Jump to content

Амир Хосров

(Перенаправлено от Амира Хосрова )

Амир Хосров
Амир Хосров обучает своих учеников на миниатюре из рукописи «Маджлис аль-Ушак» султана Хусейна Байкара.
Амир Хосров обучает своих учеников на миниатюре из рукописи «Маджлис аль-Ушак» султана Хусейна Байкара.
Справочная информация
Имя при рождении Абуль Хасан Ямин уд-Дин Кхусрау
Рожденный 1253
Патияли , Делийский султанат
(сейчас в Уттар-Прадеше , Индия )
Умер Октябрь 1325 г. (71–72 года)
Дели , Делийский султанат
(сейчас в Дели , Индия )
Жанры Газаль , Каввали , Рубаи , Тарана
Род занятий Суфий, певец, поэт, композитор, писатель, учёный
Под влиянием суфийского святого Низамуддина Аулии.
литература на урду
литература на урду
литература на урду
По категориям
язык урду
Рехта
Основные цифры
Амир Хосров (отец литературы урду) - Вали Дахани (отец поэзии урду) - Мир Таки Мир - Галиб - Абдул Хак (Баба-э-урду) - Мухаммад Икбал
Писатели урду
Писатели Романисты Поэты
Формы
Газель фантастика
Учреждения
Анджуман-и Таракки-и урду
движение урду
Литературные премии
Похожие порталы
Литературный портал

Индийский портал

Пакистанский портал

Абуль Хасан Ямин уд-Дин Хосров (1253–1325 гг. н. э.), более известный как Амир Хосров , был индо-персидским жителем. [ 1 ] Суфийский певец, музыкант, поэт и учёный, живший в период Делийского султаната .

Он является знаковой фигурой в истории культуры Индийского субконтинента . Он был мистиком и духовным учеником Низамуддина Аулии из Дели , Индия. Он писал стихи преимущественно на персидском языке , но также и на хиндави . словарь в стихах « Халик Бари» , содержащий арабские, персидские и хиндави термины. Ему часто приписывают [ 2 ] Хосрова иногда называют «голосом Индии» или «попугаем Индии» ( Tuti-e-Hind ), а также называют «отцом литературы урду ». [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]

Хосров считается «отцом каввали » (религиозной формы пения суфиев на Индийском субконтиненте) и представил газели , оба из которых до сих пор широко существуют в Индии и Пакистане. в Индии стиль песни [ 7 ] [ 8 ] Хосров был знатоком многих стилей персидской поэзии, которые были развиты в средневековой Персии , от Хагани касидов до Низами хамсы . Он использовал 11 метрических схем с 35 различными делениями. Он писал во многих стихотворных формах, включая газель, маснави, ката, рубаи, до-баити и таркиб-банд. Его вклад в развитие газели был значителен. [ 2 ] [ 9 ]

Александр посещает мудреца Платона из Хамсы Амира Хосрова

Семейное прошлое

[ редактировать ]

Амир Хосров родился в 1253 году в Патияли , округ Касгандж , в современном Уттар-Прадеше , Индия, на территории тогдашнего Делийского султаната , в семье Амира Саифа уд-Дина Махмуда, человека тюркского происхождения, и Биби Даулат Наз, коренная индийская мать. [ 9 ] Амир Саиф уд-Дин Махмуд был мусульманином -суннитом . Он вырос в Кеше , небольшом городке недалеко от Самарканда на территории современного Узбекистана . Когда он был молодым человеком, этот регион был разрушен и разорен вторжением Чингисхана в Среднюю Азию , и большая часть населения бежала в другие страны, излюбленным местом назначения была Индия. Группа семей, в том числе семья Амира Саифа уд-Дина, покинула Кеш и направилась в Балх (ныне на севере Афганистана), который был относительно безопасным местом; оттуда они отправили представителей к султану далекого Дели, ищущему убежища. Это было разрешено, и группа отправилась в Дели. Султан Шамс уд-Дин Илтутмиш , правитель Дели, тоже был тюрком, как и они; действительно, он вырос в том же регионе Центральной Азии и в прошлой жизни пережил несколько схожие обстоятельства. Именно по этой причине группа изначально обратилась к нему. Илтутмиш не только приветствовал беженцев при своем дворе, но и предоставил некоторым из них высокие должности и земельные владения. В 1230 году эмир Саиф уд-Дин получил титул феодальное владение в округе Патиала . [ нужна ссылка ]

Амир Саиф уд-Дин женился на Биби Даулат Наз, дочери Равата Арза, индийского дворянина и военного министра Гияса уд-Дина Балбана , девятого султана Дели. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Амир Саиф уд-Дин и Биби Даулатназ стали родителями четверых детей: трёх сыновей (одним из которых был Хосров) и дочери. Амир Саиф уд-Дин Махмуд умер в 1260 году, когда Хосрову было всего восемь лет. [ 12 ] Под влиянием своего отца он впитал ислам и суфизм, а также хорошо владел турецким языком. [ нужны разъяснения ] , персидский и арабский языки. [ 12 ] Он был известен под прозвищем Тути-и Хинд («Индийский попугай»), которое, согласно Энциклопедии ислама , «сравнивает красноречивого поэта со сладкоречивым попугаем, указывает на его канонический статус персидского поэта». [ 13 ] Любовь и восхищение Хосрова своей родиной прозрачны в его работах. [ 14 ]

Хосров был умным ребенком. Он начал учиться и писать стихи в возрасте девяти лет. [ 14 ] Его первый диван « Тухфат ус-Сигр» («Дар детства»), содержащий стихи, написанные в возрасте от 16 до 18 лет, был составлен в 1271 году. В 1273 году, когда Хосрову было 20 лет, его дедушка, которому, как сообщается, было 113 лет, , умер.

После смерти деда Хосрова Хосров присоединился к армии Малика Чаджу, племянника правящего султана Гияс уд-Дина Балбана . Это привлекло внимание к его поэзии Ассамблеи Королевского двора, где он был удостоен чести.

Насир уд-Дин Бугра Хан , второй сын Балбана, был приглашен послушать Хосрова. Он был впечатлен и стал покровителем Хосрова в 1276 году. В 1277 году Бугра-хан был назначен правителем Бенгалии , и Хосров посетил его в 1279 году, когда писал свой второй диван, Васт уль-Хаят (Средина жизни). Затем Хосров вернулся в Дели. Старший сын Балбана, Хан Мухаммад (находившийся в Мултане ), прибыл в Дели и, услышав о Хосрове, пригласил его к себе ко двору. Затем Хосров сопровождал его в Мултан в 1281 году. Мултан в то время был воротами в Индию и центром знаний и обучения. Караваны ученых, торговцев и эмиссаров следовали через Мултан из Багдада , Аравии и Персии по пути в Дели. Хосров написал следующее:

Я завязал пояс службы на поясе и надел шапку товарищества еще на пять лет. Я придал блеск водам Мултана из океана моего остроумия и шуток.

9 марта 1285 года хан Мухаммед был убит в бою при сражении с монголами , вторгшимися в султанат. Хосров написал две элегии в горе по поводу своей смерти. В 1287 году Хосров отправился в Авад вместе с другим своим покровителем, эмиром Али Хатимом. В возрасте восьмидесяти лет Балбан позвал своего второго сына Бугра-хана обратно из Бенгалии, но Бугра-хан отказался. После смерти Балбана в 1287 году его внук Муиз уд-Дин Кайкабад , сын Бугра-хана, стал султаном Дели в возрасте 17 лет. Хосров оставался на службе у Кайкабада в течение двух лет, с 1287 по 1288 год. В 1288 году Хосров завершил свою службу. первая маснави , Киран ус-Саадайн (Встреча «Двух благоприятных звезд»), в котором говорилось о встрече Бугра-хана со своим сыном Муиз уд-Дином Кайкабадом после долгой вражды. его трехлетнего сына Шамс уд-Дина Каюмарса После того, как Кайкабад перенес инсульт в 1290 году, дворяне назначили султаном . Турко-афганец по имени Джалал уд-Дин Фируз Халджи затем двинулся на Дели, убил Кайкабада и стал султаном, положив тем самым конец династии мамлюков Делийского султаната и положив начало Династия Халджи .

Джалал уд-Дин Фируз Халджи ценил поэзию и пригласил к себе ко двору многих поэтов. Хосров пользовался почетом и уважением при своем дворе и получил титул «Амир». Ему дали должность «Мушаф-дар». Придворная жизнь заставила Хосрова больше сосредоточиться на своих литературных произведениях. Газели Хосрова, которые он сочинял в быстрой последовательности, были положены на музыку и каждую ночь перед султаном пели поющие девушки. Хосров пишет о Джалал уд-Дине Фирузе:

Царь мира Джалал уд-Дин в награду за мою бесконечную боль, которую я взял на себя при сочинении стихов, даровал мне невообразимое сокровище богатства.

В 1290 году Хосров завершил свою вторую маснави, «Мифта уль-Футух» («Ключ к победам»), во славу побед Джалал уд-Дина Фируза. В 1294 году Хосров завершил свой третий диван, «Гуррат уль-Камаал» («Начало совершенства»), который состоял из стихов, написанных в возрасте от 34 до 34 лет. [ 9 ]

Александр опущен в море из хамсы Амира Хосрова Дихлави, приписываемой Муканде ок. 1597–98, Метрополитен-музей. [ 15 ]

После Джалал уд-Дина Фируза Ала уд-Дин Халджи. на трон Дели в 1296 году взошел Хосров написал « Хазаин уль-Футух» («Сокровища победы»), в котором описывали строительные работы, войны и административные услуги Ала уд-Дина. Затем он составил хамсу (квинтет) из пяти маснави, известную как Хамса-е-Хусрау (Хамса Хосрова), завершив ее в 1298 году. Хамса подражала хамсе более раннего поэта персидских эпосов Низами Гянджеви . Первой маснави в хамсе была Матла уль-Анвар (Место восходящего света), состоящая из 3310 стихов (законченных за 15 дней) на этические и суфийские темы. Вторая маснави, Хосров-Ширин , состояла из 4000 стихов. Третья маснави, Лейла-Меджнун , представляла собой романс. Четвертой объемной маснави была «Айина-и Искандари» , повествующая о героических подвигах Александра Македонского в 4500 стихах. Пятой маснави был Хашт-Бихишт , который был основан на легендах о Бахраме V , пятнадцатом царе Сасанидской империи . Все эти произведения сделали Хосрова ведущим светилом мировой поэзии. Ала уд-Дин Халджи был очень доволен его работой и щедро наградил его. Когда сын Ала уд-Дина и будущий преемник Родился Кутб уд-Дин Мубарак Шах Халджи , Хосров подготовил гороскоп Мубарак Шаха Халджи, в котором были сделаны определенные предсказания. Этот гороскоп включен в маснави Сакяна . [ 16 ]

В 1300 году, когда Хосрову было 47 лет, умерли его мать и брат. В их честь он написал такие строки:

Двойное сияние покинуло мою звезду в этом году
Ушли мой брат и моя мать,
Мои две полные луны зашли и перестали светить
За одну короткую неделю через это мое невезение.

Посвящение Хосрова своей матери после ее смерти было:

Где бы ни была найдена пыль твоих ног, для меня это словно райский осколок.

В 1310 году Хосров стал учеником суфийского святого ордена Низамуддина Чишти Аулия . [ 12 ] В 1315 году Хосров завершил романтическую маснави Дюваль Рани - Хизр Хан ( Дюваль Рани и Хизр Хан), о женитьбе вагелской принцессы Дюваль Рани на Хизр Хане, одном из сыновей Ала уд-Дина Халджи. [ 9 ]

После смерти Ала уд-Дина Халджи в 1316 году султаном Дели стал его сын Кутб уд-Дин Мубарак Шах Халджи. Хосров написал маснави о Мубарак-шахе Халджи под названием «Нух Сипихр» («Девять небес»), в котором описаны события правления Мубарак-шаха Халджи. Он разделил свою поэзию на девять глав, каждая часть которых считается «небом». В третьей главе он написал яркий отчет об Индии и ее окружающей среде, временах года, флоре и фауне, культурах, ученых и т. д. Во время правления Мубарак Шаха Халджи он написал еще одну книгу под названием Иджаз-е-Хусрави («Чудеса Хосрова»). , состоявший из пяти томов. В 1317 году Хосров составил «Бакия-Накиа» («Остатки чистоты»). В 1319 году он написал «Афзал уль-Фаваид» («Величайшее из благословений»), прозаическое произведение, содержащее учение Низамуддина Аулии. [ 9 ]

В 1320 году Мубарак-шах Халджи был убит Хусро-ханом , который, таким образом, положил конец династии Халджи и ненадолго стал султаном Дели. В том же году Хосро-хан был схвачен и обезглавлен Гият ад-Дином Туглаком , который стал султаном и таким образом положил начало династии Туглаков . В 1321 году Хосров начал писать историческую маснави под названием «Туглак Нама» («Книга Туглаков») о правлении Гият ад-Дина Туглака и других правителей Туглака. [ 9 ] [ 10 ]

Хосров умер в октябре 1325 года, через шесть месяцев после смерти Низамуддина Аулия. Могила Хосрова находится рядом с могилой его духовного учителя в Низамуддин Дарга в Дели. [ 9 ] Нихаят уль-Камаал («Зенит совершенства») был составлен, вероятно, за несколько недель до его смерти.

Надпись Шалимар Баг

[ редактировать ]

Популярная басня, вошедшая в науку, приписывает Хосрову следующий знаменитый персидский стих:

Если рай гарантирован,
Он подчинен, он подчинен, он подчинен, он подчинен.

По-английски: «Если и есть рай на земле, то это он, это то, это вот это». [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Считается, что этот стих был написан на нескольких постройках Великих Моголов , предположительно в отношении Кашмира , в частности на конкретном здании в саду Шалимар в Сринагаре, Кашмир (построенном во время правления императора Великих Моголов Джахангира). [ 20 ] [ 21 ]

Однако недавние исследования показали, что этот стих относится ко времени, намного более позднему, чем время Хосрова, и к месту, довольно далекому от Кашмира. [ 22 ] Историк Рана Сафви осмотрел все возможные постройки в Кашмирском саду и не обнаружил такой надписи, приписываемой Хосрову. По ее словам, стих был написан Саадуллой Ханом, выдающимся дворянином и ученым при дворе преемника и сына Джахангира Шаха Джахана. [ 22 ] Даже в народной памяти именно Джахангир первым повторил эту фразу в честь Кашмира. [ 19 ]

Вклад в музыку хиндустани

[ редактировать ]

Хосрову приписывают объединение персидских , арабских , тюркских и индийских певческих традиций в конце 13-го века для создания каввали , формы суфийской религиозной песни . [ 23 ] Хорошо акцентированный припев, подчеркивающий тему, и религиозный припев в сочетании с солистом, использующим богато украшенный стиль быстрых таанов и сложных комбинаций свары , являются отличительными характеристиками каввали. [ 24 ] Ученики Хосрова, специализировавшиеся на пении каввали, позже были классифицированы как каввали (они пели только мусульманские религиозные песни) и калаванцы (они пели мирские песни в стиле каввали). Музыкальный поток некоторых его стихов сделал их любимцами музыкантов и сегодня. [ 9 ] [ 24 ]

Тарана и Триват

[ редактировать ]

Тарана и Триват также приписывают Хосрову. [ 25 ] Музыковед и философ Джайдев Сингх сказал: Тарана была полностью изобретением Хосрова. Тарана — персидское слово, означающее песню. Тиллана — искаженная форма этого слова. Правда, перед Хосровом был пример песен Ниргита, в которых использовались шуск-акшары (бессмысленные слова) и пат-акшары (мнемонические слоги мриданга). Такие песни были в моде, по крайней мере, со времен Бхараты. Но вообще говоря, ниргит использовал твёрдые согласные. Хосров ввел два новшества в эту форму вокальной музыки. Во-первых, он ввел в основном персидские слова с мягкими согласными. Во-вторых, он так расположил эти слова, что они несли какой-то смысл. Он также ввел несколько слов на хинди, чтобы дополнить смысл… Только гений Хосрова мог расположить эти слова таким образом, чтобы они придали некоторый смысл. Композиторам после него это не удалось, и тарана стала такой же бессмысленной, как древний Ниргит. [ 26 ] Считается, что Хосров изобрел стиль тарана во время попытки воспроизвести изложение Гопала Наика в Рааге Кадамбаке. Хосров прятался и слушал Гопала Наика в течение шести дней, а на седьмой день он воспроизвел исполнение Наика, используя бессмысленные слова ( мриданг болс ), создав таким образом стиль тарана. [ 27 ]

Хосрову приписывают изобретение ситара. В то время в Индии существовало множество версий Вины . Он модифицировал трехструнную Тритантри Вину как Сетар (по-персидски «3 струны»), который в конечном итоге стал известен как ситар . [ 10 ] [ 28 ]

Наследие

[ редактировать ]
Иллюстрированная рукопись одного из стихотворений Амира Хосрова.

Амир Хосров был плодовитым классическим поэтом, связанным с королевскими дворами более чем семи правителей Делийского султаната. Он написал множество шутливых загадок , песен и легенд, которые стали частью массовой культуры Южной Азии. Его загадки сегодня являются одной из самых популярных форм поэзии хиндави . [ 29 ] Это жанр, который предполагает двусмысленность или игру слов. [ 29 ] Бесчисленные загадки поэта были переданы в устной традиции за последние семь столетий. [ 29 ] Благодаря своему литературному творчеству Хосров представляет собой одного из первых зарегистрированных индийских персонажей с истинной мультикультурной или плюралистической идентичностью. Музыканты приписывают Хосрову создание шести стилей музыки: каул, калбана, накш, гул, тарана и хьял , однако доказательств этому недостаточно. [ 30 ] [ 31 ]

Развитие Хиндави

[ редактировать ]

Хосров писал преимущественно на персидском языке . Ему приписывают множество стихов на хиндустани (или хинди - урду ), поскольку нет никаких свидетельств их сочинения Хосровом ранее XVIII века. [ 32 ] [ 33 ] Язык стихов хиндустани кажется относительно современным. Он использовал термин «Хиндави» (что на персидском означает «Хинд или Индия») для языка хиндустани. [ 34 ] и придал ей форму в исламской литературе, за что получил прозвище «отец литературы урду ». [ 6 ]

Он также написал военную балладу на пенджаби . [ 35 ] Кроме того, он владел арабским и санскритом . [ 10 ] [ 36 ] [ 11 ] [ 37 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 37 ] Его стихи до сих пор поют в суфийских святынях по всей Индии и Пакистану . [ 9 ]

[ редактировать ]

Фильм 1978 года «Джунун» открывается исполнением « Аадж Рунг Хай» Хосрова , а в сюжете фильма это стихотворение используется как символ восстания. [ 39 ]

«Амир Хусро» , документальный фильм, освещающий его жизнь и творчество, снятый Ом Пракашем Шармой, выпущенный в 1974 году. Он был произведен правительства Индии Отделом кинематографии . [ 40 ]

Амир Хусро — индийский телесериал, основанный на жизни и творчестве Хосрова, который транслировался на DD National в 1980-х годах. национальной общественной телекомпании [ 41 ] [ 42 ] Актер Бхавани Музамил изобразил его в роли придворного поэта Алауддина Халджи в индийском фильме « Падмаават» Санджая Лилы Бхансали 2018 года . [ 43 ]

Одно из стихотворений Хосро о Басанте , «Сакал бун фул рахи сарсон» , было процитировано в эпизоде » Саладина Ахмеда ​​«Великолепной мисс Марвел . Различные исполнения этого стихотворения были записаны снова и снова, в том числе одно в исполнении Ризвана-Муаззама в 8-м сезоне Coke Studio Пакистан , а также другое исполнение пакистанской певицы Миши Шафи в сотрудничестве с инструментальной фанк-группой Mughal-e-Funk . Он также был воссоздан в веб-сериале Netflix Heeramandi в исполнении Раджи Хасана .

Работает

[ редактировать ]
Иллюстрированная страница Великих Моголов из Хашт-Бихишт , Метрополитен-музей.
  • Тухфат ус-Сигр («Дар детства»), 1271 г. — первый диван Хосрова, содержит стихи, написанные в возрасте от 16 до 18 лет.
  • Васт уль-Хаят (Середина жизни), 1279 г. - второй диван Хосрова.
  • Киран ус-Са'даин (Встреча двух благоприятных звезд), 1289 г. - первая маснави Хосрова, в которой подробно описывается историческая встреча Бугра-хана и его сына Муиз уд-Дина Кайкабада после долгой вражды.
  • Мифтах уль-Футух (Ключ к победам), 1290 г. - вторая маснави Хосрова, восхваляющая победы Джалал уд-Дина Фируза Халджи.
  • Гуррат уль-Камаал (Начало совершенства), 1294 г. - Стихи, написанные Хосровом в возрасте от 34 до 34 лет.
  • Хазаин уль-Футух («Сокровища побед»), 1296 г. - Подробности строительных работ, войн и административных услуг Ала уд-Дина Халджи.
  • Хамса-э-Хусрау (Хамса Хосрова), 1298 — квинтет (хамса) из пяти маснави: Матла уль-Анвар , Хосров-Ширин , Лейла-Меджнун , Айна-э-Сикандари и Хашт-Бихишт (в который входят «Три принца» Серендип ).
  • Сакиана - маснави, содержащая гороскоп Кутб уд-Дина Мубарака Шаха Халджи.
  • Дюваль Рани - Хизр Хан (Дюваль Рани и Хизр Хан), 1316 год - трагедия о женитьбе принцессы Дюваль Рани на сыне Ала уд-Дина Халджи Хизр Хане.
  • Нух Сипихр («Девять небес»), 1318 г. - маснави Хосрова о правлении Кутб уд-Дина Мубарака Шаха Халджи, включающая яркие представления об Индии и ее культуре.
  • Иджаз-э-Хусрави («Чудеса Хосрова») — сборник прозы, состоящий из пяти томов.
  • Бакия-Накиа (Остатки чистоты), 1317 г. – составлено Хосровом в возрасте 64 лет.
  • Афзал уль-Фаваид («Величайшее из благословений»), 1319 г. — прозаическое произведение, содержащее учение Низамуддина Аулии.
  • «Король предлагает загладить свою вину перед скорбящей матерью» — картина, основанная на рассказе, написанном Амиром Хосровом Дихлави, но проиллюстрированная индийским художником Великих Моголов Мискином в 1597–1598 годах.
    Туглак Нама (Книга Туглаков), 1320 г. — историческая маснави времен правления династии Туглаков.
  • Нихаят уль-Камаал (Зенит совершенства), 1325 г. - составлен Хосровом, вероятно, за несколько недель до его смерти.
  • Ашика -Хусро отдает дань уважения языку хинди и говорит о его богатстве. [ 44 ] Это маснави, описывающая трагедию Деваль Деви. Эту историю поддержал Исаами. [ 45 ]
  • Кисса Чахар Дервеш ( «Сказка о четырех дервишах ») — сказка, рассказанная Хосровом Низамуддину Аулии.
  • Халик Бари - стихотворный глоссарий слов и фраз на персидском, арабском и хинди, часто приписываемый Амиру Хосрову. Хафиз Мехмуд Хан Ширани утверждал, что он был завершен в 1622 году в Гвалиоре Хафизом уд-Дином Хосровом. [ 46 ]
  • Джавахир-э-Хусрави - диван, который часто называют диваном Хиндави Хосрова.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Шарма 2017 .
  2. ^ Jump up to: а б Рашид, Омар (23 июля 2012 г.). «Погоня за Хосроем» . Индуистская газета . Ченнаи, Индия. Архивировано из оригинала 25 сентября 2019 года . Проверено 30 декабря 2023 г.
  3. ^ «Амир Хосров | Индийский поэт» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 5 августа 2015 года . Проверено 30 декабря 2023 г.
  4. ^ Мехта 1980 , с. [ нужна страница ] .
  5. ^ Бакши и Миттра 2002 , с. [ нужна страница ] .
  6. ^ Jump up to: а б Бхаттачарья, Вивек Ранджан (1982). Знаменитые индийские мудрецы: их бессмертные послания . Публикации Сагара. Архивировано из оригинала 2 июля 2023 года . Проверено 8 ноября 2020 г.
  7. ^ Латиф 1979 , с. 334.
  8. ^ Пауэрс и Куреши 1989 , стр. 702–705.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Шиммель, А . «Амир Хосров Дехлави» . Энциклопедия Ираника . Eisenbrauns Inc. Архивировано из оригинала 17 мая 2016 года . Проверено 30 декабря 2023 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д Ирадж Башири. «Профиль Амира Хосрова Диглави» . Ангельский огонь . Архивировано из оригинала 20 мая 2008 года . Проверено 30 декабря 2023 г.
  11. ^ Jump up to: а б Пиктхолл и Асад 1930 , с. [ нужна страница ] .
  12. ^ Jump up to: а б с Мисра 1981 , с. 2.
  13. ^ Шарма 2017 , с. [ нужна страница ] .
  14. ^ Jump up to: а б Мисра 1981 , с. 3.
  15. ^ «Александр спускают в море» . metmuseum.org . Архивировано из оригинала 14 декабря 2018 года . Проверено 14 декабря 2018 г.
  16. ^ «Хазрат Мехбуб-э-Элахи (РА)» . hazratmehboob-e-elahi.org . Архивировано из оригинала 21 декабря 2019 года . Проверено 30 июня 2013 г.
  17. ^ Раджан, Анжана (29 апреля 2011 г.). «Окно в Персию» . Индуистская газета . Ченнаи, Индия. Архивировано из оригинала 2 февраля 2014 года . Проверено 30 декабря 2023 г.
  18. ^ «Концерт Зубина Мехты завораживает Кашмир» . Бизнес Стандарт, Индия . Пресс Траст Индии. 7 сентября 2013 года. Архивировано из оригинала 9 сентября 2013 года . Проверено 30 декабря 2023 г. - через Business Standard.
  19. ^ Jump up to: а б «Концерт Зубина Мехты завораживает Кашмир — The Times of India» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 8 сентября 2013 года . Проверено 30 декабря 2023 г.
  20. ^ «Сад Шалимар | Район Сринагар, правительство Джамму и Кашмира, Индия» . Архивировано из оригинала 27 ноября 2020 года . Проверено 8 марта 2020 г.
  21. ^ Блейк 2002 , с. [ нужна страница ] .
  22. ^ Jump up to: а б Сафви, Рана. «Кто на самом деле написал строки: «Если есть рай на земле, то это, это то, это это»?» . Прокрутка.в . Архивировано из оригинала 8 мая 2020 года . Проверено 8 марта 2020 г.
  23. ^ « Аадж Ранг Хай» - вновь посетил Каввали» . TwoCircle.net. Архивировано из оригинала 18 августа 2018 года . Проверено 8 марта 2013 г. , Проверено 16 сентября 2015 г.
  24. ^ Jump up to: а б Мисра 1981 , с. 4.
  25. ^ Мисра 1981 , с. 25.
  26. ^ Сингх 1975 , с. 276.
  27. ^ Мисра 1981 , с. 5.
  28. ^ Мисра 1981 , с. 6.
  29. ^ Jump up to: а б с Шарма 2005 , с. 79.
  30. ^ Саид, Юсуф. «Амир Хосров и индо-мусульманская идентичность в музыкальной практике Пакистана» . Сайт академии.edu . Архивировано из оригинала 2 июля 2023 года . Проверено 30 декабря 2023 г.
  31. ^ Маджумдар, Абхик (30 июня 2013 г.). «Амир Хусро и его влияние на индийскую классическую музыку» . Архивировано из оригинала 3 февраля 2022 года . Проверено 26 января 2018 г.
  32. ^ Дихлави 2011 , с. [ нужна страница ] .
  33. ^ Поэзия Хиндви Хосрова, академическая загадка? Юсуф Саид, 2003 г.
  34. ^ Кейт Браун; Сара Огилви (2008). Краткая энциклопедия языков мира . Эльзевир. ISBN  978-0-08-087774-7 . Апабхрамша, казалось, находился в состоянии перехода от среднеиндоарийской стадии к новоиндоарийской. Некоторые элементы хиндустани появляются ... отдельная форма лингва-франка хиндустани появляется в трудах Амира Хусро (1253–1325), который называл его хиндви [.]
  35. ^ Тарик, Рахман. «Язык пенджаби во время британского правления» (PDF) . Журнал исследований Пенджаба . 14 (1). Архивировано из оригинала (PDF) 15 сентября 2012 года.
  36. ^ Хабиб 2018 , с. [ нужна страница ] .
  37. ^ Jump up to: а б с Дихлави 1975 , с. [ нужна страница ] .
  38. ^ Devy 2018 , p.  [ нужна страница ] .
  39. ^ «Как «ступенька» Амира Хосрова вдохновила кино и музыкальную культуру Южной Азии» . Первый пост . 26 ноября 2017 г. Архивировано из оригинала 28 марта 2020 г. . Проверено 28 марта 2020 г.
  40. ^ «Амир Хусро» . www.filmsdivision.org . Архивировано из оригинала 10 апреля 2013 года . Проверено 6 мая 2021 г.
  41. ^ Рахман, М. (15 июня 1988 г.). «Телесериал Раджбанса Ханны «Амир Хосров» пытается развеять общественные заблуждения» . Индия сегодня . Архивировано из оригинала 22 января 2021 года . Проверено 18 января 2021 г.
  42. ^ «Амир Хусро» . nettv4u . Архивировано из оригинала 22 января 2021 года . Проверено 18 января 2021 г.
  43. ^ Рамнатх, Нандини (9 апреля 2019 г.). «В фильмах о Кашмире всегда основное внимание уделялось локации, но теперь они освобождают место для местных жителей» . Прокрутка.в . Архивировано из оригинала 8 ноября 2020 года . Проверено 6 мая 2021 г.
  44. ^ «Амир Хусро Дехлави — мистический суфийский поэт» . Сайт журнала «Свободная пресса» . 12 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 20 июля 2019 года . Проверено 30 декабря 2023 г.
  45. ^ Ниязи 1992 , с. 5.
  46. ^ Ширани, Хафи Махмуд. «Дибача-йе дувум [Второе предисловие]». В Хафизе аль-Лисане (он же Халик Бари) под редакцией Хафи Махмуда Ширани. Дели: Анджумман-и-Таракки-и-Урду, 1944.

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0f279b6312da929a1ac7ef2e5daa0cd2__1723155540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0f/d2/0f279b6312da929a1ac7ef2e5daa0cd2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Amir Khusrau - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)