Идлирвириссонг
Идлирвириссонг , или Ирдлирвирисиссонг — злой дух в религии инуитов инуитов Баффинова острова и гренландских .
Описание
[ редактировать ]В большинстве описаний Идлирвириссонг — женщина. [ 1 ] хотя некоторые называют Идлирвириссонга мужской пол. [ 2 ]
Идлирвириссонг — демонический злой дух. [ 2 ] [ 3 ] обычно изображается в виде клоуна, [ 4 ] с носом «завёрнутым набок». У Идлирвириссонг много собак, и вместе с ними Идлирвириссонг живет в небесном доме, где ожидает прибытия только что умершего. [ 5 ] Когда прибудет умерший, Идлирвириссонг будет танцевать, произнося « Кимитиака нексессактакпака » («Я ищу еду для своих собак»). Тела тех, кто смеется над Идлирвириссонг и ее танцем, разрежут, а кишки положат на тарелку Идлирвириссонг, называемую qengmerping, и скормят собакам. [ 5 ] [ 6 ] Те, кто не смеется, пощажены. [ 5 ]
Говорят, что Идлирвириссонг — двоюродная сестра духа Солнца, которому она противостоит. [ 2 ] [ 3 ] хотя в некоторых версиях она является двоюродной сестрой лунного духа Анингана . [ 4 ] В одной из версий, рассказанной инуитами пролива Смит , Анинган предупреждает людей не смеяться над Идлирвириссонгом. [ 6 ]
Другие версии
[ редактировать ]В других частях Гренландии она известна как Эрдлавирсиссок, «похитительница недр». На Баффиновом острове присутствует похожая фигура, известная как Улулиернан или Улиарнок. [ 7 ] [ 8 ] У Улулиернанга полая спина, а внутренности отсутствуют, и она предлагает приобретенные внутренности лунному горностаю. [ 7 ] Исследователь Кнуд Расмуссен записал историю, рассказанную Оруло, женщиной- инуиткой из Адмиралтейского залива на Баффиновом острове: [ 9 ]
...все, кто отправляется на Луну, должны остерегаться другого духа, встречи с которым на небесах невозможно избежать. Некоторые верят, что этот дух живет вместе с Луной, другие – что совсем рядом у него есть собственный дом. Этот дух, который является женщиной, называется Улиарнок («тот, что с уло », ножом, используемым женщинами), и ее особенность в том, что она всегда пытается рассмешить людей. И если они только улыбнутся, она вспорет им животы и вырвет внутренности. Она носит тунику, которая для нее слишком коротка и заканчивается заостренным капюшоном. Она вытатуировала свое лицо такими странными узорами, что едва ли можно удержаться от смеха только по этому поводу. Лунный Человек делает все возможное, чтобы не пускать ее в свой дом, но все же иногда случается, что она находит случай бросить свое блюдо на пол; блюдо, совершенно белое снизу от жира внутренностей. А затем она сама прыгает за ним, танцуя, подпрыгивая и извиваясь во всевозможных нелепых и чувственных жестах и движениях, готовая в мгновение ока наброситься на любого, кто улыбнется, и использовать свой нож. Это делается так быстро, что внутренности человека вываливаются в блюдо в тот самый момент, когда на его лице появляется малейший след улыбки. Еще труднее удержаться от того, что вокруг нее всегда находится целая толпа бледных и сморщенных мужчин, которые постоянно смеются над всем, что она делает. Это жертвы, которых она уже выпотрошила и которым не терпится увидеть, как других постигнет та же участь. Таким образом, у Лунного Человека есть свой злой Улиарнок, так же, как у Морского Духа есть Исарратаитсок, а у Духа Воздуха есть Окалорак. Однако есть одно отличие: Лунный Дух всегда предостерегает людей от Улиарнока и выгоняет ее из своего дома, когда она пытается причинить вред, тогда как два других великих духа никогда не мешают своим спутникам причинять людям зло. Поэтому Дух Луны почти во всех отношениях добрый дух, хотя даже он может быть и беспощадным. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Якобсен 1999 , стр. 143.
- ^ Jump up to: а б с Диксон-Кеннеди 1998 , с. 121.
- ^ Jump up to: а б Берланд 1996 , стр. 140.
- ^ Jump up to: а б Тернер и Коултер 2013 , «Идлирвириссонг».
- ^ Jump up to: а б с Бэйн 2016 , стр. 75.
- ^ Jump up to: а б Кребер 1900 , с. 318.
- ^ Jump up to: а б Кребер 1900 , с. 319.
- ^ Jump up to: а б Расмуссен 1929 , стр. 77.
- ^ Расмуссен 1929 , стр. 49.
Библиография
[ редактировать ]- Бэйн, Тереза (2016). Энциклопедия духов и призраков в мировой мифологии . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company, Inc., Издательства. ISBN 1-4766-6355-6 . OCLC 918874340 .
- Берланд, Котти Артур (1996). Мифология североамериканских индейцев . Нью-Йорк: Barnes & Noble Books. п. 140. ИСБН 978-0-7607-0194-2 . OCLC 662685721 .
- Диксон-Кеннеди, Майк (1998). Мифы и легенды коренных американцев: люди и места от Аризоны . Лондон: Брокгемптон Пресс. ISBN 978-1-86019-839-7 . OCLC 50267284 .
- Якобсен, Мерете Демант (1999). Шаманизм Традиционные и современные подходы к овладению духами и исцелению . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Berghahn Books, Incorporated. ISBN 978-1-78920-207-6 . OCLC 1228034378 .
- Кребер, А.Л. (1900). «Эскимосы из Смит-Саунда». Бюллетень Американского музея естественной истории . XII : 265–327.
- Расмуссен, Кнуд (1929). Отчет о пятой экспедиции Туле, 1921–24 гг.; Датская экспедиция в Арктику Северной Америки . Копенгаген: Книжный магазин Gyldendalske, Nordisk Forlag.
- Тернер, Патрисия; Коултер, Чарльз Рассел, ред. (2013). Энциклопедия древних божеств . Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781135963972 .