Никифор I Константинопольский
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2018 г. ) |
Никифор Константинопольский | |
---|---|
Вселенский Патриарх Константинопольский | |
Рожденный | в. 758 Константинополь (современный Стамбул , Турция ) |
Умер | Константинополь (современный Стамбул , Турция ) | 5 апреля 828 г.
Почитается в | Римско-католическая церковь ; Восточная Православная Церковь |
Праздник | 13 марта, 2 июня |
Никифор I или Никифор I ( греч . Νικηφόρος; ок. 758 – 5 апреля 828) был византийским писателем и патриархом Константинополя с 12 апреля 806 г. по 13 марта 815 г. [ 1 ] [ 2 ]
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в Константинополе в семье Феодора и Евдокии в строго православной семье, пострадавшей от раннего иконоборчества . Его отец Феодор, один из секретарей императора Константина V , был подвергнут бичеванию и сослан в Никею за ревностную поддержку иконопочитателей , а сын унаследовал религиозные убеждения отца. Тем не менее он поступил на службу Империи, стал секретарем кабинета министров ( асекретис ) и при Ирине принял участие в синоде 787 года в качестве имперского комиссара. Затем он удалился в один из монастырей , которые он основал на восточном берегу Босфора , пока не был назначен директором крупнейшего приюта для обездоленных в Константинополе ок. 802.
После смерти патриарха Константинопольского Тарасия , хотя он был еще мирянином , по желанию императора был избран патриархом ( Пасха , 12 апреля 806 г.). Неканонический выбор встретил сопротивление со стороны строго клерикальной партии студитов , и это сопротивление переросло в открытый разрыв, когда Никифор, в других отношениях очень жесткий моралист, показал себя уступчивым воле императора, восстановив в должности отлученного от церкви священника Иосифа.
После тщетных богословских споров в декабре 814 г. последовали личные оскорбления. Никифор сначала ответил на его отстранение от должности отлучением от церкви, но в конце концов был вынужден поддаться силе и был доставлен в один из основанных им монастырей, Ту Агафу , а затем в тот, который назывался Ту Агиу Феодору . Отсюда он вел литературную полемику за дело иконопочитателей против синода 815 года . По случаю смены императоров, в 820 г., он был выдвинут кандидатом в патриархат и по крайней мере добился обещания веротерпимости.
Он скончался в монастыре святого Феодора ( Hgiou Theodorou ), почитаемого как духовник . [ 3 ] Его останки были торжественно привезены в Константинополь Мефодием I Константинопольским 13 марта 847 года и захоронены в церкви Святых Апостолов , где они ежегодно были объектом императорского поклонения. Его праздник празднуется в этот день как в Греческой, так и в Римской Церкви; Греки также отмечают 2 июня как день его смерти.
Работает
[ редактировать ]По сравнению с Феодором Студийским Никифор предстает другом примирения, образованным в патристике , более склонным к обороне, чем к наступлению, и обладателем сравнительно целомудренного и простого стиля. Он был мягок в своих церковных и монашеских правилах и беспристрастен в исторической трактовке периода с 602 по 769 год ( Historia syntomos, breviarium ). Он использовал хронику Траяна Патриция , но сознательно предпочел не называть источник, чтобы приобщиться к исторической традиции Теофилакта Симокатты. [ 4 ] [ 5 ] «Краткая история» тематически сосредоточена на должностях императора и патриарха. [ 6 ] Никифор пытался спасти репутацию патриархата, критикуя патриархов-иконоборцев за подчинение императору, а не за то, что они были иконоборцами. [ 7 ] Ираклиос был идеальным императором в плане Никифора из-за того, как он работал вместе с патриархом Сергием, а также из-за того, как Сергий помог защитить Константинополь от аваров в 626 году, а также из-за способности патриарха дисциплинировать императора за его брак с его племянницей Мартиной. Неспособность Ираклия прислушаться к совету египетского патриарха в конечном итоге привела к арабскому завоеванию Египта. [ 8 ]
Его таблицы всеобщей истории, «Хронография» или «Chronographikon Syntomon» , в расширенных и продолженных отрывках, пользовались большой популярностью у византийцев, а также распространялись за пределами Империи в латинском варианте Анастасия Библиотекария , а также в славянском переводе. « Хронография» предлагает универсальную историю от времен Адама и Евы до его собственного времени. канонический каталог (который не включает Откровение Иоанна К нему он приложил ). За каталогом принятых книг Ветхого и Нового Заветов следуют антилегомены ( в том числе Откровение ) и апокрифы . Рядом с каждой книгой указан счет ее строк, его стихометрия , по которой мы можем сравнить принятые нами тексты и судить, сколько всего добавлено или опущено. Это особенно полезно для апокрифов, от которых сохранились лишь фрагментарные тексты.
Основными произведениями Никифора являются три сочинения, посвященные иконоборчеству :
- Apologeticus major , составленный, вероятно, до 814 года, пояснительный труд для мирян относительно традиции и первой фазы иконоборческого движения;
- Apologeticus major с тремя Antirretici против Мамона - Константином Копронимом, полная догматика веры в образы, с исчерпывающим обсуждением и опровержением всех возражений, высказанных в противоположных сочинениях, а также почерпнутых из сочинений отцов ;
- Третья из этих более крупных работ представляет собой опровержение иконоборческого синода 815 г. (изд. Серрюи, Париж, 1904 г.).
Никифор следует путем Иоанна Дамаскина . Его заслугой является тщательность, с которой он проследил литературные и традиционные доказательства, а его подробные опровержения полезны для знания важных текстов, представленных его оппонентами и частично взятых из древней церковной литературы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Св. Никифор . „ Патриарх Константинопольский, 806-815, р. около 758; д. 2 июня 829 г. ».
- ^ Пол Дж. Александр, Патриарх Константинопольский Никифор . Издательство Оксфордского университета, 1958.
- ^ «Мученики и исповедники», Православная Церковь в Америке.
- ^ Тредголд, Уоррен (2011). «Траян Патриций, Никифор и Феофан». В Бумажнов Дмитрий.; Грипеу, Эммануэла; Моряки, Тимоти Б.; Тёпель, Александр (ред.). Библия, Византия и христианский Восток: Праздничный сборник Стивена Геро к его 65-летию . Лувен: Питерс. стр. 589–621.
- ^ Марьянович, Драголюб (2018). Создание воспоминаний в Византии конца VIII века: Краткая история Никифора Константинопольского . Амстердам: Издательство Амстердамского университета. стр. 65–70.
- ^ Марьянович, Создание воспоминаний в Византии конца 8-го века , 122–26.
- ^ Марьянович, Создание воспоминаний в Византии конца 8-го века , 208–14.
- ^ Марьянович, Создание воспоминаний в Византии конца 8-го века , 122–47.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Развитие канона Нового Завета: Стихометрия Никифора
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Святой Никифор ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.