Jump to content

Гвидонова рука

Один пример гвидоновской руки из Бодлианской библиотеки MS.

Рука Гвидона представляла собой мнемоническое устройство, которое использовалось для помощи певцам в обучении пению с листа . Некоторая форма устройства, возможно, использовалась Гвидо Ареццо , теоретиком средневековой музыки , написавшим ряд трактатов, в том числе один, обучающий певцов чтению с листа. Рука встречается в некоторых рукописях до времен Гвидо как инструмент для определения полутона; Изображенного вида он не имеет до XII века. Sigebertus Gemblacensis в ок. 1105–1110 действительно описывали, как Гвидо использовал суставы рук для обучения своему гексахорду . Рука Гвидона тесно связана с новыми идеями Гвидо о том, как изучать музыку, включая использование гексахордов, и первым известным западным использованием сольфеджио .

Идея гвидоновской руки заключается в том, что каждая часть руки представляет собой определенную ноту в системе гексахордов, которая охватывает почти три октавы от «Γ ut » (то есть « Gamma ut ») (сокращение которой и есть « Gamut »). , что может относиться ко всему диапазону) до «Э ла » (другими словами, от буквы «соль» в нижней части современного басового ключа до ноты «ми» в верхней части скрипичного ключа ). Сложные названия сочетают в себе букву высоты тона и до трех шестихордальных слогов, чтобы указать функции каждой ноты. [1] Эти составные имена иногда отображались с пробелами между основной буквой и слогами, но в прозе также иногда объединялись в одно слово, добавляя букву «е» после основной буквы, если она была согласной, в результате чего получались имена, указанные в таблице ниже. . Некоторые составные названия уточняют регистр (например, C fa ut , C sol fa ut и C sol fa обозначают три разные октавы C), но есть и повторяющиеся названия (например, одно и то же имя B mi появляется в трех разных октавах).

Во время обучения преподаватель указывал ученикам серию нот, которые они должны были спеть, указывая на них на руке: [ нужна ссылка ] похожа на систему сигналов руками, иногда используемую в сочетании с сольфеджио . Обычно, как в примере ниже, ноты гаммы мысленно накладывались на суставы и кончики пальцев левой руки. Таким образом, «гамма ут » (две буквы G ниже средней С) обозначала кончик большого пальца, А («А ре ») — внутреннюю часть сустава большого пальца, В («Б ми ») — сустав у основания большого пальца. , C («C fa ut ») — сустав у основания указательного пальца, и так далее, вращаясь по спирали вокруг руки против часовой стрелки, мимо средней C («C sol fa ut ») до тех пор, пока D не окажется на девятой выше средней C («C sol fa ut»). Ре ля соль ») (средний сустав среднего пальца) и нота ми над ним («Э ла ») (задняя часть этого сустава, единственная нота на тыльной стороне руки) были достигнуты. Точное положение заметок на руке иногда варьируется от источника к источнику, поэтому можно утверждать, что ни одна версия не является окончательной. [2]

Это устройство позволяло людям визуализировать, где находятся полутона гаммы, и визуализировать переплетенные позиции гексахордов (названия которых — ut re mi fa sol la — были взяты из гимна « Ut queant laxis »). Рука Гвидона воспроизводилась во многих средневековых трактатах.

Средневековая гексахордальная система (c' = Middle C )
Современный
название заметки
Средневековый
название заметки
Мутация Сложный
Имена
1 2 3 4 5 6 7
Сольмизация
и" да тот И там Она
д″ дд тот солнце Д солнце Деласол
с″ копия солнце но C делает только Чесольфа
б' мне Б ми Они стояли
b но Б делает Бефа
а' аа тот мне ре К моему ре Аламир
г' г солнце ре вне G sol re ut Гезолройт
е' ж но вне Ф фа ут Аргумент
и' и тот мне И мой Мой
д' д тот солнце ре От солнца Деласольр
с' с солнце но вне C только делает Сесольфаут
б мне Б ми Они стояли
b но Б делает Бефа
а а тот мне ре К моему ре Аламир
г Г солнце ре вне G sol re ut Гезолройт
ж Ф но вне Ф фа ут Аргумент
и И тот мне И мой Мой
д Д солнце ре Д соль ре Пустынный
с С но вне C делает это Этот провал
Б Б мне Б ми Они стояли
А А ре И снова Являются
Г С вне Гамма вне
Рука Гвидона. Цвета обозначают три лада гексахорда: durum (твердый, эквивалент соль мажор), naturale (естественный, эквивалент до мажор) и molle (мягкий, эквивалент фа мажор).

Точные обозначения системы гексахордов можно найти в репродукции Ameri Practica artis musice (1271 г.), [3] или в источнике 1784 года «Церковные писатели о духовной музыке , особенно [4]

Гексахорд в средние века

[ редактировать ]
Репродукция Ameri Practica artis musice (1271 г.), изд. Чезарино Руини, Corpus scriptorum de musica, vol. 25 [5]

Гексахорд как мнемонический прием был впервые описан Гвидо Ареццо в его «Epistola de ignoto cantu» и трактате «Микрогус» . [6] Это был самый основной педагогический инструмент для изучения новой музыки в европейском Средневековье, и на него часто ссылаются в современной музыкальной теории. [ нужна ссылка ] В каждом гексахорде все соседние высоты отстоят друг от друга на целый тон , кроме двух средних, которые разделены полутоном . Эти шесть тонов называются ут , ре , ми , фа , соль и ля , с полутоном между ми и фа . Эти шесть имен происходят от первого слога каждой полустрочки гимна VIII века « Ut queant laxis ».

Каждый гексахорд может начинаться с G, C или F, а соседняя таблица, если читать снизу вверх, показывает ноты в каждом гексахорде для каждой из трех октав. Чтение слева направо может, в определенных пределах, позволить отличать ноты в разных октавах друг от друга. Таким образом, C (современный c ) был «C fa ut» (или «Cefaut»), c (современный c ') был «C sol fa ut», а cc (современный c ″) был «C sol fa». Поскольку самая низкая высота звука обозначалась греческой буквой Γ (гамма, от «g»), высота звука была известна как «Gamma ut» или « Gamut », термин, который стал обозначать диапазон доступных нот, а позже и «гамму». полный спектр чего-либо. [7]

В гексахордальной системе также различаются B ( fa в гексахорде F, известный как «B molle» для «мягкого B») и B ♮ ( mi в гексахорде G, известный как «B durum» для «жесткого B»). ). Со временем мягкие и твердые варианты буквы «b» стали изображаться в виде закругленной « » и квадратной « », которые постепенно превратились в современные плоские и естественные знаки (или, в Северной Европе, в буквы «b»). ' и 'ч'). [8]

Поскольку один гексахорд не охватывал все возможные ноты в диапазоне гаммы (только C–A, F–D, исключая B , или G–E, исключая B ), певцам пришлось бы «мутировать» между гексахордами, если бы диапазон была превышена шестая часть или произошло чередование между B и B . [8] Таким образом, «Гвидонова» система нескольких гексахордов отличалась от современной системы сольфеджио , в которой одного набора слогов достаточно, чтобы назвать все возможные высоты звука (включая, часто, хроматические звуки) в пределах лада.

Поскольку он включал B durum , гексахорд G назывался гексахордум твердый ; аналогично гексахорда F называлась гексахордум молле . Гексахорда C, не содержащая ни B, называлась гексахордой naturale . [8]

В 14 веке эта система была расширена до гексахордов, что позволило более часто использовать знаковые знаки. С этого времени использование таких нот стало называться musica ficta . [6]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Вилли Апель, «Гексахорд», В Гарвардском музыкальном словаре, Вилли Апель, изд. (Кембридж: Bellknap Press, 1972), 384.
  2. ^ Эндрю Хьюз, «Сольмизация», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publishers, 2001).
  3. ^ Американское музыкальное практическое искусство (1271), изд. Чезарино Руини, Corpus scriptorum de musica, vol. 25 (np: Американский институт музыковедения , 1977), 19–112. http://www.chmtl.indiana.edu/tml/13th/AMEPRA_TEXT.html
  4. ^ Элиас Соломон, «Наука о музыкальном искусстве», Церковные писатели, особенно о духовной музыке , 3 тома, изд. Мартин Герберт (Сен-Блез: Typis San-Blasianis, 1784; переиздание , Хильдесхайм: Olms, 1963)
  5. ^ Репродукция Ameri Practica artis musice (1271), изд. Чезарино Руини, Corpus scriptorum de musica, vol. 25 http://www.chmtl.indiana.edu/tml/13th/AMEPRA_02GF.gif
  6. ^ Jump up to: а б Иоаш Хиршберг, «Гексахорд», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publishers, 2001).
  7. ^ Макнот, WG (1893). «История и использование слогов соль-фа» . Труды Музыкального общества . 19 : 35–51. дои : 10.1093/jrma/19.1.35 . ISSN   0958-8442 . Проверено 26 февраля 2010 г.
  8. ^ Jump up to: а б с Рэндел, Дон Майкл , изд. (2003). «Гексахорд» . Гарвардский музыкальный словарь (4-е изд.). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 390–391. ISBN  978-0-674-01163-2 . Проверено 26 февраля 2010 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 595dfd0a359856fcd7079f54e811083b__1690766820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/59/3b/595dfd0a359856fcd7079f54e811083b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Guidonian hand - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)