Праяг Кумбха Мела
Праяг Кумбха Мела | |
---|---|
![]() 2013 Маха Кумбха Мела | |
Статус | Активный |
Жанр | Справедливый |
Частота | Каждые 12 лет |
Место проведения | Тривени Сангам |
Местоположение(а) | Праяградж , Уттар-Прадеш |
Координаты | 25 ° 25'52 "N 81 ° 53'06" E / 25,431 ° N 81,885 ° E |
Страна | Индия |
Предыдущее событие | 2019 (Ард Кумбха Мела) |
Следующее событие | 2025 (Пурн Кумбха / Маха Кумбха Мела) |
Участники | Ахарас , паломники и торговцы |
Бюджет | Восток. ₹ 4200 крор [ нужна ссылка ] |
Активность | Ритуалы |
Организатор: | Управление Праяг Мела |
Спонсор | Ост-Индская компания до 1857 года; Британское владычество до 1947 года; после этого правительство Индии . |
Веб-сайт | кумбха |
![]() |
Праяг Кумбха Мела , также известная как Аллахабад Кумбха Мела, — это мела , или религиозное собрание, связанное с индуизмом и проводимое в городе Праяградж , Индия , в Тривени Сангаме , месте слияния Ганга , Ямуны . и мифического храма Река Сарасвати . [ 1 ] Фестиваль отмечен ритуальным купанием в воде, но это также праздник общественной торговли с многочисленными ярмарками, образованием, религиозными беседами святых, массовыми кормлениями монахов или бедняков и развлекательными зрелищами. [ 2 ] [ 3 ] Примерно 50 и 30 миллионов человек посетили Праяградж Ардх Кумбха Мела в 2019 году и Маха Кумбха Мелу в 2013 году соответственно, чтобы искупаться в священной реке Ганг, что сделало их крупнейшими мирными мероприятиями в мире. [ 4 ] [ 5 ]
Полная Кумбха-мела проводится каждые 12 лет, а ардха -мела (половина) проводится примерно через 6 лет на том же месте. Кумбха-мела 2013 года стала крупнейшим религиозным собранием в мире, которое посетило почти 120 миллионов человек. Ардх Кумбха Мела была проведена в начале 2019 года. Следующая полная Кумбха Мела запланирована на 2025 год. Точная дата основана на индуистском лунно-солнечном календаре и определяется вхождением планеты Юпитер в зодиак Тельца , а также временем пребывания Солнца и Солнца в зодиаке Тельца. луна в Козероге . [ 6 ] [ примечание 1 ]
Мела — одна из четырех ярмарок, традиционно называемых Кумбха Мелас. Ежегодная ярмарка, известная как Магх Мела , проводится в сангаме Праяг Тривени с древних времен (по крайней мере, в первые века нашей эры ). Это место, его священность, омовение и ежегодный фестиваль упоминаются в древних Пуранах и эпосе Махабхарата . Фестиваль также упоминается в текстах более поздних эпох, например, в текстах мусульманских историков Империи Великих Моголов. Однако в этих источниках фраза «Кумбха Мела» не используется для обозначения праздника омовения в Аллахабаде. Самое раннее упоминание о Кумбха Меле в Аллахабаде встречается в документах колониальной эпохи только после середины XIX века. Считается, что примерно в это же время Праягвалы (местные брахманы Праяга) приняли 6-летнюю кумбху , 12-летний цикл исторической Маха Кумбха Мелы и ежегодной Магх Мелы. С тех пор каждые 12 лет Магх Мела превращается в Маха Кумбха Мела, а через шесть лет после Кумбха Мелы — в Ард Кумбха («Полукумбха») или Кумбха Мела.
Даты
Кумбха Мела в Аллахабаде проводится в месяц Магх , когда Юпитер находится в Овне , а Солнце и Луна в Козероге ; или Юпитер в Тельце , а Солнце в Козероге. [ 8 ] Однако иногда это астрологическое сочетание ( Кумбха-йога ) не совпадает с месяцем Магх. В таком случае мела по-прежнему проводится в Магхе. Например, согласно астрологическим расчетам, Кумбха Мела 1989 года должна была начаться в середине марта; однако это началось в январе. [ 9 ]
Было множество случаев, когда индуистские астрологи расходились во мнениях относительно того, какое конкретно состояние приводит к меле. В результате ярмарки, называвшиеся Кумбха Мела, на протяжении многих лет проводились в одном и том же месте. Например, 1941 и 1942 годы в Аллахабаде; и снова 1965 и 1966 годы в Аллахабаде. [ 9 ]
История
Согласно индуистской мифологии , Вишну ронял капли амриты (напитка бессмертия) в четыре места, перенося его в кумбхе (горшок). Эти четыре места, включая Праяградж, считаются современными местами Кумбха Мелы. Ярмарке на берегу реки в Праяградже уже много веков, но ее связь с мифом о кумбхе и 12-летним циклом восходит к 19 веку. Жрецы Праяграджа позаимствовали эти концепции из Харидвара Кумбха Мелы и применили их к своему местному ежегодному празднику Магх Мела. Магх Мела, вероятно, восходит к первым векам нашей эры и упоминается в нескольких Пуранах . [ 10 ]
Ранние записи Маг Мела

В трудах китайского путешественника Сюаньцзана (Хиуэнь Цанг), возможно, содержится упоминание о древней версии этой ярмарки 644 года нашей эры. Сюаньцзан упоминает, что император Шиладитья (отождествляемый с Харшей ) раздавал свое богатство среди населения раз в пять лет; его казна затем пополнилась его вассалами. Он описывает такой ритуал на месте, расположенном у слияния двух рек, в царстве По-ло-йе-киа (отождествляемом с Праягой). Он также упоминает, что многие сотни людей принимают омовение в месте слияния двух рек, чтобы смыть свои грехи. [ 13 ] По мнению некоторых ученых, это самый ранний из сохранившихся исторических отчетов о Кумбха Меле или ее предшественнике. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] Однако австралийский исследователь Кама Маклин отмечает, что упоминание о Сюаньцзане касается события, которое происходило каждые 5 лет (а не 12 лет) и могло быть буддийским праздником (поскольку, по мнению Сюаньцзана, Харша был буддийским императором). [ 17 ]
Распространенная концепция, которую отстаивают акхары , заключается в том, что Ади Шанкара начал Кумбха Мелу в Праяге в 8 веке, чтобы облегчить встречу святых людей из разных регионов. Однако ученые сомневаются в достоверности этого утверждения. [ 18 ]
Нет никаких записей о Кумбха Меле с 12-летним циклом в Праяге до XIX века. « Прайяг Махатмья» В разделе Матсья Пураны говорится о высшей святости Праяг в месяце Магха, но не упоминается какая-либо «Кумбха Мела». [ 19 ] Бенгалии Выдающийся духовный лидер Чайтанья посетил Праяг в 1514 году и принял участие в омовении на Макара Санкранти . Источник на бенгальском языке упоминает , Чайтанья Чаритамрита что он посетил Магх Мелу (а не Кумбха Мелу). XVI века Рамчаритманасе Тулсидаса В мела в Аллахабаде упоминается как ежегодная, но не содержит никаких упоминаний о 12-летнем цикле. Табакат-и-Акбари (ок. 1590-е гг.) Низамуддина Ахмада также упоминает, что мела является ежегодной. В нем говорится, что после сбора урожая раби индусы пришли в Тривени Сангам в таком большом количестве, что джунглей и равнин было недостаточно, чтобы их удержать. Айн-и-Акбари , тоже из 16 века, упоминает, что Аллахабад особенно свят в месяц Магха . Хуласат-ут-Таварих (ок. 1695–1699) использует термин «Кумбха Мела» для описания только Мелы в Харидваре; в нем упоминается только существование ежегодной Мелы в Аллахабаде. Ядгар-и-Бахадури (1834 г. н. э.) аналогичным образом упоминает, что мела в Аллахабаде проводится каждую зиму в Магхе, когда солнце входит в знак Козерога. [ 9 ]
Британская Ост-Индская компания получила контроль над территорией Праяграджа после Аллахабадского договора 1765 года. Ранние британские записи содержат подробную информацию о ежегодном Магх Мела в Праяградже, собранную для налоговых и административных целей. Но ни в одной из этих записей мела не называется «Кумбха» и не предполагает какого-либо особого значения (например, большого количества людей) для Мелы, проводимой каждый 12-й год. Напротив, есть несколько упоминаний о названии «Кумбха Мела», а также о 12-летнем цикле Харидвар Кумбха Мела . Есть несколько записей о заявлениях от индуистских принцев с просьбой о безналоговом посещении Мелы в Праяградже. Опять же, все они описывают мелу как ежегодную. Бхоланат Чундер (1869) из Азиатского общества также упоминает «особую великую мелу» в Аллахабаде как ежегодную, проводимую в январе. [ 9 ] [ 20 ]
Маг Мелас эпохи компании
Некоторые из Маг Мела времен Компании включают:
1790
В письме Сциндии хвалят мусульманина по имени Мир Мухаммад Амджад за оказание хороших услуг индуистским паломникам из Декана. Амджад был офицером Асаф-уд-даулы. [ 21 ] Асаф-уд-Даула , наваб Авада , в этом году значительно снизил налог на паломников. [ 22 ]
1801
Компания передала сбор налогов на меле местным жителям, чтобы избежать сложности налоговой системы, а также обвинений в получении прибыли от нехристианских обычаев. [ 9 ]
1806
Компания взяла на себя сбор налога с паломников и ввела налог в размере 1 фунта стерлингов для всех, кто хотел искупаться в Меле. По словам валлийской писательницы-путешественницы Фанни Паркс , налог был суровым: в те времена 1 рупии было достаточно, чтобы продержать человека «в комфорте в течение одного месяца». [ 23 ] Другой современный источник оценивает налог, взимаемый компанией, в 3 фунта стерлингов и упоминает, что большие расходы идут на благотворительность и подарки браминам, сидящим на берегу реки. [ 24 ]
1808
Компания объявила об отмене налога на паломничество для местных солдат, желающих совершить омовение в Аллахабаде. Этот шаг был направлен на укрепление их лояльности британскому правительству. [ 25 ]
1812
Компания организовала «большое» собрание людей на «меле», чего не было уже 28 лет. [ 24 ]
1833
Бишунатх Сингх, принц Ревы , отказался платить налог на том основании, что он не принимал ванну. Однако местный британский коллекционер прислал Реве налоговый счет на сумму 5490 фунтов стерлингов (огромная сумма по тем временам) на том основании, что он нанял Праягвалов, а людям из его свиты постриглись головы. [ 26 ]
1836
Раджа Ревы обратился к британцам с просьбой предоставить освобождение от налогов его свите численностью 5000 человек. Британцы согласились предоставить освобождение только для 1000 человек. Разгневанный раджа отказался от поездки в Аллахабад. [ 26 ]
1840
Британцы отменили налоги на паломников как «меру, рассчитанную на повышение популярности правительства... в эти недовольные времена». [ 25 ] В тот год Маг Мела посетило огромное количество людей. Произошла давка, в результате которой 2 человека погибли и еще 2 получили ранения. [ 27 ]
Другие
Как и Харидварская мела, Праягская мела также имела коммерческую составляющую, но в гораздо меньших масштабах. Европейский путешественник Чарльз Джеймс К. Дэвидсон дважды посетил ярмарку и описал ее в своей книге « Дневник путешествий и приключений в Верхней Индии » (1843 г.). По его словам, товары, выставленные на продажу на меле, представляли собой недорогие товары, «обычно встречающиеся на всех индийских ярмарках». [ 28 ]
Преобразование Магх Мелы в Кумбха Мелу.
Трудно определить точный год, в котором Магх Мела впервые отмечалась как Кумбха Мела. Ярмарка 1870 года в Аллахабаде - самая ранняя ярмарка, которую современные источники называют «Кумбха Мела». Предыдущая Кумбха Мела должна была быть запланирована на 1858 год; но в том году ярмарка в Аллахабаде не проводилась из-за беспорядков, вызванных восстанием 1857 года . До этого в 1846 году должна была проводиться Кумбха Мела, но нет никаких записей, подтверждающих это. В 1874 году Г. М. Рикеттс, комиссар Аллахабада, писал, что ярмарка становится все более священной каждый седьмой год и привлекает все больше паломников и торговцев. Помимо этого, писал он, администрация мало что знала о факторах, которые привели к увеличению или уменьшению посещаемости ярмарки в конкретном году. [ 9 ]
Самое раннее упоминание о Кумбха-меле в Аллахабаде содержится в британском отчете 1868 года. В этом отчете Г.М. Рикеттс (тогдашний магистрат Аллахабада) обсуждает необходимость санитарного контроля на «Кумбх-меле», которая состоится в 1870. Он также упоминает, что четыре года назад он был свидетелем огромной толпы на «Ад Кумб» (Ард Кумбх). В своем отчете о Маг Мела 1870 года комиссар Аллахабада Дж. К. Робертсон также заявил, что ярмарка этого года была «Кумбх». Этот отчет также является самым ранним из сохранившихся источников, в котором упоминается процессия садху в Аллахабаде; эта процессия происходит только во время Кумбха Мелы, а не во время Магх Мелы. [ 9 ]
Историк Кама Маклин выдвигает гипотезу, что Мела 1870 года была первой ярмаркой в Аллахабаде, получившей название «Кумбха Мела». Исторически Магх Мела была важным источником дохода для брахманов Праягвал в Аллахабаде. Попытки британцев получить прибыль от Мелы, обложив паломников огромным религиозным налогом, привели Компанию к прямому конфликту с Праягвалами. Даже после того, как Компания отменила налог на паломничество в 1840 году, она продолжала взимать налоги с торговцев и поставщиков услуг (например, парикмахеров) на Меле. [ 9 ] Первое британское упоминание о Кумбха Меле в Праяге встречается только в отчете 1868 года, в котором упоминается необходимость усиления контроля за паломничеством и санитарными условиями на «Кумбской ярмарке», которая состоится в январе 1870 года. По словам Маклина, Праягвалы переняли легенду о Кумбхе. и бренд от Харидвара до древнего ежегодного Праяг Маг Мела, учитывая социально-политические обстоятельства XIX века. [ 9 ]
Христианские миссионеры атакуют индуизм
Праягвалам из общей индуистской общины не нравилось присутствие христианских миссионеров в Меле. Праягвалы возражали против колониального правительства и проводили кампанию против него, поддерживали христианских миссионеров и чиновников, которые относились к ним и паломникам как к «невежественным единоверцам» и агрессивно пытались обратить индуистских паломников в христианскую секту. [ 29 ] По словам Маклина, миссионеры распространяли литературу, напечатанную на индийских языках, на большом паломническом собрании индуистов в Аллахабаде. Они атаковали индуистские «религиозные практики», «Раму и Лахмада [так в оригинале]», идолопоклонство и индуистские ритуалы. В некоторой миссионерской литературе паломничество Праяг обвинялось как «простое суеверие» и «даже не одобряемое в высших священных книгах индусов». [ 30 ]
Праягвалы и другие индусы сочли это оскорбительным. Они утверждали – «резко» заявляет Маклин – что индуистам при британском правительстве не была предоставлена свобода входить в христианские помещения, разбивать лагеря, проповедовать и распространять свои религиозные материалы среди христиан рядом с их церквями или критиковать христианство на христианских праздниках. Напротив, христианские миссионеры, находящиеся под защитой британского правительства, поступают именно так с индуистской общиной, которая собирается отпраздновать свой собственный праздник. Эта ориенталистская дискриминация, как утверждали газеты, произошла из-за «беспомощности мягкого индуса, который отождествляет своих христианских правителей с Падре и боится поднять руку на Белого проповедника или его черных новообращенных». [ 31 ] Правительство проигнорировало эти петиции, утверждает Маклин, «возможно, осознавая, что, как только миссионеры будут изгнаны из мелы [Кумбха], следующим будет правительство». [ 31 ] Несмотря на агрессивные методы прозелитизма, используемые христианскими миссионерами в мелах Праяг Кумбха, утверждает Маклин, им не удалось обратить там индуистов. Тем не менее, это действительно помогло развить активную деятельность типографий, принадлежащих индуистам, в ответ на христианскую миссионерскую тактику, которая начала публиковать и широко распространять прокумбха-мелу, проиндуистскую и антиколониальную литературу. [ 32 ]
восстание 1857 года
Колониальное правительство обвинило Праягвалов в содействии беспорядкам в Аллахабаде и частично в развязывании восстания 1857 года в Аллахабаде. Согласно колониальным архивам, община Прайгавала помогла посеять и увековечить сопротивление христианским миссионерам и восстанию 1857 года против колониального правления. [ 29 ] Во время восстания 1857 года полковник Нил нацелился на участок Кумбха-мела и обстрелял регион, где жили Праягвалы, разрушив его, что Маклин описывает как «заведомо жестокое умиротворение Аллахабада». [ 29 ] Праягвалы также преследовали и уничтожали «миссионскую прессу и церкви в Аллахабаде». Как только британцы восстановили контроль над регионом, Праягвалы подверглись преследованиям со стороны колониальных властей, некоторые были осуждены и повешены, в то время как другие, в отношении которых у правительства не было достаточных доказательств для осуждения, тем не менее подверглись преследованиям. Большие участки земель Кумбха-мелы возле слияния Ганга-Ямуны были конфискованы и присоединены к правительственному городку. В годы после 1857 года толпы паломников Праягвалов и Кумбха Мелы несли флаги с изображениями, намекающими на восстание и расовые преследования. Британские СМИ сообщили об этих собраниях паломников и протестах на более поздней Кумбха Меле как о «странно враждебных» и «недоверчивых», утверждает Маклин. [ 33 ]
Британский Радж

Начиная с середины 19 века, улучшение автомобильной и железнодорожной сети помогло паломникам. [ 9 ] Однако посещаемость менялась с течением времени по многим причинам, и надежных оценок посещаемости недостаточно. Исторические и современные оценки посещаемости сильно различаются в разных источниках. Например, Имперский географический справочник Индии колониальной эпохи сообщил, что от 2 до 2,5 миллионов паломников посетили Кумбху-мелу в 1796 и 1808 годах, а затем добавил, что эти цифры могут быть преувеличением. Между 1892 и 1908 годами, в эпоху сильного голода, холеры и эпидемий чумы в Британской Индии, количество паломников упало до 300 000–400 000 человек. [ 34 ]
Британское правительство собирало налоги, а также начало управлять услугами кемпингов и мела, особенно с 1860-х годов. Он разрешил миссионерам разбивать лагеря и распространять свою литературу, назначил мусульманских чиновников для управления фестивалем, мотивируя это тем, что они были более безразличны к святым людям и «суевериям» на фестивале, выдал официальные лицензии на «игровые карнавалы». [ 35 ] Индусы возражали против этих назначений и лицензий, подали петиции против вуайеризма, сочли фаворитизм и присутствие мусульманских чиновников неприемлемыми и попросили индуистских чиновников возглавить фестиваль. Со временем общественные настроения усилились, и Кумбха-мела стала «идеальным местом для выражения и продвижения индуистских интересов». Однако сам фестиваль Кумбха оставался мирным и «не стал местом насилия между индуистами и мусульманами», утверждает Маклин. [ 35 ]
Кумбха Мела, 1882 г.
Мела стала источником скандала, когда мусульманин по имени Хусейн был назначен менеджером Кумбха Мелы, а в сообщениях индийских газет говорилось, что Хусейн «организовал флотилию украшенных гирляндами лодок для удовольствия европейских дам и господ и развлекал их танцующими девушками». , ликер и говядина», наблюдая за купающимися паломниками. [ 36 ]
Ардха Кумбха Мела, 1888 г.
Христианский миссионер попросил правительство не вмешиваться в организацию Кумбха Мелы, поскольку это делает их соучастниками идолопоклонства. Однако магистрат Аллахабада отказался подчиниться, заявив, что вмешательство Великобритании было необходимо для того, чтобы держать под контролем военизированных садху. [ 25 ] Информационный бюллетень Prayag Samachar обвинил мусульман в поджоге мелы. [ 21 ] Окружной судья Портер пытался запретить наготу, утверждая, что никакие индуистские писания не разрешают это. Его поддержал комиссар Аллахабада, но вице-губернатор Окленд Колвин отверг эту идею. Колвин, бывший мировой судья Аллахабада, утверждал, что нет необходимости вмешиваться в индуистскую церемонию, на которой должны присутствовать только индусы. [ 37 ]
Кумбха Мела, 1894 г.
Согласно Парамахансе Йогананде в его работе « Автобиография йога» , именно во время Кумбха Мелы в январе 1894 года в Праяге его Гуру Шри Юктешвар встретил Махаватара Бабаджи . впервые [ 38 ]
Кумбха Мела, 1906 год.
В 1905 году группа прайагвалов перестала есть на благотворительном пиру из-за присутствия полицейского-мусульманина. Праяг Самачар , который часто публиковал мнения общин, призвал правительство запретить мусульманской полиции посещать этот район. [ 21 ] Столкновение между Нага Садху произошло на Меле 1906 года. Полиция приказала кавалерийской атаке прекратить конфликт. [ 39 ]
Кумбха Мела, 1942 год.
В 1941 году правительство запретило продажу билетов на поездку в Аллахабад с 4 января по 4 февраля 1942 года. В связи со вступлением Японии во Вторую мировую войну правительство хотело свести количество посетителей к минимуму. Ходили слухи, что Япония собирается бомбить Аллахабад. [ 40 ]
Кроме того, в 1941 году Маханирвани Акхара из Дараганджа обратился к правительству с просьбой запретить присутствие неиндусов (мусульманской полиции и христианских миссионеров) на меле. Ахара также выразила недовольство выдачей официальных лицензий на проведение «игровых карнавалов» на меле. [ 21 ]
Многие недавно преуспевающие жители деревни начали посещать Мелу, символ статуса, и задокументировали свое заявленное происхождение в реестрах Прягвалов. Многие также документировали свои претензии на владение землей в этих реестрах, чтобы их можно было использовать в судебных делах в случае возникновения каких-либо споров. [ 41 ]
Независимая Индия
Кумбха Мела, 1954 год.
Около 800 человек погибли в давке на Кумбха Мела 3 февраля 1954 года. В том году фестиваль посетили около 5 миллионов паломников. [ 42 ]
Ард Кумбха Мела, 2007 г.
За 45 дней Ардх Кумбха Мелу посетили более 70 миллионов человек. [ 43 ] [ сомнительно – обсудить ]
Кумбха Мела, 2013 г.

По оценкам, 120 миллионов человек посетили Маха Кумбха Мелу в 2013 году в Праяградже за двухмесячный период. [ 44 ] [ 45 ] в том числе более 30 миллионов за один день, 10 февраля 2013 года (день Мауни Амавасьи ). [ 46 ] [ 47 ] [ сомнительно – обсудить ] Фестиваль 2013 года в Праяградже стал одним из первых массовых мероприятий, на которых было организовано облачное наблюдение за заболеваниями практически в реальном времени. [ 48 ]
Праяградж Кумбха 2019
В декабре 2017 года ЮНЕСКО объявила Кумбху «нематериальным культурным наследием человечества». [ 49 ] 12 декабря 2017 года Йоги Адитьянатх , главный министр штата Уттар-Прадеш, объявил о переименовании «Ард Кумбха» в «Кумбха». [ 50 ] 22 декабря 2017 года Ассамблея штата Уттар-Прадеш приняла закон о создании Управления Праяградж Мела. [ 49 ] и осуществление изменения названия, о котором Адитьянатх объявил 12 декабря. [ 50 ] The Hindustan Times предположила, что причиной изменений могло стать увеличение доходов от туристов. [ 50 ] Рам Говинд Чаудхари сказал, что закон, устанавливающий эту власть, содержит множество положений, которые противоречат установленным принципам санатана-дхармы и индуистской дхармы . [ 49 ] Суреш Кханна сказал, что, хотя новый закон пытается изменить традицию, связанную с Кумбхой, он не изменит верования и процесс купания в реке. [ 49 ]
Около стерлингов 2500 крор фунтов будет выделено правительством штата на Ард Кумбха 2019 года , что более чем в два раза больше, чем оно потратило на последнюю Кумбху, состоявшуюся в 2013 году. Около 199 проектов 16 правительственных ведомств находятся на стадии реализации в четыре этапа, который включает в себя шесть- полосный мост через Ганг и четырехполосный железнодорожный путепровод стоимостью 275 крор фунтов стерлингов. Департаменту общественных работ предстоит реализовать проекты на сумму 430 крор фунтов стерлингов, включая строительство внутренней кольцевой дороги в городе. 210 крор фунтов стерлингов будет потрачено на оборудование для обеспечения безопасной питьевой водой и 60 крор фунтов стерлингов на электрификацию района Кумбха. Особое внимание также уделяется управлению твердыми отходами, чтобы гарантировать, что вода Ганги не загрязнена, и установке светодиодных фонарей. [ 51 ] Кроме того, к октябрю 2017 года завершаются работы по расширению и благоустройству 18 дорог и 25 дорожных развязок. [ 52 ] [ необходимы дополнительные ссылки ]
давки
Несколько давок произошли на Праяг Кумбха Мела в 1840, 1906, 1954 , 1986 и 2013 годах . Самым смертоносным из них стала давка 1954 года, в результате которой погибло 800 человек. [ 53 ]
Примечания
Ссылки
- ^ Кумбха Мела: индуистский фестиваль . Британская энциклопедия. 2015.
- ^ Диана Л. Эк (2012). Индия: Священная география . Книги Гармонии. стр. 153–155. ISBN 978-0-385-53190-0 .
- ^ Уильямс Сокс (2005). Линдси Джонс (ред.). Энциклопедия религии, 2-е издание . Том. 8. Макмиллан. стр. 5264–5265. , Цитата: «Часто говорят, что особая сила Кумбха Мелы частично объясняется присутствием большого количества индуистских монахов, и многие паломники ищут даршана (санскр. даршан; благоприятное взаимное видение) этих святых людей. Другие слушают религиозные беседы, участвуют в религиозном пении, привлекают священников-брахманов для проведения личных ритуалов, организуют массовые кормления монахов или бедняков или просто наслаждаются зрелищем среди этого разнообразия. Из всех мероприятий ритуальное омовение на стыке времени и места является центральным событием Кумбха Мелы».
- ^ «Мауни Амавасья: Пять миллионов паломников совершают святое омовение в Кумбхе до 17:00» . Времена Индии . Проверено 4 февраля 2019 г. .
- ^ Прадхан, Шарат (11 февраля 2013 г.), Нил Фуллик (ред.), «В давке в Аллахабаде погибло 36 паломников Кумбха Мелы» , Reuters , заархивировано из оригинала 16 ноября 2017 г. , получено 15 ноября 2017 г. ,
Фестиваль увеличивается в размерах с каждым разом. проводится и считается крупнейшим в мире временным собранием людей. Официальные лица сообщили, что около 30 миллионов человек посетили это место в воскресенье, которое считается самым благоприятным днем для купания в реке.
- ^ Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. п. 380. ИСБН 978-0-8239-3179-8 .
- ^ Джеймс Лохтефельд (2008). Кнут А. Якобсен (ред.). Религии Южной Азии на выставке: религиозные шествия в Южной Азии и в диаспоре . Рутледж. стр. 40, сноска 3. ISBN 978-1-134-07459-4 .
- ^ Мела Адхикари Кумбха Мела 2013. «Официальный сайт Кумбха Мела 2013, Аллахабад, Уттар-Прадеш, Индия» . Проверено 24 ноября 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Кама Маклин (август 2003 г.). «Заставить колониальное государство работать на вас: современное начало древней Кумбха Мела в Аллахабаде». Журнал азиатских исследований . 62 (3): 873–905. дои : 10.2307/3591863 . JSTOR 3591863 . S2CID 162404242 .
- ^ Джеймс Дж. Лохтефельд (2008). «Шествие Фестиваля Кумбха Мела» . В Кнуте А. Якобсене (ред.). Религии Южной Азии на выставке: религиозные шествия в Южной Азии и в диаспоре . Рутледж. п. 70. ИСБН 9781134074594 .
- ^ Кришнасвами и Гош 1935 , стр. 698–699, 702–703.
- ^ Александр Каннингем (1877). Корпус индийских надписей . Том. 1. стр. 37–39.
- ↑ Буддийские записи западного мира, Книга V. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine Сюань Цзаном.
- ^ Дилип Кумар Рой; Индира Деви (1955). Кумбха: вечный фестиваль Индии . Бхаратия Видья Бхаван. п. XXII.
- ^ Марк Талли (1992). Никаких полных остановок в Индии . Пингвин Букс Лимитед. стр. 127–. ISBN 978-0-14-192775-6 .
- ^ Марк Юргенсмейер; Уэйд Кларк Руф (2011). Энциклопедия мировой религии . Публикации SAGE. п. 677. ИСБН 978-1-4522-6656-5 .
- ^ Викрам Доктор (10 февраля 2013 г.). «Как показывают исследования, Кумбха Мела восходит к середине 19 века» . Экономические времена .
- ^ Маклин 2008 , с. 89.
- ^ Маклин 2008 , с. 87.
- ^ Боланаут Чундер (1869). Путешествие индуса в различные части Бенгалии и Верхней Индии . Н. Трубнер и Ко. с. 304.
- ^ Jump up to: а б с д Маклин 2008 , с. 123.
- ^ Маклин 2008 , с. 68.
- ^ Маклин 2008 , с. 91.
- ^ Jump up to: а б Уолтер Гамильтон (1820 г.). Географическое, статистическое и историческое описание Индостана и прилегающих графств . Джон Мюррей. п. 301.
- ^ Jump up to: а б с Маклин 2008 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б Маклин 2008 , с. 60.
- ^ Маклин 2008 , с. 74.
- ^ Чарльз Джеймс К. Дэвидсон (1843 г.). Дневник путешествий и приключений в Верхней Индии: с туром в Бунделькунде, спортивной экскурсией в королевство Ауд и путешествием вниз по Гангу . Х. Колберн. п. 319.
- ^ Jump up to: а б с Кама Маклин (2008). Паломничество и сила: Кумбха Мела в Аллахабаде, 1765–1954 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 74–77, 95–98, 125–126. ISBN 978-0-19-971335-6 .
- ^ Маклин 2008 , стр. 125–127.
- ^ Jump up to: а б Маклин 2008 , стр. 124–126.
- ^ Маклин 2008 , стр. 126–127.
- ^ Кама Маклин (2008). Паломничество и сила: Кумбха Мела в Аллахабаде, 1765–1954 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 74–77, 95–98. ISBN 978-0-19-971335-6 .
- ^ Харидвар Имперский географический справочник Индии , 1909, т. 13, стр. 52–53.
- ^ Jump up to: а б Маклин 2008 , стр. 122–124.
- ^ Кама Маклин (2008). Паломничество и сила: Кумбха Мела в Аллахабаде, 1765–1954 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 132. ИСБН 978-0-19-971335-6 .
- ^ Маклин 2008 , с. 129.
- ^ Автобиография йога Парамахансы Йогананды Глава 36 Автобиография йога Парамахансы Йогананды , вики-источник .
- ^ Марк Талли (14 сентября 1992 г.). Никаких полных остановок в Индии . Пингвин Великобритания. п. 138. ИСБН 978-0-14-192775-6 .
- ^ Винод Ханал (14 января 2016 г.). «Британцы отказались от Маг Мелы в 1942 году» . Таймс оф Индия .
- ^ Маклин 2008 , с. 103.
- ^ «Маха Кумбха Мела (1954): 800 погибших» . rediff.com . 4 марта 2010 г.
- ^ Сарина Сингх (15 сентября 2010 г.). Одинокая планета Индия . Одинокая планета. п. 434. ИСБН 978-1-74220-347-8 .
- ^ «Рекордные 120 миллионов человек окунулись после завершения фестиваля Маха Кумбха» . Халидж Таймс . 12 марта 2013 г.
- ^ «Фотографии: Кумбха Мела, крупнейший в мире религиозный фестиваль» . Си-Эн-Эн. 25 марта 2013 г.
- ^ «Более 3 миллионов человек окунулись в Сангаме на Мауни Амавасья» . ИБНLive. 10 февраля 2013 г.
- ^ Рашид, Омар (11 февраля 2013 г.). «Более трех миллионов преданных окунаются в Сангаме» . Индус . Ченнаи.
- ^ «Кумбха Мела: Беспокойство по поводу чрезмерного использования антибиотиков на Кумбха Меле в Индии» . Би-би-си . 5 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Законопроект о создании управления Праяградж Мела принят Ассамблеей UP» . Индийский экспресс . ПТИ . 22 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Полный или ардх? Мела-шумиха правительства UP вызывает борьбу из-за имени Кумбхи» . «Хиндустан Таймс» . 9 января 2019 г.
- ^ Шарма, Аман (29 декабря 2017 г.). «Работы Кумбхи 2019 начинаются, прибывают чиновники с людьми и машинами» . Экономические времена . Проверено 8 июля 2018 г.
- ^ «Городские цели развиваются так же, как города-метро» . www.jagran.com . Проверено 19 января 2019 г.
- ^ «Маха Кумбха Мела (1954): 800 погибших» . rediff.com . 4 марта 2010 г.
Библиография
- Маклин, Кама (2008), Паломничество и сила: Кумбха Мела в Аллахабаде, 1765–1954 , OUP USA, ISBN 978-0-19-533894-2
- Кришнасвами, CS; Гош, Амалананда (1935). «Заметка о Аллахабадском столбе Ашоки». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 4 (4): 697–706. JSTOR 25201233 .
- Нараин, Бадри (2010). Кумбха Мела и садху: поиск бессмертия . Кедар Нараин, Кристофер Н. Берчетт. Варараси: Паб «Пилигримс». ISBN 978-81-7769-805-3 . OCLC 588502369 .
Внешние ссылки
