Сольфеджио
В музыке сольфеджио ( / ˈ s ɒ l f ε ʒ / , Французский: [solfeʒ] ) или сольфеджио ( / s ɒ l ˈ f ɛ dʒ i oʊ / ; Итальянский: [solˈfeddʒo] ), также называемый сольфа , сольфа , сольфео , среди многих названий, — мнемоника, используемая при обучении слуховым навыкам , высоте тона и чтению с листа западной музыки . Сольфеж — это форма сольмизации , хотя эти два термина иногда используются как синонимы.
Слоги назначаются нотам гаммы и помогают музыканту прослушивать или мысленно слышать высоту музыкального произведения, часто с целью пропеть их вслух. В эпоху Возрождения (и намного позже в некоторых публикациях с фигурными нотами ) для покрытия октавы использовались различные взаимосвязанные системы из четырех, пяти и шести нот. Метод тонизирующего сольфа популяризировал семь слогов, обычно используемых в англоязычных странах: до (пишется дох в тонике сольфа ), [ 1 ] re , mi , fa , so(l) , la и ti (или si ) (см. ниже ).
В настоящее время существует два способа применения сольфеджио: 1) фиксированное до , когда слоги всегда привязаны к определенной высоте звука (например, «до» всегда является «до-натуральным») и 2) подвижное до , когда слогам присваиваются гаммы. градусов , причем «до» всегда является первой степенью мажорной гаммы.
Этимология
[ редактировать ]Итальянское « сольфеджио » и английское/французское « сольфеджио » происходят от названий двух используемых слогов: sol и fa . [ 2 ] [ 3 ]
Общий термин « сольмизация », относящийся к любой системе обозначения звуков музыкальной гаммы слогами, в том числе используемой в Индии и Японии, а также сольфеджио, происходит от французского сольмизации , от латинских сольфеджио слогов sol и mi . [ 4 ]
Глагол «соль-фа» означает пение сольфеджио-слогов отрывка (в отличие от пения текста, напевания и т. д.). [ 5 ]
Источник
[ редактировать ]В Италии одиннадцатого века теоретик музыки Гвидо из Ареццо изобрел систему обозначений, в которой шесть нот гексахорда были названы в честь первого слога каждой строки латинского гимна « Ut queant laxis », «Гимна святому Иоанну Крестителю ». ", давая ут, ре, ми, фа, соль, ла . [ 6 ] [ 7 ] Каждая последующая строка этого гимна начинается на следующей ступени гаммы , поэтому название каждой ноты было слогом, исполняемым на этой высоте в этом гимне.

Чтобы могли звучать свободно волокна
Ми ра жесторум фа мули турум,
Sol ve polluti la biii reatum,
Сент-Джон
Эти слова были приписаны Павлу Диакону в 8 веке. Они переводятся как:
Чтобы слуги твои могли слабыми голосами
Озвучьте чудеса своих дел,
Очисти вину с наших испачканных губ,
О Святой Иоанн.
«Ут» было изменено в 1600-х годах в Италии на открытый слог До. [ 7 ] В системе Гвидо было всего шесть нот, но «си» была добавлена позже как седьмая нота диатонической гаммы. В англоязычных в девятнадцатом веке заменила «si» на «ti», странах Сара Гловер чтобы каждый слог мог начинаться с отдельной буквы . «Ти» используется в тонике соль-фа (и в знаменитой мелодии американского шоу « До-Ре-Ми »).
Некоторые авторы предполагают, что на слоги сольфеджио ( до, ре, ми, фа, соль, ла, ти ) могли повлиять слоги арабской системы сольмизации, называемой درر مفصّلات Durar Mufaṣṣalāt («Детальные жемчужины») ( dāl, rā' , мим, фа', сад, лам, та' ). Эта теория смешанного происхождения была выдвинута учеными еще в семнадцатом и восемнадцатом веках в работах Франциска Месниена Менинского и Жана-Бенджамина де Ла Борда . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Современные ученые в основном настроены скептически. [ 12 ]
В елизаветинской Англии
[ редактировать ]В елизаветинскую эпоху Англия и связанные с ней территории использовали только четыре слога: mi, fa, sol и la. «Ми» обозначало современные ти или си, «фа» — современные до или ут, «соль» — современные ре, а «ла» — современные ми. Затем фа, соль и ла будут повторяться, чтобы также обозначать их современные аналоги, в результате чего шкала будет такой: «фа, соль, ля, фа, соль, ла, ми, фа». Использование «фа», «соль» и «ля» для двух позиций в гамме является пережитком гвидоновской системы так называемых «мутаций» (т.е. изменений гексахорда в ноте, см. Гвидонова рука ). Эта система была в значительной степени устранена к 19 веку, но до сих пор используется в некоторых системах нот формы , которые придают каждому из четырех слогов «фа», «сол», «ла» и «ми» разную форму.
Пример такого типа сольмизации встречается в шекспировском «Короле Лире» , где в акте 1, сцена 2 Эдмунд восклицает про себя сразу после появления Эдгара, чтобы Эдгар мог его услышать: «О, эти затмения действительно предвещают эти разделения». Затем в Первом фолио 1623 года (но не в Кварто 1608 года) он добавляет: «Фа, так, ля, ми». Этот Эдмунд, вероятно, пел на мотив Фа , Со , Ла , Ти (например, Фа, Соль, А, Си до мажор), то есть восходящую последовательность из трех целых тонов со зловещим ощущением: см. тритон (историческое использование) . [ нужна ссылка ]
Современное использование
[ редактировать ]Сольфеж до сих пор используется для обучения чтению с листа. Существует два основных типа: подвижное do и фиксированное do .
Подвижная теория музыки
[ редактировать ]В Movable сделать [ 13 ] или тоника соль-фа , каждый слог соответствует ступени гаммы ; например, если музыка меняется на более высокую тональность, каждый слог переходит на соответственно более высокую ноту. Это аналогично гвидоновской практике присвоения каждой степени гексахорда сольфеджио-названия и в основном используется в германских странах, странах Содружества и Соединенных Штатах.
Один особенно важный вариант подвижного до, но отличающийся в некоторых отношениях от системы, описанной ниже, был изобретен в девятнадцатом веке Сарой Энн Гловер и известен как тонизирующее соль-фа .
В Италии в 1972 году Роберто Зоб написал знаменитый метод «Cantar leggendo», который стал использоваться для хоров и музыки для маленьких детей.
Педагогическое преимущество системы подвижного До заключается в ее способности способствовать теоретическому пониманию музыки; Поскольку тоника устанавливается, а затем поется по сравнению с ней, ученик в своем пении делает вывод о мелодических и аккордовых значениях.
Главный
[ редактировать ]Подвижное до часто используется в Австралии, Китае, Японии (5-е место — so, 7-е — si), Ирландии, Великобритании, США, Гонконге и англоязычной Канаде. Система подвижного до является фундаментальным элементом метода Кодая, используемого в основном в Венгрии , но имеющего преданных последователей во всем мире. В подвижной системе до каждому слогу сольфеджио соответствует не высота звука, а ступень гаммы: первая ступень мажорной гаммы всегда поется как «до», вторая — как «ре» и т. д. (Для минорных тональностей см. ниже.) Таким образом, в подвижном до данная мелодия всегда исполняется сольфа на одних и тех же слогах, независимо от того, в какой тональности она находится.
Слоги сольфеджио, используемые для подвижных, немного отличаются от слогов, используемых для фиксированных до, потому что обычно используется английский вариант основных слогов («ти» вместо «си»), а хроматически также обычно включаются измененные слоги.
Степень крупного масштаба | Мова. сделать сольфеджио по слогам | # полушагов от До | Переведено прон. |
---|---|---|---|
1 | Делать | 0 | /доʊ/ |
Поднят 1 | От | 1 | /диː/ |
Понижен 2 | Солнце | 1 | /ɹɑː/ |
2 | Ре | 2 | /ɹeɪ/ |
Подняли 2 | Ри | 3 | /ɹiː/ |
Понижен 3 | Я (и мама) | 3 | /meɪ/ ( /mɑː/ ) |
3 | Мне | 4 | /миː/ |
4 | Но | 5 | /fɑː/ |
Подняли 4 | Быть | 6 | /превосходить/ |
Понижено 5 | Се | 6 | /seɪ/ |
5 | Солнце | 7 | /так/ |
Поднял 5 | И | 8 | /сиː/ |
Понижено 6 | Он (и оно) | 8 | /leɪ/ ( /loʊ/ ) |
6 | La | 9 | /lɑː/ |
Подняли 6 | Что | 10 | / лиː/ |
Понижено 7 | Те (& Та) | 10 | /teɪ/ ( /tɑː/ ) |
7 | Из | 11 | /понимать/ |
Если в какой-то момент тональность произведения модулируется, то необходимо в этом месте поменять слоги сольфеджио. Например, если пьеса начинается с до мажора, то сначала до поется на «до», ре — на «ре» и т. д. Однако, если затем пьеса модулируется до фа мажор, то фа поется на «до», G на «ре» и т. д., а затем поется C на «sol». Если произведение модулируется на любую мажорную тональность, то субдоминантой будет фа, доминантой будет соль, субмедиантой будет ля, а супертонической нотой будет ре.
Незначительный
[ редактировать ]Отрывки в минорной тональности могут исполняться сольфа одним из двух способов в подвижном до: либо начиная с до (используя «ме», «ле» и «те» для пониженных третьей, шестой и седьмой ступеней, и « ла» и «ти» для повышенных шестой и седьмой ступеней), который называется «минор на основе до» или начинается с ла (используются «фи» и «си» для повышенных шестой и седьмой ступеней). Последний (называемый «ля минор») иногда предпочтительнее в хоровом пении, особенно с детьми.
Выбор системы, используемой для минора, влияет на то, как вы справляетесь с модуляциями. В первом случае («минор на основе до»), когда тональность перемещается, например, от до мажор к до минор, слог «до» продолжает указывать на одну и ту же ноту, а именно «до» (нет «мутации» ноты «до»), но когда тональность смещается с до мажор на ля минор (или ля мажор), гамма транспонируется с do = C на do = A. Во втором случае («ля-минор»), когда тональность перемещается с до мажор на Минорный слог do продолжает указывать на ту же ноту, снова до, но когда тональность перемещается от до мажор к до минор, гамма транспонируется с do = C на do = ми-бемоль.
Степень натурального минора | Подвижный слог до сольфеджио (ля минор) | Подвижный слог до сольфеджио (минор на основе до) |
---|---|---|
Понижен 1 | Он (и оно) | ( Из ) |
1 | La | Делать |
Поднят 1 | Что | От |
Понижен 2 | Те (& Та) | Солнце |
2 | Из | Ре |
3 | Делать | Я (и мама) |
Подняли 3 | От | Мне |
Понижено 4 | Солнце | ( Мы ) |
4 | Ре | Но |
Подняли 4 | Ри | Быть |
Понижено 5 | Я (и мама) | Се |
5 | Мне | Солнце |
6 | Но | Он (и оно) |
Подняли 6 | Быть | |
Понижено 7 | Се | ( ) |
7 | Солнце | Те (& Та) |
Подняли 7 | И | Из |
Исправлено сольфеджио
[ редактировать ]
В фиксированном do каждый слог всегда соответствует одной и той же высоте; когда музыка меняет тональность, каждый слог продолжает относиться к тому же звуку (в абсолютном смысле), что и раньше. Это аналогично системе романского языка, называющей высоты звука по слогам сольфеджио, и используется, в частности, в романских и славянских странах, включая испаноязычные страны.
В основных романских и славянских языках слоги До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ла и Si — это обычные названия нот, точно так же, как буквы C, D, E, F, G, A и B используются для обозначения нот в английском языке. Для носителей этих языков сольфеджио — это просто пение названий нот без каких-либо модификаторов, таких как «диез» или «бемоль», чтобы сохранить ритм. Эта система называется фиксированным до и используется в Бельгии , Бразилии, Испании, Португалии , Франции, Италии, Румынии , странах Латинской Америки и во франкоязычной Канаде, а также в таких странах, как Россия , Турция , Украина , Болгария и Израиль , где нет -Говорят на романских языках. В Соединенных Штатах система фиксированных занятий преподается во многих консерваториях и музыкальных школах, включая Джульярдскую школу в Нью-Йорке, институт Кертиса Музыкальный музыки в Филадельфии, Музыкальную школу Истмана в Рочестере, Нью-Йорк, и Кливлендскую школу . Институт музыки в Кливленде, штат Огайо.
Название заметки | Слог | Произношение | Подача сорт | ||
---|---|---|---|---|---|
Английский | Романтика | англизированный | итальянский | ||
C ♭ | Do ♭ | делать | /доʊ/ | /работа/ | 11 |
С | Делать | 0 | |||
C ♯ | Do ♯ | 1 | |||
D ♭ | Re ♭ | ре | /ɹeɪ/ | /нет/ | 1 |
Д | Ре | 2 | |||
D ♯ | Re ♯ | 3 | |||
E ♭ | Mi ♭ | мне | /миː/ | /мне/ | 3 |
И | Мне | 4 | |||
E ♯ | Mi ♯ | 5 | |||
F ♭ | Fa ♭ | но | /fɑː/ | /но/ | 4 |
Ф | Но | 5 | |||
F ♯ | Fa ♯ | 6 | |||
G ♭ | Sol ♭ | солнце | /со'л/ | /соль/ | 6 |
Г | Солнце | 7 | |||
G ♯ | Sol ♯ | 8 | |||
A ♭ | La ♭ | тот | /lɑː/ | /the/ | 8 |
А | La | 9 | |||
A ♯ | La ♯ | 10 | |||
B ♭ | Si ♭ | и | /сиː/ | /и/ | 10 |
Б | И | 11 | |||
B ♯ | Si ♯ | 0 |
В фиксированной системе до, показанной выше, случайные знаки не влияют на используемые слоги. Например, C, C ♯ и C ♭ (а также C и С
, не показаны выше) все поются со слогом «до».
Хроматические варианты
[ редактировать ]Также было разработано несколько хроматических систем фиксированного до для учета хроматических нот и даже для дабл-диез и дабл-бемоль вариантов . Система Йениан , являющаяся первой системой сольфеджиума с 24 EDO (т. е. четвертьтонами), предлагала даже четвертьтоновые слоги. Несмотря на отсутствие исключений из своих правил, он поддерживает пользователей как si, так и ti.
Название заметки | Слог | Подача сорт | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Английский | Романтика | Традиционный [ 14 ] |
5 диезов, 5 бемолей [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] |
Халла [ 17 ] |
Ширер [ 18 ] |
Силер [ 19 ] |
Латони [ 20 ] |
Соторрио [ 21 ] |
Йенян (хроматический)
(пользователи Si/пользователи Ti) [ 22 ] | |||
С ![]() |
Делать ![]() |
делать | – | запах | он сказал | из | (На) | Dɚ | 10 | |||
C ♭ | Do ♭ | – | из | из | делать | Ne | (Нет) | Также | 11 | |||
С | Делать | делать | делать | делать | и | С | Делать | Делать | 0 | |||
C ♯ | Do ♯ | Из | и | Из | из | Ро | Здесь | Из | 1 | |||
С ![]() |
Делать ![]() |
– | тот | ну давай же | Из | Вт | (Рэй) | вчера | 2 | |||
Д ![]() |
Ре ![]() |
ре | – | раф | сырой | ру | Быть | (Делать) | Рɚ | 0 | ||
D ♭ | Re ♭ | день | день | день | ро | Ри | Здесь | Ре | 1 | |||
Д | Ре | ре | ре | ре | день | К | Рэй | Ре | 2 | |||
D ♯ | Re ♯ | ри | ри | ри | ре | В | Нет | Ру | 3 | |||
Д ![]() |
Ре ![]() |
– | ему | Рай | ри | Здесь | (Мне) | Рю | 4 | |||
И ![]() |
Мне ![]() |
мне | – | меф | пасть | в | Из | (Рэй) | Mɚ | 2 | ||
E ♭ | Mi ♭ | мне | мне | мне | для | Мо | Нет | Мне | 3 | |||
И | Мне | мне | мне | мне | и | К | Мне | Мне | 4 | |||
E ♯ | Mi ♯ | – | что | Может | мне | на | (Но) | В | 5 | |||
И ![]() |
Мне ![]() |
– | Миш | – | мне | На | (Я клянусь) | Это | 6 | |||
Ф ![]() |
Но ![]() |
но | – | фоф | фау | это было | Мне | (Нет) | Fɚ | 3 | ||
F ♭ | Fa ♭ | – | фо | фе | фо | Идти | (Мне) | Фе | 4 | |||
Ф | Но | но | но | но | но | Они есть | Но | Но | 5 | |||
F ♯ | Fa ♯ | быть | фе | быть | фе | Хорошо | вокруг | Это было | 6 | |||
Ф ![]() |
Но ![]() |
– | Фес | делать | быть | Le | (Солнце) | Фу | 7 | |||
Г ![]() |
Солнце ![]() |
солнце | – | сера | пила | являются | Так | (Но) | Sɚl / Sɚ | 5 | ||
G ♭ | Sol ♭ | с | на | с | так | Мог | вокруг | Сал/Сб | 6 | |||
Г | Солнце | солнце | солнце | так | на | La | Солнце | Солнце | 7 | |||
G ♯ | Sol ♯ | и | должен | и | с | Из | К | Вкл/Вверх | 8 | |||
Г ![]() |
Солнце ![]() |
– | мороз | до | и | Быть | () | Сюл / Сю | 9 | |||
А ![]() |
La![]() |
тот | – | лоф | закон | ему | Лу | (Солнце) | Lɚ | 7 | ||
A ♭ | La ♭ | тот | это | тот | это | И | К | Да | 8 | |||
А | La | тот | тот | тот | тот | Фе | La | 9 | ||||
A ♯ | La ♯ | что | тот | что | тот | К | На | Лу | 10 | |||
А ![]() |
La![]() |
– | ТО | к | что | Нет | (Нет) | Люй | 11 | |||
Б ![]() |
И ![]() |
и | – | а именно | ноги | что | Но | () | Sɚ / Tɚ | 9 | ||
B ♭ | Si ♭ | тот | с | тот | к | Когда | На | Суббота/Те | 10 | |||
Б | И | из | и | из | лицом к лицу | В | Нет | Куда/из | 11 | |||
B ♯ | Si ♯ | – | сестренка | этот | тот | Бо | (Делать) | Его/Ваш | 0 | |||
Б ![]() |
И ![]() |
– | шиш | – | из | Ру | (к) | Белый/Вт | 1 | |||
Тире («–») означает, что в источнике(ах) не указан слог. |
Имена заметок
[ редактировать ]В странах с фиксированным до эти семь слогов (с «си», а не с «ти»), а не буквы C, D, E, F, G, A и B, используются для обозначения нот До-мажорная гамма. Здесь можно было бы сказать, например, что Девятая симфония Бетховена ( ре минор ) находится в «Ре миноре», а третья часть ее (си -бемоль мажор ) — в «Си-бемоль мажор».
В германских странах, с другой стороны, ноты имеют названия букв, которые в основном такие же, как и в английском языке (так что Девятая симфония Бетховена, как говорят, находится в «ре минор»), а сольфеджио-слоги встречаются только на виду. -пение и тренировка слуха.
Культурные ссылки
[ редактировать ]- Различные возможности различать ноты акустически, оптически, с помощью речи и знаков сделали сольфеджио возможным слоговым письмом для международного вспомогательного языка (IAL/LAI). Во второй половине XIX века это было реализовано на музыкальном языке Solresol .
- В «Звуках музыки » песня « До-Ре-Ми » построена на сольфеджио. Мария поет ее с детьми фон Трапп, чтобы научить их петь мажорную гамму.
- Эрни Ковача В телешоу был популярный повторяющийся скетч, который стал известен как « Найробийское трио ». Три персонажа носили длинные пальто , котелки и маски горилл, и их исполняли Эрни и два других сменяющихся человека, включая незарегистрированных звезд, таких как Фрэнк Синатра и Джек Леммон , а также жена Ковача, певица Эди Адамс . Диалога не было, все трое изображали пантомиму под песню Роберта Максвелла «Сольфеджио », а текст песни состоял исключительно из самих слогов сольфеджио. Эскиз был настолько популярен, что песня была переиздана как «Песня Найробийского трио».
См. также
[ редактировать ]- Саргам – Нота в октаве (индийская классическая музыка)
- Названия и переводы ключевых подписей – Перевод музыкальных тональностей
- Пронумерованная нотная запись - система нотной записи, используемая в Азии с 19 века.
- Vocable – значимый звук, произносимый людьми.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Оксфордский словарь английского языка, 2-е изд. (1998) [ нужна страница ]
- ^ «Сольфеджио» . Интернет-словарь Мерриам-Вебстера . Мерриам-Вебстер Онлайн . Проверено 27 февраля 2010 г.
- ^ «Сольфеж» . Интернет-словарь Мерриам-Вебстера . Мерриам-Вебстер Онлайн . Проверено 27 февраля 2010 г.
- ^ «Сольмизация» . Интернет-словарь Мерриам-Вебстера . Мерриам-Вебстер Онлайн . Проверено 27 февраля 2010 г.
- ^ «Соль-фа» . Интернет-словарь Мерриам-Вебстера . Мерриам-Вебстер Онлайн . Проверено 27 февраля 2010 г.
- ^ Дэвис, Норман (1997), Европа , стр. 271–272.
- ^ Перейти обратно: а б Макнот, WG (1893). «История и использование слогов соль-фа» . Труды Музыкального общества . 19 . Лондон: Новелло, Эвер и Ко: 35–51. дои : 10.1093/jrma/19.1.35 . ISSN 0958-8442 .
- ^ Тезаурус восточных языков (1680 г.) ОСЛК 61900507
- ^ Очерк древней и современной музыки (1780) ОСЛК 61970141
- ^ Фермер, Генри Джордж (1988). Исторические факты об арабском музыкальном влиянии . Айер Паблишинг. стр. 72–82. ISBN 0-405-08496-Х . ОСЛК 220811631 .
- ^ Миллер, Сэмюэл Д. (осень 1973 г.). «Гвидо д'Ареццо: средневековый музыкант и педагог». Журнал исследований в области музыкального образования . 21 (3). MENC_ Национальная ассоциация музыкального образования: 239–245. дои : 10.2307/3345093 . JSTOR 3345093 . S2CID 143833782 .
- ^ Миллер 1973, с. 244.
- ^ «Подвижное «Do» против фиксированного «Do» » . Обучение детей музыке . 2 октября 2012 года . Проверено 18 сентября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Деморест, Стивен М. (2001). Развитие хорового мастерства: обучение пению с листа на хоровой репетиции . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 46. ИСБН 978-0-19-512462-0 .
- ^ Бенджамин, Томас; Хорвит, Майкл; Нельсон, Роберт (2005). Музыка для пения с листа (4-е изд.). Бельмонт, Калифорния: Томпсон Ширмер. стр. x – xi. ISBN 978-0-534-62802-4 .
- ^ Уайт, Джон Д. (2002). Рекомендации по преподаванию теории музыки в колледже (2-е изд.). Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 34. ISBN 978-0-8108-4129-1 .
- ^ Халла, Джон (1880). Метод обучения пению Халлы (2-е изд.). Лондон: Longmans, Green and Co., стр. xi – xv. ISBN 0-86314-042-4 .
- ^ Ширер, Аарон (1990). Обучение игре на классической гитаре. Часть 2: Чтение и запоминание музыки . Пасифик, Миссури: Мел Бэй. п. 209. ИСБН 978-0-87166-855-4 .
- ^ Силер, Х. (1956). «К международному сольфеджио». Журнал исследований в области музыкального образования . 4 (1): 40–43. дои : 10.2307/3343838 . JSTOR 3343838 . S2CID 146618023 .
- ^ Карл Эйц (1891). Математически чистая тональная система .
- ^ Соторрио, Хосе А. (2002). Тональные спектры – и естественные элементы музыки . (1-е издание) Spectral Music, 2002. (Представляет простое 12-тоновое сольфеджио: До (Га) Ре (Ну) Ми Фа (Джер) Соль (Ки) Ла (Пе) и Ци, письменный компромисс между «Ти» и «си».]
- ^
Да, Хуай-Янь (12 февраля 2021 г.). «Ехнян Сольфедж / 葉氏唱名 / Сольфеджио Йехниано» . Музыкальные ноты Рено . Проверено 1 марта 2021 г.
... Йенианское сольфеджио - это интуитивная, легко адаптируемая и профессионально эффективная система четвертьтонового сольфеджио...
Внешние ссылки
[ редактировать ]
