Фазлур Рахман Хан
Фазлур Рахман Хан | |
---|---|
Фазлур Рахман Хан | |
![]() | |
Рожденный | 3 апреля 1929 г. |
Умер | 27 марта 1982 г. | (52 года)
Место отдыха | Грейслендское кладбище , Чикаго |
Национальность | Британский индеец (1929-1947) Бангладеш (после 1971 г.) Американский |
Образование | Бангладешский университет инженерии и технологий ( бакалавр ) Университет Иллинойса Урбана-Шампейн ( MS , PhD ) |
Занятие | Инженер |
Супруг | Лизелотта Хан |
Дети | Ясмин Сабина Хан |
Родственники | Абдул Джаббар Хан (тесть сестры) АЗМ Энайетулла Хан (зять) [2] |
Инженерная карьера | |
Дисциплина | Архитектурный , гражданский , структурный |
Значительный дизайн | Центр Джона Хэнкока , Уиллис-Тауэр , Терминал хаджа , Университет короля Абдель Азиза , Одна великолепная миля , Центр Онтери |
Награды | Премия Ага Хана в области архитектуры , Премия ко Дню Независимости , [1] Награда Института AIA за выдающиеся достижения |
Фазлур Рахман Хан ( бенгальский : ফজ্লুর রহামন খান , Фазлур Рохман Хан ; 3 апреля 1929 — 27 марта 1982) был американцем бангладешского происхождения. [3] инженер-строитель и архитектор, который инициировал важные структурные системы для небоскребов . [4] [5] [6] Считается «отцом трубчатых конструкций » для высотных зданий. [7] Хан также был пионером в области автоматизированного проектирования (САПР). Он был проектировщиком Сирс-Тауэр, с тех пор переименованного в Уиллис-Тауэр , самого высокого здания в мире с 1973 по 1998 год, и 100-этажного Центра Джона Хэнкока .
Партнер чикагской фирмы Skidmore, Owings & Merrill , Хан больше, чем кто-либо другой, положил начало возрождению строительства небоскребов во второй половине 20-го века. [8] [9] Его называли «Эйнштейном строительного проектирования» и «Величайшим инженером-строителем 20-го века» за новаторское использование структурных систем , которые остаются фундаментальными для проектирования и строительства современных небоскребов . [4] [10] В его честь Совет по высотным зданиям и городской среде обитания учредил Медаль Фазлура Хана за заслуги перед жизнью в качестве одной из наград CTBUH Skyscraper Awards .
Хотя Хан наиболее известен своими небоскребами, Хан также был активным проектировщиком других видов сооружений, в том числе терминала аэропорта Хаджа , солнечного телескопа Макмата-Пирса и нескольких конструкций стадиона. [11] [12]
Семья и происхождение [ править ]
Фазлур Рахман Хан родился 3 апреля 1929 года в бенгальской мусульманской семье в Дакке , президентство Бенгалии (современная Бангладеш ). [13] Он был родом из Хан Бари из Бхандариканди в Мадарипуре , округ Фаридпур , и вырос в нем . Его отец, Хан Бахадур Абдур Рахман Хан , был учителем математики в средней школе и автором учебников, который в конечном итоге стал директором государственного образования в Бенгалии , а после выхода на пенсию стал первым директором Джаганнатх-колледжа . [13] Его мать, Хадиджа Хатун, была дочерью Абдул Басита Чоудхури, заминдара ( аристократического землевладельца) Дулая в Пабне , который проследил свою родословную до переселенца из Самарканда в Туркестане . [2] Дядя Хана по отцовской линии, Абдул Хаким Хан, был зятем Саеда Абдул Джаббара , заминдара, жившего в Комилле . [14]
Молодость образование и
Хан учился в государственной средней школе Арманитола в Дакке. После этого он изучал гражданское строительство в Бенгальском инженерно-научном университете в Шибпуре (ныне Индийский институт инженерных наук и технологий, Шибпур ), Калькутта , Индия , а затем получил степень бакалавра гражданского строительства в инженерном колледже Ахсанулла (ныне Бангладешский университет). инженерии и технологий ). Он получил стипендию Фулбрайта и государственную стипендию, которые позволили ему поехать в Соединенные Штаты в 1952 году. Там он учился в Университете Иллинойса в Урбане-Шампейне . За три года Хан получил две степени магистра – одну по строительной инженерии и одну по теоретической и прикладной механике – и докторскую степень по строительной инженерии. [15] с диссертацией на тему « Аналитическое исследование взаимосвязей между различными критериями проектирования прямоугольных предварительно напряженных бетонных балок» . [16]
В его родном городе Дакка не было зданий выше трех этажей. Он не видел свой первый небоскреб лично до тех пор, пока ему не исполнился 21 год, и он не заходил в среднеэтажное здание, пока не переехал в Соединенные Штаты для обучения в аспирантуре. Несмотря на это, окружающая среда его родного города в Дакке позже повлияла на его концепцию строительства труб, вдохновленную бамбуком, выросшим вокруг Дакки. Он обнаружил, что полая трубка, подобная бамбуку в Дакке, придает высотным зданиям вертикальную прочность. [17]
Карьера [ править ]

В 1955 году, работая в архитектурной фирме Skidmore, Owings & Merrill (SOM), он начал работать в Чикаго . В 1966 году он стал партнером. Оставшуюся часть своей жизни он проработал бок о бок с коллегой-архитектором Брюсом Грэмом . [18] Хан представил методы и концепции проектирования для эффективного использования материалов в строительной архитектуре. Его первым зданием, в котором использовалась трубчатая конструкция, был многоквартирный дом Честнат Де-Витт . [19] В 1960-х и 1970-х годах он стал известен своими проектами 100-этажного Центра Джона Хэнкока в Чикаго и 110-этажной башни Сирс, с тех пор переименованной в Уиллис-Тауэр , самого высокого здания в мире с 1973 по 1998 год.
Он считал, что инженерам нужен более широкий взгляд на жизнь, говоря: «Технический человек не должен теряться в своих технологиях; он должен уметь ценить жизнь, а жизнь — это искусство, драма, музыка и, самое главное, люди». [13]
Личные документы Хана, большая часть которых на момент его смерти находилась в его офисе, хранятся в библиотеках Райерсона и Бернема при Чикагском институте искусств . Коллекция Фазлура Хана включает рукописи, эскизы, аудиокассеты, слайды и другие материалы, касающиеся его творчества.
Личная жизнь [ править ]
Для развлечения Хан любил петь поэтические песни Рабиндраната Тагора на бенгали. У него и его жены Лизелотты, иммигрировавшей из Австрии , была дочь, родившаяся в 1960 году. [20] В 1967 году он решил стать гражданином США. [21] Хан был мусульманином на момент смерти. [18] [22] [23] [24]
Инновации [ править ]
Хан обнаружил, что жесткая стальная каркасная конструкция, которая долгое время доминировала в проектировании высотных зданий, была не единственной системой, подходящей для высотных зданий, что ознаменовало начало новой эры строительства небоскребов. [25]
Трубчатые конструктивные системы [ править ]

Центральным нововведением Хана в проектировании и строительстве небоскребов была идея «трубчатой» конструктивной системы для высотных зданий, включая варианты каркасной трубы , ферменной трубы и вариантов связанных труб . Его «концепция трубы», в которой вся структура периметра внешних стен здания имитировала тонкостенную трубу, произвела революцию в проектировании высотных зданий. [7] Большинство зданий высотой более 40 этажей, построенных с 1960-х годов, теперь используют трубчатую конструкцию, основанную на принципах структурного проектирования Хана. [27] [28]
Боковые нагрузки (горизонтальные силы), такие как силы ветра, сейсмические силы и т. д., начинают доминировать в конструктивной системе и приобретают все большее значение в общей системе здания по мере увеличения высоты здания. Силы ветра становятся очень существенными, большое значение имеют также силы, вызванные землетрясениями и т. д. Трубчатые конструкции выдерживают такие нагрузки в высотных зданиях. Трубчатые конструкции отличаются жесткостью и имеют значительные преимущества перед другими каркасными системами. [29] Они не только делают здания более прочными и эффективными, но и значительно снижают требования к конструкционным материалам. Сокращение количества материала делает здания экономически более эффективными и снижает воздействие на окружающую среду. Трубчатые конструкции позволяют зданиям достигать еще большей высоты. Трубчатые системы увеличивают внутреннее пространство и позволяют зданиям принимать различные формы, предоставляя архитекторам дополнительную свободу. [30] [31] Эти новые проекты открыли экономические возможности для подрядчиков, инженеров, архитекторов и инвесторов, предоставив огромные площади недвижимости на минимальных участках земли. Хан был среди группы инженеров, которые способствовали возрождению строительства небоскребов после более чем тридцатилетнего перерыва. [32] [9]
Трубчатые системы еще не достигли своего предела по высоте. [33] Еще одной важной особенностью трубчатых систем является то, что здания могут быть построены с использованием стали или железобетона или их композита, чтобы достичь большей высоты. Хан был пионером в использовании легкого бетона для высотных зданий. [34] в то время, когда железобетон использовался в основном для малоэтажного строительства высотой всего в несколько этажей. [35] Большинство проектов Хана были задуманы с учетом предварительного изготовления и повторения компонентов, чтобы проекты можно было быстро построить с минимальными ошибками. [36]
Демографический взрыв, начавшийся с бэби-бума 1950-х годов, вызвал широкое беспокойство по поводу количества доступной жилой площади, которую Хан решил, застраивая его вверх. [37] Больше, чем любой другой инженер 20-го века, Фазлур Рахман Хан дал людям возможность жить и работать в «небесных городах». Марк Саркисян (директор по структурному и сейсмическому проектированию в компании Skidmore, Owings & Merrill) сказал: «Хан был провидцем, который превратил небоскребы в небесные города, оставаясь при этом твердо уверенным в основах инженерного дела». [38]
Трубка в рамке [ править ]
С 1963 года новая структурная система трубчатого каркаса оказала большое влияние на проектирование и строительство небоскребов. Хан определил каркасную трубчатую конструкцию как «трехмерную пространственную конструкцию, состоящую из трех, четырех или, возможно, большего количества рам, скрепленных рам или стенок , подвергающихся сдвигу, соединенных по краям или рядом с ними, чтобы сформировать вертикальную трубчатую структурную систему, способную противостоять боковым воздействиям. силы в любом направлении, опираясь на фундамент». [39] Близко расположенные соединенные между собой внешние колонны образуют трубу. Горизонтальные нагрузки, например, от ветра и землетрясений, воспринимаются конструкцией в целом. Около половины внешней поверхности отведено под окна. Каркасные трубы позволяют уменьшить количество внутренних колонн и тем самым создать больше полезной площади. Конструкция из связанных труб более эффективна для высотных зданий, уменьшая штраф за высоту. Конструктивная система также позволяет уменьшить внутренние колонны и освободить ядро здания от скрепляющих рам или несущих стен, которые занимают ценную площадь пола. Там, где требуются проемы большего размера, такие как гаражные ворота, трубчатая рама должна быть прервана с использованием передаточных балок для сохранения структурной целостности. [27]
Первым зданием, в котором была применена конструкция трубчатого каркаса, был жилой дом ДеВитт-Честнат, который с тех пор был переименован в Плаза на ДеВитте , здание, которое спроектировал Брюс Грэм и проектировал Хан, было завершено в Чикаго в 1963 году. [40] Это заложило основу для каркасной трубчатой конструкции, использованной при строительстве Всемирного торгового центра .
Ферменная труба и X-образная распорка [ править ]

Хан предложил несколько других вариантов конструкции трубчатой конструкции. Одной из них была концепция применения X-образных распорок к внешней части трубы для образования ферменной трубы . X-образная распорка снижает боковую нагрузку на здание за счет передачи нагрузки на внешние колонны, а уменьшение потребности во внутренних колоннах обеспечивает большую полезную площадь. Хан впервые применил внешние X-образные распорки при проектировании Центра Джона Хэнкока в 1965 году, и это отчетливо видно на экстерьере здания, что делает его архитектурным символом. [27]
В отличие от более ранних конструкций со стальным каркасом, таких как Эмпайр-стейт-билдинг (1931 г.), для которого требовалось около 206 кг стали на квадратный метр, и One Chase Manhattan Plaza (1961 г.), для которого требовалось около 275 кг стали на квадратный метр, здание Джона Центр Хэнкок был гораздо более эффективным: ему требовалось всего 145 килограммов стали на квадратный метр. [40] Концепция ферменных труб была применена ко многим более поздним небоскребам, включая Центр Онтери , Центр Citigroup и Башню Банка Китая . [41]

Связка трубок [ править ]
Одним из наиболее важных вариантов конструкции трубчатой конструкции Хана была связанная труба , которая использовалась для Уиллис-Тауэр и Одной Великолепной Мили . Конструкция из связанных труб была не только наиболее эффективной с экономической точки зрения, но и «инновационной в своем потенциале для универсального оформления архитектурного пространства. Эффективные башни больше не должны были быть коробчатыми; трубчатые блоки могли принимать различные формы». и могут быть объединены в различные группы».
Трубка в трубке [ править ]
В системе «труба в трубе» в дополнение к наружным трубкам используются внутренние трубы со сдвиговой стенкой. Внутренняя и внешняя трубы работают вместе, чтобы противостоять гравитационным нагрузкам и боковым нагрузкам, а также обеспечивать дополнительную жесткость конструкции и предотвращать значительные прогибы в верхней части. Этот дизайн впервые был использован в One Shell Plaza . [42] Более поздние здания, в которых использовалась эта структурная система, включают башни Петронас . [43]
Аутригеры и поясная ферма [ править ]
Система выносных опор и ленточных ферм представляет собой систему, выдерживающую боковую нагрузку, в которой трубчатая конструкция соединена с центральной основной стенкой с помощью очень жестких выносных опор и ленточных ферм на одном или нескольких уровнях. [44] BHP House был первым зданием, в котором использовалась эта структурная система, за ним последовал Первый центр Висконсина, впоследствии переименованный в Банковский центр США , в Милуоки. Центр возвышается на 601 фут и имеет три поясные фермы внизу, посередине и вверху здания. Открытые поясные фермы служат эстетическим и структурным целям. [34] Более поздние здания, которые будут использовать это, включают Шанхайский всемирный финансовый центр . [44]
Конструкции из бетонных труб [ править ]
Последними крупными зданиями, спроектированными Ханом, были « Одна великолепная миля» и «Онтери-центр» в Чикаго, в которых использовались его конструкции системы связок труб и ферменных труб соответственно. В отличие от его более ранних зданий, которые были в основном стальными, два последних здания были бетонными. Его более раннее здание DeWitt-Chestnut Apartments , построенное в 1963 году в Чикаго, также представляло собой бетонное здание трубчатой конструкции. [27] Башня Трампа в Нью-Йорке также является еще одним примером адаптации этой системы. [45]
Система взаимодействия каркаса сдвиговой стены [ править ]

Хан разработал систему взаимодействия каркаса сдвигающейся стены для зданий средней этажности. В этой структурной системе используются комбинации стенок и рам, предназначенных для сопротивления боковым силам. [46] Первым зданием, в котором использовалась эта конструктивная система, было 35-этажное здание Brunswick Building . [34] Здание Брансуика было завершено в 1965 году и стало самым высоким железобетонным сооружением своего времени. Конструктивная система здания Brunswick Building состоит из бетонного ядра стены, окруженного внешним бетонным каркасом из колонн и перемычек. [47] Эту концепцию успешно использовали многоквартирные дома высотой до 70 этажей. [48]
Наследие [ править ]
Основополагающая работа Хана по разработке структурных систем высотных зданий до сих пор используется в качестве отправной точки при рассмотрении вариантов проектирования высотных зданий. [49] С тех пор трубчатые конструкции использовались во многих небоскребах, в том числе при строительстве Всемирного торгового центра , Центра Аон , башен Петронас , здания Цзинь Мао , башни Банка Китая и большинства других зданий высотой более 40 этажей, построенных с 1960-х годов. [27] Сильное влияние конструкции трубчатой конструкции также очевидно в нынешнем самом высоком небоскребе в мире, Бурдж-Халифа в Дубае . По словам Стивена Бэйли из Daily Telegraph :
Хан изобрел новый способ строительства высоких зданий. ...Так Фазлур Хан создал нетрадиционный небоскреб. Изменив логику стального каркаса, он решил, что внешняя оболочка здания — при наличии достаточного количества ферм, каркаса и распорок — может быть самой конструкцией. Это сделало здания еще легче. «Связанные трубы» означали, что зданиям больше не нужно иметь коробчатый вид: они могли стать скульптурами. Удивительная проницательность Хана (его имя упомянул Обама в своей речи в Каирском университете в прошлом году) изменила как экономику, так и морфологию сверхвысоких зданий. И это сделало возможным строительство Бурдж-Халифа: пропорционально, в строительстве Бурджа используется примерно половина той стали, которая, по консервативным оценкам, используется в Эмпайр-стейт-билдинг. ... Бурдж-Халифа является высшим выражением его смелой и легкой философии дизайна. [50]
строительство Гражданское цикла жизненного
Хан и Марк Финтел придумали идеи амортизирующих мягких историй для защиты конструкций от аномальных нагрузок, особенно сильных землетрясений, в течение длительного периода времени. Эта концепция была предшественником современных систем сейсмической изоляции . [51] Конструкции спроектированы так, чтобы вести себя естественным образом во время землетрясений, когда традиционные концепции пластичности материала заменяются механизмами, которые позволяют двигаться во время сотрясений земли, сохраняя при этом эластичность материала. [36]
IALCCE . учредил Медаль Фазлура Р. Хана за жизненный цикл гражданского строительства [52]
Другие архитектурные работы [ править ]

Хан спроектировал несколько примечательных построек, не являющихся небоскребами. Примеры включают терминал хаджа в международном аэропорту имени короля Абдель Азиза , построенный в 1981 году, который состоит из шатровых крыш, которые складываются, когда не используются. Проект получил несколько наград, в том числе Премию Ага Хана в области архитектуры , которая назвала его «выдающимся вкладом в архитектуру для мусульман». [53] [54] Тентообразные натяжные конструкции продвинули теорию и технологию использования ткани как конструкционного материала и проложили путь к ее использованию для других типов терминалов и больших помещений. [55]
Хан также спроектировал Университет короля Абдель Азиза , Академию ВВС США в Колорадо-Спрингс и Метродом Хьюберта Х. Хамфри в Миннеаполисе. [56] Вместе с Брюсом Грэмом Хан разработал вантовую систему крыши для лаборатории Baxter Travenol в Дирфилде, штат Иллинойс . [6]
Компьютеры для проектирования конструкций и архитектуры [ править ]
В 1970-е годы инженеры только начинали широко использовать компьютерный структурный анализ. SOM находился в центре этих новых событий при неоспоримом вкладе Хана. Грэм и Хан убедили партнеров SOM приобрести мэйнфрейм, что было рискованным вложением в то время, когда новые технологии только начинали формироваться. Партнеры согласились, и Хан начал программировать систему для расчета уравнений структурного проектирования, а затем и для разработки архитектурных чертежей. [37] [57]
Профессиональные достижения [ править ]
Список построек [ править ]
К зданиям, в которых Хан был инженером-строителем, относятся:
- Солнечный телескоп Макмата-Пирса , Национальная обсерватория Китт-Пик , Аризона , 1962 г. [58]
- Апартаменты DeWitt-Chestnut , Чикаго, 1963 год.
- Здание Брансуик, Чикаго, 1965 год.
- Центр Джона Хэнкока , Чикаго, 1965–1969 гг.
- Площадь One Shell Square , Новый Орлеан, Луизиана, 1972 год.
- Уильям-стрит, 140 (ранее BHP House), Мельбурн, 1972 г.
- Сирс-Тауэр, переименованная в Уиллис-Тауэр , Чикаго, 1970–1973 гг.
- Первый центр Висконсина, переименованный в Банковский центр США , Милуоки , 1973 год.
- Терминал хаджа, международный аэропорт имени короля Абдель Азиза , Джидда , 1974–1980 гг.
- Университет короля Абдель Азиза , Джидда, 1977–1978 гг.
- Хьюберт Х. Хамфри Метродом , Миннеаполис, Миннесота, 1982 г.
- Одна великолепная миля , Чикаго, завершена в 1983 году.
- Центр Онтери , Чикаго, завершен в 1986 году.
- Академия ВВС США , Колорадо-Спрингс, Колорадо
Награды и председатель [ править ]
Среди других достижений Хана он получил медаль Уэйсона (1971 г.) и премию Альфреда Линдау (1973 г.) от Американского института бетона (ACI); премия Томаса Миддлбрукса (1972 г.) и премия Эрнеста Ховарда (1977 г.) от ASCE; Медаль Кимбро (1973 г.) Американского института стальных конструкций; медаль Оскара Фабера (1973 г.) Института инженеров-строителей в Лондоне; Международная премия за заслуги в области строительного проектирования (1983 г.) Международной ассоциации мостового и строительного проектирования IABSE; награда Института AIA за выдающиеся достижения (1983) от Американского института архитекторов; и Премия Джона Пармера (1987 г.) от Ассоциации инженеров-строителей Иллинойса и Зала инженерной славы Иллинойса от Инженерного совета Иллинойса (2006 г.). [59]
Хан пять раз упоминался журналом Engineering News-Record как один из тех, кто служит интересам строительной отрасли, а в 1972 году он был удостоен награды ENR « Человек года» . В 1973 году он был избран членом Национальной инженерной академии . Он получил почетные докторские степени Северо-Западного университета , Университета Лихай и Швейцарского федерального технологического института Цюриха ( ETH Zurich ). [6]
Совет по высотным зданиям и городской среде обитания назвал одну из своих наград CTBUH Skyscraper Awards Медалью Фазлура Хана за выслугу лет в его честь. [49] в его честь учреждены и другие награды, а также кафедра в Университете Лихай. Содействуя образовательной деятельности и исследованиям, кафедра структурного проектирования и архитектуры, финансируемая Фазлуром Рахманом Ханом, чтит наследие Хана в области инженерного прогресса и архитектурной чувствительности. Дэн Франгопол - первый обладатель кафедры. [60]
Хан был упомянут президентом Обамой в 2009 году в его речи в Каире, Египет, когда он упомянул достижения американских мусульманских граждан. [22]
Хан стал героем дудла Google 3 апреля 2017 года, когда ему исполнилось 88 лет. [61]
Документальный фильм [ править ]
В 2021 году режиссер Лайла Казми начала производство полнометражного документального фильма « Достигая новых высот: Фазлур Рахман Хан и небоскреб» о жизни и наследии Хана. Фильм производится продюсерской компанией Казми Kazbar Media при поддержке ITVS, которая обеспечивает поддержку совместного производства независимых документальных фильмов на канале PBS. Режиссером фильма руководят режиссер и продюсер Лайла Казми, помощник продюсера Арнила Гуха и арт-директор из Нью-Йорка Бегонья Лопес. Его финансово спонсирует Film Independent . [62]
Благотворительность [ править ]
В 1971 году Освободительная война Бангладеш разразилась . Хан активно участвовал в формировании общественного мнения и сборе чрезвычайного финансирования для бенгальского народа во время войны. Он создал базирующуюся в Чикаго организацию «Призыв к оказанию чрезвычайной помощи Бангладеш». [63] [64]
Смерть [ править ]

Хан умер от сердечного приступа 27 марта 1982 года во время поездки в Джидду , Саудовская Аравия, в возрасте 52 лет, на тот момент он был генеральным партнером SOM. Его тело было возвращено в США и похоронено на кладбище Грейсленд в Чикаго. [13]
См. также [ править ]
- Чикагская школа
- Легенды инженерного дела , книга 2005 года.
- Список бангладешских архитекторов
Примечания и ссылки [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ «Список лауреатов Независимости» . Отдел кабинета министров правительства Бангладеш (на бенгали). Архивировано из оригинала 17 апреля 2016 года . Проверено 29 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Биографии (на бенгали). Том. 19. Академия Бангла . 1990. с. 12.
- ^ «Фазлур Р. Хан (бенгальский инженер) - Британская энциклопедия» . Britannica.com . Проверено 22 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мир, Али (2001). Искусство небоскреба: гений Фазлур Хана . Международные публикации Риццоли. ISBN 0-8478-2370-9 .
- ^ Файл: Структура небоскреба.png
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Университет Лихай: серия выдающихся лекций Фазлура Рахмана Хана» . Lehigh.edu . Проверено 22 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вайнгардт 2005 , с. 75.
- ^ Вейнгардт 2005 , стр. 78–.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Проектирование «небесных городов» . Университет Лихай, инженерные и прикладные науки. Проверено 26 июня 2012 г.
- ^ Вайнгардт, Ричард (февраль 2011 г.). «Фазлур Рахман Хан: Эйнштейн в области строительной техники» . Структура . Национальный совет ассоциаций инженеров-строителей: 44.
- ^ Линн С.Бидл отдает дань уважения Хану . Национальная инженерная академия. 27 марта 1982 г. ISBN. 9780309034821 . Проверено 18 июня 2014 г.
- ^ «Университет Лихай: серия выдающихся лекций Фазлура Рахмана Хана» . Lehigh.edu . Проверено 18 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Вайнгардт, Ричард Г. (февраль 2011 г.). «Фазлур Рахман Хан» (PDF) . Структура : 44–46 . Проверено 22 декабря 2013 г.
- ^ Ахмад, Сайед Камалуддин (30 июня 2021 г.), клан Тараф Сайед и семья Лаксам Наваб (на бенгали)
- ^ «Выдающиеся выпускники/награды выпускников — хронологический список прошлых победителей» . Кафедра гражданской и экологической инженерии Университета Иллинойса в Урбана-Шампейн . Архивировано из оригинала 21 мая 2014 года . Проверено 21 мая 2014 г.
- ^ Кан, Фазлур. «Аналитическое исследование взаимосвязей между различными критериями проектирования прямоугольных балок из предварительно напряженного бетона» . Проверено 12 июня 2014 г. - через ProQuest.
- ^ Грин, Ник (28 июня 2016 г.). «Человек, который спас небоскреб» . Ментальная нить . Атавист . Архивировано из оригинала 22 сентября 2019 года . Проверено 22 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Обама упоминает Фазлура Рахмана Хана» . Мусульманский обозреватель . 19 июня 2009 года. Архивировано из оригинала 19 июня 2013 года . Проверено 11 октября 2011 г.
- ^ Бейкер, Уильям Ф. (2001). «Структурные инновации» (PDF) . Высотные здания и городская среда обитания: города третьего тысячелетия . Нью-Йорк: Спон Пресс. стр. 481–493. ISBN 0-415-23241-4 . Архивировано из оригинала (PDF) 2 февраля 2014 года.
- ^ Инженерные легенды
- ^ Соммерлад, Джо (3 апреля 2017 г.). «Фазлур Рахман Хан: Почему этот архитектор небоскребов так важен?» . Независимый . Проверено 3 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Мусульманский инженер, которого цитирует Обама, имеет непреходящее наследие в Лихае» .
- ^ «Фазлур Рахман Хан: Его изобретение сделало возможным сегодняшние небоскребы - ИсламиСити» . www.islamicity.org . Проверено 12 сентября 2023 г.
- ^ «Фазлур Рахман (ФР) Хан» . www.londoni.co . Проверено 12 сентября 2023 г.
- ^ Мир М. Али, Кён Сон Мун. «Конструктивные изменения в высотных зданиях: современные тенденции и перспективы» . Обзор архитектурной науки (сентябрь 2007 г.) . Проверено 10 декабря 2008 г.
- ^ «Кем был Фазлур Рахман Хан? Гений, сделавший возможным строительство сегодняшних небоскребов» . Телеграф . 3 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Али, Мир М. (2001). «Эволюция бетонных небоскребов: от Ингаллса до Цзинь Мао» . Электронный журнал строительной техники . 1 (1): 2–14. дои : 10.56748/ejse.1111 . S2CID 251690475 . Проверено 30 ноября 2008 г.
- ^ «10 самых высоких стальных зданий в мире» . Строительная неделя онлайн . ConstructionWeekOnline.com. 27 сентября 2010 г. Проверено 17 февраля 2014 г.
- ^ «Просмотр Google Диска» . Проверено 22 декабря 2013 г.
- ^ На подъеме . Constructionweekonline.com (31 января 2011 г.). Проверено 26 июня 2012 г.
- ^ Бэйли, Стивен. (5 января 2010 г.) Бурдж Дубай: новая вершина тщеславия . Телеграф . Проверено 26 июня 2012 г.
- ^ Бидл, Линн (22 ноября 2001 г.). Высокие здания и городская среда обитания - Линн Бидл - Google Книги . ЦРК Пресс. ISBN 9780203467541 . Проверено 17 февраля 2014 г.
- ^ «Специальные исследования строительных конструкций» . Университет Орегона . Архивировано из оригинала 26 июня 2012 года . Проверено 17 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Основные работы - Фазлур Хан - художник-конструктор городских строительных форм» . Хан.princeton.edu. Архивировано из оригинала 22 мая 2015 года . Проверено 18 июня 2014 г.
- ^ Сев, Айсин (2005). «Трубчатые системы для высотных офисных зданий в особых случаях из Турции» (PDF) . Ин Ченг, ЮК; Чау, К.В. (ред.). Высотные здания: от проектирования к устойчивому развитию . Шестая международная конференция по высотным зданиям, Мини-симпозиум по устойчивым городам, Мини-симпозиум по планированию, проектированию и социально-экономическим аспектам жилой среды высотных жилых домов, Гонконг, Китай, 6–8 декабря 2005 г. World Scientific. п. 361. дои : 10.1142/9789812701480_0056 . ISBN 978-981-256-620-1 . Архивировано из оригинала (PDF) 3 февраля 2013 года . Проверено 16 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «IALCCE 2012: Подробности о основных докладчиках» . hl123.boku.ac.at. Архивировано из оригинала 26 апреля 2013 года . Проверено 18 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Цвейг, Кристина М. (30 марта 2011 г.). «Инженер-строитель» . Gostructural.com. Архивировано из оригинала 24 декабря 2013 года . Проверено 22 декабря 2013 г.
- ^ Анонимно (15 марта 2007 г.). «Проектирование небесных городов» . Университет Лихай . Проверено 17 февраля 2014 г.
- ^ «Эволюция бетонных небоскребов» . Архивировано из оригинала 5 июня 2007 года . Проверено 14 мая 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Альфред Свенсон и Пао-Чи Чанг (2008). «Строительство: Высотное строительство с 1945 года» . Британская энциклопедия . Проверено 9 декабря 2008 г.
- ^ Доктор Д. М. Чан. «Введение в высотные строительные конструкции» (PDF) . Обучение.уст.хк. п. 34. Архивировано из оригинала (PDF) 17 декабря 2010 года.
- ^ «One Shell Plaza — Фазлур Хан — художник-строитель форм городского строительства» . Хан.princeton.edu. Архивировано из оригинала 1 октября 2022 года . Проверено 18 июня 2014 г.
- ^ Ли, РПК (январь 1997 г.). Структуры в новом тысячелетии — Google Книги . ЦРК Пресс. ISBN 9789054108986 . Проверено 18 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «SUPport Studytour 2007» . Поддержка.tue.nl. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 18 июня 2014 г.
- ^ Сейнук, Израиль А.; Кантор, Ирвин Г. (март 1984 г.). «Башня Трампа: бетон удовлетворяет архитектурным, дизайнерским и строительным требованиям» . Бетон Интернэшнл . 6 (3): 59–62. ISSN 0162-4075 .
- ^ «0a_copy_NYC_2008_IBC.vp» (PDF) . Проверено 18 июня 2014 г.
- ^ «Брансуикское здание - Фазлур Хан - художник-строитель форм городского строительства» . Хан.princeton.edu. Архивировано из оригинала 1 октября 2022 года . Проверено 18 июня 2014 г.
- ^ Инженер-строитель (12 марта 2011 г.). «Взаимодействие стены и рамы сдвига» . Группа гражданского строительства. Архивировано из оригинала 18 июня 2014 года . Проверено 18 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «IALCCE 2012: Подробности о основных докладчиках» . Ialcce2012.boku.ac.at. Архивировано из оригинала 26 апреля 2013 года . Проверено 22 декабря 2013 г.
- ^ Стивен Бэйли (5 января 2010 г.). «Бурдж Дубай: новая вершина тщеславия» . «Дейли телеграф» . Проверено 26 февраля 2010 г.
- ^ Жизненный цикл и устойчивость систем гражданской инфраструктуры: материалы Третьего международного симпозиума по жизненному циклу гражданского строительства (IALCCE'12), Вена, Австрия, 3-6 октября 2012 г. ЦРК Пресс. 18 октября 2012 г. ISBN. 9780415621267 . Проверено 12 марта 2014 г.
- ^ «Почести и награды IALCCE» .
- ^ «Международный аэропорт имени короля Абдель Азиза – терминал хаджа» . Скидмор, Оуингс и Меррилл ЛЛП . Архивировано из оригинала 26 июня 2015 года . Проверено 24 сентября 2015 г.
- ^ «Терминал хаджа» . Премия Ага Хана в области архитектуры . Проверено 3 апреля 2017 г.
- ^ «Университет Лихай: серия выдающихся лекций Фазлура Рахмана Хана» .
- ^ Килпатрик, Райан. «Дудл Google чествует бангладешско-американского инженера Фазлура Рахмана Хана» . Время . Проверено 3 апреля 2017 г.
- ^ «Грубое сознание нового века» . Скидмор, Оуингс и Меррилл ЛЛП . Архивировано из оригинала 5 октября 2012 года.
- ^ Бидл, Линн С. (1982). «Фазлур Рахман Хан» . Мемориальные почести . 2–4 . National Academies Press ( Национальная инженерная академия ): 152–157 (154). ISBN 9780309034821 .
- ^ Вейнгардт 2005 .
- ^ «Разговор с Дэном Франгополом» . Lehigh.edu . Проверено 12 марта 2014 г.
- ^ «Кем был Фазлур Рахман Хан? Гений, сделавший возможным строительство сегодняшних небоскребов» . «Дейли телеграф» . 3 апреля 2017 года . Проверено 3 апреля 2017 г.
- ^ «Достигая новых высот: Фазлур Рахман Хан и небоскреб» . Проверено 1 марта 2022 г.
- ^ «Доктор Фазлур Р. Хан, 1971: Освободительная война Бангладеш» . drfazlurrkan.com . 6 марта 2014 года . Проверено 3 апреля 2017 г.
- ^ Хан, Ясмин Сабина (2004). Инженерная архитектура: видение Фазлура Р. Хана . WW Нортон и компания. п. 264. ИСБН 9780393731071 . Проверено 3 апреля 2017 г.
Ссылки [ править ]
- Вайнгардт, Ричард Г. (2005). Легенды инженерного дела: великие американские инженеры-строители: 32 профиля вдохновения и достижений . Американское общество инженеров-строителей. ISBN 978-0-7844-0801-8 .
- Али, Мир М. (2001). Искусство небоскреба: гений Фазлур Хана . Rizzoli International Publications, Inc., Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, ISBN 0847823709
Внешние ссылки [ править ]
- Фазлур Рахман Хан в Structurae
- Коллекция Фазлура Рахмана Хана в Южноазиатско-Американском цифровом архиве (SAADA)
- Документальный проект Фазлура Рахмана Хана
- Медаль Фазлура Хана за выслугу лет
- Письмо Билла Клинтона
- Выставка в Принстонском университете. Архивировано 24 января 2021 года в Wayback Machine.
- 1929 рождений
- 1982 смертей
- Американские архитекторы 20-го века
- Мусульмане из Иллинойса
- Американцы бангладешского происхождения
- Выпускники Бангладешского инженерно-технологического университета
- Бенгальцы 20-го века
- Похороны на кладбище Грейсленд (Чикаго)
- Бангладешские инженеры-строители
- Пакистанские эмигранты в США
- Лауреаты премии ко Дню Независимости
- Инженеры-строители
- Выпускники Университета Дакки
- Выпускники Грейнджерского инженерного колледжа
- Американские инженеры 20-го века
- Люди из Скидмора, Оуингса и Меррилла
- Люди из района Мадарипур
- Выпускники Фулбрайта
- Бангладешцы центральноазиатского происхождения