Солнце и луна (миф инуитов)
Солнце и Луна - это Unipkaaqtuat , история в фольклоре инуитов . Традиционное объяснение движения солнца и луны через небо заключается в том, что брат и сестра постоянно преследуют друг друга по небу. История также объясняет глятую серую внешность Луны как сажи, размазанную на его лице.
Имена
[ редактировать ]Брата чаще всего называют Анингаатом. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] В других версиях его просто называют луной ( inuktitut : ᑕᖅᑭᖅ , романизированный : taqqiq , lit. «moon»). [ 5 ] [ 6 ] Иногда его приравнивают к Tarqiup Inua . [ 7 ]
Фигура Комманни -Кличского Солнца ( Инукитут : Солнце , Ранманиза : Сикиник , Лит. Солнце; [ 5 ] [ 6 ] Гренландский : Seqineq ; [ 1 ] Natsilingmiutut : Heqineq [ 4 ] ) В других случаях ее просто называют «сестрой Анингаата». [ 3 ] [ 2 ] Счет Ханса Эгдея сообщает, что ее называют Малина или Аджут в Гренландии. [ 8 ] Гейл Уягаки Каблуна из Канады также называет ее Малину. [ 9 ]
В одной версии говорится, что их имена таккик и сициник , но они называют друг друга Анинга и Наджанга , которые являются архаичными формами адреса между братом и сестрой. [ 6 ] Другая версия называет брата Анинги и сестру Алеку (что означает «старшая сестра младшего брата»). [ 10 ] Bernard Saladin D' -Anglure дает этимологию, которую Aningaat/Aningaq означает «любимый брат», от Ani («брат», когда мужчина обращается к его сестре) и один из нескольких синонимичных суффиксов -ngaq, -ngaat, -ngaaq («Любимые "). [ 11 ]
Версии
[ редактировать ]В этой истории есть две части: часть о слепых мальчике и лунке, и часть о сестре и брате, ставших солнцем и луной.
Полные рассказы этой истории включают рассказчика Repulse Bay Рассказчика Ивалуарджука с начала 1920 -х годов, [ 1 ] Netsilik Thomas Kusugaq с 1950 года, Рассказчик [ 2 ] Рассказчик Iglook Джордж Писенак с 1986 года, [ 3 ] и рассказчик Игулулака Алексина Кубю , рассказывающий с 1999 года. [ 6 ]
Часть солнца и муна иногда рассказывается без слепых мальчиков. Такие рассказы включают учетную запись 1880 -х годов Франца Боаса о том, что, как сообщается, является версией Akudnirmiut и Oqomiut [ 12 ] и рассказ 1990 года Иглулик Рассказчик Херве Панак. [ 5 ]
Часть слепого мальчика также иногда рассказывается без солнечной и мунической части, особенно атабасканскими народами на западе и юге. [ 13 ]
Слепой мальчик и Лун
[ редактировать ]Анингаат и его сестра - сироты, живущие со своей бабушкой (в некоторых рассказах их матери [ 4 ] [ 2 ] или мачеха). [ 6 ] Брат слепой. Однажды в лагерь приходит белый медведь к окну их дома. Брат стреляет в медведя через окно, но его бабушка лжет и говорит, что он только ударил по оконной раме. Бабушка в секрете в секрете, держа мясо для себя и девушки. Мальчику дают собачье мясо и не разрешают жить в главном доме. Сестра дает своему брату медведь мясо тайно.

Брат просит свою сестру отвезти его на близлежащее озеро, где есть красные громкие марионы ( Qaqsauq ). Он стоит у озера, пока не услышит звук каяка, и голос приглашает его сесть в него. Он сидит и греет к центру озера. (В Кусугаке он говорит, что его просто приведет в озеро, без каяка). [ 2 ] Они погружены в погружение. Когда Анингаат нуждается в воздухе, они всплывают на всплеск. После выхода в эфир они снова ныряют. Незнакомец спрашивает, может ли он увидеть. Это повторяется несколько раз: они ныряют, незнакомец спрашивает мальчика, может ли он увидеть. Незнакомец облизывает глаза мальчика (деталь не в версии Иварджука) [ 1 ] И они снова ныряют. Каждый раз, когда мальчик может видеть немного больше, и к концу он больше не слепой. Незнакомец - тупик (деталь не в версии Каппиана). [ 3 ]
Возвращаясь домой, Анингаат спрашивает свою бабушку о медведе, которую он теперь может увидеть. Она лжет, говоря, что получила это от людей, которые посетили в Умиаке .
Теперь, когда он может видеть, мальчик делает гарпун и использует его с белыми китами, проходящими по берегу. Однажды его бабушка охотится на китов с ним, служит якорем для линии гарпуна. Она говорит ему, чтобы он гарпун на самом маленьком ките, но он предназначен самым большим. Большой кит втягивает ее в воду, она снова всплывает, а затем исчезает под водой. (В версии Каппиана она становится нарвала, ее волосы становятся рогом). [ 3 ]
Анингаат и его сестра переезжают в новый лагерь. Там, получая воду, сестра подвергается нападению. Брат спасает ее. Он исцеляет ее, затем они переходят в новый лагерь.
Они переезжают в новый лагерь, населенный людьми, которым не хватает гениталий или анопоклеток. Тем не менее, оба братья и сестры выходят замуж за людей из этой группы, и сестра забеременеет и рожает.
Солнце и Луна
[ редактировать ]Эта версия очень похожа на версию слепого мальчика, но охватывает только конец истории, начиная с нападения в темноте.
Во время праздника кто -то входит в жилище сестры, погашивает ее лампу Qulliq , и либо ласкает ее, либо лжет с ней. Зная, что это случится снова, она ставит саму на лицо. Ее посетитель снова приходит, на этот раз наносит сажи на себя. Когда он уходит, она следует. Смех исходит от общего каджика , где происходит праздник. Она идет и видит. Люди смеются над Анингаатом, потому что у него на лице сажи. Опустошенная этим, она отрезает грудь (просто разоблачая ее в Каппиане) [ 3 ] и предлагает ему это, сказав ему съесть его, если ему так нравится ее тело. (Немного о груди не в рассказе Кусугака). [ 2 ] Загоняется. Оба несут факелы, но брат выходит. Погоня поднимается на небеса, где они становятся солнцем и луной, все еще преследуя друг друга.
Третья версия
[ редактировать ]Кнуд Расмуссен сообщает историю Paallirmiut от рассказчика по имени Кибкарджук. Это отличается от других с согласованной, взаимной взаимосвязи между инкурентоудаленными братьями и сестрами. Он по -прежнему включает в себя ключевые элементы братьев и сестер, становящихся солнцем и луной, солнечная факела пылает, в то время как лунный факел - только угли. [ 14 ]
Визуальное искусство
[ редактировать ]- В 1908 году Фрэнк Уилберт Стоукс нарисовал роспись на северной стене Эскимо -Зала Американского музея естественной истории, изображающей «концепцию художника о мифе эскимосных« Солнца и Луны ».
- Victoria Mamnguqsualuk сделала несколько ксилографии Linocut, изображающие виньетки из этой истории:
- Брат Мун и сестра солнце . 1982.
- Сестры, поднимаются . 2001. [ Примечание 1 ]
- Греки 20 (201). Коврик
Художник описывает его как феминистскую переосмысление истории. Он изображает только богиню Солнца и не пострадала, освещая Qulliq с таквутом .
Смотрите также
[ редактировать ]- First Sunrise , ритуал, который был вдохновлен мифом
- Брат и сестра, которые стали солнцем и луной , корейской истории
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Ivaluardjuk 1929 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Кумс в 1979 году .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Cappianaq 1998
- ^ Jump up to: а беременный в Опубликовано 1931 .
- ^ Jump up to: а беременный в Paniaq 1998
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Кубу 1999 .
- ^ О и Ариме 1969 , с. 114
- ^ Egede 1818 .
- ^ Jump up to: а беременный Брокер 2021 года .
- ^ Nâlungiaq 1931 .
- ^ Saladin D' -Anglure 2018 , с. 324.
- ^ Хорошо 1888 .
- ^ Мишер 2013 .
- ^ Kibkârjuk 1930 .
Рассказы о сказке
[ редактировать ]- Версии, поставленные рассказчиком
- Расмуссен, Кнуд . Отчет Пятой экспедиции Туле 1921–24 . Копенгаген: Книжный магазин Gyldendalske, Nordic Publishing House.
- Ivaluardjuk (1929) [опрошен, 1921]. «Как впервые появился лунный дух» . Интеллектуальная культура эскимосов иглуликов . Тол. 7. С. 77–81 - через интернет -архив .
- Kibkârjuk (1930). «Солнце и луна» . Наблюдения за интеллектуальной культурой эскимосов Карибу . Тол. 7. С. 79–80 - через интернет -архив .
- Nâlungiaq (1931). «Сказка о солнцем и луне» . Netsilik Eskimos: социальная жизнь и духовная культура . Тол. 8. С. 232–236 - через интернет -архив .
- Икинилик (1931) [Интервью весной 1923]. «Солнце и луна» . Netsilik Eskimos: социальная жизнь и духовная культура . Тол. 8. С. 524–526 - через интернет -архив .
- Кусугак, Томас (1979) [Интервью зимой "Анангаат " Inuit unipkaaqtuat pingasunarvinilit восемь [ мифов инуитов Спалдинг, Алекс. Музей человека Mercury Series. Оттава: Университет Оттавы Пресс. Стр. 33–50 - через интернет -архив
- Макдональд, Джон (1998). Арктическое небо: астрономия инуитов, звездные знания и легенда . ТОРАНТО: Королевский музей Онтарио. ISBN 0-88854-427-8 .
- Kappianaq, George (1998) [опрошены в декабре 1986 года]. «Солнце и луна» . Арктическое небо . С. 211–218 - через интернет -архив .
- Paniaq, Hervé (1998) [Интервью с марта 1990 г.]. «Солнце и луна» . Арктическое небо . С. 219–220 - через интернет -архив .
- Кубю, Алексина (1999). "Анингагик" [брат и сестра легенды]. Интервьюирование старейшин инуитов (PDF) . Накасук, Саулу; Paniaq, Hervé; Ootoova, Elisapee ; Angmaalik, Pauloosie. Тол. 1: Введение. Нунавут Арктический колледж . С. 162–181. ISBN 1-896-204-317 Полем Архивировано из оригинала (PDF) 16 апреля 2020 года.
- Каблуна, Гейл Уягаки (20 октября 2021 г.). «Как я решил продолжить художественное наследие моей семьи» . Инуитское искусство ежеквартально . Архивировано из оригинала 5 июля 2022 года.
- Невозможные версии
- Эгде, Ганс (1818). «Астрономия гренландцев, или их мысли, касающиеся солнца, луны, звезд и планет». Описание Гренландии . Лондон: напечатано для T. & J. Allman. п. 206 - через проект Гутенберг .
- Боас, Франц (1888). «Торнайт и Ангакут». Центральный эскимо . Шестой ежегодный отчет Бюро этнологии Секретарю Смитсоновского учреждения, 1884–1885, Правительственная типография. С. 597–598 - через проект Гутенберг .
Стипендия
[ редактировать ]- Мишлер, Крейг (2013). Слепой и тупик: история сказки . Линкольн: Университет Небраски Пресс. ISBN 9780803239821 - через интернет -архив .
- Nungak, Zebedeee; Арима, Юджин (1969). Unikatuat [ Eskimo Stories Оттава: Национальные музеи Канады - через интернет -архив
- Saladin d'Englure, Бернард (2018). «Глава 4: Инцестуозный лунный брат преследует сестру солнца». Истории инуитов о бытии и возрождении: пол, шаманизм и третий пол (PDF) . Виннипег: Университет Манитобы Пресс. doi : 10.1515/9780887555596-025 . ISBN 9780887558306 Полем Архивировано из оригинала (PDF) 2 апреля 2024 года.