Рукопись-раскладушка
Рукописи складных книг — это тип письменных материалов, исторически использовавшихся в материковой части Юго-Восточной Азии , особенно на территориях современной Мьянмы, Таиланда, Лаоса и Камбоджи. они известны как парабайк . На бирманском языке [а] самут тай на тайском языке [б] или самут хой на тайском и лаосском языках, [с] phap sa в Северном Тайланде и Лаосе, [д] и краинг на кхмерском языке. [и]
Рукописи изготавливаются из плотной бумаги, обычно из сиамского грубого кустарника ( хой на тайском и лаосском языке) или бумажной шелковицы , склеенной в очень длинный лист и сложенной гармошкой, причем лицевая и оборотная стороны покрыты лаком для образования защитной обложки. или прикреплены к декоративным деревянным покрытиям. Книги без переплета изготавливаются либо в белом, либо в черном цвете, причем в первом случае бумага неокрашенная, а во втором - почерневшая от сажи или лака. [1] [2]
Мьянма
[ редактировать ]Наряду с бумагой из бамбука и пальмовых листьев , [3] парабайк (ပုရပိုက်) были основным средством письма и рисования в раннего Нового времени Бирме/ Мьянме . [4] в В Центральной библиотеке университета Янгоне хранится крупнейшая в стране коллекция традиционных рукописей, в том числе 4000 парабайков. [5]
Существует два типа парабайка : исторически черный парабайк ( ပုရပိုက်နက် ) был основным средством письма, а белый парабайк ( ပုရပိုက်ဖြူ ) использовался для картин и рисунков. Сохранившийся черный парабайк состоит из произведений научного и технического значения, таких как медицина, математика, астрономия, астрология, история, социальные и экономические комментарии, музыка, исторические баллады, художественная литература, поэзия и т. д. На сохранившемся белом парабайке изображены цветные рисунки королей и двора. занятия, истории, социальные обычаи и манеры, дома, платья, прически, украшения и т. д. [6] Большинство бирманских хроник изначально были написаны на парабайке . [7] Исследование ООН 1979 года показало, что «тысячи и тысячи» рулонов древнего парабайка были найдены (обычно в монастырях и в домах частных коллекционеров) по всей стране, но подавляющее большинство из них не содержалось должным образом. [4] Парабайк обычно изготавливали из коры дерева хой, разновидности бумажной шелковицы. Кору вымачивали, растирали, а затем делали листы, которые склеивали вместе, образуя длинные рулоны, которые можно было складывать гармошкой.
Таиланд
[ редактировать ]Использование самут-хой в Таиланде датируется, по крайней мере, периодом Аюттхая (14–18 вв.). Они использовались для светских текстов, включая королевские хроники, юридические документы и литературные произведения, а также для некоторых буддийских текстов, хотя рукописи из пальмовых листьев чаще использовались для религиозных текстов. [8] [9]
Иллюстрированные складные книги производились для самых разных целей в тайских буддийских монастырях, а также при королевских и местных дворах. Они служили справочниками и пособиями по пению для буддийских монахов и послушников. Производство складных книг или их спонсорство считалось особенно похвальным. Поэтому они часто служили томами для презентаций в честь умершего. Часто воспроизводимым произведением в формате самут хой является легенда о Пхра Малае , буддийском монахе, путешествовавшем в рай и ад. Такие рукописи часто богато иллюстрированы. [10]
Камбоджа
[ редактировать ]Бумага, используемая для кхмерских книг, известная как краинг , изготавливалась из внутренней коры бумажного тутового дерева. На территории, известной сейчас как Камбоджа, литература краинга хранилась в пагодах по всей стране. Во время гражданской войны в Камбодже и последующего режима красных кхмеров в 1960-х и 1970-х годах до 80% пагод в Камбодже были разрушены, включая их библиотеки. [11] лишь небольшая часть первоначального краинга Кхмерской империи . В Камбодже сохранилась [12]
См. также
[ редактировать ]- Хо Трай , библиотека тайского храма
- Питакатаик , библиотеки Священных Писаний в Мьянме.
- Рукопись на пальмовом листе
- Орихон — книжный формат, сложенный гармошкой, родом из Китая и популяризированный в Японии.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бирманский : Пурапет ; произносится [pəɹəbaiʔ] .
- ^ Тайский : Тайские книги , [sā.mùt tʰāj] , «Тайские книги».
- ^ Тайский: สัวต้ย้าย , [sā.mùt kʰɔ̀j] ; Лаос : Библиотека ; « Книги хой » для книг, сделанных из бумаги хой .
- ^ Лаосский: ພັບສາ ; «сложенная бумага тутового дерева» для тех, кто сделан из бумаги тутового дерева.
- ^ Кхмерский : ក្រា ង , произносится [крань] .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Выяснение складок: сохранение тайской буддийской рукописи» . Честер Битти . 13 июня 2019 года . Проверено 7 ноября 2021 г.
- ^ Игунма, Яна (7 июня 2013 г.). «Трактат о сиамских кошках» . Библиотечная группа Юго-Восточной Азии (SEALG) . Британская библиотека . Проверено 26 июня 2017 г.
- ^ ЭБ (1878) , с. 556.
- ^ Jump up to: а б Рагхаван 1979: 4–14.
- ^ «Документальное наследие Мьянмы: избранные тематические исследования» . ЮНЕСКО . 2018 . Проверено 28 февраля 2023 г.
- ^ Рагхаван 1979: 6
- ^ Хла Пе 1985: 37
- ^ «Книга Хой и Священное Писание из пальмовых листьев Сокровища наших предков» [ Самут-хой и рукописи из пальмовых листьев: сокровища наших предков]. Институт исследований Аюттхая, Университет Аюттхая Раджабхат. Архивировано из оригинала 31 марта 2016 года . Проверено 17 октября 2015 года .
- ^ Игунма, Яна (2013). «Юго-Восточная Азия (2): Материк». В Суаресе Майкл Ф.; Вудхуйсен, HR (ред.). Книга: Глобальная история . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780191668753 .
- ^ Игунма, Яна (29 сентября 2013 г.). «Тайская книга достоинств: путешествия Пхра Малай в рай и ад» . Блог по исследованиям Азии и Африки . Британская библиотека . Проверено 7 ноября 2021 г. В эту статью включен текст Яны Игунмы/Британской библиотеки, доступный по лицензии CC BY 1.0 .
- ^ Сен Дэвид и Тик Калиянн (19 сентября 2015 г.). «Пальмовые листья, хранящие историю» . Пномпень Пост . Том. 6.
- ^ К. Р. Чем и М. Р. Антелме (2004). «Кхмерский медицинский текст « Лечение четырех болезней » Рукопись». Сиксакакр, Журнал исследований Камбоджи . 6 : 33–42.
Библиография
[ редактировать ]- Британская , энциклопедия , 9-е изд., Том. IV , Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1878, стр. 551–559 .
- Хла Пе, У (1985). Бирма: литература, историография, наука, язык, жизнь и буддизм . Сингапур: Институт исследований Юго-Восточной Азии. ISBN 9789971988005 .
- Рагхаван, В. (1979). «Сохранение рукописей пальмового листа и парабайка и план составления Всесоюзного каталога рукописей» (PDF) . ЮНЕСКО.