История одежды инуитов

Археологические данные указывают на то, что использование одежды инуитов уходит корнями в доисторические времена , и есть существенные доказательства того, что ее базовая структура с тех пор мало изменилась. Системы одежды всех арктических народов (включая инуитов , инупиатов и коренные народы Сибири и Дальнего Востока России ) схожи, а свидетельства в виде инструментов и резных фигурок указывают на то, что эти системы, возможно, зародились в Сибири еще в древние времена. в 22 000 г. до н.э., а в северной Канаде и Гренландии - уже в 2500 г. до н.э. Части одежды, найденные на археологических раскопках и датированные примерно 1000–1600 гг. н. э., очень похожи на одежду 17–середины 20 веков, что подтверждает последовательность конструкции одежды инуитов на протяжении веков.
Начиная с конца 1500-х годов, контакты с торговцами и исследователями, не являющимися инуитами, начали оказывать все большее влияние на конструкцию и внешний вид одежды инуитов. Импортированные инструменты и ткани стали интегрированы в традиционную систему одежды, а готовая одежда из ткани иногда заменяла традиционную одежду. Принятие тканевой одежды часто было вызвано внешним давлением, направленным на то, чтобы она соответствовала неинуитским стандартам одежды, но многие инуиты также переняли тканевую одежду для собственного удобства. Эти добровольные усыновления часто были предшественниками упадка или исчезновения традиционных стилей.
С ростом культурной ассимиляции и модернизации в начале 20-го века производство традиционной одежды из кожи для повседневного использования сократилось в результате потери навыков в сочетании с сокращением спроса. Формальное школьное обучение, особенно в эпоху системы школ-интернатов канадских индейцев , было разрушительным для продолжающегося цикла, когда старейшины инуитов передавали знания молодому поколению. Более широкая доступность промышленной одежды и сокращение доступности шкур животных еще больше снизили спрос на традиционную одежду. Сочетание этих факторов привело к почти полной утрате традиционных навыков изготовления одежды к 1990-м годам.
С тех пор группы инуитов приложили значительные усилия для сохранения традиционных навыков и повторного представления их молодым поколениям таким образом, чтобы это было практично для современного мира. Хотя полные комплекты традиционной одежды из кожи в целом встречаются редко, их все еще можно увидеть зимой и в особых случаях. Многие швеи-инуиты сегодня используют современные материалы для изготовления одежды в традиционном стиле, что приводит к росту модного движения, возглавляемого инуитами, подмножества моды коренных американцев . В свете растущего взаимодействия между одеждой инуитов и индустрией моды группы инуитов выразили обеспокоенность по поводу защиты наследия инуитов от культурного присвоения и предотвращения обобщения культурной одежды, такой как амаути .
Доисторическое развитие
[ редактировать ]
Археологические исследования одежды инуитов дают большое представление о происхождении системы одежды из кожи. Отдельные кожаные одежды редко встречаются неповрежденными на археологических раскопках, поскольку шкуры животных очень подвержены гниению, поэтому трудно точно датировать происхождение циркумполярной кожаной одежды. Таким образом, свидетельства самого раннего происхождения системы одежды инуитов обычно выводятся из инструментов для шитья и предметов искусства , найденных на археологических раскопках. [1]
На территории нынешней Иркутской области Сибири , которые, судя по археологи нашли резные фигурки и статуэтки на памятниках мальта-буретской культуры всему, носили сшитую на заказ одежду из кожи, хотя эти интерпретации оспариваются. Возраст этих фигурок указывает на то, что система одежды, подобная той, что использовалась инуитами, возможно, использовалась в Сибири еще в 22 000 году до нашей эры. [2] На доисторических из слоновой кости фигурках , принадлежащих культуре Дорсет , палео-инуитской культуре, которая жила на территории нынешней северной Канады примерно с 500 г. до н. э. по 1500 г. н. э., также изображены парки , трусы и ботинки инуитов ( камиит ). [а] [4] На некоторых из этих фигур Дорсета изображены скорее высокие воротники, чем капюшоны, и неясно, изображают ли они фигуры с опущенными капюшонами, или парки, которые носили в ту эпоху, вообще не имели капюшонов. [5]
Инструменты для обработки кожи и шитья, сделанные из камня , кости и слоновой кости, найденные на доисторических археологических памятниках и соответствующие более поздним инструментам, использовавшимся инуитами, подтверждают, что одежда из кожи производилась в северных регионах Северной Америки и Гренландии еще в 2500 году до нашей эры. . [6] [7] И наоборот, отсутствие швейных иголок в летних прибрежных лагерях указывает на то, что у Дорсета, возможно, существовали табу, запрещающие производство одежды карибу в прибрежных местах, как это было у более поздних инуитов. [8] Археологические свидетельства обработки печатей культурой Дорсета были найдены в саду Филиппа на археологическом участке Порт-о-Шуа в канадской провинции Ньюфаундленд и Лабрадор . Радиоуглеродное датирование указывает на то, что это место использовалось примерно восемь столетий, самое раннее примерно с 50 г. до н.э., самое позднее примерно с 770 г. н.э. [б] [9]

Статуэтки эпохи культуры Туле примерно с 1000 по 1600 год нашей эры, найденные на археологических раскопках в Нунавуте , Канада, также имеют черты, соответствующие кожаной одежде. На одной фигурке из слоновой кости с острова Саутгемптон изображены нагрудные ремни, напоминающие женскую парку, амаути . Деревянная статуэтка с острова Элсмир на самом деле имеет миниатюрные брюки, сделанные из медвежьей шкуры, особенность, которая, как отметила эксперт по одежде из кожи инуитов Бетти Кобаяши Иссенман, насколько ей известно, была совершенно уникальной для доисторических статуэток. [10] Фигурки из слоновой кости эпохи Туле, собранные в Иглулике в 1939 году, демонстрируют большие капюшоны, характерные для амаути , а также закругленные хвосты женских парк. [11]
Иногда на археологических раскопках находят обрывки одежды из замороженной кожи или даже целые предметы одежды. Определить эпоху происхождения может быть сложно из-за деликатности этих предметов. Считается, что некоторые из них происходят из эпохи культуры Дорсета, но большинство, как полагают, относятся к эпохе культуры Туле, примерно с 1000 по 1600 год нашей эры. [12] [13] Хотя элементы стиля, такие как высота капюшона и размер клапанов, изменились, структурные элементы, такие как узоры, положение швов и строчка этих остатков и одежды, очень похожи на одежду 17-го - середины 20-го веков, что подтверждает значительную последовательность в конструкции одежды инуитов. на протяжении веков. [14] Например, одна подошва ботинка эпохи Дорсета из Киммирута (ранее Лейк-Харбор), Нунавут, датированная 200 годом нашей эры, выполнена в том же стиле, что и современные ботинки. [13]
Одежда эпохи Туле так же соответствует более поздним предметам, что позволяет предположить, что система одежды из кожи инуитов непосредственно произошла от системы Туле. [11] На острове Девон в Нунавуте, Канада, в ходе археологических раскопок, проведенных в 1985 году, было обнаружено несколько кусков одежды из замороженной кожи; эти предметы, в том числе неповрежденная детская варежка, были датированы ранней эпохой Туле, около 1000 г. н.э. [15] Узор и швы этой одежды соответствуют современным моделям одежды. [16] Предметы одежды, в том числе камлейка , разновидность пальто из кишок, были найдены на месте раскопок на острове Элсмир в 1978 году. Они датируются 1200 годом нашей эры и соответствуют кишкам XX века. [10] Группа из восьми хорошо сохранившихся и полностью одетых мумий была найдена в Килакитсоке , археологическом памятнике на полуострове Нууссуак , Гренландия, в 1972 году. Радиоуглеродный анализ датировал их ок. 1475 г. , и обширные исследования этой одежды показывают, что она была изготовлена и сшита таким же образом, как и современная одежда из кожи народа Калааллит этого региона. [17] Археологические раскопки в Уткиагвике, Аляска, проводившиеся с 1981 по 1983 год, обнаружили самые ранние известные образцы одежды из шкур карибу и белого медведя группы инупиатов каклигмиутов , датированные примерно 1510–1826 годами. [18] Конструкция этой одежды указывает на то, что одежда Каклигмиута претерпела небольшие изменения примерно между 1500–1850 годами. [19] [20]
В результате социализации и торговли группы инуитов на протяжении всей своей истории перенимали дизайн и стили одежды между собой, а также от других коренных арктических народов, таких как чукчи , коряки и юпики из Сибири и Дальнего Востока России , саамы. Скандинавии не и различных групп коренных народов Северной Америки, принадлежащих к инуитам . [21] [22] Есть свидетельства того, что доисторические и исторические инуиты собирались на крупных торговых ярмарках для обмена материалами и готовой продукцией; торговая сеть, поддерживавшая эти ярмарки, простиралась примерно на 3000 км (1900 миль) арктической территории. [23]
Европейский контакт
[ редактировать ]
Из-за отсутствия записей трудно определить самую раннюю точку контакта между европейцами и инуитами. У норвежцев были колонии в Гренландии с 986 по 1410 год, а туле начали мигрировать туда из Северной Америки уже в 800 году; Считается, что контакт между группами произошел после 1150 года. [24] [25] Исторические записи и археология показывают, что эти группы торговали так же, как и воевали, и что норвежцы, судя по всему, не перенимали одежду или методы охоты у инуитов, которых они называли скрелингами . [26]
В последующие столетия европейцы мало контактировали с инуитами. Время от времени моряки похищали инуитов с территории нынешнего Лабрадора и привозили их в Европу для выставок и изучения. Европейцы, проводившие эти выставки, иногда демонстрировали изображения и письменные записи своих пленников, особенно их одежды. Самыми ранними известными европейскими изображениями живых инуитов были рекламные плакаты , напечатанные в Германии в 1567 году, на которых изображена анонимная инуитская женщина и ее ребенок, похищенные из Лабрадора в 1566 году. [27]
Первое реальное расширение контактов с инуитами было вызвано путешествиями Мартина Фробишера , который с 1576 по 1578 год предпринял несколько попыток найти Северо-Западный проход в североамериканской Арктике , что вызвало необходимость контакта с инуитами. Впоследствии прибыли сотни европейских кораблей, чтобы охотиться на тюленей и китов, торговать с инуитами и продолжать поиски Северо-Западного прохода. [28] В это время европейцы продолжали документировать детали одежды инуитов, создав первые подробные визуальные записи одежды инуитов. Стили одежды, которые они изображают, во многом оставались неизменными на протяжении веков. Например, Иссенман отмечает, что борта 1567 года соответствуют картине 1654 года, изображающей инуитов Калааллит в традиционной одежде из кожи. [27] В свою очередь, одежда Калаалита на этом изображении аналогична той, что была найдена на телах в Килакицоке. [29]

После прибытия Фробишера и его подражателей контакты с не-инуитами, особенно с торговцами и исследователями из Америки, Европы и России, стали оказывать большее влияние на конструкцию и внешний вид инуитской одежды. [30] Товары, связанные с одеждой, привезенные иностранцами, включают в себя такие товары , как стальные иглы и ткани, а также готовую европейскую одежду. [31] Хотя импортная одежда так и не заменила полностью традиционную одежду инуитов, во многих областях она все же приобрела значительную популярность. [32] Фигуры, вырезанные инуитами после контакта, содержат детали, указывающие на широкое распространение тканевой одежды. [4]
Христианские миссионеры сыграли значительную роль в оказании влияния на общины инуитов, заставив их принять неинуитскую или «южную» одежду. [33] Миссионеры наложили религиозное табу на наготу там, где его раньше не существовало. Женская одежда считалась особенно неподходящей, поскольку покрой некоторых предметов одежды мог обнажить брюки или даже обнаженные бедра, поэтому их часто заставляли носить длинные юбки или платья, чтобы скрыть ноги. [34] [35] [36] Принятие южной одежды, особенно формальной одежды, такой как пальто и галстуки, рассматривалось как визуальный признак обращения в христианство. [37]
Международная торговля, особенно в форме торговли мехом и китобойного промысла, также была вовлечена в нежелательные изменения в одежде инуитов. После основания торгового поста на острове Кадьяк на Аляске в 1783 году русские торговцы не позволили инуитам использовать шкуры каланов и медведей для изготовления традиционной одежды, предпочитая продавать эти ценные шкуры на международном уровне. [38] Точно так же в середине 1800-х годов инуиты в Западной Гренландии начали продавать свои шкуры, а не шить из них одежду, поскольку недавно введенная денежная экономика их прежнего натурального образа жизни . затруднила поддержание [39] После расширения китобойного промысла в канадской Арктике примерно в середине XIX века многие мужчины-инуиты устроились на работу на китобойные суда . [31] Сезон китобойного промысла продолжался с осени до ноября, перекрывая традиционный сезон охоты на карибу. В результате многие мужчины, работавшие на китобоях, не могли добыть достаточно шкур карибу для изготовления подходящей зимней одежды, что, в свою очередь, ограничивало их возможности охотиться зимой, что иногда приводило к голодной смерти их семей. [40]
Целенаправленное внедрение иностранной одежды
[ редактировать ]
Хотя большая часть стремления к принятию иностранной одежды примерно в это время была вызвана внешним давлением, многие инуиты также переняли иностранные материалы и одежду по собственной инициативе, обменивая или покупая готовые ткани и одежду. В Канаде эти предметы в основном поступали от компании Гудзонова залива (HBC), а в Гренландии — от Королевского торгового департамента Гренландии (RGTD). [41] [42] [43] Мужчины, в частности, охотнее, чем женщины, восприняли готовую тканевую одежду, поскольку для большинства мужской одежды были доступны подходящие иностранные эквиваленты. [44] В Гренландии многие мужчины-инуиты с готовностью переняли лопапейсу , традиционные исландские свитера. [45] Мужчины из группы инуитов Нунавимиут или Унгава из залива Унгава использовали вязаные крючком шерстяные шапки под капюшонами. [46] Большинство мужчин-инуитов, работающих на китобойных судах в Арктике, летом полностью переодевались в тканевую одежду, обычно сохраняя только водостойкий из тюленьей кожи камиит . [47] [32]
В то время как мужчины-инуиты легко перенимали верхнюю одежду, женская амаути , специально сшитая с учетом функции материнской одежды, не имела готового европейского эквивалента. Вместо этого женщины-инуиты использовали покупную ткань для создания одежды, соответствующей их потребностям. [44] Начиная с середины XIX века инупиаки северной Аляски начали использовать красочные хлопчатобумажные ткани, такие как дрель и бязь, для изготовления верхних парк, чтобы защитить одежду карибу от грязи и снега. [48] [49] Мужские модели были короче, а женские — до щиколотки с гофрированными краями. На инупиаке эта одежда называется атиклук , а на инуктитуте , на котором говорят в Канаде, она называется силапаак . [50] [51] Более длинная женская версия в конечном итоге распространилась на восток через дельту реки Маккензи на Северо-Западных территориях , где стала известна как тканевая парка или парка Матери Хаббард (от европейского платья Матери Хаббард ). [48] [50] [49] Парку Матери Хаббарда изначально носили с меховым амаути (сверху или снизу), но более поздние модели утеплялись спортивной тканью или мехом, и их можно было носить отдельно, особенно летом. [52] Женщины ценили эту одежду, поскольку ее было проще изготовить по сравнению с интенсивным процессом изготовления одежды из кожи. Их экзотические материалы считались признаком богатства и статуса. [32] [48]
Добровольное принятие внешних стилей одежды было предшественником упадка или исчезновения традиционных стилей во многих областях. Инуиты из разных групп и племен часто смешивались в лагерях и торговых постах, созданных европейскими торговцами, торгуя своими методами и стилями, что сглаживало местные различия в стилях одежды. [53] [54] В 1880-х годах создание торгового поста RGTD на восточном побережье Гренландии значительно увеличило доступность иностранной одежды, что привело к упрощению и упадку традиционной одежды из кожи инуитов в этом районе. [55] В 1914 году прибытие Канадской арктической экспедиции на территорию ранее изолированных медных инуитов привело к фактическому исчезновению уникального стиля одежды медных инуитов, который к 1930 году был почти полностью заменен комбинацией стилей, импортированных недавно иммигрировавшими инувиалуитами и инуитами. Европейско-канадская одежда, особенно парка Матери Хаббард. [56] Хотя Мать Хаббард прибыла туда только в конце 19 века, она во многом затмила исторические стили одежды до такой степени, что теперь считается традиционной женской одеждой в этих регионах. [56] [57]
Принятие одежды инуитов не-инуитами
[ редактировать ]
Межкультурное внедрение одежды вряд ли было односторонним. В этот период китобои, миссионеры и исследователи, не принадлежащие к инуитам, использовали одежду инуитов, которая, как известно, чрезвычайно эффективна для климата. [58] [59] [37] Социальные и экономические факторы также сыграли свою роль в том, что не-инуиты стали носить одежду из кожи. [60] Поскольку было меньше усилий по колонизации арктических регионов белыми поселенцами по сравнению с регионами с более умеренным климатом, некоторые европейцы, возможно, чувствовали меньше социального давления, заставляя носить европейскую одежду. [61] Для других принятие одежды инуитов означало их собственное мастерство в выживании в трудных условиях. [60] [37] инуитов Устная история сообщает, что некоторые исследователи, такие как Грэм Роули , были известны тем, что плохо носили одежду из кожи. [62]
Европейские китобои иногда использовали одежду инуитов для путешествий по Арктике, а иногда даже доходили до того, что нанимали целые семьи инуитов, чтобы путешествовать с ними и шить одежду из кожи. [58] [63] Сообщается, что использование одежды инуитов снижает смертность от воздействия на китобойных судах. [59] [64] К середине 1800-х годов американские и британские полярники обычно обменивали или заказывали одежду инуитов. [59] Канадские исследователи Даймонд Дженнесс и Вильхьялмур Стефанссон жили с инуитами во время Канадской арктической экспедиции (1913–1916), перенимая одежду инуитов и тщательно изучая ее конструкцию. [64] [65] То же самое сделал и скандинавский состав Пятой экспедиции Туле (1922–1924 гг.). [65]
Некоторые исследователи позиционировали принятие одежды инуитов как маркетинговую стратегию, направленную на повышение интереса и финансирования своих экспедиций. [60] Историк Сара Пикман утверждает, что известные полярные исследователи, такие как Роберт Пири , Роальд Амундсен и Роберт Скотт , пропагандировали использование или отказ от одежды инуитов как свидетельство своих собственных навыков искателей приключений. [59] Пири, как и многие другие исследователи, продавал свои фотографии в ярких костюмах в стиле инуитов и иногда появлялся на лекциях в мехах. [66] Он часто утверждал, что использование им инуитских технологий стало уникальным фактором его успеха как исследователя Арктики, несмотря на то, что многие предыдущие исследователи использовали инуитские технологии. [67]

Принятие принципов одежды инуитов сыграло важную роль в раннем исследовании Антарктиды . Врач и исследователь Фредерик Кук столкнулся с гренландскими инуитами в рамках экспедиции Пири в Гренландию в 1891–1892 годах и считал, что одежда и методы передвижения инуитов будут полезны в Антарктиде. [68] Как и Пири, он объезжал лекции , одеваясь в меха, чтобы собрать средства для антарктической экспедиции, хотя она так и не состоялась. [69] Позже он привез одежду из кожи, заказанную им, в Бельгийскую антарктическую экспедицию 1897–1899 годов, где он и Амундсен встретились и обменялись идеями о полярных исследованиях. [70] [71] Когда сравниваются экспедиции Амундсена и Скотта на Южный полюс , использование Амундсеном одежды в стиле инуитов рассматривается как существенный фактор успеха его экспедиции , в то время как предпочтение Скоттом британского текстиля считается основным провалом в его собственной . [72] Амундсен писал, что его тщательная подготовка, включая обширное изучение одежды нетсилингмиутских инуитов , сыграла решающую роль в его успехе. [73] Напротив, Скотт пропагандировал свой отказ от мехов инуитов в пользу традиционного британского экспедиционного снаряжения, изготовленного из текстиля, как предмет националистической гордости. [74]
Ношение одежды из кожи не обязательно означало уважение к инуитам и их обычаям. [59] Миссионеры с готовностью переняли одежду инуитов и писали о ее эффективности, но их целью было вытеснить культуру инуитов христианством. [37] Многие исследователи продолжали относиться к инуитам снисходительно, даже несмотря на то, что присваивали себе их традиционную одежду. [59] Пири так и не выучил на инуктитуте больше нескольких слов, несмотря на почти двенадцать лет, проведенных в Арктике, и писал, что инуиты были ценными помощниками, но «конечно, они не могли руководить». [67] Амундсен признавал, что инуиты владеют навыками выживания в полярных условиях, но называл их «дикарями» и никогда не включал инуитов в свои экспедиции. [75]
Упадок с девятнадцатого века
[ редактировать ]
Производство традиционной одежды из кожи для повседневного использования сократилось в двадцатом и двадцать первом веках в результате утраты навыков в сочетании с сокращением спроса. Изменение образа жизни в результате внешнего воздействия стало существенным фактором упадка кожаной одежды. Это достигло своего пика в 19 и 20 веках, когда в общинах инуитов значительно увеличилось присутствие миссионеров, исследователей, исследователей и государственных чиновников, не являющихся инуитами. [76]
Немногие современные инуиты ведут кочевой образ жизни своих предков, занимающихся охотой и ловлей, вместо этого проводя большую часть своего времени в отапливаемых зданиях. [77] Многие инуиты в Северной Канаде работают на промышленных предприятиях на открытом воздухе, для которых меховая одежда, особенно камиит , непрактична. [78] Покупка промышленной одежды экономит время и энергию по сравнению с интенсивной рабочей нагрузкой, связанной с изготовлением традиционной одежды из кожи, и ее легче поддерживать. [79]
Внедрение системы школ-интернатов канадских индейцев в северной Канаде, начавшееся с создания христианских миссионерских школ в 1860-х годах, было чрезвычайно разрушительным для продолжающегося цикла, когда старейшины передавали знания молодому поколению неформальными средствами. [80] [81] Дети, которых отправляли в школы-интернаты или оставались в общежитиях для посещения школы за пределами своих сообществ, часто были разлучены со своими семьями на годы в среде, которая практически не пыталась включить их язык, культуру или традиционные навыки. [82] Дети, которые жили дома и посещали дневные школы, большую часть дня проводили в школе подолгу, оставляя семьям мало времени, чтобы научить их шитью традиционной одежды и навыкам выживания. [83] До 1980-х годов в большинстве северных дневных школ не было материалов по культуре инуитов, что усугубляло культурные потери. [84] [85] Время, доступное для освоения традиционных навыков, еще больше сократилось в районах значительного христианского влияния, поскольку воскресенье считалось днем отдыха, когда можно было посещать церковные службы, а не работать. [86] Из-за нехватки времени и желания практиковаться, многие молодые люди потеряли интерес к созданию традиционной одежды. [87]

Доступность шкур также повлияла на производство одежды из кожи. В начале 20 века чрезмерная охота привела к значительному истощению стад карибу в некоторых районах. [88] Нехватка материалов после 1940-х годов привела к исчезновению стиля мешковатых леггинсов или чулок, которые носили иглулингмиут и карибу-инуиты . [89] Сегодня во многих регионах действуют ограничения на охоту, что влияет на доступность шкур. В Гренландии, например, требуется лицензия на охоту , ограничивается количество животных, на которых можно охотиться, и устанавливаются сезоны охоты . [90] Изменение климата в Канаде привело к сокращению популяции тюленей и уменьшению доступности тюленьих шкур. [91]
С 1960-х по 1980-е годы решительная оппозиция охоте на тюленей со стороны движения за права животных , особенно влиятельная кампания Гринпис Канады 1976 года , привела к существенным ограничениям на импорт товаров из тюленьей кожи в США (1972 год) и Европейское экономическое сообщество (1983 год). ). [с] Эти ограничения обрушили экспортный рынок тюленьих шкур и вызвали соответствующее сокращение охоты как основного занятия, сократив доступность шкур для северных швей и увеличив уровень бедности и самоубийств среди инуитов в Нунавуте. [81] [92] [93] Уровень доходов инуитов упал на 95% по сравнению с уровнем до запрета. [94]
В 1980-х годах правительство Гренландии запустило программу по увеличению спроса на изделия из тюленьей кожи путем субсидирования покупки тюленьих шкур у охотников и поддержки создания новых образцов. С момента своего создания программа работала с дефицитом из-за обвала цен на тюленью шкуру в 1980-х годах. [95] В 1985 году Гринпис Канады извинился перед инуитами за побочные эффекты их кампании. Запрет Европейского Союза на продукцию из тюленей был подтвержден в 2009 году. [96] [97] В 2015 году из запрета были сделаны исключения для сертифицированной продукции, добываемой коренными народами, но в отчете за 2020 год это исключение было названо экономически неэффективным. [98] [99] [97] Запрет на тюленью шкуру никогда не отменялся и не ослаблялся в Соединенных Штатах. [100] Многие инуиты раскритиковали попытки запретить охоту на тюленей и изделия из тюленьей кожи как недальновидные и культурно невежественные. [81] [101] [102]
Такое сочетание факторов привело к снижению спроса на пожилые люди в создании одежды из кожи, что снизило вероятность того, что они передадут свои навыки. [84] К середине 1990-х годов навыки, необходимые для изготовления одежды из кожи инуитов, оказались под угрозой полной утраты. [103] [104] Снижение использования традиционной одежды совпало с ростом художественных изображений традиционной одежды в искусстве инуитов , что было интерпретировано как реакция на чувство культурной утраты. [105]
Современное возрождение традиционной одежды
[ редактировать ]
Общие усилия по активизации
[ редактировать ]С 1990-х годов группы инуитов приложили значительные усилия для сохранения традиционных навыков и повторного представления их молодому поколению таким образом, чтобы это было практично для современного мира. Многие образовательные барьеры на пути к традиционным знаниям исчезли. К 1990-м годам как школы-интернаты, так и система общежитий на Юконе и Северо-Западных территориях были полностью отменены. [д] [106] На севере Канады во многих школах на всех этапах образования введены курсы, обучающие традиционным навыкам и культурным материалам. [107]
За пределами формальной системы образования такие программы культурной грамотности , как «Миккут», «Чья-то дочь», «Восстановление наших сухожилий» и «Семинар по традиционным навыкам», возглавляемые такими организациями, как «Пауктуутит» (Инуитские женщины Канады) и «Илитаксиник» (Совет по грамотности Нунавута), добились успеха в повторном внедрении современных инуитов к традиционным навыкам изготовления одежды. [108] [109] В северных общинах популярны швейные кружки и классы, во многих из которых традиционно преподают старейшины. [110] [111] [112] [113] Многие музеи теперь сотрудничают с общинами инуитов в обмене знаниями и обучении. [15]
На техническом уровне современные технологии сокращают время и усилия, необходимые для производства, снижая барьеры для входа на рынок новых швей. [114] [115] Готовые шкуры сегодня доступны во многих северных магазинах, что позволяет швеям напрямую покупать нужные им материалы. [116] стиральные машины с отжимом Для смягчения шкур можно использовать . Бытовые химикаты, такие как отбеливатель или универсальное чистящее средство, при растирании кожи могут сделать кожу мягкой и белой. [114] [115] Швейные машины и машины Serger делают строчку более последовательной и менее трудоемкой. [117] Многие женщины следуют традиционным выкройкам, создавая одежду традиционного стиля из нетрадиционных материалов, таких как ткань, сочетая старые и новые технологии. [118] [119]
Некогда исчезнувшая церемониальная одежда медных инуитов была возрождена для барабанных собраний и других особых случаев в Улухактоке , Северо-Западные территории. [и] [120] Современные инуиты Иглулика празднуют Каккик , Возвращение Солнца, показом мод из кожи карибу и одежды из ткани. [121] Для многих современных практикующих шитье сохраняет связь с духовностью инуитов . [122]
Конкретные программы и инициативы
[ редактировать ]
С 2016 по 2020 год канадское правительство выделило 5,7 миллиона долларов через Управление рыболовства и океанов Канады на поддержку тюленьего промысла и ремесел из тюленьей кожи в общинах коренных народов. Эту инициативу продвигал член парламента Нунавута Хантер Туту , который известен тем, что носит аксессуары из тюленьей кожи, такие как галстуки и жилеты . [123] [124] Финансирование было использовано для проведения семинаров по шитью, таких как Nattiq Sealebration, проводимый Департаментом промышленности, туризма и инвестиций Северо-Западных территорий, где обучают навыкам шитья и деловой практике профессионального уровня. Программа семинаров направлена на поддержку местного рынка меховых изделий и поддержку ремесленников-инуитов. [125] В 2017 году правительство Канады объявило 20 мая Национальным днем изделий из тюленей в поддержку изделий из кожи коренных народов. [126] [94] По состоянию на 2023 год [update]Правительство Северо-Западных территорий поддерживает программы по оказанию помощи ремесленникам в приобретении шкур и меха и выходе на международные рынки. [127]
Северное отделение Канадской радиовещательной корпорации CBC North в 2022 году расширило освещение швейного дела коренных народов, отметив, что оно «играет жизненно важную роль в продолжающемся культурном возрождении на всем Севере». [128] В апреле того же года женщины в Пангниртунге , Нунавут, сшили амаути , чтобы пожертвовать их женщинам, спасающимся от российского вторжения на Украину вместе со своими детьми. [129] В мае 2022 года швея из Ранкин-Инлет Аугатнаак Экклс сшила парку, изображающую колониальную историю туберкулезных санаториев на Севере. [130] В том же году ее пригласили принести парку на Парламентский холм на второй ежегодный Национальный день истины и примирения . [131] Начиная с 2023 года группа инуитских художников и швей под названием Аггуак начала работать с музеями, изучая древнюю одежду с целью возрождения и модернизации ее дизайна. [132]
Современная мода
[ редактировать ]
Современное использование традиционной одежды
[ редактировать ]Многие инуиты носят комбинацию традиционной одежды из кожи, одежды, в которой используются традиционные узоры из импортных материалов, и импортной одежды массового производства, в зависимости от сезона и погоды, доступности и желания быть стильными. [133] Тканевый атиклук и парка Матери Хаббарда остаются популярными и модными на Аляске и в Северной Канаде соответственно. [134] Матери всех профессий до сих пор используют амаути , которые можно носить поверх тканевых леггинсов или джинсов . [135] [136] Как изготовленная вручную, так и импортированная одежда может содержать логотипы и изображения традиционной или современной культуры инуитов , таких как инуитские организации, спортивные команды, музыкальные группы или распространенные северные продукты питания. [54] [137] [138]
Купленная в магазине одежда часто перепрофилируется или корректируется: швеи могут добавлять меховые воротники к капюшонам купленных в магазине зимних курток, а кожаные голенища могут пришиваться к резиновым подошвам массового производства, чтобы создать сапоги, сочетающие в себе теплоту и теплоту. кожаная одежда с гидроизоляцией и сцеплением из искусственных материалов. [139] [140] Традиционные модели могут быть пересмотрены с учетом современных потребностей: амаути иногда делают с более короткими хвостами для комфорта во время вождения. [54]
Хотя современные инуиты редко носят полный комплект традиционной кожаной одежды, меховые сапоги, пальто и варежки по-прежнему популярны во многих арктических местах. Одежда из кожи предпочтительна в качестве зимней одежды, особенно для инуитов, которые зарабатывают на жизнь на открытом воздухе традиционными занятиями, такими как охота и ловля, или современной работой, такой как научные исследования. [92] [104] [141] [142] Традиционная одежда из кожи также предпочтительна для особых случаев, таких как танцы на барабанах, свадьбы и праздничные торжества. [142] [143]
Даже одежда, изготовленная из тканых или синтетических тканей, сегодня придерживается древних форм и стилей, что делает их одновременно традиционными и современными. [144] [145] Современная одежда инуитов изучалась как пример устойчивой моды и народного дизайна . [146] [147] Большую часть одежды, которую сегодня носят инуиты, живущие в Арктике, описывают как «смесь традиций и современности». [79] Иссенман описывает дальнейшее использование традиционной меховой одежды не просто как вопрос практичности, но как «визуальный символ своего происхождения как члена динамичного и престижного общества, корни которого уходят в древность». [79]
Мода под руководством инуитов и защита амаути
[ редактировать ]
Начиная с 1990-х годов, Пауктуутит (Женщины-инуиты Канады) начала продвигать инуитскую моду и культуру за пределами канадской Арктики , сотрудничая с канадскими музеями, выставками и фестивалями для демонстрации одежды, созданной инуитами. [148] [149] Реакция на эти события была положительной, и в 1998 году Пауктуутит запустил программу под названием «Дорога к независимости», целью которой было содействие экономической независимости женщин-инуитов путем предоставления им навыков проектирования, производства и продажи одежды в современной индустрии моды. . [150] Программа была успешной, но вызвала опасения, что традиционные предметы одежды инуитов , особенно женская парка или амаути , могут быть присвоены и обобщены не-инуитами, точно так же, как инуитские культурные достижения, такие как каяки , парки и в некоторой степени даже камииты. иметь. [148] [149]
В 1999 году американский дизайнер Донна Каран из DKNY отправила своих представителей в западную Арктику, чтобы закупить традиционные предметы одежды, в том числе амаути , чтобы использовать их в качестве вдохновения для будущей коллекции. [151] [148] Ее представители не раскрыли цель своего визита местным инуитам, которым стало известно о характере визита только после того, как журналист связался с женской группой инуитов «Пауктуутит» с просьбой прокомментировать ситуацию. Пауктуутит назвал действия компании эксплуататорскими, заявив, что «дом моды воспользовался услугами некоторых менее образованных людей, которые не знали своих прав». [152] Купленные ими вещи были выставлены в бутике компании в Нью-Йорке , что, по мнению Пауктуутита, было сделано без ведома и согласия первоначальных швей. [149] После успешной кампании по рассылке писем, организованной Pauktuuit, DKNY отменила предложенный сбор. [151] [148]
В 2001 году, после опасений, поднятых проектом «Дорога к независимости» и последовавшим за этим разногласием вокруг DKNY, Пауктуутит запустил проект «Амаути», целью которого было изучение потенциальных методов юридической защиты амаути как примера традиционных знаний , которыми коллективно владеют все женщины-инуиты. [153] После консультаций с многочисленными швеями-инуитами проект опубликовал отчет, в котором был сделан вывод: «Все инуиты владеют амаути коллективно, хотя отдельные швеи могут использовать определенные дизайны, которые передаются из поколения в поколение». [151] [153] Чтобы защитить эту коллективную культурную собственность, Пауктуутит лоббировал в канадском федеральном правительстве и Всемирной организации интеллектуальной собственности создание особого охраняемого статуса для амаути , но с 2020 года [update], такая защита не установлена. [154]

Рост моды инуитов поддерживается национальными организациями, такими как Пауктуутит и Инуит Тапирит Канатами , а также местными ассоциациями развития, такими как Ассоциация искусств и ремесел Нунавута и Корпорация развития Нунавута . [155] [156] Современная мода инуитов была представлена на художественных выставках и показах мод в Арктике и за ее пределами. [156] [157] В 2016 году арт-коллектив Квебека Axe Néo-7 провел выставку современного инуитского искусства Floe Edge , на которой была представлена современная мода из тюленьей кожи от инуитских дизайнеров: нижнее белье от Налы Питер и туфли на высоких каблуках от Николь Камфауг . [98] [158] В 2017 году Марта Кьяк стала первым дизайнером-инуитом, представленным на показе Indigenius Art Music and Fashion Show в Оттаве . [159] Дизайнеры-инуиты Виктория Какуктинник и Мелисса Аттагуциак были приглашены для показа на Неделе моды коренных народов в рамках Недели моды в Париже в марте 2019 года. [156] [160] В 2020 году Художественная галерея Виннипега открыла выставку « Стиль инуков», на которой представлена как историческая, так и современная мода инуитов. [161] Какуктинник также был представлен на Неделе моды в Нью-Йорке в феврале 2020 года. [162] Кьяк представлен на Неделе моды в Ванкувере в 2022 году. [163]
Материалы и визуальный стиль
[ редактировать ]Мода инуитов является частью более широкого модного движения коренных американцев . Современные инуитские и северные дизайнеры используют сочетание современных и традиционных материалов для создания одежды как традиционных, так и современных силуэтов. Работы Виктории Какуктинник, которые считаются оказавшими большое влияние на модернизацию инуитской моды, сосредоточены на парках традиционного стиля. [156] [164] Мелоди Хаана-СикСик Лавалле сочетала атлас с тюленьей кожей для создания вещей, которые варьировались от «викторианских платьев и бюстье до платьев в стиле флэппер и костюмов в стиле 60-х». [165] Многие дизайнеры также создают украшения из местных или экологически чистых материалов, таких как кость. [156] [160]
Некоторые дизайнеры сосредотачивают аспекты культуры инуитов через визуальный дизайн своей продукции. Художница и дизайнер Бекки Килаввак создала одежду, на которой напечатаны тексты песен инуитов и изображения традиционных инструментов. [166] Точно так же дизайнер Адина Тарралик Даффи создала комбинезоны и леггинсы, напечатанные с дизайном упаковки, характерным для обычных северных продуктов питания, таких как печенье McCormicks Pilot Biscuits и консервированная ветчина Klik . [167] Одежда Марты Кьяк включает в себя геометрические узоры, возникшие в результате традиционных татуировок инуитов . [168]
Те, кто уделяет особое внимание традиционным материалам, таким как тюленья кожа, часто делают это в поддержку традиционной культуры инуитов и продвижения устойчивой моды . [81] [98] [169] Дизайнер Раннва Симонсен, жительница Фарерских островов , эмигрировавшая в Нунавут в 1997 году, работает с тюленьей кожей с 1999 года. [81] [170] Николь Кампхог изначально начала с экспериментов с пришиванием лоскутков тюленьей кожи к своим ботинкам, а в конечном итоге перешла к коммерческим продажам обуви с отделкой из тюленя после того, как друзья и семья попросили свою собственную. [171] Использование тюленьей кожи, традиционного материала для одежды инуитов, вызывает споры среди не-инуитов из-за влияния кампаний против тюленей, проводимых группами по защите прав животных , такими как Гринпис Канады и Люди за этичное обращение с животными (PETA). [81] [92] [101] С конца 2010-х годов некоторые дизайнеры сообщают, что канадцы за пределами Арктики, похоже, все больше поддерживают моду на кожу инуитов. [81] [172]
Электронная коммерция , особенно через платформы социальных сетей, такие как Facebook и Instagram , способствовала популярности и продажам одежды, созданной инуитами, за пределами северных общин. [173] [174] [94] Иногда это вызывало споры: ремесленники-инуиты и дизайнеры одежды блокировали объявления о продаже изделий из тюленей на сайтах социальных сетей. [175] Аккаунт певицы группы «Горло» Тани Тагак заблокировали в 2017 году в Facebook после публикации фотографии шубы из тюленьей шкуры; Facebook извинился и отменил действие в течение нескольких часов. [176]
Присвоение южной индустрии моды
[ редактировать ]
Пересечение традиционной одежды инуитов и не-инуитской или «южной» индустрии моды часто вызывает споры. Швеи и дизайнеры-инуиты описывали случаи, когда дизайнеры-не-инуиты использовали традиционные мотивы дизайна и стили одежды инуитов без получения разрешения или указания авторства. В некоторых случаях дизайнеры изменяли оригинальные инуитские дизайны таким образом, что искажали их культурный контекст, но продолжали маркировать продукты таким образом, чтобы они выглядели подлинно инуитскими. [152] [177] Дизайнеры-инуиты раскритиковали эту практику как культурное присвоение . [151] [178] [179]
Индустрия моды черпала вдохновение в одежде инуитов со времен увлечения полярными исследованиями конца 19 – начала 20 веков. [180] Шуба , то есть пальто в полный рост, покрытый мехом снаружи, до этого времени не появлялась в европейской моде – исторически мех использовался в качестве отделки или подкладки, но обычно не в качестве основы для одежды. целая одежда. Историк моды Джонатан Файерс утверждает, что на эту тенденцию, возможно, повлияла меховая одежда, обнаруженная во время полярных исследований. [181] Парка куртка - и пуховик , которые сейчас являются основой южной моды, созданы на основе моделей инуитов. [182]
На обложке журнала Vogue 1917 года изображена модель в белом меху, пронзающая белого медведя. Ее одежда, хотя и стилизованная и нереалистичная, кажется, визуально напоминает одежду гренланских инуитов. [181] Примерно с 1915 по 1921 год кураторы Американского музея естественной истории сотрудничали с модельерами, чтобы создать американский стиль одежды, вдохновленный культурами коренных народов Северной и Южной Америки, включая инуитов. [183] В 1920-х годах американский дизайнер Макс Мейер черпал вдохновение в одежде инуитов из Бруклинского музея . [184] Фильм 1922 года «Нанук с Севера» с момента его выхода стал популярным источником вдохновения для модельеров. [185]
Одежда, вдохновленная Арктикой и инуитами, снова стала модной в моде 1960-х годов , когда популярность спортивной одежды возросла . [186] Модные фотографии этих образов часто включали в себя образы экзотики, дикости и варварства, увековечивая доминирующий на Юге взгляд на коренные народы как на нецивилизованных. [186] Снежные очки , инуитское устройство для защиты глаз от снежной слепоты , также интерпретировались южными дизайнерами в ту эпоху. Французский дизайнер Андре Курреж соединил белые пластиковые версии со своей модой космической эры . [187] В 1990-е годы одежда в стиле инуитов снова приобрела популярность. [188] Французский дизайнер Жан Поль Готье и американский дизайнер Исаак Мизрахи выпустили коллекции, в которых были использованы концепции инуитов для осени/зимы 1994 года, под названием Le Grande Voyage и Nanook of the North соответственно. [188] Исландская художница Бьорк вышла на подиум Voyage в куртке из меха и кожи. [188] В коллекции Мизрахи парки и меха сочетались с объемными яркими вечерними платьями. [189]
В 2015 году лондонский дизайнерский дом KTZ выпустил коллекцию, в которую вошли предметы одежды в стиле инуитов. Особого внимания заслуживает свитер, дизайн которого взят непосредственно из исторических фотографий уникальной парки карибу инуитского шамана. [190] Эта одежда, известная также как шаманская парка или инуитское пальто ангаккук , хорошо известна исследователям культуры инуитов; Бернадетт Дрисколл Энгельстад описала его как «самую уникальную одежду, созданную в канадской Арктике». [191] [192] Он был разработан в конце 19 века ангаккуком Кингаилисаком и сшит его женой Атагуарджугусик. Либо Цингаилисак, либо его сын, ангаккук Ава , продали пальто капитану Джорджу Комеру в 1902 году, который привез его в Американский музей естественной истории . [ф] [5] [192] Его замысловатые узоры, напоминающие корякские и чукотские мотивы, навеяны духовными видениями. [5] Правнуки Авы раскритиковали КТЗ за то, что ему не удалось получить разрешение на использование дизайна от его семьи. [190] После того, как критика была подхвачена СМИ, КТЖ принесла извинения и сняла товар с продажи. [193] Французский модельер Жозеф Альтузарра также черпал вдохновение из шаманской парки в своей коллекции осень-зима 2012, но в меньшей степени это не вызвало разногласий. [194]
Некоторые бренды попытались напрямую работать с дизайнерами-инуитами. В 2019 году канадский бренд зимней одежды Canada Goose запустил проект Atigi, поручив четырнадцати канадским швеям-инуитам разработать уникальную парку или амаути из материалов, предоставленных Canada Goose. Дизайнеры сохранили права на свои разработки. Перед продажей парки были выставлены в Нью-Йорке и Париже, а вырученные средства, составившие около 80 000 долларов, были пожертвованы национальной инуитской организации Inuit Tapiriit Kanatami (ITK). [155] [195] Первоначальный проект Атиги подвергся критике со стороны некоторых дизайнеров-инуитов за то, что он не был достаточно известен потенциальным заявителям. [196]
В следующем году компания выпустила расширенную коллекцию под названием Atigi 2.0, в которой приняли участие восемнадцать швей, изготовивших в общей сложности девяносто парков. Выручка от продаж снова была передана в дар ИТК. Гэвин Томпсон, вице-президент по корпоративному гражданству Canada Goose, рассказал CBC, что у бренда есть планы продолжать расширять проект в будущем. [195] Парка из оригинальной коллекции была представлена на выставке Inuk Style в Художественной галерее Виннипега в 2020 году. [161] В 2022 году Какуктинник разработал капсульную коллекцию для третьей версии проекта Atigi. В рекламной кампании коллекции в качестве моделей фигурировали женщины-инуитки: горловая певица Шина Новалинга , актриса Марика Сила и модель Уиллоу Аллен . [197]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Камиит — это восточно-арктический термин, обозначающий ботинки, а муклюк — его западно-арктический эквивалент. Хотя между ними есть некоторые стилистические различия, функционально они одинаковы. В этой статье все ботинки инуитов именуются камиитами для единообразия. Единственная форма камиита — камик . [3]
- ↑ Источник использует шкалу времени «до настоящего времени» для радиоуглеродного датирования , согласно которой настоящая эра начинается в 1950 году.
- ^ Европейское экономическое сообщество является предшественником Европейского Союза . После образования ЕС в 1993 году ЕЭС было включено в состав ЕС и переименовано в Европейское Сообщество (ЕС). В 2009 году ЕС формально прекратил свое существование, а его институты были напрямую поглощены ЕС.
- ↑ Нунавут не был отделен от Северо-Западных территорий до 1999 года.
- ↑ Улухакток раньше назывался Холман.
- ^ Ава также часто транслитерируется как Ауа и Ава.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Stenton 1991 , pp. 3–4.
- ^ Иссенман 1997a , с. 11.
- ^ Оукс и Риве 1995 , стр. 50, 54, 60.
- ^ Jump up to: а б Граберн 2005 , с. 133.
- ^ Jump up to: а б с Иссенман 2000 , с. 113.
- ^ Иссенман 1997a , стр. 13–14.
- ^ Stenton 1991 , p. 15.
- ^ Иссенман 1997b , стр. 42–43.
- ^ Ренуф и Белл 2008 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б Иссенман 1997b , стр. 37–38.
- ^ Jump up to: а б Холл, Оукс и Вебстер 1994 , с. 11.
- ^ Иссенман 1997a , стр. 9, 18.
- ^ Jump up to: а б Иссенман 1997b , с. 44.
- ^ Иссенман 1997a , стр. 18, 234.
- ^ Jump up to: а б Иссенман 2000 , с. 112.
- ^ Иссенман 1997b , стр. 47–48.
- ^ Иссенман 1997a , с. 21.
- ^ Иссенман 2000 , с. 114.
- ^ Иссенман 1997a , с. 24.
- ^ Stenton 1991 , p. 16.
- ^ Иссенман 1997a , стр. 98, 172.
- ^ Журнал Инуктитут, 2011 г. , с. 14.
- ^ Иссенман 1997a , с. 171.
- ^ Макговерн 2000 , стр. 335–336.
- ^ Иссенман 1997a , стр. 173–174.
- ^ Макговерн 2000 , с. 336.
- ^ Jump up to: а б Иссенман 1997а , с. 164.
- ^ Иссенман 1997a , с. 174.
- ^ Иссенман 1997a , с. 29.
- ^ Иссенман 1997a , с. 98.
- ^ Jump up to: а б Холл 2001 , стр. 133–134.
- ^ Jump up to: а б с Холл, Оукс и Вебстер 1994 , с. 89.
- ^ Тротт 2001 , стр. 178–179.
- ^ Иссенман 1997a , стр. 108, 117, 174.
- ^ Рейтан 2007 , стр. 102.
- ^ Буйс 2005 , с. 110.
- ^ Jump up to: а б с д Тротт 2001 , стр. 180.
- ^ Шмидт 2018 , с. 124.
- ^ Бансон 2005 , стр. 87–88.
- ^ Холл, Оукс и Вебстер 1994 , стр. 81, 89–90.
- ^ Буйс 2005 , с. 109.
- ^ Иссенман 1997a , с. 175.
- ^ Фаранд 2012 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б Фаранд 2012 , стр. 21–22.
- ^ Петерсен 2003 , с. 143.
- ^ Иссенман 1997a , с. 176.
- ^ Фаранд 2012 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б с Иссенман 1997а , стр. 108, 117.
- ^ Jump up to: а б Холл, Оукс и Вебстер 1994 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б Мартин 2005 , с. 123.
- ^ Иссенман 1997a , стр. 100, 166.
- ^ Холл 2001 , стр. 135–136.
- ^ Холл, Оукс и Вебстер 1994 , с. 92.
- ^ Jump up to: а б с Спонагл, Джейн (30 декабря 2014 г.). «Инуитские парки меняются со временем» . Новости ЦБК . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ Буйс 2005 , стр. 109–110.
- ^ Jump up to: а б Дрисколл-Энгельстад 2005 , стр. 41–42.
- ^ Холл, Оукс и Вебстер 1994 , с. 98.
- ^ Jump up to: а б Дубук 2002 , стр. 33.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Пикман 2017 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б с Пикман 2017 , с. 32.
- ^ Пикман 2017 , с. 37.
- ^ Макдональд 2018 , с. 53.
- ^ Холл 2001 , с. 133.
- ^ Jump up to: а б Иссенман и Рэнкин 1988 , с. 138.
- ^ Jump up to: а б Ролем 2001 , с. 9.
- ^ Пикман 2017 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б Пикман 2017 , с. 42.
- ^ Санктон 2021 , стр. 37–38, 41.
- ^ Санктон 2021 , стр. 42–43, 47.
- ^ Миллар 2015 , с. 434–435.
- ^ Санктон 2021 , стр. 109, 192.
- ^ Пикман 2017 , стр. 42–43.
- ^ Пикман 2017 , с. 195, примечание 81.
- ^ Пикман 2017 , стр. 50, 52.
- ^ Пикман 2017 , стр. 44, 55.
- ^ Холл 2001 , с. 132.
- ^ Оукс и Риве 1997 , с. 93.
- ^ Оукс 1987 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б с Иссенман 1997а , с. 177.
- ^ Комиссия по установлению истины и примирению Канады, 2015 , стр. 3, 14.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кассам, Ашифа (11 мая 2017 г.). « Это наш образ жизни»: дизайнеры-инуиты возвращают потускневшую торговлю тюленьими шкурами» . Хранитель . Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ Комиссия по установлению истины и примирению Канады, 2015 г. , с. 4.
- ^ Иссенман 1997a , с. 179.
- ^ Jump up to: а б Иссенман 1997а , с. 224.
- ^ МакГрегор 2011 , с. 4.
- ^ Оукс 1987 , с. 47.
- ^ Оукс 1987 , стр. 46, 49.
- ^ Дрисколл-Энгельстад 2005 , стр. 41.
- ^ Холл 2001 , стр. 131–132.
- ^ Петруссен 2005 , с. 45.
- ^ Кэмпбелл, Хизер (5 мая 2021 г.). «Как художники Нунациавут используют свои работы для борьбы с изменением климата» . Фонд искусства инуитов . Проверено 8 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Иссенман 1997а , с. 242.
- ^ Оукс 1987 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б с «Дизайнеры-инуиты возрождают моду на тюленью кожу и отмечают 20 мая «Национальный день изделий из тюленей» . Индийская страна сегодня . 20 мая 2017 года . Проверено 16 июля 2022 г.
- ^ Граугард 2020 , стр. 385.
- ^ Копенгаген, Малькольм Брабант (16 мая 2015 г.). «Обращение охотников-инуитов к ЕС: отменить запрет на отлов тюленей, иначе наш образ жизни будет обречен» . Хранитель . Проверено 1 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Граугард 2020 , стр. 374.
- ^ Jump up to: а б с МакКью, Дункан (14 марта 2016 г.). «Вернуть сексуальность в тюленью кожу: швеи Нунавута стремятся выйти на рынок элитной моды» . Новости ЦБК . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ Патар, Дастин (27 января 2020 г.). «Исключение инуитов из запрета Европейского Союза на продукцию из тюленей неэффективно: отчет» . Новости Нунациака . Проверено 1 июля 2021 г.
- ^ Зерехи, Сима Сахар (30 августа 2016 г.). «Crystal Serenity приносит артистам Нунавута бум продаж? Не так быстро» . Новости ЦБК . Проверено 1 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Хван, Присцилла (5 февраля 2017 г.). «Почему этот сын-инук решил с гордостью носить парку из тюленьей кожи, сшитую его мамой, на фоне негативной реакции в социальных сетях» . Новости ЦБК . Проверено 24 июня 2021 г.
- ^ Граугард 2020 , стр. 378.
- ^ Иссенман 1997a , стр. ix–x.
- ^ Jump up to: а б Петруссен 2005 , с. 47.
- ^ Граберн 2005 , с. 135.
- ^ Комиссия по установлению истины и примирению Канады, 2015 , стр. 163, 167.
- ^ Иссенман 1997a , с. 226.
- ^ Таллох, Кусугак и др. 2013 , с. 28–32.
- ^ Иссенман 1997a , с. 225.
- ^ «Класс парков в Уайтхорсе возрождает северный стиль» . Новости ЦБК . 4 января 2019 года . Проверено 20 апреля 2022 г.
- ^ Хван, Присцила (14 января 2017 г.). «96-летняя швея из Нунавута сама моделирует свою одежду, выступая за традиционный дизайн» . Новости ЦБК . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Хайди, Аттер (20 августа 2023 г.). «Женщины-инуиты возрождают традиционные сапоги из тюленьей кожи с черной подошвой посредством летних мастер-классов» . Новости ЦБК . Проверено 22 ноября 2023 г.
- ^ Эмануэльсен 2020 , стр. 3, 7.
- ^ Jump up to: а б Оукс 1987 , стр. 14, 34.
- ^ Jump up to: а б Холл, Оукс и Вебстер 1994 , с. 18.
- ^ Оукс и Риве 1995 , с. 34, 171.
- ^ Холл, Оукс и Вебстер 1994 , с. 108.
- ^ Фаранд 2012 , с. 66–68.
- ^ Оукс и Риве 1997 , с. 100.
- ^ Дрисколл-Энгельстад 2005 , стр. 42–44.
- ^ Фаранд 2012 , с. 71.
- ^ Эмануэльсен 2020 , стр. 9.
- ^ «Программа сертификации и доступа к рынку печатей» . Правительство Канады . 17 мая 2016 года . Проверено 16 июля 2022 г.
- ^ Зерехи, Сима Сахар (17 мая 2016 г.). «Меняется ли отношение к продукции из тюленей?» . Новости ЦБК . Проверено 1 июля 2021 г.
- ^ Морритт-Джейкобс, Шарлотта (6 марта 2020 г.). «Шовное соединение и культура через кожу тюленя» . Новости АПТН . Проверено 16 июля 2022 г.
- ^ Сара, Фриззелл (27 мая 2017 г.). «В эту субботу Канада будет отмечать свой первый Национальный день продукции из тюленей» . Новости ЦБК . Проверено 16 июля 2022 г.
- ^ Бьольн-Штюбинг, Лаура (28 января 2023 г.). «Как коренные народы укрепляют меховые традиции в антимеховом мире» . Радио Си-Би-Си . Проверено 22 ноября 2023 г.
- ^ «Медвежьи кишки, рыбьи шкуры и красная дорожка подиума: Год в шитье» . Новости ЦБК . 30 декабря 2022 г. Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Хадсон, апрель (25 апреля 2022 г.). «Мечта старейшины сшить амаути для украинских мам «загорелась» в Пангниртунге» . Новости ЦБК . Проверено 18 февраля 2022 г.
- ^ «Студентка-инук шьет парку, чтобы рассказать душераздирающую историю о туберкулезных санаториях» . Новости ЦБК . 2 мая 2022 г. Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Пеллетье, Джефф (30 сентября 2022 г.). «Студенческая парка Ранкин-Инлет занимает центральное место на Парламентском холме» . Новости Нунациака . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Паллисер, Линдси-Энн (9 сентября 2023 г.). «Группа художников-инуитов едет в музеи, чтобы изучить традиционную одежду и инструменты инуитов» . Новости ЦБК . Проверено 22 ноября 2023 г.
- ^ Иссенман и Рэнкин 1988 , с. 146.
- ^ Холл, Оукс и Вебстер 1994 , стр. 101, 108.
- ^ Ролем 2001 , с. 46.
- ^ Холл, Оукс и Вебстер 1994 , стр. 108–113, 115.
- ^ Холл, Оукс и Вебстер 1994 , с. 115.
- ^ Ронер 2017 .
- ^ Холл, Оукс и Вебстер 1994 , с. 110.
- ^ Холл, Оукс и Вебстер 1994 , стр. 18, 107.
- ^ Оукс 1987 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б Ролем 2001 , с. 32.
- ^ Оукс и Риве 1995 , с. 19, 31.
- ^ Рейтан 2007 , стр. 30–31.
- ^ Оукс и Риве 1995 , с. 17.
- ^ Скьервен и Рейтан 2017 , стр. 129.
- ^ Рейтан 2007 , стр. 17.
- ^ Jump up to: а б с д Берд 2002 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с Дьюар 2005 , с. 25.
- ^ Берд 2002 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б с д Мадвар, Самия (июнь 2014 г.). «Неприсвоение» . Здесь . Проверено 17 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Дьюар 2005 , с. 24.
- ^ Jump up to: а б Берд 2002 , с. 3–4.
- ^ Лакуста, Адам (24 июля 2020 г.). «Реформирование канадского законодательства об интеллектуальной собственности: медленный путь к примирению» . Канадская ассоциация адвокатов . Проверено 27 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Маккей, Джеки (4 февраля 2019 г.). «Canada Goose представляет парки, созданные дизайнерами-инуитами» . Новости ЦБК . Проверено 21 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Роджерс, Сара (27 марта 2019 г.). «Мода и дизайн Нунавута обретают свою индивидуальность» . Новости Нунациака . Проверено 1 июля 2021 г.
- ^ «Северная сцена: зарождение новой эры искусства инуитов» . Арктический журнал . 3 июля 2013 года . Проверено 25 июня 2021 г.
- ^ Гесселл, Пол (1 февраля 2016 г.). «Перформанс? Искусство инуитов? Объятия арктического наследия? – Назовите это незабываемым» . Журнал Оттавы . Проверено 14 июля 2022 г.
- ^ Фриззелл, Сара (19 апреля 2017 г.). «Мода инуитов впервые была представлена на показе Indigenius в Оттаве» . Новости ЦБК . Проверено 24 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Бун, Джейкоб (апрель – май 2019 г.). «От Икалуита до Эйфелевой башни» . Здесь . Проверено 1 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Монкман, Ленард (29 октября 2020 г.). «Выставка в Виннипегской художественной галерее посвящена одежде и украшениям инуитов» . Новости ЦБК . Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ Маккей, Джеки (8 января 2020 г.). «Victoria's Arctic Fashion готовится к Неделе моды в Нью-Йорке» . Новости ЦБК . Проверено 1 июля 2021 г.
- ^ Боуэн, Дана (сентябрь – октябрь 2022 г.). «Новая эра высокой моды» . Здесь . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Боуэн, Дана (сентябрь – октябрь 2022 г.). «Новая эра высокой моды» . Здесь . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Зерехи, Сима Сахар (10 июля 2015 г.). «Хаана-СикСик, модельер-инук, приносит свои модели домой» . Новости ЦБК . Проверено 24 июня 2021 г.
- ^ Куруп, Рохини; Юнг, Гарри (21 апреля 2017 г.). «Художница-инуитка Бекки Килаввак сочетает одежду и культуру» . Боудуинский Восток . Проверено 11 июля 2021 г.
- ^ Ронер, Томас (9 февраля 2017 г.). «Конференция в Виннипеге представляет дизайнеров и бизнес Нунавута» . Новости Нунациака . Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ Олфорд, Дженнифер (23 октября 2019 г.). «Возвращение культуры инуитов, по одной татуировке за раз» . CNN . Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ Сардоне, Эндрю (17 января 2014 г.). «Новый дом высокой моды на Севере Канады» . Глобус и почта . Проверено 25 июня 2016 г.
- ^ «Дизайнер мехов из Нунавута переезжает в магазин в центре Икалуита» . Новости ЦБК . 5 июля 2016 года . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ «Николь Кампхог выводит обувь из тюленьей кожи на новый уровень» . Новости ЦБК . 21 июля 2015 года . Проверено 24 июня 2021 г.
- ^ Браун, Бет (28 февраля 2018 г.). «Этот дизайнер из Икалуита может изготовить роскошную парку вручную за 2,5 часа» . Вспышка . Архивировано из оригинала 2 декабря 2021 года . Проверено 29 ноября 2021 г.
- ^ Эмануэльсен 2020 , стр. 10.
- ^ «11 дизайнеров-инуитов, которых стоит увидеть на Фестивале искусств коренных народов» . Ежеквартальный журнал инуитского искусства . Фонд искусства инуитов. 9 июня 2022 г. Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Патар, Дастин (30 декабря 2019 г.). «Ремесленников-инуитов продолжают блокировать на Facebook за продажу тюленьих шкур» . Новости Нунациака . Проверено 1 июля 2021 г.
- ^ «Таня Тагак сообщила, что ее аккаунт в Facebook был временно заблокирован из-за фотографии с мехом тюленя» . Новости ЦБК . 2 февраля 2017 года . Проверено 20 апреля 2022 г.
- ^ Дубук 2002 , стр. 38.
- ^ Грант, Меган (25 мая 2018 г.). «Инуиты «носят свою культуру в буквальном смысле на рукаве»: дизайнер-инук готовится к неделе моды коренных народов» . Новости ЦБК . Проверено 17 октября 2020 г.
- ^ Скотт, Маккензи (29 марта 2019 г.). «Дебаты в Инувике о том, кто должен продавать традиционные ремесла» . Новости ЦБК . Проверено 20 апреля 2022 г.
- ^ Мирс 2017 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б Мерс 2017 , с. 62.
- ^ Мирс 2017 , с. 84.
- ^ Мирс 2017 , стр. 62, 64.
- ^ Мирс 2017 , с. 65.
- ^ Мирс 2017 , стр. 65–66.
- ^ Jump up to: а б Мерс 2017 , с. 67.
- ^ Мирс 2017 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б с Мерс 2017 , с. 74.
- ^ Мирс 2017 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б «Семья Нунавута возмущена тем, что модный бренд копирует священный дизайн инуитов» . Радио Си-Би-Си . 25 ноября 2015 года . Проверено 25 июня 2021 г.
- ^ Зерехи, Сима Сахар (2 декабря 2015 г.b). «Инуитская шаманская парка, «скопированная» КТЗ по дизайну, хорошо изученному антропологами» . Новости ЦБК . Проверено 17 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Макдаффи, Эллисон (31 августа 2018 г.). «Наследие шамана: пальто инуитов ангакук из Иглулика» . Национальная галерея Канады . Проверено 16 апреля 2021 г.
- ^ «Британский дом моды отказался от копирования дизайна инуитов, вот их извинения» . Радио Си-Би-Си . 27 ноября 2015 года . Проверено 17 октября 2020 г.
- ^ Мирс 2017 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б Маккей, Джеки (19 января 2020 г.). «Дизайнеры-инуиты запускают новую линию парков для Canada Goose» . Новости ЦБК . Проверено 21 октября 2020 г.
- ^ «Дизайнер Inuk говорит, что не все осведомлены о программе Canada Goose-США» . Национальные новости АПТН . 22 февраля 2019 года . Проверено 25 июня 2021 г.
- ^ Карден-Гойер, Камилла (февраль 2022 г.). «Восстановление своей культуры» . Эль Канада . п. 70.
Библиография
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Буйс, Кунера; Остен, Ярих, ред. (1997). Выдерживая холод: преемственность и изменения в арктической одежде . Лейден, Нидерланды: Исследовательская школа CNWS, Школа азиатских, африканских и индейских исследований. ISBN 90-73782-72-4 . OCLC 36943719 .
- Иссенман, Бетти Кобаяши. «Швы во времени: доисторическая одежда из кожи инуитов и сопутствующие инструменты». Выдерживая холод: преемственность и изменения в арктической одежде . стр. 34–59.
- Оукс, Джилл; Риве, Рик. «Факторы, влияющие на решения, принимаемые швеями-инуитами в приполярном регионе». Выдерживая холод: преемственность и изменения в арктической одежде . стр. 89–104.
- Холл, Джуди (2001). « Следуя традициям наших предков»: дизайн одежды инуитов». В Томпсоне, Джуди (ред.). Увлекательные задачи: изучение материальной культуры с Дороти Бёрнем . Оттава: Издательство Оттавского университета. дои : 10.2307/j.ctv170p6 . ISBN 9781772823004 . JSTOR j.ctv170p6 .
- Холл, Джуди; Оукс, Джилл Э.; Вебстер, Салли Киммиунаак (1994). Санатуют: Гордость за женскую работу. Традиции одежды медных и карибуских инуитов . Халл, Квебек: Канадский музей цивилизации . ISBN 0-660-14027-6 . ОСЛК 31519648 .
- Иссенман, Бетти Кобаяши ; Рэнкин, Кэтрин (1988). Ивалу: традиции одежды инуитов . Монреаль: Музей канадской истории МакКорда. ISBN 0-7717-0182-9 . OCLC 17871781 .
- Иссенман, Бетти Кобаяши (1997). Сухожилия выживания: живое наследие одежды инуитов . Ванкувер: UBC Press. ISBN 978-0-7748-5641-6 . OCLC 923445644 .
- Иссенман, Бетти Кобаяши (2000). «Много дисциплин, много наград: исследование одежды инуитов» . В Эйхере, Джоан Бубольц ; Эвенсон, Сандра Ли; Лутц, Хейзел А. (ред.). Видимое Я: глобальные взгляды на одежду, культуру и общество . Нью-Йорк: Публикации Fairchild. стр. 110–117. ISBN 978-1-56367-068-8 – через Интернет-архив.
- Кинг, ЮЧ; Паукштат, Биргит; Сторри, Роберт, ред. (2005). Арктическая одежда . Монреаль: McGill-Queen's Press. ISBN 978-0-7735-3008-9 .
- Бансон, Энн. «Женские кожаные пальто из Западной Гренландии – с особым акцентом на формальную одежду из кожи карибу начала девятнадцатого века». Арктическая одежда . стр. 84–90.
- Буйс, Кунера. «Одежда как визуальное представление идентичности в Восточной Гренландии». Арктическая одежда . стр. 108–114.
- Дьюар, Вероника (2005). «Основной доклад: Наша одежда, наша культура, наша идентичность» . Арктическая одежда . McGill-Queen's Press - MQUP. стр. 23–26. ISBN 9780773530089 .
- Граберн, Нельсон (2005). «Одежда в искусстве инуитов». Арктическая одежда . стр. 132–138.
- Мартин, Сид. «Карибу, северный олень и рикрак: некоторые факторы, влияющие на культурные изменения на Северной Аляске, 1880–1940». Арктическая одежда . стр. 121–126.
- Петруссен, Фредерикке. «Арктическая одежда из Гренландии». Арктическая одежда . стр. 45–47.
- Макговерн, Томас Х. (2000). «Гибель норвежской Гренландии». В Фитцхью, Уильям В.; Уорд, Элизабет И. (ред.). Викинги: Североатлантическая сага . Вашингтон: Издательство Смитсоновского института. ISBN 978-1-56098-970-7 – через Интернет-архив.
- Макдональд, Джон; Вахович, Нэнси, ред. (2018). Мера рук: очерки, посвященные вкладу Лии Аксааюк Отак в арктическую науку . Икалуит, Нунавут: СМИ Арктического колледжа Нунавута. ISBN 978-1-897568-41-5 . OCLC 1080218222 .
- Макдональд, Джон. «Истории и репрезентации: два столетия повествования об истории Амиттурмиута». В MacDonald & Wachowich (2018) , стр. 43–80.
- МакГрегор, Хизер Э. (январь 2011 г.). Инуитское образование и школы в Восточной Арктике . Ванкувер: UBC Press. ISBN 978-0-7748-5949-3 .
- Мирс, Патрисия, изд. (2017). Экспедиция: Мода из экстрима . Технологический институт моды . Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-51997-4 . OCLC 975365990 .
- Мирс, Патрисия (2017). «Мода от экстрима: полюса, высочайшие вершины и не только». В Мирс, Патрисия (ред.). Экспедиция: Мода из экстрима . Технологический институт моды . Нью-Йорк: Темза и Гудзон . стр. 56–105. ISBN 978-0-500-51997-4 . OCLC 975365990 .
- Пикман, Сара (2017). «Одежда, имидж и культурная встреча в героическую эпоху полярной экспедиции». В Мирс, Патрисия (ред.). Экспедиция: Мода из экстрима . Технологический институт моды . Нью-Йорк: Темза и Гудзон . стр. 31–55. ISBN 978-0-500-51997-4 . OCLC 975365990 .
- Оукс, Джилл Э. (1987). Факторы, влияющие на добычу Камика в заливе Арктик, Северо-Западные территории . Оттава: Канадский музей цивилизации. Архивировано из оригинала 20 июня 2022 года . Проверено 4 апреля 2021 г.
- Оукс, Джилл Э.; Риве, Родерик Р. (1995). Наши ботинки: женское искусство инуитов . Ванкувер: Дуглас и Макинтайр. ISBN 1-55054-195-1 . OCLC 34322668 .
- Петерсен, Роберт (2003). Поселения, родство и охотничьи угодья в традиционной Гренландии . Копенгаген: Датский полярный центр. ISBN 978-87-635-1261-9 .
- Фаранд, Сильви (2012). Одежда из кожи карибу иглулик-инуит . Икалуит, Нунавут: Inhabit Media. ISBN 978-1-927095-17-1 . OCLC 810526697 .
- Рейтан, Янне Беате (2007). Импровизация в традициях: исследование современного народного дизайна одежды, практикуемого женщинами-инупиаками из Кактовика, Северная Аляска . Осло: Школа архитектуры и дизайна Осло. ISBN 978-82-547-0206-2 . OCLC 191444826 .
- Ролем, Карим (2001). Уваттиннит: Народы Крайнего Севера . Монреаль: Станке. ISBN 2-7604-0794-2 . OCLC 46617134 .
- Санктон, Джулиан (2021). Сумасшедший дом на краю Земли: Путешествие Бельгики в темную антарктическую ночь . Корона . ISBN 978-1-9848-2434-9 .
- Скьервен, Астрид; Рейтан, Янне Беате (26 июня 2017 г.). Проектирование устойчивой культуры: перспективы, практика и образование . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-351-85797-0 .
- Комиссия по установлению истины и примирению Канады (2015 г.). Школы-интернаты Канады: опыт инуитов и севера (PDF) . Заключительный отчет Комиссии истины и примирения Канады. Том. 2. Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN 978-0-7735-9829-4 . OCLC 933795281 .
Периодические издания
[ редактировать ]- Бёрд, Филипп (июль 2002 г.). Права интеллектуальной собственности и инуиты Амаути: практический пример (PDF) (отчет). Ассоциация женщин-инуитов Пауктуутит.
- Дрисколл-Энгельстад, Бернадетт (2005). «Танец гагары: символизм и преемственность в церемониальной одежде медных инуитов». Арктическая антропология . 42 (1): 33–46. дои : 10.1353/arc.2011.0010 . ISSN 0066-6939 . JSTOR 40316636 . S2CID 162200500 .
- Дубюк, Элиза (осень 2002 г.). «Материальная культура и символические изображения в условиях сильного холода: индустрия верхней одежды и традиции инуитов» . Обзор материальной культуры (на французском языке). 56 .
- Эмануэльсен, Кристин (2020). Важность шитья: взгляды женщин-инуитов в Улухактоке, Северная Каролина (Отчет). Общественная корпорация Улухакток, Служба коренных народов Канады и Университет Саншайн-Кост .
- Граугард, Ная Дирендом (2020). « «Чувство печати» в Гренландии: множество печатей Калааллит и разногласия против печати» . Этюды/Инуиты/Исследования . 44 (1/2): 373–398. дои : 10.2307/27078837 . ISSN 0701-1008 .
- «Сквозь объектив: Камера » (PDF ) Инуктитут Журнал Когда. 110. Инуит Тапириит из Канады. 1 мая 2011 г. стр. 1–12. 14–21.
- Миллар, Пэт (июль 2015 г.). «Фредерик А. Кук: роль фотографии в создании его образа полярного исследователя-героя» . Полярный рекорд . 51 (4): 432–443. дои : 10.1017/S0032247414000424 . ISSN 0032-2474 . S2CID 145383153 .
- Ренуф, MAP; Белл, Т. (2008). «Обработка кожи дорсетских палеоэскимосов в саду Филиппа, Порт-о-Шуа, северо-запад Ньюфаундленда» . Арктика . 61 (1): 35–47. дои : 10.14430/arctic5 . ISSN 0004-0843 . JSTOR 40513180 .
- Шмидт, Энн Лисбет (2018). «Коллекция кожаной одежды Хольмберга с острова Кадьяк в Национальном музее Дании» . Этюды/Инуиты/Исследования . 42 (1): 117–136. дои : 10.7202/1064498ar . ISSN 0701-1008 . JSTOR 26775763 . S2CID 204265611 .
- Стентон, Дуглас Р. (1991). «Адаптационное значение зимней одежды карибу для арктических охотников-собирателей». Этюды/Инуиты/Исследования . 15 (1): 3–28. JSTOR 42869709 .
- Тротт, Кристофер Г. (июнь 2001 г.). «Диалектика «нас» и «других»: англиканские миссионерские фотографии инуитов» . Американский обзор канадских исследований . 31 (1–2): 171–190. дои : 10.1080/02722010109481589 . ISSN 0272-2011 . S2CID 144005340 .
- Таллох, Шелли; Кусугак, Адриана; и др. (декабрь 2013 г.). «Соединение грамотности, культуры и благополучия: потенциал программ неформального обучения» (PDF) . Северная общественность . 2 (2): 28–32.