Кристиан Юргенсен Томсен
Кристиан Юргенсен Томсен | |
---|---|
![]() J. V. Gertner , Christian Jürgensen Thomsen , 1849 | |
Рожденный | Копенгаген , Дания | 29 декабря 1788 г.
Умер | 21 мая 1865 г. Копенгаген, Дания | ( 76 лет
Национальность | датский |
Известный | Представляем трехвозрастную систему |
Научная карьера | |
Поля | Археология Администрация музея |
Кристиан Юргенсен Томсен (29 декабря 1788 – 21 мая 1865) был датским антикваром , разработавшим ранние археологические приемы и методы.
В 1816 году он был назначен главой «антикварной» коллекции, которая позже превратилась в Национальный музей Дании в Копенгагене . Организуя и классифицируя древности для выставки, он решил представить их в хронологическом порядке по трехвозрастной системе . Другие ученые ранее предполагали, что предыстория продвинулась от эпохи каменных орудий к эпохе орудий, сделанных из бронзы и железа , но эти предложения были представлены как системы эволюции, которые не позволяли датировать артефакты . Томсен усовершенствовал трехвозрастную систему как хронологическую систему, наблюдая, какие артефакты встречаются с какими другими артефактами в закрытых находках. Таким образом, он был первым, кто установил научно обоснованное разделение предыстории на отдельные периоды. Это достижение привело к тому, что его стали считать создателем трехвековой системы европейской античности .
Томсен также написал один из первых систематических трактатов о золотых брактеатах периода Великого переселения народов . Исследование Томсеном артефактов в Копенгагенском музее было основано на ассоциациях между стилистическими изменениями, декором и контекстом; он признавал важность изучения предметов из «закрытых находок», позволяющих определить ассоциации общих артефактов различных периодов (камень – бронза – железо). Его результаты были опубликованы в Ledetraad til Nordisk Oldkyndighed (Руководство по скандинавской древности) в 1836 году. Английский перевод был выпущен в 1848 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Кристиан Юргенсен Томсен родился в Копенгагене в 1788 году в богатой купеческой семье. В молодости он посетил Париж , а вернувшись в Данию, увлекся коллекционированием монет . Возможно, это помогло ему осознать стилистические изменения с течением времени. [ 1 ]
Вклад в археологию
[ редактировать ]
В 1816 году Томсен был выбран куратором первой выставки Датской королевской комиссии по сбору и сохранению древностей. Поскольку эта должность не оплачивалась, независимые средства Томсена и его опыт коллекционирования монет были его основными качествами. [ 2 ]
Вероятно, он знал о трехвековой модели предыстории через работы Лукреция , Веделя Симонсена, Монфокона и Маюделя и решил отсортировать материал в сборнике в хронологическом порядке. [ 3 ] До Томсена это можно было сделать путем механической сортировки материалов в зависимости от их материалов или уровня мастерства, которое они демонстрировали, но, поскольку происхождение многих материалов было известно, он мог видеть, что грубые артефакты иногда встречаются вместе с прекрасными и металлические артефакты с артефактами из камня. Вместо того, чтобы использовать простой технологический или эволюционный подход, он понял, что задача состоит в том, чтобы определить, в какие периоды были созданы артефакты.
Томсен решил составить карту, какие явления одновременно происходили в отложениях, а какие нет, поскольку это позволило бы ему различить любые тенденции, характерные только для определенных периодов. Таким образом, он обнаружил, что каменные орудия встречаются в сочетании с янтарем, глиняной посудой, стеклянными бусинами, тогда как бронза встречается и в железе, и в золоте, а серебро встречается только в сочетании с железом. Он также обнаружил, что бронзовое оружие не встречается с железными артефактами, так что каждый период можно определить по предпочтительному режущему материалу. Он также установил, что типы погребального инвентаря различались между типами погребений: каменные орудия встречались с некремированными трупами и каменно -камерными гробницами , бронзовое оружие и люры по отношению к каменно -сланцевым могилам, железные — с камерными гробницами в курганах . Томсен был первым, кто использовал термины каменный век, бронзовый век и железный век. Когда недоброжелатели риторически спросили, почему не было «стеклянного века», Томсен ответил, что стеклянные бусины были найдены во все три периода, а стеклянные чаши - только в Железный век .
Для Томсена обстоятельства находки были ключом к датировке. Еще в 1821 году он написал в письме своему коллеге-антиквариату Шредеру, что «[нет] ничего более важного, чем указать, что до сих пор мы не уделяли достаточного внимания тому, что было найдено вместе», а в следующем году «[мы] все еще недостаточно знаем о большинстве древностей… только будущие археологи, возможно, смогут решить, но они никогда не смогут сделать это, если не будут наблюдать, какие вещи найдены вместе, и наши коллекции не будут сведены в большей степени совершенства». [ 4 ]
Этот анализ, подчеркивающий совпадение событий и систематическое внимание к археологическому контексту, позволил Томсену построить хронологическую структуру материалов в коллекции и классифицировать новые находки в соответствии с установленной хронологией, даже без особых знаний об их происхождении. Таким образом, система Томсена была настоящей хронологической системой, а не эволюционной или технологической системой. [ 5 ] Его хронология была установлена к 1825 году, [ 6 ] и посетителей музея обучали его методам. Томсен также публиковал журнальные статьи и брошюры, в которых подчеркивал важность обстоятельств находки для последующей интерпретации и датировки. [ 7 ] Наконец, в 1836 году он опубликовал иллюстрированную монографию « Путеводитель по северной древности» , в которой описал свою хронологию вместе с комментариями о том, какие вещи в находках встречаются вместе.
Как и предыдущие антиквары, такие как Винкельман, [ 8 ] Томсен также уделял внимание стилистическому анализу, но использовал свою хронологическую структуру как доказательство того, что стилистическое развитие имело место, а не наоборот. Томсен, возможно, смог добиться своих первых успехов в развитии археологии, потому что у него был такой широкий спектр материалов для рассмотрения, состоящий из коллективных находок из большой относительно однородной культурной области. Он был первым, кто развил ее в хронологическую систему, а не в спекулятивную эволюционную модель. [ 9 ]
Томсен оказал важное влияние на последующие поколения доисториков в Скандинавии, и он преподавал свои методы археологам, таким как JJA Worsaae и Брор Эмиль Хильдебранд , а затем Оскар Монтелиус . Он также существенно повлиял и находился под влиянием современных шведских доисториков, таких как Свен Нильссон .
Книга Томсена Ledetraad til Nordisk Oldkyndighed (Руководство по скандинавской древности; 1836 г.) была опубликована на английском языке в 1848 г. Книга Ворсааэ «Первобытные древности Дании» была опубликована на английском языке в 1849 г.; эти две работы оказали большое влияние на развитие теории и практики археологии в Великобритании и США. [ 10 ]
В 1862 году он был избран членом Американского философского общества . [ 11 ]
Влияние на искусство
[ редактировать ]Вместе с Нильсом Лауритсом Хойеном Томсен оказал большое влияние на искусство Копенгагена. Он был активным членом правления влиятельного Kunstforeningen (Общества искусств) в 1830-х годах, когда число его членов и положение достигли пика. В 1839 году он был назначен инспектором Королевской коллекции живописи вместе с Нильсом Лауритсом Хойеном. Многие частные коллекционеры также консультировались с Томсеном. [ 12 ]
Библиография
[ редактировать ]- Томсен, CJ (1836) Ledetraad til Nordisk Oldkundskab ( Руководство по скандинавской древности ), опубликовано на немецком языке в 1837 году и на английском языке в 1848 году.
Ссылки
[ редактировать ]

- ^ Триггер, Б. 2006, с. 122
- ^ Триггер, Б. 2006, с. 127
- ^ Стокер 1962
- ^ Греслунд 1987:23
- ^ Греслунд 1987: 22, 28
- ^ Греслунд 1987:19
- ^ Греслунд 1987:24
- ^ Триггер 2006: 57-8
- ^ Греслунд 1987:29
- ^ Конн, Стивен (2004). Тень истории: коренные американцы и историческое сознание в девятнадцатом веке . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 137–139 .
- ^ «История участников APS» . search.amphilsoc.org . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ "Каспер Монрад: Повседневные картины. Золотой век Дании - художники и их условия. Kbhn. Forlag Кристиана Эйлерса, 1989 год. 344 страницы, богато иллюстрированные ис/б и цвета, переплет 398 датских крон" . Исторический журнал . Проверено 8 октября 2010 г.
Источники
[ редактировать ]- Конн, Стивен (2004). Тень истории: коренные американцы и историческое сознание в девятнадцатом веке , Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- Гьерлёфф, Энн Катрин. (1999). «Синт. легенды: датская археология и история XIX века», Historik Tidsskrift 99:2.
- Греслунд, Бо. (1987) Рождение доисторической хронологии. Методы датирования и системы датирования в скандинавской археологии девятнадцатого века , издательство Кембриджского университета.
- Хейзер, Роберт. (1962). «История трехвозрастной системы Томсена», Technology and Culture , Vol. 3, № 3
- Роули-Конви, Питер. (2006). «Концепция предыстории и изобретение терминов« доисторический »и« доисторический »: скандинавское происхождение, 1833–1850», Европейский журнал археологии 9:1, стр. 103–130.
- Триггер, Брюс (2006). История археологической мысли (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- Ворсаа, JJA (1866) «Карл Кристиан Рафн и Си Джей Томсен», в Ежегодниках скандинавских древностей.