Халдейская католическая епархия Салмаса
На протяжении большей части девятнадцатого и двадцатого веков район Салмас на северо-западе Ирана был архиепархией Халдейской католической церкви , ныне являющейся частью Халдейской католической архиепархии Урмии .
Ранняя история
[ редактировать ]В восточно-сирийской традиции мученичество апостола Варфоломея традиционно относят к Салмасу. Хотя восточно-сирийские христиане в районе Салмаса проживали, по крайней мере, еще в седьмом веке, о Салмасе не слышали как о резиденции восточно-сирийского епископа до 1281 года, когда его епископ Джозеф присутствовал на интронизации Мара Ябаллахи III .
Церковь деревни Чара Салмасского района была построена в 1360 году на средства Мара Слибы, вероятно, епископа Салмасского. [ 1 ] Название Слиба было принято в более поздний период епископами Джилу , округа, с которым Салмас был связан в шестнадцатом веке.
В районе Салмаса проживали как несториане, так и армянские христиане, и примерно в конце тринадцатого века здесь жили как несторианские, так и армянские епископы. В течение пятнадцатого века на Салмас было назначено несколько латинских епископов , хотя, возможно, они были только титулярными епископами. Похоже, что до XVI века дожило только несторианское епископство.
Католическое и несторианское соперничество в районе Салмас
[ редактировать ]Безымянный епископ Салмасский был одним из трех оставшихся несторианских епископов в 1551 году. Салмас внесен в список Абдишо с суфражистами в «Баумаре» (очевидно , IV Марона в 1562 году как столичная кафедра деревне на равнине Салмаса), «Скиабатане». ' (возможно, Шапат, район Шемсдина) и 'Вастхам' (возможно, Вастан на берегу озера Ван ). говорилось В письме Абдишо , что эти и другие епископства находились на персидской территории.
Патриарх Шем IX Денхи ранее был митрополитом Салмаса, Серта и Джилу. Удивительно обнаружить, что эти широко разделенные районы связаны между собой, но нет никаких оснований сомневаться в том, что название было дано правильно. Возможно, что митрополит отвечал за общину беженцев из Джилу, видимо, проживавшую в Персии , а не за сам округ Джилу.
Митрополит Салмасский по имени Иосиф был одним из тех, кто подписал письмо Сима IX Денхи от 1580 года к папе Григорию XIII , и предположительно был рукоположен своим предшественником вскоре после того, как стал патриархом. [ 2 ] Митрополит Иосиф Салмасский также упоминается в отчете 1607 года. [ 3 ]
Епископ Абдишо . («Сервиесус» ) из Салмаса («Салми») указан среди иерархии Элии VII (1591-1617) в отчете 1610 года вместе с епископом Ишо яхбом «земли Персии» , зависимый от патриарха Сима на X. [ 4 ]
Ишо Яхб , «архиепископ Персии», был одним из епископов, к которым обратился Петр Строцца в письме 1614 года, и, возможно, был епископом Салмаса, поскольку это имя позже стало традиционным. [ 5 ]
епископ Католический по имени Авраам, прозванный епископом Ведонфоресом («епископ юрисдикции Персии»), возможно, епископ Салмасский, присутствовал на синоде Амида в 1615 году.
Район Салмас попал под сильное халдейское влияние в конце шестнадцатого и первой половине семнадцатого века, когда Салмас был резиденцией патриархов Сима на IX Денхе (1580–1600) и Сима на X (1600–38). ). По словам Фьея, Шем XI (1638–1656 гг.), Шем XII (1656–62) и Шем XIII Денха (1662–1700) также проводили большую часть своего времени в Салмасе.
Трудно определить епископскую преемственность в Салмасской епархии в конце XVII и XVIII веках. Согласно Тфиндкджи, Салмас вернулся к несторианству между 1640 и 1710 годами, а католическими митрополитами Салмаса между 1709 и 1833 годами были Ишо Яхб (1709–52), Ишо Яхб Шем он (1777–93) и Ишо Яхб Йоханнан Габриэль. (1795–1833). Фий принял даты первого из этих митрополитов, добавил еще одного митрополита перед Ишо Шемоном , яхбом которого также звали Ишо Шемон , который умер в 1777 году, и правильно указал дату смерти Ишо яхб Шемона яхб как 1789 год. ряд ссылок в рукописных колофонах и других источниках позволяют дополнить рассказ Фии.
Митрополит Салмасский по имени Ишо яхб из Хосровы упоминается вместе с патриархом Симом на XIII Денхе (1662–1700) в формулах датировки рукописей 1667, 1678 и 1686 годов. [ 6 ] Поскольку Сим на XIII вежливо отверг предложение Ватикана в 1670 году, вполне вероятно, что Ишо Яхб был несторианским епископом, и его следует отличать от католического епископа с таким же именем, засвидетельствованного в 1709 году.
По словам Тфинкджи, «несториане Персии» написали амидскому патриарху Иосифу II в 1709 году, чтобы заверить его в своей приверженности католической вере и в своей зависимости от руководства Мар Ишо Яхба , католического епископа Салмаса. Даты правления этого Мар Ишо Яхба , судя по всему, были даны Тфинкджи и Фиеем в 1709–1752 годах, потому что митрополит с таким же именем бежал «из-за разрушения его епархии Оз Бегом» в деревню Седух недалеко от Серта в 1751 г., «где он долго оставался». Бегство Ишо Яхба в халдейскую деревню Седух убедительно свидетельствует о том, что он был католическим епископом, зависимым от Иосифа III , и поэтому вполне вероятно, что этих двух мужчин следует идентифицировать.
«Метрополит Саламаста» по имени Абдишо не упомянутый ни Тфинкджи , , ни Фиеем, был писцом рукописи 1716 года, а в 1734 году Хидр Мосулский ссылался на неназванного митрополита Салмаса, а также Абдишо на из епископа безымянный см. в округе Урми , возможно, Салмас. Если католический епископ Ишо Яхб был митрополитом Салмасским между 1709 и 1751 годами, то Абдишо предположительно был несторианским епископом , зависимым от патриарха Сима на XIV Шлемуне (1700–40).
Католицизм был принесен в Хосрову в восемнадцатом веке, согласно сообщению, цитируемому Хорнусом, юношей по имени Ефрем из Амида , который позже был рукоположен в священники и чья автобиография хранилась в соборе в Хосрове до тех пор, пока она не была разрушена во время Первой мировой войны. Мировая война. по-видимому, произошел в последней четверти восемнадцатого века благодаря усилиям митрополита Ишо Йахб Шемона Решающий переход к католицизму , (1777–89), который вступил в общение с католической линией Иосифа в Амиде. взяв с собой большинство восточно-сирийцев региона. Во время своего правления он проживал в Хосрове. Судя по его надгробию на кладбище Хосрова, он умер 10 апреля 1789 года, его отца звали Гиваргис. В его эпитафии говорилось, что он «проповедовал и распространял веру Римской церкви в стране персов Адарбайган». [ 7 ]
Епископы Халдейской архиепархии Салмаса
[ редактировать ]Ишо яхб Шемон на посту митрополита Салмасского в 1795 году сменил Ишо яхб Иша йа Йоханнан Габриэль (или Джон Гуриэль ), который был рукоположен в епископа в Багдаде 8 ноября 1795 года Йоханнаном Хормиздом . Его назначению сопротивлялась партия в округе Салмас, которая хотела своим епископом священника Исаака, племянника покойного митрополита Яхба Шемона . Ишо Они отправили Исаака к несторианскому патриарху Симу XVI Йоханнана, который посвятил его в епископа Салмаса в Кудшанисе , дав ему имя Ишо Йахб Мелхиседек. В конце концов, после обращения Йоханнана Хормизда к персидским властям, Ишо Яхб Габриэль смог утвердить свою власть и управлять своей епархией без сопротивления. Йоханнан Гуриэль умер 15 июля 1833 г. (или 13 июля 1832 г. по другим источникам). В последние годы своего правления халдейский епископ Петр Шавриз, рукоположенный в сан Серта в 1801 году, проживал в округе Салмас, где и умер в 1831 году.
Преемником Гавриила стал его старый соперник Ишо Йахб Мелхиседек. Возможно, из-за привязанности, с которой к нему относились многие халдеи Салмаса, халдейские власти сочли целесообразным привлечь его на свою сторону, и он был рукоположен в митрополита Салмаса Йоханнаном Хормиздом в 1833 году и оставался на этом посту до своей смерти 1833 года. 23 августа 1859 г. Согласно эпитафии на его надгробии на кладбище Хосрова, он был сыном Ишо` Брат Яхба Шемона , священник Исаак, который умер в 1800 году и был прозван «митрополитом Салмасом и администратором Адарбайгана».
Возможно, из-за его предыдущей связи с несторианским патриархом, но главным образом потому, что он был уже пожилым, Мелхиседеку была оказана помощь в выполнении его епископских обязанностей. Будущий патриарх Николай Зайя , , был рукоположен в выдающийся воспитанник Коллегии Пропаганды епископа «Адарбайгана» и епископа-соадьютора с правом преемства в 1836 году Йоханнаном Хормиздом. Практически он руководил делами епархии. Шил встретил его в Дилмане в 1836 году и упомянул, что учился в Колледже пропаганды пятнадцать лет.
После того как Николай Зайя стал патриархом в 1839 году, Мелхиседек, похоже, временно остался без присмотра, но в 1848 году на епархию был рукоположен второй соадьютор, Гиваргис Августин Баршина. Он родился в Хосрове в 1814 году и получил образование в колледже пропаганды, и был рукоположен в священники в Риме в 1841 году, взяв имя Гиваргис. Он был посвящен в Салмас 11 июля 1848 года патриархом Жозефом VI Аудо , взяв имя Августин. После смерти Мелхиседека в 1859 году он сменил его на посту митрополита Салмасского и оставался на этом посту до своей смерти в 1889 году.
В 1894 году его сменил Исаак Яхбаллаха Худабахаш, который родился 18 октября 1859 года в Хосрове, получил образование в колледже пропаганды и рукоположил в священники 28 февраля 1887 года. Будучи священником, он привлек внимание во время «спора Салмаса» 1894 г. из-за владения рядом церквей в округе, что втянуло в себя несторианство. и халдейские церкви, католические, англиканские и американские миссионеры , а также консульские представители Франции и Великобритании . [ 8 ] Он присутствовал на синоде Алкоша в октябре 1894 года в качестве назначенного епископа Салмаса и был рукоположен вместе с Джозефом Элией Хайятом, назначенным епископом Амадии , Йоханнаном Элией Меллусом 11 ноября 1894 года. После по крайней мере еще одного столкновения с законом. он ушел в отставку в 1908 году и удалился в Каир , где впоследствии стал патриархальным викарием халдейской общины.
В 1910 году Исаака сменил Питер Азиз , который родился в Мосуле 6 апреля 1866 года, получил образование в колледже пропаганды и рукоположен в священники в 1890 году. С 1894 по 1897 год он был директором патриаршей семинарии в Мосуле и между 1897 и 1910 годами хорепископский и патриарший викарий халдейской общины Алеппо. Он был выбран для Салмаса 25 января 1910 года и рукоположен в Мосуле патриархом Эммануилом II Фомой В 1918 году он участвовал в похоронах убитого несторианского патриарха Шема 15 августа 1910 года . в XIX Вениамине . он был переведен в епархию Захо В 1928 году .
После его ухода халдейская епархия Урми , вакантная после окончания Первой мировой войны , стала митрополией и в 1930 году была объединена с кафедрой Салмаса. Первым митрополитом новой кафедры стал Исаак Яхбаллаха Худабахаш, вернувшийся из Каира. , умерший в 1940 году. Его преемниками были Абель Зайа 1940–51 ), Зайа ( Дашто (1951–72), Сэмюэл Шориз (1974–83) и Томас Мерам (с 1983).
Топографическая съемка
[ редактировать ]Район Салмас , по крайней мере, еще в тринадцатом веке, был населен как армянскими , так и восточно-сирийскими христианами, причем армяне преобладали. Большое количество армян эмигрировало в 1828 году, и к середине девятнадцатого века община теряла свое былое господство. Деревня Гулизан , например, изначально была армянской деревней, но была заброшена в начале девятнадцатого века и к 1855 году была захвачена халдейскими христианами, которые использовали ее старую армянскую церковь (Чаллае). Накануне Первой мировой войны эти две общины были примерно одинакового размера. В 1913 году восточно-сирийские христиане округа Салмас, в основном халдеи, насчитывали чуть более 10 000 человек и жили в 12 деревнях; в 1908 г. в 23 деревнях проживало около 10 000 армян. Главным армянским селом в районе был Хафтван (����������������), в котором также проживала халдейская община.
В 1850 году в Халдейской архиепископии Салмас проживало 150 семей (Барсук); 2000 халдеев в 1854 г. (Чаллае); 8000 халдеев в 1867 г. (Мартин); 10 000 халдеев в 1896 г. (Шабо); и 10 460 халдеев с 24 священниками и 12 церквями в 1913 г. (Тфинкджи). Хотя Ула внесена в список халдейской деревни в 1913 году, в несколько более ранний период большинство ее жителей были лояльны кудшанисским патриархам (она была включена в Кудшанисскую епархию Анзеля ), и как изолированный традиционалистский бастион в районе Салмас в Девятнадцатый век был известен как «верная деревня» среди сторонников Восточной Сирии в регионе Урми. Из-за своей географической близости в состав халдейской епархии Салмаса также входила деревня Гавилан , на крайнем севере округа Анзель , в которой проживала значительная католическая община.
Халдейские общины в Салмасской архиепархии, 1913 г.
|
|
Юэль Бааба в недавно опубликованной двуязычной книге упоминает несколько других деревень в районе Салмас с восточно-сирийским населением: Баларур, Карилан , Коламар, Конашар , Койсан и Малхам . «Коламар» Баабы, возможно, следует отождествлять с «Куилаваром» Тфинкджи. [ 9 ]
На карте «Ассирийцы Ирана» , созданной ассирийской общиной в США и предположительно основанной на памяти общины, также перечислены деревни Ага Исмаил , Ахраван, Ахтахана , Калашан , Паинджуко , Савра и Юрашанлуй . Некоторые из этих деревень не упоминаются ни в одном другом источнике.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дюваль, Надписи , 39–52.
- ^ Джамиль , Подлинные отношения , 90.
- ^ Джамиль , Подлинные отношения , 514.
- ^ Джамиль , Подлинные отношения , 114.
- ^ Джамиль , Подлинные отношения , 129.
- ^ MSS Афины Сыр 1801 (18 марта 1667 г.), Ленинград Сыр 67 (3 апреля 1678 г.) и Асфальг Сыр 29 (5 июля 1686 г.)
- ^ Хорнус, Раппорт , 297.
- ^ Коакли, Церковь Востока , 179–85.
- ↑ Бааба, родина ассирийцев , 41 (английский), 58 (сирийский)
Ссылки
[ редактировать ]- Бааба, Юэль А., Ассирийская родина перед Первой мировой войной (Аламо, Калифорния, 2009 г.)
- Дюваль Р., «Сирийские надписи из Саламы в Персии», Journal Asiatique , (1885), 39–62.
- Фий, Жан Морис (1993). Для Oriens Christianus Novus: Справочник восточно- и западно-сирийских епархий . Бейрут: Институт Востока. ISBN 9783515057189 .
- Хорнус, Ж.-М., «Мемуары о нынешнем состоянии и будущем католической религии, а также лазаристских и протестантских миссий в Персии, написанные графом Шалле, французским консулом в Эрзеруне» ( Cahiers d'Etudes Chrétiennes Orientales 8-9 für 1970/73 ), Action Chrétienne en Orient, Страсбург o. Дж., 79ф. 85ф. 102–109. 148.
- Тфинкджи, Дж. (1914). «Халдейская католическая церковь тогда и сейчас». Папский католический справочник (17): 449–525.
- Уилмшерст, Дэвид (2000). Церковная организация Церкви Востока, 1318–1913 гг . Лувен: Издательство Peeters. ISBN 9789042908765 .
- Уилмшерст, Дэвид (2011). Церковь-мученичка: История Церкви Востока . Лондон: East & West Publishing Limited. ISBN 9781907318047 .