Архитектура периода Шах-Джахана
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2020 г. ) |


Архитектура периода Шах-Джахана — это архитектурный период архитектуры Великих Моголов . Это связано с Шаха Джахана тридцатилетним правлением над Империей Великих Моголов с 1628 по 1658 год. Наиболее примечательные сооружения этого периода включают Тадж-Махал в Агре и Красный Форт в Старом Дели . Архитектура периода Шах-Джахана отличается широким использованием симметрии, украшением структур такими элементами, как колонна Шахджахани, а также использованием красного песчаника и белого мрамора в качестве основных строительных материалов. Считается, что Шах Джахан принимал активное участие в процессах проектирования и строительства сооружений, которые оказали непосредственное культурное влияние, проявляющееся в вовлечении социальных элит в архитектурную практику. Архитектура периода Шах-Джахана находилась под влиянием архитектурных работ предыдущих императоров Великих Моголов, а также персидской архитектуры .
Фон
[ редактировать ]Шах Джахан правил Империей Великих Моголов с 1628 года – после смерти отца Шаха Джахана, Джахангира . [1] Его правление длилось 30 лет до 1658 года, когда сын Шаха Джахана, Аурангзеб, пришел к власти и провозгласил себя новым императором Великих Моголов. [1] участвовал в строительстве многочисленных садов Шах Джахан рано проявил интерес к архитектуре и до своего правления и зданий. К ним относятся; сад Шалимар в Кашмире (северный регион Индии) в 1608 году и охотничий курорт в районе Бурханпур около 1613 года, где он проявил интерес к организации и планированию императорских зданий и городов. [2]
Лишь после смерти отца Шаха Джахана и последующей коронации Шаха Джахана был осознан истинный масштаб архитектурного мастерства Шаха Джахана. [3] В 1628 году сразу же было построено гробницу Джахангира, расположенную в Лахоре . [3] Хотя краткое упоминание этого архитектурного проекта летописцем Шаха Джахана означает, что есть подозрение, что Шах Джахан имел ограниченное влияние на проект, гробница действительно отражает некоторые ранние особенности, которые должны были стать центральными в архитектуре периода Шаха Джахана. [3] Эти особенности включают использование белого мрамора и красного песчаника в качестве основных материалов в дополнение к двусторонней симметрии , особенности, которые можно увидеть в Тадж-Махале, самом примечательном сооружении архитектуры периода Шах-Джахана. [3] Предполагается, что за время своего правления Шах Джахан построил тридцать пять дворцов и садов, двадцать четыре из которых все еще существуют. [4] Благодаря масштабу строительства архитектура периода Шах-Джахана является ценным источником для понимания развития исламской архитектуры на протяжении 17 века .
Архитектура раннего периода Шах-Джахана
[ редактировать ]Более известные проекты в начале правления Шаха Джахана включают форты Агры и Лахора . [5] Это были часть проектов реконструкции, основанных на предыдущих постройках и архитектурных практиках Великих Моголов. Эти более широкие архитектурные практики Великих Моголов включали организацию и размещение имперских зданий с видом на реки и искусственные озера. [5] Императорские здания в основном были построены из белого мрамора, тогда как общественные помещения, построенные вдали от источников воды, обычно использовали красный песчаник. [5] Реконструкция Лахорского форта длилась 17 лет, начиная с 1628 года. Шах Джахан приказал немедленно построить Зал общественных аудиенций, известный как Чехил Сутун. [5] Это здание представляло собой конструкцию с 40 колоннами, которая часто использовалась как место, где королевские советники и представители общественности могли собираться и проявлять уважение к шаху . Проект реконструкции форта Агры понимается как выражение консолидации власти Шаха Джахана. [5] В ходе реконструкции были демонтированы постройки, построенные предыдущими императорами Великих Моголов, Акбаром и Джахангиром , и заменены эти постройки характерными архитектурными особенностями периода Шах-Джахана.
Архитектура позднего периода Шах-Джахана
[ редактировать ]Архитектура позднего периода Шах-Джахана характеризуется консолидацией отличительных черт; цветочные символы, украшения арок и значительное увеличение масштабов проектов. [6] Это проявилось в строительстве нового города-крепости – Шахджаханабада , который должен был стать новой столицей Империи Великих Моголов. Шахджаханабад стал столицей Великих Моголов во время правления Шаха Джахана, строительство которого началось в 1639 году после того, как Шах Джахан выразил недовольство фортами Агры и Лахора. [6] Дели Шахджаханабад — город-крепость, ныне известный как Красный форт , расположенный в Старом Дели . Местоположение имеет важное значение, поскольку оно было построено в том же регионе, что и столицы ранних Великих Моголов. [7] Большая часть города все еще стоит сегодня, включая известные здания; Зал общественных аудиенций, ворота Лахора и городская стена, простирающаяся более чем на 3 километра (1,9 мили) в окружности. [8] Стена окружает около 125 акров земли, а также включает в себя здания высокопоставленных чиновников, которые не были построены Шахом Джаханом, но напоминали характерный стиль официальных дворцовых зданий. [8] Строительство Шахджаханабада привлекло большое внимание Шах-Джахана, и его летописец описал активное участие в процессе проектирования. Такое участие и единство в дизайне подчеркивают влияние и известность архитектуры периода Шах-Джахана в Империи Великих Моголов.
Особенности архитектуры периода Шах-Джахана
[ редактировать ]В архитектуре периода Шах-Джахана были усовершенствованы многие структурные элементы предыдущих периодов Великих Моголов. Эбба Кох описала архитектуру периода Шах-Джахана как переходящую «новую эстетику», причем определяющими элементами этого периода являются «симметрия и единообразие форм». [9] Это означало, что в архитектурный период возросло единообразие дизайна архитектурных элементов, таких как колонны и арки . В этот период архитектуры также наблюдался рост исламской символики и ознаменовался возвращением к ортодоксальным подходам к дизайну. [9] Ключевые особенности архитектуры периода Шах-Джахана включают в себя; симметрия, колонна Шахджахан и обширное украшение зданий декоративными элементами.
Симметрия
[ редактировать ]Симметрия была характерной чертой в ранние периоды Великих Моголов, однако при Шах-Джахане она стала определяющей чертой его архитектурного стиля. Центральное место симметрии в архитектуре периода Шах-Джахана выражается не только в многочисленных сооружениях, но и в дворцовых садах. Симметрия была ключевой особенностью более ранних периодов Великих Моголов, однако архитектура периода Шах-Джахана расширила это, чтобы широко поддержать двустороннюю симметрию. [10] Это означает, что здания можно было разбить на две половины, и хотя раньше это наблюдалось в архитектуре Джахангира, это было не в том масштабе, как во времена Шаха Джахана, когда это использовалось как в «отдельных зданиях, так и в больших комплексах». [10] Симметрия также использовалась во многих дворцовых садах. Функции дворцовых садов были разными, но Эбба Кох подчеркнул символическую силу, описанную современным поэтом Амиром Хосровом . [11] Дворцовые сады были задуманы Хосровом как свидетельство современного процветания Империи Великих Моголов, поскольку они были раем на земле. [11] Симметрия садов и зданий представляет собой гармонию, единство и баланс между всеми частями сада или сооружения.
Колонна Шахджахани
[ редактировать ]В архитектуре периода Шах-Джахана произошла консолидация архитектурных форм. Это проявилось в широком использовании того, что впоследствии стало известно как колонна Шахджахани. [12] Колонна состояла из «многогранной капители и островерхого основания» и сочеталась с орнаментальной «спиральной скобой». [12] Этот стиль колонны появился во времена правления Акбара и Джахангира, однако он не использовался в такой степени, как во время правления Шаха Джахана. Колонна изначально была уникальной для выдающихся императорских зданий, однако в поздний период архитектуры Шах-Джахана она стала широко использоваться в общественных местах. [10] Колонна также была разработана с многослойной аркой, аркой с листовидными арками, которая является ключевой особенностью комплекса Тадж-Махала.
Декоративная особенность
[ редактировать ]Орнаментальные элементы использовались для украшения и украшения зданий. Как видно из других архитектурных особенностей, эта практика использовалась в предыдущие периоды Великих Моголов, однако масштаб и содержание таких особенностей увеличивались на протяжении всего правления Шаха Джахана. [10] Уникальным для архитектуры периода Шах-Джахана было использование цветов и растений в качестве образов. [13] Обычно он располагался в нижних частях стен. Доминирующие изображения цветов также использовались в других орнаментальных элементах, таких как; картины , резные изделия из мрамора или «инкрустации из твердых (драгоценных) камней». [10] Подобно использованию симметрии, декоративные элементы изначально предназначались для императорских зданий, а затем были распространены на общественные места.
Известные здания
[ редактировать ]Тадж-Махал
[ редактировать ]Тадж-Махал расположен за пределами Агры и является центром более широкого комплекса зданий. [4] Тадж — мавзолей любимой жены Шаха Джахана Мумтаз Махал . Более широкий комплекс включает в себя жилой сад, мечеть, Михман-хана (зал собраний), стенные башни, бассейн и павильоны на садовой стене. [14] Строительство началось в 1632 году после смерти Мумтаз Махала и заняло одиннадцать лет. Широкое использование белого мрамора в мавзолее, высокие сводчатые купола и его величие делают его культовым произведением мировой архитектуры. [15] Он достиг мирового значения и как образец архитектуры, и как символ любви и преданности Мумтаз-Махал. [16]
Значение и наследие архитектуры периода Шах Джана
[ редактировать ]Сама по себе архитектура Великих Моголов имеет глубокое наследие, и, как отмечает Ашер, «символическое содержание архитектуры Великих Моголов достигает пика при Шах-Джахане». [17] Это подчеркивает известность этого периода архитектуры не только в Индии, но и в соседнем Пакистане , где расположен храм в Лахоре. Современные источники историков, поэтов и летописцев также предполагают беспрецедентное участие Шаха Джахана в архитектурных проектах. [4] Это участие имело немедленные последствия, о чем свидетельствует участие людей с высоким статусом в дальнейшем выборе украшения городов. Шах Джахан также внес беспрецедентный финансовый вклад в развитие архитектуры. [18] Сохраняющееся культурное наследие подчеркивается выдающимся положением построек, построенных в период Шах-Джахана, как в индийской, так и в мировой культуре. Никакое сооружение лучше не представляет наследие архитектуры периода Шах-Джахана, чем Тадж-Махал, который имеет значение не только в Индии, но и во всем мире. Это было подчеркнуто включением его в новые семь чудес света. Кроме того, Тадж-Махал принимает до 8 миллионов посетителей в год и продолжает оставаться ценным источником доходов от туризма по всей Индии. [18] Существуют разногласия относительно обоснованности непреходящего наследия насилия и жестокости, связанного со строительством зданий Шаха Джахана. [18] [19] В частности, много внимания из западных и незападных источников привлекла повторяющаяся история о том, что после строительства Тадж-Махала Шах Джахан отрезал своим рабочим руки, чтобы они не могли построить другое сооружение. [18] [19] В монографии Фергуса Николла «Шах Джахан» он подчеркивает, что маловероятно, что Шах Джахан приказал отрубить руки, однако утверждает, что строительные процессы были пронизаны жестокостью. [20] Это заставляет Николла охарактеризовать правление Шаха Джахана не как регулярно рекламируемую золотую эпоху Империи Великих Моголов, а как эпоху, омраченную жестокостью. Другие источники незападных ученых предполагают насилие, связанное с процессом строительства, но прочное наследие Шаха Джахана затмевается изображением золотой эры архитектуры Великих Моголов. [18] [19]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ричардс (2012), с. 116
- ^ Ашер (1992), с. 171
- ^ Jump up to: а б с д Ашер (1992), с. 172
- ^ Jump up to: а б с Кох (2005), стр. 128.
- ^ Jump up to: а б с д и Ашер (1992), с. 174
- ^ Jump up to: а б Ашер (1992), с. 179
- ^ Ричардс (2012), с. 132
- ^ Jump up to: а б Ашер (1992), с. 191
- ^ Jump up to: а б Кох (1991), стр. 92-93.
- ^ Jump up to: а б с д и Кох (1991), стр. 93.
- ^ Jump up to: а б Кох (1991), стр. 143.
- ^ Jump up to: а б Кох (1991), стр. 92.
- ^ Кох (1991), стр. 95.
- ^ Кох (2005), стр. 132.
- ^ Мишра (2019), с. 46
- ^ Николл (2009), с. 9
- ^ Ашер (1992), с. 250
- ^ Jump up to: а б с д и Д'Суза (2022)
- ^ Jump up to: а б с Бег (2022)
- ^ Николл (2009), с. 10
Источники
[ редактировать ]- Британская энциклопедия, 1988, том 10, стр. 687
- Ашер, К. «Архитектура Индии Великих Моголов». В «Новой Кембриджской истории Индии» (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1992).
- Умоляю, Салим. «Развенчание городского мифа о Тадж-Махале». The Hindu, 9 марта 2022 г. https://www.thehindu.com/opinion/op-ed/debunking-an-urban-myth-about-taj-mahal/article65205195.ece
- Д'Суза, Рошни. «Правление Шаха Джахана: золотая эра архитектуры Великих Моголов». Мадрасский курьер, 5 января 2022 г. https://madrascourier.com/biography/shah-jahans-reign-the-golden-era-of-mughal-architecture/
- Кох, Эбба. Архитектура Великих Моголов: очерк ее истории и развития (1526-1858) (Германия, Prestel-verlag. Мюнхен, 1991)
- Кох, Эбба. «Тадж-Махал: архитектура, символизм и городское значение». Мукарнас 22 (2005): 128–149.
- Мишра, К. Вандана. «Развитие архитектуры в период Великих Моголов в Индии». Джамшедпур 1, 32 (2019): 43-47
- Николл, Фергюс. Шах Джахан. Penguin Books Индия, 2009.
- Ричардс, Джон Ф. Империя Великих Моголов. Том. I. (Издательство Кембриджского университета, 2012).