Итихаса-Пурана
Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Часть серии о |
Индуистские писания и тексты |
---|
![]() |
Связанные индуистские тексты |
В индуизме , Итихаса-Пурана также называемая пятой Ведой , [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] относится к традиционным описаниям космогении , мифам , царским генеалогиям лунной , и солнечной династий а также легендарным событиям прошлого. [ сеть 1 ] как сказано в Итахасе ( Махабхарате и Рамаяне ) [ 1 ] и Пураны . [ 1 ] Они имеют большое влияние на индийскую культуру, и многие классические индийские поэты черпают сюжеты своей поэзии и драмы из «Итихасы». [ 4 ] Эпически -пураническая хронология, заимствованная из « Итихаса-Пураны», является влиятельной системой отсчета в традиционной индийской мысли.
Этимология
[ редактировать ]Итихаса , इतिहास , происходит от фразы iti ha āsa इति ह आस , что означает «так действительно было».
Пураны , / p ʊ ˈ r ɑː n ə / ; Санскрит : पुराण , пурана буквально означает «древний, старый». [ сеть 2 ] [ 3 ]
Характеристика
[ редактировать ]Итихаса относится к эпосам Махабхараты санскритским и Рамаяны . [ 1 ] Пураны — это обширный жанр индуистской литературы, посвященный широкому кругу тем, особенно космогонии , мифам, легендам и предполагаемой истории. [ 5 ] Вместе их также называют пятой Ведой. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] «Священная книга масс, не имевших права изучать четыре Веды». [ 1 ]
Традицию Итихасы обычно понимают как развитие бардской традиции Сутов и Чаранов, в чьи обязанности входило сочинение царских восхвалений . [ 6 ]
В мифических повествованиях «Итихаса -Пураны» нет четкого различия между мифологией, агиографией и историографией. [ 2 ] Индийская традиция считает Итихаса-Пурану авторитетными историческими произведениями, документирующими события прошлого. [ 1 ] и предписываю дхарму , правильный образ жизни. [ 7 ] Итихаса-Пурана составляет основу эпико-пуранической хронологии , традиционной хронологии легендарной истории. Махабхарата включает историю войны на Курукшетре и сохраняет традиции Лунной династии в виде встроенных сказок. Рамаяна содержит историю Рамы и случайно связана с легендами Солнечной династии . Пураны дают представление о югах , а Дашаватара — о десяти воплощениях Вишну в четырех соответствующих югах.
Космогения и циклическое время (Юги)
[ редактировать ]Yuga
[ редактировать ]Согласно индуистским текстам , время циклично. История человечества делится на четыре эпохи — Сатья-югу , Трета-югу , Двапара-югу и Кали-югу , — вместе образующие одну Маха-югу . Семьдесят одна маха-юга образует Манвантару ( «эру Ману » ), период времени, которым правит «Ману». На протяжении своего периода каждый Ману является архетипическим первым человеком, прародителем человечества, а также первым царем и законодателем. Помимо Ману, в каждой Манвантаре есть свой собственный набор Индры , богов и семи мудрецов . Четырнадцать Ману правят в Кальпе (один день в жизни) Брахмы ), что эквивалентно 1000 Маха Юги, в конце которых творение разрушается и за ним следует Пралайя (растворение) равной продолжительности. Творение начинается снова, в следующей Кальпе, в бесконечном цикле творений и растворений.
Дашаватара
[ редактировать ]Дашаватара аватарам относится к десяти первичным (то есть полным или завершенным) воплощениям ( ) Вишну , индуистского бога сохранения , имеющего ригведическое происхождение . Говорят, что Вишну спускается в форме аватара, чтобы восстановить космический порядок. Слово Дашаватара происходит от даша , что означает «десять», и аватара ( avatar ), что примерно эквивалентно «воплощению».
Существуют различные версии списка аватаров Вишну, различающиеся в зависимости от региона и традиции. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] В некоторых списках Кришна упоминается как восьмой аватар, а Будда - как девятый аватар. [ 8 ] в то время как другие, такие как Ятиндраматадипика , краткое изложение Шривайшнавов 17-го века доктрины [ 10 ] – назовите Балараму восьмым аватаром, а Кришну девятым. [ 10 ] Последней версии придерживаются некоторые вайшнавы, не принимающие Будду как воплощение Вишну. [ 12 ] Хотя ни один список не может быть бесспорно представлен в качестве стандарта, «наиболее приемлемым списком, встречающимся в Пуранах и других текстах, является [...] Кришна, Будда». [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ примечание 1 ]
В следующей таблице резюмировано положение аватаров в Дашаватаре во многих, но не во всех традициях: [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 18 ]
Королевские генеалогии
[ редактировать ]Солнечная династия и Лунная династия были двумя легендарными основными династиями кшатриев варны , или класса воинов-правителей, упомянутых в древнеиндийских текстах. Они ведут свое происхождение от Вайвасваты Ману , который возглавляет нынешнюю, седьмую манватару.
Согласно Харивамсе , Икшваку был сыном Вайвасваты Ману и прародителем Сурьявамши, или Солнечной династии , и получил царство Арьяварты от своего отца Вайвасваты Ману . Вайвасвата Ману поселился в районе Арьяварты после того, как пережил Великий потоп , положивший конец шестой маманватаре. А. К. Мозумдар утверждает, что именно Ману построил город на Сараю (реке, богиней которой была его мать Санджана) и назвал его Айодхья , что означает «непобедимый город». Этот город служил столицей многих царей солнечной династии, а также считается местом рождения Рамы . [ 23 ]
, связанных с луной ( Сома Говорят, что Лунная династия (IAST: Чандравамша) произошла от божеств или Чандра ) . [ 24 ] Согласно Шатапатха-брахману , Пуруравас был сыном Будхи (его самого часто называют сыном Сомы) и меняющего пол божества Илы (родившегося как дочь Ману ). [ 25 ] Правнуком Пурураваса был Яяти , у которого было пять сыновей по имени Яду , Турвасу , Друхью , Ану и Пуру . Похоже, это названия пяти ведических племен, описанных в Ведах . [ 26 ]
Влияние на классическую индийскую поэзию
[ редактировать ]Многие классические индийские поэты черпают сюжеты своей поэзии и драмы из «Итихасы». [ 4 ] Правила классической индийской поэтики предписывают, чтобы темы махакавьев [ 27 ] [ 28 ] (витиеватые эпосы) и натаки [ 29 ] (драма) в первую очередь следует выбирать из итихасы . Соответственно, великие махакавьи, такие как Калидаса » «Рагхувамса , Кумарадаса » «Джанаки-харана , «Раванавадха» (или Бхаттикавья ) Бхатти, черпали свои темы из « Рамаяны» , а Бхарави » «Киратарджунья , Магхи » «Шисупалавадха и «Найшадхиячарита» Шрихарсы — из Махабхараты .
Историческое сознание
[ редактировать ]Вера в то, что обществу Южной Азии не хватало исторического сознания до колониальных времен, сохраняется, поскольку колониальные писатели, такие как Роберт Орм и Джеймс Милль, утверждали, что рациональная, основанная на фактах история возникла в Индии только при британском правлении. Они утверждали, что доколониальная история Индии, считавшаяся мифической, не соответствовала современным стандартам, поскольку была слишком шаблонной и лишена исторического контекста. Но это понятие также было оспорено. [ 30 ] Кумкум Чаттерджи, сосредоточивший внимание на народной традиции Итихасы/Пураны в Бенгалии раннего Нового времени, утверждал, что эти повествования основаны на историческом опыте, полученном во время правления Великих Моголов в Бенгалии и на большей части Индии в 17 и 18 веках. [ 31 ] Пураны со временем развивались и постоянно обновлялись, чтобы отражать меняющиеся социальные условия. Они традиционно охватывают мифы о творении, космические циклы, генеалогии, божественные подвиги и королевские истории, но они также включают дополнительный контент, такой как сектантские божества и социальные нормы. [ 32 ]
См. также
[ редактировать ]- Юга цикл
- Джанапада
- История индуизма
- Индуистские единицы времени
- Махабхарата и Рамайан
- Эпически-пураническая хронология
- Эпически-пуранические царские генеалогии
- Список монархов Магадхи
- Династии Пуру и Яду
- Список королей династии Икшваку в индуизме
- Династии Турвасу Друхью и Ану
- Список древних индоарийских народов и племен
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Будда как аватар Вишну:
- Кришна, Будда
- Бансал 2005 , с. 27, «Вишну Дашаватара».
- Далал 2010 , с. 112, «Дашаватара». Далал: «Стандартный и наиболее общепринятый список, встречающийся в Пуранах и других текстах, таков: [...] Рама, Кришна, Будда, Калки»;
- Дониджер О'Флаэрти 1994 , с. 175. Донигер: «Обычно говорят, что у Вишну было десять воплощений [...] Кришна [...] Будда».
- Наводнение 1996 , с. 175. Потоп: «...к восьмому столетию стандартное число форм происхождения в Вайшнавских Пуранах составляет десять. Это [...] Кришна, Будда».
- Клостермайер 2007 , «Вишну Аватары». Клостермайер: «Наиболее распространенная традиция говорит о десяти таких аватарах [...] Кришны [...] Будды».
- Кришна 2010 , стр. 28–29. Кришна: «Кришна [...] Будда [...] Существует разница во мнениях относительно того, был ли Будда воплощением Вишну [...] Альтернативой тогда является Баларама, Рама плуга и старший брат Кришны. , который указан после Рамы, тем самым устранив Будду и сделав Кришну девятым воплощением».
- Лиминг 2001 , с. 19, «Аватар».
- Лохтефельд 2001 , с. 73, «Аватар». Лохтефельд: «Хотя в списке Аватаров Вишну есть некоторые вариации, общепринятый список таков: [...] Кришна, Будда».
- Васвани 2017 , стр. 12–14.
- Вуаку 2013 , с. 148.
- Баларама, Будда
- Нагасвами 2010 , стр. 27.
- «аватар» . Британская энциклопедия .
- Не указано
- Холт, Джон Клиффорд (2008), Буддийский Вишну: религиозная трансформация, политика и культура , стр. 14–15; с.372 примечание 9 относится к четырем Пуранам, в которых Будда упоминается на 9-й позиции: Вараха Пурана 4.2; Матсья Пурана 285.6-7; Агни Пурана 49.8; Бхагавата Пурана X.40.22 и I.3.
- Кришна/Баларама, Будда
- Харе Кришна, воплощения Господа – Дашаватара – десять первичных воплощений Вишну . Харе Кришна называют восемь аватаров одновременно Кришной и Баларамой.
- ^ Лейден: Мадхья-Прадеш, Махараштра. [ 11 ]
- ^ Лейден: Южный Декан, Майсур. [ 11 ]
- ^ Jump up to: а б с Харе Кришна, воплощения Господа – Дашаватара – десять первичных воплощений Вишну . Харе Кришна называют восемь аватаров одновременно Кришной и Баларамой.
- ^ Лейден: Раджастан, Непал, Северный Декан. [ 11 ]
- ^ Махараштра, Гоа. [ 18 ]
- ^ Мукерджи: Орисса; [ 20 ] Лейден: Западная Бенгалия. [ 11 ]
- ^ Дональд Дж. ЛаРокка, Метрополитен-музей, описывает катара с Рамой-Кришной-Буддой, называя Раму Рамачандрой , или, альтернативно Баларамой . [ 21 ] Тем не менее, Хойберг конкретно утверждает, что Рама , как аватар Вишну, является Рамачандрой . [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Клостермайер (2007) , с. 59.
- ^ Jump up to: а б с Наводнение (1996) , с. 104.
- ^ Jump up to: а б с Деброй (2014) , с. 7.
- ^ Jump up to: а б Паргитер (1922) .
- ^ Бэйли 2001 , стр. 437–439.
- ^ Голдман (2018) .
- ^ Самарпан (2017) .
- ^ Jump up to: а б Вуаку 2013 , с. 148.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Васвани 2017 , стр. 12–14.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Карман 1994 , стр. 211–212.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Лейден 1982 , с. 22.
- ^ Кришна 2009 .
- ^ Далал 2010 , с. 112.
- ^ Лохтефельд 2001 , с. 73.
- ^ Донигер О'Флаэрти 1994 , с. 175.
- ^ Клостермайер 2007 .
- ^ Кришна 2010 , стр. 28–29.
- ^ Jump up to: а б с д и Патхак, Арунчандра С. (2006) [1885]. «Джуннар» . Департамент географических справочников правительства Махараштры. Архивировано из оригинала 16 октября 2009 года . Проверено 3 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Нагасвами 2010 , стр. 27.
- ^ Jump up to: а б с д Мукерджи 1981 , с. 155.
- ^ ЛаРокка 1996 , с. 4.
- ^ Хойберг 2000 , с. 264.
- ^ Мазумдар 2008 , с. 161.
- ^ Паливал, Б.Б. (2005). Послание Пуран ООО "Даймонд Карман Букс" п. 21. ISBN 978-8-12881-174-6 .
- ^ Тапар 2013 , с. 308.
- ^ АК Вардер (1972). Введение в индийскую историографию . Популярный Пракашан. стр. 21–22.
- ^ Дандин, Кавьядарша, I.15
- ^ Вишванатха Кавираджа, Сахитьядарпана, VI.318.
- ^ Бхарата, Натьяшастра, XVIII.10.
- ^ Чаттерджи 2008 , с. 513.
- ^ Чаттерджи 2008 , с. 514.
- ^ Чаттерджи 2008 , с. 515.
Источники
[ редактировать ]- Печатные источники
- Бейли, Грегори (2001). Лиман, Оливер (ред.). Энциклопедия азиатской философии . Рутледж. ISBN 978-0415172813 .
- Бансал, Сунита Пант (2005), Индуистские боги и богини , Нью-Дели, Индия: Smriti Books
- Карман, Джон Брейстед (1994), Величие и кротость: сравнительное исследование контраста и гармонии в концепции Бога , Wm. Издательство Б. Эрдманс
- Чаттерджи, Кумкум (2008). «Персианизация Итихасы: повествования о представлениях и политическая культура Великих Моголов в Бенгалии восемнадцатого века» . Журнал азиатских исследований . 67 (02). дои : 10.1017/S0021911808000685 . ISSN 0021-9118 .
- Далал, Рошен (2010), Индуизм: Алфавитный путеводитель , Penguin Books India, ISBN 9780143414216
- Деброй, Бибек (2014). Брахманда Пурана Том 1 . Penguin Random House India Private Limited.
- Донигер О'Флаэрти, Венди (1994), Индуистские мифы , Penguin Books India, ISBN 9780144000111
- Флад, Гэвин Д. (1996), Введение в индуизм , издательство Кембриджского университета.
- Голдман, Роберт П. (2018). «Увеличение прошлого: историческое и политическое сознание в Уттараканде Валмики» . Исследования по истории . 34 (2): 182–206. дои : 10.1177/0257643018772406 . ISSN 0257-6430 . S2CID 165668247 .
- Хойберг, Дейл (2000), Студенческая Британника Индия: от M до S: (от Мираджа до Шастри) - Том 4 , Популярный Пракашан, ISBN 9780852297605
- Клостермайер, Клаус К. (2007). Обзор индуизма (3-е изд.). СУНИ Пресс. ISBN 978-0-7914-7082-4 .
- Кришна, Нандита (2009), Книга Вишну , Penguin UK, ISBN 978-01430-6-7627
- Кришна, Нандита (2010), Книга Вишну , Penguin Books India, ISBN 9780143067627
- ЛаРокка, Дональд Дж. (1996), Боги войны: священные образы и украшения оружия и доспехов , Метрополитен-музей
- Лиминг, Дэвид Адамс (2001), Словарь азиатской мифологии
- Лейден, Рудольф фон (1982), Ганджифа: Игральные карты Индии , Музей Виктории и Альберта, ISBN 978-09052-0-9173
- Лохтефельд, Джеймс Г. (2001), Иллюстрированная энциклопедия индуизма. Том 1: AM , The Rosen Publishing Group, Inc, ISBN 9780823931798
- Мазумдар, АК (2008). Индуистская история . Публикации Рупа, Индия. ISBN 978-81-86772-17-1 .
- Мукерджи, Прабхат (1981), История средневекового вайшнавизма в Ориссе , Азиатские образовательные службы, ISBN 9788120602298
- Нагасвами, Н. (2010), Махабалипурам (Мамаллапурам) , Oxford University Press
- Паргитер, Ф.Е. (Фредерик Иден) (1922). Древнеиндийская историческая традиция . Библиотека Корнеллского университета. Лондон: Издательство Оксфордского университета, Х. Милфорд.
- Самарпан (2017). Живой индуизм: практики библейской философии . Книги Ниёги.
- Тапар, Ромила (2013), Прошлое перед нами , издательство Гарвардского университета , ISBN 978-0-674-72651-2
- Васвани, JP (2017), Дасаватара , Издательство Jaico, ISBN 9789386867186
- Вуаку, Альберт (11 июля 2013 г.). Индуистские боги в Западной Африке: ганские преданные Шиве и Кришне . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-25571-5 .
- Веб-источники
- ^ «Итихаса – это не фантазия» . Девдутт . 3 июня 2017 г. Проверено 11 мая 2021 г.
- ^ Литературная энциклопедия Мерриам-Вебстера (издание 1995 г.), статья о Пуранах, ISBN 0-877790426 , стр. 915.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Паргитер, FE
- Древнеиндийская историческая традиция . Дели. 1972.
- Текст Пуран династий эпохи Кали . Оксфорд. 1913.
- Винтерниц, М. История индийской литературы . Том. I-II. Дели. 1987.
- Рэпсон, Э. Дж. Кембриджская история Индии . Том. Я Кембридж. 1922 год.
- Уордер, AK Индийская литература кавья , Vol. I-VII. Дели. 2004.
- Смит, Р. Мортон Даты и династии в ранней Индии: перевод и обоснование критического текста династий Пуран , Шастри, Дж. Л. (ред.). Дели. Мотилал Банарасидасс. 1973.
- Смит, Мэри Кэрролл Суть великого индийского эпоса . Гарвардский университет. 1972.
- Тапар, Ромила
- «Пуранические линии и археологические культуры» в древней индийской социальной истории: некоторые интерпретации . Нью-Дели. Ориент Лонгманс. 1978.
- «Мифы о происхождении и раннеиндийская историческая традиция» в древней индийской социальной истории: некоторые интерпретации . Нью-Дели. Ориент Лонгманс. 1978.
- «Генеалогия как источник социальной истории» в древнеиндийской социальной истории: некоторые интерпретации . Нью-Дели. Ориент Лонгманс. 1978.