Халдейская католическая епархия Мардина
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2014 г. ) |
Мардин был епархией Халдейской церкви с шестнадцатого по двадцатый век. Епархия прекратила свое существование в 1941 году. До этого она была епархией Ассирийской Церкви Востока , из которой возникла Халдейская Католическая Церковь. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Список ассирийских епископов Мардина , составленный Фьеем, в основном основан на списке, составленном Тфинкджи в 1913 году. Рассказ Тфинкджи о епархии Мардина, где он сам был ассирийским халдейским католическим священником , более чем обычно подробен, но хотя и содержит много ценной информации. не свободен от ошибок. Начиная с середины восемнадцатого века, большинство халдейских епископов Мардина были похоронены в городской церкви Раббан Хормизд , и даты их смерти записывались в их эпитафиях. Эти даты были использованы Тфинкджи, и большинство из них также встречается в недатированной заметке, сделанной примерно в конце девятнадцатого века в рукописи из собрания Мардина, в которой перечислены епископы Мардина от Василия Хесро ( об. 1738) до Петра Тимофея. ʿ Аттар ( об. 1891 г.), где указаны даты их освящения и смерти. Автор заметки неизвестен, но, возможно, им был сам Тфинкджи, несмотря на периодические неточности в некоторых датах. Подробностям такого рода, основанным на знаниях из первых рук и личных воспоминаниях, вероятно, можно доверять. В других местах, особенно в отношении ранней истории епархии, его свидетельства противоречат другим источникам и на них нельзя полагаться.
Халдейская епархия Мардина, по-видимому, была основана во второй половине шестнадцатого века либо Йоханнаном Сулакой , либо (что более вероятно) его преемником Абдишо после того , IV Мароном как Салука откололся от Ассирийской церкви Востока в 1553 году нашей эры. . Тфинкджи привел следующий список предполагаемых епископов Мардина с 1194 по 1512 год, очевидно, содержащийся в евангелиях, скопированных в 1621 году: Йа Коб из Амида (1194–1227); Исаак Нисибисский (1229–1251 гг.); Марк Мардина (1252–1275 гг.); Стен Денха (1280–1301); Куриакос из Дунайсира [согласно Тфинкджи, старое название мардинской деревни Тель-Армен] (1305–1317 гг.); Стефан Мардинский (1319–1340 гг.); Гиваргис из Реш - Айны (1345–1361); Елеазар Кфартуутский (1364–1375 гг.); Самуил Эдесский (1378–1395); Иоанн Сертский (1397–1400); Яхбалла из Газы (1400–09); Ялда Амидская (1410–1429 гг.); Петр Мардинский (1431–1445 гг.); Сабришо из Газарты (1448–1468); Илия Мосулский (1470–1486 гг.); и Тимофей Эсна д'Кифа (1488–1512).
Этот список имеет весьма сомнительную подлинность. Во-первых, хотя некоторые ее имена и правдоподобны, удивительно встретить ассирийских епископов из западносирийских центров Реш - Айны, Кфартуфы и Эдессы , а имена Елеазара и Самуила также редко встречаются в Ассирийской Церкви Востока . Во-вторых, ни один из названных епископов нигде не упоминается. Наконец, этот список противоречит другим свидетельствам, указывающим на то, что Мардин не был отдельной епархией до раскола 1552 года.
В литературных источниках Мардин упоминается трижды. [ оригинальное исследование? ] в титуле епископов Ассирийской Церкви Востока Майперката, но не как отдельную епархию. Патриарх Яхбаллаха II (1190–1222) был епископом Майперката и Мардина, прежде чем стать митрополитом Нисибиса ; в 1176 году епископ Майперката, Амида и Мардина Йоханнан присутствовал при хиротонии Маккихи II в 1257 году; а епископ Ишо Дна из Майперката, Амида и Мардина присутствовал при освящении Денхи I в 1265 году. Кроме того, в формулах датировки рукописей, скопированных в Мардине в 1502 и 1540/1 гг., упоминается патриарх Шем на VII Ишо . яхб и соответственно митрополит Элия Амидский и митрополит и Натар Курсия Хнанишо . Ни в одном колофоне не упоминается епископ Мардинский.
Митрополит Ишо - яхб Нисибисский, сторонник Шема на VII Ишо-яхбе и его преемник Элия VI (1558-1591), назван «митрополитом Нисибиса, Мардина, Амида и всей Армении в колофоне 1554 года », и «митрополит Нисибисский, Мардинский и Армянский» в колофонах 1558 г. и 1560. Более ранний титул, возможно, был предназначен для того, чтобы бросить вызов власти митрополита Сулаки Элии Амида, и оба стиля могут быть свидетельством того, что Мардин в этот период был верен Симу на VII Ишо - яхбе и еще не имел своего собственного епископа. .
Халдейские епископы Мардина
[ редактировать ]Мардин был причислен к суфражистской епархии Нисибиса в списке Абдишо в 1562 году IV Марона вместе с епархиями Таллескани и Макхазин. Предположительно это были восточносирийские деревни вблизи Мардина и Нисибиса, но их локализация не установлена.
Эта ссылка представляет определенный интерес. Первым бесспорным митрополитом Мардина был Хнанишо , уроженец мардинской деревни Табьята, который скопировал не менее семи рукописей между 1564 и 1586 годами. По словам Тфинкджи, он был одним из пяти епископов, рукоположенных Йоханнаном Сулакой после его возвращения из Рима. в 1553 году, и это вполне может быть правдой, хотя авторитет Тфинкджи в этом утверждении не ясен. С другой стороны, поскольку он не упоминается до 1564 года, возможно, более вероятно, что он был посвящен преемником Сулаки IV Абдишо Мароном . был сторонником унии с Римом, поскольку католик Абдишо Он, безусловно , IV упоминается в колофоне его самой ранней рукописи. монастыре Мар Якоб близ Сеерта в 1569 году, патриаршей резиденции Абдишо IV Он также скопировал рукопись в .
Хнанишо был одним из тех , кто подписал письмо 1580 года четвертого католического патриарха Сима на IX Денха папе Григорию XIII . В 1582 году он посетил Иерусалим отпраздновал праздник Воскресения Христова , где 15 апреля . Он завершил копию рукописи в Мардине 10 декабря 1586 года и не был среди митрополитов, которые были свидетелями исповедания веры Элии VI в Алкоше две недели спустя, 23 декабря 1586 года. Архиепископ Хнанишо « Мансурийский», вероятно, тот же самый человек включен в список Леонарда Абеля 1587 года «самых грамотных людей несторианского народа». нация».
Хнанишо , возможно, умер вскоре после этого. После этого, до 1615 года, Мардин, судя по всему, находился под юрисдикцией Якоба , митрополита Нисибиса. Якоб . упоминается в отчете 1607 года как «митрополит Мардина», а в 1614 году в письме Петра Строццы он назван «митрополитом Нисибиса и Мардина»
Согласно Тфинкджи, следующими тремя митрополитами Мардина в семнадцатом веке были Йоханнан (1615–1641), Иосиф (1641–78) и Шемон из Амида (1682–95). Источник некоторых из этих дат неясен, а данные формул датировки рукописей противоречивы. Титул Тимофея, митрополита Амида между 1615 годом и его смертью в 1621/2 году, также включал Мардина, что позволяет предположить, что правление Йоаннана началось в 1622 году или позже. Митрополит Йоханнан Мардинский, умерший, по словам Тфинкджи, в Нисибисе в 1641 году, упоминается в формулах датировки рукописей 1635 и 1645 годов. Имя и (предположительно неверные) даты правления митрополита Иосифа содержатся в примечании в рукопись Восточно-сирийская , скопированная в 1679 году и увиденная Тфинкджи в якобитской церкви. что Шемон Говорят , из Амида был посвящен в сан Иосифа I и умер в Мардине в 1695 году.
Согласно Тфинкджи Тимофей Мароге , который сменил Иосифа II на посту патриарха Халдеев в 1714 году, был митрополитом Мардина между 1696 и 1713 годами. Однако, согласно его собственному рассказу, который сохранился в архивах Ватикана , он был митрополитом Амида , хотя он также служил халдеям Мардина.
Епископ Мардина Василий Хесро был одним из трех епископов (вместе с Василием Амидским и Шемоном Сиртским ), рукоположенных Иосифом III перед его отъездом в Рим в 1731 году. По словам Фьея, вслед за Тфинкджи он был рукоположен в 1714 году, но в По словам самого патриарха, два Василия были посвящены «один после смерти другого». Поскольку Василий Амидский умер в 1728 году, Василий Хесро, должно быть, был посвящен в сан между 1728 и 1731 годами. Судя по всему, он умер в сентябре 1738 года. В марте 1739 года патриархальный администратор Шем на Кемо, а также духовенство и жители Амида и Мардина написали несколько письма Иосифу III в Рим, чтобы сообщить ему о смерти Василия и умолять о возвращении Иосифа. назначила его патриаршим викарием В этих письмах говорится, что он умер 26 сентября 1738 года, и упоминается, что Священная Конгрегация . Он был первым епископом Мардина, похороненным в церкви Раббана Хормизда, и, согласно его эпитафии в церкви, умер 25 сентября 1738 года, на день раньше даты, указанной в переписке Ватикана. Заметка в рукописи в В собрании Диярбакра дата его смерти указана как 10 января 1739 года, что, вероятно, неверно.
Преемником Василия Хесро вскоре после его смерти стал священник Йоханнан Мардинский, который был рукоположен Иосифом III и также принял имя Василий в честь своего предшественника (Тфинкджи). Он не мог быть рукоположен в 1738 году, как утверждал Тфинкджи, поскольку Иосиф III вернулся в Амид только в конце 1741 года. Вероятно, его следует отождествлять с 95-летним митрополитом Мардина, упомянутым кардиналом Тамбурини в начале 1757 года. как единственный выживший католический епископ в Амидском патриархате (после недавней смерти патриарха Иосифа III и митрополита Тимоти Масаджи из Амида). Он посвятил Лазара в митрополита Амида 8 февраля 1857 года и, согласно его эпитафии , Хинди умер вскоре после этого, 25 февраля 1758 года.
Йоханнана сменил митрополит Шемон Амидский , очевидно, рукоположенный Иосифом III в 1758 году. В 1782 году он вмешался, чтобы обеспечить защиту сирийскому католическому патриарху Михаилу III Джарве , который подвергался преследованиям со стороны якобитов Мардина после его обращения в католицизм. . Согласно его эпитафии, он умер 19 ноября 1788 года.
В 1795 году Шемона сменил священник Михаил Шавриз Сертский, брат митрополита Петра Шавриза Сертского. По словам патриарха Йоханнана VIII Хормизда , чей отчет цитирует англиканский миссионер Джордж Перси Бэджер , он был посвящен в сан в период с ноября 1793 по 14 февраля 1794 года нерегулярным образом по инициативе Августина Хинди :
За все это время я не получил ни одного письма от Диарбекира или Мардина, поскольку, похоже, они не получили приказов нашего господина Папы; напротив, Каша Агостин отправился в Серть, где был пресвитер по имени Михаил. Он отвёл его к одному из митрополитов Ткавалакха [джилу], рукоположил его в митрополита и поставил над Мардином без согласия нашего господина Папы. [ 2 ]
Из-за нарушений правил хиротонии Михаил был отлучен от церкви Ватиканом, но был оправдан папой Пием VI в 1795 году и утвержден епископом Мардина. Тфинкджи, за которым следует Фий, называет дату своей смерти 3 апреля 1810 года.
Михаила сменил Игнатий Дашто из Алкоша , монах монастыря Раббан Хормизд , родившийся в 1794 году и рукоположенный в священники в 1821 году. Согласно Тфинкджи, он был рукоположен Августином Хинди в 1824 году, но согласно другому источнику, он был рукоположен в 1827 г. и умер 12 июля 1868 г. Согласно в Барсук, он был посвящен Августином Хинди (который любил называть себя Мар-Иосифом V) вместе с четырьмя другими монахами и был отправлен в Мардин, чтобы поставить в неловкое положение Йоханнана Хормизда :
Мар Юсеф взял на себя задачу отправить Мутрана Михаила в Серт, а Мутрана Игнатия в Мардин, хотя этот последний город был передан под юрисдикцию Мутрана Ханны самим Папой. [ 3 ]
На смену Игнатию Дашто пришел Гавриил Фарсо, который был рукоположен в сан в 1870 году и умер 27 июня 1873 года. Его сменил Петр Тимофей Аттар , который был рукоположен в митрополита Амида в 1870 году и переведен в Мардин в 1873 году после преждевременной смерти Фарсо. Он умер 1 ноября 1891 года, но, похоже, за несколько лет до его смерти на посту митрополита Мардина сменил Йоханнан Элия Меллус , ок. 1887–1908.
Ряд рукописей из коллекции Мардина, некоторые из которых позже были переданы в дар Ватикану, в 1880-х годах вошли в личную коллекцию митрополита Йоханнана Элии Меллуса.
В 1910 году Исраэль Аудо Мардинским митрополитом стал , но ассирийский геноцид 1918 года устранил халдейское присутствие в Мардине, и епархия была упразднена после его смерти в 1941 году.
Население
[ редактировать ]Говорят, что современное халдейское население Мардина включает только одну семью, и они держат ключ от халдейской католической церкви Мардина, которая до сих пор сохраняется, но бездействует. Церковь сейчас находится под контролем Халдейской католической архиепархии Амиды .
Исторические переписи населения
[ редактировать ]В 1842 году Мардинская епархия состояла только из самого города, в котором была церковь, четыре священника и 60 халдейских семей (Барсуков). В 1852 году в Мардинской и Нисибисской епархии насчитывалось 500 халдеев (Марчи). В 1867 г. в состав епархии входило 2 деревни с населением 1000 халдеев, которым служили 2 священника (Мартин).
В 1896 году в Мардинской епархии насчитывалось 850 халдеев, включая приход самого Мардина и четыре станции, одна из которых находилась недалеко от Нисибиса (Шабо). было 3 священника, которым помогал дом капуцинов Тогда в епархии .
В 1913 году Мардинская епархия насчитывала 1670 верующих, 6 священников, церковь, 2 часовни, 3 школы и 2 миссионерских станции (Тфинкджи). Большинство проживало в самом Мардине . Существовали также небольшие халдейские общины, жившие вместе с гораздо более крупными группами западносирийских и армянских христиан в Мидьяте , Нисибисе , Дерике , Вираншехире и деревне Тель-Армен . Единственным значительным халдейским поселением, оставшимся в окрестностях Мардина, была деревня Иссадейр, расположенная в нескольких милях к северу.
В 2005 году Халдейская католическая церковь была вновь открыта и обслуживала 5 халдейских семей. Из-за отсутствия халдейского католического священника церковью управляет местный сирийский православный священник. [ 4 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Источники и внешние ссылки
[ редактировать ]- Бааба, Юэль А. (2009). Ассирийская Родина перед Первой мировой войной . Аламо, Калифорния. ISBN 978-0-9707489-6-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Бэджер, Джордж Перси (1852). Несториане и их ритуалы . Том. 1. Лондон: Джозеф Мастерс.
- Бэджер, Джордж Перси (1852). Несториане и их ритуалы . Том. 2. Лондон: Джозеф Мастерс. ISBN 9780790544823 .
- Шабо, Жан-Батист (1896). «Религиозное состояние епархий, образующих Халдейский Вавилонский Патриархат» . Христианский восточный обзор . 1 :433-453.
- Фий, Дж. М. (1962). Христианская Ассирия (3 тома) . Бейрут.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Фий, Жан Морис (1993). Для Oriens Christianus Novus: Справочник восточно- и западно-сирийских епархий . Бейрут: Институт Востока. ISBN 9783515057189 .
- Джамиль, Самуэль (1902). Подлинные отношения между Апостольским Престолом и Церковью восточных ассирийцев или халдеев . Рим: Эрманно Лешер.
- Мартен, Жан Пьер Полен (1867). Халдея, исторический очерк, за которым следуют некоторые размышления о Востоке . Рим: Imprimerie de la Civiltà Cattolica.
- Тфинкджи, Дж. (1914). «Халдейская католическая церковь тогда и сейчас». Папский католический справочник (17): 449–525.
- Тиссеран, Эжен (1931). «Несторианская церковь». Словарь католического богословия . Полет. 11.стр. 157–323.
- Уилмшерст, Дэвид (2000). Церковная организация Церкви Востока, 1318–1913 гг . Лувен: Издательство Peeters. ISBN 9789042908765 .