Jump to content

Халдейская епархия Амида

(Перенаправлено из Амида (Халдейская епархия) )
Черные базальтовые римские стены Амида (Диярбакыра)

( Амидская епархия Диярбакыр ) была епархией или архиепархией Халдейской церкви с шестнадцатого по двадцатый век. епархии По крайней мере, с 13 века город Амид был частью Майперкатской Церкви Востока ; после раскола 1552 года он стал резиденцией собственной епархии Халдейской церкви.

Архиепархия прекратила свое существование в 1929 году после смерти епископа Шлемуна Муше аль-Саббаха. Титул Амида был возрожден Халдейской церковью в 1966 году как Халдейская католическая архиепархия Амиды . Архиепархия в настоящее время является единственной оставшейся халдейской епархией в Турции , поэтому фактически имеет юрисдикцию над всеми халдеями Турции. У них есть две церкви в Диярбакыре, а епископ проживает в Стамбуле .

Восточно -сирийская епархия Амида была основана сравнительно поздно. Город Амид ( Диярбакыр ) был преимущественно армянским и сирийским православным центром; существует мало свидетельств присутствия Церкви Востока в более ранний период. Амид входил в состав церкви Восточной Майперкатской епархии в 1257 году, когда епископ Йоханнан «Майперкатский и Амидский» присутствовал при хиротонии патриарха Макихи II . [ 1 ] Несколько лет спустя епископ Ишо Дна из Майперката, Амида и Мардина присутствовал на хиротониях патриархов Денхи I в 1265 году и Яхбаллахи III в 1281 году. [ 2 ] Епархия Майперката засвидетельствована еще в 1018 году, и, учитывая известность Майперката в титулах этих двух епископов, Амид и Мардин, вероятно, находились под управлением восточно-сирийских епископов Майперката в тринадцатом веке.

В рукописи из берлинской коллекции перечислены семь предполагаемых епископов Амида четырнадцатого и пятнадцатого веков: Марута, Слиба-зха, Гавриил, Шемон , Натаниэль, Исраэль и Шубхалмаран. [ 3 ] Как и аналогичный список епископов Мардина, этот список трудно признать подлинным. К концу пятнадцатого века Амид, по-видимому, находился под властью митрополита Элии Нисибисского, который упоминается в формулах датировки ряда рукописей, скопированных между 1477 и 1483 годами.

В колофоне рукописи, переписанной в Мардине в 1502 году, упоминается митрополит по имени Элия. Возможно, его следует отождествлять с упомянутым выше митрополитом Элией Нисибисским, но более вероятно с митрополитом Элией Газартинским, упомянутым в колофоне рукописи 1504 года.

Халдейские епископы Амида

[ редактировать ]

Халдейская епархия Амид, по-видимому, была основана Йоханнаном Сулакой вскоре после раскола 1552 года, который разделил Церковь Востока на Ассирийскую Церковь Востока и Халдейскую Церковь . Монах Хормизд Хабиб из семьи Асмар из Амида был рукоположен в сан митрополита Амида Сулакой 19 ноября 1553 года, приняв имя Элия. Он был отправлен в Индию году вторым халдейским патриархом Абдишо Мароном IV Мароном и, по-видимому, вернулся в Месопотамию в начале 1561 года. После этого он упоминается как митрополит Амида, связанный с патриархами Абдишо . IV вместе с братом Сулаки Иосифом в 1555 и Элия VI (1558-1591) в серии рукописей из С 1562 по 1579 год. Он смог обратить патриарха Сима IX Денхи в католицизм , был назначен прокуратором синодом восточно-сирийских епископов в 1580 году и был отправлен с миссией в Рим, чтобы добиться его подтверждения в Ватикане . Он умер в Ливане в 1582 году, по возвращении из Рима.

Архиепископ Амида по имени Джозеф Элия упоминается Леонардом Абелем в 1583 году, а также включен в его список наиболее образованных несториан в 1587 году.

Митрополит Элия Бар Таппе, зависимый от патриарха Элии VII , упоминается под разными титулами в формулах датировки или колофонах нескольких рукописей между 1599 и 1618 годами. В отчетах 1607 и 1610 годов он указан как митрополит Амидский, и епископ Ишояхб из Серта указан отдельно. Он был одним из многих епископов, к которым Петр Строцца обратился в письме 1614 года. В 1616 году он присутствовал на Амидском синоде как митрополит Сертский, но до 1612 года, похоже, также отвечал за Амидскую епархию.

В 1615 году, после возвращения из Рима, архидиакон Раббан Адам был рукоположен в митрополита Амида. Он взял имя Тимофей в честь ученика апостола Павла в знак уважения к папе Павлу V. Он присутствовал на Амидском синоде в 1616 году и подписал его акты как «митрополит Иерусалимский и Амидский». Он подписал исповедание веры Элии IX в 1617 году как «архиепископ Иерусалимский». Он упоминается в формуле датировки рукописи 1619 года и, как говорят, умер от чумы в 1621 или 1622 году. В записке о его смерти он назван «митрополитом Амида, Нисибиса , Мардина , Хесны и Иерусалима».

После смерти Тимофея Ишо Яхб , племянник Элии Бар Таппе и митрополит Серта с 1619 года, по-видимому, также отвечал за Амид до своей смерти в 1628 году. Митрополит по имени Джозеф Ишо Яхб , вероятно, тот же человек, упоминается вместе с патриарх Элия в формуле датировки рукописи, скопированной в Алеппо в 1626 году, что позволяет предположить, что Алеппо был в этот период находился под юрисдикцией митрополитов Амида.

После этого Амидская епархия, по-видимому, пустовала в течение десяти лет, пока ее не занял митрополит Шемон , который был переписчиком рукописей 1637 и 1638 годов и упоминается в формулах датировки ряда рукописей между 1651 и 1657 годами. В этих рукописях он связан с патриархом Симом кочанским XI, известным сторонником унии с Римом. вероятно, из-за его католических симпатий.

Митрополит Амидский по имени был одним Абдишо из подписавших письмо от 22 ноября 1669 года патриарха Элия X папе Клименту IX .

Вскоре после этого ему наследовал Иосиф , будущий патриарх Амидов, который также зависел от линии Элии. В 1672 году, вскоре после своего хиротонии, Иосиф стал католиком и был признан турецкими властями независимым архиепископом Амида и Мардина, несмотря на острую оппозицию со стороны несторианского патриарха Элии X. Не все восточно-сирийские христиане Амида последовали за ним. Однако группа, лояльная Элии X, выдвинула одного из них, человека по имени Давид, который был посвящен несторианским патриархом в противовес Иосифу в 1673. Давид, судя по всему, прожил в Амиде всего четыре года, а по возвращении Иосифа из Рима в 1677 году «бежал в Египет , где с тех пор о нем ничего не было слышно».

Иосиф I стал патриархом амидских халдеев в 1681 году. Вскоре после этого его здоровье начало ухудшаться, и он выбрал своим преемником католического поэта из Телкепе Слибу Маруфа , которого он рукоположил в священники в 1689 году, дав ему имя Иосиф. и митрополит Амида в 1691 году. Он снова покинул Амид в августе 1694 года для второго визита в Рим, где оставался до своей смерти в 1707. В 1696 году митрополит Иосиф был признан Ватиканом амидским патриархом Иосифом II.

Тимофей Марог Багдадский , будущий патриарх Амида Иосиф III , был рукоположен в митрополита Амида Иосифом II ок. 1705 г. Он был митрополитом в течение трех лет и служил халдеям Мардина, когда его отозвали в Амид во время вспышки чумы 1708 г. Согласно рассказу сирийского католического священника Элии ибн аль-Ксира, он был единственный халдейский епископ, переживший чуму. Он был избран патриархом в 1713 году, через несколько месяцев после смерти Иосифа II в 1712 году.

Между 1717 и 1728 годами митрополитом Амида был Абд аль-Ахад, сын Гарабета из Айн -Таннура, автор «Жизнеописания Иосифа I», принявшего имя Василий. Он был рукоположен Тимофеем III в деревне Айн -Таннур в воскресенье, 5 ноября 1717 года. Он умер 3 января 1728 года. Его католическое исповедание веры дано Ассемани .

Его сменил Тимофей Масаджи, который был рукоположен Иосифом III и, судя по всему, был митрополитом Амидским в течение почти тридцати лет. Согласно одному источнику, он умер 31 декабря 1756 года, но Тфинкджи утверждает, что он умер 1 января 1757 года, «говорят, отравленный еретиками».

По словам кардинала Тамбурини, 20 ноября 1754 года Иосиф III посвятил 23- или 25-летнего священника по имени Антоний Галло своим помощником с намерением, чтобы он в конечном итоге стал его преемником на посту патриарха Амидов. После протестов католиков Амида Ватикан отклонил его избрание на пост коадьютора, и вскоре после этого, 11 января 1757 года, он умер. Тиссеран предположил, что Антоний также был митрополитом Амида с 1754 года, но более вероятно, что Тимоти Масаджи оставался митрополитом Амидским до своей смерти.

Тимоти Масаджи сменил в 1757 году Лазар , Хинди получивший образование в Пропаганде . Лазар его Хинди, который также взял имя Тимофей, был рукоположен 8 февраля 1757 года Василием, епископом Мардина, вскоре после смерти Иосифа III в январе 1757 года. Вскоре после этого он сменил Иосифа III на посту четвертого патриарха Амидов, а перевод с кафедры Амида и назначение патриархом было подтверждено Ватиканом 25 марта 1759 года.

Его сменил Йоханнан аль-Аккари (1760–1777), который упоминается в формуле датировки рукописи 1766/7 года, а затем Августин Хинди (1777–1804).

Василий Асмар из Телькепе , монах монастыря Раббан Хормизд и митрополит Амадии и был рукоположен в с 1824 года, бежал в Амид в 1827 году после изгнания из Телькепе Йоханнаном Хормиздом митрополита Амида после смерти Августина Хинди. После его смерти в 1842 году его преемником стал Гиваргис Петер ди Натале, соадьютор патриарха Йоханнана VIII Хормизда, который умер в 1867 году.

Петр Тимофей Аттар В 1874 году его сменил Абдишо был митрополитом Амида с 1870 по 1873 год . Гиваргис Хайят, ранее митрополит Амадии , ставший патриархом в 1894 году.

Последним халдейским епископом Амида был Шлемун Муше ас-Саббах, который сменил Гиваргиса Абдишо в 1897 году . Хайята Он покинул свою епархию в 1915 году, во время резни христиан в регионе. Согласно его эпитафии в халдейской церкви Мар-Петион в Амиде, в которой указано его имя как Шлемун Бар-Срша , он родился в Мосуле в апреле 1865 г., стал священником в апреле 1888 г., был рукоположен в митрополита Амида и Майперката. в сентябре 1897 г. и умер в июне 1929 г.

Титул Амида, часто известный теперь как Архиепархия Диярбакыра , был возрожден Халдейской церковью в 1966 году для единственной оставшейся халдейской епархии в Турции, епископ которой проживал в Стамбуле.

Статистика населения

[ редактировать ]
Амид (Диярбакр) и его окрестности

По халдейской епархии Амида доступен ряд статистических данных. В 1757 году здесь было 3 церкви и 5000 верующих (хинди). В 1818 году только три якобитских села, два армянских села и халдейское село Шарухия в непосредственной близости от города Амида (Кампанилы) остались .

В 1850 году епархия состояла из самого Амида и деревень Шарухия и Али-паша ( ʿ Айн Таннур) с двумя церквями, четырьмя священниками и 150 халдейскими семьями (Барсуки). В 1867 году здесь было 2 деревни, 6 священников и 2000 верующих (Мартин).

В 1896 году в Амидской епархии насчитывалось 3000 халдеев, с приходами Шарухия и Майперкат, а также станциями в деревнях Бошат и Бакос (Шабот). В епархии было 3 церкви, включая часовню в Айн -Таннуре.

В 1913 году в епархии Амида насчитывалось 9 деревень, 12 священников и 4180 верующих (Тфинкджи). К тому времени в него также входили деревни Навдахт, Зере и Атше (Хаттах возле Майперката), которые лежали на равнине между реками Тигр и Сасун и недавно были преобразованы из Ассирийской Церкви Востока .

  1. ^ Слиба, 120 (арабский)
  2. ^ Слиба, 121–2 и 124 (арабский)
  3. ^ МС Берлин Сыр 14

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f6789520de997e27ee30bc572589654c__1716562140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f6/4c/f6789520de997e27ee30bc572589654c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chaldean Diocese of Amid - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)