Нетсилик
Нетсилик [ произношение? ] (Нэтсилингмиут [ произношение? ] ) — инуиты , живущие преимущественно в Кугааруке и Гьоа-Хейвене , а также в некоторой степени в Талойоаке региона Китикмеот , Нунавуте и, в меньшей степени, на севере региона Кикиктаалук , в Канаде. В начале 20 века они были одними из последних коренных народов севера , столкнувшихся с миссионерами с юга.
Язык
[ редактировать ]систему письменности под названием инуктитутское слоговое письмо ( Каниуджаакпаит ), основанную на слоговом письме В 1920-х годах миссионеры ввели в нетсилик . Восточноканадские инуиты , в том числе нетсилики, были единственными инуитами, принявшими слоговую систему письма. Разговорный язык нетсиликов — нацилингмиутут . Это диалект инувиалуктуна , единственный диалект, написанный слогами. [1] Уткухиксалингмиут (карибу-инуиты) , , группа киваллирмиутов говорят на его варианте, Уткухиксалик . [2]
Охота и рыбалка
[ редактировать ]Суровая арктическая среда, в которой обитали нетсилики, давала мало растений, поэтому им приходилось полагаться на охоту, чтобы добывать большую часть ресурсов, необходимых им для выживания. В летние месяцы нетсилики охотились на карибу в тундре . Карибу давали пищу, а также шкуры, которые чаще всего использовались для одежды, хотя шкуры белого медведя также использовались, когда кожа карибу была недоступна. Рога карибу также были чрезвычайно важны, и нетсилики изготавливали множество орудий из рогов карибу, в том числе зонд для дыхательного отверстия, который был неотъемлемой частью охоты на тюленей . В зимние месяцы нетсилики мигрировали на морской лед , где ловили рыбу и охотились на тюленей. Люди Нетсилик использовали рыбу как еще один способ существования, когда тюленей и карибу не было. Нетсилик ловил арктического гольца , используя какивак , который протыкал рыбу через дыру во льду. Любую лишнюю рыбу хранили в ледяных глыбах и сохраняли на время, когда рыбалка и охота были нерентабельными. Тюлени также снабжали нетсиликов жиром для их нужд. куллик ( лампы из мыльного камня ), которые освещали и обогревали иглу . Это сделало нетсиликов и большинство других инуитов одними из немногих народов, которые охотились за топливом для отопления, а не использовали древесину.
Культура
[ редактировать ]К 1923 году нетсилики владели огнестрельным оружием, а железо и сталь также начали заменять кремень и кость для наконечников стрел, гарпунов, игл, ножей и других инструментов. Это значительно облегчило охоту, и традиционные модели миграции нетсиликов начали меняться. С 1930-х по 1960-е годы христианские миссионеры и канадское правительство стали более активно участвовать в жизни нетсиликов, которые начали торговать шкурами песца , чтобы получать доход для покупки импортных товаров. Процесс аккультурации ускорился в 1960-х годах: все больше и больше нетсиликов обращались в христианство, переезжали в постоянные поселения, построенные из импортных материалов, занимались наемным трудом и пользовались государственными услугами. Сегодня нетсилики по сути не практикуют традиционные формы существования, хотя некоторые старейшины продолжают изготавливать традиционные артефакты, такие как каяки , каменные орудия и безделушки для музеев и на продажу. [3]
Люди Нетсилик стали предметом американского образовательного проекта 1970-х годов « Человек: курс обучения» , который вызвал критику со стороны американских консервативных групп. [4]
В 1988 году отрывки из Кнуда Расмуссена были «Журналов пятой экспедиции Туле» использованы канадско-американским композитором Раймондом Людеке для создания оркестрового произведения с повествованием « Сказки Нетилика» . Это произведение было заказано шестью канадскими оркестрами и исполнено по всей Канаде. [5]
В 1920-х годах Кнуд Расмуссен, а позже, в 1930-х годах, Гонтран де Понсен сообщил, что сеницид все еще практиковался нетсиликами Земли короля Вильгельма . [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Инювиалуктун/Инувиалуктун/Инуиннактун / ᐃᓄᐃᓐᓇᖅᑐᓐ " Языковой фанат . Получено 29 января.
- ^ «Канадский институт исследований языковых меньшинств» . Проверено 1 января 2008 г.
- ^ Баликчи, Асен: «Эпилог, 1989», Эскимос Нетсилик . Вейвленд Пресс, 1989.
- ^ Лэрд, Чарльз (2004). «Этими глазами» . Документальный фильм . Национальный совет по кинематографии Канады . Проверено 16 сентября 2012 г.
- ^ «Канадский музыкальный центр» . Канадский музыкальный центр.
- ^ «Стареть вместе с инуитами» . 27 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала 7 мая 2015 г. . Проверено 29 января 2024 г.
- «Язык инуктитут» в названии проекта , идентификация инуитов, изображенных в коллекциях фотографий Библиотеки и архивов Канады.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Баликчи, Асен (1970). Нетсилик-эскимос . Уэйвленд Пресс. ISBN 978-1-4786-0791-5 .
- Баликчи, Асен. Культурные изменения среди эскимосов Нетсилик . Серия лекций Canada House, вып. 19. [Лондон] ([Канадский дом, Трафальгарская площадь, SW1Y 5BJ]): [Высшая комиссия Канады], 1983.
- Бриггс, Джин Л. (3 июля 2015 г.). «Нэтсилингмиут» . Канадская энциклопедия . Историка Канады .
- Кавана, Беверли. Музыка эскимосов нетсилик. Исследование стабильности и перемен . Оттава: Национальные музеи Канады, 1982.
- Даймонд, Беверли. Музыка эскимосов нетсилик. Исследование стабильности и перемен . Оттава: Национальные музеи Канады, 1982.
- Остен, Дж. Г. Теоретическая структура религии нетсиликов и иглулик . [Sl]: Остен, 1976.
- Поллик, Джейсон. Ангуаки в духовности меди и нетсилик-инуитов . Оттава: Национальная библиотека Канады = Национальная библиотека Канады, 2004. ISBN 0-612-86888-5
- Расмуссен, Кнуд и В.Е. Калверт. Эскимосы Нетсилик, общественная жизнь и духовная культура . Копенгаген: Гильдендаль, 1931.
- Тейлор, Дж. Гарт. Нетсилик Эскимосская материальная культура . Коллекция Роальда Амундсена с острова Кинг-Уильям. Осло: Университетское издательство, 1974. ISBN 82-00-08945-2
- Экспедиция Туле и Кнуд Расмуссен. Социальная жизнь и духовная культура эскимосов нетсилик . Вашингтон, округ Колумбия: Brookhaven Press, 1978.
- Уайт, Дарлин. Искусство и выражение Нетсилик . [Виннипег]: Художественная галерея Виннипега, 2000. ISBN 0-88915-195-4