Амир Хосров
Амир Хосров | |
---|---|
Справочная информация | |
Имя при рождении | Абуль Хасан Ямин уд-Дин Кхусрау |
Рожденный | 1253 Патияли , Делийский султанат (сейчас в Уттар-Прадеше , Индия ) |
Умер | Октябрь 1325 г. (71–72 года) Дели , Делийский султанат (сейчас в Дели , Индия ) |
Жанры | Газаль , Каввали , Рубаи , Тарана |
Род занятий | Суфий, певец, поэт, композитор, писатель, учёный |
Под влиянием суфийского святого Низамуддина Аулии. |
литература на урду литература на урду | |
---|---|
литература на урду | |
По категориям язык урду Рехта | |
Основные цифры | |
Амир Хосров (отец литературы урду) - Вали Дахани (отец поэзии урду) - Мир Таки Мир - Галиб - Абдул Хак (Баба-э-урду) - Мухаммад Икбал | |
Писатели урду | |
Писатели – Романисты – Поэты | |
Формы | |
Газель – фантастика | |
Учреждения | |
Анджуман-и Таракки-и урду движение урду Литературные премии | |
Похожие порталы Литературный портал Пакистанский портал | |
Абуль Хасан Ямин уд-Дин Хосров (1253–1325 гг. н. э.), более известный как Амир Хосров , был индо-персидским жителем. [ 1 ] Суфийский певец, музыкант, поэт и учёный, живший в период Делийского султаната .
Он является знаковой фигурой в истории культуры Индийского субконтинента . Он был мистиком и духовным учеником Низамуддина Аулии из Дели , Индия. Он писал стихи преимущественно на персидском языке , но также и на хиндави . словарь в стихах « Халик Бари» , содержащий арабские, персидские и хиндави термины. Ему часто приписывают [ 2 ] Хосрова иногда называют «голосом Индии» или «попугаем Индии» ( Tuti-e-Hind ), а также называют «отцом литературы урду ». [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
Исламский портал |
Хосров считается «отцом каввали » (религиозной формы пения суфиев на Индийском субконтиненте) и представил газели , оба из которых до сих пор широко существуют в Индии и Пакистане. в Индии стиль песни [ 7 ] [ 8 ] Хосров был знатоком многих стилей персидской поэзии, которые были развиты в средневековой Персии , от Хагани касидов до Низами хамсы . Он использовал 11 метрических схем с 35 различными делениями. Он писал во многих стихотворных формах, включая газель, маснави, ката, рубаи, до-баити и таркиб-банд. Его вклад в развитие газели был значителен. [ 2 ] [ 9 ]
Семейное прошлое
[ редактировать ]Амир Хосров родился в 1253 году в Патияли , округ Касгандж , в современном Уттар-Прадеше , Индия, на территории тогдашнего Делийского султаната , в семье Амира Саифа уд-Дина Махмуда, человека тюркского происхождения, и Биби Даулат Наз, коренная индийская мать. [ 9 ] Амир Саиф уд-Дин Махмуд был мусульманином -суннитом . Он вырос в Кеше , небольшом городке недалеко от Самарканда на территории современного Узбекистана . Когда он был молодым человеком, этот регион был разрушен и разорен вторжением Чингисхана в Среднюю Азию , и большая часть населения бежала в другие страны, излюбленным местом назначения была Индия. Группа семей, в том числе семья Амира Саифа уд-Дина, покинула Кеш и направилась в Балх (ныне на севере Афганистана), который был относительно безопасным местом; оттуда они отправили представителей к султану далекого Дели, ищущему убежища. Это было разрешено, и группа отправилась в Дели. Султан Шамс уд-Дин Илтутмиш , правитель Дели, тоже был тюрком, как и они; действительно, он вырос в том же регионе Центральной Азии и в прошлой жизни пережил несколько схожие обстоятельства. Именно по этой причине группа изначально обратилась к нему. Илтутмиш не только приветствовал беженцев при своем дворе, но и предоставил некоторым из них высокие должности и земельные владения. В 1230 году эмир Саиф уд-Дин получил титул феодальное владение в округе Патиала . [ нужна ссылка ]
Амир Саиф уд-Дин женился на Биби Даулат Наз, дочери Равата Арза, индийского дворянина и военного министра Гияса уд-Дина Балбана , девятого султана Дели. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Ранние годы
[ редактировать ]Амир Саиф уд-Дин и Биби Даулатназ стали родителями четверых детей: трёх сыновей (одним из которых был Хосров) и дочери. Амир Саиф уд-Дин Махмуд умер в 1260 году, когда Хосрову было всего восемь лет. [ 12 ] Под влиянием своего отца он впитал ислам и суфизм, а также хорошо владел турецким языком. [ нужны разъяснения ] , персидский и арабский языки. [ 12 ] Он был известен под прозвищем Тути-и Хинд («Индийский попугай»), которое, согласно Энциклопедии ислама , «сравнивает красноречивого поэта со сладкоречивым попугаем, указывает на его канонический статус персидского поэта». [ 13 ] Любовь и восхищение Хосрова своей родиной прозрачны в его работах. [ 14 ]
Хосров был умным ребенком. Он начал учиться и писать стихи в возрасте девяти лет. [ 14 ] Его первый диван « Тухфат ус-Сигр» («Дар детства»), содержащий стихи, написанные в возрасте от 16 до 18 лет, был составлен в 1271 году. В 1273 году, когда Хосрову было 20 лет, его дедушка, которому, как сообщается, было 113 лет, , умер.
Карьера
[ редактировать ]После смерти деда Хосрова Хосров присоединился к армии Малика Чаджу, племянника правящего султана Гияс уд-Дина Балбана . Это привлекло внимание к его поэзии Ассамблеи Королевского двора, где он был удостоен чести.
Насир уд-Дин Бугра Хан , второй сын Балбана, был приглашен послушать Хосрова. Он был впечатлен и стал покровителем Хосрова в 1276 году. В 1277 году Бугра-хан был назначен правителем Бенгалии , и Хосров посетил его в 1279 году, когда писал свой второй диван, Васт уль-Хаят (Средина жизни). Затем Хосров вернулся в Дели. Старший сын Балбана, Хан Мухаммад (находившийся в Мултане ), прибыл в Дели и, услышав о Хосрове, пригласил его к себе ко двору. Затем Хосров сопровождал его в Мултан в 1281 году. Мултан в то время был воротами в Индию и центром знаний и обучения. Караваны ученых, торговцев и эмиссаров следовали через Мултан из Багдада , Аравии и Персии по пути в Дели. Хосров написал следующее:
Я завязал пояс службы на поясе и надел шапку товарищества еще на пять лет. Я придал блеск водам Мултана из океана моего остроумия и шуток.
9 марта 1285 года хан Мухаммед был убит в бою при сражении с монголами , вторгшимися в султанат. Хосров написал две элегии в горе по поводу своей смерти. В 1287 году Хосров отправился в Авад вместе с другим своим покровителем, эмиром Али Хатимом. В возрасте восьмидесяти лет Балбан позвал своего второго сына Бугра-хана обратно из Бенгалии, но Бугра-хан отказался. После смерти Балбана в 1287 году его внук Муиз уд-Дин Кайкабад , сын Бугра-хана, стал султаном Дели в возрасте 17 лет. Хосров оставался на службе у Кайкабада в течение двух лет, с 1287 по 1288 год. В 1288 году Хосров завершил свою службу. первая маснави , Киран ус-Саадайн (Встреча «Двух благоприятных звезд»), в котором говорилось о встрече Бугра-хана со своим сыном Муиз уд-Дином Кайкабадом после долгой вражды. его трехлетнего сына Шамс уд-Дина Каюмарса После того, как Кайкабад перенес инсульт в 1290 году, дворяне назначили султаном . Турко-афганец по имени Джалал уд-Дин Фируз Халджи затем двинулся на Дели, убил Кайкабада и стал султаном, положив тем самым конец династии мамлюков Делийского султаната и положив начало Династия Халджи .
Джалал уд-Дин Фируз Халджи ценил поэзию и пригласил к себе ко двору многих поэтов. Хосров пользовался почетом и уважением при своем дворе и получил титул «Амир». Ему дали должность «Мушаф-дар». Придворная жизнь заставила Хосрова больше сосредоточиться на своих литературных произведениях. Газели Хосрова, которые он сочинял в быстрой последовательности, были положены на музыку и каждую ночь перед султаном пели поющие девушки. Хосров пишет о Джалал уд-Дине Фирузе:
Царь мира Джалал уд-Дин в награду за мою бесконечную боль, которую я взял на себя при сочинении стихов, даровал мне невообразимое сокровище богатства.
В 1290 году Хосров завершил свою вторую маснави, «Мифта уль-Футух» («Ключ к победам»), во славу побед Джалал уд-Дина Фируза. В 1294 году Хосров завершил свой третий диван, «Гуррат уль-Камаал» («Начало совершенства»), который состоял из стихов, написанных в возрасте от 34 до 34 лет. [ 9 ]
После Джалал уд-Дина Фируза Ала уд-Дин Халджи. на трон Дели в 1296 году взошел Хосров написал « Хазаин уль-Футух» («Сокровища победы»), в котором описывали строительные работы, войны и административные услуги Ала уд-Дина. Затем он составил хамсу (квинтет) из пяти маснави, известную как Хамса-е-Хусрау (Хамса Хосрова), завершив ее в 1298 году. Хамса подражала хамсе более раннего поэта персидских эпосов Низами Гянджеви . Первой маснави в хамсе была Матла уль-Анвар (Место восходящего света), состоящая из 3310 стихов (законченных за 15 дней) на этические и суфийские темы. Вторая маснави, Хосров-Ширин , состояла из 4000 стихов. Третья маснави, Лейла-Меджнун , представляла собой романс. Четвертой объемной маснави была «Айина-и Искандари» , повествующая о героических подвигах Александра Македонского в 4500 стихах. Пятой маснави был Хашт-Бихишт , который был основан на легендах о Бахраме V , пятнадцатом царе Сасанидской империи . Все эти произведения сделали Хосрова ведущим светилом мировой поэзии. Ала уд-Дин Халджи был очень доволен его работой и щедро наградил его. Когда сын Ала уд-Дина и будущий преемник Родился Кутб уд-Дин Мубарак Шах Халджи , Хосров подготовил гороскоп Мубарак Шаха Халджи, в котором были сделаны определенные предсказания. Этот гороскоп включен в маснави Сакяна . [ 16 ]
В 1300 году, когда Хосрову было 47 лет, умерли его мать и брат. В их честь он написал такие строки:
Двойное сияние покинуло мою звезду в этом году
Ушли мой брат и моя мать,
Мои две полные луны зашли и перестали светить
За одну короткую неделю через это мое невезение.
Посвящение Хосрова своей матери после ее смерти было:
Где бы ни была найдена пыль твоих ног, для меня это словно райский осколок.
В 1310 году Хосров стал учеником суфийского святого ордена Низамуддина Чишти Аулия . [ 12 ] В 1315 году Хосров завершил романтическую маснави Дюваль Рани - Хизр Хан ( Дюваль Рани и Хизр Хан), о женитьбе вагелской принцессы Дюваль Рани на Хизр Хане, одном из сыновей Ала уд-Дина Халджи. [ 9 ]
После смерти Ала уд-Дина Халджи в 1316 году султаном Дели стал его сын Кутб уд-Дин Мубарак Шах Халджи. Хосров написал маснави о Мубарак-шахе Халджи под названием «Нух Сипихр» («Девять небес»), в котором описаны события правления Мубарак-шаха Халджи. Он разделил свою поэзию на девять глав, каждая часть которых считается «небом». В третьей главе он написал яркий отчет об Индии и ее окружающей среде, временах года, флоре и фауне, культурах, ученых и т. д. Во время правления Мубарак Шаха Халджи он написал еще одну книгу под названием Иджаз-е-Хусрави («Чудеса Хосрова»). , состоявший из пяти томов. В 1317 году Хосров составил «Бакия-Накиа» («Остатки чистоты»). В 1319 году он написал «Афзал уль-Фаваид» («Величайшее из благословений»), прозаическое произведение, содержащее учение Низамуддина Аулии. [ 9 ]
В 1320 году Мубарак-шах Халджи был убит Хусро-ханом , который, таким образом, положил конец династии Халджи и ненадолго стал султаном Дели. В том же году Хосро-хан был схвачен и обезглавлен Гият ад-Дином Туглаком , который стал султаном и таким образом положил начало династии Туглаков . В 1321 году Хосров начал писать историческую маснави под названием «Туглак Нама» («Книга Туглаков») о правлении Гият ад-Дина Туглака и других правителей Туглака. [ 9 ] [ 10 ]
Хосров умер в октябре 1325 года, через шесть месяцев после смерти Низамуддина Аулия. Могила Хосрова находится рядом с могилой его духовного учителя в Низамуддин Дарга в Дели. [ 9 ] Нихаят уль-Камаал («Зенит совершенства») был составлен, вероятно, за несколько недель до его смерти.
Надпись Шалимар Баг
[ редактировать ]Популярная басня, вошедшая в науку, приписывает Хосрову следующий знаменитый персидский стих:
Если рай гарантирован,
Он подчинен, он подчинен, он подчинен, он подчинен.
По-английски: «Если и есть рай на земле, то это он, это то, это вот это». [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Считается, что этот стих был написан на нескольких постройках Великих Моголов , предположительно в отношении Кашмира , в частности на конкретном здании в саду Шалимар в Сринагаре, Кашмир (построенном во время правления императора Великих Моголов Джахангира). [ 20 ] [ 21 ]
Однако недавние исследования показали, что этот стих относится ко времени, намного более позднему, чем время Хосрова, и к месту, довольно далекому от Кашмира. [ 22 ] Историк Рана Сафви осмотрел все возможные постройки в Кашмирском саду и не обнаружил такой надписи, приписываемой Хосрову. По ее словам, стих был написан Саадуллой Ханом, выдающимся дворянином и ученым при дворе преемника и сына Джахангира Шаха Джахана. [ 22 ] Даже в народной памяти именно Джахангир первым повторил эту фразу в честь Кашмира. [ 19 ]
Вклад в музыку хиндустани
[ редактировать ]Каввали
[ редактировать ]Хосрову приписывают объединение персидских , арабских , тюркских и индийских певческих традиций в конце 13-го века для создания каввали , формы суфийской религиозной песни . [ 23 ] Хорошо акцентированный припев, подчеркивающий тему, и религиозный припев в сочетании с солистом, использующим богато украшенный стиль быстрых таанов и сложных комбинаций свары , являются отличительными характеристиками каввали. [ 24 ] Ученики Хосрова, специализировавшиеся на пении каввали, позже были классифицированы как каввали (они пели только мусульманские религиозные песни) и калаванцы (они пели мирские песни в стиле каввали). Музыкальный поток некоторых его стихов сделал их любимцами музыкантов и сегодня. [ 9 ] [ 24 ]
Тарана и Триват
[ редактировать ]Тарана и Триват также приписывают Хосрову. [ 25 ] Музыковед и философ Джайдев Сингх сказал: Тарана была полностью изобретением Хосрова. Тарана — персидское слово, означающее песню. Тиллана — искаженная форма этого слова. Правда, перед Хосровом был пример песен Ниргита, в которых использовались шуск-акшары (бессмысленные слова) и пат-акшары (мнемонические слоги мриданга). Такие песни были в моде, по крайней мере, со времен Бхараты. Но вообще говоря, ниргит использовал твёрдые согласные. Хосров ввел два новшества в эту форму вокальной музыки. Во-первых, он ввел в основном персидские слова с мягкими согласными. Во-вторых, он так расположил эти слова, что они несли какой-то смысл. Он также ввел несколько слов на хинди, чтобы дополнить смысл… Только гений Хосрова мог расположить эти слова таким образом, чтобы они придали некоторый смысл. Композиторам после него это не удалось, и тарана стала такой же бессмысленной, как древний Ниргит. [ 26 ] Считается, что Хосров изобрел стиль тарана во время попытки воспроизвести изложение Гопала Наика в Рааге Кадамбаке. Хосров прятался и слушал Гопала Наика в течение шести дней, а на седьмой день он воспроизвел исполнение Наика, используя бессмысленные слова ( мриданг болс ), создав таким образом стиль тарана. [ 27 ]
Ситар
[ редактировать ]Хосрову приписывают изобретение ситара. В то время в Индии существовало множество версий Вины . Он модифицировал трехструнную Тритантри Вину как Сетар (по-персидски «3 струны»), который в конечном итоге стал известен как ситар . [ 10 ] [ 28 ]
Наследие
[ редактировать ]Амир Хосров был плодовитым классическим поэтом, связанным с королевскими дворами более чем семи правителей Делийского султаната. Он написал множество шутливых загадок , песен и легенд, которые стали частью массовой культуры Южной Азии. Его загадки сегодня являются одной из самых популярных форм поэзии хиндави . [ 29 ] Это жанр, который предполагает двусмысленность или игру слов. [ 29 ] Бесчисленные загадки поэта были переданы в устной традиции за последние семь столетий. [ 29 ] Благодаря своему литературному творчеству Хосров представляет собой одного из первых зарегистрированных индийских персонажей с истинной мультикультурной или плюралистической идентичностью. Музыканты приписывают Хосрову создание шести стилей музыки: каул, калбана, накш, гул, тарана и хьял , однако доказательств этому недостаточно. [ 30 ] [ 31 ]
Развитие Хиндави
[ редактировать ]Хосров писал преимущественно на персидском языке . Ему приписывают множество стихов на хиндустани (или хинди - урду ), поскольку нет никаких свидетельств их сочинения Хосровом ранее XVIII века. [ 32 ] [ 33 ] Язык стихов хиндустани кажется относительно современным. Он использовал термин «Хиндави» (что на персидском означает «Хинд или Индия») для языка хиндустани. [ 34 ] и придал ей форму в исламской литературе, за что получил прозвище «отец литературы урду ». [ 6 ]
Он также написал военную балладу на пенджаби . [ 35 ] Кроме того, он владел арабским и санскритом . [ 10 ] [ 36 ] [ 11 ] [ 37 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 37 ] Его стихи до сих пор поют в суфийских святынях по всей Индии и Пакистану . [ 9 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Фильм 1978 года «Джунун» открывается исполнением « Аадж Рунг Хай» Хосрова , а в сюжете фильма это стихотворение используется как символ восстания. [ 39 ]
«Амир Хусро» , документальный фильм, освещающий его жизнь и творчество, снятый Ом Пракашем Шармой, выпущенный в 1974 году. Он был произведен правительства Индии Отделом кинематографии . [ 40 ]
Амир Хусро — индийский телесериал, основанный на жизни и творчестве Хосрова, который транслировался на DD National в 1980-х годах. национальной общественной телекомпании [ 41 ] [ 42 ] Актер Бхавани Музамил изобразил его в роли придворного поэта Алауддина Халджи в индийском фильме « Падмаават» Санджая Лилы Бхансали 2018 года . [ 43 ]
Одно из стихотворений Хосро о Басанте , «Сакал бун фул рахи сарсон» , было процитировано в эпизоде » Саладина Ахмеда «Великолепной мисс Марвел . Различные исполнения этого стихотворения были записаны снова и снова, в том числе одно в исполнении Ризвана-Муаззама в 8-м сезоне Coke Studio Пакистан , а также другое исполнение пакистанской певицы Миши Шафи в сотрудничестве с инструментальной фанк-группой Mughal-e-Funk . Он также был воссоздан в веб-сериале Netflix Heeramandi в исполнении Раджи Хасана .
Работает
[ редактировать ]- Тухфат ус-Сигр («Дар детства»), 1271 г. — первый диван Хосрова, содержит стихи, написанные в возрасте от 16 до 18 лет.
- Васт уль-Хаят (Середина жизни), 1279 г. - второй диван Хосрова.
- Киран ус-Са'даин (Встреча двух благоприятных звезд), 1289 г. - первая маснави Хосрова, в которой подробно описывается историческая встреча Бугра-хана и его сына Муиз уд-Дина Кайкабада после долгой вражды.
- Мифтах уль-Футух (Ключ к победам), 1290 г. - вторая маснави Хосрова, восхваляющая победы Джалал уд-Дина Фируза Халджи.
- Гуррат уль-Камаал (Начало совершенства), 1294 г. - Стихи, написанные Хосровом в возрасте от 34 до 34 лет.
- Хазаин уль-Футух («Сокровища побед»), 1296 г. - Подробности строительных работ, войн и административных услуг Ала уд-Дина Халджи.
- Хамса-э-Хусрау (Хамса Хосрова), 1298 — квинтет (хамса) из пяти маснави: Матла уль-Анвар , Хосров-Ширин , Лейла-Меджнун , Айна-э-Сикандари и Хашт-Бихишт (в который входят «Три принца» Серендип ).
- Сакиана - маснави, содержащая гороскоп Кутб уд-Дина Мубарака Шаха Халджи.
- Дюваль Рани - Хизр Хан (Дюваль Рани и Хизр Хан), 1316 год - трагедия о женитьбе принцессы Дюваль Рани на сыне Ала уд-Дина Халджи Хизр Хане.
- Нух Сипихр («Девять небес»), 1318 г. - маснави Хосрова о правлении Кутб уд-Дина Мубарака Шаха Халджи, включающая яркие представления об Индии и ее культуре.
- Иджаз-э-Хусрави («Чудеса Хосрова») — сборник прозы, состоящий из пяти томов.
- Бакия-Накиа (Остатки чистоты), 1317 г. – составлено Хосровом в возрасте 64 лет.
- Афзал уль-Фаваид («Величайшее из благословений»), 1319 г. — прозаическое произведение, содержащее учение Низамуддина Аулии.
- Туглак Нама (Книга Туглаков), 1320 г. — историческая маснави времен правления династии Туглаков.
- Нихаят уль-Камаал (Зенит совершенства), 1325 г. - составлен Хосровом, вероятно, за несколько недель до его смерти.
- Ашика -Хусро отдает дань уважения языку хинди и говорит о его богатстве. [ 44 ] Это маснави, описывающая трагедию Деваль Деви. Эту историю поддержал Исаами. [ 45 ]
- Кисса Чахар Дервеш ( «Сказка о четырех дервишах ») — сказка, рассказанная Хосровом Низамуддину Аулии.
- Халик Бари - стихотворный глоссарий слов и фраз на персидском, арабском и хинди, часто приписываемый Амиру Хосрову. Хафиз Мехмуд Хан Ширани утверждал, что он был завершен в 1622 году в Гвалиоре Хафизом уд-Дином Хосровом. [ 46 ]
- Джавахир-э-Хусрави - диван, который часто называют диваном Хиндави Хосрова.
См. также
[ редактировать ]- Чхаап Тилак Саб Чхини
- Мачта плотины Дама Каландар
- Если бы Пейкар
- Джахан-и-Хусров
- Хамса Низами
- Индийская литература
- Список персидских поэтов и авторов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шарма 2017 .
- ^ Jump up to: а б Рашид, Омар (23 июля 2012 г.). «Погоня за Хосроем» . Индуистская газета . Ченнаи, Индия. Архивировано из оригинала 25 сентября 2019 года . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ «Амир Хосров | Индийский поэт» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 5 августа 2015 года . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Мехта 1980 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Бакши и Миттра 2002 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: а б Бхаттачарья, Вивек Ранджан (1982). Знаменитые индийские мудрецы: их бессмертные послания . Публикации Сагара. Архивировано из оригинала 2 июля 2023 года . Проверено 8 ноября 2020 г.
- ^ Латиф 1979 , с. 334.
- ^ Пауэрс и Куреши 1989 , стр. 702–705.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Шиммель, А . «Амир Хосров Дехлави» . Энциклопедия Ираника . Eisenbrauns Inc. Архивировано из оригинала 17 мая 2016 года . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ирадж Башири. «Профиль Амира Хосрова Диглави» . Ангельский огонь . Архивировано из оригинала 20 мая 2008 года . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Пиктхолл и Асад 1930 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: а б с Мисра 1981 , с. 2.
- ^ Шарма 2017 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: а б Мисра 1981 , с. 3.
- ^ «Александр спускают в море» . metmuseum.org . Архивировано из оригинала 14 декабря 2018 года . Проверено 14 декабря 2018 г.
- ^ «Хазрат Мехбуб-э-Элахи (РА)» . hazratmehboob-e-elahi.org . Архивировано из оригинала 21 декабря 2019 года . Проверено 30 июня 2013 г.
- ^ Раджан, Анжана (29 апреля 2011 г.). «Окно в Персию» . Индуистская газета . Ченнаи, Индия. Архивировано из оригинала 2 февраля 2014 года . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ «Концерт Зубина Мехты завораживает Кашмир» . Бизнес Стандарт, Индия . Пресс Траст Индии. 7 сентября 2013 года. Архивировано из оригинала 9 сентября 2013 года . Проверено 30 декабря 2023 г. - через Business Standard.
- ^ Jump up to: а б «Концерт Зубина Мехты завораживает Кашмир — The Times of India» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 8 сентября 2013 года . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ «Сад Шалимар | Район Сринагар, правительство Джамму и Кашмира, Индия» . Архивировано из оригинала 27 ноября 2020 года . Проверено 8 марта 2020 г.
- ^ Блейк 2002 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: а б Сафви, Рана. «Кто на самом деле написал строки: «Если есть рай на земле, то это, это то, это это»?» . Прокрутка.в . Архивировано из оригинала 8 мая 2020 года . Проверено 8 марта 2020 г.
- ^ « Аадж Ранг Хай» - вновь посетил Каввали» . TwoCircle.net. Архивировано из оригинала 18 августа 2018 года . Проверено 8 марта 2013 г. , Проверено 16 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Мисра 1981 , с. 4.
- ^ Мисра 1981 , с. 25.
- ^ Сингх 1975 , с. 276.
- ^ Мисра 1981 , с. 5.
- ^ Мисра 1981 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б с Шарма 2005 , с. 79.
- ^ Саид, Юсуф. «Амир Хосров и индо-мусульманская идентичность в музыкальной практике Пакистана» . Сайт академии.edu . Архивировано из оригинала 2 июля 2023 года . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Маджумдар, Абхик (30 июня 2013 г.). «Амир Хусро и его влияние на индийскую классическую музыку» . Архивировано из оригинала 3 февраля 2022 года . Проверено 26 января 2018 г.
- ^ Дихлави 2011 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Поэзия Хиндви Хосрова, академическая загадка? Юсуф Саид, 2003 г.
- ^ Кейт Браун; Сара Огилви (2008). Краткая энциклопедия языков мира . Эльзевир. ISBN 978-0-08-087774-7 .
Апабхрамша, казалось, находился в состоянии перехода от среднеиндоарийской стадии к новоиндоарийской. Некоторые элементы хиндустани появляются ... отдельная форма лингва-франка хиндустани появляется в трудах Амира Хусро (1253–1325), который называл его хиндви [.]
- ^ Тарик, Рахман. «Язык пенджаби во время британского правления» (PDF) . Журнал исследований Пенджаба . 14 (1). Архивировано из оригинала (PDF) 15 сентября 2012 года.
- ^ Хабиб 2018 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: а б с Дихлави 1975 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Devy 2018 , p. [ нужна страница ] .
- ^ «Как «ступенька» Амира Хосрова вдохновила кино и музыкальную культуру Южной Азии» . Первый пост . 26 ноября 2017 г. Архивировано из оригинала 28 марта 2020 г. . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ «Амир Хусро» . www.filmsdivision.org . Архивировано из оригинала 10 апреля 2013 года . Проверено 6 мая 2021 г.
- ^ Рахман, М. (15 июня 1988 г.). «Телесериал Раджбанса Ханны «Амир Хосров» пытается развеять общественные заблуждения» . Индия сегодня . Архивировано из оригинала 22 января 2021 года . Проверено 18 января 2021 г.
- ^ «Амир Хусро» . nettv4u . Архивировано из оригинала 22 января 2021 года . Проверено 18 января 2021 г.
- ^ Рамнатх, Нандини (9 апреля 2019 г.). «В фильмах о Кашмире всегда основное внимание уделялось локации, но теперь они освобождают место для местных жителей» . Прокрутка.в . Архивировано из оригинала 8 ноября 2020 года . Проверено 6 мая 2021 г.
- ^ «Амир Хусро Дехлави — мистический суфийский поэт» . Сайт журнала «Свободная пресса» . 12 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 20 июля 2019 года . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Ниязи 1992 , с. 5.
- ^ Ширани, Хафи Махмуд. «Дибача-йе дувум [Второе предисловие]». В Хафизе аль-Лисане (он же Халик Бари) под редакцией Хафи Махмуда Ширани. Дели: Анджумман-и-Таракки-и-Урду, 1944.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Бакши, Шири Рам; Миттра, Санг (2002). Хазрат Низам-уд-дин Аулия и Хазрат Ходжа Муинуддин Чисти . Критерий. ISBN 978-81-7938-022-2 .
- Блейк, Стивен П. (30 апреля 2002 г.). Шахджаханабад: суверенный город в Индии Великих Моголов 1639-1739 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-52299-1 – через Google Книги.
- Деви, Дж. Н. (16 февраля 2018 г.). Индийская литературная критика: теория и интерпретация . Ориент Блэксван. ISBN 978-81-250-2022-6 – через Google Книги.
- Дихлави, Амир Хосрав (1975). Амир Хосров: мемориальный том . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства. Индии. ОСЛК 2523104 .
- Дихлави, Амир Хосрав (2011). На базаре любви: Избранные стихи Амира Хосрова . Перевод Лосенского, Пола Эдварда; Шарма, Сунил. Книги Пингвинов Индия. ISBN 978-0-670-08236-0 .
- Хабиб, Мохаммед (16 февраля 2018 г.). «Хазрат Амир Хосров из Дели» . Служба исламских книг – через Google Книги.
- Латиф, Сайед Абдулла (1979) [1958]. Очерк культурной истории Индии . Институт индо-ближневосточных культурных исследований (перепечатано издательством Munshiram Manoharlal Publishers). ISBN 81-7069-085-4 .
- Мехта, Джасвант Лал (1980). Расширенное исследование истории средневековой Индии . Том. 1. Стерлинг Паблишерс Пвт. ООО ISBN 978-81-207-0617-0 .
- Мисра, Сушила (1981). Великие мастера музыки хиндустани . Издательство Хем.
- Ниязи, Гулам Сарвар Хан (1992). Жизнь и деятельность султана Алауддина Халджи . Нью-Дели: Атлантика. ISBN 978-81-7156-362-3 .
- Пиктхолл, Мармадьюк Уильям; Асад, Мухаммед, ред. (1930). Исламская культура . Совет исламской культуры.
- Пауэрс, Гарольд С.; Куреши, Регула Буркхардт (октябрь 1989 г.). «Суфийская музыка Индии и Пакистана. Звук, контекст и значение в Каввали». Журнал Американского восточного общества . 109 (4). дои : 10.2307/604123 . JSTOR 604123 .
- Шарма, Сунил (май 2005 г.). Амир Хосров: поэт султанов и суфиев . Публикации Oneworld. ISBN 978-1-85168-362-8 .
- Шарма, Сунил (2017). «Амир Хосрав Диглави» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Сингх, Тхакур Джай Дева (1975). «Музыкальные произведения Хосрова». В Ансари, Зоя (ред.). Жизнь, времена и творчество Амира Хосрова Дехлави . Нью-Дели: Национальное общество Амира Хосрова.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браун, Эдвард Г. (1997). Литературная история Персии, 4 тома . Мунширам Манохарлал Паблишерс Пвт. Ограничено. ISBN 978-81-215-0753-0 .
- Рыпка, январь (11 ноября 2013 г.). Ян, Карл (ред.). История иранской литературы . Перевод ван Попта-Хоуп, П. Спрингер Science & Business Media. ISBN 978-94-010-3479-1 .
- Р. М. Чопра, «Взлет, рост и упадок индо-персидской литературы», Дом культуры Ирана, Нью-Дели и Иранское общество, Калькутта, 2-е изд. 2013.
- Р. М. Чопра, «Великие поэты классического персидского языка», Sparrow Publication, Калькутта, 2014 г., ISBN 978-81-89140-75-5
- Зои, Ансари, «Хусрау ка Зехни Сафар», Анджуман Таракки-йи-Урду, Нью-Дели, 1988.
- Важные произведения Амира Хосрова (полное)
- Хазаинул Футух (Сокровища победы) Хазарата Амира Хосрау из Дели. Английский перевод Мухаммада Хабиба ( АМУ ). 1931 год.
- Стихи Амира Хосрау «История Индии, рассказанная ее собственными историками : мусульманский период» , сэр Х. М. Эллиот. Том III. 1866–177. стр. 523-566 .
- Тарих-и Алай; или Хазаину-ль Футух Амира Хосру « История Индии, рассказанная ее собственными историками: мусульманский период» , сэра Х. М. Эллиота. Том III. 1866–177. Страница: 67-92.
- Для получения более подробной информации см. «Великие поэты классического персидского языка» Р.М. Чопры, Sparrow Publication, Калькутта, 2014 г. ( ISBN 978-81-89140-75-5 )
- Алимахмуди, Омидвар; Нуриан, Сейед Махди; Фешарак, Мохаммед (2017). «Изучение аллюзий и адаптированных тем Корана и хадисов в книге Амира Хосрова Дехлави «Нох Сепер Матнави (Маснави девяти небес)» » (PDF) . Литературное искусство (на английском и арабском языках). 9 (19). Университет Исфахана. дои : 10.22108/liar.2017.21767 . ISSN 2008-8027 . OCLC 7655520386 . Архивировано из оригинала 10 ноября 2017 года – через DOAJ.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Амиром Хосровым, на Викискладе?
- Работы Амира Хосрова в Project Gutenberg
- Работы Амира Хосрова в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Оригинальные персидские стихи Амира Хосрова в WikiDorj, бесплатной библиотеке персидской поэзии.
- «Король предлагает загладить свою вину перед скорбящей матерью», фолиант из Хамсы (квинтета) Амира Хосрова Дихлави. Метрополитен -музей
- 1253 рождения
- 1325 смертей
- Индийские музыканты XIII века
- Индийские поэты XIII века.
- Поэты на языке урду
- Индийские персоязычные писатели
- Персидские поэты XIII века
- Индийские музыканты XIV века
- Индийские поэты XIV века.
- Персидские поэты XIV века
- Тюркский народ
- Чиштинский Орден
- Поэты на языке хинди
- Индийские поэты-мужчины
- Индийские суфии
- Макаронный язык
- Жители Этахского района
- Люди из Делийского султаната
- Исполнители суфийской музыки
- Поэты из Дели
- Суфийские поэты
- Ученики Низамуддина Аулии