Тьяри
Тьяри [а] ( сирийский : ����������������, латинизированный : Ṭyārē ) [1] [2] — ассирийское племя и исторический район в Хаккари , Турция . Территория традиционно делилась на Верхнюю ( Тьяри Летха). [3] ) и Нижний Тьяри ( Тьяри Хтета [3] ) – каждый из которых состоит из нескольких ассирийских деревень. И Верхний, и Нижний Тяри расположены на западном берегу реки Заб . [4] Сегодня район в основном расположен вокруг города Чукурджа . [5] [6] [7] Исторически самая большая деревня региона была известна как Ашита . [8] По словам Ганнибала Трэвиса, ассирийцы-тьари были известны своими навыками ткачества и вязания. [5]
До 1915 года Тьяри был домом для ассирийцев из племени Бет Тьяри , а также меньшинства курдов и армян . После ассирийского геноцида вместе с другими ассирийцами, проживающими в высокогорье Хаккари, были вынуждены покинуть свои деревни на юго-востоке Анатолии и бежать , Тьярайе чтобы присоединиться к своим собратьям-ассирийцам на территории современного северного Ирака. [9] ( Сарсинк , [10] Честь , [11] Чаммике [12] и различные деревни в долине Нахла [13] ), северо-восток Сирии ( Тель-Тамер [14] и Аль-Хасака ), Армению , Грузию и, с конца 20 века, в западные страны. Племя Тьяри было, по словам Роберта Эллиота Спира , одним из ассирийских «аширетов». [9] в 1869 году в 2500 домах в районе Тьяри проживало 15 000 ассирийцев-тьари. По данным Джона Джорджа Тейлора в отчете графу Кларендону , [15] Ассирийцы-тьари проживали в 51 деревне и насчитывали 50 000 членов, что делало их самыми могущественными среди полунезависимых ассирийских племен . [16] Район Тьяри расположен в границах древнего неоассирийского царства Адиабены . [17]
Стоит особо отметить, что наиболее центральные части этого региона с незапамятных времен были полностью населены несторианами, исключая любой другой класс людей. В пределы Адиабены входит большая часть независимых племен Тиари [Тияри] и все племена Техома, Басс, Джелу и другие смайлерские племена.
— Асаэль Грант , «Несториане, или затерянные племена», [18] (1841)
Этимология
[ редактировать ]Тьяри может быть вариацией древнего « Аутияра » (Ассирия). Американский историк Альберт Т. Олмстед описывает в своей работе «История Персидской империи» , как персидский генерал Ваумиса выигрывает битву в округах Аутияра, расположенных в Тьяри, и упоминает, что именно здесь ассирийские христиане сохраняли независимость до наших дней. [19]
На сирийском языке слово ṭyārē ( ������������̈�� ) представляет собой форму множественного числа от ṭyārā , что означает «овчарня» или «пастбище». [1] Действительно, ассирийцы Тьяри были известны даже среди соседних курдов и армян своим йогуртом , сыром и другими молочными продуктами, приготовленными в основном из овечьего или козьего молока . Они также славились своим текстилем . [5] которые снова были прядены и сотканны из овечьей шерсти. Они также делали из шерстяного войлока свои характерные конические шапки — стиль, восходящий к Ассирийской империи . [20]
Военные сражения
[ редактировать ]Одной из причин, по которой ассирийцы Тьяри смогли так долго оставаться независимыми, несмотря на то, что их численность значительно превосходила турецких, курдских и арабских мусульман, была их боевая способность. Ассирийцы Тьяри были особенно известны как свирепый и воинственный народ. Говорили, что они были лучшими воинами в Западной Азии наряду с ассирийским племенем Тхума . [21] Их соседи-мусульмане заявили, что для того, чтобы иметь шанс, им нужно превосходить численностью ассирийцев Тьяри или Тхумы в пять раз, а также иметь превосходное современное оружие. [22] Ассирийцы Тьяри использовали гораздо более старое оружие и производили собственное оружие и боеприпасы. [23]
В 1834 году лидер Соранского эмирата Мухаммад-паша из Равандуза попытался подчинить себе ассирийцев Нижнего Тьяри, но потерпел унизительное поражение от значительно превосходящих по численности ассирийцев. Затем они преследовали курдов и турок обратно в Амадию. [24] Это поражение сыграло главную роль в распаде эмирата Соран. [25] [26] [27] [28]
В 1880 году ополчение Убейдуллы при поддержке наемников из племени Тьяри вторглось на северо-западные курдские территории династии Каджаров , пытаясь расширить свой контроль. [29]
В 1907 году османы отправили войска в Хаккари, чтобы остановить боевые действия между ассирийцами Тьяри и курдами. Османским войскам удалось подчинить курдов. Однако ассирийцы Тьяри нанесли им поражение, а османы были разбиты , а их оружие конфисковано. [30]
После Геноцида ассирийцев во время Первой мировой войны , начавшегося в 1915 году, племя Тьяре вместе со всеми другими ассирийцами приняло участие в Ассирийской войне за независимость против Османской империи и их курдских и арабских союзников, объединившись с британцами , русскими и арабскими союзниками. Армяне (жертвы Геноцида армян ). Тьяре под командованием Малика Хошабы принял участие в одержании ряда заметных побед над османами и курдами, несмотря на то, что их численность и вооружение были значительно меньше. Однако после ухода русских после русской революции 1917 года и краха армянских позиций тьаре и другие северные ассирийские племена были вынуждены пробиться к британским позициям в Северной Месопотамии и Северной Персии.
В начале 1930-х годов ассирийцы, состоящие в основном из Тиарае и Тхумнае, успешно разгромили иракскую армию в Дайрабуне, убив 33 и ранив 40, в том числе трех офицеров, при этом потери ассирийцы понесли значительно меньшие. Иракцы были вооружены современным оружием и штурмовиками, подаренными им англичанами, тогда как ассирийцы были оснащены только старыми винтовками. [31]
В 1930-х годах иракцы признали, что один ассирийский солдат равен трем арабским солдатам, и считали ассирийцев огромной угрозой для Ирака в военном отношении, если ассирийцы выступят против британцев. [32]
Диалект
[ редактировать ]Диалект Тьяри принадлежит к группе Аширет, наряду с диалектами, например, Тхума и Баз , северо-восточных неоарамейских (NENA) диалектов. [33] Как и Джилу , диалект Тьяри представляет собой очень отчетливый ассирийский неоарамейский диалект. В отличие от диалектов Джилу , Баз и Гавар (которые очень похожи друг на друга), этот более «толстый». В каком-то смысле это своего рода « рабочий » акцент ассирийских диалектов. Диалекты внутри Тьяри, и особенно западной группы, имеют больше общего с халдейским неоарамейским языком , чем с иракским койне (похожим на общий урмийский). Диалект Тьяри разделен на два основных поддиалекта; верхний Тьяри и нижний Тьяри. [34]
Многие носители тьяри могут переключаться с тьяри на «ассирийский стандарт» (или «иракский койне») при разговоре с ассирийцами, говорящими на других диалектах. Некоторые говорящие склонны использовать форму спряжения глаголов, которая ближе к иракскому койне или урмийскому стандарту. Это объясняется растущим знакомством с ассирийской стандартной литературой, средствами массовой информации и ее использованием в качестве литургического языка Ассирийской церковью Востока . Более того, ассирийские артисты обычно поют на иракском койне, чтобы их было понятно и они получили широкое признание. Песни на диалектах Тьяри обычно относятся к жанру народно -танцевальной музыки и привлекают определенную аудиторию. [35]
Английский | Ассирийский койне | Тьяри диалект |
---|---|---|
Волосы | 'ч: оса | 'чавса |
Голубь | 'это: и | зевать |
Пост | 'так: ма | 'десять |
Выгода | 'ph:айда | 'феда |
Тело | 'фагра | 'факсра |
Господин | 'а: да | 'а:ха |
Классифицировать | снова | 'дарша |
Английский | Тьяри диалект | Примечание |
---|---|---|
Дом | Бета [37] | Это также распространено в деревне Араден. [37] |
Ее дом | Bεθα дия [37] | |
Он спускается | арендовать [33] | |
Он поднимается | каим [33] | |
Он не пьет | ла-шате-Ø (Ашита) [34] | ле-шате-Ø (Халмун) [34] |
Смерть | mθta (Ашита) [34] | mawθta (Халмун) [34] |
Болезнь | марья [34] | |
Шерсть | ´amṛa [34] | |
Она говорит | ´amra [34] |
Английский | Тьяри диалект | Ассирийский койне |
---|---|---|
Курица | криша [38] | ܟܬܵܬ݂ܵܐ / ktatha [39] |
Масло | Зеша [38] | ������������������ / zéta [40] |
Напиток | более [38] | ܫܬܵܝܬܵܐ / shtéta [41] |
Суффиксы
[ редактировать ]Хотя притяжательные аффиксы ( бети - «мой дом») более удобны и распространены среди говорящих на ассирийском языке, те, кто говорит на диалектах Тьяри и Барвари, придерживаются более аналитического подхода к владению, как современный иврит и английский язык. [42]
Деревни и подкланы в Тьяри
[ редактировать ]Верхние Тьяри [43] [44] | |||||
---|---|---|---|---|---|
Клан | Бне Калата | Дадошошная | Бне Румта | Уолто | Одиночные деревенские кланы |
Подклан или поселение | Начинать | Дадош | Мар Сава | А также | Сиадор |
Чамба Д'Малик | Стебли | Сариспидон | Матха Д Мат Мариам | Ты) | |
Малота | Бет Маригго | Румта | Хадиана | Только | |
Чамба Д'Хассо | Чамикта | Реша Д'Нара | Мазроге | ||
Чамба Д'Нене | Швавута | ||||
Чамба Д'Элия | Дарава | ||||
Ишта Д'Нара | |||||
Зорава |
Нижний Тьяри [43] [44] | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Клан | Бне Бе-Алахта | Бне-Мата | Бне-Лагиппа | Ашита | Бне Равель | Одиночные деревенские кланы |
Подклан или поселение | Бе-Алахта | Лизан | Командная вечеринка | Бе-Маркус | Равель (Раволе) | Минианиш |
Салабаккан (Равола д-Салабхан) | Зарне | Курхе | Будь Каша-Хошаба | Шурт (Шурд) | Было холодно | |
Матха Д'Касра | Чамба д-Бе-Сусина | Бе-Одишка | Идти | |||
Nashe d-Matha | ||||||
Шамманае | ||||||
Нотариус | ||||||
Бе-Рабин | ||||||
Бе-Мерватте |
Разделение подкланов и поселений по епархии Шимун Мар [45]
[ редактировать ]Нижние Тьяри:
- Гарамун
- Халамун
- Ткаллук
- Арош
- Первый
- Тейре Резен
- Ашита (Ашита)
- Барвар (Барвари Бала)
- Завита
- Миньяниш
- Мерге
- Курхе
- Лизан
- Умра Тахтия
- Zerni
- Карухта
- Чамба д'Бет Сосина
- Мата д'Касра
- Бе-Зизо
- Командная вечеринка
- Бе-Алахта
- Бне-Мата
- Бе-Раволе (Равель, Равула)
- Шоорд
- Равлоа д'Салабекен
Уолто:
- Чамба Хадта
- Зорава
- Серта
- Швавута
- Мата д'Мар Мириам
- Хадиана
- Реше д'Нара
Верхние Тяри:
- Серспидхо
- Сиадор
- Чамба д'Бе Эллия
- Чамба д'Нене
- Чамба д'Кордэ
- Меззраа
- Мратита
- Бе-Нара
- Бе-Зрако
- Румта
- Джейата
- Реше д'Нара
- Айна д'Алит
- Выбирайте Аллаха
- Калайта
- Мезраа д'Калайта
- Чамба д'Мелек
- Бе-Дальятха
- Дадош
- Маббуаа
- Является
- Чамба дКудхе
- Бе-Меригго
- Рома Дракон
- Чамба д'Хассо
- Дарава
- Малота
Одежда
[ редактировать ]- О национальной одежде, которую носили мужчины Тьяри в лагере Бакуба, писал бригадный генерал Остин; «Они хорошие, порядочные ребята, ... их ноги заключены в длинные свободные мешковатые брюки первоначально сероватого оттенка, но сплошь так залатаны вкраплениями синего, красного, зеленого и других цветов, что их штаны представляют собой настоящую лоскутную работу. широкая ткань, «каммарская повязка», или поясная повязка, сложена в несколько раз вокруг туловища, а поверх тонкой хлопчатобумажной пестрой рубашки надет короткая вырезная куртка удивительных цветов. Головной убор состоит из конического войлока. колпак, изображенный на фресках ассирийцев тысячи лет назад и сохранившийся до наших дней». [46]
- «Среди них есть несколько мужчин-тьари, чья дикая внешность в сочетании с великолепием их одежды и оружия представляет большой интерес. […] Их куртки представляют собой одну массу золотой вышивки (выполненной евреями), их рубашки — с свисающие рукава полосатые из атласа, штаны матросского покроя — шелковые, из коконов собственных тутовых шелкопрядов, вытканные широкими малиновыми полосами на белом фоне, на котором зигзагообразный узор, и красивые ботфорты; они сделаны из малиновой кожи, с белыми или красными остроконечными шляпами и скрученными шелковыми пагри, с их богатыми поясами, украшенными драгоценными камнями кинжалами и инкрустированными пистолетами, они очень внушительны». [47]
- Изабелла Л. Берд написала в своей работе « Путешествие по Персии и Курдистану » о мужчине-тьари, носившем белую коническую шапку.
На его голове, там, где можно было бы ожидать увидеть студенческого «траншеекопателя», была высокая коническая шапка из белого фетра с пагри из черного шелка, скрученным в веревку, настоящий тюрбан Тьяри.
- Изабелла Л. Берд , «Путешествие в Персию и Курдистан», [48] (1891)
Знаменитые ассирийцы Тьяри
[ редактировать ]Епископы и священники
[ редактировать ]- Мар Аддай II , Католикос-Патриарх Древней Церкви Востока – Ашиты, Нижнего Тьяри
- Мар Геваргис III Слива , Патриарх Ассирийской Церкви Востока — Ашиты, Нижний Тьяри
- Мар Нарсай Тома , митрополит Киркукский Древней Церкви Востока – Лагиппы, Нижнего Тьяри
- Мар Тома Гиваргис , митрополит Ниневии Древней Церкви Востока – Мата Д'Касра, Нижний Тьяри
- Мар Даниэль Якоб , епископ Калифорнийский Древней Церкви Востока – Ашиты, Нижний Тьяри
- Мар Якуб Даниил , митрополит Австралийский и Новозеландский Древней Церкви Востока – Ашиты, Нижнего Тьяри
- Мар Эммануэль Элиа , бывший епископ Северной Америки Древней Церкви Востока — Ашиты, Нижний Тьяри
- Мар Заия Хошаба , митрополит Североамериканский Древней Церкви Востока – Лагиппы, Нижнего Тьяри
- Мар Апрем Давид , бывший епископ Дохука Древней Церкви Востока — Ашиты, Нижний Тьяри
- Мар Геваргис Юнан , епископ Чикаго Древней Церкви Востока – Миньяниша, Нижний Тьяри
- Мар Одишо Орахам , епископ Западной Европы Ассирийской Церкви Востока — Румты, Верхний Тьяри
- Мар Апрем Натниел , епископ Сирии Ассирийской Церкви Востока — Сареспидо, Верхний Тьяри
Ассирийские певцы
[ редактировать ]Вожди ассирийских племен
[ редактировать ]- Малик Хошаба Йосип , (Нижние Тяри) [49]
- Малик Измаил (Верхний Тьяри) [49]
- Раис Кхиё Одишо (Чамманая) [50]
- Малик Бархо (Бе-Аллата) [49]
- Хурмиз Малик Чикко (Дадошная) [51] [52]
- Малик Яко д'Малик Исмаэль (Верхний Тьяри) [49]
- Садок Нвия (Ашита, Нижний Тьяри) [49]
- Сайфо Кина (Бней л'Гиппа, Нижний Тьяри) [49]
- Райис Буко (Ашита, Нижний Тьяри) [49]
- Райис Яуп Савхо , (Чамба, Верхний Тьяри) [49]
- Райис Варда Ошана , (Рарва, Верхний Тьяри) [49]
- Лазар Маркус (Ашита, Нижний Тьяри) [53]
См. также
[ редактировать ]- Список ассирийских племен
- Список ассирийских поселений
- Ассирийское движение за независимость
- Фертильность
- Джилу
- Ночия
- Овеч, Шемдинли
- Бейюрду, Шемдинли
Примечания
[ редактировать ]- ^ Также пишется с окончанием -e или -y вместо -i , с -i- или -iy- вместо -y- или с любой их комбинацией (например, Тиаре , Тиари , Тияре и т. д.).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Маклин, Артур Джон (1895). Грамматика диалектов народного сирийского языка . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 241.
- ^ Пейн Смит, Роберт (1879–1901). Тезаурус Сирийский (на латыни). Оксфорд: Кларендон Пресс. 1464.
- ^ Jump up to: а б Одишо, Эдвард Ю. (1988). Звуковая система современного ассирийского (неоарамейского) языка . Харрасовиц. п. 21. ISBN 3-447-02744-4 . OCLC 18465409 .
- ^ Абуна, Хирмис (2008). Ассирийцы, курды и османы: межобщинные отношения на периферии Османской империи . Камбрия Пресс. п. 2. ISBN 978-1-62499-167-7 . OCLC 819325565 .
- ^ Jump up to: а б с Племенная структура .
- ^ "карта: деревни и монастыри" . www.aina.org .
- ^ Ассирийские деревни в Хаккари.
- ^ Бет Беньямин, Геваргис (2001). «Племя Тьяри» . Журнал Зинда .
- ^ Jump up to: а б Шпеер, Роберт Эллиот. «Коллекция рукописей Роберта Эллиотта Спира; Серия II: Переписка; Коробка 32, Файл 32:8» . Интернет-архив .
- ^ Донабед, Саргон (01 марта 2015 г.). Перековывая забытую историю . Издательство Эдинбургского университета. п. 279. дои : 10.3366/edinburgh/9780748686025.001.0001 . ISBN 978-0-7486-8602-5 .
- ^ «Шарафия» . www.ishtartv.com . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ Донабед, Саргон (01 марта 2015 г.). Перековывая забытую историю . Издательство Эдинбургского университета. п. 317. дои : 10.3366/эдинбург/9780748686025.001.0001 . ISBN 978-0-7486-8602-5 .
- ^ Донабед, Саргон (01 марта 2015 г.). Перековывая забытую историю . Издательство Эдинбургского университета. стр. 329–334. doi : 10.3366/edinburgh/9780748686025.001.0001 . ISBN 978-0-7486-8602-5 .
- ^ Донабед, Саргон (01 марта 2015 г.). Перековывая забытую историю . Издательство Эдинбургского университета. п. 125. дои : 10.3366/edinburgh/9780748686025.001.0001 . ISBN 978-0-7486-8602-5 .
- ^ Донабед, Саргон (01 марта 2015 г.). Перековывая забытую историю . Издательство Эдинбургского университета. п. 60. дои : 10.3366/edinburgh/9780748686025.001.0001 . ISBN 978-0-7486-8602-5 .
- ^ Хан, Джеффри (2008). Неоарамейское диалектоведение . Горгиас Пресс. п. 39. ИСБН 978-1-59333-423-9 . OCLC 862139304 .
- ^ Абуна, Хирмис (2008). Ассирийцы, курды и османы: межобщинные отношения на периферии Османской империи . Камбрия Пресс. п. 18. ISBN 978-1-62499-167-7 . OCLC 819325565 .
- ^ Грант, Асаэль (1841). Несториане . Нью-Йорк, Харпер и братья. п. 165.
- ^ Олмстед, Альберт Т. (1970). История Персидской империи . Издательство Чикагского университета. п. 114.
11 июня Ваумиса одержал свою вторую победу в округе Аутияра в горах Тияри, где до наших дней «ассирийские» христиане сохраняли шаткую независимость.
- ^ Лейард, Остин Генри, 1817–1894 гг. (1858). Ниневия и ее руины . Эпплтон. п. 194. OCLC 12578949 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Эмхардт, Уильям Чонси; Ламса, Джордж М. (1 января 2013 г.). Древнейший христианский народ: Краткое изложение истории и традиций ассирийского народа и роковая история несторианской церкви . Wipf и Stock Publishers. п. 22. ISBN 978-1-62032-675-6 .
- ^ Виграм, Уильям Эйнгер; Виграм, сэр Эдгар Томас Эйнджер (1914). Колыбель человечества: жизнь в Восточном Курдистане . А. и К. Блэк. п. 293.
- ^ Виграм, Уильям Эйнгер; Виграм, сэр Эдгар Томас Эйнджер (1914). Колыбель человечества: жизнь в Восточном Курдистане . А. и К. Блэк. п. 293.
- ↑ Росс, Мосул, 19 ноября 1847 г. От Росса до Лейарда, 61,63,79.
- ^ Абуна, Хирмис (2008). Ассирийцы, курды и османы: межобщинные отношения на периферии Османской империи . Камбрия Пресс. п. 173. ИСБН 978-1-61336-471-0 .
- ↑ Росс, Мосул, 19 ноября 1847 г. От Росса до Лейарда, 61,63,79.
- ^ Росс, Генри Джеймс (1902). Письма с Востока . Дж. М. Дент и компания. стр. 62–63.
- ^ Лори, Томас (1853). Доктор Грант и горные несториане . Гулд и Линкольн. п. 262. ИСБН 978-0-7905-5103-6 .
- ^ Макдауэлл, Дэвид (1997). Современная история курдов . Академик Блумсбери. п. 54. ИСБН 978-1-86064-185-5 .
- ^ Маккарти, Джастин; Арслан, Есат; Таскиран, Джемалеттин; Туран, Омер (29 сентября 2006 г.). Армянское восстание в Ване . Университет Юты Пресс. п. 84. ИСБН 978-0-87480-870-4 .
- ^ Стаффорд, RS (2006). Трагедия ассирийцев . Горгиас Пресс, ООО. стр. 145–146. ISBN 978-1-59333-413-0 .
- ^ Стаффорд, RS (2006). Трагедия ассирийцев . Горгиас Пресс, ООО. п. 112. ИСБН 978-1-59333-413-0 .
- ^ Jump up to: а б с Когхилл, Элеонора (1999). «Глагольная система северо-восточного неоарамейского языка». Факультет востоковедения Кембриджского университета .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хейг, Джеффри; Хан, Джеффри, ред. (03.12.2018). Языки и лингвистика Западной Азии . Де Грюйтер Мутон. дои : 10.1515/9783110421682 . ISBN 9783110421682 . S2CID 239586461 .
- ^ Соломон, Зомая С. (1997). Функциональные и другие экзотические предложения на ассирийском арамейском языке , Журнал ассирийских академических исследований, XI/2:44-69.
- ^ Ю. Одишо, Эдвард (1988). Звуковая система современного ассирийского (неоарамейского) языка . Харрасовиц Верлаг.
- ^ Jump up to: а б с Когхилл, Элеонора (31 декабря 2008 г.), Когхилл, Элеонора; Боргеро, Роберта; Фокс, Сэмюэл Итан; Сабар, Йона; Капелюк, Ольга; Коэн, Эран; Фассберг, Стив; Муцафи, Хези; Талай, Шабо; Арнольд, Вернер (ред.), «Некоторые примечательные особенности северо-восточных неоарамейских диалектов Ирака» , «Неоарамейские диалектные исследования » , Пискатауэй, Нью-Джерси, США: Gorgias Press, стр. 91–104, doi : 10.31826/9781463211615 -007 , ISBN 978-1-4632-1161-5 , получено 17 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Талай, Шабо (2008). Неоарамейские диалекты тияри-ассирийцев в Сирии: с особым вниманием к их фонологическим характеристикам . Горгиас Пресс. п. 47.
- ^ «Саргон говорит» . sargonsays.com . Проверено 2 июля 2020 г.
- ^ «Саргон говорит» . sargonsays.com . Проверено 2 июля 2020 г.
- ^ «Саргон говорит» . sargonsays.com . Проверено 2 июля 2020 г.
- ^ Соломон, Зомая С. (1994). Основная структура предложений на ассирийском арамейском языке , Журнал ассирийских академических исследований, VIII/1:83-107
- ^ Jump up to: а б «Социальная система» . www.tyareh.org . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Йонан, Габриэле (1996). Чтобы мы не погибли: забытый Холокост: истребление ассирийцев-христиан в Турции и Персии . Библиотека Дворца мира: Ассирийское международное информационное агентство. п. 193. OCLC 889626846 .
- ^ Абуна, Хирмус (2008). Ассирийцы, курды и османы: межобщинные отношения на периферии Османской империи . Камбрия Пресс. стр. 291–292. ISBN 978-1-62499-167-7 . OCLC 819325565 .
- ^ Бригадный генерал. Его Святейшество Остин (1920). Лагерь беженцев Бакуба . The Faith Press, Лондон.
- ^ Берд, Изабелла Л. (1891). Путешествия по Персии и Курдистану: в том числе лето в районе Верхнего Каруна и посещение несторианских райев . Издательство Кембриджского университета. п. 314. ИСБН 978-1-108-01470-0 . OCLC 601117122 .
- ^ Берд, Изабелла Л. (1891). «Путешествие по Персии и Курдистану»дата=1891г . стр. 284–285.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Донабед, Саргон (01 марта 2015 г.). Перековывая забытую историю . Издательство Эдинбургского университета. п. 103. дои : 10.3366/edinburgh/9780748686025.001.0001 . ISBN 978-0-7486-8602-5 .
- ^ «Судьба ассирийских деревень, присоединенных к сегодняшней провинции Дохук в Ираке, и условия в этих деревнях после создания иракского государства в 1921 году» . www.aina.org . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ «Лидеры и герои» . www.tyareh.org . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ Роу, Пол (2019). Справочник Рутледжа по меньшинствам на Ближнем Востоке . п. 123. ИСБН 978-1-138-64904-0 . OCLC 1135999690 .
- ^ Исмаэль, Яку Д'Малик. Ассирийцы и две мировые войны: ассирийцы с 1914 по 1945 год . Рамон Майкл. п. 47.