Jump to content

Сольфеджио

(Перенаправлено с Movable сольфеджио )

В музыке сольфеджио ( / ˈ s ɒ l f ε ʒ / , Французский: [solfeʒ] ) или сольфеджио ( / s ɒ l ˈ f ɛ i / ; Итальянский: [solˈfeddʒo] ), также называемый сольфа , сольфа , сольфео , среди многих названий, — мнемоника, используемая при обучении слуховым навыкам , высоте тона и чтению с листа западной музыки . Сольфеж — это форма сольмизации , хотя эти два термина иногда используются как синонимы.

Слоги назначаются нотам гаммы и помогают музыканту прослушивать или мысленно слышать высоту музыкального произведения, часто с целью пропеть их вслух. В эпоху Возрождения (и намного позже в некоторых публикациях с фигурными нотами ) для покрытия октавы использовались различные взаимосвязанные системы из четырех, пяти и шести нот. Метод тонизирующего сольфа популяризировал семь слогов, обычно используемых в англоязычных странах: до (пишется дох в тонике сольфа ), [ 1 ] re , mi , fa , so(l) , la и ti (или si ) (см. ниже ).

В настоящее время существует два способа применения сольфеджио: 1) фиксированное до , когда слоги всегда привязаны к определенной высоте звука (например, «до» всегда является «до-натуральным») и 2) подвижное до , когда слогам присваиваются гаммы. градусов , причем «до» всегда является первой степенью мажорной гаммы.

Этимология

[ редактировать ]

Итальянское « сольфеджио » и английское/французское « сольфеджио » происходят от названий двух используемых слогов: sol и fa . [ 2 ] [ 3 ]

Общий термин « сольмизация », относящийся к любой системе обозначения звуков музыкальной гаммы слогами, в том числе используемой в Индии и Японии, а также сольфеджио, происходит от французского сольмизации , от латинских сольфеджио слогов sol и mi . [ 4 ]

Глагол «соль-фа» означает пение сольфеджио-слогов отрывка (в отличие от пения текста, напевания и т. д.). [ 5 ]

Источник

[ редактировать ]

В Италии одиннадцатого века теоретик музыки Гвидо из Ареццо изобрел систему обозначений, в которой шесть нот гексахорда были названы в честь первого слога каждой строки латинского гимна « Ut queant laxis », «Гимна святому Иоанну Крестителю ». ", давая ут, ре, ми, фа, соль, ла . [ 6 ] [ 7 ] Каждая последующая строка этого гимна начинается на следующей ступени гаммы , поэтому название каждой ноты было слогом, исполняемым на этой высоте в этом гимне.

Ноты к композиции "Ut queant laxis"

Чтобы могли звучать свободно волокна
Ми ра жесторум фа мули турум,
Sol ve polluti la biii reatum,
Сент-Джон

Эти слова были приписаны Павлу Диакону в 8 веке. Они переводятся как:

Чтобы слуги твои могли слабыми голосами
Озвучьте чудеса своих дел,
Очисти вину с наших испачканных губ,
О Святой Иоанн.

«Ут» было изменено в 1600-х годах в Италии на открытый слог До. [ 7 ] В системе Гвидо было всего шесть нот, но «си» была добавлена ​​позже как седьмая нота диатонической гаммы. В англоязычных в девятнадцатом веке заменила «si» на «ti», странах Сара Гловер чтобы каждый слог мог начинаться с отдельной буквы . «Ти» используется в тонике соль-фа (и в знаменитой мелодии американского шоу « До-Ре-Ми »).

Некоторые авторы предполагают, что на слоги сольфеджио ( до, ре, ми, фа, соль, ла, ти ) могли повлиять слоги арабской системы сольмизации, называемой درر مفصّلات Durar Mufaṣṣalāt («Детальные жемчужины») ( dāl, rā' , мим, фа', сад, лам, та' ). Эта теория смешанного происхождения была выдвинута учеными еще в семнадцатом и восемнадцатом веках в работах Франциска Месниена Менинского и Жана-Бенджамина де Ла Борда . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Современные ученые в основном настроены скептически. [ 12 ]

В елизаветинской Англии

[ редактировать ]

В елизаветинскую эпоху Англия и связанные с ней территории использовали только четыре слога: mi, fa, sol и la. «Ми» обозначало современные ти или си, «фа» — современные до или ут, «соль» — современные ре, а «ла» — современные ми. Затем фа, соль и ла будут повторяться, чтобы также обозначать их современные аналоги, в результате чего шкала будет такой: «фа, соль, ля, фа, соль, ла, ми, фа». Использование «фа», «соль» и «ля» для двух позиций в гамме является пережитком гвидоновской системы так называемых «мутаций» (т.е. изменений гексахорда в ноте, см. Гвидонова рука ). Эта система была в значительной степени устранена к 19 веку, но до сих пор используется в некоторых системах нот формы , которые придают каждому из четырех слогов «фа», «сол», «ла» и «ми» разную форму.

Пример такого типа сольмизации встречается в шекспировском «Короле Лире» , где в акте 1, сцена 2 Эдмунд восклицает про себя сразу после появления Эдгара, чтобы Эдгар мог его услышать: «О, эти затмения действительно предвещают эти разделения». Затем в Первом фолио 1623 года (но не в Кварто 1608 года) он добавляет: «Фа, так, ля, ми». Этот Эдмунд, вероятно, пел на мотив Фа , Со , Ла , Ти (например, Фа, Соль, А, Си до мажор), то есть восходящую последовательность из трех целых тонов со зловещим ощущением: см. тритон (историческое использование) . [ нужна ссылка ]

Современное использование

[ редактировать ]

Сольфеж до сих пор используется для обучения чтению с листа. Существует два основных типа: подвижное do и фиксированное do .

Подвижная теория музыки

[ редактировать ]

В Movable сделать [ 13 ] или тоника соль-фа , каждый слог соответствует ступени гаммы ; например, если музыка меняется на более высокую тональность, каждый слог переходит на соответственно более высокую ноту. Это аналогично гвидоновской практике присвоения каждой степени гексахорда сольфеджио-названия и в основном используется в германских странах, странах Содружества и Соединенных Штатах.

Один особенно важный вариант подвижного до, но отличающийся в некоторых отношениях от системы, описанной ниже, был изобретен в девятнадцатом веке Сарой Энн Гловер и известен как тонизирующее соль-фа .

В Италии в 1972 году Роберто Зоб написал знаменитый метод «Cantar leggendo», который стал использоваться для хоров и музыки для маленьких детей.

Педагогическое преимущество системы подвижного До заключается в ее способности способствовать теоретическому пониманию музыки; Поскольку тоника устанавливается, а затем поется по сравнению с ней, ученик в своем пении делает вывод о мелодических и аккордовых значениях.

Подвижное до часто используется в Австралии, Китае, Японии (5-е место — so, 7-е — si), Ирландии, Великобритании, США, Гонконге и англоязычной Канаде. Система подвижного до является фундаментальным элементом метода Кодая, используемого в основном в Венгрии , но имеющего преданных последователей во всем мире. В подвижной системе до каждому слогу сольфеджио соответствует не высота звука, а ступень гаммы: первая ступень мажорной гаммы всегда поется как «до», вторая — как «ре» и т. д. (Для минорных тональностей см. ниже.) Таким образом, в подвижном до данная мелодия всегда исполняется сольфа на одних и тех же слогах, независимо от того, в какой тональности она находится.

Слоги сольфеджио, используемые для подвижных, немного отличаются от слогов, используемых для фиксированных до, потому что обычно используется английский вариант основных слогов («ти» вместо «си»), а хроматически также обычно включаются измененные слоги.

Степень крупного масштаба Мова. сделать сольфеджио по слогам # полушагов от До Переведено прон.
1 Делать 0 /доʊ/
Поднят 1 От 1 /диː/
Понижен 2 Солнце 1 /ɹɑː/
2 Ре 2 /ɹeɪ/
Подняли 2 Ри 3 /ɹiː/
Понижен 3 Я (и мама) 3 /meɪ/ ( /mɑː/ )
3 Мне 4 /миː/
4 Но 5 /fɑː/
Подняли 4 Быть 6 /превосходить/
Понижено 5 Се 6 /seɪ/
5 Солнце 7 /так/
Поднял 5 И 8 /сиː/
Понижено 6 Он (и оно) 8 /leɪ/ ( /loʊ/ )
6 La 9 /lɑː/
Подняли 6 Что 10 / лиː/
Понижено 7 Те (& Та) 10 /teɪ/ ( /tɑː/ )
7 Из 11 /понимать/

Если в какой-то момент тональность произведения модулируется, то необходимо в этом месте поменять слоги сольфеджио. Например, если пьеса начинается с до мажора, то сначала до поется на «до», ре — на «ре» и т. д. Однако, если затем пьеса модулируется до фа мажор, то фа поется на «до», G на «ре» и т. д., а затем поется C на «sol». Если произведение модулируется на любую мажорную тональность, то субдоминантой будет фа, доминантой будет соль, субмедиантой будет ля, а супертонической нотой будет ре.

Незначительный

[ редактировать ]

Отрывки в минорной тональности могут исполняться сольфа одним из двух способов в подвижном до: либо начиная с до (используя «ме», «ле» и «те» для пониженных третьей, шестой и седьмой ступеней, и « ла» и «ти» для повышенных шестой и седьмой ступеней), который называется «минор на основе до» или начинается с ла (используются «фи» и «си» для повышенных шестой и седьмой ступеней). Последний (называемый «ля минор») иногда предпочтительнее в хоровом пении, особенно с детьми.

Выбор системы, используемой для минора, влияет на то, как вы справляетесь с модуляциями. В первом случае («минор на основе до»), когда тональность перемещается, например, от до мажор к до минор, слог «до» продолжает указывать на одну и ту же ноту, а именно «до» (нет «мутации» ноты «до»), но когда тональность смещается с до мажор на ля минор (или ля мажор), гамма транспонируется с do = C на do = A. Во втором случае («ля-минор»), когда тональность перемещается с до мажор на Минорный слог do продолжает указывать на ту же ноту, снова до, но когда тональность перемещается от до мажор к до минор, гамма транспонируется с do = C на do = ми-бемоль.

Степень натурального минора Подвижный слог до сольфеджио (ля минор) Подвижный слог до сольфеджио (минор на основе до)
Понижен 1 Он (и оно) ( Из )
1 La Делать
Поднят 1 Что От
Понижен 2 Те (& Та) Солнце
2 Из Ре
3 Делать Я (и мама)
Подняли 3 От Мне
Понижено 4 Солнце ( Мы )
4 Ре Но
Подняли 4 Ри Быть
Понижено 5 Я (и мама) Се
5 Мне Солнце
6 Но Он (и оно)
Подняли 6 Быть
Понижено 7 Се ( )
7 Солнце Те (& Та)
Подняли 7 И Из

Исправлено сольфеджио

[ редактировать ]
Названия нот на романских языках.

В фиксированном do каждый слог всегда соответствует одной и той же высоте; когда музыка меняет тональность, каждый слог продолжает относиться к тому же звуку (в абсолютном смысле), что и раньше. Это аналогично системе романского языка, называющей высоты звука по слогам сольфеджио, и используется, в частности, в романских и славянских странах, включая испаноязычные страны.

В основных романских и славянских языках слоги До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ла и Si — это обычные названия нот, точно так же, как буквы C, D, E, F, G, A и B используются для обозначения нот в английском языке. Для носителей этих языков сольфеджио — это просто пение названий нот без каких-либо модификаторов, таких как «диез» или «бемоль», чтобы сохранить ритм. Эта система называется фиксированным до и используется в Бельгии , Бразилии, Испании, Португалии , Франции, Италии, Румынии , странах Латинской Америки и во франкоязычной Канаде, а также в таких странах, как Россия , Турция , Украина , Болгария и Израиль , где нет -Говорят на романских языках. В Соединенных Штатах система фиксированных занятий преподается во многих консерваториях и музыкальных школах, включая Джульярдскую школу в Нью-Йорке, институт Кертиса Музыкальный музыки в Филадельфии, Музыкальную школу Истмана в Рочестере, Нью-Йорк, и Кливлендскую школу . Институт музыки в Кливленде, штат Огайо.

Традиционное фиксированное до [ 14 ]
Название заметки Слог Произношение Подача
сорт
Английский Романтика англизированный итальянский
C Do делать /доʊ/ /работа/ 11
С Делать 0
C Do 1
D Re ре /ɹeɪ/ /нет/ 1
Д Ре 2
D Re 3
E Mi мне /миː/ /мне/ 3
И Мне 4
E Mi 5
F Fa но /fɑː/ /но/ 4
Ф Но 5
F Fa 6
G Sol солнце /со'л/ /соль/ 6
Г Солнце 7
G Sol 8
A La тот /lɑː/ /the/ 8
А La 9
A La 10
B Si и /сиː/ /и/ 10
Б И 11
B Si 0

В фиксированной системе до, показанной выше, случайные знаки не влияют на используемые слоги. Например, C, C и C (а также C двойной диез и С двойная квартира, не показаны выше) все поются со слогом «до».

Хроматические варианты

[ редактировать ]

Также было разработано несколько хроматических систем фиксированного до для учета хроматических нот и даже для дабл-диез и дабл-бемоль вариантов . Система Йениан , являющаяся первой системой сольфеджиума с 24 EDO (т. е. четвертьтонами), предлагала даже четвертьтоновые слоги. Несмотря на отсутствие исключений из своих правил, он поддерживает пользователей как si, так и ti.

Хроматические варианты фиксированного до
Название заметки Слог Подача
сорт
Английский Романтика Традиционный
[ 14 ]
5 диезов, 5 бемолей
[ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Халла
[ 17 ]
Ширер
[ 18 ]
Силер
[ 19 ]
Латони
[ 20 ]
Соторрио
[ 21 ]
Йенян (хроматический)

(пользователи Si/пользователи Ti) [ 22 ]

С двойная квартира Делать двойная квартира делать запах он сказал из (На) 10
C Do из из делать Ne (Нет) Также 11
С Делать делать делать делать и С Делать Делать 0
C Do Из и Из из Ро Здесь Из 1
С двойной диез Делать двойной диез тот ну давай же Из Вт (Рэй) вчера 2
Д двойная квартира Ре двойная квартира ре раф сырой ру Быть (Делать) Рɚ 0
D Re день день день ро Ри Здесь Ре 1
Д Ре ре ре ре день К Рэй Ре 2
D Re ри ри ри ре В Нет Ру 3
Д двойной диез Ре двойной диез ему Рай ри Здесь (Мне) Рю 4
И двойная квартира Мне двойная квартира мне меф пасть в Из (Рэй) 2
E Mi мне мне мне для Мо Нет Мне 3
И Мне мне мне мне и К Мне Мне 4
E Mi что Может мне на (Но) В 5
И двойной диез Мне двойной диез Миш мне На (Я клянусь) Это 6
Ф двойная квартира Но двойная квартира но фоф фау это было Мне (Нет) 3
F Fa фо фе фо Идти (Мне) Фе 4
Ф Но но но но но Они есть Но Но 5
F Fa быть фе быть фе Хорошо вокруг Это было 6
Ф двойной диез Но двойной диез Фес делать быть Le (Солнце) Фу 7
Г двойная квартира Солнце двойная квартира солнце сера пила являются Так (Но) Sɚl / Sɚ 5
G Sol с на с так Мог вокруг Сал/Сб 6
Г Солнце солнце солнце так на La Солнце Солнце 7
G Sol и должен и с Из К Вкл/Вверх 8
Г двойной диез Солнце двойной диез мороз до и Быть () Сюл / Сю 9
А двойная квартира Laдвойная квартира тот лоф закон ему Лу (Солнце) 7
A La тот это тот это И К Да 8
А La тот тот тот тот Фе La 9
A La что тот что тот К На Лу 10
А двойной диез Laдвойной диез ТО к что Нет (Нет) Люй 11
Б двойная квартира И двойная квартира и а именно ноги что Но () Sɚ / Tɚ 9
B Si тот с тот к Когда На Суббота/Те 10
Б И из и из лицом к лицу В Нет Куда/из 11
B Si сестренка этот тот Бо (Делать) Его/Ваш 0
Б двойной диез И двойной диез шиш из Ру (к) Белый/Вт 1
Тире («–») означает, что в источнике(ах) не указан слог.

Имена заметок

[ редактировать ]

В странах с фиксированным до эти семь слогов (с «си», а не с «ти»), а не буквы C, D, E, F, G, A и B, используются для обозначения нот До-мажорная гамма. Здесь можно было бы сказать, например, что Девятая симфония Бетховена ( ре минор ) находится в «Ре миноре», а третья часть ее (си -бемоль мажор ) — в «Си-бемоль мажор».

В германских странах, с другой стороны, ноты имеют названия букв, которые в основном такие же, как и в английском языке (так что Девятая симфония Бетховена, как говорят, находится в «ре минор»), а сольфеджио-слоги встречаются только на виду. -пение и тренировка слуха.

Культурные ссылки

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Оксфордский словарь английского языка, 2-е изд. (1998) [ нужна страница ]
  2. ^ «Сольфеджио» . Интернет-словарь Мерриам-Вебстера . Мерриам-Вебстер Онлайн . Проверено 27 февраля 2010 г.
  3. ^ «Сольфеж» . Интернет-словарь Мерриам-Вебстера . Мерриам-Вебстер Онлайн . Проверено 27 февраля 2010 г.
  4. ^ «Сольмизация» . Интернет-словарь Мерриам-Вебстера . Мерриам-Вебстер Онлайн . Проверено 27 февраля 2010 г.
  5. ^ «Соль-фа» . Интернет-словарь Мерриам-Вебстера . Мерриам-Вебстер Онлайн . Проверено 27 февраля 2010 г.
  6. ^ Дэвис, Норман (1997), Европа , стр. 271–272.
  7. ^ Перейти обратно: а б Макнот, WG (1893). «История и использование слогов соль-фа» . Труды Музыкального общества . 19 . Лондон: Новелло, Эвер и Ко: 35–51. дои : 10.1093/jrma/19.1.35 . ISSN   0958-8442 .
  8. ^ Тезаурус восточных языков (1680 г.) ОСЛК   61900507
  9. ^ Очерк древней и современной музыки (1780) ОСЛК   61970141
  10. ^ Фермер, Генри Джордж (1988). Исторические факты об арабском музыкальном влиянии . Айер Паблишинг. стр. 72–82. ISBN  0-405-08496-Х . ОСЛК   220811631 .
  11. ^ Миллер, Сэмюэл Д. (осень 1973 г.). «Гвидо д'Ареццо: средневековый музыкант и педагог». Журнал исследований в области музыкального образования . 21 (3). MENC_ Национальная ассоциация музыкального образования: 239–245. дои : 10.2307/3345093 . JSTOR   3345093 . S2CID   143833782 .
  12. ^ Миллер 1973, с. 244.
  13. ^ «Подвижное «Do» против фиксированного «Do» » . Обучение детей музыке . 2 октября 2012 года . Проверено 18 сентября 2020 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Деморест, Стивен М. (2001). Развитие хорового мастерства: обучение пению с листа на хоровой репетиции . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 46. ​​ИСБН  978-0-19-512462-0 .
  15. ^ Бенджамин, Томас; Хорвит, Майкл; Нельсон, Роберт (2005). Музыка для пения с листа (4-е изд.). Бельмонт, Калифорния: Томпсон Ширмер. стр. x – xi. ISBN  978-0-534-62802-4 .
  16. ^ Уайт, Джон Д. (2002). Рекомендации по преподаванию теории музыки в колледже (2-е изд.). Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 34. ISBN  978-0-8108-4129-1 .
  17. ^ Халла, Джон (1880). Метод обучения пению Халлы (2-е изд.). Лондон: Longmans, Green and Co., стр. xi – xv. ISBN  0-86314-042-4 .
  18. ^ Ширер, Аарон (1990). Обучение игре на классической гитаре. Часть 2: Чтение и запоминание музыки . Пасифик, Миссури: Мел Бэй. п. 209. ИСБН  978-0-87166-855-4 .
  19. ^ Силер, Х. (1956). «К международному сольфеджио». Журнал исследований в области музыкального образования . 4 (1): 40–43. дои : 10.2307/3343838 . JSTOR   3343838 . S2CID   146618023 .
  20. ^ Карл Эйц (1891). Математически чистая тональная система .
  21. ^ Соторрио, Хосе А. (2002). Тональные спектры – и естественные элементы музыки . (1-е издание) Spectral Music, 2002. (Представляет простое 12-тоновое сольфеджио: До (Га) Ре (Ну) Ми Фа (Джер) Соль (Ки) Ла (Пе) и Ци, письменный компромисс между «Ти» и «си».]
  22. ^ Да, Хуай-Янь (12 февраля 2021 г.). «Ехнян Сольфедж / 葉氏唱名 / Сольфеджио Йехниано» . Музыкальные ноты Рено . Проверено 1 марта 2021 г. ... Йенианское сольфеджио - это интуитивная, легко адаптируемая и профессионально эффективная система четвертьтонового сольфеджио...
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 872a02c82daf7eb83787f73b18b98070__1724197500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/87/70/872a02c82daf7eb83787f73b18b98070.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Solfège - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)