Гвидонова рука
Рука Гвидона представляла собой мнемоническое устройство, которое использовалось для помощи певцам в обучении пению с листа . Некоторая форма устройства, возможно, использовалась Гвидо Ареццо , теоретиком средневековой музыки , написавшим ряд трактатов, в том числе один, обучающий певцов чтению с листа. Рука встречается в некоторых рукописях до времен Гвидо как инструмент для определения полутона; Изображенного вида он не имеет до XII века. Sigebertus Gemblacensis в ок. 1105–1110 действительно описывали, как Гвидо использовал суставы рук для обучения своему гексахорду . Рука Гвидона тесно связана с новыми идеями Гвидо о том, как изучать музыку, включая использование гексахордов, и первым известным западным использованием сольфеджио .
Теория
[ редактировать ]Идея гвидоновской руки заключается в том, что каждая часть руки представляет собой определенную ноту в системе гексахордов, которая охватывает почти три октавы от «Γ ut » (то есть « Gamma ut ») (сокращение которой и есть « Gamut »). , что может относиться ко всему диапазону) до «Э ла » (другими словами, от буквы «соль» в нижней части современного басового ключа до ноты «ми» в верхней части скрипичного ключа ). Сложные названия сочетают в себе букву высоты тона и до трех шестихордальных слогов, чтобы указать функции каждой ноты. [1] Эти составные имена иногда отображались с пробелами между основной буквой и слогами, но в прозе также иногда объединялись в одно слово, добавляя букву «е» после основной буквы, если она была согласной, в результате чего получались имена, указанные в таблице ниже. . Некоторые составные названия уточняют регистр (например, C fa ut , C sol fa ut и C sol fa обозначают три разные октавы C), но есть и повторяющиеся названия (например, одно и то же имя B mi появляется в трех разных октавах).
Во время обучения преподаватель указывал ученикам серию нот, которые они должны были спеть, указывая на них на руке: [ нужна ссылка ] похожа на систему сигналов руками, иногда используемую в сочетании с сольфеджио . Обычно, как в примере ниже, ноты гаммы мысленно накладывались на суставы и кончики пальцев левой руки. Таким образом, «гамма ут » (две буквы G ниже средней С) обозначала кончик большого пальца, А («А ре ») — внутреннюю часть сустава большого пальца, В («Б ми ») — сустав у основания большого пальца. , C («C fa ut ») — сустав у основания указательного пальца, и так далее, вращаясь по спирали вокруг руки против часовой стрелки, мимо средней C («C sol fa ut ») до тех пор, пока D не окажется на девятой выше средней C («C sol fa ut»). Ре ля соль ») (средний сустав среднего пальца) и нота ми над ним («Э ла ») (задняя часть этого сустава, единственная нота на тыльной стороне руки) были достигнуты. Точное положение заметок на руке иногда варьируется от источника к источнику, поэтому можно утверждать, что ни одна версия не является окончательной. [2]
Это устройство позволяло людям визуализировать, где находятся полутона гаммы, и визуализировать переплетенные позиции гексахордов (названия которых — ut re mi fa sol la — были взяты из гимна « Ut queant laxis »). Рука Гвидона воспроизводилась во многих средневековых трактатах.
Современный название заметки | Средневековый название заметки | Мутация | Сложный Имена | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||
Сольмизация | ||||||||||
и" | да | тот | И там | Она | ||||||
д″ | дд | тот | солнце | Д солнце | Деласол | |||||
с″ | копия | солнце | но | C делает только | Чесольфа | |||||
б' | ♮ ♮ | мне | Б ми | Они стояли | ||||||
b ♭ ′ | ♭ ♭ | но | Б делает | Бефа | ||||||
а' | аа | тот | мне | ре | К моему ре | Аламир | ||||
г' | г | солнце | ре | вне | G sol re ut | Гезолройт | ||||
е' | ж | но | вне | Ф фа ут | Аргумент | |||||
и' | и | тот | мне | И мой | Мой | |||||
д' | д | тот | солнце | ре | От солнца | Деласольр | ||||
с' | с | солнце | но | вне | C только делает | Сесольфаут | ||||
б | ♮ | мне | Б ми | Они стояли | ||||||
b ♭ | ♭ | но | Б делает | Бефа | ||||||
а | а | тот | мне | ре | К моему ре | Аламир | ||||
г | Г | солнце | ре | вне | G sol re ut | Гезолройт | ||||
ж | Ф | но | вне | Ф фа ут | Аргумент | |||||
и | И | тот | мне | И мой | Мой | |||||
д | Д | солнце | ре | Д соль ре | Пустынный | |||||
с | С | но | вне | C делает это | Этот провал | |||||
Б | Б | мне | Б ми | Они стояли | ||||||
А | А | ре | И снова | Являются | ||||||
Г | С | вне | Гамма вне |
Точные обозначения системы гексахордов можно найти в репродукции Ameri Practica artis musice (1271 г.), [3] или в источнике 1784 года «Церковные писатели о духовной музыке , особенно [4]
Гексахорд в средние века
[ редактировать ]Гексахорд как мнемонический прием был впервые описан Гвидо Ареццо в его «Epistola de ignoto cantu» и трактате «Микрогус» . [6] Это был самый основной педагогический инструмент для изучения новой музыки в европейском Средневековье, и на него часто ссылаются в современной музыкальной теории. [ нужна ссылка ] В каждом гексахорде все соседние высоты отстоят друг от друга на целый тон , кроме двух средних, которые разделены полутоном . Эти шесть тонов называются ут , ре , ми , фа , соль и ля , с полутоном между ми и фа . Эти шесть имен происходят от первого слога каждой полустрочки гимна VIII века « Ut queant laxis ».
Каждый гексахорд может начинаться с G, C или F, а соседняя таблица, если читать снизу вверх, показывает ноты в каждом гексахорде для каждой из трех октав. Чтение слева направо может, в определенных пределах, позволить отличать ноты в разных октавах друг от друга. Таким образом, C (современный c ) был «C fa ut» (или «Cefaut»), c (современный c ') был «C sol fa ut», а cc (современный c ″) был «C sol fa». Поскольку самая низкая высота звука обозначалась греческой буквой Γ (гамма, от «g»), высота звука была известна как «Gamma ut» или « Gamut », термин, который стал обозначать диапазон доступных нот, а позже и «гамму». полный спектр чего-либо. [7]
В гексахордальной системе также различаются B ♭ ( fa в гексахорде F, известный как «B molle» для «мягкого B») и B ♮ ( mi в гексахорде G, известный как «B durum» для «жесткого B»). ). Со временем мягкие и твердые варианты буквы «b» стали изображаться в виде закругленной « ♭ » и квадратной « ♮ », которые постепенно превратились в современные плоские и естественные знаки (или, в Северной Европе, в буквы «b»). ' и 'ч'). [8]
Поскольку один гексахорд не охватывал все возможные ноты в диапазоне гаммы (только C–A, F–D, исключая B ♮ , или G–E, исключая B ♭ ), певцам пришлось бы «мутировать» между гексахордами, если бы диапазон была превышена шестая часть или произошло чередование между B ♮ и B ♭ . [8] Таким образом, «Гвидонова» система нескольких гексахордов отличалась от современной системы сольфеджио , в которой одного набора слогов достаточно, чтобы назвать все возможные высоты звука (включая, часто, хроматические звуки) в пределах лада.
Поскольку он включал B durum , гексахорд G назывался гексахордум твердый ; аналогично гексахорда F называлась гексахордум молле . Гексахорда C, не содержащая ни B, называлась гексахордой naturale . [8]
В 14 веке эта система была расширена до гексахордов, что позволило более часто использовать знаковые знаки. С этого времени использование таких нот стало называться musica ficta . [6]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вилли Апель, «Гексахорд», В Гарвардском музыкальном словаре, Вилли Апель, изд. (Кембридж: Bellknap Press, 1972), 384.
- ^ Эндрю Хьюз, «Сольмизация», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publishers, 2001).
- ^ Американское музыкальное практическое искусство (1271), изд. Чезарино Руини, Corpus scriptorum de musica, vol. 25 (np: Американский институт музыковедения , 1977), 19–112. http://www.chmtl.indiana.edu/tml/13th/AMEPRA_TEXT.html
- ^ Элиас Соломон, «Наука о музыкальном искусстве», Церковные писатели, особенно о духовной музыке , 3 тома, изд. Мартин Герберт (Сен-Блез: Typis San-Blasianis, 1784; переиздание , Хильдесхайм: Olms, 1963)
- ^ Репродукция Ameri Practica artis musice (1271), изд. Чезарино Руини, Corpus scriptorum de musica, vol. 25 http://www.chmtl.indiana.edu/tml/13th/AMEPRA_02GF.gif
- ^ Jump up to: а б Иоаш Хиршберг, «Гексахорд», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publishers, 2001).
- ^ Макнот, WG (1893). «История и использование слогов соль-фа» . Труды Музыкального общества . 19 : 35–51. дои : 10.1093/jrma/19.1.35 . ISSN 0958-8442 . Проверено 26 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Рэндел, Дон Майкл , изд. (2003). «Гексахорд» . Гарвардский музыкальный словарь (4-е изд.). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 390–391. ISBN 978-0-674-01163-2 . Проверено 26 февраля 2010 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Клод В. Палиска. «Гвидо из Ареццо», Grove Music Online , изд. Л. Мэйси (по состоянию на 13 июня 2007 г.), grovemusic.com. Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine (доступ по подписке).
- Эндрю Хьюз. «Сольмизация», Grove Music Online , изд. Л. Мэйси (по состоянию на 12 марта 2006 г.), grovemusic.com. Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine (доступ по подписке).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Марго Шоулдер, гексахорды, сольмизация и музыкальная фикта