Сеницид
Эту статью , возможно, придется переписать, Википедии чтобы она соответствовала стандартам качества . ( декабрь 2023 г. ) |
![]() | Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( сентябрь 2023 г. ) |
Сеницид , также известный как геронтицид или геронтоцид , представляет собой практику убийства пожилых людей . Это убийство пожилых людей можно охарактеризовать как активными, так и пассивными методами, как старческую эвтаназию или альтруистическое самопожертвование . Цель активной старческой эвтаназии – избавить род, семью или общество от бремени старого человека. Но пожилой человек может покончить с собой ( аутотаназия ) из альтруистических побуждений. [1] В случае альтруистического самопожертвования цель состоит в том, чтобы выполнить старую традицию или перестать быть обузой для клана. Оба понимаются как жертвенная смерть.
Сеницид встречается в различных культурах по всему миру и практиковался в разные периоды времени. Ниже вы найдете несколько примеров в разных культурах. Методы Сеницида коренятся в традициях и обычаях данного общества.
Терминология
[ редактировать ]Слово « сеницид » «менее известно, хотя и имеет более древнее происхождение», чем слово «геронтицид». это «настолько редкое слово, что проверка правописания в Microsoft Word подчеркивает его красным, и ему не терпится автоматически исправить слово «самоубийство». По словам историка Найла Фергюсона , [2] В статье для The Fortnightly Review африканский исследователь Гарри Джонстон впервые использовал термин «сеницид» в 1889 году. Он сообщил, что на древней Сардинии сарди считали священным долгом убивать своих пожилых родственников дубинкой или заставлять их прыгать. с высокой скалы. [3]
Различные авторы используют термины «геронтоцид» и «геронтицид» как синонимы. Максвелл [4] возможно, впервые использовал геронтицид в 1983 году. Сегодня мы находим оба термина широко используемыми; « сеницид », относящийся к культурному и ритуальному убийству стариков; и « геронтицид », относящийся к убийству или непредумышленному убийству любого пожилого человека. [5]
Сеницид в этнографии и истории
[ редактировать ]Поскольку доказательств этих убийств мало, таких как судебные протоколы или очень редкие свидетельства очевидцев, было высказано предположение, что большинство этих сообщений представляют собой пугающие мифы о жестоких практиках иностранных народов или прошлых временах. В обзоре источников по коренной Северной Америке Шульте раскритиковал качество данных, роль слухов и копирование информации, не указанное в титрах. «Это особенно прискорбно, поскольку действительно существуют некоторые положительные доказательства практики геронтоцида, которые могли бы послужить основой для серьезных исследований» (2001, стр. 25). [6] Однако сеницид можно легко обнаружить в обычае талайкоотала и по сей день в Индии . [7]
Низкая ценность и имидж старости являются источником всякого эйджизма , который может привести, особенно в глубокой старости и во времена острой необходимости к старению. [8] По словам автора Майкла Брогдена, большинство «обществ убивают пожилых людей» при определенных условиях, или, точнее: «убивает социальная группа». [9] Брогден также отметил, что очень часто в тесных семейных группах именно сын, после интенсивного обсуждения среди старейшин, совершает убийство.
Пуссе нашел в обзоре некоторых этнологических исследований или сборников (Коты, 1934; [10] Симмонс, 1945 год; [11] Гласкок, 1982 г.; [12] Максвелл/Сильверман, 1989; [13] Зюдкамп; [14] Бовуар, 1996 год. [15] ), что 162 этнические группы во всем мире практиковали сеницид (2023 г.). [5] ).
Утверждалось, что только на «нескольких идиллических пастбищах для пожилых людей» не было никакого сецида, не отраженного даже в легендах , народных сказках и сказках (см. сборник Ди Л. Эшлимана ) или в этнографических исследованиях (Брогден/Ниджхар, 2000 г. [16] ). нет широко распространенных или широко подтвержденных случаев самоубийства Среди венгров , финнов , евреев , египтян и персов . Симона де Бовуар называет другие этнические группы, такие как куна, инки и балийцы , которые имеют сильную культурную традицию уважения к своим пожилым гражданам и не имеют обширной традиции самоубийства. Есть и другие группы, в которых пожилые люди теряют престиж, но эти группы не практикуют самоубийство. К ним относятся Арандо, Чороти , Живаро , Леле , Лепча , Матако , Мяо , Менде и Занде (Бовуар, 1996) . [17] ). Что касается некоторых этнических групп, таких как алеутцы , необходимы дополнительные исследования, поскольку получены разные результаты в отношении того, практикуют ли они сеницид.
Формы сеницида
[ редактировать ]При старческой эвтаназии или принудительной эвтаназии пожилого человека активно убивают путем удушения, утопления, нанесения ударов дубинкой, стрельбы, погружения в масляную ванну, толкания или принуждения к прыжку со скалы, применения гипо- или гипермедикаментов и других методов. методы. Сенио-эвтаназия может также происходить пассивно в результате пропуска и прекращения лечения, а также в результате пренебрежения в результате оставления до смерти. В некоторых случаях сеноцид прогрессирует медленно и приводит к длительному периоду социальной смерти . Эту ситуацию в сегодняшних домах престарелых часто называют « бабушкиным свалкой ». Старый человек может альтруистически использовать либо активный, либо пассивный метод, чтобы покончить с собой, например, броситься под поезд или отравиться, или он умирает молчаливо-пассивной смертью, лежа в саванне или пещере, например, умирая психогенной смертью . Пожилой человек также может добровольно отказаться от всей еды и жидкости (ВРФФ) – также добровольно отказаться от еды и питья (ВСЕД). Это заканчивается терминальным обезвоживанием . Эмиль Дюркгейм описал тип психогенной смерти как фаталистическое самоубийство . VRFF уже был известен грекам и римлянам в древности как весьма своеобразный метод прекращения жизни, автотаназия . Греки называли метод добровольного прекращения приема пищи и жидкости kartería (выносливость), римляне inedia (отсутствие еды) (Hooff, 1990). [18] ).
Героическая смерть
[ редактировать ]Особенно характерная и альтруистическая форма жертвенной смерти или самоубийства называется «героической смертью» и известна с древности (Хофф, 2004). [19] Герой рискует своей жизнью, совершая благородные и храбрые дела. В конце концов он убивает себя ради других или ради более высокой цели.
Мотивация Сеницида
[ редактировать ]Социальные мотивы Сеницида оспариваются. Мотивации, возникающие во времена экологических трудностей и войны. Причины конфликта несколько понятны. Однако есть этнические группы, которые практикуют сеницид в первую очередь из-за социальных традиций. Внешние факторы не являются основной мотивацией. Эти общества подчеркивают социокультурные объяснения, которые придают дополнительную ценность или уникальную перспективу смерти пожилого человека. Они считают смерть пожилого человека добровольной, а свою смерть — доблестной и похвальной в данных обстоятельствах. Все случаи возникают из материальной необходимости. Современные формы сеноцида - это старческая эвтаназия через пренебрежение, отключение различных устройств жизнеобеспечения, а также недостаточное или чрезмерное применение лекарств в семейных домах или домах престарелых, которые являются более тайными. Форма альтруистического VRFF как вымирания известна как «тихий скандал» (Пуссе 2023, стр. 2). [5] )
Факторы риска и защиты
[ редактировать ]Современные общества ставят под сомнение ценность старого. Факторы риска для старшего поколения включают низкий доход, отсутствие продовольственной безопасности, религиозное безразличие, жадность потенциальных наследников и враждебность. Факторы, защищающие пожилых граждан, включают защитную семейную среду, личное богатство, чуткую семейную заботу и социальную респектабельность. Личное богатство имеет двойственный характер, оно может быть как защитным фактором, так и фактором риска. Кроме того, во многих азиатских и африканских культурах, известных своим традиционным почитанием старости, в некоторых выдающихся случаях нам приходится сталкиваться с крахом всякого уважения. [20] В Кении мы имеем сообщения о «жадных» детях, которые охотятся или убивают своих родителей, бабушек и дедушек, обвиняя их в колдовстве . «Каждый год в прибрежном регионе Кении погибают более 400 пожилых людей, причем более 1000 из них сталкиваются с угрозами смерти», — сообщил основатель центра спасения пожилых людей недалеко от Малинди . [21] В этом регионе пожилые люди, которым угрожает опасность, ищут убежища и защиты. Эту форму сеноцида или активной старческой эвтаназии можно рассматривать как геронтоцид или прямое убийство .
COVID-19 и Сеницид
[ редактировать ]Пандемия COVID-19 выявила отношение к эйджизму в политике и частной жизни, которое в значительной степени или полностью игнорирует ценность и уязвимость пожилых людей. «словом часа» Сеноубийство, связанное с пандемией, было названо Найлом Фергюсоном . [22] Обычно пандемии в первую очередь поражают детей, но коронавирус в первую очередь нацелен на пожилых людей. Их защита должна была иметь первостепенное значение с гуманитарной точки зрения. [ нужна ссылка ] В 2020 году Найл Фергюсон с надеждой заявил: «В 2020-е годы никогда не будут терпеть самоубийство, особенно в современных развитых демократиях». [23]
По культуре
[ редактировать ]Индия
[ редактировать ]В южно-индийском штате Тамил Наду незаконная практика сеницида, известная как талайкоотал , происходит, как говорят, десятки или, возможно, сотни раз в год. [24] Эта практика является незаконной в Индии. [25] [26]
Инуиты
[ редактировать ]Раньше инуиты оставляли своих стариков на льду умирать, но это случалось редко, за исключением случаев голода. Последний известный случай староубийства инуитов произошел в 1939 году. [27] [28] [29] [30]
Япония
[ редактировать ]Согласно легендам, совершался обряд под названием Убасутэ (姥捨, «оставление старухи») в далеком прошлом в Японии , когда немощного или пожилого родственника несли в гору или какое-то другое отдаленное, пустынное место и оставляли там. умереть. Однако нет никаких доказательств того, что это когда-либо было обычным обычаем. [31]
Корея
[ редактировать ]Согласно корейскому фольклору, в далеком прошлом в Корее проводилась практика под названием «Корёчжан» или «захоронение Корё». в результате чего немощная или пожилая родственница была оставлена умирать от голода. Термин «Корё» относит эту практику к династии Корё (далекое прошлое). Фольклорный элемент был связан с китайскими и японскими историями, а не с корейским происхождением, но он также был связан с существованием погребального инвентаря в обычных каменных гробницах эпохи Корё, с характерным маленьким рисовым горшком, найденным «охотниками за горшками» как свидетельство эта практика. [32]
Скандинавия
[ редактировать ]В скандинавском фольклоре аттеступа — это скала, с которой, как говорят, пожилые люди прыгали или были брошены насмерть. Хотя этот образ сохранился как городская легенда и метафора недостаточного благосостояния пожилых людей, исследователь утверждает, что такой практики никогда не существовало. [33] [34]
Сербия
[ редактировать ]Лапот — мифическая сербская практика избавления от родителей.
Древний Рим и Греция
[ редактировать ]Паркин приводит восемнадцать случаев Сеницида, которые, по мнению людей древности, имели место. [35] : 265 Из этих случаев только два произошли в греческом обществе; другой произошел в римском обществе, а остальные произошли в других культурах. Одним из примеров, который приводит Паркин, является остров Кеос в Эгейском море . Хотя существует множество различных вариаций истории Кейана, легендарная практика, возможно, началась, когда афиняне осадили остров. Пытаясь сохранить запасы продовольствия, Кейаны проголосовали за то, чтобы все люди старше 60 лет умерли самоубийством, выпив болиголов. [35] : 264 Другой случай римского сеницида произошел на острове Сардиния , где человеческие жертвы 70-летних отцов приносились их сыновьями титану Кроносу . [36]
См. также
[ редактировать ]- Эйджизм
- Альтруистическое самоубийство
- Помощь в самоубийстве
- Принудительная эвтаназия
- Бабушка сбрасывает
- матереубийство
- Отцеубийство
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Баттин, Маргарет Пабст (2009). Альтруистическое самоубийство. В: Брайант, Клифтон Д. и Пек, Деннис Л. (ред.). Энциклопедия смерти и человеческого опыта, том. 1. Таузенд-Оукс/Лондон/Нью-Дели/Сингапур: публикации Sage, 2009, стр. 32–35.
- ^ Фергюсон, Найл (23 марта 2020 г.). «Неправильное управление Западом ситуации с коронавирусом означает, что пожилые люди становятся мишенью» . Бостон Глобус . Проверено 3 декабря 2023 г.
- ^ Шипли, Джозеф Тваделл (1984). Происхождение английских слов: дискурсивный словарь индоевропейских корней. Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса.
- ^ Максвелл, Роберт и др. (1983). Мотив геронтицида. В: Соколовский, Джей (ред.). Старение и пожилые люди в третьем мире. Исследования в обществах третьего мира, том. 22, стр. 67–84. Вильямсбург: Колледж Уильяма и Мэри.
- ^ Перейти обратно: а б с Пуссе, Раймунд (2023). Сеницид и убийство старости. Запоздалый дискурс. Висбаден: Спрингер VS. ISBN 978-3-658-39497-4 (электронная книга 978-3-658-39498-1)
- ^ Шульте, Аня (2001). Геронтицид в научной фантастике и фактах. Критический обзор источников о коренных жителях Северной Америки. В: Европейский обзор американских исследований. 15:2, 2001, стр. 31–36.
- ^ Чаттерджи, Пьяли (2014). Талаикоотал. Практика эвтаназии во имя обычая. Европейский исследователь, 2014, Том. 87, вып.2, стр. 2005-2012 гг. дои : 10.13187/er.2014.87.2005
- ^ Пуссе, Раймунд (2023). Сеницид и убийство старости. Запоздалый дискурс. Висбаден: Спрингер VS. ISBN 978-3-658-39497-4 (электронная книга 978-3-658-39498-1).
- ^ Брогден, Майк (2001). Геронтицид: убийство пожилых людей. Лондон/Филадельфия: Издательство Джессики Кингсли, стр. 182–183.
- ^ Коти, Джон (1934). Лечение пожилых и больных среди коренных народов. Штутгарт: Хиршфельд.
- ^ Симмонс, Лео В. (1945). Роль пожилых людей в первобытном обществе. Нью-Хейвен.
- ^ Гласкок, Энтони П. (1982). Дряхлость и ускорение смерти. Природа возраста в обществах третьего мира. В: Сатлайв, Винсон и др. (ред.). Старение и пожилые люди в странах третьего мира. Исследования в обществах третьего мира. Том. 22, S. 1. Вильямсбург: Колледж Уильяма и Мэри.
- ^ Максвелл, Роберт / Сильверман, Филип (1989). Геронтоцид. В: Болтон, Р. (ред.). Содержание культуры: константа и варианты. Нью-Хейвен: HRAF Press.
- ^ Зюдкамп, Хорст. Запрет и статус инцеста, генерация статусного фактора. horstsuedkamp.de Проверено 25 июля 2023 г. (на немецком языке).
- ^ Бовуар, Симона де (1996). Достижение совершеннолетия. Нью-Йорк: Нортон.
- ^ Брогден, Майк/Ниджхар, Прити (2000). Преступность, насилие и пожилые люди. Калломптон: Уиллан.
- ^ Бовуар, Симона де (1996). Достижение совершеннолетия. Нью-Йорк: Нортон. ISBN 9780393314434 . (На французском языке: La Vieillesse, 1970).
- ^ Хофф, Антон ван (1990). От автотаназии к самоубийству: самоубийство в классической античности. Лондон: Рутледж.
- ^ Хофф, Антон ван (2004). Паэтус, это не больно. Альтруистическое самоубийство в греко-римском мире. В: Архивы исследований самоубийств 8/1. (Специальное издание: Альтруистическое самоубийство: от святости к терроризму), стр. 43-56.
- ^ Адинкра, Менса (2020). Границиды в Гане: исследование смертельного насилия со стороны внуков против бабушек. В: J Elder Abuse Negl. 2020; 32: стр. 275–294. дои : 10.1080/08946566.2020.1740126 .
- ^ Кейт Силале (19 июля 2021 г.). « Мои дети полны решимости убить меня»: тяжелое положение пожилых людей в Кении, обвиняемых в колдовстве» . Зенгер. Архивировано из оригинала 19 июля 2021 года . Проверено 2 мая 2024 г.
- ^ Фергюсон, Найл (20 марта 2020 г.). « Сеницид» — слово часа: Коронавирус оказывает сильное дискриминационное воздействие по возрасту» . Новая газета Цюриха . НЗЗ . Проверено 25 июля 2023 г.
- ^ [1] . В: Глобус и почта. Проверено 7 июня 2024 г.
- ^ Манье, Марк (15 января 2013 г.). «На юге Индии родственники иногда незаметно убивают своих старших» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 6 января 2019 г.
- ^ Чаттерджи, Пьяли (2014). Талайкутал. Практика эвтаназии во имя обычая. Европейский исследователь, 2014, Том. 87, вып. 2, стр. 2005–12. doi : 10.13187/er.2014.87.2005 http://www.erjournal.ru/en/archive.html?number=2014-11-25-17:54:26&journal=96
- ^ Чаттерджи, П. (2023). Талаикоотал, удар для индийского общества: социально-правовое исследование. В: Хервиг Х., Пуссе Р. (ред.) Сенизид. Спрингер В.С., Висбаден. https://doi.org/10.1007/978-3-658-42150-2_6
- ^ « Эскимосы сажали своих стариков на льдины умирать? » The Straight Dope (4 мая 2004 г.)
- ^ «Сенилицид и инвалидность среди эскимосов» Рольфа Кьельстрема в книге «Народ: Датский этнографический журнал», том 16/17 (1974/75)
- ^ «Заметки об эскимосских моделях самоубийства» Александра Х. Лейтона и Чарльза К. Хьюза в Юго-западном журнале антропологии, том 11 (1955)
- ^ Эскимосы и исследователи, 2-е изд., Венделл Х. Освальт (1999)
- ^ Япония, Иллюстрированная энциклопедия , Токио: Коданша, 1993, с. 1121 .
- ^ Хорлик, Шарлотта (2014). «Вечная связь: погребальный инвентарь Королевства Корё (918–1392 гг. Н. Э.)» . Арс Ориенталис . 44 (20220203). дои : 10.3998/ars.13441566.0044.009 .
- ^ Биргитта Оден (интервью) (29 сентября 1999 г.). «Столовая просто угол». Сегодняшние новости .
- ^ Оден, Биргитта (1996). «Семейный дом – миф или реальность?» . Скания: Журнал исторических исследований (на шведском языке). 62 (2): 221–234. ISSN 0036-5483 . Проверено 25 декабря 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б Паркин, Тим Дж. (2003). Старость в римском мире . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 9780801871283 . Проверено 16 ноября 2019 г.
- ^ Редакция (23 января 2023 г.). «Жертвоприношение стариков в древней Сардинии, между мифом и историческими следами» . Запрос онлайн (на итальянском языке) . Проверено 22 июля 2023 г.