Jump to content

Экономика Грузии (страны)

Экономика Грузии
Вверху: Батуми , финансовый центр Грузии.
Внизу: Тбилиси , столица Грузии.
Валюта Грузинский лари (GEL)
1 января – 31 декабря
Торговые организации
ВТО , ГУАМ , ЧЭС и другие.
Группа стран
Статистика
Население Снижаться 3694600 (1 января 2024 г.) [3]
ВВП
  • 33 миллиарда долларов (номинал, 2024 г.) [4]
  • 94 миллиарда долларов ( ППС , 2024 г.) [4]
Рейтинг ВВП
Рост ВВП
  • 7.5% (2023)
  • 5.7% (2024)
  • 5.2% (2025) [4]
ВВП на душу населения
  • 8825 долларов США (номинал, 2024 г.) [4]
  • 25 248 долларов США (ППС, 2024 г.) [4]
Рейтинг ВВП на душу населения
ВВП по секторам
Население за чертой бедности
  • 13,1% в бедности (2023 г.) [6]
  • 55% при оплате менее 6,85 долларов США в день (2021 г.) [7]
34.2 средний (2021) [8]
Снижаться 53 балла из 100 (2023 г., 49 место )
Рабочая сила
  • Снижаться 2,011,755 (2019) [11]
  • Увеличивать Уровень занятости 44% (2022 г.) [12]
Рабочая сила по профессиям
Безработица Положительное снижение 16.7% (2023) [14]
Средняя брутто-зарплата
2045 лари / 710 евро / 763 доллара США в месяц (2023*) [15]
1636 лари / 568 евро / 610 долларов США в месяц (2023*) [15]
Основные отрасли
сталь, станки, электроприборы, горнодобывающая промышленность (марганец, медь, золото), химическая промышленность, изделия из дерева, вино.
Внешний
Экспорт Увеличивать 6,09 миллиарда долларов (2023 г.) [16]
Экспортные товары
транспортные средства, ферросплавы, удобрения, орехи, металлолом, золото, медные руды
Основные партнеры по экспорту
Импорт Увеличивать 15,43 миллиарда долларов (2023 г.) [16]
Импортные товары
топливо, транспортные средства, машины и детали, зерно и другие продукты питания, фармацевтические препараты
Основные партнеры по импорту
  • Увеличивать 17,47 миллиарда долларов (оценка на 31 декабря 2017 г.) [13]
  • Увеличивать За рубежом: 2,477 миллиарда долларов (оценка на 31 декабря 2017 г.). [13]
Увеличивать −1,348 триллиона долларов (оценка 2017 г.) [13]
Отрицательное увеличение 16,99 миллиарда долларов (оценка на 31 декабря 2017 г.) [13]
Государственные финансы
Отрицательное увеличение 39,1% ВВП (2023 г.) [13] [примечание 1]
−3,8% (ВВП) (оценка 2017 г.) [13]
Доходы 4,352 триллиона (оценка 2017 г.) [13]
Затраты 4,925 триллиона (оценка 2017 г.) [13]
Экономическая помощь ОПР 626,0 млн долларов США (2010 г.) )
Увеличивать 3,039 миллиарда долларов (оценка на 31 декабря 2017 г.) [13]
Все значения, если не указано иное, указаны в долларах США .

Экономика Грузии представляет собой развивающуюся экономику свободного рынка . Ее валовой внутренний продукт резко упал после распада Советского Союза , но восстановился в середине 2000-х годов, увеличившись в двузначных цифрах благодаря экономическим и демократическим реформам, проведенным в результате мирной Революции роз . С тех пор Грузия продолжила свой экономический прогресс, «перейдя от почти несостоятельного состояния в 2003 году к относительно хорошо функционирующей рыночной экономике в 2014 году». [23] В 2007 году Всемирный банк назвал Грузию экономическим реформатором номер один в мире. [24]

Экономику Грузии поддерживает относительно свободная и прозрачная атмосфера в стране. Согласно отчету Transparency International за 2018 год, Грузия является наименее коррумпированной страной в Черноморском регионе, опережая всех своих непосредственных соседей, а также близлежащие Европейского Союза . государства [25] Учитывая смешанную среду средств массовой информации , Грузия также является единственной страной в непосредственной близости от нее, где пресса не считается несвободной . [26]

С 2014 года Грузия является частью Европейского Союза , зоны свободной торговли при этом ЕС продолжает оставаться крупнейшим торговым партнером страны, на долю которого приходится более четверти общего торгового оборота Грузии. [27] После заключения торгового соглашения с ЕС 2015 год ознаменовался дальнейшим ростом двусторонней торговли, тогда как торговля с Содружеством Независимых Государств (СНГ) резко сократилась. [28]

До 20-го века экономика Грузии была преимущественно аграрной.

Современная экономика Грузии традиционно вращается вокруг черноморского туризма , выращивания цитрусовых , чая и винограда ; добыча марганца и меди ; и продукция крупного промышленного сектора, производящего вино , металлы, машины, химикаты и текстиль. [29]

Как и многие постсоветские страны, Грузия пережила период резкого экономического спада в 1990-е годы, частично из-за постоянного уклонения от уплаты налогов . "В этот период международные финансовые институты сыграли решающую роль в бюджетных расчетах Грузии. В 1997 году многосторонние и двусторонние гранты и кредиты составили 116,4 миллиона лари, в 1998 году - 182,8 миллиона лари". [30]

Экономическому восстановлению препятствовали сепаратистские споры в Абхазии и Южной Осетии , сопротивление реформам со стороны некоторых коррумпированных и реакционных группировок, а также азиатский финансовый кризис 1997 года. [31] Под руководством президента Шеварднадзе (находившегося у власти в 1995–2003 годах) правительство, тем не менее, добилось определенного прогресса в основных рыночных реформах: оно либерализовало все цены и большую часть торговли, ввело стабильную национальную валюту ( лари ) и значительно сократило штат правительства.

В конце 1990-х годов было приватизировано более 10 500 малых предприятий, и хотя приватизация средних и крупных фирм шла медленно, более 1 200 средних и крупных компаний были созданы в форме акционерных обществ. Закон и указ, устанавливающие правовую основу и порядок приватизации государственного имущества, сократили количество компаний, контролируемых государством.

Соединенные Штаты начали оказывать помощь Грузии в процессе реформ вскоре после того, как страна обрела независимость от Советского Союза . Постепенно фокус сместился с гуманитарных программ на технические и институциональные. Предоставление юридических и технических консультантов дополнялось возможностями обучения для парламентариев, сотрудников правоохранительных органов и экономических консультантов.

Последние макроэкономические показатели

[ редактировать ]

За последние несколько лет грузинская экономика была одной из самых динамично развивающихся в странах бывшего СССР . 2003 года После Революции роз новое правительство Грузии осуществило широкие и всеобъемлющие реформы, которые затронули все аспекты жизни страны. Экономические реформы были направлены на либерализацию экономики и обеспечение устойчивого экономического роста , основанного на развитии частного сектора . Создание привлекательной деловой среды привело к значительному притоку прямых иностранных инвестиций в страну, что способствовало высоким темпам экономического роста .

В 2013 году Грузия вошла в первую десятку стран по Индексу энергетической безопасности, роста и процветания развивающихся рынков. [32] Об этом говорится в статье, опубликованной CISTRAN Finance news. Индекс определяет развивающиеся страны, которые имеют сильный потенциал роста, основанный на энергетических запасах и ВВП. [33]

После реформ экономика Грузии успешно диверсифицировалась и начала демонстрировать быстрый восходящий рост, в среднем более 10% ежегодного роста реального ВВП с 2004 по 2007 год, достигнув пика в 12,3 процента в 2007 году. В целом, с 2004 по 2007 год экономика Грузии выросла на 35%. [34]

Грузии Политика экономической либерализации продемонстрировала некоторую устойчивость к внешним потрясениям – войне с Россией в 2008 году и мировому финансовому кризису . Несмотря на это, в 2008 году экономика Грузии выросла на 2,3%. После сокращения в 2009 году (-3,8%) экономика вскоре восстановилась, увеличившись на 6,3% в 2010 году и на 7,0% в 2011 году. Уровень безработицы сократился с 16,9% до 16,3% в период с 2009 по 2010 год. [34]

В 2013 году годовой уровень инфляции в Грузии составил 2,4%. [35] Он значительно снизился после 11,2% в 2010 году. [36] Рост инфляции стал результатом роста цен на продукты питания мире, и существенная доля инфляционных колебаний пришлась на изменчивость цен на продукты питания, поскольку доля продуктов питания в потребительской корзине Грузии в относительно высока .

По оценкам МВФ, в 2011 году сальдо текущего счета Грузии составляло -1,489 млрд долларов США. [37] У Грузии умеренный дефицит среди европейских и закавказских постсоветских государств . Торговля с основными партнерами Грузии продолжала расти. Например, в 2016 году Грузия экспортировала в Армению продукции на сумму 87 263,53 доллара США, а импортировала из Армении продукции на сумму 144 931,92 доллара США. [38] Дефицит текущего счета был более чем компенсирован сильным притоком иностранного капитала. [39] позволяя грузинской валюте укрепиться. [40]

Динамика ВВП на душу населения (ППС) в Грузии и других странах FSC в период 1994–2021 гг. и будущие прогнозы на 2022–2026 гг.
Классифицировать Страна Остаток текущего счета
в процентах от ВВП (2010 г.) [41]
оценки МВФ на 2011 год [41]
1  Азербайджан 27.662 22.664
2  Россия 4.807 5.518
3  Украина −2.091 −3.893
4  Армения −13.873 −11.697
5  Беларусь −15.522 −13.442
6  Литва 1.835 −1.860
7  Молдавия −8.300 −9.897
8  Эстония 3.565 2.424
9  Грузия −9.618 −11.700
10  Латвия −22.938 −8.320

Правительству удалось сохранить финансовую стабильность благодаря значительной помощи, предоставленной США и международными институтами. Аналитики ЕБРР полагают, что существенная международная финансовая поддержка и денежные переводы рабочих, проживающих за рубежом, покроют дефицит текущего счета в среднесрочной перспективе. [42] МВФ положительно оценил экономическую политику правительства. [43]

2015 2016 2017 2018 2019* 2020 2021 2022
ВВП в текущих ценах, млрд лари 33.9 35.8 40.8 44.6 50.0 49.4 60.0
ВВП в постоянных ценах 2015 года, млрд лари 33.9 34.9 36.6 38.4 40.4 37.8 41.5
Реальный рост ВВП, проценты 3.0 2.9 4.8 4.8 5.1 -6.2 10.5 10.8
Дефлятор ВВП, проценты 5.8 2.6 8.5 4.4 6.6 6.9 10.3
ВВП на душу населения (в текущих ценах), лари 9 109.4 9 613.9 10 933.9 11 968.0 13 428.9 13 292.7 16 179.5
ВВП на душу населения (в текущих ценах), долл. США 4 012.6 4 062.1 4 358.5 4 722.0 4 763.5 4 274.6 5 023.2
ВВП в текущих ценах, млрд долларов США 14.9 15.1 16.2 17.6 17.7 15.9 18.6

Прямые иностранные инвестиции в Грузию

[ редактировать ]

Большой приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) стал движущим фактором быстрого экономического роста в Грузии с 2003 года. [44]

Привлекательная и либеральная инвестиционная среда и равный подход к местным и иностранным инвесторам делают страну привлекательным направлением для прямых иностранных инвестиций .

Стабильное экономическое развитие, либеральная и ориентированная на свободный рынок экономическая политика, только 6 налогов и сниженные налоговые ставки, уменьшенное количество лицензий и разрешений, резко упрощенные административные процедуры, преференциальные торговые режимы с зарубежными странами, выгодное географическое положение, хорошо развитый, интегрированный и мультимодальный Транспортная инфраструктура , образованная, квалифицированная и конкурентоспособная рабочая сила представляют собой прочную основу для успешного бизнеса в Грузии. Помимо других преимуществ, в Грузии есть свободные индустриальные зоны, где компании освобождаются от всех корпоративных налогов. [45]

С 2003 по 2011 год ПИИ в Грузию составили 8511,5 млн долларов США. Самый высокий объем прямых иностранных инвестиций – 2 015,0 млн долларов США – был достигнут в 2007 году с годовым ростом 69,3%. [46] Высокий уровень инвестиций сохранялся до 2008 года. В 2007 году на долю ЕС27 приходилось более 56% притока прямых иностранных инвестиций, а в 2008 году на долю ЕС, ОАЭ и Турции приходилось почти 60%. [47] В 2009 году приток ПИИ характеризовался тенденцией снижения. Основными причинами снижения стали внешние шоки – российско-грузинская война и влияние мирового финансового кризиса .

В первой половине 2017 года армянские инвестиции в Грузию выросли почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 5,6 млн долларов США, тогда как инвестиции из Азербайджана упали на 20,3% в годовом исчислении до общей суммы 224,18 млн долларов США. [48]

• В 2009–2011 годах наибольшая доля прямых иностранных инвестиций пришлась на сектор промышленности (31,2) и составила 765 миллионов долларов США, сектор недвижимости (15,8%) – 389 миллионов долларов США. [46]

В таблице ниже показаны объемы ПИИ в процентах от ВВП в отдельных странах бывшего СССР . [49] В статистических целях ПИИ определяются как иностранная компания, владеющая 10% или более обыкновенных акций зарегистрированной фирмы или ее эквивалента для некорпоративной фирмы. [50]

Классифицировать Страна Объем ПИИ в процентах от ВВП (2010 г.)
1  Эстония 85,6
2  Грузия 67,1
3  Казахстан 61,1
4  Украина 42,5
5  Российская Федерация 28,7
6  Армения 18,5
7  Беларусь 18,3

Прямые иностранные инвестиции в страну Грузия по годам.

Год Сумма (млн долл. США)
2000 131.2
2001 109.8
2002 167.3
2003 340
2004 499.1
2005 449.7
2006 1100
2007 2010
2008 1500
2009 658.4
2010 814 [51]
2011 1111 [52]
2012 865 [53]
2013 914 [ нужна ссылка ]
2014 1750 [54]
2015 1564 [55]
2016 1565.9 [56]
2017 751 (январь – июнь) [57]

Торговля

[ редактировать ]
  Грузия
  Страны, с которыми Грузия подписала Соглашение о свободной торговле (FTA)
  Страны, с которыми у Грузии есть Генеральная схема преференций (GSP)

С 2014 года Грузия является частью Европейского Союза , зоны свободной торговли при этом ЕС продолжает оставаться крупнейшим торговым партнером страны, на долю которого приходится более четверти общего торгового оборота Грузии. [27] После заключения торгового соглашения с ЕС 2015 год ознаменовался дальнейшим ростом двусторонней торговли, в то время как торговля с возглавляемым Россией Содружеством Независимых Государств (СНГ) снизилась на 22%. [28]

В 2023 году Грузия подписала всеобъемлющее экономическое соглашение с ОАЭ , согласно которому две страны установили свободную торговлю. [58]

По состоянию на 2015 год основными экспортными товарами Грузии были: медные руды и концентраты, ферросплавы , фундук , лекарства , азотные удобрения , вино , сырая нефть , минеральная вода , неденатурированный этанол и спиртные напитки. [28]

В 2015 году основным импортом Грузии, по порядку величины, были: нефтепродукты , транспортные средства , углеводороды , медные руды и концентраты, мобильные телефоны и другие беспроводные телефоны, пшеница , сигареты , железные трубы и трубы, конструкции и части конструкций из железа. . [28]

В 2019 году экспорт Грузии в Армению вырос на 2% по сравнению с предыдущим годом, а импорт снизился на 7%. В 2019 году Грузия экспортировала в Армению продукции на 98,3 млн долларов (4% от общего объема экспорта), а импортировала на 46,9 млн долларов (1% от общего объема импорта). [59]

Международные денежные переводы

[ редактировать ]

Согласно данным, опубликованным центральным банком Грузии, деньги, переведенные из-за границы в Грузию, в 2019 году составили 1,73 миллиарда долларов США. Денежные переводы из России, которая уже много лет является крупнейшим источником денежных переводов для Грузии, в 2019 году составили 428,89 млн долларов США. [60]

Среди других крупнейших источников денежных переводов в Грузию: Греция — 192,56 млн долларов США в 2019 году, Италия — 239,17 млн ​​долларов США; США – 178,41 млн долларов США ; Украина – 47,3 млн долларов США; Испания – 30,9 млн долларов США; Турция – 94,85 млн долларов США; Казахстан – 26,63 млн долларов США; Великобритания ; – 16,89 млн долларов США Израиль – 162,55 млн долларов США; Азербайджан – 22,17 млн ​​долларов США; Германия – 49,81 млн долларов США; Франция – 26,37 млн ​​долларов США; Канада – 14,21 млн долларов США. [60]

Институциональные реформы

[ редактировать ]

При администрации Саакашвили Грузия провела ряд глубоких институциональных реформ, направленных на модернизацию экономики и улучшение делового климата. Каха Бендукидзе (1956–2014) был одним из самых заметных членов команды во время его правления, координируя Министерство экономических реформ Грузии. Осуществленные институциональные реформы создали эффективный, профессиональный и прозрачный государственный сектор, мотивированный защищать принципы демократии. В результате политики дерегуляции экономики резко сократилось количество сфер, регулируемых государством, а также упростились процедуры регулирования.

Грузия преуспела в борьбе с коррупцией, которая была одним из главных препятствий на пути развития. Успех Грузии признают различные рейтинговые агентства. По данным Transparency International, Грузия является лучшей страной постсоветского региона по борьбе с коррупцией. Согласно Индексу восприятия коррупции, опубликованному Transparency International , Грузия в 2014 году заняла 50-е место. [61] (поднявшись со 113-го места в 2004 г.). [62] «Глобальный барометр коррупции 2010» ставит Грузию на первое место среди стран мира по снижению уровня коррупции. [63] По данным исследования делового восприятия Международной финансовой корпорации за 2012 год, только 0,11% опрошенных (1 респондент из 920) назвали коррупцию проблемой в отношениях с общественными организациями. [64]

Грузия имеет самую либеральную налоговую юрисдикцию в Европе. Количество налогов уменьшено с 21 до 6, снижены и налоговые ставки. Кроме того, были реализованы существенные процессуальные и институциональные реформы – установлена ​​упрощенная система рассмотрения налоговых споров, упрощена система налогового администрирования, а большая часть налогов в настоящее время уплачивается онлайн.

Благодаря таможенной реформе таможенные процедуры были резко упрощены. Реформа таможенных тарифов существенно упростила и резко сократила издержки, связанные с внешней торговлей. Ряд импортных тарифов был отменен примерно на 90% продукции, и вместо прежних 16 существуют только 3 тарифные ставки. В настоящее время 86% тарифных позиций являются беспошлинными по сравнению с 26% в 2005 году. Были созданы современные зоны таможенного оформления и Процедуры таможенного оформления могут быть выполнены всего за 15 минут.

Модернизация системы лицензий и разрешений привела к уменьшению количества лицензий и разрешений и упрощению связанных с ними административных процедур.

Приватизация государственной собственности. Начиная с 2004 года обеспечение прозрачной политики приватизации было одной из важных реформ правительства Грузии, направленной на разгосударствление оставшейся государственной собственности с целью привлечения иностранных инвестиций, увеличения и развития частного сектора. и эффективное использование ресурсов страны.

Либеральное трудовое законодательство упростило отношения между работодателями и работниками. В результате реформы «Фонд «Наследие»» и другие аналитические центры назвали Трудовой кодекс Грузии одним из самых либеральных в мире, поскольку он значительно сократил расходы на найм и увольнение.

Грузия предлагает максимально упрощенные процедуры регистрации бизнеса, собственности, получения различной документации через «единое окно», где большинство процедур можно пройти онлайн. В отчете «Ведение бизнеса 2012 » (ВБ) Грузия занимает 16-е место по индексу легкости ведения бизнеса (по сравнению со 112 в 2006 году), называя Грузию лучшим реформатором среди 174 стран за последние 5 лет. Грузия входит в число лидеров и по другим рейтингам, а именно по регистрации недвижимости – первое место; Выдача разрешений на строительство – 4 место, открытие бизнеса – 7 место; Получение кредитов – 8 место. [65]

Лицензионное регулирование

[ редактировать ]

За счет реформы системы лицензий и разрешений количество лицензий и разрешений сократилось на 90%. В настоящее время лицензии и разрешения используются только при производстве высокорискованных товаров и услуг; также использование природных ресурсов и конкретные виды деятельности. Значительно упрощены процедуры выдачи лицензий и разрешений, внедрены принципы «единого окна» и «молчание – согласие», которые подразумевают, что если лицо не будет уведомлено с аргументированным отказом о выдаче лицензии в ограниченных рамках, лицензия считается выданным соответствующим органом.

Процедура получения разрешения на строительство существенно упрощена и требует всего 3 процедуры. Сроки получения разрешений на строительство резко сократились. По данным Doing Business 2012 (ВБ), Грузия является лучшим показателем в регионе Восточной Европы и Центральной Азии (ЕЦА) и занимает 4-е место в мире. Количество процедур и дней, стоимость (% от дохода на душу населения) значительно ниже, чем в регионе ЕЦА и странах ОЭСР.

Ситуация изменилась после того, как в 2005 году был принят новый Закон о выдаче лицензий и разрешений. Процесс утверждения строительства склада в Грузии теперь более эффективен, чем во всех странах ЕС, за исключением Дании.

Сбор налогов

[ редактировать ]

С января 2011 года вступил в силу новый Налоговый кодекс. Он унифицирует старые Налоговый и Таможенный кодексы. Новый Налоговый кодекс повысил доверие к налоговой системе Грузии и повысил доверие к налоговым органам Грузии за счет улучшения взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами, защиты прав налогоплательщиков, повышения эффективности администрирования и гармонизации законодательства Грузии с налоговыми органами. лучшие международные налоговые практики и директивы ЕС.

В Грузии существуют только 6 налогов с законными ставками: подоходный налог (подоходный налог с населения) 20%; Налог на прибыль (корпоративный налог) – 15%; Налог на добавленную стоимость – 18%; Акциз – варьируется; Налог на имущество до 1% от самооценочной стоимости имущества; Таможенный налог – 0%; 5%; 12%. Кроме того, были проведены существенные процессуальные и институциональные реформы, упрощено урегулирование налоговых споров, оптимизировано налоговое администрирование, сокращены сроки и стоимость уплаты налогов. Грузия упростила уплату налогов для фирм, упростив отчетность по налогу на добавленную стоимость и внедрив электронное заполнение и уплату налогов. [66]

Ряд импортных пошлин был отменен примерно на 90% продуктов, и вместо прежних 16 существуют только 3 тарифные ставки (0%, 5%, 12%). Грузия устанавливает импортные налоги только на несколько видов сельскохозяйственных и промышленных товаров. Кроме того, не существует количественных ограничений (квот) на импорт и экспорт. [66]

Регулирование труда

[ редактировать ]

При уровне безработицы около 16% и большом количестве рабочих мест в неформальном секторе Грузия предприняла далеко идущую реформу регулирования труда. Новый Трудовой кодекс был принят 17 декабря 2010 года. Новый закон ослабляет ограничения на продолжительность срочных договоров и количество сверхурочных часов, а также отменяет надбавки, необходимые для сверхурочной работы. Он также устраняет необходимость уведомлять и получать разрешение профсоюза на увольнение сокращенного работника. как минимум за 1 месяц Новый закон предусматривает выходное пособие , заменив сложные правила, согласно которым требуемые сроки уведомления зависели от трудового стажа, а руководитель должен был писать длинные объяснения профсоюзам и соответствующему министерству. В целом новые правила делают грузинский рынок труда гораздо более гибким.

В сочетании с тем фактом, что Грузия также снизила отчисления на социальное обеспечение, выплачиваемые предприятиями по заработной плате, с 31% до 20% в 2005 году и полностью отменила их, начиная с января 2008 года, эти изменения делают Грузию шестым местом в мире по простоте трудоустройства работников.

Судебная процедура

[ редактировать ]

Сокращение коррупции в судах было одним из главных приоритетов нового правительства. С 2004 года, когда к власти пришла администрация Саакашвили , семь судей были задержаны за получение взяток, а 15 предстали перед уголовными судами. Только в 2005 году Дисциплинарный совет судей рассмотрел дела в отношении 99 судей, около 40% судейского состава, 12 судей были уволены. В то же время зарплаты судей были увеличены в четыре раза, чтобы снизить зависимость от взяток. [67]

Согласно индексу Global Property Guide, Грузия на данный момент занимает 40 баллов из 100. [68] Это означает: «Судебная система крайне неэффективна, а задержки настолько длительны, что сдерживают использование судебной системы. Присутствует коррупция, а судебная система находится под влиянием других ветвей власти. Экспроприация возможна». [69]

Безработица

[ редактировать ]

Безработица является постоянной проблемой в Грузии с момента обретения страной независимости в 1991 году. По данным Национального статистического управления (Грузия), уровень безработицы в 2013 году составлял 16,9%, а в 2023 году он снизился до 16,4%. [70]

Почти половина населения Грузии проживает в сельской местности, где низкоинтенсивное самодостаточное сельское хозяйство является основным источником средств к существованию. [71] Служба статистики Грузии относит физических лиц к категории самозанятых работников. По состоянию на 2007 год 416 900 человек числились самозанятыми в сельском хозяйстве. [72] В многодетных семьях глав домохозяйств обычно называют «индивидуальными предпринимателями», членов семьи, которые помогают обрабатывать землю, относят к «неоплачиваемым работникам семейного бизнеса». Использование этой методологии дает относительно низкий уровень безработицы в сельской местности, а не в городах и в Тбилиси. [73] Соседние страны показывают несколько схожие результаты. Например, в Армении в 2015 году уровень безработицы составил 18,26%, что составляет 532,644 человека. [74] [75]

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Активное население (рабочая сила), тыс. человек 1 629 1 675.6 1 653.8 1 641.4 1 605.2 1 572.8 1 523.7
Занято, тыс. чел. 1 255 1 308.5 1 294.5 1 286.9 1 296.2 1 295.9 1 241.8
Безработные, тыс. человек 374 367.2 359.2 354.5 309.0 276.9 281.9
Уровень безработицы, процент 23.0 21.9 21.7 21.6 19.2 17.6 18.5

[76]

Структура экономики

[ редактировать ]
Ингури ГЭС , построена в 1987 году.

В последние годы Грузия полностью дерегулировала свой электроэнергетический сектор, и теперь существует свободный и открытый доступ к рынку.

Грузия обладает значительными гидроэнергетическими мощностями, и этот фактор становится все более важным компонентом ее энергетических поставок и политики. Топография страны и обилие гидроресурсов дают ей серьезный потенциал для доминирования на гидроэнергетических рынках в Кавказском регионе. По оценкам Министерства энергетики Грузии , на территории Грузии имеется около 26 000 рек, причем около 300 из этих рек имеют важное значение с точки зрения производства энергии. В министерстве также утверждают, что текущие проекты строительства гидроэлектростанций составляют около 2,4 миллиарда долларов США. [77] Александр Хетагури , бывший министр энергетики Грузии, предложил новые гидроэнергетические проекты мощностью более 22 000 мегаватт, которые будут стоить более 40 миллиардов долларов США и будут финансироваться из частных источников. Одни только эти проекты превратят Грузию во второго по величине производителя гидроэлектроэнергии в мире. [ нужна ссылка ] [78]

В 2007 году Грузия произвела 8,34 миллиарда киловатт-часов электроэнергии при потреблении 8,15 миллиарда кВтч. [79] Большая часть электроэнергии в Грузии вырабатывается на гидроэлектростанциях . В 2005 году страна произвела 6,17 млрд кВтч гидроэнергии, или 86% от общего объема производства электроэнергии. [80] В 2006 году быстрый рост производства гидроэлектроэнергии (на 27%) сопровождался столь же сильным ростом производства тепловой электроэнергии (на 28%). [81] С тех пор доля гидроэнергетики выросла еще больше, когда в ноябре 2007 года Ингурская электростанция вышла на полную мощность. [ нужна ссылка ] Помимо государственной Ингури, установленная мощность которой составляет 1300 мегаватт, гидроэнергетическая инфраструктура Грузии состоит из множества небольших частных электростанций. [82]

В последние годы Грузия стала крупным экспортером электроэнергии в регионе, экспортировав 1,3 млрд кВтч. в 2010 году Гидроэлектростанции Грузии производят 80-85% электроэнергии, используемой внутри страны, остальные 15-20% производятся за счет тепловой энергии. станции . По данным Министерства энергетики и природных ресурсов , на данный момент Грузия использует лишь 18% своего гидроресурсного потенциала. [83]

Зависимость Грузии от гидроэнергетики делает страну уязвимой к климатическим колебаниям, что требует импорта для покрытия сезонного дефицита, но также открывает возможность экспорта в более влажные условия. У Грузии все еще есть потенциал для увеличения выработки гидроэлектроэнергии за счет модернизации существующих объектов, а также строительства новых гидроэлектростанций.

Одной из наиболее сложных реалий, с которыми столкнулись многие бывшие советские республики, была потеря субсидируемых Советским Союзом поставок топлива и коммунальных услуг. До 2004 года передающая сеть Грузии находилась в критическом состоянии, отключения электроэнергии были обычным явлением по всей стране. В ответ на растущее давление правительство Грузии инициировало серию законодательных реформ в 1998 и 1999 годах, чтобы начать развитие энергетического сектора и рынков электроэнергии. независимый регулирующий орган Грузии – Национальная комиссия по регулированию энергетики Грузии (GNERC) В то время как были приняты меры по разделению и либерализации энергетического сектора, был разработан новый закон и сформирован . Помимо предоставления государственных субсидий, GNERC смогла повысить цены на электроэнергию и природный газ в Грузии, чтобы компенсировать затраты на восстановление в результате процесса реформ государства. [84] После этих реформ распределение стало более надежным, приближаясь к круглосуточному обслуживанию. Инвестиции в инфраструктуру также были сделаны.В настоящее время частная компания Energo-Pro Georgia контролирует 62,5% рынка распределения электроэнергии. [85]

У Грузии есть линии электропередачи, которые соединяют ее энергосистему с Россией , Турцией , Арменией и Азербайджаном . В июле 2008 года Грузия начала экспортировать электроэнергию в Россию по линии электропередачи «Кавкасиони». [ нужна ссылка ] Позже в 2009 году министр энергетики Грузии Александр Хетагури спровоцировал скандал из-за коммерческой сделки, заключенной с российской энергетической компанией «Интер РАО» о совместном управлении грузинской Ингурской ГЭС в течение 10 лет. [86] Предложение Хетагури повлечет за собой приток в Грузию денежных средств в размере около 9 миллионов долларов США за использование завода. Однако напряженность нарастала, поскольку Ингури ГЭС обеспечивает от 40 до 50 процентов электроэнергии страны и расположена на административной границе сепаратистского региона Абхазия . [87]

в Грузии Потребление природного газа в 2007 году составило 1,8 миллиарда кубических метров. Раньше природный газ в Грузию поставлялся из России . Однако в последние годы Грузия смогла устранить свою зависимость от импорта из России благодаря увеличению производства гидроэлектроэнергии и наличию источников природного газа из Азербайджана . Кроме того, весь экспорт российского газа в Армению проходит через грузинскую трубопроводную систему. Грузия берет 10% от этого газа в качестве платы за транзит. [88]

Грузия является страной-партнером энергетической программы ЕС INOGATE , которая имеет четыре ключевые темы: повышение энергетической безопасности ,конвергенция энергетических рынков государств-членов на основе принципов внутреннего энергетического рынка ЕС ,поддержка устойчивого развития энергетики и привлечение инвестиций для энергетических проектов, представляющих общий и региональный интерес. [89]

Сельское хозяйство

[ редактировать ]

В настоящее время около 55% всей рабочей силы занято в сельском хозяйстве, хотя большая часть этой рабочей силы является натуральным сельским хозяйством . [90]

Грузинское сельскохозяйственное производство начинает восстанавливаться после разрушений, вызванных гражданскими беспорядками и необходимой реструктуризацией после распада Советского Союза. Животноводство начинает восстанавливаться, хотя оно продолжает сталкиваться с незначительными и спорадическими вспышками заболеваний. Внутреннее производство зерна растет, и правительство инвестирует в улучшение инфраструктуры, чтобы обеспечить соответствующее распределение и доходы фермеров. Производство чая, фундука и цитрусовых сильно пострадало в результате конфликта в Абхазии, важнейшем районе для выращивания последних культур.

Примерно 7% ВВП Грузии (2011 г.) генерируется аграрным сектором.

Виноградарство и виноделие являются важнейшими отраслями сельского хозяйства Грузии. В Грузии выращивают более 450 видов местных сортов винограда, и страна считается одним из старейших мест производства высококачественных вин в мире. Россия традиционно была крупнейшим экспортным рынком для грузинского вина . Однако ситуация изменилась в 2006 году, когда Россия запретила импорт вина и минеральной воды из Грузии, чему предшествовали заявления грузинских правительственных чиновников о низких требованиях к качеству российского рынка. [91] С тех пор грузинские производители вина изо всех сил пытались сохранить производство и выйти на новые рынки.

В 2011 году Грузия продала вина на общую сумму 54 миллиона долларов США в 48 странах и алкогольных напитков на общую сумму 68 миллионов долларов США в 32 странах. Вина и алкогольные напитки входят в десятку крупнейших экспортных товаров с долей 2,5% и 3,1% соответственно. [92] По данным Национального агентства вина Грузии, экспорт грузинского вина увеличивается. Экспорт вина в 2011 году на 109% превысил экспорт 2007 года. По данным на 2012 год, Грузия торгует вином с 43 странами, продав более 23 миллионов бутылок. Крупнейшими экспортными партнерами Грузии в винодельческой отрасли являются Украина (47,3% экспорта вина), Казахстан (18,9%) и Беларусь (6,9%). [93] В 2011 году экспорт вина, минеральных вод и алкогольных напитков превысил экспорт всех лет после 2006 года. Грузия богата родниковыми водами, а производство минеральных вод является одной из основных отраслей промышленности. Экспорт минеральных вод в 2011 году составил 48 млн долларов США в 35 стран мира. Доля минеральной воды в общем объеме экспорта составляет 2,1%. [92] Пищевая промышленность развивается вровень с основным сельскохозяйственным производством, а экспорт продуктов переработки увеличивается с каждым годом. Экспорт орехов составил около 6% экспорта Грузии (2011 г.) и входит в десятку крупнейших экспортных товаров на общую сумму 130 миллионов долларов США. Орехи экспортировались в 53 страны мира. [92]

Сельское население в процентах от общей численности населения Грузии составляло 48,2% в 2011 году и снизилось до 46,3% в 2014 году. [94]

В 2018 году, помимо меньшего производства другой сельскохозяйственной продукции, [95] Грузия произвела:

Туризм в Грузии является одним из наиболее быстрорастущих секторов местной экономики , который имеет высокий потенциал для дальнейшего развития. За последние годы число посетителей Грузии значительно возросло, способствуя росту других секторов, связанных с туризмом. В 2011 году Грузию посетило около 3 миллионов посетителей, что на 40 процентов больше, чем в 2010 году. [96] Чтобы способствовать развитию туристического сектора, правительство Грузии вкладывает значительные средства в развитие транспортной и базовой инфраструктуры, обновление и развитие туристических направлений, что является стимулом для привлечения частных инвестиций. В 2011 году общий объем производства услуг, связанных с туризмом, увеличился на 77% по сравнению с 2006 годом и составил 7,1% от общего объема производства экономики. [97] В 2018 году туризм принес Грузии налоговых поступлений в размере 3,4 миллиарда долларов. [98] [99]

В следующей таблице показано среднемесячное количество прибывающих в Грузию туристов по гражданству и количеству посещений (в тысячах). [100]

Страна 2015 2016 2017 2018 Изменение 2015–2018 гг.
Азербайджан 96,3 89,7 108,5 118,7 23,2%
Армения 99,3 96,0 107,3 105,7 6,5%
Иран 1,8 10,8 23,5 24,3 1221,9%
Израиль 4,6 7,1 9,6 13,1 183,1%
Россия 63,6 70,8 94,6 117,1 84,1%
Турция 89,5 82,4 83,9 91,5 2,3%
Украина 10,6 12,6 14,2 14,8 39,0%
Евросоюз 17,8 19,1 23,6 32,1 80,4%
Другие страны 17,6 25,1 37,1 43,3 146,0%
Общий 438,0 449,4 540,2 600,3 37,1%

По данным Национальной администрации туризма Грузии, ТАСС сообщило, что Армения занимает третье место в списке стран с наибольшим количеством посещений граждан в 2021 году. Лидирует Турция по количеству поездок, совершенных посетителями Грузии в прошлом году: 326 тысяч, 2,7. % меньше, чем в прошлом году. Россия с более чем 212 тысячами туристов, что на 2,1% больше, чем в 2020 году, занимает второе место. [101] Всего в 2021 году Грузию посетили более 1,8 миллиона человек, что на 7,7% больше, чем в предыдущем году.

Логистика

[ редактировать ]

Грузия является одним из ключевых участников международной программы ТРАСЕКА благодаря своему важному географическому и политическому положению. страна должна стать оживленным переходным узлом современного Шелкового пути Поскольку она расположена прямо между Европой и Азией, в ближайшем будущем . 11 марта 2015 года грузинские СМИ заявили, что китайские и грузинские компании достигли в Пекине соглашения о развитии глубоководного порта Анаклия , существование которого имеет решающее значение для маршрута ТРАСЕКА. [102] Порт будет построен на участке площадью более 1000 гектаров и будет иметь выход к глубокому морскому каньону. [103] Позже базирующаяся в США компания SSA Marine была окончательно выбрана для инвестирования и эксплуатации контейнерного терминала глубоководного морского порта Анаклия в Грузии после подписания соглашения с Консорциумом развития Анаклии 1 августа 2017 года. [104]

Первый поезд с 82 контейнерами и 41 платформой прибыл из Китая в Баку (Азербайджан) 28 июля. Первую перевозку по этому маршруту планируется запустить через Грузию в Стамбул в сентябре 2015 года. [105] Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс введена в эксплуатацию 30 октября 2017 года. [106]

Реэкспорт транспортных средств, который является одним из источников дохода для Грузии, значительно снизился в период стагнации 2014–2015 годов, особенно заметно для Азербайджана : он стал в 5,1 раза меньше (на 10 337 автомобилей) по сравнению с предыдущим годом. [107]

Как и в большинстве других постсоветских стран, в финансовом секторе Грузии доминируют банки. По состоянию на 2015 год в стране действовал 21 коммерческий банк, из которых 5 крупных банков контролировали большую часть финансовых активов. [108] Перед банковским сектором стоят серьезные проблемы. Например, банки играют ограниченную роль в финансировании реальной экономики и инвестировании в деятельность, необходимую для стабилизации устойчивой торговли страны.

Компании

[ редактировать ]

В 2022 году сектором с наибольшим количеством компаний, зарегистрированных в Грузии, является производство с 3905 компаниями, за которым следуют услуги и оптовая торговля с 2934 и 1036 компаний соответственно. [109]

Индекс человеческого развития Грузии

[ редактировать ]

Индекс человеческого развития — это составная статистика индексов продолжительности жизни, образования и дохода, используемая для ранжирования стран по четырем уровням человеческого развития.Значение ИЧР Грузии в 2017 году составляет 0,780 — в категории с высоким уровнем человеческого развития, что ставит ее на 70-е место из 189 стран и территорий. Это звание делят с Антигуа и Барбудой. В период с 2000 по 2017 год значение ИЧР Грузии увеличилось с 0,673 до 0,780, увеличившись на 15,9 процента или среднегодовой прирост примерно на 0,9 процента. В период с 1990 по 2017 год ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Грузии увеличилась на 3,1 года, средняя продолжительность обучения увеличилась на 1,1 года, а ожидаемая продолжительность обучения увеличилась на 2,6 года, а также ВНД Грузии на душу населения увеличился примерно на 21,0%. Однако сравнивать значения и рейтинги с ранее опубликованными отчетами ошибочно, поскольку лежащие в их основе данные и методы со временем изменились. [110]

Год Ожидаемая продолжительность жизни при рождении Ожидаемые годы обучения Средний срок обучения ВНД на душу населения (в долларах ППС 2011 г.) Значение ИЧР [110]
1990 70.3 12.4 Н/Д 7589 Н/Д
1995 70.5 10.9 Н/Д 2273 Н/Д
2000 71.9 11.7 11.7 3404 0.673
2005 72.7 12.6 12.1 4983 0.712
2010 72.6 13.3 12.2 6517 0.735
2015 73.1 14.7 12.7 8766 0.771
2016 73.3 15.0 12.8 8785 0.776
2017 73.4 15.0 12.8 9186 0.780

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ данные охватывают долг сектора государственного управления и включают долговые инструменты, выпущенные (или принадлежащие) государственным организациям, кроме казначейства; данные включают казначейский долг иностранных компаний; данные включают долговые обязательства, выпущенные субнациональными организациями; В Грузии нет внутригосударственного долга и социальных фондов
  1. ^ «База данных «Перспективы мировой экономики», апрель 2019 г.» . МВФ.org . Международный валютный фонд . Проверено 29 сентября 2019 г.
  2. ^ «Страновые и кредитные группы Всемирного банка» . datahelpdesk.worldbank.org . Всемирный банк . Проверено 29 сентября 2019 г.
  3. ^ «Данные о населении» . Геостат . Национальное статистическое управление Грузии. 1 января 2024 года . Проверено 22 июля 2024 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г «База данных «Перспективы мировой экономики: апрель 2024 г.» . МВФ.org . Международный валютный фонд . Проверено 8 марта 2024 г.
  5. ^ «Валовый выпуск в текущих ценах» . Geostat.ge . Проверено 18 июня 2016 г.
  6. ^ «Коэффициент бедности при национальной черте бедности (% населения) – Грузия» . data.worldbank.org . Всемирный банк . Проверено 14 января 2020 г. .
  7. ^ «Коэффициент бедности на уровне 6,85 долларов США в день (ППС 2017 г.) (% населения) - Грузия» . openknowledge.worldbank.org . Всемирный банк . Проверено 9 апреля 2020 г.
  8. ^ «Индекс GINI (оценка Всемирного банка)» . data.worldbank.org . Всемирный банк . Проверено 22 марта 2020 г.
  9. ^ «Индекс человеческого развития (ИЧР)» . hdr.undp.org . HDRO (Отдел по составлению докладов о человеческом развитии) Программа развития Организации Объединенных Наций . Проверено 12 октября 2022 г.
  10. ^ «ИЧР, скорректированный с учетом неравенства (ИЧРН)» . hdr.undp.org . ПРООН . Проверено 12 октября 2022 г.
  11. ^ «Рабочая сила, всего – Грузия» . data.worldbank.org . Всемирный банк . Проверено 3 ноября 2019 г.
  12. ^ «Соотношение занятости и численности населения, 15+, всего (%) (национальная оценка) – Грузия» . data.worldbank.org . Всемирный банк . Проверено 20 апреля 2020 г.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Всемирная книга фактов» . ЦРУ.gov . Центральное разведывательное управление . Проверено 26 марта 2019 г.
  14. ^ «Занятость и безработица» . geostat.ge . Национальное статистическое управление Грузии . Проверено 20 апреля 2022 г.
  15. ^ Jump up to: а б Национальное статистическое управление Грузии, Заработная плата, https://www.geostat.ge/en/modules/categories/39/wages
  16. ^ Jump up to: а б «Публикация Внешней торговли товарами за 2019 год, 2020 год» (PDF) . geostat.ge . Национальное статистическое управление Грузии. стр. 10, 13, 14. Архивировано (PDF) из оригинала 20 сентября 2021 г. Проверено 7 октября 2020 г.
  17. ^ Jump up to: а б «Публикация Внешней торговли товарами за 2019 год, 2020 год» (PDF) . geostat.ge . Национальное статистическое управление Грузии. стр. 10, 13, 14. Архивировано (PDF) из оригинала 20 сентября 2021 г. Проверено 7 октября 2020 г.
  18. ^ «Рейтинговый список суверенных государств» . Стандарт энд Пурс . Проверено 26 мая 2011 г.
  19. ^ «S& – Рейтинги Рейтинговый список суверенных государств – Америка» . Проверено 3 марта 2015 г.
  20. ^ "PBC_124089" . Проверено 3 марта 2015 г.
  21. ^ «Рейтинги Fitch, обновлено 15.12.2011» . Архивировано из оригинала 26 марта 2012 г. Проверено 24 февраля 2012 г.
  22. ^ "Scope подтверждает кредитный рейтинг Грузии на уровне BB, сохраняя стабильный прогноз" . Проверено 3 февраля 2024 г.
  23. Государственный департамент США , Джорджия: Краткое изложение , дата обращения: 5 мая 2016 г.
  24. ^ Всемирный банк , Грузия. Архивировано 6 октября 2016 г. в Wayback Machine , дата обращения: 4 мая 2016 г.
  25. ^ «Индекс восприятия коррупции за 2018 год. Резюме, стр. 9» (PDF) . www.transparency.org . Трансперенси Интернешнл . Архивировано (PDF) из оригинала 27 марта 2019 г. Проверено 26 марта 2019 г.
  26. ^ Freedom House , Свобода прессы - 2016 , дата обращения: 4 мая 2016 г.
  27. ^ Jump up to: а б Европейская Комиссия , Грузия , Дата обращения: 7 мая 2016 г.
  28. ^ Jump up to: а б с д Civil Georgia , Внешняя торговля Грузии за 2015 год. Архивировано 17 сентября 2017 г. в Wayback Machine , 20 января 2016 г.
  29. ^ Нана Болашвили , Андреас Диттманн, Лоренц Кинг, Важа Неидзе (ред.): Национальный атлас Грузии , 138 страниц, Steiner Verlag, 2018, ISBN   978-3-515-12057-9
  30. ^ Путеводитель по Грузии, Том 1. Стратегическая информация и события . IBP Inc., 3 марта 2012 г. ISBN  978-1-4387-7443-5 .
  31. ^ Вольф, Стефан. «Грузия: Абхазия и Южная Осетия» . Принстон Эду . Проверено 2 октября 2023 г.
  32. ^ «Индексы» . Институт Бисиньи . Архивировано из оригинала 10 декабря 2014 г.
  33. ^ Бэррон, Лиза (17 декабря 2013 г.). «Индекс роста развивающихся рынков, опубликованный Институтом Bisignis» . ЦИСТРАН Финанс . Чикаго, Иллинойс. Архивировано из оригинала 4 января 2014 года . Проверено 3 января 2014 г.
  34. ^ Jump up to: а б «GeoStat.Ge» . Проверено 3 марта 2015 г.
  35. ^ «Информация Национального банка Грузии для вас» .
  36. ^ «GeoStat.Ge» . Проверено 3 марта 2015 г.
  37. ^ «Отчет по избранным странам и субъектам» . imf.org .
  38. ^ «Армения | Экспорт и импорт | по странам 2017 | WITS | Данные» . Архивировано из оригинала 12 мая 2019 г.
  39. МВФ , Стенограмма телеконференции по просьбе Грузии о резервном соглашении, 15 сентября 2008 г.
  40. ^ «Национальный банк Грузии» . nbg.ge. ​Архивировано из оригинала 14 февраля 2012 г. Проверено 2 ноября 2008 г.
  41. ^ Jump up to: а б МВФ , База данных «Перспективы мировой экономики», апрель 2012 г.
  42. ^ ЕБРР , экономический обзор Грузии. Архивировано 30 марта 2009 г. в Wayback Machine.
  43. ^ Круг. «Национальное статистическое управление Грузии» . www.geostat.ge/en/modules/categories/23/gross-domestic-product-gdp . Проверено 12 мая 2021 г.
  44. ^ «Заявление по итогам миссии МВФ в Грузии» . МВФ . 13 сентября 2007 г. Проверено 22 сентября 2008 г.
  45. ^ «ПБ СЕРВИСИС» . Проверено 15 июля 2020 г.
  46. ^ Jump up to: а б «GeoStat.Ge» . Проверено 3 марта 2015 г.
  47. ^ «Экономическая среда Грузии (Страны)» . Проверено 4 марта 2019 г.
  48. ^ «Прямые инвестиции из Армении в Грузию удвоились за шесть месяцев» . arka.am. ​Проверено 8 декабря 2022 г.
  49. ^ «unctad.org – Информационные бюллетени по странам, 2014 год» . Архивировано из оригинала 5 октября 2020 года . Проверено 3 марта 2015 г.
  50. ^ Международный валютный фонд ( МВФ ), 1993. Руководство по платежному балансу, пятое издание (Вашингтон, округ Колумбия).
  51. ^ Прямые иностранные инвестиции в Грузию в 2010 году составили 814 млн. долларов 24.08.2011 Archived 2016-03-24 at the Wayback Machine Грузия-Online
  52. ^ Прямые иностранные инвестиции в Грузию в 2011г. выросли на 37% 16.08.2012 Archived 2016-04-19 at the Wayback Machine // RBC.ru
  53. ^ Грузинская экономика в 2012–2013 годах: цифры и тенденции Archived 2014-03-10 at the Wayback Machine // ИА REGNUM
  54. ^ "Прямые иностранные инвестиции в 2014 г. составили 1,75 млрд. долларов США" .
  55. ^ "Прямые иностранные инвестиции в Грузию в 2015 году составили 1,564 миллиарда долларов США" .
  56. ^ "Прямые иностранные инвестиции в Грузию в 2016 году выросли на 0,1%" .
  57. ^ "Прямые иностранные инвестиции в Грузию уменьшились" .
  58. ^ «Грузия и ОАЭ официально подписывают соглашение о всеобъемлющем экономическом партнерстве | AGENDA.GE» . дня.ge. Повестка Проверено 27 мая 2024 г.
  59. ^ «Двусторонняя торговля Грузия-Армения в 2019 году» . trademap.org . Проверено 13 мая 2020 г.
  60. ^ Jump up to: а б «Национальный банк Грузии» . Архивировано из оригинала 15 июля 2018 года . Проверено 6 октября 2020 г.
  61. ^ Индекс восприятия коррупции за 2014 год. Архивировано 2 декабря 2015 года в Wayback Machine . Трансперенси Интернешнл.
  62. ^ Индекс восприятия коррупции 2004 г. Трансперенси Интернешнл.
  63. ^ Барометр глобальной коррупции 2010. Архивировано 1 июня 2012 г. в Wayback Machine.
  64. ^ Исследование восприятия бизнеса в Грузии, 2012. Международная финансовая корпорация. PDF
  65. ^ «Ведение бизнеса 2012 – Ведение бизнеса в более прозрачном мире – Группа Всемирного банка» . сайт ведения бизнеса .
  66. ^ Jump up to: а б Georgia_Pocket_Tax_Book. Архивировано 20 мая 2011 г. в Wayback Machine , Министерство финансов.
  67. ^ Путеводитель по Грузии: стратегическая информация и события (Всемирный каталог бизнес-информации) . International Business Publications, США (обновленное издание 2013 г., перепечатано). 2012. с. 194. ИСБН  978-1-4387-7443-5 .
  68. ^ «Индекс прав собственности в Грузии» .
  69. ^ «Права собственности: определение, экономический рост, индекс, примеры» . Архивировано из оригинала 09.12.2020 . Проверено 17 августа 2015 г.
  70. ^ «geostat.ge» . Проверено 18 июля 2024 г.
  71. ^ Сельская бедность в Грузии
  72. ^ «Правительственный пресс-релиз о безработице в 2007 году» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 декабря 2008 г. Проверено 18 декабря 2008 г.
  73. ^ «GeoStat.Ge» . Проверено 3 марта 2015 г.
  74. ^ «Показатели мирового развития – Google Public Data Explorer» .
  75. ^ «Армения – Уровень безработицы 2020» .
  76. ^ «GeoStat.Ge» . Проверено 12 мая 2021 г.
  77. ^ Проектируемые гидроэлектростанции в Грузии http://www.minenergy.gov.ge/index.php?m=305 [ постоянная мертвая ссылка ]
  78. ^ Грузия надеется использовать потенциал гидроэнергетики «Грузия надеется использовать гидроэнергетический потенциал | Oman Observer» . Архивировано из оригинала 14 июля 2012 г. Проверено 3 апреля 2012 г.
  79. ^ «Всемирная книга фактов» . cia.gov . 22 сентября 2021 г.
  80. ^ «Международный энергетический ежегодник 2005nbxn» . Управление энергетической информации . 13 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 14 мая 2008 г. Проверено 22 сентября 2008 г.
  81. ^ «Грузия» . Infoplease.com . Проверено 22 апреля 2013 г.
  82. ^ «Министерство энергетики Грузии» . Архивировано из оригинала 21 июля 2011 г. Проверено 22 сентября 2008 г. , Министерство энергетики Грузии
  83. ^ Дмитрий Бондаренко (08.02.2011). «Турция и Грузия покроются дамбами и ГЭС». Экономические известия. Архивировано из оригинала 02 сентября 2011 г. Проверено 30 марта 2011 г.
  84. ^ Возвращение к реформе http://documents.worldbank.org/curated/en/2003/12/3219271/revisiting-reform-energy-sector-lessons-georgia
  85. ^ На рынок Грузии выходят новые иностранные инвесторы , caucaz.com
  86. ^ Министр энергетики Грузии подвергается нападкам за сделку с Россией https://www.nytimes.com/2009/01/14/world/europe/14georgia.html
  87. ^ Управление Ингури: российская гидроэнергетическая игра? http://www.eurasianet.org/departments/insightb/articles/eav011609e.shtml. Архивировано 27 апреля 2014 г. в Wayback Machine.
  88. ^ ru.rian.ru
  89. ^ "ИНОГЕЙТ" . inogate.org . Архивировано из оригинала 18 ноября 2019 г. Проверено 19 апреля 2009 г.
  90. Основные показатели развития сельского хозяйства. Архивировано 29 сентября 2008 г. на Wayback Machine Investmentgeorgia.org.
  91. ^ [1] Архивировано 12 марта 2007 г., в Wayback Machine.
  92. ^ Jump up to: а б с «GeoStat.Ge» . Проверено 3 марта 2015 г.
  93. ^ "::NW A" . Архивировано из оригинала 7 марта 2016 г.
  94. ^ «GeoStat.Ge» . Проверено 3 марта 2015 г.
  95. ^ Производство в Грузии в 2018 году, по данным ФАО.
  96. ^ Прибытие посетителей-нерезидентов на национальные границы Грузии по странам гражданства. [ постоянная мертвая ссылка ]
  97. ^ «Общий объем производства в сфере туризма» . Архивировано из оригинала 17 мая 2013 г. Проверено 14 мая 2012 г.
  98. ^ Генин, Аарон (25 июля 2019 г.). «Грузинские протесты: двусторонний конфликт в Тбилиси» . Калифорнийский обзор . Проверено 1 августа 2019 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  99. ^ «Индустрия туризма Грузии бьет рекорд экономического воздействия | Департамент экономического развития Грузии» . www.georgia.org . Проверено 1 августа 2019 г.
  100. ^ Национальное статистическое управление Грузии. «Въездной туризм» . Проверено 16 ноября 2019 г.
  101. ^ «Туристический поток из Армении в Грузию в 2021 году сократится более чем на треть» . 14 января 2022 г.
  102. ^ «Китай ищет масштабные инвестиции в Грузию – Джеймстаун» . Джеймстаун .
  103. ^ "Для строительства порта Анаклия отобрано семь компаний - CBW.ge" . Архивировано из оригинала 29 сентября 2015 г.
  104. ^ «Консорциум развития Анаклия подписывает соглашение с американской компанией SSA Marine об инвестировании и эксплуатации контейнерного терминала глубоководного морского порта Анаклия в Грузии» (пресс-релиз). Август 2017.
  105. ^ "В Баку прибыл первый контейнерный поезд из Китая" .
  106. ^ «Железнодорожная линия Баку-Тбилиси-Карс (БТК) введена в эксплуатацию для перевозки китайских товаров в Европу» . 30 октября 2017 г.
  107. ^ "Азербайджан снизил импорт автомобилей из Грузии - Minval.az" . Archived from the original on 2020-08-04 . Retrieved 2015-08-25 .
  108. ^ Аарон Баттен, Пулланг Дунг, Энерелт Энхболд, Джемма Эстрада, Ян Хансен, Джордж Луарсабишвили, доктор Голанд Мортаза и Донхён Пак, 2015. Финансовые системы менее развитых в финансовом отношении азиатских экономик: ключевые особенности и приоритеты реформ . Серия рабочих документов АБР по экономике № 450
  109. ^ «Отраслевая структура компаний Грузии» . ХитГоризонты . Архивировано из оригинала 22 сентября 2023 г. Проверено 9 сентября 2023 г.
  110. ^ Jump up to: а б «ГЕО.pdf» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 25 октября 2014 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d2e2d89f6398e19aee6c40c02e07e5ed__1721649300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d2/ed/d2e2d89f6398e19aee6c40c02e07e5ed.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Economy of Georgia (country) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)