Кивиук
Кивиук ( инуктитут : ᑭᕕᐅᖅ ), также пишется Кивиук , Кивиок — легендарный герой эпических историй инуитов и другие арктических варианты , регионов северной Канады , Аляски и Гренландии . Версии его приключений различаются в зависимости от места и рассказчика. В Гренландии он известен как Кука . На Аляске его зовут Каяк , что является сокращением от Qayaqtuaġiŋñaqtuaq («Тот, кто всегда будет жаждать странствовать на своем каяке »).
История
[ редактировать ]Кивиук – вечный странник-инуит. Духи, гиганты, каннибалы, медведи и морские чудовища смешиваются в мире Кивиука, создавая для него хаос. Он ходит или путешествует на собачьих упряжках , каяках (каджаке), или его могут нести огромные рыбы. Он сражается гарпуном, а его сверхъестественные способности позволяют ему преодолевать любые препятствия в путешествиях по северу.
Франц Боас
[ редактировать ]Франц Боас назвал легенду о Кивиуке одной из самых известных легенд циркумполярных инуитов об охотниках, героях и путешественниках. [ 1 ] : 13
Самая известная из них, пожалуй, история Кивиука, который вышел на своем каяке и, преодолев множество опасных препятствий, достиг берега, где столкнулся со старой ведьмой, которая убивала своих посетителей своим острым хвостом, сидя на них. Спасаясь от нее, прикрывая грудь плоским камнем, он пришел к двум женщинам, жившим отдельно, и которым помогал добывать рыбу. Наконец он вернулся домой и обнаружил, что его сын вырос. Для Гренландии характерны многочисленные традиции посещения заморской страны и приключений там. По-видимому, они не столь распространены среди центральных племен, хотя и среди них подобные сказания не отсутствуют. Примером тому является рассказ о двух сестрах, которых унес лед на землю за морем, где они некоторое время питались пойманными ими лососем и тюленями. Их обнаружили двое мужчин, за которых они вышли замуж. Они родили двух дочерей, после чего муж одной из них пригрозил убить жену, если она родит еще одну дочь. Поэтому они вернулись в свою страну по льду. Их брат, вдохновленный их рассказами о изобилии дичи в заморской стране, отправился в гости, дав своей лодке три покрытия, которые он отрезал подряд, когда они намокли. Он поймал много дичи и убил людей, которые угрожали его сестрам, заставляя их пить воду, смешанную с карибу — волосы, взятые из чулка умершего человека. Таким образом, враги превратились в карибу, которых он застрелил.
- Франц Боас , 1904 г.
Версии легенды
[ редактировать ]Одна известная легенда о Кивиуке рассказывает о его дружбе с внуком старухи. Все оскорбляют мальчика и высмеивают его, кроме Кивиука. Старуха решает отомстить. Она превращает внука в тюленя и заставляет его уплыть в море. Мужчины следуют за тюленем, намереваясь поохотиться на него. Однако прежде чем охотники достигают его, старуха создает шторм и топит всех, кроме тюленя и Кивиука. Тюлень благополучно доплывает до берега, где старуха снова превращает его в мальчика. Кивиук уплывает на своем каяке, продолжая свои приключения и живя с людьми из многих зарубежных стран.
Netsilik
[ редактировать ]В истории народа Нетсилик мир заканчивается, когда лицо Кивиука полностью превращается в камень. В настоящее время, примерно через 100 лет перемен, его лицо наполовину каменное.
Старейшины инуитов говорят, что сейчас он находится в своей последней жизни, где-то в приключении. Однако прежде чем умереть, он вернется, чтобы увидеть свой народ. Устная традиция сохранила множество версий цикла рассказов Кивиука, и сегодня новое поколение рассказчиков-инуитов воплощает эти сказки в жизнь в письменной или графической форме.
Кикиктаарджук , когда-то остров Гудзонова залива , а теперь полуостров, связан с Кивиуком. [ 2 ]
Пожалуйста
[ редактировать ]В районе Киваллик история рассказывает о мальчике-сироте, который жил со своей бабушкой. Мальчика каждый день дразнили и издевались над ним другие мальчики. Каждый день он приходил домой в слезах и в порванной одежде. Его бедной бабушке пришлось бы каждый день шить отличную одежду с ее плохим зрением. Она устала от всех издевательств, которым подвергся ее внук, и у нее появился план.
Для них поймали тюленя, поскольку они не могли себя обеспечить. С этой печатью она попросила внука аккуратно снять с нее шкуру и не проколоть кожу. По ее словам, мальчик снял с него шкуру аккуратно и без проколов. Затем она попросила его надеть кожу и убедиться, что он может видеть сквозь маленькие отверстия для глаз, как если бы он был тюленем. Он последовал ее инструкциям, затем его попросили опустить голову в ведро с водой и оставаться там до тех пор, пока ему снова не понадобится дышать. Итак, мальчик сделал, как просила его бабушка, и после того, как он это сделал, ему приходилось делать это снова и снова, пока он не смог оставаться в воде так долго, что солнце сдвинулось, когда он наконец всплыл, чтобы подышать воздухом. Бабушка была так довольна, что велела ему тайно зайти в воду в тюленьей шкуре и заставить злых мальчишек заметить его, как если бы он был тюленем. После того, как его заметили, ему пришлось выманить их в океан. Мальчик сделал то, что сказала ему бабушка. Злые мальчишки заметили его и подумали, что это тюлень. Среди подлых мальчиков были Кивиук и его брат.
Говорят, что после того, как он выманил их в море, он размахивал руками и ногами, плакал, как ребенок, и просил дуть ветра. Считается, что когда ты родился и какая бы ни была погода в этот день, он принадлежит тебе. Итак, в данном случае мальчик призвал ветер, и он пришел к нему, утопив всех подлых мальчиков, кроме Кивиука.
Кивиук был сильным мальчиком; он боролся и боролся с волнами. Он делал это много дней, пока не нашел землю. Считается, что он все еще жив, настолько стар, что тверд как камень, но сердце его все еще бьется. Если его сердце перестанет биться, говорят, наступит конец света.
В искусстве инуитов
[ редактировать ]Легенда о Кивиоке изображена в многочисленных работах канадских художников-инуитов, таких как Джесси Унарк (1906-1985) и ее дочери Джанет Кигусюк , Виктория Мамнгуксуалук , [ 3 ] и Мириам Мареалик Киюк . [ 4 ]
Кигусюк и Мамнгукшлалюк узнали эти истории от своих бабушек и дедушек в 1930-х и 1940-х годах. [ 5 ] : 10 Мать и отец Унарка и ее свекровь Наатак, [ 5 ] : 10 были рассказчиками [ 5 ] : 10 которые поделились ими со своими внуками. Известный рисунок Унарка и одноименная гравюра 1970 года - «Сон женщины-птицы». [ 6 ] : 14 [ 7 ] : 105 описал – относится к Кивиуку (Кивиуку), инуку, сталкивавшемуся с опасными препятствиями в своих путешествиях на каяке, который Франц Боас как наиболее широко известную легенду инуитов в приполярном регионе.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Боас, Франц (март 1904 г.), «Фольклор эскимосов» , Журнал американского фольклора , том. 17, нет. 64, стр. 1–13 , получено 12 января 2014 г.
- ^ «Национальный исторический памятник Канады Арвиаджуак и Кикиктаарджук » historicalplaces.ca . Проверено 2 декабря 2009 г.
- ^ Мамнгуксуалук, Виктория (1986), «Кивиок, Пробудитесь. Мамнгуксуалук и возрождение легенды на озере Бейкер», Бореальный институт северных исследований, Университет Альберты , Эдмонтон, Альберта
- ^ Жюль Хеллер; Нэнси Дж. Хеллер (19 декабря 2013 г.). Североамериканские женщины-художницы двадцатого века: биографический словарь . Рутледж. ISBN 978-1-135-63882-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Фишер, Кира Вкуийков (осень 2007 г.), Митчелл, Мэрибель (редактор), «Джанет Кигусиук Укаюиттук» (PDF) , Inuit Art Quarterly , vol. 22 Number=3, Оттава, Онтарио, с. 10, заархивировано из оригинала (PDF) 12 января 2015 г. , получено 12 января 2014 г.
- ^ Джексон, Мэрион Э.; Ной, Уильям (апрель 1983 г.), «Стенограммы интервью с Джесси Унарк и ее детьми», Секция искусства инуитов, DIAND , вып. NC 114 B32 o66 1984, Бейкер-Лейк, с. 39
- ^ Дрисколл, Бернадетт, Инуит Амаутик
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сполдинг, Алекс (1979). "Камень" Восемь мифов инуитов / Пять мечтаний инуитов Издательство Университета Оттавы . стр. 100-1 51–66. JSTOR j.ctv173z1.9 .
- Ван Деусен, Пророк (2009). Камень: герой-инуит и его сибирские родственники Макгилл – Издательство Королевского университета . ISBN 9780773534995 . JSTOR j.ctt813zv .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Истории о путешествиях Кивиука от старейшин инуитов по Нунавуту (на английском языке и инуктитуте) в Wayback Machine