Jump to content

Исследование одежды инуитов

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Женщина-инуитка в парке с традиционным большим воротником из неравномерного меха
Женщина-инуитка в парке с традиционным большим воротником из неравномерного меха; исследования продемонстрировали эффективность этого стиля в предотвращении передачи тепла от лица.

Существует давняя историческая традиция исследования одежды инуитов во многих областях. С тех пор, как европейцы впервые вступили в контакт с инуитами в 16 веке, документация и исследования одежды инуитов включали художественные изображения, научные статьи, исследования эффективности и музейные коллекции. Исторически европейские образы инуитов были получены из одежды, которую носили инуиты, путешествовавшие по Европе (добровольно или в качестве пленников), одежды, привезенной в музеи исследователями , а также из письменных отчетов о путешествиях в Арктику .

С 18 века до середины 20 века исследователи, миссионеры и академические исследователи описывали систему одежды инуитов в многочисленных мемуарах и диссертациях. После спада в 1940-х годах серьезное изучение одежды инуитов не возобновилось до 1980-х годов, когда фокус сместился на углубленные исследования одежды конкретных инуитских и арктических групп, а также академическое сотрудничество с инуитами и арктическими группами. их сообщества. Научный анализ одежды инуитов часто фокусируется на эффективности одежды из кожи инуитов в качестве одежды для холодной погоды . Многие музеи, особенно в Канаде , Дании , Великобритании и США , имеют обширные коллекции исторической одежды инуитов, часто приобретаемые во время исследований Арктики, предпринятых в 19 и начале 20 веков.

Живопись, печать и фотография

[ редактировать ]
Акварельный рисунок человека-инука, известного как Каличо.
Человек-инук, известный как Каличо , нарисованный Джоном Уайтом ок. 1577 г.

Одежда из кожи инуитов издавна интересовала художников и ученых всех мастей. [1] Европейцы, интересующиеся инуитами и их культурой, начали создавать художественные изображения одежды инуитов еще в 16 веке. [2] Эти изображения обычно были получены из одежды, которую носили инуиты, путешествовавшие по Европе (добровольно или в качестве пленников), одежды, принесенной в музеи исследователями , а также из письменных отчетов о путешествиях в Арктику. Самым ранним из них была серия иллюстрированных плакатов, напечатанных после того, как инуитская мать и ребенок из Лабрадора были привезены в европейские Нидерланды в 1566 году. В 1577 году капер Мартин Фробишер привез троих инуитов – Каличо , Арнака и Нутаака – в Англию в качестве пленников. , а художник Джон Уайт создал подробные акварельные портреты. их [3] Картина 1654 года Саломона фон Хауэна , написанная по заказу Бергена , Норвегия , является старейшим известным портретом, изображающим традиционную одежду народа калааллит в Гренландии . На нем изображена группа из четырех калааллитов, похищенных датским торговым кораблем, каждый из которых одет в традиционную одежду из кожи. [4] В последующие столетия в Европе было создано множество других картин и гравюр с изображением инуитов и их одежды. [5] [6]

Когда в середине 19 века стали доступны такие современные методы, как литография и фотография , это позволило еще шире распространять изображения одежды инуитов, особенно в иллюстрированных журналах. [5] Примерно в 1860 году серия датских публикаций о культуре инуитов и одежде из Гренландии включала литографии, созданные художниками-инуитами. [5] И Канадская арктическая экспедиция (1913–1916), и Пятая экспедиция Туле (1922–1924) привезли в Арктику фотоаппараты и фотографов, сделавшие многочисленные фотографии инуитов и их одежды. [7] Эти группы делали все возможное, чтобы уважительно интегрироваться с инуитами, но не каждый фотограф того времени придерживался подобного подхода. На многих фотографиях инуитов начала 20-го века не указаны имена их героев, и многие инуиты на этих фотографиях явно чувствуют себя некомфортно, когда их фотографируют. [8]

Академическое письмо и учеба

[ редактировать ]
Четыре человека Калааллит в традиционной одежде из кожи. Написана в Норвегии в 1654 году, после того как предметы были похищены из Гренландии датским торговым кораблем.

Одной из старейших крупных работ, подробно описывающих одежду инуитов, является книга 1741 года Det gamle Grønlands nye Perlustration eller Naturel-Historie («Новая перлюстрация или естественная история Старой Гренландии») датского миссионера Ганса Эгеде . Книга содержала подробные рисунки и описания женской одежды на основе наблюдений, сделанных за пятнадцать лет жизни в Гренландии. [9] Начиная с 18 века, дневники и другие сочинения исследователей Арктики и торговцев, а также, в меньшей степени, ученых, содержали дополнительную информацию о повседневной одежде инуитов. По мере того как контакты между посторонними и инуитами увеличивались, рос и уровень детализации их записей. [2] Одежда карибу-инуитов и медных инуитов того времени особенно хорошо описана в таких произведениях. [10]

Антропологическое исследование культуры и одежды инуитов датскими, американскими и канадскими учеными было обычным явлением в XIX и начале XX веков. [11] Эти источники сосредоточились на физических аспектах одежды инуитов, которая позволяла им выжить в экстремальных условиях Арктики, а также на технических аспектах производства одежды. [12] Этнографы , такие как Джон Мердок, опубликовали описания одежды инуитов с подробными иллюстрациями еще в 1892 году на основе полевых исследований на северо-западе Аляски. [13] Канадские исследователи Даймонд Дженнесс и Вильялмур Стефанссон жили с инуитами во время Канадской арктической экспедиции 1913–1916 годов, перенимая одежду инуитов и тщательно изучая ее конструкцию. [14] Дженнесс также собрал несколько предметов одежды для Канадского музея цивилизации . [15]

Датский археолог Гудмунд Хатт написал диссертацию по своей теории происхождения инуитов, опубликованную в 1914 году и основанную на его углубленном изучении одежды инуитов в музеях по всей Европе. [13] Более поздние ученые оспорили его теорию миграции, но его исследования одежды инуитов с их тщательно продуманными изображениями, нарисованными его женой Эмили Демант Хатт , были описаны как «новаторские по своей дотошности и масштабу». [13] Примерно к 1940 году серьезные исследования арктической одежды сошли на нет. [11]

Стипендии по одежде инуитов не возобновлялись до 1980-х и 1990-х годов, начиная с полевых исследований, проведенных экспертом по одежде инуитов Бернадетт Дрисколл-Энгельстад и подкрепленными отчетами, созданными северными швеями. [16] К тому времени стиль масштабного межкультурного исследования, впервые предложенный Хаттом, вышел из мейнстрима, и современные ученые предпочли проводить углубленные исследования одежды конкретных инуитских и арктических групп. [17] С 1970-х по 1990-е годы из Университета Манитобы исследователи Джилл Э. Оукс и Рик Риве путешествовали по Арктике, документируя традиционную обувь циркумполярных народов . [18]

Примерно в это же время академическое сотрудничество с инуитами и их общинами стало доминирующей формой исследований по этой теме; это сотрудничество имело важное значение для сохранения традиционных знаний . [19] Например, Исследовательский центр иглулик в Нунавуте , Канада, архивирует интервью со старейшинами инуитов , чтобы сохранить их традиционные знания, включая информацию о традиционных методах производства одежды. [20] В 1980-х годах Дрисколл-Энгельстад путешествовала по музеям Европы и Канады вместе со швеями-инуитами, чтобы изучать историческую одежду. Их работа считается «вызвавшей ренессанс производства одежды в некоторых канадских общинах». [19] Примерно в то же время арктический антрополог Сьюзен Каплан начала работать с инуитами Северной Гренландии и инуитами-лабрадорами в Арктическом музее Пири-Макмиллана над аналогичными полевыми исследованиями. [19] В 1992 году швеи-инуиты отправились в Канадский музей цивилизации, чтобы изучить состав хранившейся там медной одежды инуитов. [21] Документальный фильм Piqutingit: What Belongs to lnuit , выпущенный в 2006 году, документирует путешествие группы старейшин инуитов в музеи Торонто, Оттавы, Нью-Йорка, Филадельфии и Вашингтона, где они изучали предметы инуитов, включая одежду. [22]

Расширение доступа к технологиям путешествий и цифровых коммуникаций, таким как Интернет, облегчило кураторам музеев сотрудничество с сообществами инуитов. Это может принимать форму предоставления сообществу материалов для программ культурного наследия или организации обучения, позволяющего членам сообщества записывать знания из устной традиции. [23] Многие музеи создали цифровые выставки, чтобы обеспечить более широкий доступ к своим коллекциям. [24] В рамках совместных проектов, таких как Skin Clothing Online из Национального музея Дании, Национального музея Гренландии и Музея истории культуры в Осло, были созданы тысячи изображений с высоким разрешением и десятки 3D-сканирований сотен предметов кожаной одежды из различных районов Арктики. культур, свободно доступных исследователям и широкой публике. [25] [26] Начиная с 2023 года группа инуитских художников и швей под названием Аггуак начала работать с музеями, изучая древнюю одежду с целью возрождения и модернизации ее дизайна. [27]

Современные научные исследования

[ редактировать ]
Женская парка из тюленьей кожи
Женская парка из тюленьей кожи, обнаруженная в Килакицоке в 1972 году, датированная ок. 1475

Археология

[ редактировать ]

Археология является основным источником знаний об истории одежды инуитов , прежде всего в виде таких артефактов, как инструменты для обработки кожи и шитья, а также предметов искусства . [28] [29] Реже на археологических раскопках находят обрывки одежды из замороженной кожи или даже целые предметы одежды. Некоторые из этих предметов относятся к более ранней эпохе культуры Дорсета , но большинство относятся к эпохе культуры Туле , примерно с 1000 по 1600 год нашей эры. [30] Исследования исторической одежды свидетельствуют об исторической последовательности одежды из кожи инуитов. [28]

Одной из наиболее примечательных археологических находок, связанных с кожаной одеждой, было обнаружение в 1972 году группы из восьми хорошо сохранившихся и полностью одетых мумий в Килакитсоке , археологическом памятнике на полуострове Нууссуак , Гренландия. Верхняя одежда была сделана из тюленьей кожи , а внутренняя парка - из шкур как минимум пяти различных видов водоплавающих птиц . Мумии были датированы углеродом ок. 1475 г. , и анализ показывает, что кожаная одежда, в которой они были найдены, была изготовлена ​​и сшита таким же образом, как и современная кожаная одежда народа Калааллит этого региона. [28] [31] Анатомический анализ зубов мумий и биохимический анализ одежды из тюленьей кожи показали, что методы подготовки мало изменились за последние 500 лет, включая использование зубов для смягчения кожи для шитья. [28]

Археологические раскопки в Уткиагвике, Аляска, с 1981 по 1983 год, обнаружили самые ранние известные образцы карибу и белого медведя одежды из кожи народа Каклигмиут , датированные углеродом ок. 1510. Конструкция этой одежды указывает на то, что одежда Каклигмиута претерпела небольшие изменения примерно между 1500–1850 годами. [32] [33]

Анализ одежды

[ редактировать ]
См. подпись
Парка из шкуры оленя с отделкой из собачьего меха вокруг лица, аляскинский инупиак

Несмотря на обширные устные свидетельства об эффективности одежды из кожи старейшин инуитов, а также письменные записи, сделанные исследователями Арктики еще в 18 веке, до 1990-х годов по одежде инуитов проводилось мало исследований. [а] [35] [36] [37] С тех пор в нескольких исследованиях изучалась эффективность одежды из кожи инуитов в качестве защиты от непогоды, особенно по сравнению с современной зимней одеждой из синтетических материалов. Исследование, опубликованное в 1995 году, сравнило одежду из кожи карибу с военным и экспедиционным снаряжением массового производства и обнаружило, что одежда инуитов была значительно теплее и обеспечивала большую степень воспринимаемого комфорта , чем предметы массового производства. [38] Дальнейшие исследования показали, что традиционный инуитский капюшон с характерным воротником из неравномерного меха является наиболее эффективной системой предотвращения теплопередачи от лица в холодных и ветреных условиях Арктики. [39] В исследовании 2020 года использовалось инфракрасное тепловидение для сравнения скорости теплопотерь между одеждой инуитов из кожи карибу и двумя стилями зимней одежды массового производства. В лабораторных условиях было обнаружено, что экипировка инуитов «похожа или немного превосходит» современную зимнюю экипировку, предназначенную для сильных холодов. [40]

Сканирующая электронная микроскопия показывает, что уникальная микроскопическая структура волос карибу и тюленей способствует их эффективности. Волосы карибу имеют круглое поперечное сечение, неровную поверхность и внутреннюю структуру, «напоминающую « пузырчатую пленку » , которая ловко удерживает теплый воздух внутри каждого волоса, а также между соседними волосками. [41] Кератиновые стенки между клетками тонкие, но прочные, что делает отдельные волоски легкими, но устойчивыми к повреждениям. [41] Напротив, волосы тюленя имеют уплощенное поперечное сечение и цельные на всем протяжении. Чешуйки на внешней стороне каждого волоса перекрываются только в одном направлении, в результате чего поверхность становится гладкой. В результате шерсть тюленя обладает менее изоляционными свойствами, чем шерсть карибу, но отлично отталкивает воду. [42]

Научный анализ может раскрыть другие подробности об отдельных предметах одежды и шкурах животных, из которых они изготовлены. Анализ ДНК и анализ последовательности белков с помощью масс-спектрометра могут сузить или подтвердить род или вид животного, от которого был получен данный кусок меха. [43] Используя эти методы, анализ одежды начала 20-го века, сделанной из меха собаки и волка, был использован для исследования взаимоотношений между собаками и людьми , указывая детали исторического рациона собак и генетического распределения . [44]

Лицевая сторона одежды, известной как Шаманская парка, ок. 1900 год . Тщательно продуманное пальто было тщательно изучено. Оригинал хранится в Американском музее естественной истории . [45]

Исторически сложилось так, что исследователи и реставраторы музеев, которые хотели создать точные рисунки или выкройки для одежды, в том числе одежды из кожи инуитов, рисовали ее вручную или заказывали для этого художников. Сложный процесс измерения и отслеживания предметов одежды имеет недостатки: обращение с ними может привести к дополнительным повреждениям, и этот процесс занимает много времени. Без демонтажа предметов результаты могут быть неточными. [43] [46] Точное рисование одежды в масштабе 1:1 менее разрушительно, но еще более трудоемко. [47]

Были разработаны новые методы, позволяющие проводить точный анализ конструкции одежды в более короткие сроки без необходимости ее демонтажа. Рентгеновские лучи можно использовать для неинвазивной идентификации методов шитья. [43] В 2006 году Национальный музей Дании и Центр текстильных исследований Копенгагенского университета разработали метод, сочетающий использование цифровой фотографии высокой четкости и программного обеспечения для редактирования фотографий для создания точных, детализированных масштабных изображений. По сравнению с рисованием от руки этот процесс выполняется быстрее и проще, сводит к минимуму манипуляции с предметом и обеспечивает аналогичный уровень точности. [48] Координатно-измерительные машины можно использовать для измерения одежды в трех измерениях с минимальными манипуляциями, что позволяет создавать 3D-модели , на основе которых можно создавать точные двухмерные схемы шитья. [43] [49] Этот процесс занимает в среднем два часа на одно изделие и значительно упрощает обращение с хрупкой исходной одеждой. [49] Считается, что эта техника применима и к другим историческим шкурам и предметам одежды. [50]

Социологические исследования

[ редактировать ]

В отчете за 2020 год, опубликованном Службой коренных народов Канады, были рассмотрены культурные и социологические преимущества шитья одежды в современных общинах инуитов. На основе интервью с 30 женщинами-инуитками из Улухактока , Северо-Западные территории , в докладе сделан вывод, что участие в традиционном швейном деле оказало положительное влияние на швей, включая социализацию , культурную идентификацию и увеличение доходов. [51]

Исследование, опубликованное в 2021 году, показало, что групповые занятия шитьем стали полезной основой для исследований искусства среди женщин-инуиток. Среди других положительных черт было обнаружено, что использование шитья как культурно-встроенной деятельности обеспечивает больший баланс сил между участниками, которые позиционировались как эксперты, и исследователями, которые не были опытными швеями. Это, в свою очередь, позволило участникам более комфортно делиться информацией с исследователями. [52]

Коллекции музея

[ редактировать ]
Гравюра комнаты, загроможденной предметами, в том числе некоторыми предметами одежды инуитов.
Фронтиспис изданной описи Музея Вормианума , 1642 г. На стене справа от окна висят птичьи шкуры и кишок; пальто из тюленьей шкуры на стоящем манекене . [53]

Коллекции

[ редактировать ]

Многие музеи, особенно в Канаде, Дании, Великобритании и США, имеют обширные коллекции исторической одежды инуитов. [54] [55] Церемониальная танцевальная одежда медных инуитов особенно хорошо представлена ​​в музеях по всему миру. [56] В Британском музее в Лондоне хранится одна из старейших сохранившихся меховых вещей инуитов, собранная капитаном Уильямом Эдвардом Парри в Иглулике в начале 1820-х годов. [57] Смитсоновский институт в Вашингтоне, округ Колумбия , располагает обширной коллекцией арктических материалов из Канады и Аляски, включая одежду, полученную начиная с 1850 года. [5] Норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен приобрел многочисленные артефакты инуитов, в том числе одежду, во время своего путешествия к Северо-Западному проходу по реке Йёа с 1903 по 1906 год, которые он привез в Этнографический музей Норвегии (ныне Музей истории культуры, Осло ). [58]

Приобретение одежды инуитов для демонстрации началось в Дании рано: в 1620-х годах датский натуралист Оле Ворм собрал образцы одежды гренландских инуитов в своем кабинете раритетов , «Музее Вормианум». Хотя большая часть его коллекции позже была приобретена Национальным музеем Дании, собранная им одежда сейчас утеряна. [53] Коллекция одежды из кожи Национального музея является одной из самых обширных в мире и содержит более 2100 исторических предметов одежды из кожи различных арктических культур, включая образцы еще с 1830 года. [25] [59] В качестве руководителя отдела древностей в музее антиквар Кристиан Юргенсен Томсен особенно активно участвовал в увеличении размера этой коллекции в 1840-х годах. [60] В 1851 году финский этнограф Хенрик Йохан Хольмберг приобрел у аляскинских инуитов и коренных народов северо-западного побережья Тихого океана несколько сотен артефактов, в том числе одежду из кожи, которые Томсен приобрел у него для Датского национального музея в 1852 году. [61] Известные антропологические экспедиции, такие как экспедиция Йёа (1903–1906) и Пятая экспедиция Туле (1921–1924), привезли и передали музею в общей сложности более 800 предметов одежды североамериканских инуитов. [62]

Одежда инуитов на стеклянной экспозиции музея
Одежда инуитов на выставке в Этнологическом музее Берлина

Несмотря на существование этих обширных коллекций, на протяжении 20 века во многих музеях редко выставлялась одежда и артефакты инуитов. [63] В Северной Америке ситуация начала меняться только в 1980-х годах, когда состоялось несколько заметных выставок. В 1980 году Художественная галерея Виннипега представила выставку «Инуит Амаутик: Мне нравится, когда мой капюшон полный» — выставку, посвященную женской парке Амаути ; В 2020 году еще одна выставка под названием Inuk Style представила как историческую, так и современную моду инуитов. [64] [65] В 1982 году Смитсоновский музей представил обширную выставку артефактов и одежды инуитов под названием « Инуа: Духовный мир эскимосов Берингова моря» . [63] В 1994 году Канадский музей цивилизации, владеющий крупнейшей коллекцией одежды инуитов в Северной Америке, представил образцы одежды инуитов, дене и нлакапамукс коренных народов на выставке под названием «Нити земли» , организованной в сотрудничестве с инуитами. швеи. [2] [64] С 2016 года в Музее обуви Бата работает полупостоянная выставка под названием « Искусство и инновации: традиционная арктическая обувь» , на которой представлены предметы инуитов, собранные Джилл Оукс и Риком Риве с 1970-х по 1990-е годы. [18]

Консервация и реставрация

[ редактировать ]

Сохранение кожаной одежды, даже в музее, затруднено, поскольку органические материалы, используемые для изготовления одежды, подвержены гниению, выпадению волос и заражению насекомыми, если не сохранять их с особой тщательностью. [58] Исторически сложилось так, что одежда часто выставлялась в музеях без какой-либо защиты. [53] Складские помещения зачастую были в плохом состоянии, пыльными и полными насекомых. [66] Эти плохие методы демонстрации и хранения привели к порче или полной утрате многих предметов. [53] [67]

С 1960-х годов методы хранения объектов культурного наследия становятся все более изощренными. Сегодня одежда из кожи обычно хранится в холодильных камерах, когда не выставлена ​​напоказ. Находясь в музее, они хранятся в герметичных витринах с контролируемой температурой и интенсивностью освещения. [66] [68] Хотя защитные меры важны, исследования показали, что первоначальный процесс подготовки, а также предыдущее обычное использование одежды также являются важными факторами, влияющими на степень износа одежды из кожи. [58] [69] Дрисколл-Энгельстад предложила музеям сотрудничать с ремесленниками-инуитами для сохранения и ремонта поврежденной одежды и артефактов. [24] Знания, полученные при сохранении одежды из кожи инуитов, особенно в отношении разрушения коллагена , использовались для сохранения важных исторических документов, включая Королевскую хартию компании Гудзонова залива и Декларацию независимости Соединенных Штатов . [70]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В 1950-х годах были проведены некоторые исследования изоляционных свойств участков кожи карибу с целью разработки высокоэффективной зимней одежды. В этих исследованиях не рассматривалась полностью одежда из кожи, изготовленная традиционным способом, и они не были сосредоточены на традиционных методах инуитов. [34]
  1. ^ Иссенман 2000 , с. 110.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Холл, Оукс и Вебстер 1994 , с. xiv.
  3. ^ Кинг 2005 , с. 16.
  4. ^ Иссенман 1997 , с. 29.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Кинг 2005 , с. 17.
  6. ^ Стоп 2009 , стр. 49, 57.
  7. ^ Ролем 2001 , с. 9.
  8. ^ Ролем 2001 , стр. 9–10.
  9. ^ Бансон 2005 , с. 86.
  10. ^ Холл, Оукс и Вебстер 1994 , стр. 28, 36–37.
  11. ^ Перейти обратно: а б Кинг 2005 , стр. 17–18.
  12. Hall, Oakes & Webster 1994 , стр. xiv–xv.
  13. ^ Перейти обратно: а б с Шмидт 2016 , с. 193.
  14. ^ Иссенман и Рэнкин 1988 , с. 138.
  15. ^ Холл 2001 , с. 135.
  16. ^ Кинг 2005 , с. 18.
  17. ^ Шмидт 2016 , с. 194.
  18. ^ Перейти обратно: а б Роджерс 2016 .
  19. ^ Перейти обратно: а б с Фиенуп-Риордан 1998 , с. 56.
  20. ^ Фаранд 2012 , с. 73.
  21. ^ Холл 2001 , стр. 136–137.
  22. ^ Дрисколл-Энгельстад 2010 , стр. 45.
  23. ^ Дрисколл-Энгельстад 2010 , стр. 41.
  24. ^ Перейти обратно: а б Дрисколл-Энгельстад 2010 , стр. 46.
  25. ^ Перейти обратно: а б Шмидт 2016 , стр. 191–205.
  26. ^ Buijs 2018 , стр. 45–46.
  27. ^ Паллисер, Линдси-Энн (9 сентября 2023 г.). «Группа художников-инуитов едет в музеи, чтобы изучить традиционную одежду и инструменты инуитов» . Новости ЦБК . Проверено 22 ноября 2023 г. .
  28. ^ Перейти обратно: а б с д Иссенман 2000 , с. 111.
  29. ^ Stenton 1991 , pp. 3–4.
  30. ^ Иссенман 1997 , стр. 9, 18.
  31. ^ Иссенман 1997 , с. 21.
  32. ^ Иссенман 1997 , с. 24.
  33. ^ Stenton 1991 , p. 16.
  34. ^ Хилл, Таттерсолл и др. 2020 , стр. 50.
  35. ^ Оукс, Уилкинс и др. 1995 , стр. 83–84.
  36. ^ Кинг 2005 , с. 15.
  37. ^ Stenton 1991 , p. 14.
  38. ^ Оукс, Уилкинс и др. 1995 , с. 89.
  39. ^ Котель, Голинго и др. 2004 , с. 84.
  40. ^ Хилл, Таттерсолл и др. 2020 , стр. 40, 49.
  41. ^ Перейти обратно: а б Микс и Картрайт 2005 , с. 43.
  42. ^ Микс и Картрайт 2005 , стр. 43–44.
  43. ^ Перейти обратно: а б с д Шмидт 2010 , с. 115.
  44. ^ Харрис, Фюэрборн и др. 2020 , стр. 3, 9–10.
  45. ^ Макдаффи 2018 .
  46. ^ Дженсен, Шмидт и Петерсен 2013 , стр. 975.
  47. ^ Дженсен, Шмидт и Петерсен 2013 , стр. 975–976.
  48. ^ Дженсен, Шмидт и Петерсен 2013 , стр. 976.
  49. ^ Перейти обратно: а б Йенсен, Шмидт и Петерсен 2013 , стр. 984, 990.
  50. ^ Дженсен, Шмидт и Петерсен 2013 , стр. 991.
  51. ^ Эмануэльсен 2020 , стр. 1, 4.
  52. ^ Брубахер, Дьюи и др. 2021 , с. 2610, 2612.
  53. ^ Перейти обратно: а б с д Бансон 2005 , с. 85.
  54. ^ Buijs 2018 , с. 40.
  55. ^ Дрисколл-Энгельстад 2018 , стр. 81–82.
  56. ^ Дрисколл-Энгельстад 2005 , стр. 35–36.
  57. ^ Кинг 2005 , с. 8.
  58. ^ Перейти обратно: а б с Клоккернес и Шарма 2005 , стр. 91.
  59. ^ Карлсен, Фельдтус и Шмидт 1995 , стр. 333.
  60. ^ Бансон 2005 , стр. 86–87.
  61. ^ Шмидт 2018 , стр. 117–136.
  62. ^ Шмидт 2016 , с. 192.
  63. ^ Перейти обратно: а б Дрисколл-Энгельстад 2010 , стр. 42.
  64. ^ Перейти обратно: а б Дрисколл-Энгельстад 2010 , стр. 43.
  65. ^ Монкман 2020 .
  66. ^ Перейти обратно: а б Карлсен, Фельдтус и Шмидт 1995 , стр. 333–334.
  67. ^ Клоккернес и Шарма 2005 , стр. 92.
  68. ^ Клоккернес и Шарма 2005 , стр. 92–93.
  69. ^ Карлсен, Фельдтус и Шмидт 1995 , стр. 337.
  70. ^ Дюйм 2013 , с. 287.

Библиография

[ редактировать ]

Периодические издания

[ редактировать ]

Веб-сайты

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 09cf765a42ee84a5a20ab4256137b386__1718851680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/09/86/09cf765a42ee84a5a20ab4256137b386.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Research on Inuit clothing - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)