Джилу
Джилу — район, расположенный в регионе Хаккари в верхней Месопотамии на территории современной Турции .До 1915 года Джилу был домом для ассирийцев , а также меньшинства курдов . было 20 ассирийских деревень В этом округе . Территория традиционно была разделена на Большой и Малый Джилу, а также Иштазин, каждый со своим Маликом и состоявший из ряда ассирийских деревень. Летом 1915 года, во время ассирийского геноцида , Джилу был окружен и атакован турецкими войсками и соседними курдскими племенами под предводительством Аги Суту из Орамара. Сейчас он расположен в районе Ешилташа, Юксекова .
После непродолжительной борьбы за сохранение своих позиций ассирийские граждане Джилу были вынуждены бежать в Салмас в Иране вместе с другими беженцами из нагорья Хаккари. Сегодня их потомки живут по всему миру, включая Ирак , Сирию , Иран , Ливан , Россию , США , Канаду , Австралию и Европу . В сирийской провинции Хасака есть две деревни, Тель-Горан и Абу-Тина , основанные в 1935 году беженцами Джилу из Ирака на берегах реки Хабур .
География и природа
[ редактировать ]В районе Джилу находится второй по высоте горный массив в Турции, хребет Джило-Сат, который является восточным продолжением гор Тавр . Самая высокая вершина хребта Джило-Сат — Тура-Джелу (также известная как Джило-даги, максимальная высота 4168 м), с вершины которой можно увидеть даже город Мосул в Ираке. Южные склоны массива покрыты широколиственными лесами (в основном дубовыми), а северные склоны покрыты степями и кустарниковыми зарослями, где жители Джилу и Диза летом пасли свои стада. Среди животных, изобилующих в этих горах, есть медведи, леопарды, волки, лисы, серны , дикие козы и овисы (дикие овцы), которых существует три разновидности. Также много птиц, особенно крупная желтая куропатка и красноногая разновидность. [1]
История
[ редактировать ]О дохристианской истории Джилу известно немногое из-за его недоступности и нестабильности, что ограничивает любые формы полевых работ, хотя доисторические наскальные рисунки были найдены в долине Геварук недалеко от Саца и на плато Тирисин. Они были датированы 10 000 лет назад. [2]
Согласно «Деяниям святого Мари» , именно его ученик святой Цомис был первым, кто принес христианство в регион Гавара и Зозан (включая Джилу) в I веке нашей эры. В тексте также упоминается, что он принял мученическую смерть где-то в Равнина Гавар, недалеко от Джилу, и что позже на месте его захоронения была построена церковь. Действительно, древняя церковь в деревне Джилу Сат (современный Икияка) посвящена Святой Марии и является единственной церковью в регионе Хаккари или северном Ираке, которая, как исторически известно, существовала. Мари также было именем одного из первых епископов этого региона. Он был среди тех, кто подписал акты синода католикоса Мар Дадишо в 424 году нашей эры. [3]
В неопубликованном до сих пор тексте Деяний святого Маммеса Кесарийского , жившего в III веке нашей эры, также указывается, что он отправился в деревню Орамар (современная Даглыджа ), где построил церковь, известную сегодня как Эль-Ахмар. Килисеси. Церковь в Орамаре, посвященная его ученику Св. Даниилу, теперь является деревенской мечетью. Впоследствии считается, что святая Азиза, по общему мнению, ученица Мара Авгина , прибыла в Джилу в IV веке нашей эры и основала монастырь в деревне Зерини. Самая ранняя сохранившаяся рукопись из района Джилу была скопирована в этом монастыре и датируется 3/1212. [4]
В районе Джилу также находится одна из старейших церквей региона, основанная святым Зайей и его учеником святым Тавором в 427 году нашей эры. Согласно житию святого, Джилу в то время был центром королевства Джилам-Джилу, и проектом строительства церкви руководил его король Балак, сын короля Зурака. Эта церковь на протяжении многих веков была собором митрополита Джилуского епископа Мар Саргиса. Большинство древних церквей Джилу все еще стоят, несмотря на то, что они были заброшены и находились в состоянии упадка вот уже почти столетие.
V век, Церковь восточного происхождения.
[ редактировать ]Район Джилу также играл важную роль в истории Церкви Востока с раннего периода. На синоде католикоса Мара Исаака в 410 году нашей эры Бет-Бгаш, расположенный в деревне Джилу Бе-Багше, был утвержден в качестве суфражистской епархии церковной провинции Адиабене . [5] Будущий Католикос-Патриарх Тимофей I , влиятельная фигура в миссионерском движении Церкви Востока, стал епископом Бет-Бгаша около 770 года нашей эры после выхода на пенсию своего пожилого дяди Гиваргиса и оставался в епархии до своего избрания Католикосом. -Патриарх в 780 году нашей эры. Хотя он уроженец Хазы недалеко от Эрбиля , традиционно считается, что его семья происходила из Джилу. [6]
15 век, разрушение и возрождение
[ редактировать ]В 1448 году район Джилу был разграблен Кара-Коюнлу , и многие из его деревень оставались заброшенными более века. [4] Вероятно, именно поэтому в колофоне рукописи, переписанной в 1490 году в Бе-Силиме в округе Баз, упоминается только митрополит Мосулский. Обычно Баз входил либо в епархию Бет-Бгаш, либо в Джилу. [7]
Большинство беженцев из Джилу бежали в ассирийские районы соседнего Ирана. Доказательством этого является включение Джилу в титул митрополита Саламского около 1552 года и копирование рукописи в деревне Назе к северу от Урмии в 1563 году священником Павлом Орамаром. Кроме того, многие халдейские семьи в регионе Урмия ведут свое происхождение от поселенцев родом из Джилу. Среди наиболее известных - семья Малек-Йонан из Геогтапы, происходящая от вождя Джилу, основавшего деревню в 16 веке. Он также построил там церковь, посвященную святому Зайе, которую он обложил камнями, привезенными из первоначальной церкви в Джилу.
Позже, в 16 веке, многие жители Джилу вернулись, чтобы восстановить свои дома и церкви. Жители Зерини нашли церковь Св. Азизы в руинах и, восстановив ее, приобрели текст легенды о святом из города Бахдида на Ниневийских равнинах . [8]
16-17 века
[ редактировать ]С XVI века, а вероятно, и раньше, село Мата д-Умра д-Мар Зайа было резиденцией митрополита-епископа Церкви Востока . В епархию этого митрополита входили районы Хаккари Джилу, Баз , Тхума , Чал (современный Чукурча ), Сал и Рекан.
Первое историческое упоминание о епархии Джилу относится к 1580 году, когда митрополит Джилу, Сиирта и Саламаса был возведен в патриархат Халдейской католической церкви как Мар Шимон IX Динха (1580-1600). В том же году новый патриарх рукоположил в Джилу митрополита по имени Мар Саргис, который был среди тех, кто подписал его письмо Папе Григорию XIII , и он, вероятно, тот же самый, что и митрополит Джилу Мар Саргис, упомянутый в иерархиях, перечисленных в отчетах 1607 и 1610 годы посланы католическим патриархом Маром Шимоном X Элией (1600-1638) Папе Павлу V.
В 1610 году также упоминается, что большая деревня Сат была резиденцией епископа по имени Мар Гиваргис, который, вероятно, был суфражистом Мара Саргиса. В отчете 1610 года также упоминается, что Малика Джилу звали Давид, и он командовал 4000 воинами; Малика Иштазина звали Кайтар, и он командовал 500 бойцами; а Сата возглавлял человек по имени Чартус, вероятно, также Малик , который, в свою очередь, командовал 300 бойцами. [9]
В конце 17 века епархия разорвала связи с католицизмом вместе с остальной частью Кудшанисского патриархата и вернулась к традициям. Митрополиты Джилу обычно назначались из одного клана и все носили наследственный титул Мар Саргис. Исключением из этого правила, по-видимому, был патриарх Мар Шимон XV Михаил Мухаттас (1740–1780), который, как говорят, был митрополитом Джилу до того, как был возведен в патриархат, и, действительно, собор св. Обычно считается, что Зайа и Тавор в определенное время служили резиденцией патриархов этой линии.
Именно в этот период в деревне Гагавран (современный Аксу) на близлежащей равнине Гавар была основана новая линия епископов, принадлежащих к тому же клану, что и митрополиты Джилу, Бе-Ягмала. Эти дальние кровные родственники, принявшие имя Мар Слива, вероятно, начинали как суфражистки Мар Саргиса и впервые упоминаются в рукописном колофоне 1743 года. [10]
19 век
[ редактировать ]Епископ девятнадцатого века Мар Яусип Саргис был описан сэром Остином Генри Лейардом , который встретил его в деревне Нахра в конце августа 1849 года, как «... молодого человека высокого роста и красивого лица...» и сравнил его внешний вид. охотнику или воину. [11]
В 1891 году его посетила британская исследовательница и писательница Изабелла Берд , которая описала его как «великолепного мужчину с великолепной седой бородой, идеал восточного священнослужителя». [12]
обращалась к этому епископу Халдейская католическая церковь в 1890 и 1895 годах, но в обоих случаях он отказался перейти в католицизм. [13] Примерно в это же время жители большой и изолированной деревни Сат полностью обратились в католицизм.
Имя | Рождение | Посвящение | Смерть |
---|---|---|---|
Мар Яусип Саргис | 1819, Мата д-Умра д-Мар Зайа | 1839, Кудшанис | 1899, Мата д-Умра д-Мар Зайа |
Мар Зайа Саргис | 29 июля 1888 г., Мата д-Умра д-Мар Зайа. | 5 июля 1900 г., Кудшанис. | 12 мая 1951 года, Багдад. |
Мар Ишо Саргис | 1911, Мата д-Умра д-Мар Зайа | 14 мая 1951 года, Багдад. | 19 декабря 1966 г., Лондон (похоронен в соборе Св. Зайи в Каррадат Марьям, Багдад). |
Мар Яусип Саргис | 1950 Багдад | 2 марта 1967 года, Багдад. | В настоящее время проживает в Модесто, Калифорния. |
20 век, после геноцида
[ редактировать ]Последним из этих митрополитов, проживавшим в Мата д-Мар Зайа, был Мар Зайя Саргис, который был рукоположен в 11 лет. Во время ассирийского геноцида епископ переехал в район Саламас между 1915 и 1918 годами, затем оставался в лагере беженцев Бакуба между 1918 и 1920 годами, а затем переехал в Мосул в 1920 году. С 1921 года его кафедра была закреплена в деревне Хиршения, непосредственно для к северо-западу от Алкоша в провинции Дохук , где была построена небольшая церковь, посвященная святому Зайе. Затем, в 1941 году, его кафедра была перенесена в Багдад, где в лагере ас-Сикак («Лагерь железных дорог») существовала большая эмигрантская община Джилу с церковью из сырцового кирпича, посвященной святому Зайе, построенной в 1920-х годах.
После иракской революции 1958 года в Каррадат Марьям был построен новый собор, посвященный Святой Зайе, на большие пожертвования в денежной и натуральной форме от предпринимателей из Джилу Лиры и Супара. 24 июня 1959 года новый собор был освящен митрополитом Мар Явсипом Хнанишу и епископом Мар Ишо Саргисом. Это посвящение было отмечено присутствием высокопоставленных чиновников, в том числе нового президента Ирака Абд аль-Карима Касима , а также других религиозных лидеров.
В середине 1980-х годов собор был присвоен иракским правительством, которое планировало превратить прилегающую территорию в запретную зону. Взамен был передан участок земли в квартале Механиков (Хай аль-Миканик) Доры в Багдаде . Там был построен новый собор и освящен в 1986 году, образовав единственный приход «Багдадской епархии», к которому был назначен нынешний епископ этой линии Мар Яусип Саргис . В 2002 году епископ уехал в США и с тех пор не смог вернуться в свою епархию. В настоящее время он проживает в изгнании в Модесто, Калифорния . В течение многих лет после вторжения в Ирак в 2003 году собор в Багдаде был закрыт и вновь открылся в 2009 году. После смерти местного приходского священника в 2011 году собор больше не используется для регулярных богослужений.
Легенда и традиция
[ редактировать ]По данным Лалаяна ( ассирийцы Ванского округа , 1914), существовало устное предание о происхождении и истории маликов Большого Джилу. Эта традиция, вероятно, полна исторических ошибок, но в ней должна быть некоторая доля правды.
В нем повествуется, что человек по имени Манду из клана « Навуходоносора » по неизвестной причине отправился из города Атор ( Мосул ), путешествуя в компании своих четырех братьев: Барута, Йосипа, Бакуса и Иссе. Манду пообещал, что поселится в таком месте, где его смогут накормить головой и голенями овцы (блюдо, называемое пача ). После долгого путешествия Манду и его братья прибыли в место под названием Пачу, где бедняк накормил их пачу . Манду заметил, что он достиг места назначения, и решил остаться там и стать главой этого района. Он выбрал хорошее место, позже известное как Зараниш (Зерини), прямо напротив Пачу. Там он построил себе дом.
Однажды, прогуливаясь по лесу, Манду увидел четырех птиц , но не знал, откуда они прилетели. Он также увидел черный камень и рядом запертую церковь. В ту ночь во сне он увидел ключ от церкви и канделябр, закопанный под черным камнем. На следующее утро он пошел и нашел ключ под черным камнем, открыл церковь и вошел в нее помолиться. С этого дня эта церковь стала местом поклонения для всех жителей села. Однажды, прогуливаясь по своей привычке, Манду увидел большую пещеру, наполненную человеческими костями. Он спросил, и ему сказали, что некоторые люди сбежали от персов и спрятались в этой пещере. Персы нашли пещеру и зажгли огонь перед входом в нее, убив тех, кто находился в ней.
Вокруг деревни раньше жили язычники, которых Манду обратил в христианство , убивая тех, кто отказывался. Однако Манду не приставал к представителям четырех известных семей и приказал им уйти и жить в соседней деревне. Они пошли, как было приказано, и их потомки еще какое-то время оставались, но не увеличивались. У каждого осталась только одна семья. Потомки Малика Манду стали Маликами Большого Джилу и также приняли имя Манду.
В той же традиции рассказывается, что во время правления одного из Маликов Мар Шимон (Католикос-Патриарх Церкви Востока ) бежал из Атора ( Мосула ) и искал убежища в Алькоше . Затем пришли персы, завоевали эту территорию и забрали Мара Шимона в Персию, разрешив ему жить в городе Ушну , где он поселился как беженец и построил большой собор. Говорят, что через некоторое время Малик Манду освободил Мара Шимона от персов и привел его в Зерини. В течение 60 лет после этого Мар Шимоны жили в Зерини. Говорят, что могила одного из них даже находится на деревенском кладбище. Непонятно, почему они покинули Зерини и поселились в деревне Тирконис, а затем в Кудшанисе , подаренном им Маликом Манду. Они недолго оставались в Кудшанисе также потому, что деревня находилась недалеко от Джуламерка и была подвержена набегам ее курдского эмира (принца).
Поэтому он был вынужден переехать в район Дизан. Малик Манду был недоволен тем, что Мар Шимон покинул Кудшанис . Он совещался с курдским эмиром Джуламерка о том , как ему вернуть Мар Шимона в Кудшанис . Он отправился в Дизан и сжег резиденцию Мара Шимона недалеко от деревни Раббан Дад-Ишо. Позже они собрали деньги и построили для него новый дом в Кудшанисе и пригласили его жить в нем. Таким образом Мар Шимон был вынужден принять приглашение поехать и поселиться в Кудшанисе .
Продолжается рассказ о том, что «трон» Малика Манду унаследовал Малик Арон. Он напал на курдский замок Хирват (современный Хирвата недалеко от равнины Гавар), взял его и разрушил. Это была великая победа. За Маликом Ароном последовал другой, принявший имя Манду. Он также, как и бывший Малик, был человеком войны. Когда произошел конфликт с Маликом Хубяром из База , он напал на район и убил несколько его жителей. За Маликом Манду последовал Малик Сулейман, и во время его правления османское правительство сочло необходимым разместить своих представителей в этих местах. Правительство назначило местных райи (вождей) в Джуламерке , Гаваре и Шамдинане (Шамсдине). Эти вожди всячески пытались предотвратить боевые действия между различными племенами в этом районе. Поэтому Малик Сулейман и Малик Шлемун, последовавшие за ним, оба сохраняли мир между другими племенами.
За Маликом Шлемуном последовал Малик Варда. Говорили, что он был подкуплен курдским вождем Орамара не для того, чтобы помочь ассирийским племенам Дизан, Тьяре , Тхума, когда на них напал курдский эмир Бадр Хан Бег из Бохтана и его союзники. Во время резни Бадр-хана курды нападали, грабили, убивали и угоняли их скот, но Малик Варда не мешал защищать ассирийские племена. Малик Ишу, последовавший за Маликом Вардой, напал на ассирийское племя Тхума и унес 2000 голов овец. После этого племя Дизана напало на Тхуму, заняло земли Карасу и загнало свой скот на засеянные поля. Малик Ишу напал на племя Дизан и забрал их скот. Затем он контролировал их поля и собирал для себя сельскохозяйственную продукцию.
За Маликом Ишу последовал Малик Мирза. Об этом Малике ничего не известно. Во времена Малика Халила, который следовал за Маликом Мирзой, курдские племена напали на племена Джилу и украли 2000 голов овец. Малик Халил пожаловался османскому правительству, позже взяв 400 сильных мужчин из своего племени и 40 турецких солдат для нападения на курдского вождя Орамара . Его заставили заплатить Малику Халилу 200 лир, 682 овцы, семь мулов, четыре коровы, а также несколько ковров и другие вещи. После этого в 1909 году Малик Халил отправился в Европу за деньгами. Его одели в родную одежду и представили папе Пию X. Он объяснил Папе, что он Малик из Джилу, добавил, что в его стране нет образования, и попросил у Папы разрешения собирать деньги для открытия школ.
Папа дал свое разрешение, и за короткое время он собрал 18 000 ватиканских лир и вернулся домой, где начал строительство школьного здания. Он снова вернулся в Европу, чтобы собрать деньги. Выяснилось, что во время своего путешествия по Германии он выдавал себя за католического монаха . Как Лалаян узнал от знакомого ему немецкого консула, немецкое правительство арестовало Малика Халила, поскольку подозревали его в мошенничестве, т.е. в сборе денег для себя от имени церкви, и он просил консула лично представить его немецкому правительству! [14]
Лалаян ( ассирийцы Ванского округа , 1914 г.) также пересказывает устную легенду о происхождении и истории маликов Малого Джилу. В нем рассказывается, что Малик Заму, считающийся главой своего клана, вместе со своим братом Байридже и их родственниками пришел из деревни Цирнахир в районе Бохтан и поселился в деревне Целана в Большом Джилу. Они были изгнаны из своих прежних домов курдами. Несколько Маликов унаследовали его положение. Один из Маликов установил прочные родственные связи с одной из известных семей Целаны, выдав свою дочь замуж за одного из своих сыновей. Неизвестно, когда они поселились в Зире. Из этого клана родился сильный человек по имени Аро, который позже подчинил себе Телану и принял титул и власть Малика. Ему наследовал его сын Малик Геваргис, а затем его внук Малик Хамму, о котором ничего конкретного не известно. [15]
Известные ассирийцы Джилу
[ редактировать ]- Маргарет Джордж Шелло (1942–1969)
- Пешмерга Боевая женщина , активистка Демократической партии Курдистана и командир партизанского отряда во время Первой курдской войны в Ираке (1961-1970). Также известна как «Дайя Курдистан» (мать Курдистана). [16]
- Фади Мерза Бе-Гулави
- Чемпион мира по кикбоксингу по тайскому боксу. [17]
- Малик Андриус
- Малик из Большого Джилу в начале 1920-х годов. Он был депортирован вместе с Католикосом-Патриархом Шимуном XXI Эшаем Ассирийской Церкви Востока на Кипр в 1933 году после резни в Симеле .
- Малик Камбар — католико-ассирийский национальный лидер и генерал ассиро-халдейского батальона, сформированного в 1920 году в составе Французского Иностранного легиона . [18]
См. также
[ редактировать ]- Список ассирийских племен
- Список ассирийских поселений
- Ассирийская церковь Востока
- Епархии Церкви Востока до 1318 г.
- Епархии Церкви Востока, 1318–1552 гг.
- Епархии Церкви Востока после 1552 г.
- Тьяри
- Труп
- Ночия
- Арош и Халмон
- Овеч, Шемдинли
- Бейюрду, Шемдинли
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лейард, Остин Генри (1853). Открытия в руинах Ниневии и Вавилона; с путешествиями по Армении, Курдистану и пустыне: результат второй экспедиции, предпринятой для попечителей Британского музея . Нью-Йорк: Нью-Йорк, GP Putnam and Co. p. 430.
- ^ «Петроглифы Анатолии» (PDF) . Саудовская Арамко Мир . Март – апрель 1984 г. Архивировано из оригинала (PDF) 14 января 2010 г. . Проверено 12 мая 2011 г.
- ^ Шабо, Ж.Б., Synodicon Orientale , Париж, 1902, с. 285
- ^ Перейти обратно: а б Уилмшерст, Дэвид, Церковная организация Церкви Востока, 1318-1913 гг ., Левен: Peeters Publishers, 2000, стр. 300
- ^ Шабо, Ж.Б., Synodicon Orientale , Париж, 1902, с. 273
- ^ Бет-Зайя, Эшая Шамаша Давид, Ташита д-Бет-Нахрейн , Тегеран: Издательство Ассирийского молодежного культурного общества, 1963, стр. 895
- ^ Уилмшерст, Дэвид, Церковная организация Церкви Востока, 1318-1913 , Левен: Peeters Publishers, 2000, стр. 278
- ^ Уилмшерст, Дэвид, Церковная организация Церкви Востока, 1318-1913 , Левен: Peeters Publishers, 2000, стр. 301
- ^ Уилмшерст, Дэвид, Церковная организация Церкви Востока, 1318-1913 , Левен: Peeters Publishers, 2000, стр. 286-7
- ^ Уилмшерст, Дэвид, Церковная организация Церкви Востока, 1318-1913 , Левен: Peeters Publishers, 2000, стр. 282
- ^ Лейард, Остин Генри, Открытия в руинах Ниневии и Вавилона: с путешествиями по Армении, Курдистану и пустыне: результат второй экспедиции, предпринятой для попечителей Британского музея , Лондон: GP Putnam and Co., 1853 г. , с. 434
- ^ Бёрд, Изабелла, Путешествие по Персии и Курдистану, включая лето в районе Верхнего Каруна и посещение несторианских райев , Лондон: Дж. Мюррей, 1891, том. II, стр. 282 и 306.
- ^ Коакли, Дж. Ф., Церковь Востока и англиканская церковь: история ассирийской миссии архиепископа Кентерберийского , Оксфорд: Clarendon Press, 1992, стр. 175 и 178.
- ^ Лалаян, К.А., Аторае д-Махал д-Ван , Тегеран: Издательство Ассирийского молодежного культурного общества, 1968, стр. 27-31.
- ^ Лалаян, К.А., Аторае д-Махал д-Ван , Тегеран: Издательство Ассирийского молодежного культурного общества, 1968, стр. 31-32.
- ^ «Маргарет Джордж, Бандита» . АЛЬ-БАБ: Впечатления от Ближнего Востока – прошлого и настоящего. 19 октября 2009 года . Проверено 27 мая 2015 г.
- ^ «Доминион — январь 2010» . Архивировано из оригинала 14 марта 2010 г.
- ^ «Милитарледерен Малик Камбар» . Хуяда (на шведском языке). 23 июля 2017 г. Проверено 16 июня 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Шабо, Жан-Батист (1902). Восточный синодик или собрание несторианских соборов (PDF) . Париж: Национальная империя.
- Коакли, Дж. Ф. (1992). Церковь Востока и Англиканская церковь: история ассирийской миссии архиепископа Кентерберийского . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 9780198267447 .