находятся в Индийском музее в Калькутте. Некоторые другие работы находятся в Национальном музее в Дели, Музее Махараджи Саваи Ман Сингха II в Джайпуре и Чатрапати Шиваджи Васту Санграхалае в Мумбаи. [ 8 ]

Не все птицы Мансура были основаны на реальности. Он также создал фантастических птиц, и многие композиции, такие как цветы и насекомые на заднем плане, представляют собой сопоставления, созданные для эффекта. [ 9 ] Судя по всему, эти воображаемые птицы были выполнены в стиле его старших сверстников Мискиной и Ихласа и сделаны лишь в самом начале его карьеры художника. [ 10 ] С точки зрения стиля иллюстрации Мансура сосредоточены на деталях, в композиции доминирует одна птица. Птицы или животные находятся в положении стоя или в положении кормления. Он часто использовал растения и насекомых на заднем плане, а цветочные границы, характерные для произведений Великих Моголов, могут помочь идентифицировать его работы. [ 11 ]
Наиболее значимыми с точки зрения зоологии изображениями являются изображения стерха и дронта . Рисунок стерха был сделан задолго до того, как он был официально описан и получил биномиальное название Питером Симоном Палласом в 1773 году. Изображение дронта относится к числу немногих редких изображений, изображенных в цвете, и является очень важным источником для зоологов. Считается, что дронт был доставлен ко двору Джехангира через Сурат через контролируемый Португалией Гоа , а его изображение было обнаружено в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и, хотя и не подписано, считалось работой Мансура или близкого современника. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Два дронта были описаны английским путешественником Питером Манди в Сурате, и считается, что картина основана на одном из них. Манди находился в этом регионе между 1628 и 1633 годами. [ 15 ] Нарисованный на бумаге стерх чрезвычайно детально демонстрирует морщины на голой коже, ногах и небольшое перышко, прилипшее к когтю. Абаниндраната Тагора взял с собой Э. Б. Хавелл , директор художественной школы в Калькутте, и показал эту картину. Рассматривая детали через объектив, он вдохновился перейти от масла на холсте к гуаши на бумаге. [ 16 ]

Устад Мансур был не единственным художником при дворе Великих Моголов, иллюстрировавшим флору и фауну. Среди других художников были Абуль Хасан , Фаррух Бег , Говардхан , Инайят, Манохар, Мухаммад Надир, Мурад и Пидарат. Джехангир считал Мансура и Абу'л Хасана выдающимися художниками. [ 17 ] Абуль Хасану был присвоен титул Надир уз Заман . [ 5 ] Несколько художников 17-19 веков стали подражать и копировать его работы (иногда с его подписью). [ 18 ] ), специально для экспорта в Европу. Поэтому оценить подлинную работу Устада Мансура непросто, что в случае с хамелеоном (слева) можно сделать, принимая во внимание качество работы. Картина очень детализирована, и предполагается, что это изображение индийского хамелеона из-за очень детального изображения ступней животного, на каждой ступне которого видны «сросшиеся пальцы в противоположных группах», более светлая полоса у края рта и линия белых чешуек на нижней стороне живота. [ 19 ]
Мансур также был способным художником-портретистом. Примером может служить его картина музыканта Наубат Хана, работавшего при дворе Акбара, а затем Джахангира. [ 20 ] кратер В честь Мансура на планете Меркурий . назван [ 21 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Верма (1999): 42
- ^ Jump up to: а б Верма (1999): 43
- ^ Верма (1999): 42.
- ^ Уэлч, Стюарт Кэри, изд. (1987). Альбом императоров. Образы Индии Великих Моголов . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. 172.
- ^ Jump up to: а б Верма (1999): 25
- ^ (2013): 148.
- ^ Верма (1991): 41.
- ^ Маджумдар, RC (редактор) (2007). Империя Великих Моголов , Мумбаи: Бхаратия Видья Бхаван, ISBN 81-7276-407-1 , с. 815
- ^ (2013): 136.
- ^ (2013): 137.
- ^ Верма (1999): 53-55.
- ^ Дас, АК 1974. «Устад Мансур», Лалит Кала 17:32-39.
- ^ Рангараджан, М. (2001) История дикой природы Индии. Перманентный черный. стр. 14,19.
- ^ Иванов, А (1958). «Индийское изображение Додо». Журнал орнитологии . 99 (4): 438–440. Бибкод : 1958JOrni..99..438I . дои : 10.1007/BF01671614 . S2CID 23510175 .
- ^ Штреземанн, Эрвин (1958). «Как выглядел дронт (Raphus cucullatus L.)?». Журнал орнитологии (на немецком языке). 99 (4): 441–459. Стартовый код : 1958JOrni..99..441S . дои : 10.1007/BF01671615 . S2CID 28617863 .
- ^ (2013): 114.
- ^ Верма (1999): 40
- ^ Верма (1999): 72.
- ^ Устад Мансур. «Хамелеон» . Королевский фонд коллекций . Инвентарный номер. 912081.
- ^ Крилл, Розмари, Капил Джаривала (2010). Индийский портрет, 1560-1860 гг . Издательство Мапин. п. 70.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Справочник планетарной номенклатуры» . НАСА и Геологическая служба США . Проверено 20 января 2014 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Босворт, CE; Э. ван Донзель; Б. Льюис; К. Пеллат, ред. (1988). Энциклопедия ислама. Новое издание. Том 6. Манд-Марашис . Лейден: Р. Дж. Брилл. стр. 424–426.
- Дас, Асок Кумар (2013). Чудеса природы. Устад Мансур при дворе Великих Моголов . Публикации Марга.
- Верма, СП (1999). Могольский художник флоры и фауны Устад Мансур . Публикации Абхинава.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Альбом императоров: изображения Индии Великих Моголов , каталог выставки из Метрополитен-музея (можно загрузить), который содержит материалы об Устаде Мансуре (№ 41,44,45,47)
- Коллекции Метрополитен-музея - Нилгайские большие птицы- носороги
- Музей Виктории и Альберта - Веселый фазан Зебра Турция Эскиз двух журавлей