Великий Иван
Великий Иван ( араб . الإيوان العظيم , латинизированный : аль-Иван аль-Кабир ) — монументальный тронный зал , расположенный внутри Цитадели в Каире , Египет . Он был построен мамлюкским султаном ан-Насиром Мухаммадом в начале 14 века и считался одним из самых впечатляющих сооружений в городе того времени. В течение нескольких столетий он медленно разрушался, прежде чем был снесен Мухаммедом Али в 1825 году, чтобы освободить место для современной мечети Мухаммеда Али и других построек.
Имя
[ редактировать ]Великий Иван был также известен как Иван ан-Насири («Иван ан-Насира») или Дар аль-Адль («Зал правосудия»), причем последнее название происходит от его использования в качестве места отправления правосудия. султанское правосудие. [ 1 ] Хотя Великий Иван представлял собой большое куполообразное сооружение, которое по-арабски чаще называлось кубба , термины «кубба» и «айван» использовались для обозначения монументальных тронных залов в период мамлюков. Термин «айван» используется в других местах для обозначения сводчатого зала, открытого с одной стороны, — эта особенность широко используется в исламской архитектуре , особенно в регионах иранского влияния. Однако в Каире этот термин, похоже, все чаще использовался для обозначения светской архитектуры в конце 13 и 14 веков, в то время как термин кубба был зарезервирован для погребальной архитектуры. Таким образом, сооружение ан-Насира Мухаммеда называлось айваном, хотя его основным элементом был купольный, а не сводчатый зал. [ 1 ]
В более поздний османский период (после 1517 года) имя Великого Ивана исказилось и стало известно как Диван Султана аль-Гури , как записано Эвлией Челеби . К концу 18 века его называли Диван Юсуф , имя, которое было записано французскими авторами «Описания Египта» в начале 19 века: « Диван Жозефа ». [ 1 ]
История
[ редактировать ]Великий Иван располагался внутри Каирской Цитадели, строительство которой было начато султаном Салах Айюбидов ад-Дином (Саладином) и расширено при его преемниках Аль-Адиле и Аль-Камиле . Структуры цитадели почти непрерывно развивались, реставрировались или перестраивались в период мамлюков (1250-1517 гг.). Особую активность проявили султаны Бахри-Мамлюк , превратившие южную часть Цитадели, в которой располагались частные дворцы султанов, в место возведения важных монументальных сооружений, выполнявших также церемониальные или административные функции. Аль-Захир Бейбарс , аль-Мансур Калавун , аль-Ашраф Халил и ан-Насир Мухаммад построили или перестроили зал аудиенций (тронный зал), главную мечеть, дворцы или другие сооружения. В отличие от более ранних зданий Айюбидов, здания мамлюков все чаще проектировались так, чтобы их было видно издалека и они доминировали над горизонтом города. [ 2 ]
Султан Бейбарс (правил в 1260–1277 гг.) первым построил Кубба аз-Захирия («Купол аз-Захира»), монументальный и богато украшенный зал с центральным куполом, который служил залом для аудиенций или тронным залом. Расположенное в Южном корпусе, оно могло быть новым строением или дополнением к существующему строению Айюбидов, но, скорее всего, оно было предшественником «Великого Ивана» ан-Насира Мухаммеда. [ 3 ] Султан Калавун (правил в 1279–1290 гг.) позже снес его и заменил своим собственным куполообразным сооружением Кубба аль-Мансурийя . [ 3 ] Его сын, Султан Халил (правил в 1290–1293 гг.), также, в свою очередь, разрушил эту куббу и заменил ее своим собственным строением, Иван аль-Ашрафийя (слово « айван », похоже, с тех пор использовалось для обозначения этого конкретного типа здание). [ 3 ] Этот новый тронный зал отличался от предыдущих воплощений в одном примечательном отношении: он был расписан изображениями амиров (полководцев) аль-Ашрафа, над головой каждого из которых было написано их звание. [ 3 ]
Наконец, султан ан-Насир Мухаммад (правивший с перерывами между 1293 и 1341 годами) в 1311 году снова разрушил Иван аль-Ашрафию (тронный зал) своего брата Халила и заменил его своим собственным строением, известным как Великий Иван ( аль-Иван аль-Кабир ). Эта реконструкция, возможно, была вызвана желанием сделать его еще более заметным и монументальным, а также, возможно, для проведения более крупных церемоний. [ 3 ] Во всяком случае, позже он снес свое творение (полностью или частично) и заново отстроил его в 1333 году, и именно это воплощение Великого Ивана просуществовало вплоть до XIX века. Летописцы часто называли ее самым впечатляющим сооружением в Каире, более монументальным, чем почти любая из мамлюкских мечетей. [ 4 ] Он служил общественным и церемониальным тронным залом султана и продолжал использоваться (хотя и менее последовательно) мамлюкскими султанами после него. [ 5 ] Ан-Насир Мухаммад, который правил в период расцвета мамлюкского Египта, также построил несколько других крупных построек в окрестностях, таких как дворец Аблак и мечеть ан-Насира Мухаммеда (единственное строение, сохранившееся до наших дней). [ 4 ] [ 6 ]
В начале 19 века новый правитель Египта Мухаммед Али отремонтировал всю Цитадель и построил свои собственные постройки, одновременно стремясь стереть символы мамлюкского наследия, которые он хотел заменить. Многие из бывших мамлюкских построек, в том числе Великий Иван и дворец Аблак ан-Насира Мухаммеда, были снесены в 1825 году, чтобы освободить место для его новой мечети и ее обновленных окрестностей. [ 5 ] : 246
Описание
[ редактировать ]Некоторые сведения о его внешнем виде сохранили рисунки его руин, сделанные французской в « экспедицией Наполеона Описании Египта» . [ 7 ] Иван располагался к северу от нынешней мечети Мухаммеда Али, возможно, на широкой террасе, которая сейчас выходит на Музей полиции, и на северной стороне Каа аль-Ашрафия . [ 3 ] [ 2 ]
Здание было прямоугольным, размером примерно 36 на 31 метр и имело ту же ориентацию, что и мечеть, построенную им неподалеку (см. Ниже). [ 5 ] : 248 Он представлял собой огромный зал, поддерживаемый рядами массивных эпохи фараонов колонн из красного гранита , привезенных для этой цели из Верхнего Египта . [ 8 ] Зал был открыт снаружи с трех сторон: на северо-восток (главный фасад), северо-запад и юго-восток. Юго-западную сторону здания занимала толстая сплошная стена, обращенная к дворцу Аблак (см. выше). Остальные фасады открывались наружу через большие остроконечные арки между рядами колонн, причем центральная арка северо-восточного фасада была больше остальных. Эта центральная арка, в свою очередь, соответствовала центральному проходу зала, который был намного шире других проходов и вёл к большому квадратному открытому пространству, занимавшему заднюю и середину здания. Это пространство было покрыто большим куполом, который считался самой примечательной особенностью сооружения. [ 5 ]
Купол был сделан из дерева и покрыт снаружи зеленой плиткой. Архитектурный переход от круглого основания купола к квадратному пространству внизу был достигнут с помощью больших деревянных подвесок, вырезанных в мукарнах (сотовых или сталактитовых формах). Большая арабская надпись сулут шрифтом проходила по поверхности стен между арками внизу и куполом вверху. Вероятно, на нем были указаны титулы султана ан-Насира Мухаммеда и фундамент здания. Над надписью располагались другие декоративные «медальонные» узоры, вероятно, высеченные в лепнине и напоминающие по стилю внешний лепной декор купола медресе Сункур ас-Саиди (той же эпохи). [ 5 ] Другая надпись также проходила по верхней части главного фасада здания снаружи. В большом куполообразном пространстве находился трон султана. Задняя стена здания, за троном, была пронизана пятью дверными проемами. Центральный дверной проем, непосредственно позади того места, где, вероятно, стоял трон, был выше и внешне напоминал типичный мамлюкский монументальный портал: он был утоплен и увенчан балдахином или сводом из мукарнаса . Этот дверной проем вел в частный проход, который шел вдоль задней стены Ивана и затем соединялся с дворцом Аблак, служа, таким образом, входом султана в тронный зал. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Раббат, Насер (1993). «Тронные залы мамлюков: «Кубба» или «Иван?» » . Арс Ориенталис . 23 : 201–218. JSTOR 4629449 .
- ^ Перейти обратно: а б Раббат, Насер (1989). Цитадель Каира . Женева: Траст Ага Хана по культуре.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Рабат, Насер (1991). Цитадель Каира, 1176–1341: реконструкция архитектуры по текстам. доктор философии диссертация, Массачусетский технологический институт, факультет архитектуры.
- ^ Перейти обратно: а б Раймонд, Андре (1993). Каир . Фаярд.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Рабат, Насер О. (1995). Цитадель Каира: новая интерпретация королевской мамлюкской архитектуры . Э. Дж. Брилл.
- ^ Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (7-е изд.). Каир: Американский университет в Каире Press. стр. 266–267.
- ^ Гиллиспи, Чарльз Коулстон; Девахтер, Мишель (1987). Памятники Египта: наполеоновское издание. Полное собрание археологических пластин из «Описания Египта» . Принстон, Нью-Джерси: Princeton Architectural Press. ISBN 9780910413213 .
- ^ Беренс-Абсусейф, Дорис (1989). Исламская архитектура в Каире: Введение . Лейден, Нидерланды: Э.Дж. Брилл. стр. 78–85.