Николай I Зая
Николай I Зая | |
---|---|
Патриарх Вавилона Халдейского | |
Церковь | Халдейская католическая церковь |
Архиепископия | Вавилон |
Видеть | Вавилон Халдеев |
Установлено | 1839 |
Срок закончился | Май 1847 г. |
Предшественник | Йоханнан Хормизд |
Преемник | Джозеф VI Аудо |
Заказы | |
Посвящение | 1836 ( епископ ) Йоханнан Хормизд |
Личные данные | |
Рожденный | Николай Зая |
Умер | 1855 Хосрова |
Резиденция | Ирак |
Мар Николай I Зая (или Зайа . или Йоханнана Эшаа йа мосульских ) был патриархом Халдейской католической церкви с 1839 по 1847 год. Он сменил на этом посту VIII Хормизда , последнего из патриархов , который проследил свое происхождение от Элии VI (1558–1591) ), и его возвышение положило конец четырем столетиям наследственной преемственности по линии Элии. После Ватикан воцарения Зайиа попытался исправить злоупотребления внутри Халдейской церкви, но его вмешательству оказали решительное сопротивление несколько халдейских епископов. В результате недолгое правление Зайиа сопровождалось одним кризисом за другим. В 1846 году, после того как Ватикан явно не смог поддержать его в борьбе с его непокорными епископами, он отказался от патриархата и удалился в свой родной город Хосрова, где и умер в 1855 году. Его преемником стал Иосиф VI Аудо , один из его самых решительных противников.
Ранние годы
[ редактировать ]Зайа Салмаса родился в Хосрове ( сирийский : в ��������������������), деревне недалеко от регионе Урмия в Персии . В юности он несколько лет учился в Колледже пропаганды в Риме . По словам миссионера Шейла, встретившего его в Дилмане в 1836 году, Зайа учился в Пропаганде пятнадцать лет и был выдающимся ученым. [ 1 ]
Он был рукоположен в священники ок. 1830 г., а в 1836 г. был рукоположен епископа-соадьютора Салмаса в халдейским патриархом Йоханнаном Хормиздом . [ 2 ]
Наследование патриархата
[ редактировать ]13 октября 1837 года, сознавая, что жить ему осталось недолго, Йоханнан Ормизд назначил соадьютором и «хранителем престола» Григория Петера ди Натале, митрополита Газарты , предположительно с намерением лишить своего племянника Элию патриаршего сана. Однако он не пообещал преемственность своему коадъютору, и буллой от 25 сентября 1838 года Ватикан назначил Николаса Зая коадьютором Йоханнана с правом наследования. Основная причина вмешательства Ватикана заключалась в том, чтобы гарантировать, что принцип наследственности, впервые введенный в Церковь Востока в пятнадцатом веке, не будет играть никакой роли в выборе следующего патриарха. В булле упоминалась растущая немощь Йоханнана Хормизда и желательность избежать неудобств и вреда, если патриархат внезапно освободится. Будучи персом по происхождению, Зайа мог претендовать на защиту иностранных консулов в Турции . Он также получил образование в отделе пропаганды, и можно было надеяться, что после смерти Йоханнана он будет лояльно проводить политику Ватикана. [ 3 ] Булла о назначении прибыла в Мосул после смерти Йоханнана Ормизда, таким образом, Николай Зайша стал патриархом в 1839 году и был утвержден Папой 27 апреля 1840 года.
Халдейские митрополиты Лаврент Шоа из Киркука , Василий Асмар из , разгневанные тем , что ними с Амида, Джозеф Аудо из Амадии и Михаил Каттула из Серта не посоветовались при выборе преемника Йоханнана Хормизда, встретились весной 1839 года в попытались избрать одного из своего числа патриархом, но не смогли договориться. Тем временем Зайша сохранил поддержку апостольского викария Ватикана Лорана Триоша и митрополита Григория Петера ди Натале, который написал в Ватикан письмо, осуждающее поведение других епископов и требующее недвусмысленной поддержки нового патриарха. Ватикан подтвердил преемственность Зайи 27 апреля 1840 года и приказал халдейским епископам подчиняться ему. [ 4 ]
Патриархат
[ редактировать ]Поскольку способ его преемственности вызывал недовольство большей части халдейской иерархии, Николай I Зайша на протяжении всего своего короткого правления имел ограниченный контроль над своими епископами. Он начал с того, что приказал Джозефу Аудо покинуть Амид и отправиться в Амадию , чтобы он мог должным образом управлять своей столичной провинцией, но в конце концов согласился позволить ему проживать в Алькоше . Ему также, как и его предшественнику, пришлось считаться с непримиримостью монахов монастыря Раббан Хормизд , а друзья патриарха позже говорили, что он бы закрыл монастырь, если бы осмелился. Вместо этого он разрешил 45 пожилым монахам, в том числе священнику Михаилу, уйти на покой и начать мирскую жизнь. Этот косвенный подход настолько сократил количество монахов, что впоследствии монастырь потерял большую часть своего прежнего влияния. [ 5 ]
В 1843 году, после того как несторианский патриарх Шем XVII Авраама (1820–1861) отказался присоединиться к курдской экспедиции против Амадии , курдские эмиры Нуралла-хан и Бедр-хан-бек напали на горных несториан региона Хаккари на востоке Турции с при попустительстве османских властей. Курды вторглись в районы Тияри, Валто и Дез, разграбили несторианский город Ашита и сожгли большинство деревень. Около 10 000 мужчин из общей численности населения около 50 000 в этих трех округах были убиты, а многие женщины и дети были уведены курдами в плен. Пожилую мать Мар Шемона изнасиловали , а затем обезглавили, а труп ее убийцы бросили в Заб . Те, кто пережил резню, включая самого патриарха, укрылись в Мосуле. [ 6 ]
Нападение курдов на горских несториан имело косвенные последствия для Халдейской церкви. В начале 1843 года попытка Зайиа реформировать церковный календарь , приняв западную дату Пасхи , вызвала сильное негодование среди мосульских халдеев и спровоцировала движение, в котором англиканский миссионер Джордж Перси Бэджер был замешан , с целью свергнуть его и заменить он с племянником Йоханнана Хормизда Элией. Элия не желал оспаривать власть патриарха, и противники Зайи вместо этого обратились к несторианскому патриарху Симу на XVII Аврааме, тогда беженцу в Мосуле, убеждая его самому предъявить права на патриархат. Зайша поддерживавшие его и французские миссионеры энергично жаловались турецким властям и написали письмо в британское посольство в Константинополе с протестом против вмешательства Бэджера. Турецкое правительство поначалу не хотело вмешиваться из-за неоднозначного статуса Зайаа как гражданина Персии, и Зайа в конце концов направил свое дело в Константинополь, где под влиянием французского посольства он получил фирман, признающий Халдейскую церковь отдельным просом и признающий его патриархом. Англиканская миссия была выведена из Мосула, а Бэджер с позором вернулся в Англию. [ 7 ]
После своего возвращения из Константинополя в 1845 году Зайя сделал все возможное, чтобы подорвать влияние старой патриархальной семьи. Мар Элии не разрешили выполнять свои епископские функции, а монахам монастыря Раббан Хормизд было предложено претендовать на ряд участков собственности вокруг Алкоша, которые, возможно, когда-то принадлежали монастырю, но в течение многих лет считались собственностью патриархальная семья. Французский консул поддержал эти претензии, и спорные земли были переданы монастырю. По словам Бэджера, «двести пятьдесят человек были лишены своего имущества и доведены до нищеты благодаря этому совместному агентству». Бэджер убедил британского консула вмешаться, и часть собственности в конечном итоге была возвращена прежним владельцам. [ 8 ]
Отставка и смерть
[ редактировать ]Интриги против Зайиа продолжались и в 1846 году. Его оппоненты обвиняли его в растрате церковных средств, которые он на самом деле использовал для восстановления монастыря Мар-Гиваргис недалеко от Мосула, и распространяли слухи, «которые обычно считались необоснованными», согласно Барсук за аморальное поведение. В результате власти Ватикана вызвали его в Рим для расследования этих обвинений. Он отказался подчиниться призыву и уехал из Мосула в родное село Хосрова, где в мае 1847 года сложил с себя полномочия патриарха. [ 8 ] Он оставался в Хосрове до своей смерти в 1855 году. [ 9 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Шейл, Путешествие по Курдистану , 54–55.
- ^ Уилмшерст, EOCE , 198, 313 и 740.
- ^ Джамиль, Подлинные отношения , 400–1.
- ^ Барсук, несториане , т.е. 168
- ^ Барсук , несториане , т.е. 168
- ^ Барсук, несториане , т.е. 270–1
- ^ Барсук, несториане , т.е. 169–70
- ^ Jump up to: а б Барсук, несториане , т.е. 171–2
- ^ Фией, POCN , 39; Уилмшерст, EOCE , 740
Ссылки
[ редактировать ]- Бэджер, Джордж Перси (1852). Несториане и их ритуалы с рассказом о миссии в Месопотамию и Кордистан в 1842–1844 годах (два тома) . Издательство Кессинджер. ISBN 978-1-4179-4675-4 .
- Фий, Жан Морис (1993). Для Oriens Christianus Novus: Справочник восточно- и западно-сирийских епархий . Бейрут: Институт Востока. ISBN 9783515057189 .
- Фрейзи, Чарльз А. (2006) [1983]. Католики и султаны: Церковь и Османская империя 1453-1923 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521027007 .
- Джамиль, Самуэль (1902). Подлинные отношения между Апостольским Престолом и Церковью восточных ассирийцев или халдеев . Рим: Эрманно Лешер.
- Хорнус, Ж.-М., «Мемуары о нынешнем состоянии и будущем католической религии, а также лазаристских и протестантских миссий в Персии, написанные графом Шалле, французским консулом в Эрзеруне» ( Cahiers d'Etudes Chrétiennes Orientales 8-9 für 1970/73 ), Action Chrétienne en Orient, Страсбург o. Дж., 79ф. 85ф. 102-109. 148.
- Тфинкджи, Дж. (1914). «Халдейская католическая церковь тогда и сейчас». Папский католический справочник (17): 449–525.
- Уилмшерст, Дэвид (2000). Церковная организация Церкви Востока, 1318–1913 гг . Лувен: Издательство Peeters. ISBN 9789042908765 .
- «Патриарший престол Вавилона» . GCatholic.org . Проверено 1 февраля 2009 г.