Глупость
Тупилак слоговом ( тупилак или тупилак в письме Инуктитут , множественное число тубилат [ 1 ] ) [ 2 ] [ 3 ] это монстр или резьба по монстру.
В религии инуитов , особенно в Гренландии , тупилак представлял собой монстра-мстителя, созданного ангаккуком ( практиком колдовства или шаманизма ) с использованием различных предметов, таких как части животных (кости, кожа, волосы, сухожилия и т. д.) [ 3 ] и даже части, взятые из трупов детей. Существу дали жизнь ритуальные песнопения. Затем его отправили в море для поиска и уничтожения конкретного врага.
Использование тупилака считалось рискованным, поскольку, если бы его послали уничтожить кого-то, кто обладал большей магической силой, чем тот, кто его создал, его можно было бы отправить обратно, чтобы вместо этого убить своего создателя. [ 4 ] хотя создатель тупилака мог уйти, публично признавшись в содеянном. [ 5 ]
Поскольку тупилак изготавливался тайно, в изолированных местах и из скоропортящихся материалов, ни один из них не сохранился. Первые европейские посетители Гренландии, очарованные местными легендами, жаждали увидеть, как выглядит тупилак, поэтому инуиты начали вырезать его изображения из зубов кашалота .
Сегодня тупилак самых разных форм и размеров вырезается из различных материалов, таких как нарвала и моржа бивни , дерево и рога карибу . Они являются важной частью искусства гренландских инуитов и высоко ценятся как предметы коллекционирования.
Публичность против секретности
[ редактировать ]Изготовление тупилака чаще всего начиналось ночью, в тайне. Ангаккук с костями, из (шаман) надевал свою парку или анорак задом наперед, закрывая лицо капюшоном, и вступал в сексуальный контакт которых сделан тупилак, напевая и распевая во время всего процесса, который мог занять несколько дней. [ 3 ] Миф гласит, что изготовление тупилака было рискованным для его самого создателя, если нападавший заставил его отскочить: в этом случае единственным спасением было публичное признание. [ 3 ] [ 4 ] В магические последствия ситуаций сокрытия и нейтрализующий эффект публичного признания верили и в некоторых других сферах жизни, таким образом, это пример более общей темы секретности и публичности. [ 6 ]
Сокрытие
[ редактировать ]Считалось, что сокрытие или секретность создают магические последствия в нескольких сферах жизни:
- Скрытый выкидыш или детоубийство могут породить монстра по имени аннгиак . [ 7 ]
- Скрытое нарушение табу может нанести вред обществу. [ 6 ]
- Секретность была также предпосылкой функционирования так называемых формул (текстов или песен, используемых как обереги или заклинания в случае опасности, нужды, охоты и в практических бытовых ситуациях). [ 8 ] [ 9 ]
Нейтрализующий эффект публичной исповеди
[ редактировать ]Сокрытие рассматривалось как предварительная подготовка к нескольким магическим эффектам. Если это будет нарушено, непреднамеренно или намеренно, эффект может потерять свою силу.
- Ангаккуит в некоторых группах разрешил последствия нарушения табу, добившись публичного признания нарушителя. [ 10 ]
- Считалось, что животные, убитые во время охоты, имеют душу так же, как и люди, и были предприняты усилия, чтобы доставить удовольствие и избежать мести охотящихся животных. [ 11 ] Первое убийство маленького мальчика «нейтрализовывалось» публичным ритуалом, в ходе которого каждый взрослый член сообщества должен был сделать надрез на голове дичи или съесть ее кусок. Таким образом, считалось, что участие общественности и общин в опасных действиях уменьшает и нейтрализует опасность. [ 12 ]
Значения одного и того же термина в различных культурах инуитов.
[ редактировать ]Многие культуры инуитов имели и продолжают иметь концепции, схожие с тупилаком. [ 13 ] Эти варианты различались: некоторые из них были искусственными объектами, призрачными существами или душами, преследующими живых; в некоторых культурах инуитов понятия, связанные с тупилаком, рассматривались исключительно ангаккуком.
Отдаленные группы, такие как Киваллирмиут , Гренландские Инуиты , Иглулингмиутские Инуиты и Медные Инуиты , знали концепцию тупилак, [ 14 ] но детали отличались:
Иглу
[ редактировать ]Тупилак был невидимым призраком. Только ангаккук мог это заметить. Это была душа умершего человека, которая стала беспокойной из-за нарушения какого-то табу на смерть. Это отпугнуло дичь подальше от окрестностей. Таким образом, ангаккуку пришлось помочь, отпугнув его ножом. [ 15 ]
Хорошие
[ редактировать ]Тупилак также был невидимым существом. Как и тупилак иглуликов, ангаккук был единственным, кто мог это видеть. Это было химероподобное существо с человеческой головой и частями тела разных видов животных. Это было опасно, оно могло напасть на поселение. Затем ангаккуку пришлось сразиться с ним и поглотить его с помощью своих духов-помощников. [ 15 ]
Гренландия
[ редактировать ]Тупилак проявлялся в физическом объекте, созданном человеком. Это было сделано людьми во вред своим врагам. Это была вещь, похожая на марионетку, но считалось, что она обладает магической силой над жертвой. Он мог быть сделан из смешанных частей мертвых животных и мертвых детей. [ 15 ]
Люди
[ редактировать ]Для медных инуитов (инуиннаитов) тупилак, записываемый , был подобен дьяволу христианства . тупилак [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шульц, Мартин (2 ноября 2021 г.). «Тупилиат» . Полярный журнал . Проверено 11 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Охокак, Гвен; Кадлун, Марго; Харнум, Бетти (27 марта 2014 г.). Агулалик, Гвен (ред.). Английский словарь Арктический колледж Севера п. 92 . Получено 13 августа.
- ^ Перейти обратно: а б с д Эрлих, Гретель (2001). Этот холодный рай: Семь сезонов в Гренландии . Случайный дом. стр. 33–34, 341. ISBN. 978-0-679-75852-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Клейван и Зонне 1985: 23; Табличка XLIII, XLV
- ^ Клейван и Зонне 1985: 23, 10.
- ^ Перейти обратно: а б Клейван и Зонне 1985: 10
- ^ Клейван и Зонне 1985: 14–15.
- ^ Клейван и Зонне 1985: 9–10.
- ^ Расмуссен 1927 : 136–137 (= 206, 209 в PDF)
- ^ Клейван и Зонне 1985: 26, 28.
- ^ Берч и Форман 1988: 96.
- ^ Клейван и Зонне 1985: 16
- ^ Клейван и Зонне 1985: 2
- ^ Клейван и Зонне 1985: 22–23.
- ^ Перейти обратно: а б с Клейван и Зонне 1985: 23
Библиография
[ редактировать ]- Берч, Эрнест С. (младший); Форман, Вернер (1988). Эскимосы . Норман, ОК: Университет Оклахомы Пресс. ISBN 0-8061-2126-2 .
- Клейван, Инге; Б. Зонне (1985). Эскимосы: Гренландия и Канада. Иконография религий, Раздел VIII, «Народы Арктики», выпуск 2. Лейден, Нидерланды: Институт религиозной иконографии • Государственный университет Гронингена. Э. Дж. Брилл. ISBN 90-04-07160-1 .
- Расмуссен, Кнуд (1927). По Арктической Америке . Нью-Йорк • Лондон: сыновья Г.П. Патнэма.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Расмуссен, Кнуд (в собрании) (1921). Эскимосские народные сказки (PDF) . отредактировано и переведено на английский язык У. Ворстером с иллюстрациями местных эскимосских художников. Лондон • Копенгаген: Гильдендал.
- Расмуссен, Кнуд (1927). По Арктической Америке . Нью-Йорк • Лондон: сыновья Г.П. Патнэма.