Сохраб Моди
Сохраб Мерванджи Моди | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 28 января 1984 г. Бомбей , Махараштра , Индия | (86 лет)
Национальность | Индийский |
Организация | Минерва Мувитон |
Заметная работа | Пукар , Сикандар , Притхви Валлабх, Джханси Ки Рани , Мирза Галиб , Тюремщик , Наушерван-Э-Адил (фильм 1957 года) |
Супруг | |
Награды | Премия Дадасахеба Пхалке (1980) |
Сохраб Мерванджи Моди (2 ноября 1897 — 28 января 1984) — индийский актёр театра и кино, режиссёр и продюсер. [1] Среди его фильмов «Хун Ка Хун» (1935), версия шекспировского «Гамлета» , «Сикандар » , « Пукар» , «Притхви Валлабх» , «Джанси ки Рани» , «Мирза Галиб» , «Джейлор» и «Наушерван-э-Адил» (1957). Его фильмы всегда несли в себе послание о твердой приверженности социальным и национальным проблемам. [2]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Сохраб Мерванджи Моди родился 2 ноября 1897 года в Бомбее. [2] После окончания школы он вместе со своим братом Кеки Моди стал передвижным экспонентом в Гвалиоре. В 16 лет он использовал проектные фильмы в ратуше Гвалиора, а в 26 лет основал свою театральную труппу «Арья Субходх». [3]
Сохраб начинал как актер театра на парси и имел некоторый опыт работы в немом кино. Он заработал репутацию шекспировского актера, путешествуя по Индии с театральной труппой своего брата и наслаждаясь огромным чувством удовлетворения каждый раз, когда опускался занавес и публика аплодировала. Однако с появлением звукового кино в 1931 году театр пришел в упадок. Чтобы спасти это умирающее искусство, Моди в 1935 году основал компанию Stage Film. Его первые два фильма были экранизированными версиями пьес. «Хун Ка Хун» (1935) был экранизацией « Гамлета» и ознаменовал актерский дебют Насима Бано. Второй, «Саид-э-Хавас» (1936), был основан на шекспировском « Короле Иоанне» . Оба фильма провалились в прокате. [2]
Личная жизнь
[ редактировать ]Сохраб Моди родился в семье парсов 2 ноября 1897 года. Его отец был индийским государственным служащим . Детство он провел в Рампуре , штат Уттар-Прадеш , где у него появилась любовь к языкам хинди и урду . [4]
Сохраб Моди был женат на Мехтабе Моди. [2] актриса, родившаяся в аристократической мусульманской семье из Гуджарата , начавшая свою карьеру в его фильме «Парах» (1944). Они поженились в день ее рождения 28 апреля 1946 года. От этого брака у них родился сын Мехелли. [5] который поселился в Великобритании в 1967 году, где позже основал британский артхаусный лейбл DVD Second Run. [6] У Мехтаб был сын Исмаил от первого брака, который жил с ними. [5] [4]
Святая Мать Шри Сарада Деви инициировала Сохраба Моди в первые годы его жизни в Удбодхане в Калькутте. Его старший брат сообщил ему о Шри Рамакришне Парамахамсе . Когда к тому времени Шри Рамакришна покинул свое тело, он попросил духовного совета у Святой Матери, чтобы осознать Бога. Святая Мать мгновенно дала ему Мантра Дикшу, найдя для него достойного получателя.
Биография
[ редактировать ]Он запустил Minerva Movietone в 1936 году. [4] Его ранние фильмы в «Минерва» были посвящены современным социальным проблемам, таким как алкоголизм в «Мите Захер» (1938) и право индуистских женщин на развод в «Талаке» (1938). Хотя фильмы имели успех, Моди привлек исторический жанр. «Минерва Мовитон» прославилась своей трилогией последующих исторических зрелищ – «Пукар» (1939), «Сикандар» (1941) и «Притхви Валлабх» (1943), в которых Моди максимально использовал свой дар высокопарности, чтобы пробудить историческое величие.
Действие «Пукара» (1939) происходит при дворе императора Великих Моголов Джехангира и основано на инциденте, возможно, вымышленном, который подчеркивает справедливое чувство справедливости Джехангира. Многие из ключевых сцен были сняты на натуре, в великолепных дворах и дворцах эпохи Великих Моголов, что придавало фильму аутентичность, которой никогда не могли достичь декорации, построенные на студии. Харизма его звезд, Чандры Мохана и Насима Бано, а также речь Камаала Амрохи с его литературным расцветом и врожденным изяществом обеспечили фильму популярность. [4]
Пожалуй, величайшим фильмом Моди был «Сикандер» (1941), в котором Притхвирадж Капур увековечен в главной роли. Действие этого эпического фильма происходит в 326 году до нашей эры, когда Александр Македонский , завоевав Персию и Кабулскую долину, спускается на индийскую границу в Джелуме и встречает Пора (Моди), который останавливает наступление со своими войсками. . сценах Роскошный монтаж, огромные декорации и качество производства Сикандера не уступали лучшим голливудским фильмам, особенно в его захватывающих и зрелищных батальных Британский писатель оценил фильм как «вполне соответствующий стандартам старого шедевра « Рождение нации ». Его драматические, декламационные диалоги дали Притхвираджу Капуру и Сохрабу Моди полную свободу действий в своих театральных наклонностях.
Выпуск фильма совпал с разгаром Второй мировой войны, и политическая атмосфера в Индии стала напряженной после призыва Ганди к гражданскому неповиновению . Сикандер еще больше пробудил патриотические чувства и национальные настроения. Таким образом, хотя «Сикандер» был одобрен цензурным советом Бомбея, позже ему запретили показывать его в некоторых театрах, обслуживающих армейские расквартирования. Однако его обращение к национализму было настолько сильным и прямым, что оно оставалось популярным в течение многих лет. Он был возрожден в Дели в 1961 году во время Индийского марша на Гоа.
Притхви Валлабх был основан на К.М. Мунши одноименном романе . Основными моментами фильма стали противостояния Моди и Дурги Хоте , надменной королевы Мриналвати , которая пытается унизить его публично, но затем влюбляется в него. [4]
Хотя Моди вышел за рамки театра парсов с такими темами, как незаконная страсть ( «Тюремщик» (1938), переделанная в 1958 году) и инцест ( «Бхароса» (1940)), его формальный подход по-прежнему оставался привязанным к театру. Он воссоздал внешний вид и звучание парсийского театра, используя фронтальные композиции и размещая повествование в пространственных слоях с обильным использованием диалогов на урду.
В 1946 году, после того, как его отношения с Насим исчерпали себя (хотя она продолжала работать с ним в фильмах «Шиш-Махал» (1950) и «Наушерван-и-Адил» (1957)), он женился на Мехтаб, актрисе, которая была на 20 лет моложе его, и которую он имел. режиссер в Парахе (1944). Сохрабу Моди на тот момент было 48 лет. [2] [4]
Сохраба Моди «Шиш-Махал» В 1950 году, когда в Бомбее в театре «Минерва» показывали , актер присутствовал в зале. Г-н Моди заметил мужчину, сидевшего в первом ряду с закрытыми глазами. Расстроенный такой реакцией, он попросил дежурного выпустить зрителя и вернуть ему деньги. Сотрудник вернулся и сказал, что этот человек был слепым, но пришел только для того, чтобы услышать слова Сохраба Моди.
Для съемок первого в Индии цветного фильма «Джанси Ки Рани» Моди пригласил технических специалистов из Голливуда. Мехтаб сыграла молодую королеву Джханси , которая подняла оружие против британцев во время мятежа 1857 года, а Моди сыграл роль Раджгуру, ее главного советника. Фильм отличался достоверностью создания нужного периода и описания исторических событий, захватывающими батальными сценами и захватывающей игрой Мехтаб, хотя она была слишком стара для этой роли. В этой роли она достигает волнующего достоинства, поскольку клянется защищать Джханси от всех врагов как внутри, так и снаружи. Сцена с балом во дворце Джханси была великолепно снята, а персонажи Моди обладали огромной эмоциональной привлекательностью. Фильм не смог привлечь внимание зрителей и стал дорогостоящей осечкой для Моди из-за провала кассовых сборов. [2]
Однако Моди пришел в норму с Мирзой Галибом (1954). Фильм, основанный на жизни великого индийского поэта, жившего во времена правления Бахадур-шаха Зафара , последнего из императоров Великих Моголов, получил золотую медаль президента за лучший полнометражный фильм 1954 года. Фильм прекрасно передал настроение того периода. , его гедонистические занятия и угасающее великолепие двора последних Великих Моголов, где такие поэты, как Заук , Момин , Тишна, Шефта и Галиб, собирались, чтобы декламировать свои стихи. Мирза Галиб также увидел лучшую драматическую роль Сурайи , исполнив роль куртизанки, возлюбленной женатого Галиба. Галиб также видел некоторые из ее лучших песен - «Аа ко Чайхийе Эк Умар», «Нуктачин Хай Гам-э-Дил», «Дил-е-Надаан Туджхе Хуа Кья Хай», «Йе На Тхи Хумари Кисмет». Ее пение на сегодняшний день считается окончательным изображением Галиба . Фактически тогдашний премьер-министр Индии Джавахарлал Неру сделал ей высший комплимент, сказав, что она оживила Мирзу Галиба . («Тумне Мирза Галиб ки Рух ко Зинда Кар Дия»). [2]
Хотя «Наушерван-э-Адил» и «Самай Бада Балван» (1969) имели свои моменты, говорят, что более поздние фильмы Моди не достигли высот его ранних работ. [2] В «Тюремщике» (1958) Моди дал пугающий образ рационального человека, превратившегося в тирана. Среди его последних хитов - «Кундан» (1955), «Радж Хат» (1956) и «Мери Биви Мере Бачче» (1960).
Смерть и дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Даже после того, как Сохраб Моди перестал снимать фильмы, он так и не отказался от идеи его создания. Даже в 1982 году (когда ему было 85 лет) и он едва мог передвигаться, у него был мухурат «Гуру-дакшина». По словам его жены, люди воспользовались его слабостью к созданию фильмов и потеряли много денег в виде авансовых платежей и т. д., поскольку через два дня после «мухурата» Сохраб Моди заболел и так и не выздоровел. Его жена также сказала в интервью 1986 года, что Сохраб Моди был одержим кинопроизводством и, по сути, не имел никаких других интересов. [5]
Сохраб Моди получил премию Дадасахеба Пхальке в 1980 году. Он стал десятым лауреатом этой награды. Он страдал от рака костного мозга и скончался от этой болезни 28 января 1984 года в возрасте 86 лет. [2]
Пустяки
[ редактировать ]- В 1960 году был членом жюри 10-го Берлинского международного кинофестиваля . [7]
- В 2005 году медальон Пхалке и несколько керамических изделий из дома Моди Cuffe Parade были проданы на самый изобретательный и известный антикварный рынок Мумбаи, Чор Базар .
Фильмография
[ редактировать ]Как директор
[ редактировать ]- Хун Ка Хун (1935)
- Саид-е-Хавас (1936)
- Атма Таранг (1937)
- Хан Бахадур (1937)
- Тюремщик (1938) [2] [4]
- Мета Захар (1938) [2]
- Пукар (1939) [2]
- Бхароса (1940)
- Тадж-Махал (1941)
- Сикандар (1941) [2] [4]
- Первый милендж (1942)
- Притхви Валлабх (1943) [2]
- Парах (1944) [2] [5]
- Эк Дин Ка Султан (1945)
- Мандждхар (1947)
- Нарасинха Аватар (1949)
- Даулат (1949)
- Шиш Махал (1950) [2]
- Джханси Ки Рани (1953) [2] [5] [4]
- Мирза Галиб (1954) [2] [4]
- С того дня (1955)
- Радж Хат (1956)
- Наушерван-Э-Адил (1957) [2]
- Тюремщик (1958)
- Мера Гар Мере Бачче (1960)
- Самай Бада Балван (1969)
Как актер
[ редактировать ]Фильм | Год | Роль |
---|---|---|
кровь крови | 1935 | Гамлет |
Саид-е-Хавас | 1936 | Казал Бег (Юбер) |
тюремщик | 1938 | тюремщик |
Мета Захар | 1938 | |
вызов [5] | 1939 | Сардар Санграм Сингх |
Сикандар [4] | 1941 | Король Порус |
Притхви Валлабх [4] | 1943 | Молния |
Шиш Махал | 1950 | Тхакур Джаспал Сингх |
Королева Джханси | 1952 | Радж Гуру |
С того дня | 1955 | С того дня |
Радж Хэнд | 1956 | Раджа Бабу |
Наушерван-Э-Адил, псевдоним Фарз Аур Мохаббат | 1957 | Султан-и-Иран Наушерван-и-Адил |
евреи [2] | 1958 | Эзра, еврей |
тюремщик | 1958 | Дилип |
первая ночь | 1959 | |
Кто и что произойдет? | 1967 | |
Нур Джахан | 1967 | Работа |
Алкоголь | 1971 | |
Одна женщина и один целомудренный | 1971 | Раисахеб Сураджбхан Чаудхари |
Разия Султан | 1983 | Вазир-э-Азам |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гулазара; Говинд Нихалани; Сайбал Чаттерджи (2003). Энциклопедия хинди кино . Популярный Пракашан. стр. 614–. ISBN 978-81-7991-066-5 . Архивировано из оригинала 11 октября 2020 года . Проверено 16 октября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Каран Бали. «Профиль Сохраба Моди» . Сайт Upperstall.com . Архивировано из оригинала 27 ноября 2019 года . Проверено 27 ноября 2019 г. .
- ^ Гангар, Амрит (2008). Легенды индийского кино — Сохраб Моди . Нью-Дели: Дерево мудрости. п. 6. ISBN 978-81-8328-108-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Сохраб Моди (1897–1984) - профиль на сайте Cineplot.com. Архивировано 25 сентября 2017 г. на Wayback Machine. Опубликовано 13 июня 2010 г., проверено 27 ноября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Актриса прошлых лет Мехтаб вспоминает своего мужа Сохраба Моди. Архивировано 23 декабря 2014 года на веб-сайте Wayback Machine Cineplot.com (14 сентября 2013 года), проверено 27 ноября 2019 года.
- ↑ Лондонский DVD Second Run спасает из безвестности редкие артхаусные фильмы. Архивировано 1 августа 2018 года в Wayback Machine . Scroll.in (29 марта 2018 г.). Проверено 9 ноября 2018 г.
- ^ «10-й Берлинский международный кинофестиваль: Жюри» . berlinale.de . Проверено 27 ноября 2019 г. .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1897 рождений
- 1984 смертей
- Индийские киноактёры мужского пола
- Актеры-мужчины в хинди-кино
- Индийские актеры-мужчины
- Индийские актеры немого кино мужского пола
- Режиссеры из Мумбаи
- Режиссеры фильмов на языке хинди
- Кинопродюсеры из Мумбаи
- Парсы из Мумбаи
- Гуджаратский народ
- Лауреаты премии Дадасахеба Пхалке
- Индийские актеры-мужчины 20-го века
- Смертность от рака костей в Индии
- Индийский народ 20-го века
- Актеры-мужчины из Мумбаи
- Хинди-кинопродюсеры
- Продюсеры, получившие Национальную кинопремию за лучший полнометражный фильм
- Режиссеры, получившие Национальную кинопремию за лучший полнометражный фильм
- Актеры хинди театра