Гамака (музыка)
Гамака (хинди: गमक / урду: گمک ) (также пишется как гамакам ) относится к орнаменту, который используется при исполнении классической музыки Северной и Южной Индии. [ 1 ] Гамаку можно понимать как украшение, выполненное на ноте или между двумя нотами. Современная музыка Карнатика использует по меньшей мере пятнадцать различных видов. орнамент. [ 2 ] Гамака — это любой изящный поворот, изгиб или поворот, придаваемый одной ноте или группе нот, который подчеркивает индивидуальность каждой раги . [ 3 ] Гамаку можно понимать как любое движение, выполняемое на ноте или между двумя нотами. Уникальный характер каждой раге придают ее гамаки, что делает их роль в индийской музыке скорее важной, чем декоративной. [ 4 ] Почти во всех индийских музыкальных трактатах есть раздел, посвященный описанию, перечислению и характеристике гамак. [ 5 ]
Сам термин гамака означает «украшенная нота» на санскрите . [ 5 ] Гамаки включают изменение высоты ноты с помощью колебаний или скольжения между нотами. [ 6 ] В каждой раге есть определенные правила относительно типов гамак, которые можно применять к определенным нотам, а также типов, которые нельзя.
Различные комментаторы индийской музыки упоминали разное количество гамак. Например, Сарангадева описывает пятнадцать гамак, Нарада в «Сангите Макаранде» описывает девятнадцать гамак, а Харипала в «Сангит Судхакаре» описывает семь гамак. [ 7 ]
Виды гамак в индийской музыке
[ редактировать ]- Путешествие
- Сфурита
- Кампита
- Лина
- Андолита
- Краска
- Трибхинна
- к доске
- Ахаха
- Улхасита
- Хумпита
- Мудрита
- Законченный
- Plavita
- Мишрита
Карнатические музыкальные гамаки
[ редактировать ]В карнатической музыке есть несколько классов орнаментов, которые можно разделить на основные группы, как показано в таблице ниже. Эти и многие другие гамаки упоминаются в различных трактатах и сочинениях, включая Арохану (восходящие модели), Аварохану (нисходящие модели), ахату и пратьяхату. [ 8 ]
Карнатические раги можно разделить на несколько категорий в зависимости от их толерантности и зависимости от гамак. Например, такие, как Наяки, Сахана, Девагандхари, Ядукулакамбходхи и т. д., никогда не смогут существовать без ключевых гамак, таких как кампита, тогда как раги, такие как Киравани и Шанмукхаприя, могут звучать приемлемо с полными или частичными колебаниями. Раги, такие как Хиндола и Ревати, можно визуализировать с минимальными колебаниями.
Категория Карнатических Орнаментов | Западный музыкальный эквивалент | Подтипы |
---|---|---|
Кампита | Отклонения/колебания | Кампита – Вероятно, определяющая гамака в Карнатике, кампита – это колебание нот. Большинство этих колебаний уникальны для Карнатика и отличаются от других встрясок, встречающихся в мировой музыке. Кампита может быть различных типов в зависимости от скорости, амплитуды и/или количества повторов, с которыми колеблется нота, в зависимости от музыкального контекста в раге. Например, Ма в Шанкарабхаране/Бегаде сама по себе может колебаться различными способами в зависимости от типа воспроизводимой фразы и ее предшествующих/последующих нот или фразы.
Нокку – ударение сверху на последовательных (неповторяющихся) тонах, Одуккал – ударение снизу на последовательных (неповторяющихся) тонах, Орикай – кратковременный щелчок, в конце основного тона, на более высокий тон. |
Ужин | Пальцевые/вокальные стрессы |
Спурита – нота, повторенная дважды с силой вверх, начиная с ноты, находящейся непосредственно под ней, во второй раз (SS-RR-GG-MM и т. д.), Ахата - 2 нотные фразы в порядке возрастания, где первой ноте придается восходящая сила от ноты, расположенной непосредственно ниже (SR-RG-GM-MP-PD и т. д.) Пратьяхата - 2 нотные фразы в порядке убывания, где первой ноте придается восходящая сила от ноты, расположенной непосредственно ниже (SN-ND-DP-PM-MG и т. д.) Хандиппу – резкий динамический акцент, Трипучча — нота повторяется 3 раза с силой вверх от ноты, находящейся непосредственно под ней во 2-й и 3-й раз (ССС-РРР-ГГГ-МММ и т. д.) |
Андола | Качели | Качающиеся движения различных нот (SRSG,G - SRSM,M - SRSP,P) и т.д. |
Даалу/Даату | Пропускает | Даалу - Переход на разные ноты из одной ноты - СГ - СМ - СП - СД или ГД - ГН - GS и т.д.
Daatu - Пропуск заметок из любой заметки - RM, DS, PR, NPRM, SGPS и т.д. |
Яару/Улласита | Скольжение/глиссандо | Иракка-джару – нисходящая горка, Этра-джару – восходящая горка. |
Трибхинна | Полифония | Одновременное ударение трех нот (обычно на инструментах) |
Музыкальные гамаки хиндустани
[ редактировать ]В музыке хиндустани есть пять гамак. Гамака похожа на менд и андолан .
Гамаки в нотной записи
[ редактировать ]Обозначения гамак обычно не встречаются в индийской музыкальной системе . Могут возникнуть значительные трудности с передачей сложного и плавного мелодического движения гамак в системе обозначений, в которой используются знаки фиксированного тона. [ 9 ] В частности, в музыке Карнатика нотация гамак часто не нужна, поскольку исполнители используют нотацию как вспомогательное средство для запоминания композиций, которые они уже выучили, слушая и подражая. [ 9 ]
Однако существуют некоторые старые сценарии и книги, такие как «Сангита Сампрадая Прадаршини», в которых есть специальные знаки, обозначающие гамаки, которые следует использовать для каждой ноты. Использование таких символов облегчает понимание нотации и пение композиции.
Музыкант Рамеш Винаякам изобрел систему обозначений под названием «коробка Гамака», чтобы обозначать гамаки, чтобы любой мог спеть их, видя обозначения. Он получил патент на графическую систему обозначений Гамака. [ 10 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кассебаум (2000) , стр. 93
- ^ Оценка карнатической музыки Читравины Н. Равикирана, паб: Ganesh & Co.
- ^ Проф. П. Самбамурти (2005), Южноиндийская музыка – Том I , Ченнаи, Индия: Индийское музыкальное издательство, стр. 18
- ^ Вишванатан, Т. (1977). «Анализ Раги Алапаны в южноиндийской музыке». Азиатская музыка . 9 (1): 13–71. дои : 10.2307/833817 . JSTOR 833817 .
- ^ Jump up to: а б Пауэрс, Гарри С. (1958). «Моде и Рага». Музыкальный ежеквартальный журнал . 44 (4): 448–460. дои : 10.1093/mq/xliv.4.448 .
- ^ Знакомство с Гамаком в Исследовательской академии ITC Sangeet.
- ^ Менон, Рагхава Р. (1995). Словарь индийской классической музыки Penguin Пингвин Букс (Индия) Лтд. п. 61. ИСБН 0-14-051324-8 .
- ^ Баласараса мурали - Киравани крти Ооттуккаду Венката Кави
- ^ Jump up to: а б Свифт, Гордон (1990). «Южно-индийский «Гамак» и скрипка». Азиатская музыка . 21 (2): 71–89. дои : 10.2307/834112 . JSTOR 834112 .
- ^ «Система обозначений ящика Гамака» . Проверено 25 июня 2024 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Кассебаум, Гаятри Раджапур. «Карнатака рага» (2000). В Арнольд, Элисон. Энциклопедия мировой музыки Garland . Нью-Йорк и Лондон : Тейлор и Фрэнсис.