Jump to content

Халдейская католическая епархия Салмаса

На протяжении большей части девятнадцатого и двадцатого веков район Салмас на северо-западе Ирана был архиепархией Халдейской католической церкви , ныне являющейся частью Халдейской католической архиепархии Урмии .

Ранняя история

[ редактировать ]

В восточно-сирийской традиции мученичество апостола Варфоломея традиционно относят к Салмасу. Хотя восточно-сирийские христиане в районе Салмаса проживали, по крайней мере, еще в седьмом веке, о Салмасе не слышали как о резиденции восточно-сирийского епископа до 1281 года, когда его епископ Джозеф присутствовал на интронизации Мара Ябаллахи III .

Церковь деревни Чара Салмасского района была построена в 1360 году на средства Мара Слибы, вероятно, епископа Салмасского. [ 1 ] Название Слиба было принято в более поздний период епископами Джилу , округа, с которым Салмас был связан в шестнадцатом веке.

В районе Салмаса проживали как несториане, так и армянские христиане, и примерно в конце тринадцатого века здесь жили как несторианские, так и армянские епископы. В течение пятнадцатого века на Салмас было назначено несколько латинских епископов , хотя, возможно, они были только титулярными епископами. Похоже, что до XVI века дожило только несторианское епископство.

Католическое и несторианское соперничество в районе Салмас

[ редактировать ]

Безымянный епископ Салмасский был одним из трех оставшихся несторианских епископов в 1551 году. Салмас внесен в список Абдишо с суфражистами в «Баумаре» (очевидно , IV Марона в 1562 году как столичная кафедра деревне на равнине Салмаса), «Скиабатане». ' (возможно, Шапат, район Шемсдина) и 'Вастхам' (возможно, Вастан на берегу озера Ван ). говорилось В письме Абдишо , что эти и другие епископства находились на персидской территории.

Патриарх Шем IX Денхи ранее был митрополитом Салмаса, Серта и Джилу. Удивительно обнаружить, что эти широко разделенные районы связаны между собой, но нет никаких оснований сомневаться в том, что название было дано правильно. Возможно, что митрополит отвечал за общину беженцев из Джилу, видимо, проживавшую в Персии , а не за сам округ Джилу.

Митрополит Салмасский по имени Иосиф был одним из тех, кто подписал письмо Сима IX Денхи от 1580 года к папе Григорию XIII , и предположительно был рукоположен своим предшественником вскоре после того, как стал патриархом. [ 2 ] Митрополит Иосиф Салмасский также упоминается в отчете 1607 года. [ 3 ]

Епископ Абдишо . («Сервиесус» ) из Салмаса («Салми») указан среди иерархии Элии VII (1591-1617) в отчете 1610 года вместе с епископом Ишо яхбом «земли Персии» , зависимый от патриарха Сима на X. [ 4 ]

Ишо Яхб , «архиепископ Персии», был одним из епископов, к которым обратился Петр Строцца в письме 1614 года, и, возможно, был епископом Салмаса, поскольку это имя позже стало традиционным. [ 5 ]

епископ Католический по имени Авраам, прозванный епископом Ведонфоресом («епископ юрисдикции Персии»), возможно, епископ Салмасский, присутствовал на синоде Амида в 1615 году.

Район Салмас попал под сильное халдейское влияние в конце шестнадцатого и первой половине семнадцатого века, когда Салмас был резиденцией патриархов Сима на IX Денхе (1580–1600) и Сима на X (1600–38). ). По словам Фьея, Шем XI (1638–1656 гг.), Шем XII (1656–62) и Шем XIII Денха (1662–1700) также проводили большую часть своего времени в Салмасе.

Трудно определить епископскую преемственность в Салмасской епархии в конце XVII и XVIII веках. Согласно Тфиндкджи, Салмас вернулся к несторианству между 1640 и 1710 годами, а католическими митрополитами Салмаса между 1709 и 1833 годами были Ишо Яхб (1709–52), Ишо Яхб Шем он (1777–93) и Ишо Яхб Йоханнан Габриэль. (1795–1833). Фий принял даты первого из этих митрополитов, добавил еще одного митрополита перед Ишо Шемоном , яхбом которого также звали Ишо Шемон , который умер в 1777 году, и правильно указал дату смерти Ишо яхб Шемона яхб как 1789 год. ряд ссылок в рукописных колофонах и других источниках позволяют дополнить рассказ Фии.

Митрополит Салмасский по имени Ишо яхб из Хосровы упоминается вместе с патриархом Симом на XIII Денхе (1662–1700) в формулах датировки рукописей 1667, 1678 и 1686 годов. [ 6 ] Поскольку Сим на XIII вежливо отверг предложение Ватикана в 1670 году, вполне вероятно, что Ишо Яхб был несторианским епископом, и его следует отличать от католического епископа с таким же именем, засвидетельствованного в 1709 году.

По словам Тфинкджи, «несториане Персии» написали амидскому патриарху Иосифу II в 1709 году, чтобы заверить его в своей приверженности католической вере и в своей зависимости от руководства Мар Ишо Яхба , католического епископа Салмаса. Даты правления этого Мар Ишо Яхба , судя по всему, были даны Тфинкджи и Фиеем в 1709–1752 годах, потому что митрополит с таким же именем бежал «из-за разрушения его епархии Оз Бегом» в деревню Седух недалеко от Серта в 1751 г., «где он долго оставался». Бегство Ишо Яхба в халдейскую деревню Седух убедительно свидетельствует о том, что он был католическим епископом, зависимым от Иосифа III , и поэтому вполне вероятно, что этих двух мужчин следует идентифицировать.

«Метрополит Саламаста» по имени Абдишо не упомянутый ни Тфинкджи , , ни Фиеем, был писцом рукописи 1716 года, а в 1734 году Хидр Мосулский ссылался на неназванного митрополита Салмаса, а также Абдишо на из епископа безымянный см. в округе Урми , возможно, Салмас. Если католический епископ Ишо Яхб был митрополитом Салмасским между 1709 и 1751 годами, то Абдишо предположительно был несторианским епископом , зависимым от патриарха Сима на XIV Шлемуне (1700–40).

Католицизм был принесен в Хосрову в восемнадцатом веке, согласно сообщению, цитируемому Хорнусом, юношей по имени Ефрем из Амида , который позже был рукоположен в священники и чья автобиография хранилась в соборе в Хосрове до тех пор, пока она не была разрушена во время Первой мировой войны. Мировая война. по-видимому, произошел в последней четверти восемнадцатого века благодаря усилиям митрополита Ишо Йахб Шемона Решающий переход к католицизму , (1777–89), который вступил в общение с католической линией Иосифа в Амиде. взяв с собой большинство восточно-сирийцев региона. Во время своего правления он проживал в Хосрове. Судя по его надгробию на кладбище Хосрова, он умер 10 апреля 1789 года, его отца звали Гиваргис. В его эпитафии говорилось, что он «проповедовал и распространял веру Римской церкви в стране персов Адарбайган». [ 7 ]

Епископы Халдейской архиепархии Салмаса

[ редактировать ]

Ишо яхб Шемон на посту митрополита Салмасского в 1795 году сменил Ишо яхб Иша йа Йоханнан Габриэль (или Джон Гуриэль ), который был рукоположен в епископа в Багдаде 8 ноября 1795 года Йоханнаном Хормиздом . Его назначению сопротивлялась партия в округе Салмас, которая хотела своим епископом священника Исаака, племянника покойного митрополита Яхба Шемона . Ишо Они отправили Исаака к несторианскому патриарху Симу XVI Йоханнана, который посвятил его в епископа Салмаса в Кудшанисе , дав ему имя Ишо Йахб Мелхиседек. В конце концов, после обращения Йоханнана Хормизда к персидским властям, Ишо Яхб Габриэль смог утвердить свою власть и управлять своей епархией без сопротивления. Йоханнан Гуриэль умер 15 июля 1833 г. (или 13 июля 1832 г. по другим источникам). В последние годы своего правления халдейский епископ Петр Шавриз, рукоположенный в сан Серта в 1801 году, проживал в округе Салмас, где и умер в 1831 году.

Преемником Гавриила стал его старый соперник Ишо Йахб Мелхиседек. Возможно, из-за привязанности, с которой к нему относились многие халдеи Салмаса, халдейские власти сочли целесообразным привлечь его на свою сторону, и он был рукоположен в митрополита Салмаса Йоханнаном Хормиздом в 1833 году и оставался на этом посту до своей смерти 1833 года. 23 августа 1859 г. Согласно эпитафии на его надгробии на кладбище Хосрова, он был сыном Ишо` Брат Яхба Шемона , священник Исаак, который умер в 1800 году и был прозван «митрополитом Салмасом и администратором Адарбайгана».

Возможно, из-за его предыдущей связи с несторианским патриархом, но главным образом потому, что он был уже пожилым, Мелхиседеку была оказана помощь в выполнении его епископских обязанностей. Будущий патриарх Николай Зайя , , был рукоположен в выдающийся воспитанник Коллегии Пропаганды епископа «Адарбайгана» и епископа-соадьютора с правом преемства в 1836 году Йоханнаном Хормиздом. Практически он руководил делами епархии. Шил встретил его в Дилмане в 1836 году и упомянул, что учился в Колледже пропаганды пятнадцать лет.

После того как Николай Зайя стал патриархом в 1839 году, Мелхиседек, похоже, временно остался без присмотра, но в 1848 году на епархию был рукоположен второй соадьютор, Гиваргис Августин Баршина. Он родился в Хосрове в 1814 году и получил образование в колледже пропаганды, и был рукоположен в священники в Риме в 1841 году, взяв имя Гиваргис. Он был посвящен в Салмас 11 июля 1848 года патриархом Жозефом VI Аудо , взяв имя Августин. После смерти Мелхиседека в 1859 году он сменил его на посту митрополита Салмасского и оставался на этом посту до своей смерти в 1889 году.

В 1894 году его сменил Исаак Яхбаллаха Худабахаш, который родился 18 октября 1859 года в Хосрове, получил образование в колледже пропаганды и рукоположил в священники 28 февраля 1887 года. Будучи священником, он привлек внимание во время «спора Салмаса» 1894 г. из-за владения рядом церквей в округе, что втянуло в себя несторианство. и халдейские церкви, католические, англиканские и американские миссионеры , а также консульские представители Франции и Великобритании . [ 8 ] Он присутствовал на синоде Алкоша в октябре 1894 года в качестве назначенного епископа Салмаса и был рукоположен вместе с Джозефом Элией Хайятом, назначенным епископом Амадии , Йоханнаном Элией Меллусом 11 ноября 1894 года. После по крайней мере еще одного столкновения с законом. он ушел в отставку в 1908 году и удалился в Каир , где впоследствии стал патриархальным викарием халдейской общины.

В 1910 году Исаака сменил Питер Азиз , который родился в Мосуле 6 апреля 1866 года, получил образование в колледже пропаганды и рукоположен в священники в 1890 году. С 1894 по 1897 год он был директором патриаршей семинарии в Мосуле и между 1897 и 1910 годами хорепископский и патриарший викарий халдейской общины Алеппо. Он был выбран для Салмаса 25 января 1910 года и рукоположен в Мосуле патриархом Эммануилом II Фомой В 1918 году он участвовал в похоронах убитого несторианского патриарха Шема 15 августа 1910 года . в XIX Вениамине . он был переведен в епархию Захо В 1928 году .

После его ухода халдейская епархия Урми , вакантная после окончания Первой мировой войны , стала митрополией и в 1930 году была объединена с кафедрой Салмаса. Первым митрополитом новой кафедры стал Исаак Яхбаллаха Худабахаш, вернувшийся из Каира. , умерший в 1940 году. Его преемниками были Абель Зайа 1940–51 ), Зайа ( Дашто (1951–72), Сэмюэл Шориз (1974–83) и Томас Мерам (с 1983).

Топографическая съемка

[ редактировать ]

Район Салмас , по крайней мере, еще в тринадцатом веке, был населен как армянскими , так и восточно-сирийскими христианами, причем армяне преобладали. Большое количество армян эмигрировало в 1828 году, и к середине девятнадцатого века община теряла свое былое господство. Деревня Гулизан , например, изначально была армянской деревней, но была заброшена в начале девятнадцатого века и к 1855 году была захвачена халдейскими христианами, которые использовали ее старую армянскую церковь (Чаллае). Накануне Первой мировой войны эти две общины были примерно одинакового размера. В 1913 году восточно-сирийские христиане округа Салмас, в основном халдеи, насчитывали чуть более 10 000 человек и жили в 12 деревнях; в 1908 г. в 23 деревнях проживало около 10 000 армян. Главным армянским селом в районе был Хафтван (����������������), в котором также проживала халдейская община.

В 1850 году в Халдейской архиепископии Салмас проживало 150 семей (Барсук); 2000 халдеев в 1854 г. (Чаллае); 8000 халдеев в 1867 г. (Мартин); 10 000 халдеев в 1896 г. (Шабо); и 10 460 халдеев с 24 священниками и 12 церквями в 1913 г. (Тфинкджи). Хотя Ула внесена в список халдейской деревни в 1913 году, в несколько более ранний период большинство ее жителей были лояльны кудшанисским патриархам (она была включена в Кудшанисскую епархию Анзеля ), и как изолированный традиционалистский бастион в районе Салмас в Девятнадцатый век был известен как «верная деревня» среди сторонников Восточной Сирии в регионе Урми. Из-за своей географической близости в состав халдейской епархии Салмаса также входила деревня Гавилан , на крайнем севере округа Анзель , в которой проживала значительная католическая община.

Халдейские общины в Салмасской архиепархии, 1913 г.

Юэль Бааба в недавно опубликованной двуязычной книге упоминает несколько других деревень в районе Салмас с восточно-сирийским населением: Баларур, Карилан , Коламар, Конашар , Койсан и Малхам . «Коламар» Баабы, возможно, следует отождествлять с «Куилаваром» Тфинкджи. [ 9 ]

На карте «Ассирийцы Ирана» , созданной ассирийской общиной в США и предположительно основанной на памяти общины, также перечислены деревни Ага Исмаил , Ахраван, Ахтахана , Калашан , Паинджуко , Савра и Юрашанлуй . Некоторые из этих деревень не упоминаются ни в одном другом источнике.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Дюваль, Надписи , 39–52.
  2. ^ Джамиль , Подлинные отношения , 90.
  3. ^ Джамиль , Подлинные отношения , 514.
  4. ^ Джамиль , Подлинные отношения , 114.
  5. ^ Джамиль , Подлинные отношения , 129.
  6. ^ MSS Афины Сыр 1801 (18 марта 1667 г.), Ленинград Сыр 67 (3 апреля 1678 г.) и Асфальг Сыр 29 (5 июля 1686 г.)
  7. ^ Хорнус, Раппорт , 297.
  8. ^ Коакли, Церковь Востока , 179–85.
  9. Бааба, родина ассирийцев , 41 (английский), 58 (сирийский)
  • Бааба, Юэль А., Ассирийская родина перед Первой мировой войной (Аламо, Калифорния, 2009 г.)
  • Дюваль Р., «Сирийские надписи из Саламы в Персии», Journal Asiatique , (1885), 39–62.
  • Фий, Жан Морис (1993). Для Oriens Christianus Novus: Справочник восточно- и западно-сирийских епархий . Бейрут: Институт Востока. ISBN  9783515057189 .
  • Хорнус, Ж.-М., «Мемуары о нынешнем состоянии и будущем католической религии, а также лазаристских и протестантских миссий в Персии, написанные графом Шалле, французским консулом в Эрзеруне» ( Cahiers d'Etudes Chrétiennes Orientales 8-9 für 1970/73 ), Action Chrétienne en Orient, Страсбург o. Дж., 79ф. 85ф. 102–109. 148.
  • Тфинкджи, Дж. (1914). «Халдейская католическая церковь тогда и сейчас». Папский католический справочник (17): 449–525.
  • Уилмшерст, Дэвид (2000). Церковная организация Церкви Востока, 1318–1913 гг . Лувен: Издательство Peeters. ISBN  9789042908765 .
  • Уилмшерст, Дэвид (2011). Церковь-мученичка: История Церкви Востока . Лондон: East & West Publishing Limited. ISBN  9781907318047 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9961cdf625c982a8482701d5d7034633__1718315940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/99/33/9961cdf625c982a8482701d5d7034633.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chaldean Catholic Eparchy of Salmas - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)