Халдейская епархия Амида

( Амидская епархия Диярбакыр ) была епархией или архиепархией Халдейской церкви с шестнадцатого по двадцатый век. епархии По крайней мере, с 13 века город Амид был частью Майперкатской Церкви Востока ; после раскола 1552 года он стал резиденцией собственной епархии Халдейской церкви.
Архиепархия прекратила свое существование в 1929 году после смерти епископа Шлемуна Муше аль-Саббаха. Титул Амида был возрожден Халдейской церковью в 1966 году как Халдейская католическая архиепархия Амиды . Архиепархия в настоящее время является единственной оставшейся халдейской епархией в Турции , поэтому фактически имеет юрисдикцию над всеми халдеями Турции. У них есть две церкви в Диярбакыре, а епископ проживает в Стамбуле .
Фон
[ редактировать ]Восточно -сирийская епархия Амида была основана сравнительно поздно. Город Амид ( Диярбакыр ) был преимущественно армянским и сирийским православным центром; существует мало свидетельств присутствия Церкви Востока в более ранний период. Амид входил в состав церкви Восточной Майперкатской епархии в 1257 году, когда епископ Йоханнан «Майперкатский и Амидский» присутствовал при хиротонии патриарха Макихи II . [ 1 ] Несколько лет спустя епископ Ишо Дна из Майперката, Амида и Мардина присутствовал на хиротониях патриархов Денхи I в 1265 году и Яхбаллахи III в 1281 году. [ 2 ] Епархия Майперката засвидетельствована еще в 1018 году, и, учитывая известность Майперката в титулах этих двух епископов, Амид и Мардин, вероятно, находились под управлением восточно-сирийских епископов Майперката в тринадцатом веке.
В рукописи из берлинской коллекции перечислены семь предполагаемых епископов Амида четырнадцатого и пятнадцатого веков: Марута, Слиба-зха, Гавриил, Шемон , Натаниэль, Исраэль и Шубхалмаран. [ 3 ] Как и аналогичный список епископов Мардина, этот список трудно признать подлинным. К концу пятнадцатого века Амид, по-видимому, находился под властью митрополита Элии Нисибисского, который упоминается в формулах датировки ряда рукописей, скопированных между 1477 и 1483 годами.
В колофоне рукописи, переписанной в Мардине в 1502 году, упоминается митрополит по имени Элия. Возможно, его следует отождествлять с упомянутым выше митрополитом Элией Нисибисским, но более вероятно с митрополитом Элией Газартинским, упомянутым в колофоне рукописи 1504 года.
Халдейские епископы Амида
[ редактировать ]Халдейская епархия Амид, по-видимому, была основана Йоханнаном Сулакой вскоре после раскола 1552 года, который разделил Церковь Востока на Ассирийскую Церковь Востока и Халдейскую Церковь . Монах Хормизд Хабиб из семьи Асмар из Амида был рукоположен в сан митрополита Амида Сулакой 19 ноября 1553 года, приняв имя Элия. Он был отправлен в Индию году вторым халдейским патриархом Абдишо Мароном IV Мароном и, по-видимому, вернулся в Месопотамию в начале 1561 года. После этого он упоминается как митрополит Амида, связанный с патриархами Абдишо . IV вместе с братом Сулаки Иосифом в 1555 и Элия VI (1558-1591) в серии рукописей из С 1562 по 1579 год. Он смог обратить патриарха Сима IX Денхи в католицизм , был назначен прокуратором синодом восточно-сирийских епископов в 1580 году и был отправлен с миссией в Рим, чтобы добиться его подтверждения в Ватикане . Он умер в Ливане в 1582 году, по возвращении из Рима.
Архиепископ Амида по имени Джозеф Элия упоминается Леонардом Абелем в 1583 году, а также включен в его список наиболее образованных несториан в 1587 году.
Митрополит Элия Бар Таппе, зависимый от патриарха Элии VII , упоминается под разными титулами в формулах датировки или колофонах нескольких рукописей между 1599 и 1618 годами. В отчетах 1607 и 1610 годов он указан как митрополит Амидский, и епископ Ишояхб из Серта указан отдельно. Он был одним из многих епископов, к которым Петр Строцца обратился в письме 1614 года. В 1616 году он присутствовал на Амидском синоде как митрополит Сертский, но до 1612 года, похоже, также отвечал за Амидскую епархию.
В 1615 году, после возвращения из Рима, архидиакон Раббан Адам был рукоположен в митрополита Амида. Он взял имя Тимофей в честь ученика апостола Павла в знак уважения к папе Павлу V. Он присутствовал на Амидском синоде в 1616 году и подписал его акты как «митрополит Иерусалимский и Амидский». Он подписал исповедание веры Элии IX в 1617 году как «архиепископ Иерусалимский». Он упоминается в формуле датировки рукописи 1619 года и, как говорят, умер от чумы в 1621 или 1622 году. В записке о его смерти он назван «митрополитом Амида, Нисибиса , Мардина , Хесны и Иерусалима».
После смерти Тимофея Ишо Яхб , племянник Элии Бар Таппе и митрополит Серта с 1619 года, по-видимому, также отвечал за Амид до своей смерти в 1628 году. Митрополит по имени Джозеф Ишо Яхб , вероятно, тот же человек, упоминается вместе с патриарх Элия в формуле датировки рукописи, скопированной в Алеппо в 1626 году, что позволяет предположить, что Алеппо был в этот период находился под юрисдикцией митрополитов Амида.
После этого Амидская епархия, по-видимому, пустовала в течение десяти лет, пока ее не занял митрополит Шемон , который был переписчиком рукописей 1637 и 1638 годов и упоминается в формулах датировки ряда рукописей между 1651 и 1657 годами. В этих рукописях он связан с патриархом Симом кочанским XI, известным сторонником унии с Римом. вероятно, из-за его католических симпатий.
Митрополит Амидский по имени был одним Абдишо из подписавших письмо от 22 ноября 1669 года патриарха Элия X папе Клименту IX .
Вскоре после этого ему наследовал Иосиф , будущий патриарх Амидов, который также зависел от линии Элии. В 1672 году, вскоре после своего хиротонии, Иосиф стал католиком и был признан турецкими властями независимым архиепископом Амида и Мардина, несмотря на острую оппозицию со стороны несторианского патриарха Элии X. Не все восточно-сирийские христиане Амида последовали за ним. Однако группа, лояльная Элии X, выдвинула одного из них, человека по имени Давид, который был посвящен несторианским патриархом в противовес Иосифу в 1673. Давид, судя по всему, прожил в Амиде всего четыре года, а по возвращении Иосифа из Рима в 1677 году «бежал в Египет , где с тех пор о нем ничего не было слышно».
Иосиф I стал патриархом амидских халдеев в 1681 году. Вскоре после этого его здоровье начало ухудшаться, и он выбрал своим преемником католического поэта из Телкепе Слибу Маруфа , которого он рукоположил в священники в 1689 году, дав ему имя Иосиф. и митрополит Амида в 1691 году. Он снова покинул Амид в августе 1694 года для второго визита в Рим, где оставался до своей смерти в 1707. В 1696 году митрополит Иосиф был признан Ватиканом амидским патриархом Иосифом II.
Тимофей Марог Багдадский , будущий патриарх Амида Иосиф III , был рукоположен в митрополита Амида Иосифом II ок. 1705 г. Он был митрополитом в течение трех лет и служил халдеям Мардина, когда его отозвали в Амид во время вспышки чумы 1708 г. Согласно рассказу сирийского католического священника Элии ибн аль-Ксира, он был единственный халдейский епископ, переживший чуму. Он был избран патриархом в 1713 году, через несколько месяцев после смерти Иосифа II в 1712 году.
Между 1717 и 1728 годами митрополитом Амида был Абд аль-Ахад, сын Гарабета из Айн -Таннура, автор «Жизнеописания Иосифа I», принявшего имя Василий. Он был рукоположен Тимофеем III в деревне Айн -Таннур в воскресенье, 5 ноября 1717 года. Он умер 3 января 1728 года. Его католическое исповедание веры дано Ассемани .
Его сменил Тимофей Масаджи, который был рукоположен Иосифом III и, судя по всему, был митрополитом Амидским в течение почти тридцати лет. Согласно одному источнику, он умер 31 декабря 1756 года, но Тфинкджи утверждает, что он умер 1 января 1757 года, «говорят, отравленный еретиками».
По словам кардинала Тамбурини, 20 ноября 1754 года Иосиф III посвятил 23- или 25-летнего священника по имени Антоний Галло своим помощником с намерением, чтобы он в конечном итоге стал его преемником на посту патриарха Амидов. После протестов католиков Амида Ватикан отклонил его избрание на пост коадьютора, и вскоре после этого, 11 января 1757 года, он умер. Тиссеран предположил, что Антоний также был митрополитом Амида с 1754 года, но более вероятно, что Тимоти Масаджи оставался митрополитом Амидским до своей смерти.
Тимоти Масаджи сменил в 1757 году Лазар , Хинди получивший образование в Пропаганде . Лазар его Хинди, который также взял имя Тимофей, был рукоположен 8 февраля 1757 года Василием, епископом Мардина, вскоре после смерти Иосифа III в январе 1757 года. Вскоре после этого он сменил Иосифа III на посту четвертого патриарха Амидов, а перевод с кафедры Амида и назначение патриархом было подтверждено Ватиканом 25 марта 1759 года.
Его сменил Йоханнан аль-Аккари (1760–1777), который упоминается в формуле датировки рукописи 1766/7 года, а затем Августин Хинди (1777–1804).
Василий Асмар из Телькепе , монах монастыря Раббан Хормизд и митрополит Амадии и был рукоположен в с 1824 года, бежал в Амид в 1827 году после изгнания из Телькепе Йоханнаном Хормиздом митрополита Амида после смерти Августина Хинди. После его смерти в 1842 году его преемником стал Гиваргис Петер ди Натале, соадьютор патриарха Йоханнана VIII Хормизда, который умер в 1867 году.
Петр Тимофей Аттар В 1874 году его сменил Абдишо был митрополитом Амида с 1870 по 1873 год . Гиваргис Хайят, ранее митрополит Амадии , ставший патриархом в 1894 году.
Последним халдейским епископом Амида был Шлемун Муше ас-Саббах, который сменил Гиваргиса Абдишо в 1897 году . Хайята Он покинул свою епархию в 1915 году, во время резни христиан в регионе. Согласно его эпитафии в халдейской церкви Мар-Петион в Амиде, в которой указано его имя как Шлемун Бар-Срша , он родился в Мосуле в апреле 1865 г., стал священником в апреле 1888 г., был рукоположен в митрополита Амида и Майперката. в сентябре 1897 г. и умер в июне 1929 г.
Титул Амида, часто известный теперь как Архиепархия Диярбакыра , был возрожден Халдейской церковью в 1966 году для единственной оставшейся халдейской епархии в Турции, епископ которой проживал в Стамбуле.
Статистика населения
[ редактировать ]
По халдейской епархии Амида доступен ряд статистических данных. В 1757 году здесь было 3 церкви и 5000 верующих (хинди). В 1818 году только три якобитских села, два армянских села и халдейское село Шарухия в непосредственной близости от города Амида (Кампанилы) остались .
В 1850 году епархия состояла из самого Амида и деревень Шарухия и Али-паша ( ʿ Айн Таннур) с двумя церквями, четырьмя священниками и 150 халдейскими семьями (Барсуки). В 1867 году здесь было 2 деревни, 6 священников и 2000 верующих (Мартин).
В 1896 году в Амидской епархии насчитывалось 3000 халдеев, с приходами Шарухия и Майперкат, а также станциями в деревнях Бошат и Бакос (Шабот). В епархии было 3 церкви, включая часовню в Айн -Таннуре.
В 1913 году в епархии Амида насчитывалось 9 деревень, 12 священников и 4180 верующих (Тфинкджи). К тому времени в него также входили деревни Навдахт, Зере и Атше (Хаттах возле Майперката), которые лежали на равнине между реками Тигр и Сасун и недавно были преобразованы из Ассирийской Церкви Востока .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Бааба, Юэль А. (2009). Ассирийская Родина перед Первой мировой войной . Аламо, Калифорния. ISBN 978-0-9707489-6-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Бэджер, Джордж Перси (1852). Несториане и их ритуалы с рассказом о миссии в Месопотамию и Кордистан в 1842–1844 годах (два тома) . Издательство Кессинджер. ISBN 978-1-4179-4675-4 .
- Шабо, Жан-Батист (1896). «Религиозное состояние епархий, образующих Халдейский Вавилонский Патриархат» . Христианский восточный обзор . 1 :433–453.
- Фий, Дж. М. (1962). Христианская Ассирия (3 тома) . Бейрут.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Фий, Жан Морис (1993). Для Oriens Christianus Novus: Справочник восточно- и западно-сирийских епархий . Бейрут: Институт Востока. ISBN 9783515057189 .
- Джамиль, Самуэль (1902). Подлинные отношения между Апостольским Престолом и Церковью восточных ассирийцев или халдеев . Рим: Эрманно Лешер.
- Мартен, Жан Пьер Полен (1867). Халдея, исторический очерк, за которым следуют некоторые размышления о Востоке . Рим.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Тфинкджи, Дж. (1914). «Халдейская католическая церковь тогда и сейчас». Папский католический справочник (17): 449–525.
- Тиссеран, Эжен (1931). «Несторианская церковь». Словарь католического богословия . Полет. 11.стр. 157–323.
- Уилмшерст, Дэвид (2000). Церковная организация Церкви Востока, 1318–1913 гг . Лувен: Издательство Peeters. ISBN 9789042908765 .